?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

                                                           Где дверь, ведущая к Богу?

                                                           В звуке собачьего лая,
                                                            В звоне молотка,
                                                            В капле дождя,
                                                            В лице каждого,
                                                            Кого я вижу.



Вам что-то напомнил этот стих Хафиза, дорогой Собеседник, но Вы не могли понять, что это было. Мне тоже Хафиз почти беспокояще возвращал отзвук какого-то ускользающего воспоминания, внутреннего знания, никак не поднимающегося на поверхность дневного ума.

И потом я вспомнила. 

Точнее, у меня в памяти всплыла картинка. Несколько лет тому назад я была на обучении у Дэна Винтера, очень странного ученого-неформала, решившего соединить мистику с физикой. Я уже несколько раз про него писала, в частности, про его «формулу любви».

Дэн не причисляет себя к суфиям, но когда-то контактировал с группами последователей Гурджиева, поэтому был осведомлен о некоторых суфийских практиках.

На одном из занятий он объяснял нам, что такое «гармоническая включительность» (harmonic inclusiveness) и почему она важна. (Ниже мне придется вдаться в некоторые технические детали, но я постараюсь не усложнять).

В медицинской науке существует термин «вариабельность сердечного ритма». В западных медицинских справочниках он фигурирует как HRV или heart rate variability. Как оказывается, в ЭКГ здорового человека сердечный ритм варьируется, создавая определенный рисунок – не ровную однообразную синусоиду, а кривую с то широкими, то узкими волнами. То есть продолжительность времени между биениями сердца – длина волны - меняется от удара к удару. Скажем, одна волна, одно биение – три единицы, следующая – три с четвертью, третья – три с половиной, и так далее. Дойдя до определенного предела, длина сердечной волны начинает снова убывать, в такой же последовательности - три с половиной, три с четвертью, три единицы и так далее. Таким образом, у сердечного ритма нет неизменной частоты и длины волны, как у электрического тока. Сердце бьется в определенном диапазоне частот.

(Это немного странно, правда, как если бы вы слушали музыку, и музыка начиналась бы в одном ритме, медленном и плавном, а потом ритм бы убыстрялся и убыстрялся, и, дойдя до кульминации, стал бы снова замедляться?

Или не странно? Может даже знакомо? Например, что-то вроде этого?

Это можно назвать «вариабельностью ритма».

Медики выяснили (хотя и не смогли объяснить), что чем больше вариабельность сердечного ритма человека, тем здоровее его сердце, и тем больше у человека шансов прожить долгую жизнь.

На этой иллюстрации (взяла у Дэна здесь) изображены три ЭКГ – самая крутая отражает работу здорового сердца, потому что включает максимальный диапазон частот, максимальную вариабельность. Две другие – более плоские, потому что имеют намного меньшую вариабельность – практически не дотягиваются до высоких частот.



Так вот, почему сим вопросом заинтересовался Дэн Винтер с его мистической физикой?

Дэн предположил, что вариабельность сердечного ритма связана со стремлением человеческого сердца сонастроиться с максимальным количеством других сердец во Вселенной. В его понятии «сонастроиться» означает не совпадение частот – потому что частоте сердца человека совпасть с частотой сердца кита или кузнечика не представляется возможным даже при большом старании. «Сонастроиться» означает определенное гармоническое соотношение частот, определенную пропорцию. И – как неожиданно, правда? – это гармоническое соотношение, по гипотезе Дэна, связано с пропорцией золотого сечения – 1,618.... Например, Ваше сердце может иметь в своем диапазоне частоту, которая будет соответствовать какой-то из частот сердцебиения Вашей собаки в пропорции, ну например, квадратный корень из 1,618.

В идеале сердце человека должно достичь такой вариабельности ритма, чтобы охватить спектр колебаний всех живых существ, планет и звезд. Это Дэн Винтер и назвал «гармонической включительностью». Гармоническая включительность не должна быть трудной, потому что все объекты на Земле и в космосе стремятся к колебаниям, гармоничным с пропорцией золотого сечения.

(Пропорция золотого сечения – это "свободно конвертируемая валюта" Вселенной. Вас допустят к безграничному энергетическому взаимодействию, если ваш энергетический пакет "сконвертирован" в пропорции золотого сечения.

Золотое сечение также есть тот язык, на которым большие и малые объекты «разговаривают» друг с другом. Это тот язык, на котором планеты и Солнце договариваются, как им взаимно гармонизировать свои орбиты. Это тот язык, на котором листья дерева договариваются, как им располагаться, чтобы не заслонять друг от друга солнечный свет. И это тот самый язык, на котором сердца всех живых существ договариваются, как им стучать в гармонии, чтобы их вибрации взаимно усиливались, а не взаимно аннулировались!)

Возвращаясь к медицине. Медики выяснили, что такие факторы как беспокойство, стресс, депрессия ведут к сужению диапазона частот сердечного ритма и снижению вариабельности. С точки зрения теории гармонической включительности, человек «зацикливается» на определенной частоте и отгораживается от всего остального мира, отказываясь взаимодействовать с огромным спектром живых и неживых объектов.  

Дэн, помнится, тогда предложил желающим из группы выступить в роли подопытных кроликов и проверить свою вариабельность. Многие попробовали, я в том числе. Результаты были в основном у всех неплохие, но почему-то у многих была исключена какая-то область довольно низких частот. То есть как если бы сердце билость в ритме 3,4,5, а потом сразу перепрыгивало через пару-тройку частот к 8, пропуская целую область. Дэн предположил, что это свойственно тем, кто работает в офисах – железобетонных коробках. Резонанс с какими-то низкими частотами, издаваемыми искусственными сооружениями или приборами, блокируется организмом в качестве самозащиты. Однако одновременно он блокирует и целый спектр взаимодействия...

В общем, Дэн говорил о медитации и других практиках в качестве средства расширения диапазона. Там много чего обсуждалось, но я хочу остановиться только на одной вещи, поскольку она напрямую связана с суфийскими ритмическими упражнениями, на которые он обратил внимание.        

Это отрывок из фильма «Встречи с замечательными людьми», священные танцы в суфийской обители.

Если внимательно следить за действиями участников, можно заметить, что они совершают движения, в которых разные части тела движутся с разной частотой.  В приведенном ролике (второй танец) мужчины выполняют ритмические передвижения по сцене – один ритм, кроме того, они движут правой рукой во втором ритме, левой рукой в третьем – не круговые движения, а что-то вроде взмахов, головой - в четвертом ритме. Но мало того, даже пальцы правой и левой рук у них движутся в разных ритмах!

Чтобы выполнить даже самые простые из этих упражнений, нужна очень большая концентрация. Но кроме того, ведь люди должны были настроиться одновременно на множество разных частот. Может быть, так тренируется вариабельность и гармоническая включительность?

В принципе, суфийские ритмические упражнение не исключительная практика такого рода. Тайцзи-цюань использует похожий принцип.

Но я вот подумала - упражнения, конечно, хорошо, замечательно. Но разве не то же самое будет, если в солнечный летний день сесть на скамейку в парке - даже если он в центре города - и одну часть внимания направить на играющих детей, вторую - на пение птицы слева, или белку, бегающую туда-сюда, третью - на шум реки за спиной, четвертую - на крики футболистов, вышедших погонять мяч в обеденный перерыв, пятую - на воспоминание о Друге, шестую - на ощущение движения Силы в теле от воздействия солнца и всех впечатлений от номера один до номера семь, седьмую.. ну на что-нибудь, главное, чтобы внимания хватило...


Возвращаясь к тому, с чего мы начали. Почему нам снова и снова вспоминалось стихотворение Хафиза?

Лай собаки - колебания определенной частоты
Стук молотка - чей-то ритм, частота,

Шум дождя - колебания третьей частоты
и много-много других вибраций, ежесекундно получаемых нами от разных объектов во Вселенной.


По рассказам учеников Руми, он впервые начал кружиться в танце, который впоследствии стал знаком ордена Мевлеви - кружащихся дервишей, под ритм стука молотка своего любимого ученика, серебрянных дел мастера, мастерская которого находилась рядом с ханакой Руми.

Может быть, гармонически включая все в стук нашего сердца, мы открываем дверь Богу?

Posts from This Journal by “гармоническая включительность” Tag

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
assalam786
May. 5th, 2015 03:03 am (UTC)



www.youtube.com/watch?v=KMA8uQfCQWM&feature=related

Это тот же самый отрывок из фильма «Встречи с замечательными людьми», но только на этот раз я хотела бы обратить внимание на первый эпизод — странный танец с беспорядочно движущимся человеком. (Немного в сторону от темы — по-моему, некоторые из танцев, показанных в этом фильме, являются не столько упражнениями, сколько демонстрациями — методом прямого обучения с помощью движущихся символов. Своего рода янтра-йога с живыми участниками.) Не знаю, какое впечатление беспорядочно движущийся человек вызывает у вас. У меня он вызывает впечатление несуразности, аритмичности. Люди, стоящие в кругу, движутся слаженно и ровно, в одном ритме. А человек, движущийся вдоль круга — как отморозок, не чувствует ничего и никого вокруг, слышит только себя и производит беспорядочные, хаотические вибрации, не встроенные в общую гармонию. В конце концов эти беспорядочные вибрации, ни с чем не сочетающиеся, аннулируют сами себя и затухают. Вот такие примерно личные изолированные ритмы… Возможно, и ноосфера человечества, на фоне космической гармонии, создает что-то вроде подобной несуразицы. Поэтому наши токи нужно постоянно направлять, корректировать, чтобы мы хоть какое-то подобие гармонии восстанавливали.

В связи с восстановлением гармонии и правильной вибрации…
Каждый четверг слушаю одну и ту же запись — общую для группы — с дервишеской музыкой, речитативом и пением. Существует особое пение дервишей, соло, которое, как не раз было замечено, производится не в гармонии с фоновым пением (или, как сейчас бы сказали, бэк-вокалом), а в диссонансе с ним. Этот диссонанс очень хорошо улавливается, даже человеком с не очень развитым музыкальным слухом. То есть ты ожидаешь, что петь должны в определенной тональности. А солист-дервиш поет в совершенно другой тональности, нежели ожидаемая, выше, к тому же искажает ноты. Каждый раз слушаю, и каждый раз удивляюсь — почему?

Возможно, причина объяснена в истории про знаменитого певца, который никогда не соглашался петь по заказу. Король страны, где жил певец, очень хотел услышать его пение, но певец не шел ни на какие уговоры. Тогда один дервиш согласился помочь королю. Ночью, тайно, переодетый король и дервиш пришли к дому певца. Дервиш сел под окном и начал петь одну из любимых песен певца. Но пел дервиш фальшиво, искажая мелодию до неузнаваемости. Через какое-то время певец не выдержал и начал петь сам, да так, что весь мир вокруг замер в благоговении.

Вполне возможно, что дервиш-солист в музыкальном отрывке, который мы слушаем по четвергам, намеренно искажая тональность, будит в нас «внутреннего певца». Мы почти подсознательно стремимся восстановить гармонию, достраиваем внутри себя правильную мелодию, правильную тональность. Если бы он пел правильно, мы бы оставались пассивными слушателями, наш «внутренний певец» ни за что бы не вышел из дома. Искажение выявляет певца, активизирует.

Что-то похожее есть в этом несуразном танце. Хочется исправить ритм, сделать его гармоничным. Когерентным :-)

Edited at 2015-08-02 03:38 am (UTC)
sobakazoga
Mar. 29th, 2018 06:07 pm (UTC)
Здесь, пожалуй, можно и попереставлять буквы без вреда смыслу, а так скажу просто - я завёл свой бложык, чтобы найти таких, как ты.
assalam786
Mar. 29th, 2018 06:31 pm (UTC)
Представь, и я по той же причине :)
livejournal
Apr. 17th, 2016 08:53 am (UTC)
О ГРАВИТАЦИИ, ФОРМЕ ЛЮБВИ
Пользователь vvprohvatilov сослался на вашу запись в своей записи «О ГРАВИТАЦИИ, ФОРМЕ ЛЮБВИ» в контексте: [...] ции. В некоторых моих предыдущих заметках я уже затрагивала идеи Дэна Винтера, например в этой [...]
livejournal
Apr. 17th, 2016 03:29 pm (UTC)
Альтернативная реальность: О гравитации, форме любви.
Пользователь black_box_365 сослался на вашу запись в своей записи «Альтернативная реальность: О гравитации, форме любви.» в контексте: [...] ции. В некоторых моих предыдущих заметках я уже затрагивала идеи Дэна Винтера, например в этой [...]
livejournal
Apr. 29th, 2017 08:28 am (UTC)
О ГРАВИТАЦИИ, ФОРМЕ ЛЮБВИ
Пользователь trutazizi сослался на вашу запись в своей записи «О ГРАВИТАЦИИ, ФОРМЕ ЛЮБВИ» в контексте: [...] ции. В некоторых моих предыдущих заметках я уже затрагивала идеи Дэна Винтера, например в этой [...]
sobakazoga
Mar. 29th, 2018 05:45 pm (UTC)
Прости, я ещё не дочитал, но уже возрадовался - а я-то убогий думал, что это у мну аритмия))))
/читает дальше/
assalam786
Mar. 29th, 2018 05:52 pm (UTC)
Аритмия тоже бывает, но это другое явление. Если аритмия бывает, проверь густоту крови. Это бывает причиной, и ее достаточно легко устранить простой диетой (ешь шпинат).
sobakazoga
Mar. 29th, 2018 06:27 pm (UTC)
Мдя.
Я уже подустал, да и Солнце село - Собаке своей спать велело)))
Но, стараясь не уснуть, отмечу - с жб зданиями не так всё просто. По сути, они представляют собой железные клетки по прутьям которой пропущено колебание в ноте Соль (у нас). Или просто нота Соль. У вас СИ.
Безусловно, мы слышим эту частоту.
Но так ли, как говорит Дэн, или чуть иначе, я бы не стал настаивать.
assalam786
Mar. 29th, 2018 06:29 pm (UTC)
Отдыхай, завтра будет новый день и новые мысли. А почему везде Соль, а у нас Си?
sobakazoga
Mar. 29th, 2018 06:38 pm (UTC)
Из вольно отрыгнутого - потому, что прямая модерация осуществляется из диапазона низких частот в высокие. В строгом соответствии с учебником современной физики. Тем же учебником обратная модерация абсолютно запрещена, то есть невозможна. Но об этом не здесь. Здесь же о том, что в соответствии с учебником физики, планетарная зона СИ есть управляемый контур из зоны СОЛЬ.
Где конкретно?
Скорее всего, центр мира в Церне.
Ещё конретнее в разгонном (малом) кольце андронного кол лайдера, там, где стоит синхро ТРОН на схеме, приведённой у мну в недавнем посте.
/ржот/
Ты тока не пугайся, у мну нет сперматоксикоза и кушаю я регулярно и стул нормальный))))

Edited at 2018-03-29 06:41 pm (UTC)
sobakazoga
Mar. 29th, 2018 06:43 pm (UTC)
Всё, отбой, доброго дня.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars