assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

В продолжение темы о добре и зле...

Поскольку дервиши - верные последователи многоуважаемого Ходжи Насреддина, то вопрос иногда может стоять и так: когда нет добра, можно на худой конец использовать и зло. Как говорится, если тебе роют яму — подожди и сделай из нее бассейн. Если благими намерениями может быть выстлана дорога в ад, то и плохие намерения, повернув в правильную сторону, можно использовать во вполне благих целях.

Например, гнев — негативная и очень разрушительная эмоция. Однако она может быть направлена на объект, который является кажущейся причиной негативной ситуации, а может быть развернута на 180 градусов (при условии, что человек помнит себя) и направлена на искоренение самой причины гнева. В первом случае сила гнева становится разрушительной и, замыкая порочный круг, возвращается к тому, кто ее породил. Во втором случае разрушительная сила будет работать на развитие человека.


Мудрый человек может использовать негативную природу во благо, "вышибать клин клином", как это показано в истории из "Сказок дервишей" Идриса Шаха:

ВСПЫЛЬЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годы наблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимых трудностей из-за его вспыльчивости. И стал он думать, как ему избавиться от этой черты. Прослышав об одном дервише, что тот обладает глубоким знанием, он пошел к нему за советом. Дервиш сказал ему: "Ступай по такой-то дороге, пока не придешь к перепутью, где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться воды". Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать: повсюду разнеслись слухи, что он дал обет творить милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством совершенного мудреца.

Однажды один путник, который, видимо, очень торопился, отвернул голову, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжал свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку: "Постой, ответь на мое приветствие и испей воды, которую я предлагаю всем путникам!" Но тот даже не обернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа. Возмущенный такой неучтивостью, человек тут же обо всем позабыл. Он быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющегося грубияна и выстрелил. Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело. Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни.

Итак, как видите, есть два рода советчиков. Первые чисто механически повторяют какие-то установленные принципы. Вторые -- это люди знания. Те, кто встречает людей знания, ждут от них нравоучений и относятся к ним, как к моралистам. Но цель этих людей служить истине, а не оправлывать благочестивые надежды. Дервиш, фигурировавший в этой истории, говорят, никто иной, как Хаджи ад-дин Кубра -- один из величайших суфийских святых. Он основал орден Кубравийа ("Величайшее братство"), который имеет много общего с основанным позднее орденом святого Франциска.



Трудно сказать, несет ли такое действие, совершенное в момент аффекта, последствия для самого вспыльчивого человека. Может быть, суфий, который его туда поставил, снял с него последствия за это действие, поскольку сделал его частью Общего плана. Я только знаю, что в обычной ситуации последствия вызывает не само действие, а мотивы и эмоция, которую человек испытывает в момент совершения действия.


Известна история, описанная в Маснави у Руми. Али, зять Пророка Мохаммеда и его сподвижник (которого, кстати, дервиши ордена Бекташи считают подлинным Пророком), во время сражения хотел отрубить голову поверженному противнику, но тот плюнул ему в лицо. В этот момент Али почувствовал гнев. Тогда он вложил меч в ножны и отпустил врага. На войне действуют другие законы причин и следствий. Воины знают, на что идут, когда берут в руки оружие. Однако убив воина под воздействием личного гнева, Али совершил бы поступок, который несет в себе зло.

Если воин находится в правильном состоянии, у него нет личной ненависти к врагу. Если ненависть появляется, то он творит зло.

Когда родитель справедливо наказывает ребенка, но при этом внутренне испытывает любовь к нему и желает ему добра, его действие не несет неблагоприятных последствий. Если родитель при этом испытывает гнев и ярость, он творит зло. Поэтому, например, советуют никогда не наказывать детей, пока не уляжется гнев.

Мы наказываем не человека, мы наказываем его поступок.
Мы не прощаем злонамеренные поступки, но прощаем человека. Если мы этого не делаем, то, наказывая его, творим зло.


В этом отношении нам, людям, есть чему поучиться у животных. Считается, что агрессивные эмоции у людей идут от животного начала, поскольку за них отвечает самая древняя, рептильная часть мозга. Но вот наблюдаю я за утками и гусями в парке около работы. Они часто конфликтуют из-за территории или еды. Однако что характерно — агрессивные эмоции селезни испытывают только в тот момент, когда дерутся. Как только стычка закончилась — оба отряхнулись, крякнули напоследок и разошлись. Агрессивных эмоций как не бывало. А у людей как? После драки воображаемыми «кулаками» друг друга дубасят часами, если не днями и годами!

Где-то мы застряли на эволюционной переправе от одного берега к другому. И механизм механического отключения уже не срабатывает, как у животных, и до состояния, когда, как у Иисуса, «такой валюты, как агрессия, уже нет в карманах» тоже не дошли...


Вопрос собеседника:

"Я вот головой понимаю про то, что мы все люди суть одно и наказывать нужно только за поступки, а не самого человека. Но вот есть у меня враг один, больше никак его назвать не могу, который сделал мне много плохого, и вот хоть убейте не могу я увидеть в нем человека за его поступками. И желание наказать есть именно его, а не его поступки, хоть я и стараюсь просто абстрагироваться в отношении к нему, просто не замечать, вычеркнуть, хотя при этом понимаю, что надо простить, но не могу".



Все бы в корне поменялось, если бы Вам свыше дали, хотя бы на секунду, увидеть истинное положение вещей и истинную причину Ваших взаимоотношений с этим человеком. Это было бы похоже на то, как если бы актеры, посреди сцены ожесточенной битвы, на мгновение остановились, повернулись к залу и сняли маски. Тогда зритель увидел бы, что на самом деле эти актеры — приятели, как и все остальные в актерской труппе, а сражение изображают, потому что таков замысел сценариста. Почему сценарий таков в Вашем случае — это уже другой вопрос, но сам опыт подобного видения поменял бы для Вас все, кардинально. Через голову эти вещи не решишь…Когда речь идет о враге, это еще полбеды. Враг — он на то и враг, работа у него такая — подлости творить. А вот что делать, когда близкий друг без всякой причины поступает по отношению к вам низко и жестоко? Тогда только одна мысль поможет не сойти с ума — есть причина, по которой он так поступает, и эта причина не в нем. Конечно, его поступки — результат его слабостей и несовершенств. Бог использует слабости этого человека для того, чтобы сдвинуть вас из вашего человеческого я в ваше божественное я. Ваше человеческое я не может не вместить его поступков, ни понять, ни простить. Простить может только божественное я.

Помните историю про избитого дервиша, которому помог добрый человек? Дервиш поблагодарил человека, а тот ответил, что это Бог помог дервишу. Дервиш сказал, что это так, но и тот, кто довел его до такого плачевного состояния, тоже был послан Богом.

Когда мы отрекаемся, вычеркиваем из списков людей тех, кто нас обижает, унижает и причиняет страдания, мы отрекаемся и вычеркиваем того, кто их послал нам.

Tags: добро и зло, суфии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ШИБЛИ

    Однажды некий человек сказал Байазиду Бистами , что уже тридцать лет, как он молится и постится, но всё напрасно. Байазид ответил, что и за…

  • БАЙАЗИД БИСТАМИ

    Понимание Преображенных отличается от того, что люди мира называют знанием. Знание обычного человека – подражательное, использующеe шаблоны и…

  • ПТИЦЫ НЕБЕСНОГО САДА

    Посещение Храма Птиц – буду называть его так – не входило в план нашей иранской поездки. Мы вообще не подозревали о его существовании,…

  • ЯЗЫК ПТИЦ

    ...Я стихом соловьиным крылатым сердцам буду петь, Чтобы смысл уловили они, за покровами слов потаённый. Чтобы, смысл тот усвоив, не дали б…

  • УРОК АТТАРА

    Земля Нишапура, древнейшей столицы Хорасана, а ныне – небольшого тихого городка, дала рождение великим сокровищам Ирана: драгоценной бирюзе и…

  • ДУХОВНАЯ АЛХИМИЯ АХМАДА ИЗ ДЖАМА

    «Для работы над собой нужна энергия. Ни один человек не может совершать усилия без этой энергии. ... В мире есть люди, но их очень мало,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments