assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

АШИАТА ШИЕМАШ - "ЙА ШАХИМ, САХИСТ"

Эта заметка посвящена внутренней канве событий, сутью которых было начало нового этапа Традиции на Западе после передачи Идрису Шаху поместья Кумб Спрингс, где тогда находилась пост-гурджиевская община под руководством Джона Беннетта. В контексте суфийской работы сам Кумб Спрингс и люди, действовавшие там, были приготовлены Шаху как правомочному преемнику. Кем приготовлены? Той силой, которая «курирует» эволюцию человечества и вмешивается в ход событий в точках, которые можно назвать «поворотными».

Во-первых, ни один суфийский Учитель не действует, кроме как в согласии с этой силой. Идрис Шах не был исключением. Подтверждением того, что сила содействует его миссии, должно было стать получение им определенного знака.  О характере данного знака подробно описано в книге О.М.Берка «Среди дервишей» (глава 10) (фразы жирным шрифтом выделены мной):

«Наша организация подобна нашей системе, - сказал мне мастер [Идрис Шах], - и это значит, что она существует,  но не применяется, как сказали бы вы, пока в ней не возникает потребность. Она не похожа на формальную организацию, потому что не основана на механических принципах.

- Но предположим, один суфий должен заместить другого, разве он действует, полагаясь только на интуицию? Мне говорили, что суфийские мастера посылали своих учеников в дальние страны, чтобы занять место, к примеру, умершего мастера. Знает ли это, что существует телепатическое общение между всеми суфиями?

- Ты по-прежнему пытаешься втиснуть нас в чей-то чужой образ, - я рассмешил его, и он не скрывал этого.  – Мы так не работаем. Если где-то есть что-то вроде вакуума, как вы бы это назвали, какому-то суфию придется заполнить его. Способ, которым он это сделает, может принять множество форм. Однажды и я был послан заполнить такой пробел, как ты описываешь, но здесь задействовано много интуиции, так что способ всякий раз будет принимать различные формы в соответствии с обстоятельствами.

- Когда Вы входите в суфийскую группу, знаете ли Вы инстинктивно, насколько они развиты, и каковы их потенциальные возможности?

- Во многих случаях да. Но это не всегда необходимо, ведь суфийский прогресс происходит в любом случае, благодаря внутренней гармонии группы. Не думай, что суфий – это человек с постоянно открытой линией связи с трансцендентным знанием. Дела в действительности обстоят иначе, в противном случае все мы пытались бы стать просветленными мудрецами, владеющими всем знанием. Это сделало бы нас подобными тем людям с Дальнего Востока, которые хотят стать богами или чем-то в этом роде.

- Но вы употребляете формулы, знаки и опознавательные сигналы.

- Да, употребляем, и то, как мы это делаем, говорит нам кое-что друг о друге. Вот пример. Тебе известен пароль. Ты приходишь на собрание и говоришь его мне. Ты можешь думать, что этот пароль говорит мне о твоей степени развития или важности. На самом деле он говорит мне множество вещей. Когда ты говоришь его и как ты говоришь, - все это создает в моем уме впечатление, необходимое мне, чтобы оценить тебя.

- Может ли это быть первоначальным источником паролей и тайных знаков?

- Я уверен, что это так.

- А как в особых случаях, когда один суфий хочет передать кому-то, принадлежащему к другому ордену, или тому, кто должен продолжить его работу, некий особый смысл? Происходит ли это благодаря интуитивному использованию сигналов, которые были разработаны для других целей?

- Ничего «разработанного для других целей». У тебя может быть фраза с объективным, осмысленным значением, которая вступит в действие тогда, когда придет время.

- Как это происходит?

- Это нельзя объяснить, но можно привести пример. Мой учитель дал мне пароль, и мне незачем скрывать его от тебя -  секрет суфиев не просто в словах. Это была фраза «Йеа Шахим Сахист». Эта фраза означает: «О Шах, это приготовлено». Это сигнал распознавания, поскольку группа, которая ждет меня в некоем месте, скажет ее мне, больше в качестве приветствия, чем в каком-либо другом. Эта фраза употребляется при передаче, так сказать, командования. Эта фраза имеет много значений, большинство из которых действуют только на интуитивном плане. Но если мы вглядимся в нее настолько, насколько сможем нашим поверхностным взглядом, мы, по крайней мере, кое-что узнаем. Прежде всего, это персидская фраза, из стандартного обихода суфиев: персидский язык классического образца есть их основной язык. Но она составлена так, чтобы быть понятной арабу или турку, особенно турку. То есть, она содержит слова, общие для всех языков, и не содержит ни одного слова, которое бы не было общим для этих трех языков. Ее поймет также человек, знающий урду. Она, таким образом, в некотором смысле определяет часть моей территории. Я, видишь ли, не делаю свою работу в Китае или Японии, и так далее. Слова ее составлены так, что она подразумевает акт передачи дела. Для группы, которая владеет этой фразой, я, во внешнем смысле, назначен руководить ими. Это руководство может происходить без слов, но подтверждение передачи руководства – в этих словах. У меня, в свою очередь, есть фраза, которую я оставлю своей группе, прежде чем завершить мою миссию, когда придет время осесть в одном месте. До тех пор я могу использовать эту фразу для других целей, или скрывать ее. Это решает моя интуиция. Если я встречу какого-то суфия и воспользуюсь фразой Йеа Шахим, он ответит, если он не из моей «паствы», определенным словом, которое нам известно. Если он – один из группы, по отношению к которой у меня есть обязанность, он, вероятно, закончит фразу. Так что это предположение используется и для посвящения, и для поверхностного общения.

- Предположим, Вы должны посетить некую группу, а они утратили «слово», что происходит тогда?

- Это опять теория. В практическом смысле слово не теряется. Если одного учителя и следующего за ним разделяет большой интервал времени, группа теряет свое преимущество в развитии. Это как фотографическая пластинка, которую проявили, но не закрепили. Это означает, что в отсутствие учителя учение, эволюция, блекнет. Тогда, если слово и утратится, это будет естественно. Это слово больше не нужно, потому что следующему учителю в любом случае придется все начинать сначала.

.....

Я снова вернулся к вопросу о «тайном слове», имеющем так много значений:

- Могу я спросить кое-что об удостоверяющей фразе?

- Спрашивай, о чем хочешь.

- Как создаются такие фразы?

- Иногда по численному значению букв. Иногда иначе. Возьмем мою фразу. Не углубляясь в математическую сторону, предположим, что я хочу передать кому-то послание с человеком, не являющимся суфием и желаю подтвердить свое авторство. Может быть, мне нужно послать его к кому-то, с кем у меня нет сильной суфийской связи, но кто поймет мою «фразу». Тогда я записываю ее, буква за буквой или слог за слогом, на отдельных кусочках бумаги. Переставив звуки, я получаю – если это арабские буквы – фразу Хашим хисс йеа сихат.  Это почти не имеет смысла, поэтому он переставляет буквы, и получает мою фразу. Конечно, если бы я пользовался латинскими буквами, я бы переставил их несколько иначе, потому что в персо-арабском алфавите, как известно, буква «Х» иногда произносится как «А», и тому подобное».

Как будет ясно из приведенного ниже отрывка, данная технология шифровки была известна Георгию Ивановичу Гурджиеву, учение которого пытались практиковать Беннетт и его ученики. Закодированная фраза была внедрена в одну из глав написанной Гурджиевым незадолго до смерти книги «Все и Вся, или Рассказы Вельзевула своего внуку». Об этом пишется в книге "Люди тайны", изданной под псевдонимом Эрнест Скотт издательством Шаха "Октагон-пресс":

«В первые годы после смерти Гурджиева в Англии, Америке, Франции, Германии и других странах с «гурджиевскими группами» происходило много неразберихи.

.....

Некоторые наиболее независимые люди пытались встретить приход следующей фазы — если таковая существовала, — будучи на полпути к ней.

Из всего оставленного им материала люди разработали всевозможные, искусно сконструированные заключения. Например, в книге «Всё и вся» рассказывалось, что за семь веков до «Вавилонских событий» на Земле воплотился истинный Посланник. Его звали Ашиата Шиемаш.

.........

Гурджиева незадолго до его смерти спросили, что станет с учениками после его ухода. Говорят, он ответил: «Придет следующий. Он уже готовится». Из других намеков следовало, что ожидать его надо в Индии или в стране, близкой к ней.

........

Помимо подобных поисков Ашиаты Шиемаша, было сделано несколько попыток войти в контакт с источником Гурджиева на Востоке. Успехом они не увенчались, но опыт тех, кто пытался это сделать, возможно, подтверждает принцип, что обнаружить такие источники, пока сами они не захотят этого, невозможно. Когда же намерение с их стороны присутствует, найти их нетрудно. Как выяснилось впоследствии, они захотели быть обнаруженными — но явно не ранее 1961 года.

Центральный персонаж «Всё и вся» — архетипическая личность по имени Билзебаб (по-русски Вельзевул), который в юности совершил опрометчивый поступок. Сознательным трудом и намеренными страданиями он очищается до такой степени, что его вновь принимают в иерархию космических существ.

Полученный на Земле опыт Вельзевул описывает своему внуку «Хассейну». Две заметные исторические личности на Востоке — это Хасан и Хуссейн, сыновья Имама Али, внуки Пророка Мухаммеда. Далее, Билзебаб — Beelzebub является англизированной версией арабского «В'илъ Сабаб», что по-арабски означает: «человек, имеющий мотив, цель».

Другой пример этой игры со значениями слов — сам знаменитый Ашиата Шиемаш. Когда руководство суфийской школой передается от одного учителя другому, переход обозначается фразой: «Иа Шахим Сахист». Даже в английской транслитерации в качестве анаграммы имя «Ашиата Шиемаш» практически осталось неизменным.»






В одну из последних встреч Джона Беннетта с Гурджиевым, незадолго до смерти последнего, Георгий Иванович дал Беннетту читать отрывок об Ашиате Шиемаше. Это описано в главе 20-й книги Беннетта «Свидетель или история поиска»: «Когда я уже выходил из комнаты, он окликнул меня и спросил: «Читали ли Вы «Вельзевула?» Я понял, что он говорит о книге, отрывки из которой зачитывались вслух перед ланчем, и ответил, что никогда не видел этой книги. Он сказал: «Нужно прочесть ее много раз. Возьмите главы о Ашиате Шиемаше и трижды прочтите, прежде чем придете сегодня к ужину».

По-видимому, мысль о передаче учеников в правильные руки сильно заботила Гурджиева, и ряд действий, которые он настойчиво предпринимал перед смертью, говорят об этом.

В том же «Свидетеле» (глава 22) Беннетт пишет: «У меня из головы не выходили слова Гурджиева, сказанные в очень серьезный момент незадолго до смерти: «Я уйду, но за мной придет другой. Вы не останетесь одни». Я помнил также, с какой настойчивостью говорил Успенский о том, что от Источника, из которого черпал свои откровения Гурджиев, придет некто, более великий, Гурджиев определил свою роль в той удивительной главе «Я Есть», которую он столько раз заставлял меня читать вслух. В 1924 году он понял, что его идеи не смогут принести практическую пользу человечеству в течение его жизни, поэтому он поставил перед собой задачу убедиться, что они войдут в жизнь человека в теории после его смерти. Так как он всегда подчеркивал, что теория ничего не значит, если только она не ведет к практике, следовательно, его работа должна быть подготовкой к следующей стадии Проявления Провидения, которое ведет человечество от Эпохи к Эпохе».

Георгий Иванович оставил ученикам шифр, который должен был быть прочитан посланником, однако он не оставил ключей к шифру. Вопрос, почему? Почему бы не дать людям простые инструкции – так, мол, и так, есть фраза, которую следует произнести, когда появится нужный человек?

Ответ, возможно, связан с применением одного из суфийских методов. Гурджиев приложил максимум собственных усилий, исходя из своего опыта и знания, при этом оставляя место для проявления третьей силы - или воли Божьей, как сказал бы религиозный человек. Если бы пришедший человек не действовал в потоке этой силы, либо если бы ученики не были сущностно готовы, зашифрованная фраза так и осталась бы невостребованной...  

Кстати, исходя из специфики шифра, который мы находим в имени Ашиаты Шиемаша, можно предположить, что Гурджиев знал и примерную область, откуда будет послан преемник. Зная, что Беннетт владеет турецким и другими восточными языками, Гурджиев, возможно, питал надежду, что именно Беннетт сможет если не раскодировать, то хотя бы передать нужным людям зашифрованное послание. Вот и заставлял последнего читать, снова и снова, главу про Шиемаша. Однако интуиции у ученика не хватило... Вопрос, почему Шах не взял Беннетта в ученики, связан с этим или нет? Теперь уже никто не ответит на него...

Интуиция, однако, оказалась на высоте у Ирины Хоар, впоследствии на некоторое время ставшей ученицей Шаха. Ее сын, Оливер Хоар, в своей книге «Все и Ничего: Личная история в Традиции» описывает эпизод получения Шахом искомого знака:

«Прежде всего, ему было необходимо определить местонахождение нескольких вещей, которые играли сущностную роль в том, что он собирался предпринять. ... Однажды Шах пришел на ужин к моим родителям. Он сообщил им, что одной из вещей, которые ему необходимо найти, является фраза на пушту: Йа Шахим Сахист (Ya Shahim Sahiest). Он записал ее для моих родителей, и, хотя для них эта фраза ничего не значила, они взялись поискать ее в своих записях, посвященных встречам с Успенским и Гурджиевым. В течение месяца они изучали все, что могли, но ничего не обнаружили. Шах вновь пришел на ужин, и родители признались ему в своей неудаче. Когда он уже уходил, моя мать взяла с полки «Все и Вся» Гурджиева и передала книгу Шаху, сказав, что, возможно, в ней он сможет найти то, что ищет. Ей самой ничего найти не удалось, но, добавила она, Гурджиев всегда настаивал на особой важности той части книги, которая посвящена Ашиата Шиемашу, и заставлял их перечитывать ее снова и снова. Позже она получила следующее письмо:

Дорогая Миссис Хоар,

Спасибо Вам за книгу «Все и Вся». В настоящий момент я не могу изучить ее более тщательно, но я заглянул в нее и в другую книгу, которую Вы мне одолжили. Используемая система имеет тенденцию смешивать различные опыты, называть их «встречами» и т.п. Тем не менее, самым интересным является следующее: «Ашиата Шиемаш (Ashiata Shiemash)» - что бы это ни означало на других языках – представляет собой фразу «EAA SHAHIM SAHIST» или «IA SHAHIM SAHIEST» (Йа Шахим Сахист), которую я искал: буквы просто переставлены местами. Я также понимаю несколько других слов и фраз; хотя их значение может отличаться от того, которое приписывается им в тексте. Когда будете писать Мистеру Хоар, пожалуйста, сообщите ему, что я нашел фразу, которую искал. Я спрашивал его об этом и знаю, что он будет сильно заинтересован.

Искренне Ваш,

(И. Шах)» 

******

Теперь еще один вопрос, тоже для меня лично небезыинтересный – почему Шах, забрав Кумб Спрингс, не просто не использовал то, что там было создано до него, а фактически стер с лица земли, продав под коммерческую застройку? Ведь известно, что места, связанные с духовной деятельностью любого рода, способны сохранять тонкую энергию, которую могут использовать те, кто приходит потом?

Так почему же Шах посчитал необходимым начать с чистого листа? Никто не может ответить за Шаха, само собой. Приходит в голову только фраза о том, что «новое вино не наливают в старые мехи". Возможно, он не посчитал полезным то, что осталось в Кумб Спрингс, для новой фазы. Либо пришлось бы потратить много времени и сил для того, чтобы очистить то, что было, от ненужных наслоений и ассоциаций, а время не ждало....

Вот-вот должен был начаться новый порыв "солнечного ветра".

Tags: Гурджиев, Идрис Шах
Subscribe

Posts from This Journal “Гурджиев” Tag

  • О «СОЗНАТЕЛЬНЫХ ТРУДАХ И НАМЕРЕННЫХ СТРАДАНИЯХ»

    Я помещаю эту небольшую заметку накануне Страстной седмицы, венчающей сорок дней Великого поста, - самой важной недели христианского календаря,…

  • ЗАГАДКА ПАНДЕМИЙ

    Мне написал Собеседник с вопросом: « Скажите, в чём причина распространения коронавируса на внутреннем энергетическом уровне? Вселенной не…

  • ОБЪЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ И АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

    ...Как повествуются в галактических летописях, когда-то люди на планете Земля, подобно всем остальным существам Великого Мегалокосмоса с тремя…

  • СПИСОК КНИГ

    Xотелось бы оставить для интересующихся список книг о суфийской Традиции и о Четвертом Пути. О рекомендуемых книгах меня часто спрашивают, и я…

  • ГУРДЖИЕВ О ДВУХ ВИДАХ СОЗНАНИЯ

    Ни один Искатель не может надеяться на реальные изменения, пока не начнет работу с той частью себя, которую называют сущностью или внутренним…

  • ТРОГОАВТОЭГОКРАТ, ИЛИ ВЗАИМНОЕ ПИТАНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО

    Я буду рожден, и я буду порождать. Аминь! Я буду есть, и я буду пищей. Аминь! (гимн Иисуса из новозаветного апокрифа «Деяния Иоанна»)…

  • ЭФИРОКРИЛНО ГУРДЖИЕВА

    Ноль – вот где начинается Подлинная Игра! Для всего остального нужно слишком много счета. Хафиз Ширази, суфийский поэт То, что мы…

  • ПИТАНИЕ ДЛЯ СОЛНЦА И ЛУНЫ

    То, чего вам хочется - хочет Луна; то, что вам нужно - нужно Солнцу. Георгий Гурджиев Довольно живая дискуссия, развернувшаяся на этой…

  • АРХИАБСУРД

    То, что кажется абсурдом, но не является таковым, лучше, чем невежество человека, который считает это абсурдом. ( Фарид-ад-дин Аттар) В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments