?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некоторые части священных книг - таких, как Псалтырь Библии и практически весь Коран - были созданы не для записи сведений, но для передачи определенной звуковой вибрации.

Идрис Шах писал, что Коран был дан свыше для произнесения различных его стихов особым тоном голоса в определенное время годового, недельного и суточного циклов. Эту традицию, идущую от Пророка, неукоснительно соблюдает исламский мир. Те из нас, кто живет или путешествовал в мусульманских странах, хорошо знают, как голосами муэдзинов с высоты минаретов данная вибрация в указанные часы пронизывает всю округу.

То же самое можно сказать о библейских псалмах, собранных в Псалтыри, создание которых приписывают царю Давиду  — читать их про себя перед сном или даже с кафедры, как обычную проповедь — на грани абсурда. Их надо распевать, передавая присущую им волну — ту, на которой находился патриарх Давид или другой вдохновленный свыше человек, их записавший.

Среди христианских конфессий данную традицию в неприкосновенности сохранила православная церковь.

Преподобный Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время, как руками прял волну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря на определенное занятие - печь каждый день просфоры для монастыря - успевал прочитывать в день всю Псалтырь; о блаженном Феодоре рассказывается, что он в своей пещере молол жито для братии и в тоже время пел псалмы "изусть". Чтением и пением Псалтыря в монастырях строгой жизни братия занимались беспрерывно. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907)

В православном обряде и поныне одно из главных мест занимает литургия – сочетание пения, ритуала и чтения.
Священное пение приобретает более глубокий смысл, если рассматривать понятие «звук» не просто как колебания воздуха, но в универсальном, вселенском смысле. Интересный отрывок из книги Д.Хайкса по этому поводу:

«В начале был звук – или Логос, если предпочитаете…», - это замечание Георгия Ивановича Гурджиева, наряду с другими высказываниями о священном пении, приводится в книге Пола Дьюка. Будучи студентом консерватории, он познакомился с Гурджиевым в Москве незадолго до Первой Мировой войны. Он описывает практическую демонстрацию, последовавшую за этими словами: Гурджиев положил руку студента себе на грудь и особым образом начал читать нараспев молитву, произнося весь текст на одном длинном дыхании, на одной ноте. По словам молодого человека, его руку словно ударило током. Несомненно, что искусство пения – священная наука, которой Гурджиев владел в совершенстве.

Гурджиев говорил, что Логос был «звуком. Первым звуком. Глубочайшим звуком. Можно назвать его мировой тоникой… Суть в том, что когда еще не было языка, не могло быть никаких слов и не могло быть никаких имен в обычном понимании… Поупражняясь, вы сможете производить слышимое эхо этого звука, так как каждая октава повторяет на другом уровне любую другую октаву…»

Физик Дэвид Бом даже выдвинул предположение, что творение осуществилось посредством энергий, объединенных взаимосвязями гармонических рядов. С его точки зрения, подобная гармонизация несопоставимых энергий дала возможность объединенной волне «совокупности» на своем пике создать Вселенную. Таким образом, начало Вселенной, а следовательно, и жизни, не было чистой случайностью, но результатом объединения гармонизирующих сил в бесконечно обширном масштабе. Эхо этого первого момента раздается до сих пор. Не случайно, что такие астрономы и физики, как Доминик Пруст и Басараб Николеску, вместо того, чтобы определять эту первичную вибрацию термином «Большой Взрыв», используют понятие «Великий Звук».

Возможно, это не только музыка сфер; возможно, музыкальные законы служат проявлению Бытия Непроявленного. В этом смысле музыку можно рассматривать, как гармоническое движение энергии, а музыкальные законы – помимо их обычного использования на нашей планете – как несущие волны творения.

В музыке, благодаря тому, что Гурджиев называл «законом октав» — посредством которого соотносится и сонастраивается «то, что наверху» и «то, что внизу» — гармонические ряды служат источником мелодии, гармонии и ритма."


Цель вибрации, запечатленной в священных книгах в виде гимнов и псалмов – сонастройка того, что внизу, с тем, что наверху. В разное время дня, недели и года требуется разная настройка, чтобы поставить нас, человечество, в правильную позицию в гармоническом ряду. Те же, кто сохраняет и передает это древнее знание для нас, поистине являются инструментами Гармонии и, поэтому, соратниками Творца...


Гармония мира, 1806 г.

Posts from This Journal by “музыкальная гармония” Tag

  • ЛИЛА АЙСАВА

    То, что открыл нам Халил , наш ключ к сокровищнице Магриба, не всегда оказывается доступным взору не только приезжих, но и местных жителей. Мы…

  • СИНКОПА

    Этой заметкой о латиноамериканской музыке я продолжу (и, думаю, на ней и завершу) мою кубинскую тему :) Итак, валяясь на белом песочке под…

  • НАСТРОЙКА ЧЕЛОВЕКА - ЕГИПЕТСКИЙ УАС

    Те, кто бывали в Египте или в музеях, где представлены древнеегипетские артефакты, наверное, видели изображение вот такого предмета: Он…

  • Блеск и нищета диссонанса

    В одном из предыдущих обсуждений собеседник привел цитату из книги, где упоминалась следующая фраза композитора-авангардиста Стравинского:…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
ext_3196014
Aug. 17th, 2015 03:31 pm (UTC)
Скорее всего, и Гомер и Махабахрата тоже "озвучивались" в своё время: не зря же Вагнер "озвучивал" мифы.
assalam786
Aug. 17th, 2015 10:31 pm (UTC)
Я согласна с этим предположением. Илиада Гомера точно читалась чтецами нараспев в определенном ритме. Этот завораживающий напевный ритм был характерной чертой исполнения сказителями эпоса - длинных произведений, которые запоминали наизусть (грамотных в древности было чрезвычайно мало). Мой прадед был сказителем, он знал наизусть весь якутский эпос (был русским, но вырос в якутской семье) и это то, о чем мне рассказывал мой дед.
Eugen Deryabin
Aug. 18th, 2015 05:24 am (UTC)
Ваши тексты для продвинутых пользователей, я же пытаюсь в них взять что то полезное и для себя )))) Поэтому, если вселенная это взаимодействие гармонических колебаний, то и сам человек и личность в частности (все всевозможные "я") это так же гармонические колебания. Сказав или как то еще взаимодействуя с людьми, ты создаешь или другие люди создают волну, которая отразится с определенной вибрацией от "я", находящихся на периферии сознания. Соответствующее звучание или отклик на эти стимулы будет указывать, где струны перетянуты, а где вообще резонанса не произошло. Это мой отклик на Ваш стимул ))))))
assalam786
Aug. 18th, 2015 07:10 pm (UTC)
Женя, Вы, наверное, один из самых продвинутых пользователей, поскольку прикладываете усилие, чтобы все это прочитать :) И даже многое запоминаете - из сакральной геометрии, например :)
Я очень хорошо понимаю образ, которым Вы поделились - по поводу струн. В какой-то мере, так оно и есть, наверное - каждый аспект человека представляет собой ноту (или скорее аккорд), которые должны быть в гармонии, но этого чаще всего не бывает.

Поэтому, если Вы помните, я и писала о том, что намеренный диссонанс, введенный в суфийскую музыку для медитаций, имеет целью выявить и показать нам этот диссонанс.
Eugen Deryabin
Aug. 19th, 2015 05:28 pm (UTC)
Помню, разрешение внутреннего диссонанса блюзом, лечение акутоникой (вроде так) и разрешение внутреннего диссонанса суфийским пением.
assalam786
Aug. 19th, 2015 05:41 pm (UTC)
Да, блюз был одним из примеров, как музыкальный диссонанс помогает разрешать эмоциональную дисгармонию.

Акутоника была приведена в качестве примера того, как диссонансный звук может разрешать диссонансы в теле (клин клином...)

А суфийское пение может включать отклонения от базовой октавы для демонстрации диссонанса между нашей внутренней вибрацией и "базовым тоном".
(Deleted comment)
assalam786
Aug. 18th, 2015 06:59 pm (UTC)
Согласна с Вами полностью. В городе, к тому же, очень много дисгармоничных звуков от механизмов, которые по-настоящему загрязняют акустическую среду. Колокола были специально настроены, поэтому отливка колокола была очень редким искусством. В колокола на Руси звонили еще чаще во время эпидемий и других бедствий - очищали пространство.

В древнем Китае были специальные "звенящие камни" - они тоже использовались как природные колокола. Возможно, я когда-нибудь напишу о них.

Вообще, древние знали о силе звука намного больше нас, а также о соответствиях - например, звука или ноты сезону года. Это безусловно тема, достойная изучения.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars