"Отождествление" - настолько общее качество, что при наблюдении его трудно отделить от всего остального. Человек постоянно пребывает в состоянии "отождествления", только объект отождествления меняется.
Человек отождествляет себя с какой-нибудь возникшей перед ним мелкой проблемой и совершенно забывает те большие цели, ради которых он начал работу. Он отождествляет себя с какой-то одной мыслью и забывает все другие мысли; с каким-то одним чувством, с каким-то одним настроением и забывает более широкие мысли, эмоции и настроения. Работая над собой, люди так сильно отождествляют себя с отдельными целями, что за деревьями не видят леса. Два-три ближайших дерева составляют для них целый лес".
Хотя вышеизложенное не противоречит суфийским идеям, суфии также часто подчеркивают еще один важный момент, который Успенским был, по-видимому, упущен.
На первом этапе действительно необходимо научить ученика полностью отделять себя от объекта отождествления - чувств, мыслей, даже самоидентификации. При этом неважно, являются ли все эти вещи положительными или отрицательными.
Однако, когда этот этап пройден, ученик должен перейти к следующему: он учится по своей воле либо отождествляться сознанием с объектом — например, чтобы сконцентрироваться на нем и изучить его свойства, либо оставлять сознание разотождествленным. Находиться постоянно в состоянии неотождествления невозможно и не нужно.
То, что нужно — это гибкость!
Суфии вырабатывают гибкость путем чередования практик отождествления и разотождествления с определенным предметом. Об этом писал Идрис Шах в своей книге "Знать как знать":
В современном мире мы находимся в парадоксальной ситуации, поскольку, хотя в теории человек знает, что может направить свое внимание на что-то и затем перестать обращать на это внимание, он зачастую не делает этого. Во многих областях он не может, глядя на что-либо, затем отделиться от этого и смотреть на что-то иное.
Когда человек обнаруживает нечто, чем он себя заинтересовывает, он не может как следует отделить себя от этого. Поэтому он не может быть объективным. [...]
Последствия данного недостатка гибкости окружают нас повсюду, в каждой стране, в каждой культуре, и этот недостаток гибкости есть основная угроза существованию человечества.
И еще у него же, в книге «Суфии»:
Двойное упражнение по отождествлению и полному отделению себя от объекта является ценным в развитии себя. Слишком сильное отождествление приводит к атрофии способности разотождествления. Фанатизм часто является результатом. Человек становится привязанным к чему-то и не может освободиться.
Когда мудрец Ибн-Сина (Авиценна) писал трактакт о минералах, он изучал мир минералов, в целом и в частностях.
Он концентрировался на частных примерах, затем отделялся от них и погружался в целое.
Таким образом он обретал баланс, вместе с концентрацией и разотождествлением, в других областях мысли и сущности.
Анвар Фарис
Как говорится в ветхозаветной Книге Екклезиаста:
Всему свое время, и время всякой вещи под небом .... время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать....
В самом деле, если камни не разбрасывать, то как же их потом собирать?
