Чем ограничивается емкость восприятия обучающих материалов?
В моем опыте, прежде всего, наличием особой энергии внимания. Мы читаем предписанные обучающие тексты по три раза за "сеанс", подряд, и иногда изучаем одну и ту же серию текстов в течение нескольких лет. Я не считаю себя ни рассеянным, ни поверхностным читателем, но меня всегда поражает, как много я упускаю при чтении одного и того же текста даже после десятков раз прочтения.
Качество восприятия ограничивается также избирательностью внимания — мы концентрируемся на том, что удерживает наш интерес, и опускаем то, что кажется непонятным или скучным. А в этих вещах как раз бывает самое полезное. Идрис Шах сравнивал данное свойство человеческого внимания с тем, как если бы кто-то все время стремился съесть вишенку с торта, оставляя все остальное несъеденным (и требуя еще и еще вишенок). Опытные дервиши советуют, прочитав книгу суфийских притч, многократно возвращаться к тем из них, которые кажутся наименее понятными и наиболее скучными.

Дервиш с книгой (источник иллюстрации)
Емкость восприятия ограничивается также одномерностью нашего ума. Мы не способны одновременно удерживать в уме две точки зрения, кажущиеся противоположными - прямо как тот мальчик-слуга в дервишеской истории, который нес на подносе муку, и когда хозяин попросил его взять на поднос еще и соль, мальчик перевернул поднос и, подставив обратную сторону, сказал: «Кладите сюда». Для того, чтобы положить еще и соль, мы переворачиваем поднос, полностью рассыпая муку. Для преодоления данного свойства ума, обучающие материалы часто содержат парадоксы и утверждения, кажущиеся противоположными. Когда мы становимся способными вместить эти вещи, наш ум в буквальном смысле растягивается, расширяется, увеличивая емкость восприятия.
Читая суфийские материалы, многие жалуются, что тексты сложные, предложения в них длинные и запутанные. И это совсем не случайно, если не сказать намеренно. И дело совсем не в том, что, как считают некоторые ученики, Идрис Шах писал сложно, дабы «отсеять» тех, кто не способен это читать.
Дело в том, что наша обычная оперативная память очень мала. Она содержит в среднем от семи до двенадцати слов. То есть при разговоре или в письменном тексте человеку сложно воспринять смысл, если фразы или предложения не разбиты на отрезки, приблизительно равные его оперативной памяти. Если отрезок больше, к концу его человек забудет, что было в начале. Суфии намеренно писали и говорили очень сложными, длинными фразами, чтобы читатель вынужден был тренировать емкость своей оперативной памяти. Потому что эту емкость можно (и нужно) увеличивать.
Может быть, и еще какие-то вещи есть, ограничивающие емкость восприятия, и собеседники их вспомнят и всем расскажут :)