?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

УСИЛИЕ И СТРЕСС

Одна из распространенных трудностей, с которой сталкиваются ученики на суфийском Пути - это ошибочное принятие напряжения за усилие. Длительное напряжение вызывает стресс и фрустрацию, тогда как правильная концентрация сил, хотя и требует значительных усилий, ведет к развитию новых способностей.

В книге "Знать как знать" Идрис Шах писал:

Чтобы заняться тем, что действительно позволит развиваться, людям следует брать на себя решение задач, обеспечивающих усилие правильного вида и степени.

Можно легко обнаружить, что люди, добившиеся по-настоящему значимых результатов, сделали это посредством упомянутого метода - с помощью концентрации сил. Когда у людей что-то пошло не так, это нередко результат того, что они прибегли к напряжению, а не концентрации. Стресс разрушителен и не дает конструктивных результатов.

Когда надрыв принимают за усилие, а напряжение за упражнение, - это создает существенные проблемы.

Говоря на эту же тему, Омар Али-Шах часто подчеркивал, что очень важно правильно концентрировать усилия: по его выражению, pay attention, not tension, - относиться к какой-либо деятельности с полным вниманием, но без напряжения.

Для меня лично данный вопрос далеко не только теоретический и совсем не праздный, поскольку нахождение ответа на него стоило мне нескольких лет, потраченных на исправление последствий влияния стресса на здоровье.

Когда мы испытываем эмоциональное напряжение, в нас активизируется адреналиновый комплекс - гормоны хищника, готового нападать, или жертвы, готовой защищаться. Этот комплекс веществ был предназначен природой для того, чтобы действовать в течение короткого времени - пока живое существо нападает или убегает. В этом смысле он полезен и оправдан - для сохранения жизни. И даже нам, в современном обществе, он необходим - чтобы увернуться от внезапно вынырнувшего из-за угла автомобиля или не застрять в быстро захлопывающихся дверях лифта.

Беда в том, однако, что мы используем "гормон хищника" в тех ситуациях, где непосредственной угрозы жизни и в помине нет - например, перед экзаменами, при собеседовании на работу, перед встречей с человеком, который для нас важен, и в тысяче разных других ситуаций, где совсем не нужно эмоционального напряжения, достаточно просто сконцентрироваться, собраться с силами.

Но мы привыкли к адреналину и напрягаемся по привычке.

Та же самая беда преследует нас, когда мы начинаем заниматься духовными практиками: мы все время боимся, что чего-то не успеем (стать Буддой, или "человеком номер семь", или Абдалом  в течение одной отдельно взятой жизни), или что делаем что-то не так, или делаем недостаточно, и нас могут осудить или не похвалить, либо кто-то делает лучше нас, а мы отстаем, и надо догонять и т.д. Это рождает эмоциональное напряжение и даже стресс.

Из опыта могу сказать - ни одна из этих вещей не помогает нам собраться с силами.

Собраться с силами нам помогает совсем другая вещь. Эта вещь - особый вид концентрации или внимания, которое функционирует независимо от эмоций и низшего «я» и не создает стресса, зато создает высшую степень эффективности. Эмоции (желание и страх) только мешают концентрации. Пока человек не знает, что это такое, эти слова, к сожалению, мало что будут для него значить. Концентрация не сопровождается выбросом адреналина и других гормонов стресса, как обычно бывает, когда человек себя «пришпоривает». Она работает на другом "топливе". Запас этого топлива, разумеется, нужно создавать и поддерживать.

О том, что это за топливо, некоторое представление может дать, в частности, вот эта история, которой я и завершу мою сегодняшнюю заметку:

ЗОЛОТОЕ СОКРОВИЩЕ

Давным-давно жил-был купец по имени Абдул Малик. За его щедрость люди прозвали его Добрым человеком из Хорасана. Абдул Малик постоянно жертвовал из своих несметных богатств на благотворительные цели и часто устраивал пиры для бедняков.
Но вот однажды он задумался над тем, что отдает только малую часть своих богатств и что истинная цена его щедрости ничтожна по сравнению с удовольствием, которое она ему доставляет. И он тут же решил раздать все до последнего гроша на благо людей.
Так Абдул Малик расстался со всем своим состоянием. Он освободился от всего, чем владел, ожидая встретить то, что приготовила для него жизнь. Как-то во время медитации перед ним возникло странное видение: прямо на его глазах, словно вырастая из пола, стала вырисовываться фигура таинственного дервиша в залатанных одеждах.
— О Абдул Малик, добрый человек из Хорасана, — нараспев произнес дервиш, — я — твое реальное «я», теперь ставшее для тебя почти осязаемым потому, что ты проявил истинную щедрость, по сравнению с которой твоя репутация щедрого человека — ничто. И за это, а также за то, что ты сумел расстаться со своими богатствами, не думая о своем удовлетворении, я награждаю тебя из реального источника наград.
С этого дня я буду являться пред тобой каждый день в этом облике. Ты будешь ударять меня, и я буду превращаться в золотую статую. Ты можешь отламывать от статуи столько золота, сколько пожелаешь. И пусть тебя не беспокоит, что этим ты принесешь мне ущерб, ибо сколько бы ты ни взял, все это будет восстанавливаться из источника всех даров. Сказав это, он исчез.
На следующее утро Малика пришел навестить его друг Бай Ака. Только они уселись, перед ними возник призрак дервиша. Малик ударил его палкой, и дервиш, повалившись на пол, превратился в золото. Немного золота Малик взял себе и немного подарил своему гостю.
Возвратившись к себе домой, Бай Ака, не зная, что всему этому предшествовало, стал думать, как бы и ему совершить подобное чудо. Он много слышал о чудесных силах дервишей и пришел к такому выводу: чтобы заполучить золото, достаточно избить дервиша.
Бай Ака во всеуслышание объявил, что устраивает богатый пир, на который приглашаются все желающие дервиши.
В назначенный день к дому Бай Ака потекли толпы дервишей. Усадив всех за стол, он стал их обильно потчевать, пока они не наелись досыта. Затем он схватил железный прут и принялся лупить их так, что направо и налево падали избитые и покалеченные тела. Наконец, нескольким дервишам удалось схватить безумца, и они привели его к судье. Дервиши предъявили Бай Ака обвинение и в доказательство представили своих раненых собратьев. Бай Ака стал оправдываться и рассказал все, что случилось в доме Малика.
Малика вызвали в суд. Но по дороге его золотое «я» нашептало ему, что говорить судье.
Представ перед судом, он сказал:
— С вашего позволения, замечу, что, по-моему, этот человек сошел с ума или пытается как-то оправдать свою склонность нападать на людей без причины. Я в самом деле его знаю, но все то, что он рассказывает, совершенно не соответствует действительности.
Итак, Бай Ака поместили в сумасшедший дом, и там он пробыл некоторое время, пока не успокоился. Дервиши почти тут же выздоровели благодаря какой-то известной им науке. И никто не верил, что такое изумительное событие, как превращение человека в золотую статую, могло когда-либо случиться.
А Малик всю остальную жизнь, пока не отправился к своим предкам, продолжал разбивать статую, которая была им самим, и раздавать сокровища своего «я» тем, кому он мог помочь только материально.

Дервишская традиция говорит о том, что священники передают свои морально-возвышенные учения в иносказательной форме, но дервиши скрывают свои учения еще лучше, так как только усилия человека к пониманию или усилия со стороны обучающего мастера создадут эффект, который действительно поможет внутреннему изменению изучающего. Эта сказка еще больше походит на притчу, чем большинство ей подобных. Но дервиш, который рассказывал ее на базарах Пешавара, в начале XIX века, предупреждал: «Размышляй над первой частью рассказа, — там ты найдешь метод, не обращай внимания на мораль».


Posts from This Journal by “работа в группе” Tag

  • СКОЛЬКО ТИПОВ ЛЮДЕЙ НУЖНО ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ГРУППЫ?

    Преамбула Идриса Шаха к Сказанию о Мушкиле Гуше, которое дервиши рассказывают по четвергам, звучит так : «Когда некоторое число людей…

  • СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 3

    Начало в Части 1 и 2 Суфии считают, что их деятельность производит и концентрирует нечто, сравнимое с центростремительной или магнитной силой…

  • ДЕСЯТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧЕНИКА (Часть 2)

    Начало в Части 1 Продолжение заметки об обязанностях ученика из списка Идриса Шаха (жирным шрифтом выделены слова Шаха, курсивом – мои…

  • ДЕСЯТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧЕНИКА (Часть 1)

    Человек, вступающий на путь суфийского обучения или только обдумывающий этот непростой шаг, как правило, задает себе или другим вопрос: что это…

  • Как мы находимся

    Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, — сказал Маленький принц, - поэтому они не знают покоя, бросаются то…

  • О ВИРТУАЛЬНЫХ ГРУППАХ

    Мысли, изложенные в этой заметке – результат опыта совместной работы в «виртуальных» группах на форумах и в социальных сетях, в…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
Eugen Deryabin
Sep. 15th, 2015 04:55 pm (UTC)
Огромное спасибище за статью, полезнейшая, сижу думаю, как ничего не желать
assalam786
Sep. 16th, 2015 01:49 am (UTC)
Немножко желать можно, наверное, и даже амбиции иметь - в тех сферах, где это уместно, в обычной жизни. Просто в сфере, где мы пытаемся развиваться, желания не работают, работают намерения. Где-то я приводила это сравнение с образами из МГ: сила желания подобна огню от сгорающих дров, тогда как намерение сияет, как драгоценные камни.
ext_3196014
Sep. 16th, 2015 12:28 am (UTC)
Всё это напоминает то что говорил Гурджиев о Великом Накопителе энергии, прорваться к которому можно лишь разрушив "все барьеры" Основным "барьером" согласно этой притче является эгоизм человека-показанный в образе Бай Ака: заметьте он пригласил к себе "всех желающих дервишей" ожидая что все они станут золотыми. «Размышляй над первой частью рассказа, — там ты найдешь метод, не обращай внимания на мораль» Купец понял что "истинная цена его щедрости ничтожна по сравнению с удовольствием, которое она ему доставляет" т.есть он узнал о Вел. Накопителе. Но доступ он получил во время "медитации"-это говорит о том что альтруистические действия могут быть проявлением эгоизма если человек не видит себя со стороны. Это "намеренное страдание" Вельзевула. Бессознательный альтруизм это просто душевное заболевание




Edited at 2015-09-16 12:32 am (UTC)
assalam786
Sep. 16th, 2015 01:43 am (UTC)
Я тоже в связи с историей о Золотом Сокровище подумала о том бесконечном реальном источнике силы, к которому мы можем получить доступ, когда перестанем полагаться на мелкие и ограниченные земные источники. Возможно, в каком-то смысле Большой Аккумулятор Гурджиева действительно имеет отношение к этой идее.

Если говорить о методе, обозначенном в истории, то я как-то размышляла о том, что Абдул Малик получил нечто действительно драгоценное, после того, как отдал, отказался от всего, что не имело никакой реальной ценности. "Нищета" дервишей - это метод. Хотя в сказке Абдул Малик действительно все отдал, фактически "отказ" часто происходит внутри ученика. Он может продолжать иметь материальные и духовные вещи, но теперь уже без какой-либо внутренней привязанности к ним.

Edited at 2015-09-16 01:44 am (UTC)
ext_3196014
Sep. 16th, 2015 07:11 am (UTC)
"отказался от всего, что не имело никакой реальной ценности" это именно понимание того, что реально, а что нет. Я хотел обратить внимание на то, что само по себе желание перестать быть эгоистичным эгоистично-замкнутый круг
assalam786
Sep. 17th, 2015 01:47 am (UTC)
Да, я согласна с Вами - когда человек испытывает удовольствие от щедрости - он уже получил свою плату, и таким образом потерял шанс получить иного рода пользу от щедрости. То же самое относится и к альтруизму, Вы совершенно правильно обратили на это внимание.
livejournal
Apr. 29th, 2017 08:22 am (UTC)
ПОДОБНОЕ ПРИТЯГИВАЕТ ПОДОБНОЕ
Пользователь trutazizi сослался на вашу запись в своей записи «ПОДОБНОЕ ПРИТЯГИВАЕТ ПОДОБНОЕ» в контексте: [...] ментальной или эмоциональной. Именно так действует концентрация мысли на определенном объекте [...]
livejournal
Apr. 29th, 2017 08:32 am (UTC)
УСИЛИЕ И СТРЕСС
Пользователь trutazizi сослался на вашу запись в своей записи «УСИЛИЕ И СТРЕСС» в контексте: [...] Оригинал взят у в УСИЛИЕ И СТРЕСС [...]
(Anonymous)
Jun. 10th, 2018 11:26 pm (UTC)
'эмоции
"Эмоции (желание и страх)" - конечно вырвано из контекста, но позвольте развить, и прояснить тему. Не придираюсь и не собираюсь зацикливаться. Бывает, проскакивающая оговорка "по Фрейду", оказывается не оговоркой. Считаете ли Вы действительно "желание" эмоцией ? Понятно, что желание движущая сила жизни, но изначально оно тоже импульс, воздействующий на наше бытие, подобно эмоциям. С недавних пор в поле моего внимания попало "желание", и я стал наблюдать где и в каких случаях люди его упоминают. Из недавнего тост, в завершение которого были такие слова "лишь бы не пропало желание". В общем интересно Ваше мнение.
assalam786
Jun. 11th, 2018 03:20 pm (UTC)
Re: 'эмоции
Да, я согласна с Вами, что здесь вместо слова "желание", пожалуй, лучше было бы использовать слово "страсть", или "раж", или "алчность". Это именно то, что я имела в виду.

Желание в смысле намерения не сопровождается ни страстью, ни страхом.

Чем намерение отличается от желания?

Человек может испытывать желание чего-то, что для него вредно, или в чем у него может не быть нужды. Такого невозможно представить в отношении истинного намерения. Нередко человек является рабом своего желания, чего также никогда нельзя сказать о подлинном намерении.

Желание исходит из страстей, зависимости, от низшего я. Намерение - это повеление, команда «да будет так».

Если Вас интересует тема намерения в отличие от желания низшего я, я когда-то писала об этом здесь:

https://assalam786.livejournal.com/32181.html
(Anonymous)
Jun. 12th, 2018 01:13 pm (UTC)
Спасибо за ответ, с удовольствием читаю ваш ЖЖ, полезные и разнообразные статьи по суфизму.
assalam786
Jun. 12th, 2018 04:41 pm (UTC)
Спасибо Вам, я рада быть полезной. Стараюсь делать содержание журнала разнообразным в той же степени, в какой разнообразны его читатели :) Их потребность в той или иной пище создает мою возможность передавать ту или иную пищу.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars