assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

ЕЩЕ ОБ УПРАЖНЕНИЯХ

В связи с вопросом собеседника о пользе упражнений, хотелось бы внести некоторую ясность в понятие упражнения. Под словом "упражнения" часто понимают совершенно разные по сути вещи.

Можно, например, встретить представление о суфийском Учителе как о тренере в тренажерном зале: две недели нагрузки на одну группу мышц, две недели на другую, и так далее. В условиях тренажерного зала эти представления понятны и оправданы. К условиям обучения у суфийского Учителя они могут быть в принципе не приложимы.

Некоторые виды деятельности, выполняемые с определенной регулярностью, вообще не являются упражнениями в обычном смысле, а представляют собой вазифа — выполнение долга или обязанности. Это служение, Работа без ожидания вознаграждения.

(У Гурджиева в "Рассказах Вельзевула" для этого понятия использовано слово "партк-долг-дьюти" (состоит из тройного слова "долг": "партк" - долг по-армянски, "долг" - и есть долг по-русски, "дьюти" - обязанность по-английски), и обозначает выполнение человеком своего долга перед Творцом за подаренную жизнь).

У суфиев служение Творцу выражается двояко: во-первых, в выполнении своего долга в контексте обычной человеческой жизни - перед физической природой, семьей и сообществом, в котором живет дервиш. В суфизме нет монашества, дервиш выплачивает свой долг Природе наравне со всеми.



Дервиши.Самарканд.1871 г. (источник фото)

Второй аспект служения - Работа для Традиции. Это служение может продолжаться неопределенно долго — всю жизнь, если потребуется. Выплачивая свой долг и участвуя в Работе, ученик может попутно решить и некоторые собственные задачи — если они идут в том же направлении, что и задачи Работы. Однако ученик не может требовать результата от выполнения вазифа, так же как мы не можем требовать ни размера, ни времени получения подарков.
Вышесказанное, тем не менее, не исключает возможности принятия даров как результата служения — подлинных даров — теми, кто их достоин.

Индивидуальные формы вазифа могут меняться от сообщества к сообществу, а могут быть теми же самыми в сообществах, связанных по линии преемственности, в течение не только десятков, но и сотен лет.

На некоторые цели того, для чего выполняется вазифа, указывает одна существенная деталь из истории «Три дервиша» в книге «Сказки дервишей» Идриса Шаха, а именно волшебное зеркало. А также — что наиболее важно — указывается причина того, почему волшебное зеркало исчезло.

(Кстати, в «западных» дервишеских общинах понимание значения вазифа намного хуже, чем в традиционных, среднеазиатских, например. В традиционных сообществах дервиши прекрасно осознают, что, пока ученик не научился служению, он не может двигаться дальше).

Другой тип «упражнений» тоже можно назвать упражнениями только с определенной натяжкой. Их скорее следует называть практиками внутренней алхимии: «растворения и сгущения» (solve e coagula) определенных субстанций. Латаиф, например, относится к этому виду. В моих заметках здесь я приводила свидетельства того, что эти виды активности по внешности практически не изменились со средних веков.

Был ряд модификаций, вносимых тем или иным Учителем (включая Бахауддина Накшбанда) в соответствии с требованиями и возможностями времени, но, по сути, это тот же самый процесс. В своей основе (концентрация, сгущение) этот процесс похож на добывание золота путем промывания песка. Технологические детали могут меняться и совершенствоваться от столетия к столетию, но песок все тот же, да и золото тоже.

Еще один тип упражнений уже похож на то, что, собственно, мы и понимаем под упражнениями: развитие внимания, чувствительности, правильная циркуляция внутренней энергии, избавление от эмоциональной напряженности и т.д.

Для полноты картины я должна сказать, что ученику может быть в качестве обучающего упражнения предписано и отсутствие всяких упражнений. Особенно в том случае, когда у ученика есть стойкое представление (как правило, из книг) о том, как и когда Мастер должен обучать при помощи упражнений, как часто их менять, и т.д.

Следует заметить, что хотя суфийский Учитель может использовать упражнения - традиционные, многовековые, или нововведенные, он не обучает при помощи упражнений.

Кто может вместить и то, и другое одновременно, вмещайте :)
Tags: суфийские упражнения
Subscribe

Posts from This Journal “суфийские упражнения” Tag

  • ХАЛИЛ

    Древняя земля Магриба полна сокровищ. Случайный путник может пройти мимо, никогда так и не узнав об их существовании. Словно неприглядные, почти без…

  • ЛАТИФА ИХФА

    В продолжение вторничной темы о латаиф, несколько слов о латифе ихфа. Как говорилось в предыдущей заметке о латаиф, в книге Идриса Шаха…

  • ПРО НАС И ПРО НАФС

    Так как сегодня вторник, наверное, кто-то уже догадался, что тема будет связана с латаиф.... так и есть, и сегодня это - латифа нафсийа, тонкий…

  • О ЛАТАИФ

    Сегодня вторник, и снова продолжение темы латаиф... Что такое латаиф? В книге "Суфии" Идрис Шах дает следующее определение: В английском…

  • АЗ-ЗАБАТ

    Управляется мир Четырьмя и Семью. Раб магических чисел — смиряюсь и пью. Все равно семь планет и четыре стихии В грош не ставят свободную…

  • О ДЫХАНИИ: МОСТ ОТ ФИЗИКИ К ПСИХИКЕ

    Я уже затрагивала тему дыхательных практик здесь – о том, что дыхание напрямую влияет на метаболизм, участвуя в производстве высших субстанций…

  • ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Сегодня вторник, день, когда дервиши нашей линии выполняют специальные упражнения по активизации тонких центров - латаиф. Эти упражнения можно…

  • ЭНДОГЕННЫЕ ОПИАТЫ: НЕМНОГО О БИОХИМИИ ДЕРВИШЕЙ

    Говорят: есть гашиш — так тоска не страшна, С ним ни арфа, ни чаша вина не нужна. По учению знающих точно известно: Лучше сотни…

  • ГАФЛАХ

    Те из нас, кто читал дервишескую историю о Мушкиле Гуше (я ее приводила здесь), наверное, помнят эпизод, где старый дровосек никак не мог попасть к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments