assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

ГОРГУЛЬИ

Одна из уникальных вещей, за которую я люблю готические храмы - это горгульи, уродливые фантастические существа, глядящие из-под крыш, с фасадов, капителей колонн и даже с крутых башен каменных соборов.

Горгульи — архитектурные детали, имевшие изначально вполне практическое назначение. Они делались вытянутыми и полыми внутри и выполняли функцию водосточных желобов. Правда, находились горгульи почти под крышей, и вода из них била струей прямо на голову прохожих — если кто, не дай Бог, зазевался, потому что воду нужно было отвести от стен как можно дальше, чтобы они не разрушались. Со временем горгульи утратили свое практическое значение как водоотводы, но продолжали использоваться просто как элемент декора.

Часто каменные монстры имели вид устрашающего хищного зверя с человеческим лицом. Как, например, вот такая горгулья из шотландского Рослина, чем-то напоминающая суфийскую статуэтку, изображающую зверя с глазами человека - символ нафса - на обложке книги Идриса Шаха "Командующее Я":



Вопрос, который меня всегда занимал — почему этих неприглядных страшилищ помещали на самых святых храмах города?

Официальная версия церкви — эти существа символизировали людские грехи, темные стороны, служа уроком и напоминанием. В принципе, ответ понятен и вразумителен, однако он не объясняет, почему грехи изображали именно так, а не иначе.

С точки зрения Традиции ответ может быть несколько иным. В то время как Четыре Живых Существа Откровения - Бык, Лев, Орел и Ангел - представляют собой очищенные, совершенные аспекты человека — то, какими должны быть наш интеллектуальный, эмоциональный, физический центр и наше подлинное Я, в нас есть и другая троица (или четверица), являющаяся их искаженным антиподом. Эта четверица, сочетание животного и демонического начал, является образным выражением низших импульсов, правящих человеком в неразвитом состоянии. Как древнеегипетский Сфинкс или ассирийский крылатый бык — символ идеального существа, у которого все центры выполняют свою работу, и выполняют хорошо, так монстры-горгульи — скульптурные символы извращения работы всех центров.

У мантикоры, к примеру, вместо тела быка — тело льва, то есть двигательный центр под властью эмоций, да еще и с жалом скорпиона вместо хвоста — неправильное использование энергии полового центра в сочетании с извращенной работой эмоционального центра превращает половые энергии в яд.



У химеры — тело козла вместо тела быка. Козел — символ похоти в бестиариях. Физический центр находится под полным контролем полового центра. Ниже приведено известное изображение химеры на крыше парижского Норт-Дам.



У василиска — голова петуха, символ ментального центра, управляемого эмоциями (гордыней). Петух - ну никак не орел. Тело драконье, и хвост змеиный — см. выше про неправильную работу полового центра.



Гарпии — существа с женской головой и телом птицы. Работа физического центра подавлена контролем интеллекта.



И так далее.
Компания каменных монстров в средневековье постоянно увеличивалась, и стала целою ратью. Были даже рукописные собрания всех этих несуществующих тварей, называемые бестиариями. Занимательнейшее чтение, за которым я как-то провела почти неделю.

Помимо наглядной, горгульи имели, судя по всему, и другое назначение, которое очень трудно объяснить рационально, но можно понять, если принять во внимание магическое мышление, присущее средневековью. Монстры выполняли что-то вроде функции охранительной и отпугивающей злые силы одновременно.

Это объясняет, например, тот факт, что химер часто помещали в местах, до которых люди даже взглядом достать не могли. Например, в Севильском соборе я видела горгулью настолько высоко над землей, что разглядеть ее детали можно было исключительно через увеличительную функцию камеры. В Шартрском соборе и в Нотр-Дам горгульи и монстры во множестве расположены на крыше, даже на шпиле — но с земли их видно только как маленькие пупырышки. Зачем, казалось бы, располагать тщательно сделанные скульптуры в местах, где их никто не увидит?

Горгульи также никогда не помещались внутри помещения собора. Все негативное выводилось наружу.

Кстати, даже сейчас на Западе перед достаточно современным домом можно нет-нет да и встретить монстрика типа химеры или грифона. От зла охраняет... А мы говорим, "средневековое магическое мышление" :) 
Tags: готические соборы, магические существа, масоны, энергетика места
Subscribe

Posts from This Journal “готические соборы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments