?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О теме этой заметки я задумалась когда-то во время упражнения в одной из наших теккий в Андалузии - классической теккии мавританского типа, с бассейнами, системой водоканалов и, конечно, роскошным садом. Стояла жара, все окна открыты, и было хорошо слышно пение птиц и лягушек. В нем чувствовался определенный ритм, в который отлично укладывался ритм зикра. Я подумала, что это не случайно, и в этот момент заиграла на флейте-нэй одна из наших Друзей, находящихся в саду. Я хорошо помню мелодию - это был "Хиказ", музыка, дошедшая со времен Руми. Так вот, когда женщина заиграла, весь остальной "концерт" за окном, сделав паузу на некоторое время, вскоре пристроился к ритму "Хиказа", и стал "подпевать". Вернувшись домой из той поездки, я стала исследовать вопрос о биоакустике и нашла то, что излагаю сейчас в письменном виде.

В теме О суфийском садоводстве, я кратко упоминала том, что правильно сгармонизированная акустическая среда считалась одним из наиболее важных рабочих инструментов в суфийской теккии. В это нередко вкладывались значительные усилия: чтобы привлечь в пространство вокруг теккии птиц, земноводных и насекомых, нужно было, чтобы там росли деревья и другие растения. В засушливом климате - например, в Испании, на Ближнем Востоке и в Средней Азии - это невозможно без искусственного орошения. И такие вложения делались. Зачем, спрашивается?

Одну из причин мы уже рассматривали,  обсуждая воздействие ионизации, создаваемой текущей водой, на физическое и умственное состояние. Древние знали об этом.

Но это была далеко не единственная причина. Согласно принципу максимизации, которому суфии неукоснительно следуют, качественное влияние должно транслироваться через несколько каналов одновременно:  не только через форму, цвет, чередование света и темноты, но и звуковое сопровождение.  По личному опыту, суфийские центры, окруженные садами с правильным акустическим ландшафтом, оказывают неизмеримо более глубокое (и всегда предсказуемое, как в любом объективном искусстве) воздействие, чем обычные культовые объекты.  Без звукового сопровождения они подобны немому кино – тоже смотреть можно, в общем, но насколько богаче кино со звуком!

Что же такое правильный акустический ландшафт?

Современная наука только начала подходить к формулировке этого знания, которое внутри Традиции существовало на протяжении многих столетий. Зачинателями направления, называемого иногда экологией звукового ландшафта (soundscape ecology) или акустической экологией, в 70-х годах прошлого века стали два композитора и исследователя – канадец Мюррей Шейфер (Murray Schafer) и американец Берни Кроз (Bernie Krause).

Последний, в частности, известен своей гипотезой акустических ниш, согласно которой живые существа конкретной среды обитания всегда находят свое уникальное место - «акустическую нишу» - в спектре частот и/или во временнОм спектре. Проще говоря, любое насекомое, птица или животное находят такую звуковую частоту, которая отличает их от всех остальных видов, и издают ее только в том временнОм промежутке, который не занят никем другим. Причина проста – все хотят, чтобы их услышали!

(Это как бы негласный договор между живыми существами о том, чтобы их звуковые вибрации взаимно гармонизировались, а не взаимно заглушались. Мы уже видели, как Вселенная использует этот механизм взаимной гармонизации в заметке о Золотом Сечении).

Опытным композиторам известно, что для достижения беспрепятственного резонанса каждый инструмент в оркестре должен обладать своим уникальным голосом и местом в общем спектре. Правильный акустический ландшафт, аналогичным образом, представляет из себя совершенную, динамически сбалансированную по частотному спектру и времени «исполнения» каждой партии, звуковую систему. Поддержание баланса в этой системе настолько важно, что, когда один из видов по какой-то причине выбывает из нее (временно или постоянно), эту нишу тут же заполняет другой, с подходящей звуковой «подписью». Свято место пусто не бывает... Show must go on...

Гипотеза акустических ниш подтверждается обычным опытом: когда на природе мы слушаем пение птиц, лягушек или кузнечиков, трудно не заметить, что звучание каждого из них сгармонизировано в отношении не только естественных звуков среды: ветра, журчания воды, шума листвы, но также в отношении других участников «концерта»  - и в частоте, и в просодии (ритме).

У каждого сада, парка или леса – свой, уникальный «оркестр» (или даже несколько). Как пишет Берни Кроз в своей статье : «В течение ряда лет, многократно возвращаясь на места наших наблюдений, при анализе записей с каждого места мы обнаруживали удивительное био-акустическое постоянство: такое же, какое мы находим при сравнении отпечатков пальца одного и того же человека».

Вероятно, когда образуется пробел, разрыв в этой сбалансированной целостности, у кого-то из живых существ возникает непреодолимое стремление его заполнить....даже у такого, как волк-оборотень из рассказа Пелевина:

Саша прислушался. Сначала был слышен только качавший листву ветер и треск ночных насекомых, а потом до его слуха донеслось что-то похожее на далекое пение или музыку — так бывает, когда неясно, что звучит: инструмент или голос. Заметив этот звук, Саша отделил его от остальных, и звук стал расти, став через некоторое время достаточно громким, чтобы можно было слушать его без напряжения.[...] Мелодия, которую слышал Саша, была чудесной, но в ней были какие-то досадные провалы, какие-то пустоты. Он вдруг понял, что может заполнить их своим голосом, и завыл — сначала тихо, а потом громче, подняв вверх пасть и забыв про все остальное — тогда, слившись с его воем, мелодия стала совершенной.
Саша заметил, что рядом с его голосом появились другие — они были совсем разными, но ничуть не мешали друг другу. Как будто несколько растений вились вокруг общего стержня или нити — и все были непохожи
.
(В.Пелевин. «Проблемы верволка в средней полосе»)

******
Возвращаясь к предмету нашего рассмотрения: какова причина усилий для создания правильного акустического ландшафта? Вероятно, она схожа с причиной, почему мы не просто слушаем отдельных музыкантов, но собираем их в большой слаженный оркестр.
Возможно, она также схожа с причиной, почему мы предпочитаем стереозвук монозвуку, а кинофильмы 3D двумерному изображению - они обеспечивают совершенно иное качество пищи впечатлений, необходимой высшим частям всех наших центров.
И наиболее вероятно, что нахождение внутри такой среды дает нам прямое переживание состояния, в котором мы так редко пребываем, и которое описывается всего двумя словами: ГАРМОНИЯ и БАЛАНС.


"Парламент птиц", иллюстрация к одноименной поэме Фарид-ад-дин Аттара

Posts from This Journal by “теккии” Tag

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
sandgrain074
Jan. 15th, 2016 08:58 am (UTC)
Ассаляму алейкум. Есть ли в России биоакустические зоны созданные в духе традиции?
assalam786
Jan. 16th, 2016 04:08 am (UTC)
Ва алейкум ассалам! В общем-то, биоакустические зоны - это природный феномен, Традиция его просто использует для создания особого обучающего опыта. В любом лесу такие зоны есть. Можно сказать, что и в любом грамотно устроенном саду со временем формируется правильный акустический ландшафт. Для этого первым делом устраивают водоем или систему каналов с текущей водой - потому что без воды жизни нет. Там заводятся лягушки. Затем садят большие деревья и небольшие кусты (для птиц и маленьких зверьков вроде белок - белки тоже поют, Вы знали об этом?) Обязательно также цветы, траву - для насекомых. А там все живые обитатели уже сами устраивают правильное звуковое сопровождение.
sandgrain074
Jan. 16th, 2016 06:31 am (UTC)
Дело в том, что у нас в горах большие сложности с хорошей почвой и водой. Приходиться создавать многое своими руками, но для этого нужны знания. Может Вы посоветуете литературу или другой источник знаний по искусственному обустройству биоакустических зон?
assalam786
Jan. 16th, 2016 06:56 pm (UTC)
Да, я понимаю, я тоже живу в довольно засушливой степной зоне, где мало что растет. Мне, к сожалению, не встречалась литература по созданию именно биоакустических зон. Те источники, на которые я ссылалась, относились к изучению акустической экологии уже существующих биоакустических зон в дикой природе. Я полагаю, что Вам, скорее, нужна литература по созданию садов в соответствующем горном климате. Обычно там бывают, среди прочих, и рекомендации по тому, какие растения лучше высаживать для привлечения птиц и насекомых. К сожалению, на русском языке не могу назвать авторов - не читала. На английском очень известный на западе автор по органическому садоводству Louise Riotte, она писала о том, какие растения хорошо растут вместе, а какие, наоборот, друг друга подавляют, и также о том, какие растения являются естественными защитниками от вредителей. У нее также есть книга по астрологическому садоводству, где, в частности, есть рекомендации по высаживании растений в соответствии с лунными фазами.

Из своего опыта выращивания с нуля небольшого сада около дома в холодном засушливом климате могу поделиться следующим. Когда наш дом построили, вокруг была даже не голая земля: по практикующемуся здесь методу, весь верхний слой земли строителями был просто снят, до глины. В местной степной земле все равно мало что растет. Затем завезли чернозем с фермы, который мы разровняли лопатами. Мы сразу посадили несколько деревьев: одно уже взрослое и несколько совсем молодых - для тени и сохранения влаги на участке и для привлечения птиц. Настелили дерн (трава здесь продается как коврик, уже готовая - только раскатай и готово). Траву можно и посеять - разница небольшая, за пару лет все будет смотреться одинаково. Затем я посадила ягодные кусты в промежутках между деревьями, душистые травы и цветы - для птиц, бабочек и пчел. В течение десяти лет я экспериментировала с многими растениями, и пришла к выводу о том, что лучше всего приживаются в этом климате знакомые мне по Сибири холодоустойчивые растения. Поэтому просто стала покупать те, которые мне с детства знакомы, и редко ошибалась. Дождей у нас идет мало, даже летом, за редким исключением, поэтому траву приходится поливать - никуда не деться.
В первые несколько лет птиц и насекомых было очень мало - сад был немой. Кроме редких сорок, никого не было. Потом воробьи и синицы стали появляться временно, залетать из соседнего леса. Весной прилетали малиновки и изредка пели лягушки. Когда деревья и кусты подросли, лет через пять, птицы стали селиться и размножаться прямо у нас в саду - появились свои, местные поколения певцов, и поют уже целый день в теплое время года. Поскольку у меня всегда что-нибудь цветет, в саду все время жужжат пчелы и стрекочут кузнечики. Уже прибегали белки пару раз из леса, но для них деревья еще слишком маленькие - это еще лет десять ждать :) Вот так, примерно, я наблюдала формирование акустического ландшафта.
sandgrain074
Jan. 16th, 2016 07:24 pm (UTC)
Очень познавательно услышать ваши жизненные наблюдения. Размышляя над этим, я пришел к выводу, что в нашей умеренной климатической полосе с перепадами температур в разное время года, создать сад в духе Традиции, который будет "работать" круглый год, возможно только в оранжерее. Ну если только каток тоже обладает ионизирующими свойствами))
assalam786
Jan. 17th, 2016 05:13 am (UTC)
Да, конечно, все в соответствии с климатическими условиями. Не знаю, создает ли лед или снег ионизирующий эффект, когда просто лежит, но когда тает и вода испаряется - точно создает :) Зимой можно другие инструменты использовать - музыку, например, слушать, книги читать.
sandgrain074
Jan. 17th, 2016 10:47 am (UTC)
Не хочу показаться назойливым, у меня очень много вопросов, а задать их некому.)) Когда пытаюсь вести речь о вопросах, касающихся Традиции, моё окружение смотрит на меня как на душевнобольного((. Могли бы Вы написать отдельную тему о музыке в Традиции?
assalam786
Jan. 18th, 2016 02:02 am (UTC)
Мне Вы не кажетесь назойливым. О музыке в Традиции я немного писала вот в этой теме http://assalam786.livejournal.com/12193.html
Хотя, конечно, я не смогла бы, даже если бы очень захотела, хоть сколько-нибудь полно раскрыть эту тему целиком. О суфийской музыке немало писал Хазрат Инайят Хан, хотя, я, признаться, не очень большой читатель его книг.

Но могу поделиться одним советом, который нам дал Омар Али-Шах по поводу прослушивания суфийской музыки: включать ее на небольшую громкость, практически на пределе слышимости, чтобы приходилось прислушиваться. Так обостряется восприятие.
zwezdecc
Jun. 10th, 2017 04:06 am (UTC)
Хор птиц
Просто поделиться захотелось. Я живу в большом городе, во дворе растут у нас старые клёны, птиц много - воробьи, синицы, голуби, вороны,и наверно другие, которых я не знаю... Однажды я проснулась в начале лета на рассвете, солнце еще не встало, но уже было светло. Внезапно, буквально с первым лучом солнца, простите за штамп, но другого выражения не подберу, ГРЯНУЛ ХОР птиц, оглушительный и стройный, невыразимо прекрасный, звучал как симфонический оркестр, очень радостно и торжествующе, прямо как ода солнцу и жизни! Незабываемое впечатление!
assalam786
Jun. 10th, 2017 07:43 pm (UTC)
Re: Хор птиц
А это действительно и была ода солнцу и новому дню :) Спасибо, замечательный опыт.
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars