?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СИНКОПА

Этой заметкой о латиноамериканской музыке я продолжу (и, думаю, на ней и завершу) мою кубинскую тему :)

Итак, валяясь на белом песочке под кокосовыми пальмами и погружаясь в ритмы карибской музыки, я, конечно, мало о чем была в состоянии размышлять, но парочка вопросов где-то в прихожей сознания все же шевелились... и вот до чего дошевелились:

Вопрос первый:

Почему латиноамериканская музыка такая зажигательная? Почему тело под нее начинает непроизвольно двигаться и дергаться? Обычно говорят: ну, как же - она же такая ритмичная! Ритмичная - да, но ведь марш – еще более ритмичный, однако многие ли из нас бросаются маршировать, заслыша «Прощание славянки»? А вот под какую-нибудь самбу или румбу ноги сами, хочешь-не хочешь, пускаются в пляс. Разве нет?
В чем же дело?

Парадоксально, но секрет непреодолимой двигательной привлекательности латинской музыки кроется в ее диссонансе!
Дело в том, что практически все южно-американские музыкальные жанры используют прием, который называется синкопой или синкопированием. Это разновидность музыкального диссонанса, только не мелодического, а ритмического.

Например, когда один из инструментов (ударный) играет не в том же ритме, что и остальные, а отстает от них совсем чуть-чуть, на пол-такта – это разновидность синкопы. Отстающий инструмент как бы все время «играет в догонялки» с товарищами по оркестру. В том месте, где по ритмическому рисунку должен быть бит, возникает почти незаметная заминка, полусекундная задержка.

Для инстинктивно-двигательного центра, в котором процессы и реакции происходят в течение миллисекунд, пол-секунды - это огромная куча времени. В эту кучу времени наш инстинктивный центр, который прекрасно отслеживает ритмы, 1) засекает отсутствие бита и 2) отдает команду двигательному центру восполнить это отсутствие, компенсировать его при помощи движения. Вот почему тело под зажигательную латину двигается или, скорее, даже дергается, как бы «само», механически.

Чем сильнее в человеке доминирует двигательный центр, и чем лучше развито чувство ритма (как у черной расы, например), тем безусловнее на него действует ритмический диссонанс. Механизм всегда работает, так же, как работает «внутренний певец», исправляющий диссонансы гармонические. Только ритмический диссонанс включает не внутреннего певца, а скорее "внутреннего барабанщика".

Вопрос второй:

Почему бытует представление о латиноамериканской музыке (и танцах) как об эротичных, пробуждающих сексуальное влечение? Откровенные костюмы и воинственный макияж – только часть объяснения. Главная же причина – также в подсознательном воздействии, которое оказывает на наш инстинктивный центр то самое синкопирование, ритмическая задержка на полтакта. Тот, кто танцевал латину, наверное, помнит, что в этих танцах «ноги догоняют тело», а нижняя часть тела всегда слегка отстает от верхней. Этот прием запрещается методикой классического европейского танца, так как считается вульгарным, однако именно он придает латине эротичность, потому что ровно таким же образом - с синкопой в полтакта - партнеры двигаются во время полового акта.

Вопрос третий,

а точнее наблюдение над собой. Латинские ритмы очень эффективно расслабляют, помогают избавиться от эмоционального напряжения и навязчивых мыслей... кстати, может быть, поэтому жители этих мест все поголовно страдают «синдромом маньяна» - все откладывать на завтра? Ну, как бы то ни было... Оказывается, и эффект легкого транса от латинской музыки также вызывается синкопированием, ей присущим!

В этой работе описывается процесс введения пациента в гипнотический транс одновременными усилиями двух гипнотизеров - метод, называемый «двойным наведением».  Цель гипноза – приглушение или остановка аналитического ума, чтобы обеспечить воздействие терапии непосредственно на глубинные слои сознания (сущность) пациента. Одной из разновидностей двойного наведения является сочетание взаимодополняющих невербальных воздействий - синкопированность, когда гипнотизеры работают в одном и том же ритме, но один на полтакта отстает от другого. Двойное наведение само по себе затормаживает аналитические процессы путем их перегрузки одновременными стимулами.  И, как оказывается, синкопированная схема еще более эффективно останавливает поверхностное сознание – то, что суфии называют Командующим Я.
Так же точно, тихой сапой (точнее, синкопой) нас вводят в подобие транса ритмы самбы или регги.

****

В течение недели я наблюдала за людьми, чьи ноги, руки и головы непроизвольно дергались под воздействием музыкальных ритмов, и в этом процессе ко мне пришло ясное осознание того, как с музыкой работают суфии, а также для чего они это делают.

В книге «Все и ничего» Оливер Хоар описывает такой эпизод обучения Идрисом Шахом его родителей, Ирины и Реджинальда Хоаров:

В один из последующих визитов Шах принес запись афганской музыки, и проиграл ее на высокой громкости. Когда запись закончилась, он спросил родителей, каково, по их мнению, предназначение этой музыки. Они не имели понятия. Тогда он спросил, какие чувства музыка вызвала в них? Моя мать ответила, что ей захотелось вскочить и пуститься в пляс. «Вот именно», - сказал Шах. Затем он дал пояснения: подобная ритмичная, очень динамичная музыка создавалась, чтобы использоваться особым образом. Она исполнялась на публичных собраниях, и суфийские ученики должны были отстраниться от эмоционального и физического эффекта музыки, в то же время, продолжая слушать ее. Она была эффективным методом обучения внутреннему механизму отстранения, который в дальнейшем можно использовать в любой ситуации.

Надо сказать, что наблюдая за своими реакциями, я пришла к выводу, что, в принципе, могу вполне эффективно отстраняться от механического воздействия синкопированного ритма, если не на инстинктивный центр, то, по крайней мере, на двигательный. Я была в состоянии «включать» или «выключать» вовлеченность в музыкальный ритм моего тела и эмоций. (К сожалению, пока не могу сказать такого о более сложных стимулах, но – дорогу осилит идущий :)

С другой стороны, хорошо освоив отстранение, человек совершенно не обязательно должен пребывать в нем все время. Смысл ведь не в постоянном отстранении от стимулов, смысл в умении применять отстранение, когда необходимо. Когда необходимости нет – почему же не отдаться полностью музыке или танцу? Иногда это так весело :)

Вот и Хафиз так думает:

И каждое дитя когда-то знало Бога -
Не Бога из запретов,
И не Бога из имен,
Не Бога, кто все время нечто странное творит.
Четыре слова есть всего у того Бога,
Он, повторяя их, дитю на ухо говорит:
«Иди, танцуй со Мной!»

Иди, танцуй.

Posts from This Journal by “суфийская музыка” Tag

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
ext_3196014
Apr. 2nd, 2016 02:20 am (UTC)
вообще всю светскую музыку можно разбить на уровни воздействия:
негритянская, кровно связанная с попсой, роком, джазом, рэйвом, рэпом (основной инструмент-ударные) воздействует на инстинктивно-двигательный центр

романсы и итальянская опера воздействует на эмоциональный центр (духовые)

старинная европейская музыка-добетховенский период-воздействует на интеллектуальный центр (струнные)
assalam786
Apr. 2nd, 2016 02:33 am (UTC)
В принципе, согласна, хотя и несколько категорично выражено. Я думаю, что воздействие идет на несколько центров одновременно, только акцент на том или ином из них. Струнные инструменты, мне кажется, как раз очень хорошо резонируют с эмоциями. Я не знаю, как музыка может влиять на интеллект, хотя и есть специальные подборки музыкальных гармоний, которые якобы улучшают работу мозга, и я знаю людей, которые слушают такие подборки, когда уроки делают, например.
ext_3196014
Apr. 2nd, 2016 03:50 pm (UTC)
под Генделя или Баха поплясать-это возможно? их мелодии сложны и не воспринимаются эмоциями, как Верди; в тоже время слёз такая музыка не выжмет, это не цыганский романс, но слёз и румба не выжмет. Появление синкопы в европейской музыке в 1914 или раньше-"Весна священная" Стравинского была освистана потому что парижане ожидали эмоций, а получили мумбу-юмбу. Джаз возник как импровизация на европейской мелодии, но развития не было, наоборот было разложение мелодии в авангарде
assalam786
Apr. 3rd, 2016 10:08 pm (UTC)
А кстати, в европейской музыке синкопирование началось именно с Баха. Говорят, что у Баха музыка очень математичная - это действительно так, однако это не означает автоматически, что ее воздействие оказывается на интеллект. Она скорее рассчитана на пробуждение того, что Гурджиев называл "чувством религиозности" - но не обязательно слез или сентиментов, т.е. поверхностных эмоций, это да.
ext_3196014
Apr. 4th, 2016 02:42 am (UTC)
синкопирование у Баха скорей всего от органистов-там басы жмутся ногами,-но я писал о сложной мелодике барочной музыки вообще: если не включить ум, ты теряешь её и засыпаешь, как многие в филармониях, также некоторые напротив скучают на дискотеках; а струнные с эмоциями как раз плохо резонируют: роту поднимают горном, не гитарой,-сразу возникает страх наказания-во фламенко гитара используется как ударные, основной инструмент классической музыки это рояль, скрипка, виолончель, концертов с трубой соло мало, а с ударными нет совсем,-не то что в убогой с т.з. мелодики джазовой музыке

Edited at 2016-04-04 04:57 am (UTC)
assalam786
Apr. 5th, 2016 12:34 am (UTC)
Синкопирование у Баха было не для ног, а для рук - правая и левая рука играли в разных ритмах, с полутактным отставанием. В филармониях люди засыпают не от скуки, а по другой причине, от расслабления и отключения ума, такого же, какое приходит при правильной медитации (я, будучи в позапрошлом году в иркутском органном зале, кстати, тоже уснула :) можешь смеяться...)

Я совсем не люблю джаз, однако ни его мелодии, ни ритмы нельзя назвать убогими - они как раз достаточно изощренные. Это уникальный жанр, который использует сразу оба вида диссонанса: гармонический и ритмический. И, к слову о синкопировании: джаз использует не только синкопу, но и свинг - ритм там, кроме того, что двойной, так он еще и нерегулярный, когда промежутки между битами в некоторых местах ненормально растянуты.
ext_3196014
Apr. 5th, 2016 04:51 am (UTC)
С Бахом непростой вопрос, это всё таки исключение, не правило, очень рассчитанная музыка, почти формулы; я слушал в нашем зале Гротберга-имел счастье-и в первый раз был поражён тем что орган совсем не звучал оглушительно, не ревел, а буквально таял в пространстве, как арфа что ли, как раз была прелюдия Баха, но потом Гротберг показал и силу органа; Джаз убог именно мелодически, он строится на импровизации, стандарты можно пересчитать по пальцам-"караван", "читануга", и т.п.-а остальное искупается богатой ритмикой и импровизацией. Это очень глубокое отличие европейской струнной музыки от негритянской барабанной, или восточной трубной, строящейся на полу-четверть-и восьми тонах. Пример Ницше, который как раз стремился к более безумному дионисийскому началу, от струнного аполлонического-его термины-как он кончил, всем известно. Каждому-своё. Тема очень интересная и спорить можно долго, спасибо!
alla_kot
Apr. 3rd, 2016 12:28 pm (UTC)
я бы хотела пойти танцевать, но стесняюсь
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars