?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЭФИРОКРИЛНО ГУРДЖИЕВА

Ноль – вот где начинается Подлинная Игра!
Для всего остального нужно слишком много счета.
Хафиз Ширази, суфийский поэт

То, что мы наблюдаем как материальные тела и силы – ни что иное, как вариации и формы структуры единого поля. 
Эрвин Шредингер, основатель квантовой механики

Названием моей заметки послужило слово, изобретенное Георгием Гурджиевым и использованное им в книге «Рассказы Вельзевула своему внуку» для обозначения понятия изначальной субстанции или единого поля, из которого все «начало быть».

Гурджиев писал:

...При определенных условиях, из вещества, называемого Эфирокрилно, сперва возникают так называемые «кристаллизации»; и из этих кристаллизаций, также при определенных условиях, образуются различные большие и малые, более или менее независимые космические формации.

Эфирокрилно есть та первичная субстанция, которой заполнена вся Вселенная, и которая является основой возникновения и поддержания всего существующего.
Это Эфирокрилно не только является основой для возникновения всех без исключения космических сгущений, как больших, так и малых, но в этой-то основной космической субстанции и происходят все космические явления вообще во время каких-нибудь преобразований, так же как и во время процессов инволюции и эволюции различных кристаллизаций». (Г.Гурджиев. «Все и Вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку»)

Ученик Гурджиева, Джон Беннетт, сделал попытку объяснения понятия Эфирокрилно в одной из своих работ:

Прежде всего, следует сказать несколько слов об основе, на которой создается мир. Гурджиев в этой связи говорит о "первичной космической субстанции". Конечно же, это отнюдь не новая и уже довольно известная мысль. Современная физика, например, считает необходимым найти нечто, что еще не являлось бы частью бытия, и, все же, могло быть его предшественником. Можно называть это неким первичном состоянием в прошлом или чем-то происходящим постоянно, или чем-то происходящим вне времени в другом измерении; все дело в космологическом языке, который предпочитает использовать человек. Так или иначе, считается, что первичная субстанция еще недостаточно организована, чтобы быть чем-либо. Это даже не радиация, и не вещество, построенное из частиц.

Гурджиев в отношении этой субстанции использовал слово «Эфирокрилно», в котором греческое слово «эфирос» сочетается с буквами К и Р. Последние во многих языках означают творческую силу, как, например, в английском слове "creation" (творение). В арабском языке, буквосочетания КР и КРР являются важным элементом, означающим творческое действие. Таким образом, Эфирокрилно означает бесформенный материал, в котором может происходить творческий процесс.

На первый взгляд, может показаться, что это очень простая концепция, но это далеко не так. Как только мы присваиваем чему-то имя, мы сразу же начинаем думать, что говорим о чем-то существующем. Эта трудность вполне очевидна в случае отношения физики к эфиру: существует он или нет. Если он существует, то должен обладать определенными качествами, но тогда теряется и весь смысл понятия. В то же время, если у эфира нет свойств, то он не существует и, следовательно, не может быть нам полезен для понимания. Само по себе эфирокрилно ничем не является, и, все же, все вещи сделаны именно из него. (Дж.Беннетт. «Беседы о «Рассказах Вельзевула»)

В этом месте наш рассудок отказывается идти дальше: как может что-то быть НИЧЕМ и одновременно  источником ВСЕГО? Как может нечто не иметь формы и в то же время формировать атомы, планеты и галактики?

Дао пусто, но оно неисчерпаемо...(Дао Дэ Цзин)

Некоторые течения современной физики подошли к пониманию этого парадокса настолько близко, что уже практически неразделимы во взглядах с древним учением Традиции, отраженным в частности, и в книге Гурджиева. Все возрастающее число физиков пост-квантовой эпохи приходят к тому, что предполагали Эйнштейн и Шредингер: наука двадцатого века, отказавшись от идеи эфира, пошла по неверному пути, будучи введенной в заблуждение видением мира, состоящего из отдельных твердых частиц. Сейчас они предполагают, что мы живем во вселенной, состоящей из волн. Материя – не то иное, как завихрения в море энергии, называемой эфиром, искривления на поверхности единой субстанции.

Теорию эфира иногда приравнивают к концепции нулевой энергии (или энергии нулевой точки). Энергия нулевой точки – это состояние непрерывного движения и, в то же время, совершенного покоя, Альфа и Омега творения: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр: 1:8)

И снова наш разум не может этого вместить – как неустанная активность может быть тождественна полной неподвижности?

Лично мне в свое время вместить идею нулевой энергии помогли две вещи: 1) концепция нуля в древней диаграмме, называемой магическим квадратом и 2) образ стакана с водой.

1) Ноль содержит в себе все остальные числа: общая сумма всех возможных положительных и отрицательных чисел, какие только существуют в природе, равна нулю. Вроде бы каждое число само по себе представляет из себя ЧТО-ТО и каждое из них ЕСТЬ, но их общая сумма равна нулю, то есть НИЧЕМУ, и если посмотреть на всю картину в целом - вроде как НИЧЕГО и НЕТ.

Примерно так, как в этом магическом квадрате:



2) Хорошо иллюстрирует концепцию энергии нулевой точки также визуальный образ:

Представьте стакан, в который налита вода. В состоянии покоя вода неподвижна. Если поставить стакан на вибрирующую поверхность, в воде появятся хорошо различимые волны. Если мы будем увеличивать частоту вибрации, волны на поверхности станут почти неразличимыми.... но они все же не исчезнут.

Теперь представьте, что можно было бы создать такие условия, при которых на стакан с водой одновременно действовали бы вибрации всех возможных частот – от бесконечно низких до бесконечно высоких. Что бы получилось? Поверхность воды вновь стала бы совершенно неподвижной, так как волны высоких и низких частот взаимно гасили бы друг друга, и результатом было бы видимое отсутствие всякого движения.

Неподвижность, однако, была бы только иллюзорной, поскольку вода, кажущаяся спокойной, в то же время была бы вместилищем квадриллиона различных вибраций!  Именно такой, по сути, является энергия нулевой точки – с результирующей частотой, равной  0 Герц, и в то же время вмещающая бесконечный спектр гармоник всевозможных частот.

Таково положение замкового камня стрельчатого свода готического собора: он сохраняет полную неподвижность, в то время как на него одновременно действуют две противоположно направленные силы чудовищного давления каменной массы. Именно равновесие, баланс двух противоположных сил делают замковый камень подлинным воплощением нулевой точки.

Как считают современные физики, эфирный вакуум – чрезвычайно плотная среда, в то же время никак не ощущаемая внешне. Опять парадокс, который ставит в тупик наше восприятие. Наилучшей иллюстрацией для такого качества эфира является сверхпроводимость гелия, охлажденного до температур ниже 2 градусов по Кельвину. В этом состоянии гелий становится суперфлюидом, сквозь который любые объекты могут проходить, не испытывая сопротивления – как если бы они двигались в полной пустоте.

Покой и неустанная активность, сверхплотность и полная проницаемость – две стороны одной монеты, голова и хвост Уробороса – змея, кусающего собственный хвост – такова первичная субстанция, Эфирокрилно.


Источник иллюстрации

Какая сила сдвигает идеальное равновесие, нарушает девственное состояние нулевой энергии, в котором пребывает первичная субстанция? Как из Ноля вдруг появляется нечто, обладающее формой и зарядом? Гурджиев объясняет это действием Теомертмалогоса, или, говоря простым языком, Слова Божия. Дойдя до этого понятия, однако, мы не можем не замолчать  - за отсутствием какой-либо возможности постижения и объяснения.

Под действием Слова Ноль разделяется на плюс и минус. Из энергии нулевой точки одновременно исходят положительное и отрицательное, активное и пассивное, мужское и женское, различные сочетания которых порождают видимую вселенную.

Дао рождает Одно, Одно рождает Два, Два рождают Три, а Три рождают все существа.

При этом сам Ноль не исчезает, но всегда остается третьей силой, невидимой, но неизменно присутствующей. Эфирокрилно, давая жизнь выделяющимся из него силам, при этом все так же незримо пронизывает проявленный мир...

Внутри Каабы абсолютно не важно,
Куда направлен молитвенный коврик.

(Руми) 

Я точно знаю, что у меня есть как минимум один читатель, у которого к данному моменту в голове уже созрел вопрос: отражена ли идея нулевой энергии в эннеаграмме – универсальном символе, с которым Запад познакомил Гурджиев? Предваряя вопрос, я отвечу – да, она там есть (хотя и не во всех версиях эннеаграммы она обозначена), и нет, подробности об этом в моих заметках и объяснениях никогда не появятся.   

Posts from This Journal by “Гурджиев” Tag

  • СПИСОК КНИГ

    Xотелось бы оставить для интересующихся список книг о суфийской Традиции и о Четвертом Пути. О рекомендуемых книгах меня часто спрашивают, и я…

  • ГУРДЖИЕВ О ДВУХ ВИДАХ СОЗНАНИЯ

    Ни один Искатель не может надеяться на реальные изменения, пока не начнет работу с той частью себя, которую называют сущностью или внутренним…

  • ТРОГОАВТОЭГОКРАТ, ИЛИ ВЗАИМНОЕ ПИТАНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО

    Я буду рожден, и я буду порождать. Аминь! Я буду есть, и я буду пищей. Аминь! (гимн Иисуса из новозаветного апокрифа «Деяния Иоанна»)…

  • ПИТАНИЕ ДЛЯ СОЛНЦА И ЛУНЫ

    То, чего вам хочется - хочет Луна; то, что вам нужно - нужно Солнцу. Георгий Гурджиев Довольно живая дискуссия, развернувшаяся на этой…

  • АРХИАБСУРД

    То, что кажется абсурдом, но не является таковым, лучше, чем невежество человека, который считает это абсурдом. ( Фарид-ад-дин Аттар) В…

  • "СЧИТЫВАНИЕ"

    Ищите знание, даже если придется отправиться за ним в Китай. Как известно, суфийский Мастер Ахмад Ясави нескольких своих учеников обучал без…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
m_u_s_t_a_f_a
Jul. 9th, 2016 08:12 pm (UTC)
В избранное. Немедленно.
assalam786
Jul. 9th, 2016 08:40 pm (UTC)
Слушаюсь и повинуюсь :))))))
Спасибо.
m_u_s_t_a_f_a
Jul. 9th, 2016 09:10 pm (UTC)
Это была команда самому себе. :)
(no subject) - assalam786 - Jul. 9th, 2016 09:13 pm (UTC) - Expand
ext_3196014
Jul. 10th, 2016 03:51 am (UTC)
Успенский прямо пишет что эннеаграмма целиком и выражает собой ноль, не какая то отдельная её часть. А эфирокрилно лучше всего сравнить с "шкалой водородов" которые, уплотняясь и теряя "оживлённость вибраций" создают видимый "из ничего"
assalam786
Jul. 10th, 2016 04:11 am (UTC)
В эннеаграмме, как она описана Успенским, не обозначено то, что я имела в виду.

Эфирокрилно нельзя уподоблять шкале водородов, поскольку шкала приложима к проявленному - тому, что Гурджиев называет вездесущим активным элементом Окиданок. Эфирокрилно и есть "ничего". Окиданок - уже проявленное, сразу в трех испостасях (активной, пассивной и нейтральной).
ext_3196014
Jul. 10th, 2016 04:50 am (UTC)
Активный, пассивный и нейтральный-это углерод, кислород и азот (согласен что они соответствуют Окиданок) но чистый водород и есть эфирокрилно, "материя не ограниченная в пространстве" по Успенскому
(no subject) - assalam786 - Jul. 10th, 2016 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ext_3196014 - Jul. 11th, 2016 03:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - assalam786 - Jul. 12th, 2016 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ext_3196014 - Jul. 12th, 2016 03:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - assalam786 - Jul. 13th, 2016 01:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - ext_3196014 - Jul. 13th, 2016 02:48 am (UTC) - Expand
gray_swan
Jul. 13th, 2016 07:50 am (UTC)
Есть замечательная история от моего коллеги, в былые года его жена увлекалась научно-популярными лекциями от светил МГУ. Мальчик спросил профессора, что такое вакуум? Тот ходил взад-вперед, долго думал и выдал: "Вакуум - это конгломерат электромагнитных полей, флюктуирующий в Абсолюте". При том рассказал он мне ее, начав с шутки и провокациии: "Вот ты ж физик, дай определение вакуума".
То есть получается, что это ничто, но ничто относительное от Абсолюта?
Как в примере с водой в стакане, покой и скрытая сила присутствует в среде. Вода в данном случае имеет состав, структуру и подчиняется многим законам. Тогда это ноль относительный, а значит нечто проявленное, а проявленное имеет структуру и состав. То есть первичная субстанция все равно является проявленной, так как мы полагаем ее в пространстве и времени, а говорить об абсолютном нуле можно исключив и эти понятия. Вот это меня и поражает в мышлении, мы оперируем абсолютными и бесконечными понятиями, не имея возможности их полного восприятия в силу ораниченности любого проявленного сознания.
Получается дурная бесконечность, если смотреть на все материалистически. Да, Вселенная - фрактал, но число симметрий, измерений и возможных взаимосвязей у него бесконечно и можно навечно нырнуть внутрь, либо вовне. Хотя похоже оба направления будут однозначны. А квантовый скачок преображения все равно остается чудом и загадкой. Напомнило еще одну хорошую шутку про гусеницу, которая сказала: "Никаких крыльев нет, ты просто умираешь и всё." И она права и неправа одновременно.
assalam786
Jul. 13th, 2016 04:21 pm (UTC)
"Да, Вселенная - фрактал, но число симметрий, измерений и возможных взаимосвязей у него бесконечно и можно навечно нырнуть внутрь, либо вовне. Хотя похоже оба направления будут однозначны".

Когда я это читала, у меня вдруг всплыло одно видение, часто повторяющееся в детских кошмарных полуснах, обычно во время болезней с сильной температурой: я пытаюсь ухватиться за что-то, что из огромного становится маленьким и затем исчезающе мизерным, растворяясь у меня между сжатых пальцев, с невероятной мгновенной скоростью спускаясь по спирали из необъятности в микроскопичность. Hевозможность вместить эту бесконечность - в обе стороны - взрывает мое восприятие и выбивает из сна. Я думаю, пребывая в теле, нам лучше не пытаться это вместить, эти два опыта -взаимоисключащие :)

Профессор МГУ, наверное, интуитивно (или еще как-то) нашел наиболее близкий ответ на вопрос мальчика.

Что касается проявленности.. Мне лично кажется, что понятие Эфирокрилно - это ВОЗМОЖНОСТЬ всего, и в этом смысле оно очень близко к квантовой физике, которая изучает вероятности или ВОЗМОЖНОСТИ.

Слово Божие делает ВОЗМОЖНОСТЬ реальностью, то есть всем тем, что мы видим в проявленном мире времени и пространства.

(no subject) - gray_swan - Jul. 13th, 2016 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - assalam786 - Jul. 13th, 2016 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - assalam786 - Jul. 13th, 2016 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gray_swan - Jul. 13th, 2016 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - assalam786 - Jul. 14th, 2016 01:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - gray_swan - Jul. 14th, 2016 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - assalam786 - Jul. 15th, 2016 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Jul. 15th, 2016 11:04 am (UTC) - Expand
24feb
Jul. 13th, 2016 11:27 am (UTC)
Еще один пример для вашей иллюстрации. Его приводил Рамана Махарши для того, чтобы объяснить как Атман действует и не действует одновременно.
Если представить себе лопасти вентилятора крутящимися с определенной небольшой скоростью, мы с уверенностью сможем сказать, что лопасти движутся. Но если мы разгоним лопасти до очень высоких скоростей, то посмотрев на них, мы можем подумать, что они стоят на месте.
assalam786
Jul. 13th, 2016 04:26 pm (UTC)
Да, это похоже на первую часть моего примера, когда стакан с водой вибрирует с частотой настолько высокой, что наличие вибрации становится практически незаметным. Однако вибрация все же есть, вода не находится в покое, то есть это состояние, отличное от нулевого. То же с вентилятором - если сунуть в него руку, можно убедиться, что состояния покоя нет.

С Нолем ситуация такая, что даже сунуть руку, никаких внешних воздействий не будет, поскольку все возможные вибрации взаимно погашают друг друга.
24feb
Jul. 13th, 2016 11:37 am (UTC)
Так же, исследуя феноменальную природу "Я", свидетеля, я пришел к тому, что никакого статичного "Я" у человека нет. Но оно может появится. Шутка в том, что я всегда мыслил "Я" как некую сущность, вещь, типа такой, которая однажды появившись, может занять свое место и просто быть, как та чашка, которую мы поставили на стол и теперь она стоит. Так же я понимал и гурджиевские сентенции о том, что душу нужно приобрести, создать, получить...
Мой опыт показывает, что "Я" возможно как процесс тотального наблюдения, или, лучше сказать, созерцания. Это процесс неимоверной интенсивности, в котором всё должно перейти в плоскость наблюдаемого, так, чтобы не осталось места для наблюдающего. Как только мне кажется, что наблюдающий появляется - это сигнал к тому, что интенсивность наблюдения упала, ведь ощущение наблюдающего - это тоже наблюдаемое. Получается интересная медитация и уникальное состояние, в котором если что-то и можно назвать "Я", так это именно процесс самого наблюдения, но никак не сущность, не феномен. Поэтому сейчас мне кажется, что у нас нет и не может быть феноменального "Я" - т.е. чего-то такого, что может быть схвачено в пространстве и времени... Стало быть, душа - это не феномен и миру времени не принадлежит.
assalam786
Jul. 13th, 2016 04:36 pm (UTC)
Я тоже воспринимаю слова Гурджиева о том, что душу нужно приобрести, заработать, скорее как морковку для ослика низшего Я, который будет что-то делать, только если он видит стимул.

Усилия, совершаемые по "приобретению души", фактически, не ведут ни к какому приобретению, но к раскрытию того, что скрыто за завесой пространства и времени, и всегда там пребывало.
(Anonymous)
Jul. 14th, 2016 08:05 am (UTC)
Уважаемая Нина. Если это возможно не могли бы Вы с позиции Вашего мнения пояснить следующий момент.
Есть ли аналогия в терминах Гуджиева понятию "барака". И если есть то можно ли провести параллели с водородами внутренней фабрики человека опять же в терминах Гуджиева.
заранее спасибо.
assalam786
Jul. 15th, 2016 12:58 am (UTC)
Этот вопрос не такой простой :) Слово "барака" даже среди дервишей используется во множестве разных значений. Одно из них близко к слову "удача, благословение" - можно сравнить это с "зеленой волной", на которую попадает человек, наделенный баракой от своего Учителя или от своего рода. Ему сопутствует удача и попутный ветер во всем, что он предпринимает, либо только в каком-то конкретном виде деятельности, для которого его наделяют баракой (например, какой-то вид творчества). Например, если то, что пишу в ЖЖ, получается хорошим, и оно кому-то помогает - это благодаря бараке моего Учителя.

Другое значение слова барака, которое тоже можно встретить, действительно близко к тому, что Гурджиев называл "высшими водородами" или энергиями очень высокой степени сублимации. Эти энергии может накапливать отдельный человек или группа людей. Ею можно делиться, ее можно сохранять и передавать.

Я предполагаю, что на шкале водородов, изложенной Успенским, эти энергии занимают место от Н12 и выше.
ext_3196014
Jul. 15th, 2016 06:24 am (UTC)
помойму, "барака" вполне может соответствовать "ханблендзойн" или "кровь тела кесджан" см. объяснение Вельзевулом "тайной вечери"
(no subject) - assalam786 - Jul. 15th, 2016 06:20 pm (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars