?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

Часть 1. Скоморохи


В детстве я очень любила читать сказки - русские и других народов. Почему-то мне всегда было интересно, кто их придумывал и распространял, потому что сказки разных стран нередко имели повторяющиеся сюжеты.

Много позже я обнаружила те же самые сюжеты в восточных обучающих историях, собранных Идрисом Шахом. Правда, они были совсем по-другому представлены. После многолетнего знакомства с ними и проверки их работы на себе, я "открыла" те же обучающие элементы в русских народных сказках. Моя любимая в этом смысле - "Царевна-Лягушка", заученная наизусть благодаря тысячекратному, наверное, прослушиванию одноименной пластинки фирмы "Мелодия", хорошо знакомой поколению моих сверстников из 70-80-х.

Складывается полное впечатление, что структура некоторых русских сказок и их образы были выстроены намеренно знающими людьми для внедрения в сознание (точнее, подсознание) общества, для которого устная передача была основным средством коммуникации, некоторых эзотерических по сути идей.

Как писал об этом Идрис Шах в книге "Суфии": "В давние времена, суфийские мастера вживили устные аспекты своего учения в фольклор практически каждого общества [...] Для более поздних периодов, это положение может быть доказано только путем обнаружения суфийских практик в обществах, расположенных далеко от суфийских центров в Азии. Суфийская суть такой деятельности может быть незаметна на первый взгляд. Можно надеяться найти только следы этой характерной суфийской деятельности и устного творчества, принявших местную окраску - следы, которые могут быть обнаружены подобно радиоактивным маркерам, введенным в кровь человека для исследования."

Вопрос в том, кто же были эти люди? Ну, во-первых, они должны были быть достаточно мобильными - скажем, простые крестьяне дальше соседней деревни сказку распространить бы не смогли. Во-вторых, они должны были обладать даром слова, творческими способностями. Купцы и прочий промысловый люд такими качествами вряд ли обладали. И, наконец, третье - и самое главное - они должны были быть связаны с источником знания, с живой Традицией. Возможно, через похожих людей из других земель.

Скоморохи появились на Руси где-то в 11 веке, достигли наибольшего распространения в 15-17 веках, после чего, как это всегда бывает, постепенно выродились и исчезли. Интересно, что в это же время в Европе появились трубадуры и менестрели, многие из которых были по сути странствующими искателями истины. Про их роль в эзотерической европейской традиции Идрис Шах довольно подробно упоминал в своей книге "Суфии".

Бродячие актеры, музыканты, поэты и сказители, русские скоморохи и манерой одеваться поразительно напоминали своих европейских собратьев - смешные колпаки с колокольчиками, сшитые из разноцветных лоскутов костюмы, раскрашенные лица... А главное, наверное, очень дервишеская по сути манера поведения - под маской шута и "идиота" говорить правду, "будить" спящих людей, заставлять их посмотреть на себя по-новому.




Интересные теории существуют по поводу происхождения слова "скоморох". Некоторые предполагают, что оно произошло от итальянского "скарамуччо" - шут. Другие - что от искаженного арабского "маскара" (масихара - "опьяненные"). Этим словом, между прочим, обозначали не кого-нибудь, а дервишей!

Методы "работы с населением" у скоморохов были похожими на ставший чрезвычайно модным в последнее время "интерактивный театр". Зрители не просто смотрели и слушали, а активно вовлекались в действие. Скоморохи часто импровизировали, подстраиваясь под характер и нужды публики. Точно так же работали и бродячие дервиши - музыканты и сказители в Средней Азии.

Про скоморохов часто пишут, что они высмеивали попов, были антирелигиозными. Однако первое изображение скоморохов встречается - где бы вы думали? - на фреске в Софии Киевской, самого крупного и старейшего духовного центра Киевской Руси. И не где-нибудь в углу, а рядом с иконами. Если бы скоморохи не играли важнейшей роли в передачи живого учения - разве бы изобразил их художник-схимник среди святая святых?

Вот по всему по этому и думается мне, что и дошедшие до наших времен сказки придумывали и переносили из деревни в деревню, из города в город скоморохи - неоценимые и неоцененные по-настоящему русские "дервиши"...


Часть 2. Отшельники и калики перехожие

"Первой западной страной, где появились люди, называемые "божьими дураками" или "мудрыми безумцами", и так далее в таком роде, была Россия. Здесь существовали бродячие проповедники, монахи, отшельники и т.д., углублявшиеся в разные эзотерические и экзотерические аспекты христианской религии. Их не считали Мастерами, скорее учителями и мыслителями".

Из неопубликованной лекции Омара Али-Шаха "Мастер"


Помните, как в сказке о Царевне-Лягушке, когда Иван-Царевич отправился на поиски Василисы Премудрой, он встретил странника, "старого как мир"? Помните, как старец дал Ивану клубок ниток, который катился сам по себе и показывал искателю дорогу к цели его поисков?





"Божии" странники были чертой, характерной для России, начиная со средних веков и заканчивая началом 20-го века. Некоторые из них странствовали в группах, другие - в одиночку, перенося все трудности и опасности пути. В фольклоре их нередко называют "калики перехожие" (что не имеет никакого отношения к слову "калеки", а означает "религиозные странники").

В отличие от западных пилигримов, совершавших путешествия с определенной целью, по завершении которой они возвращались домой, русские странники вообще не имели дома. Путь-дорога была их жизнью. Конечно, они полагались на поддержку странноприимных домов, которые были в каждом городе и селении. (Может быть, некоторым Друзьям, которые попали в Традицию, как и я, вследствие увлечения книгами Петра Демьяновича Успенского, будет интересно узнать, что бабушка и дедушка писателя, вырастившие его, часто принимали в своем доме странников). За гостеприимство странники отплачивали рассказами о своих путешествиях. Так как нередко они обладали большой наблюдательностью и даром слова, знали много сказок и других произведений устного творчества, странников собиралась послушать не только вся семья, но и пол-деревни.

Маршруты странников пролегали главным образом от одного православного храма к другому. По моему личному мнению (которое трудно доказать научно), во времена Андрея Рублева и чуть позже, когда русская православная церковь еще несла живую Традицию, храмы располагались по определенному принципу - были соединены в живую (замкнутую) систему. Можно сравнить такую систему с электрической цепью, где сгенерированная в церквях энергия циркулировала и сохраняла заряд. Система покрывала практически всю обжитую к тому времени территорию России. Интересно, что термин "Золотое Кольцо" возник намного позже, уже в наше время - но именно он как нельзя лучше выражает суть существовавшей в средние века системы. Как генерировалась энергия в цепи, понять нетрудно, а вот кто ее "разносил" от одного узла цепи к другой?

Божьи странники!

Странник - почитаемая и таинственная фигура в русском фольклоре. Сохранились свидетельства о сверхъестественных способностях, которыми обладали некоторые из странствующих отшельников (вспомните сказание об Илье Муромце, к примеру). Вполне вероятно, что некоторые из странников не только переносили, но являлись хранителями и передатчиками внутреннего Знания. Архетипическая функция странника в сказках подобна таковой у "дервиша" в восточных обучающих историях.

Хотя божьи странники были изолированы друг от друга, они в сущности составляли живой "организм" с установившейся традицией передачи информации и знаний. Часть этого организма охватывала даже институт церкви - схимников, сохранявших огонь учения в скитах Севера и Северо-Запада России.

Именно это братство распространило в России практику "умной" или "сердечной" молитвы. Если мои предположения относительно происхождения этой практики правильны (на чем я не настаиваю), она должна была попасть в Россию во времена Франциска Ассизского (13-14 вв). Я не буду останавливаться на теме сердечной (Иисусовой) молитвы, так как она была подробно освещена другими авторами данного сайта. Очень интересное описание практики Иисусовой молитвы, напоминающей дервишеский зикр, можно найти в книге "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", рукопись которой была найдена в 19 в.



М.Нестеров. Старец. 19 в.


Ну вот, наконец, мы подошли к тому, что же мог символизировать клубок шерсти, который старец в сказке дал Ивану-Царевичу.

Странники и пилигримы нередко использовали четки. Русские странники предпочитали четки, связанные из шерсти. Из всех естественных материалов шерсть, наверное, самый подходящий для впитывания особой энергии, образующейся при практике умной молитвы. Поэтому-то именно шерсть традиционно использовалась суфиями для ритуальной одежды и молитвенных ковриков (откуда и пошло возможное происхождение слова "суфий").


Шерстяные четки, использующиеся в практике "умной молитвы"



В описываемой нами традиции четки нередко давались, или даже изготовлялись, Мастером или учителем. Мастер таким образом давал четкам первоначальный "заряд" энергии. Он же давал и "слово" или молитву, и поначалу следил за правильным ее выполнением.

Это и было, на мой взгляд, тем "волшебным клубком", который приводил Искателя, как и Ивана-Царевича в сказке, невзирая на опасности и преграды, к долгожданной цели его поисков - мудрости и любви.

Если, конечно, Искатель не забывал держаться Прямого Пути...


Н.Рерих. Странник

Posts from This Journal by “русские сказки” Tag

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars