assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Category:

ГИПНОТЕРАПИЯ СУФИЕВ

Гипнотическое внушение достаточно успешно используется в современой психотерапии для лечения душевных и физических расстройств. Однако гипноз, если он не направлен на решение коренной проблемы, вызвавшей расстройство, а лишь на избавление от последствий, может быть палкой о двух концах.

Любая болезнь или неблагополучие имеет причины — психологического, эмоционального характера, - нередко глубоко спрятанные. Суфии считают, что болезнь – это язык, которым с человеком говорит его Создатель. Иногда проявление болезни – высшее благо, потому что оно блокирует определенный тип разрушительного мышления и поведения, который в здоровом состоянии человек бы начал проявлять. Если болезнь снять гипнозом, она перестанет препятствовать негативным проявлениям, и это может привести к еще худшим последствиям для его сущности.

Суфийский гипноз — явление другого порядка.




Я говорю «суфийский» весьма условно, поскольку суфии могут использовать любые терапевтические методы, принятые в данной культуре в данное время. В современном западном обществе одни суфии могут использовать новейшие методы лечения, никак не ассоциируемые с суфизмом, другие же - методы народной медицины. Общее у всех дервишей, занимающихся целительством, только одно. При помощи достигаемой долгими тренировками концентрации намерения и отрешения от своего «я» они устанавливают контакт с Высшим Я человека и воздействуют на причины болезни фундаментально.

Чем сильнее отрешение от самости и желаний у целителя, тем успешнее лечение.

Считается, что при этом действующим фактором является не личность целителя - тот лишь служит каналом для проявления особой силы, которую суфии называют благодатью или баракой. Такое лечение - настоящее исЦЕЛение, возвращение к ЦЕЛостности. Суфии не борятся с болезнью. Они помогают человеку восстановить своего ВНУТРЕННЕГО ЦЕЛИТЕЛЯ – изначально присущую организму способность преодолевать любой недуг.

Ни один метод лечения, используемый дервишами, нельзя назвать «суфийским».
«Суфийская» - только барака.

Гипнотерапия, применяемая одной из общин афганских суфиев, описана в интересной статье Джафара Халладжи «Терапия и суфии. Особые техники исцеления в Центральной Азии» (Jafar Hallaji.Therapy and the Sufi/Specialized Techniques in Central Asia), помещенной в сборнике издательства Октагон-Пресс «Мир суфиев» (The World of the Sufi). К сожалению, данная книга на русский язык не переведена.

Вот отрывок из статьи:

Каждый пациент осматривался главным целителем и его помощниками в одной из небольших комнат, после чего ему предоставляли место в клинике. После того, как больному определяли кровать, он ложился на спину и, не отрываясь, смотрел на одну из восьмиугольных фигур, прикрепленных к потолку. Эти восьмиугольные фигуры были украшены эннеаграммой. Главный целитель и его ассистенты подходили к каждому пациенту по очереди. Пока остальные члены группы (дервишей) нараспев повторяли слоги «Йа хуууу, йа хакк!», главный целитель простирал руки ладонями вниз горизонтально над пациентом. Целитель делал ритмичные пассы руками, держа их на расстоянии шести дюймов от тела пациента, вдоль его тела от глаз до пальцев ног. Техника напоминала подобную у месмеристов. Неотъемлемой частью процедуры было то, что главный целитель ритмично дул на пациента со скоростью два выдоха в секунду. Именно из-за этого аспекта процедуры ее называют «чуф» — дыхание. Гипнотерапевтический эффект данной процедуры, по-видимому, усиливается релаксацией всего тела, теплом комнаты, концентрацией пациента на диаграмме и чередованием света и темноты в момент, когда руки целителя проходят над лицом пациента. Субъект достиг гипнотического состояния в течение 6-ти минут.

Вполне возможно, что в нижеследующем отрывке из книги «Люди тайны», написанной под псевдонимом Эрнест Скотт и также изданной Октагон-Пресс, описывается как раз опыт исследования суфийской гипнотерапии Джафаром Халладжи:

В 1961 году одному врачу разрешили изучить неизвестную прежде форму медицины, практикуемую в отдаленной афганской общине. Этот метод включал в себя гипноз, но был далек от простого устранения симптомов заболевания с помощью постгипнотического внушения. Он напоминал классическое описание греческой техники «Храма сна», которую обычно полагали символической. Людьми, получившими возможность осуществлять этот метод на практике после шестнадцати лет учебы, были суфии.

*****
В этом месте мне хотелось бы сделать небольшое отступление и, в качестве иллюстрации некоторых приемов лечения, используемых целителями Центральной Азии, поделиться опытом общения с потомственной знахаркой из Самарканда по имени Озода-табиб (арабским словом табиб в Узбекистане называют народных целителей). Хотя Озода-табиб дервишем себя не называла, Бахауддини Балогардон (Накшбанд) - один из святых, к которому она обращается за поддержкой, а методы, которые использовала целительница, очень напоминали описанные выше у афганских суфиев.

Наша встреча с Озодой-табиб была незапланированной (а впрочем, кто знает – в той поездке ни одно происшествие не было случайным), благодаря нашему товарищу по каравану, по чьей внезапной просьбе она была устроена, и связям самаркандского гида, который, наверное, знал всех в городе поименно и быстро сориентировался.

...Итак, мы ожидаем в «приемной» - небольшом закутке рядом с большой комнатой, где, сидя на полу перед низким столиком, целительница принимает посетителей. В «приемной», как и повсюду в доме и даже перед ним, развешаны предметы с непонятным, но, по-видимому, магическим назначением – лапки животных, овечьи и, кажется, волчьи шкуры, неизвестные мне засушеные растения и множество амулетов и оберегов. Такие же охранительные амулеты висят и на окнах дома, выходящих на улицу.  

Узнав, что мы приехали издалека, Озода-табиб, подтянутая женщина лет тридцати с быстрыми дерзкими глазами с необычайным сиянием, внешностью и манерами напоминающая маленькую разбойницу из сказки о Снежной Королеве, согласилась выделить нам минут сорок. Так как дело было под вечер, и знахарка к тому времени уже закончила прием, она предупредила, что прорицанием заниматься не будет, только вычитает молитвы из Корана.

(Следует заметить, что коранические суры на превосходном арабском в Узбекистане читают  - точнее, пропевают с особой интонацией и ритмом, как христианские псалмы - очень многие верующие, не только профессиональные чтецы, которых встречаешь на каждом мазаре. У народных целителей Средней Азии чтение молитвы вслух также является повсеместным методом лечения. Вибрация священной книги, данной Пророку в откровении именно как звучание Слова, сочетание звуковых колебаний, создает особую «несущую волну», усиливающую воздействие святого места или присутствия человека Знания во много крат.  Во время нашей поездки в Узбекистан я особенно сильно почувствовала, как связаны между собой форма зданий исламской архитектуры и звучание Корана – одно дополняет другое, и одно без другого немыслимы – и что для получения правильного воздействия нужны оба этих фактора).   

Вместо выделенных сорока минут мы задержались у Озоды-табиб часа на три, и она не только для каждого из нас по отдельности вычитывала суры, пропевая их сильным, низким, даже зычным голосом, но и рассказала каждому о его делах, глядя в воду, налитую в чашку, на дне которой было насыпано что-то вроде белых хлопьев. (В случае моих друзей все, что она говорила, по их словам, было правильным. В моем случае многие вещи были указаны достаточно точно, а некоторые нет, может быть, из-за интерпретации, которую прорицательница давала своим видениям. Возможно также, причиной были погрешности перевода, так как родной язык Озоды - таджикский, по-русски она говорила плохо, поэтому приходилось прибегать к посредничеству нашего товарища, говорящего по-узбекски. В том, что прорицательница действительно видела нечто, у меня лично сомнений нет).

Так вот, о дыхании «чуф». Не знаю, как с моими друзьями, но со мной Озода-табиб также провела некий ритуал, очень похожий на терапию афганских суфиев, когда, читая молитву про себя, она в определенном ритме дула на меня в течение минут пяти, отворачиваясь и снова поворачиваясь ко мне. Я не могу сказать, что это оказало какой-то гипнотический эффект, но могу отметить позитивное влияние процедуры на течение тонкой энергии в теле. Тело ведь, в отличие от рассудка, не лжет в отношении качества получаемых воздействий...       

*****
Возвращаясь к методам терапии, которые используют дервиши, и к тому, чем суфийский подход отличаются от обычного гипноза, мне хотелось бы в заключение привести отрывок из книги Омара Бёрка «Среди дервишей». В нем описывается беседа с Идрисом Шахом, в которой речь шла о следующем:

Были ещё целительские культы, совершавшие исцеления путём внушения. Действительность таких исцелений, наконец, принята наукой, и американские гипнотерапевты совершили много необычных экспериментов. Некоторые из них ещё только намекали в своих опубликованных работах на такие возможности, но, тем не менее, говорили о них очень отчетливо. Культ можно создать и на меньшем. Но ошибкой будет думать, что использование этой силы, этой способности к исцелению, - которая сама по себе вполне научна, - в условиях, когда человек остаётся слепым к её внутренней реальности, было бы достаточным.

- Ты ведь знаешь о легендах, существующих в самых разных местах, о том, что сила так же опасна, как и полезна? Как маг давал человеку силу на ужасных условиях? Это лишь аллегорический способ сказать нечто иное. Если ты гипнотизируешь человека, как ты без сомнения можешь, но без вхождения в контакт с реальным переживанием гипноза, ты неблагоприятно влияешь на баланс силы. Боюсь, что не могу высказаться яснее. Но это подобно тому, как человек пользуется огнем, чтобы согреть свой чайник, при этом не замечая, что он может также прожечь свой ковёр или обжечь руку.

Имел ли он в виду, что безоглядное применение гипноза опасно?

- Абсолютно. Не так, видишь ли, как люди обычно об этом думают. Если ты просто гипнотизируешь кого-то, чтобы что-то вылечить, и при этом не воздействуешь своей сознательной баракой на этого человека, может произойти всё что угодно. Ты убрал, к примеру, заикание, от которого страдал твой пациент. Но вместо него ты получаешь другие симптомы. Некоторые гипнотизёры это понимают, и они обходят такую возможность - и это вполне возможно. Чего они не знают - это того, что если они не достигают со своим пациентом полной связи на основе бараки, они неблагоприятно влияют на его эволюционные возможности.

- Но как этому можно научиться? И как применяет это суфий, когда кого-то лечит?

- У суфия это и так есть. Он и не может загипнотизировать кого-то без установления мистического контакта. Этому не учатся, это испытывают.



Tags: о здоровье, сущность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments