?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Полулегендарная фигура суфия, которого в Казахстане называют Арыстан-Баб, а в других странах Арслан-Баба, остается, пожалуй, самой мистической в ряду Мастеров, учивших на территории современного Казахстана.

По преданию, Арыстан-Баб был сподвижником Пророка Мухаммеда, то есть родился за несколько веков (!) до начала своей работы в Средней Азии. Некоторые источники идентифицируют его с личностью Салмана-и-Фарси, распространявшего учение Пророка в Персии. (Данная идентификация, однако, помимо проблемы хронологии, создает много других вопросов, на которые я лично так и не нашла убедительных ответов, поэтому оставляю ее в области легендарного).

Легенда Казахстана гласит, что однажды во время совместной трапезы, на которой присутствовал Арыстан-Баб, Пророк вручил ему косточку хурмы, велев передать ее достойному преемнику Учения по имени Ахмад, и ради выполнения этой миссии одарив Арыстана-Баба необычайным долголетием. (Как пояснил один из друзей, на казахском языке любой экзотический фрукт с мясистой мякотью и косточкой называется хурма. Это могла быть как сама хурма, так и финик, маслина или нечто подобное. Учитывая местность, где жил Пророк, скорее всего легендарной косточкой изначально была именно косточка финика).

Итак, Арыстан-Баб получил предмет силы - аманат, который все это время носил у себя во рту, странствуя из одного места в другое, пока не пришел в местечко Яссы (в наше время город Туркестан на юге Казахстана). Встретив семилетнего Ахмада Ясави, Арыстан-Баб, наконец, узнал в нем индивидуума, предназначенного продолжить учение Пророка, и отдал ему аманат. Вскоре после этого события Арыстан-Баб перешел в лучший мир.

Передача Ахмаду Ясави предмета силы, полученного от Пророка, несет в себе целый ряд метафор, в простых образах запечатлевших довольно сложные концепции. С одной стороны, то, что финиковая косточка была получена от родоначальника линии суфийских Учителей, делает ее символом бараки – неосязаемой преобразующей силы, передаваемой по линии преемственности (силсила).
С другой стороны, согласно учению о внутренней трансформации, тонкие вещества, накопленные в результате собственных усилий Мастера, могут содержаться в субстанциях его тела, а также быть наслоенными на внешние объекты. Методы получения этих тонких веществ или «эликсира жизни», являются частью древнего знания, имевшего распространение в том числе и в Средней Азии.

Финиковая косточка Арыстан-Баба – образ силы Мастера Традиции, переданной тому, кто способен ее правильно приложить и преумножить. Возможно, вся история передачи аманата Ахмаду Ясави представляет собой ни что иное, как легенду... возможно. Но то, что и во время своей земной жизни, и по сей день сущность Арыстан-Баба и место его упокоения отдают заряд накопленной им силы – никто из побывавших там не станет отрицать.

Эта фотография была сделана у мавзолея, построенного в 12-м веке в казахском селении Отрар на месте захоронения Арыстан-Баба.

Как гласит легенда, Тамерлан, пытавшийся построить мавзолей Ахмада Ясави, которого особо почитал, терпел неудачу за неудачей – здание обрушивалось. Тогда во сне ему пришло откровение, что вначале нужно построить мавзолей духовного Учителя Ясави – Арыстан-Баба. После того, как мазар в Отраре был возведен, и мавзолей Ясави был успешно закончен. Как нам пояснила наша прекрасная проводница, казахская узбечка, целительница и дервиш Камила, в таком же порядке теперь совершается и паломничество – вначале Отрар, затем Яссы (Туркестан). Этому порядку мы и следовали.




Святая святых мавзолея – место, где стоит гробница Арыстан-Баба, была закрыта для посещения, поэтому мы сели рядом и молча делали зикр. К нам подошел хранитель мавзолея (он запечатлен на фотографии ниже), пытливо рассмотрел нас, заглядывая в лицо, и сказал: ну, задавайте вопросы. Мы немного растерялись и ответили, что просто хотели побыть рядом со святым. Узнав, что мы издалека, хранитель открыл внутреннее помещение мавзолея и, пригласив нас туда, прочитал с нами суру. Он произвел впечатление человека очень открытого и в чем-то даже по-детски непосредственного, но при этом у него, судя по всему, было хорошо развито то, что называют чувствознанием или прямым восприятием. Наш Хранитель сходу улавливал качество и свойства сущности посетителей. Меня, к примеру, удивило, что он сразу спросил, кто в моей семье занимается целительством (такой близкий родственник у меня действительно есть).  



Наши казахские Друзья говорили, что, по традиции местных паломников, следует провести ночь в молитвах у мавзолея Арыстан-Баба, чтобы установить контакт с сущностью святого - руханийят.

(О том, что такое руханийят, и почему при посещении мазара можно приобщиться к сущности святого, писал Идрис Шах в книге «Суфии»:
«Одной из задач паломничества к гробницам или посещения мест, где жили те или иные Учителя, является установление контакта с реальностью или сущностью Учителя. ...Суфии верят, что суфийская деятельность, целью которой является создание Совершенного Человека, вырабатывает определенную силу, которая сама по себе способна формировать некую индивидуальность. Это не следует путать с идеей магической силы, так как сила, развиваемая в искателе, будет действовать лишь в том случае, если его побуждения чисты, а сам он лишен эгоизма. Более того, она будет действовать особым образом, а не так, как этого может ожидать искатель»).

К сожалению, всю ночь провести в Отраре мы не смогли, но побыли в этом удивительном месте посреди совершенно открытой степи пару часов перед закатом. Для меня это время суток обладает наибольшей силой, и часы, проведенные с Арыстан-Бабом, были интенсивным позитивным переживанием на фоне чувства любви, душевного покоя и отрешенности. Приведенная ниже фотография с видом на закатное небо из арки мавзолея, на мой взгляд, отражает наше внутреннее состояние и настроение момента. 





Posts from This Journal by “Арслан-Баба” Tag

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
m_u_s_t_a_f_a
Jan. 6th, 2017 11:02 am (UTC)
Когда я совершал паломничество к мавзолею Ходжа Ахмада Ясави, я не знал о необходимости прежде посетить могилу Арслан-Баба. Видимо, именно поэтому паломничество и не дало никаких существенных результатов.
assalam786
Jan. 6th, 2017 04:14 pm (UTC)
А Вы были только в большом здании мавзолея Ясави или в маленьком тоже, где он провел в подземелье последние годы жизни? Большое здание, по моим ощущениям, "пустое" в смысле тонких энергий, оно скорее привлекает внимание, а основная часть паломничества происходит рядом с той самой подземной кельей.

Возможно, воздействие все же было, просто оно не проявилось внешне, или проявилось не сразу. Такое бывает, полученные энергии не всегда усваиваются все и сразу.
m_u_s_t_a_f_a
Jan. 6th, 2017 04:22 pm (UTC)
В подземном тоже был. Спускался вниз.
assalam786
Jan. 6th, 2017 05:29 pm (UTC)
Вам повезло. Тогда еще пускали вниз. Сейчас это место закрыто решеткой, и спуститься нельзя...
m_u_s_t_a_f_a
Jan. 6th, 2017 05:40 pm (UTC)
Это было в 1993-м. Жили в караван-сарае в крепостной стене, спали во дворе на матрасах - в помещении невозможно было спать, душно и блохи кусали.
assalam786
Jan. 6th, 2017 06:08 pm (UTC)
Вот она, романтика! Вы точно как средневековые дервиши :) А мы обычно в гостиницах останавливаемся (и я в обязательном порядке смотрю отзывы по поводу наличия насекомых в номерах). В палатках я ночую, только если в округе в принципе нет никакого жилья (что бывает редко). Наверное, в путешествиях без всяких удобств тоже есть обучающий момент, и я отношусь к ним хорошо, и мужчинам как-то проще с этим :)
(Anonymous)
Jan. 6th, 2017 08:29 pm (UTC)
Ахмад Ясави писал о своем учителе в 98 хикмете. Несмотря на «тонкости» перевода в этом хикмете можно почувствовать всю чистоту, этого Великого Святого Подвижника.



Из прекрасного небытия дошел до меня чудный знак.
Если ты влюблен, ищущий, определись и иди.
Ночами не спи, молясь, голову свою разбей до крови.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Арыстан Баба сказал, нельзя стремиться без желания.
Если твой учитель подготовлен, не нужен тогда Кызыр-Ильяс,
Если идешь к своему учителю, не обращайся к Гаус-ул Гиясу.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Клянусь Аллахом, называют себя ищущими негодные,
Ненасытными глазами кругом глядят, нет скромности.
Если он присвоил чужое добро, не может быть чист.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Называя себя ищущими, выполнившими дело учителя,
Гадкие лягушки и раки плескаются в луже,
He зная, что такое слезы, тянутся к людям.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Тужится, читая слова молитвы, ни слезинки на глазах,
Ни о чем не печалится, не переживает, ни о чем не болит его голова.
Обманывает, хитрит и подличает, но Аллах все видит.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Он называет себя ищущим, но в душе нет просвета.
У настоящего ищущего и душа, и тело в сиянии.
Аллах видит, все дела и помыслы его чисты.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Внешне похож на суфийя, но Судного дня не боится.
Подлость, похотливость кроме греха ничего не дадут.
Держит в руках четки, пытаясь изобразить благочестивого.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

В руках у них четки, он очень хороший.
Аллах вам будет благодарен, если расскажете о любви.
На Махшаре придет любовь, если сейчас погубишь себя.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Тот, кто встал на путь любви, увидит Божественный лик.
Как Муса во время Махшара, будет просить у Аллаха благоволения.
Запев слова восславления, будет Аллаху молиться.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Иншаллах! Если будет возможность и спрошу у Создателя (учеников),
Отверну от пути шайтана, поставлю на путь Аллаха.
Если поможет Мустафа, буду замаливать их грехи.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Если спросите Арыстан Баба, он высоко ценил пророка.
Самый великий из сподвижников, любимец Аллаха.
Но могила его неприглядна, похожа на землянку.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

В среду услышав, спросил, что написал Хазрет.
Почему в доме Арыстан Баба были гости.
Увидев место, где он лежал, огорчились люди.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Это Мухаммед Мустафа прочитал молитву
Ангелы сказали "Аминь!", подняв руки.
Они произнесли слова благодарности Аллаху за то, что он создает таких людей.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Сподвижники пророка говорят: "Вас звать Арыстан Баба,
Вы великий араб из святейшего рода.
Наставления Ваши наш долг - исполнять".
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Люди перед концом света будут украшать свои дома,
Будут песни петь по улицам, характер станет дурным.
Будут иметь много развлечений, будут ублажать себя.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Люди перед концом света не будут знать, что этот мир - обман,
Они не будут брать для себя урок из прошлых лет.
Ни на кого не будут обращать внимания.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Бросив хороший путь, будут идти по дурному,
Шайтанов и нечисть будут почитать, называя их учителями.
Сатану будут называть святым и тянуться к нему.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Забыв ислам, благочестие, утверждали, что никогда не умрут.
Ругаясь со священниками, твердили, что они неподвластны смерти.
По своему невежеству они жизнь тратили бездумно.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Как настанет время, прилетает Азреил (Ангел смерти),
Шайтаны и нечисть крутятся около них, хотят себе забрать их душу.
Забирают его веру и благочестие и не спросят о его состоянии.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

У таких молла не принимает исповедь.
Хоть и обращается к Всевышнему, уже Он на него не глянет.
Его, одержимого, тело разлетится по ветру.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.



assalam786
Jan. 6th, 2017 08:56 pm (UTC)
Спасибо! Да, в оригинале на тюркском, наверное, действительно звучало очень красиво. Интересная фраза: "Если твой учитель подготовлен, не нужен тогда Кызыр-Ильяс" (Хизр-Илия).
(Anonymous)
Jan. 6th, 2017 08:30 pm (UTC)
Когда мне было семь лет, Арыстан Баба прибыл в Туркестан,
Склонив голову, я плакал, увидев это, он засмеялся,
Научив меня тысяче одной молитве, совершил благородное дело.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Я испробовал вкус хурмы, меня Баба испугал,
"Эй, невоспитанный ребенок", — сказал он и посохом прогнал.
Но я не испугался его гнева, хотя и в упор он сердито посмотрел на меня.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Эй, мальчик, открой рот, я отдам завещанное тебе,
Я не поглотил весь вкус хурмы, открывай рот, я отдам ее тебе.
Я выполню указ пророка, так как я его верноподданный.

Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.
Он положил мне в рот хурму, от запаха ее я опьянел.
Я оба мира обошел, великое желание было служить Аллаху.
Собрались ходжи и муллы, сопровождали меня.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Баба сказал: "Сын мой, ты мне не исполнил ритуал.
Пятьсот лет я хранил для тебя заветную хурму".
Весь вкус ее вы поглотили и после этого отдали.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Баба сказал: "Будь рядом, мой сын, — не умрешь.
Прочитав упокойную молитву, схорони меня.
Если поддержит Мустафа, я поднимусь в небеса".
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Я заплакал и сказал: "О, баба, я еще ребенок, не смогу,
Могилу смогу выкопать, но опустить в нее у меня не хватит сил.
Ритуал пророка и суннат не знаю, я ведь ребенок".
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.

Баба сказал: "Сын мой, соберутся сюда ангелы,
Жебреил будет имамом, остальные станут в ряд.
Микаил и Исрафил опустят меня в могилу".
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок.

Раб божий Ходжа Ахмед, не трать своих слов для невежд.
Зря будешь невеждам слова говорить, это все равно, что продать за пятак.
Если будешь умирать вдруг с голода, никого в этом не вини.
Послушайте слова Арыстан Баба — это подарок
assalam786
Jan. 6th, 2017 09:01 pm (UTC)
Еще раз спасибо! Интересно, что означает фраза: "Весь вкус ее вы поглотили и после этого отдали"?
(Anonymous)
Jan. 7th, 2017 01:41 pm (UTC)
Я также не могу понять эту фразу. Может это "тонкости перевода"? :)
assalam786
Jan. 7th, 2017 07:51 pm (UTC)
Да там, Ванечка, еще большой вопрос, сам ли Ясави писал хикметы, или все же они написаны после. Ученые считают, что по крайней мере некоторые из них написаны позже, уже после смерти Ясави.
(Anonymous)
Jan. 7th, 2017 01:45 pm (UTC)
Мне не понятен посыл следующего четверостишия:

Я испробовал вкус хурмы, меня Баба испугал,
"Эй, невоспитанный ребенок", — сказал он и посохом прогнал.
Но я не испугался его гнева, хотя и в упор он сердито посмотрел на меня.
Послушайте слова Арыстан Баба - это подарок.
assalam786
Jan. 7th, 2017 07:54 pm (UTC)
Одна из версий легенды о передаче аманата гласит, что маленький Ясави сам подошел к Арыстан-бабу и сказал, что у того есть подарок для Ахмеда. Вначале тот не поверил мальчику, потому что он был слишком юн, но потом все же отдал аманат ему.
(Anonymous)
Jan. 7th, 2017 08:11 pm (UTC)
Да конечно может все так и было. Не понятно за что ругать малыша Ахмеда если тот уже испробовал вкус хурмы. "Я испробовал вкус хурмы, меня Баба испугал"
livejournal
Jan. 29th, 2017 05:01 am (UTC)
Ходжа Ахмад Ясави
Пользователь val000 сослался на вашу запись в своей записи «Ходжа Ахмад Ясави» в контексте: [...] и, по преданию, его главным наставником стал мистический суфий по имени Арслан-Баба или Арыстан-Баб [...]
apismellifera27
Mar. 25th, 2017 03:42 pm (UTC)
А слышали вы в кахазстане о ныне живущей Бифатиме апа? В Унгуртасе
Она называет себя последним ныне живущим дервишем.
assalam786
Mar. 25th, 2017 09:40 pm (UTC)
Да, я слышала о Бифатиме, и фильм о последнем дервише, снятый Олесей Бондаревой, тоже смотрела. Мне кажется, "последний дервиш" - некоторое художественное преувеличение, предназначенное повысить интерес и к явлению Бифатимы, и к самому фильму. Конечно, дервиши в Казахстане и сейчас есть, и будут. Бифатима, возможно, редкий сейчас представитель того вида дервишей, в практиках которых шаманизм и анимизм (почитание природных духов) тесно переплелись с собственно суфийскими практиками (зикр). Бифатима, особенно ее танец и речитативы, отражает очень характерные методы дервишей-ясавийя, которых сейчас уже действительно мало осталось.
apismellifera27
Mar. 26th, 2017 10:43 am (UTC)
Спасибо!
Дело в том,что у меня есть намерение посетить святые места Узбекисиана и Казахстана. Давно слышала,но так сильно не резонировало как в последнее время. Отчасти откликнулась на ваши очерки ("Семь пиров Бухары").
Но хотелось бы увидеть живые практики.

Edited at 2017-03-26 10:43 am (UTC)
assalam786
Mar. 26th, 2017 05:29 pm (UTC)
Это замечательная идея посетить святых Узбекистана и Казахстана, к тому же они так относительно недалеко от России. Бифатима живет в Унгуртасе, мы туда, к сожалению, не попали - нужно было делать большой крюк, но если лететь через Алматы, то оттуда не так далеко вроде бы. Она принимает десятки человек ежедневно, в основном для исцеления, но думаю, что и просто духовный импульс получить от нее можно. Удачи Вам в Пути!
apismellifera27
Mar. 26th, 2017 08:46 pm (UTC)
Нина, спасибо большое Вам.
Пока только планирую ближе к осени посетить.
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars