?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало в Части 1 и Части 2.

Это - иллюстрация из алхимического сборника 17-го века, где в виде аллегорических фигур представлены семь металлов, известных древним. Каждый из металлов ассоциировался с одной из семи планет. В первом ряду - три благородных металла: Луна (серебро), Солнце (золото) и Венера (медь), позади - четыре остальные: Юпитер (олово), Марс (железо), Сатурн (свинец) и Меркурий (ртуть).



Почему первая тройка из семи выделена автором алхимической книги? Конечно, есть очевидные причины: золото и серебро уже шесть тысяч лет почитаются особо ценными из-за редкости, красивого блеска, ковкости и стойкости к коррозии. Медь, хотя и уступает им – не так красиво блестит и легко окисляется, тоже имеет высокие потребительские качества (хотя уже в древности чаще использовалась не чистая медь, а ее более прочные сплавы – бронза, медь с оловом и другими металлами, и латунь – медь с цинком).


Подсвечник из Хорасана, латунь с медной и серебряной инкрустацией, 12 в.

Но только ли за эти качества золото, серебро и медь - ценились людьми Знания? Очевидно, было что-то еще, из-за чего их использовали для изготовления важных сакральных и ритуальных предметов. Попробуем разобраться, что это за мистические свойства...

Библейский ковчег завета в святая святых храма Соломона в Иерусалиме был выложен листами золота изнутри и снаружи, а по бокам от него стояли две статуи херувимов из оливкового дерева, покрытые золотом. Алтарь для возжигания благовоний во втором, внешнем помещении Соломонова храма был также выложен золотыми пластинами. Две огромные колонны снаружи храма были медными (по другим версиям перевода – латунными или бронзовыми), полыми внутри, в ритуалах богослужения и жертвоприношения использовались медные или латунные жертвенники и сосуды, включая «литое море» — многотонный чан из латуни, который иудейские священники использовали для омовения.

В Древнем Египте ритуальные предметы, что находят в неразграбленных гробницах, были изготовлены из золота или красивого сплава золота и серебра – электрума.

Ритуальные предметы из серебра и золота, утилитарное назначение которых остается неизвестным (подобие скипетров, дисков и чаш) находят в древних захоронениях - от фракийских до сарматских.

В грандиозном храме Солнца Кориканча («Золотой Храм») столицы империи инков на юго-западе Перу был помещен литой диск из золота размером с колесо и золотые фигуры людей и лам в натуральную величину. Листами из чистого золота были покрыты и все стены храма.

Согласно Новому Завету, одним из даров, принесенных волхвами, передавшими новорожденному Христу благодать, было золото. В православной Традиции, пришедшей в Россию из Византии, кресты на куполах храмов и сами купола покрывали тончайшим слоем сусального золота (сплав золота с небольшим количеством серебра и меди), а кровлю делали из листовой меди. Сусальным золотом покрывали и церковную утварь.

Хотя все эти предметы принято называть «ритуальными» или «священными», у них могло быть также вполне функциональное назначение, связанное с накоплением и передачей особого вида энергий, о которых мы ведем речь.

В «Одо-магнетических письмах» Карла фон Рейхенбаха, об исследованиях которого я писала в Части 1, утверждалось, что чем лучше тепло- и электропроводность металла, тем лучше он проводит «од» - универсальную жизненную силу, которую сенситивные люди видят как яркое свечение вокруг металлических предметов.


Фотография кельтского креста, сделанная по методу Кирлиана

Из металлов, известных древним, самой высокой электропроводностью обладает серебро, за ним следуют медь и золото, затем бронза и латунь. Примерно в таком же порядке эти металлы и сплавы распределяются и по теплопроводности. Если полагаться на утверждения Рейхенбаха, серебро, золото, медь, бронза и латунь также наилучшим образом проводят невидимую универсальную жизненную силу.

Данное предположение было подтверждено экспериментально.
Упомянутый в Части 1 Вильгельм Райх, также изучавший проявления универсальной силы, которую он назвал «оргон», в результате экспериментов пришел к выводу, что при определенной концентрации оргоническая энергия может спонтанно переходить в электрическую.
Впоследствии несколько ученых продолжили работы в этой области. Одним из них был канадец Петр Маркович (Peter Markovich), который в 1977 году продемонстрировал трансформатор энергии «эфира», получаемой прямо из пространства, в электричество. (Если интересны подробности, есть источник об этом аппарате на английском и частичный перевод на русский).



Данный прибор интересует нас с точки зрения материалов, в нем использованных. Маркович утверждал, что металлы, лучше всего проводящие электричество - прежде всего серебро, медь и золото - также наилучшим образом проводят энергию эфира, что было выяснено им опытным путем. Он также обнаружил, что проводники, не имеющие естественных магнитных свойств, такие, как алюминий, не могут использоваться для того, чтобы втягивать энергию эфира, но лишь для того, чтобы ее рассеивать. В «машине» Марковича применялись медь и серебро (золото исключалось из-за стоимости), и машина действительно генерировала электричество.

Нас, однако, интересует не электричество, а то, что «машинами» по приему и распределению универсальной энергии могут быть любые предметы («ритуальные» или обиходные), в которых учтено знание о свойствах и правильном сочетании металлов.

Об этом говорил суфийский Мастер Омар Али-Шах:

Возьмем, к примеру, использование металла. Наиболее часто мы встречаем его в таких изделиях Традиции, как шкатулки и подносы. Чаще всего при их изготовлении используется три металла: латунь, медь и серебро. Ценность и функциональность этих трех металлов в том, что в определенных пропорциях они создают гармоничное сочетание. Мы, как всегда, обращаем особое внимание на идею гармонии. 

Шкатулка, к примеру, может иметь в своем составе три этих металла. Ее функция может быть еще более усилена добавлением орнамента из серебра. И теперь эта шкатулка может выполнять особую функцию - аккумулировать определенный вид, определенное качество энергии, а затем перераспределять ее в течение некоторого времени.  Эта шкатулка – технический инструмент, машина. Характер того, что она делает, относится к категории сверх-обычного, но не сверхъестественного.


Шкатулка из латуни, серебра и меди


Поднос дамасского стиля из латуни и меди, инкрустированный серебром, 19 век.
Техника инкрустации более мягких металлов на более твердые появилась в
восточной Персии в 12-м веке, затем через суфийских мастеров распространилась
в Сирию и Египет, особенно Дамаск и Каир, по имени которых были названы два
стиля обработки металлических изделий – дамасский и каирский. Данная техника
достигла расцвета в 13-м и 14-м веках, а золотой век ее пришелся на период
Мамлюкского султаната, из-за чего такую технику иногда называют «мамлюкским стилем».
В 19-м и 20-м веках мамлюкский стиль пережил свое возрождение, и мастера вновь
стали инкрустировать изделия из меди и латуни серебром и даже золотом.


Ранее, в заметке «О функции предметов и объектов Традиции» я приводила отрывок из книги Омара Али-Шаха, где идея сочетания трех металлов несколько более развернута:

Когда изготавливают повседневные предметы вроде шкатулки, чаши или подсвечника, то классические три материала, которые для них используются – это латунь, медь и серебро. Когда предметы сделаны с должным мастерством, они не только внешне привлекательны, но и в металлургическом смысле хорошо слажены, что означает – металлы в них не подавляют друг друга химически.

Так почему же именно эти три металла, почему не один либо другой из них? Может быть и один из них либо другой, например, предмет может быть целиком сделан из латуни, меди или серебра. Однако была выведена формула, согласно которой эти три материала усиливают действие друг друга. Иначе говоря, совместное действие этих трех металлов равняется чему-то вроде икс в третьей степени. (Омар Али-Шах. «Суфийская Традиция на Западе», глава «Функции объектов Традиции»)


Чаша мамлюкского стиля из латуни, инкрустированная серебром и медью

Что означает эта «гармония металлов»? И есть ли вообще такая вещь? Оказывается, да.

Металлы очень различаются по свой активности – способности отбирать у других металлов их электроны и присваивать себе, разрушая соседей. Если выстроить все известные древнему миру металлы (исключая ртуть) в ряд по признаку электрохимической активности, то получится такая последовательность: золото, серебро, медь (латунь), свинец, олово, железо. Чем дальше в этом ряду находятся друг от друга металлы, тем сильнее между ними электрохимические реакции, и тем выше вероятность их разрушения - коррозии. И наоборот, чем ближе друг к другу металлы, тем больше между ними гармония. Поэтому тройки золото-серебро-медь или серебро-медь-латунь, действительно, практически идеальны и «бесконфликтны» с электрохимической точки зрения.


Пара латунных подсвечников, сделанных в 19-м в. в Дамаске, с серебряными
и медными каллиграфическими надписями, нанесенными методом насечки

Кстати, в алхимической гравюре, с которой начинается заметка, металлы выстроены почти по электрохимическому ряду – хотя гравюра была создана гораздо раньше того, как он был открыт. Открыт он был Берцелиусом в 19-м веке, а правильные сочетания металлов были известны мастерам Традиции еще в Древнем Египте. Откуда пришли эти знания?
Возможно, были получены путем проб и ошибок.
Возможно, их источником было прямое видение различий в «светимости» металлов.

В пользу этого предположения говорит наблюдение Рейхенбаха, сделанное при исследованиях одических свойств металлов:

Рассматривая ряд веществ, расположенных по ощущению сенситива, мы с изумлением замечаем, что он почти совершенно совпадает с тем размещением […], которое известно в науке под именем электрохимического ряда. Однако же, хотя в обоих случаях вывод наблюдений тождествен, но так как мы дошли до него совершенно иным путем, то и станем называть составленный нами ряд веществ одохимическим.

Не правда ли, что это чрезвычайно поразительная картина: простая, неученая девушка, в один час, по одному ощущению ничем не вооруженных пальцев, располагает все элементарные тела в систему, над составлением которой трудились великие умы нашего времени почти целую половину столетия. Знаменитый Берцелиус, творец электрохимической теории, очень живо чувствовал преимущество такого знания, когда я, находясь в Карлсбаде, представил ему результаты моих опытов; но по смерти его другие химики не захотели удостоить своим вниманием такое ничтожное открытие.

Преимущество знания, отвергнутого современниками Рейхенбаха, заключается в том, что понимая свойства различных материалов в отношении универсальной энергии, можно применять предметы, сделанные из правильных материалов, а также их сочетания, для накопления и использования этой энергии.
Как именно – мы увидим в следующих заметках.

Часть 4.
Часть 5.



Posts from This Journal by “предметы и объекты Традиции” Tag

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
livejournal
May. 16th, 2017 07:20 am (UTC)
НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ: ЧАСТЬ 3. СОЮЗ ТРЕХ МЕТАЛЛОВ
Пользователь alexwind12 сослался на вашу запись в своей записи «НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ: ЧАСТЬ 3. СОЮЗ ТРЕХ МЕТАЛЛОВ» в контексте: [...] Оригинал взят у в НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ: ЧАСТЬ 3. СОЮЗ ТРЕХ МЕТАЛЛОВ [...]
ext_3196014
May. 16th, 2017 09:23 am (UTC)
взгляд на алхимические металлы под непривычным углом: я воспринимал их именно как "металлы" т.е. ступени преображения первоматерии
assalam786
May. 16th, 2017 03:05 pm (UTC)
Вообще, семантическое поле (спектр значений) у алхимических терминов всегда было очень широким. Многие из терминов - например, Сера, Ртуть и Соль - имеют не только буквальное значение, указывающее на конкретное вещество, но и философское, обозначающее универсальное Начало или Качество (в случае Серы, Ртути и Соли это активное начало, пассивное и нейтральное).

То же самое касается алхимических символов металлов. Они могли использоваться для обозначения конкретного металла - так, как мы используем химические формулы, а могли фигурировать на алхимических иллюстрациях как представляющие той или иной аспект семиричности, Закона Семи.
ext_3196014
May. 17th, 2017 04:09 am (UTC)
верно, например "ртуть философов" и "философская ртуть" обозначают начало и конец процесса хотя на первый взгляд одно и то же
assalam786
May. 17th, 2017 02:57 pm (UTC)
Да, иногда в переводах бывает путаница, поскольку слово "ртуть" в большинстве европейских языков звучит так же, как Меркурий. Меркурий или Гермес - и есть другое название для квинтэссенции или эликсира. В русском такая игра слов или двойной смысл невозможен.
(Anonymous)
Jul. 30th, 2018 11:13 pm (UTC)
гармония металлов и Поющие чаши
кстати традиционные тибетские поющие чаши (не те которые сейчас продают на aliexpress) изготавливались по одним источникам из сплава 5-и металлов, по другим их могло быть до 12-и включая ртуть, и состав сплава напрямую влиял на количество воспроизводимых гармоник и звучание чащи. Интересно как они дошли до этой формулы, вряд ли в Древнем Востоке были доступны таблицы электрохимической активности металлов.
assalam786
Jul. 31st, 2018 05:24 pm (UTC)
Re: гармония металлов и Поющие чаши
Да, интересно, конечно, как дошли до точного сочетания. Может быть, опытным путем, может быть, основываясь на цеховом знании, которое к настоящему моменту утрачено, как утрачен секрет дамасской стали или красного стекла витражей готических соборов. Современные технологии, несмотря на их продвинутость, не могут воспроизвести многие достижения средневековых Мастеров. Дело в том, что вся химия и металлургия того времени была немного алхимией - фактически, и разделения не было на первое и второе.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars