?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В числах содержится больше реальности, чем в реальных вещах.

Пифагор


Число есть мысль Бога.

Св. Августин

Когда рыцари-тамплиеры в 1128 году вернулись во Францию из первого похода в Иерусалим, они, по легенде, привезли с собой тайное знание о Божественных мерах и весах. Как утверждают, в числе привезенного было знание о пропорции золотого сечения. Знание это не было новым для Европы, поскольку его применяли при постройке храмов еще в Древней Греции (Парфенон), но к 12-му веку знание было утеряно или забыто, поэтому пришлось его реимпортировать с Востока.

О пропорции золотого сечения сейчас не пишет разве что ленивый. Это иррациональное число 1.618....., которое обозначают буквой ф (в честь Фидия, построившего Парфенон), похоже, поистине универсально и неотделимо от жизни во всех проявлениях. Аналогичным образом, другое таинственное иррациональное число - е неразрывно связано с фунциями роста, а третье – π – с волновыми процессами и «квадратурой круга». Двум другим числам уделяется далеко не так много внимания в литературе о сакральной геометрии, как золотому числу, хотя они тоже важны. Но о них как-нибудь в другой раз.

Цивилизация допескового Египта, создавшая великие пирамиды, обладала знаниями о важности священных констант и почитала их в образе Нетеров – божественных сил, действующих в материи. Нетеры – не боги, но орудия Верховного Существа - одухотворенные математические константы. Так сказать, блюстители «кода матрицы»...

Золотая пропорция встречается в соотношении частей тела живых организмов, орбит и размеров небесных тел, элементарных частиц и прочая, и прочая.... проще говоря, во всем, что движется и эманирует волны.

Примеров очень много, и они замечательно иллюстрированы и объяснены, поэтому я не буду на них останавливаться - просто по ходу рассказа приведу ссылки на некоторые ресурсы. Собеседникам, впервые сталкивающимся с темой золотого сечения, предлагаю вначале прочитать базовые сведения.

Если вам прямо сейчас захочется увидеть пример пропорции золотого сечения, можете загнуть пальцы на руке по очереди, начиная с мизинца. Паттерн, который получается при таком движении, является золотосеченной спиралью. Соотношение длин фаланг ваших пальцев, длины пальцев к кисти, а всего предплечья к плечу тоже будет близко к золотому сечению. Золотая пропорция сейчас используется в дизайне множества предметов – длина и ширина вашей кредитной карты, например, имеет это соотношение. Я нашла пропорцию золотого сечения в размерах холодильника, стеклянной бутылки из-под кока-колы, авторучек, велосипедов и многих, многих других вещей...

Среди великих произведений архитектуры пропорция золотого сечения была, например, использована в Великой Пирамиде в Гизе (у нас в школах ее называли пирамидой Хеопса, хотя построил ее далеко не Хеопс), в Запретном Городе в Пекине, в византийской Софии Константинопольской, в индийском мавзолее Тадж-Махал, в Нотр-Дам де Пари, в мозаиках исламских мечетей, в Соборе Василия Блаженного в Москве.... Если кто-то заинтересуется, много хороших примеров вот на этом сайте

Я, конечно, не смогу перечислить их все. А в своем сообщении просто попытаюсь сделать чуть-чуть более понятным то, почему золотое сечение было выбрано Великим Геометром в качестве одного из важных компонентов «космического ГОСТа».

Золотое сечение в пропорциях Храма Василия Блаженного



«В НАЧАЛЕ БЫЛ ЛОГОС...»

Так начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин, 1:1). В греческом оригинале это звучало так: «В начале был Логос, и Логос был с Богом, и Логос был Бог». Греческое слово «логос», помимо прочих, имеет также значение «пропорция». Единственная пропорция во Вселенной, которая позволяет чему-то быть Одним и одновременно вместе с Одним - это пропорция золотого сечения!

Сейчас мы это попробуем увидеть.

Представьте, что вас назначили творцом-демиургом одной отдельно взятой маленькой вселенной. Она существует только на листе бумаги и имеет всего одно измерение, потому что ее форма – отрезок.

Вот такой:

                               1

I------------------------------------------------------I

                         ц е л о е

Это весь ваш универсум, от альфы до омеги. Он представляет из себя Единство, Целое, поэтому мы обозначим его единицей. Все, что вы сотворите как демиург, должно помещаться в этом отрезке. Поэтому вы пойдете единственным возможным путем - делением отрезка на все меньшие и меньшие части. Теоретически, деление может продолжаться бесконечно, поэтому ваша вселенная может быть весьма густо населена....

Согласно Первому Правилу начинающих демиургов, «Omnia in omnibus» - «Все во всем», а также Второму Правилу начинающих демиургов, «Как вверху, так и внизу», условием вашего творения должно быть подобие частей целому. Как бы вы не делили отрезок 1, соотношение между целым и частью должно оставаться точно таким же, как и у последующих частей между собой.

Такое подобие в науке называют фрактальностью – когда каждая часть является уменьшенной копией целого. (Представьте для наглядности русскую матрешку – все меньшие матрешки как две капли воды похожи как на «маму», так и друг на друга, только размер разный).

Поскольку ваше творение может идти только путем деления отрезка на меньшие части, вы должны найти «золотую середину» деления.  Как ее найти? Сразу приходит в голову просто поделить отрезок на две равные части.

                             1

        ½                                    ½

I---------------------------I---------------------------I

                          ц е л о е

Но что при этом получится? Соотношение между частями будет равно 1:1, а между Целым и меньшей частью –1:½ . Принцип подобия не соблюдается... придется продолжать поиски «золотой середины». Если вы продвинутый демиург, владеющий алгеброй, то будете искать ваше неизвестное число, решая уравнение 1/х = х/(1-х). Ну, а если алгебры вы не знаете, то придется просто сказать: «По щучьему велению, по моему хотению...» И вот что получится:

    0.618                               1

Малая часть             Большая часть

I---------------------I----------------------------------I

                   ц е л о е         

Соотношение между Целым и Большой частью равно 1/0.618 = 1.618.

Соотношение между Большой и Малой частями также составляет 0.618/(1 – 0.618) = 1.618.

Принцип подобия удовлетворен, и вы тоже. Таким образом, «золотой серединой» оказалось совсем не деление пополам, а деление по золотому сечению!

Можно продолжить творение, деля отрезок на все меньшие и меньшие части, сохраняя найденное соотношение:

                                       Большая часть

           Малая часть

      Еще

  меньше

Совсем

крохотная

...

..

.

0.618                                            1           

0.618                1

0 .618     1

....

I-I--I-----I-------------I----------------------------------I 

                       ц е л о е

                 

Все части новой вселенной будут идеально соответствовать друг к другу. Вы можете вкладывать их друг в друга, как матрешки, и они отлично сгармонизируются. Представьте, что получилось бы, если хотя бы одна из матрешек не подходила под стандарт? Сбился бы весь ряд...

Дальше вы выходите на крыльцо и говорите: «Мамки-няньки Нетеры, вот вам Число демиурга - собирайтесь-снаряжайтесь и к завтрему устройте всю мою вселенную по этому Числу». Вы можете, если захотите, даже назвать отрезок «Лучом Творения», Большую Часть – Миром Галактик, Малую часть – Миром Солнц, Еще Меньшую Часть – Миром Планет, и так далее, вплоть до микрокосмов.

Вы спросите, какое отношение эта игровая ситуация имеет к нашей реальности? Ну, некоторые современные физики, например, рассматривают Вселенную как ряд фрактальных золотосеченных тороидов-бубликов, «вложенных» друг в друга, как матрешки. Одна из множества существующих теорий, конечно, потому что на самом деле никто не знает, как устроена Вселенная, но....что-то в этой теории есть.

****

Теперь усложним задачу и предположим, что творцом-демиургом вас назначили не в одномерной вселенной отрезка, а в более сложном варианте трехмерной вселенной (похожей на нашу). Она состоит из волн. Волны встречаются и взаимодействуют друг с другом (это называется интерференция). Если волны находятся в правильном отношении друг к другу, то взаимодействие будет полезным для каждой из них, а результатом – волна с большей амплитудой. Такая интерференция называется конструктивной.  В противном случае волны взаимно погашают друг друга, вплоть до нуля. Такая интерференция называется деструктивной.

Иллюстрация конструктивной и деструктивной интерференции – красная волна + синяя волна = зеленая волна. В первом случае порождается волна с бОльшей амплитудой, во втором - волны взаимно уничтожаются:




При взаимодействии волны могут не только складываться, но и умножаться. В этом случае амплитуда на выходе будет в разы больше, чем при сложении!

Поскольку вы – демиург, и хотите, чтобы все, что вы создаете, получало режим максимального благоприятствования, плодилось и размножалось, при этом никому не мешая, вам нужно найти оптимальное соотношение, которое позволяло бы всем волнам взаимодействовать как можно более конструктивно – т.е. усиливать друг друга, вместо того, чтобы погашать.

Вы составляете программу, которая отыскала бы такое соотношение. И что вам в ответ выдает программа? Оптимальным соотношением, которое усиливает взаимодействие максимального количества волн во вселенной, является пропорция золотого сечения!

Причина этого – еще одно уникальное свойство ф, которым больше не обладает ни одно число: оно создает один и тот же ряд при сложении или возведении в степень. Смотрите:

Сложение ф                                                                            Умножение ф

                                                                                          1.618 x 1.618 = 2.618

2.618 + 1.618 = 4.24                                                               2.618 x 1.618 = 4.24

4.24   + 2.618 = 6.85                                                               4.24   x 1.618 = 6.85

6.85   + 4.24 =  11.09                                                              6.85   x 1.618 = 11.09

и так далее....

Это означает, что когда две волны взаимодействуют в пропорции золотого сечения, их результат не только складывается, но и автоматически является умноженным! При этом новые результирующие волны также будут взаимодействовать друг с другом конструктивно, поскольку будут иметь пропорции, соответствующие различным степеням ф.

(Здесь задействован механизм так называемого гетеродинирования волн – явление, хорошо известное тем, кто разбирается в радиотехнике. Технические подробности, если кто-то хочет разобраться, можно посмотреть здесь).

*************

Реальная, непридуманная Вселенная, в которой мы находимся, представляет из себя волны: звуковые, электромагнитные, гравитационные и, возможно, еще какие-то, пока нам не известные.

Волнами являются элементарные частицы, из которых построена материя. Волнами в конечном итоге является камни, из которых составлен Храм. Волновой функцией является работа нашего мозга и сердца. Взаимодействием любых волн, какую бы форму они не принимали, правит Число – то самое, которое, по выражению Святого Августина, есть мысль Бога. Это Число универсально и его свойства имеют множество граней. Здесь мы только слегка затронули некоторые из них. Изучение остальных - за будущими исследователями!

Продолжение в части 3

Posts from This Journal by “сакральная геометрия” Tag

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
assalam786
May. 3rd, 2015 09:27 pm (UTC)




14.01.2014 | 09:09 | Eugen_MPZ | ↑

Спасибо за еще один бесценный подарок под старый новый год. Развлекаясь форексом я пользовался и волновой системой Эллиотта, которая есть суть фракталы, и линиями фибоначи, которые строятся по числам фибоначи и не задумывался даже близко про золотое сечение. Прочитав статью, перейдя по третьей ссылке, возник вопрос: если действительно «хрущевки» строились, используя принцип золотого сечения, почему они такие не уютные? Логично было бы, что все что построено или нарисовано по принципу золотого сечения должно нести гармонию на всех уровнях бытия. Либо Ле Корбюзье проектировал дома безграмотно используя принцип, как там же сказано, если протухшую колбасу разрезать по золотому сечению, она свежее не станет ))) либо еще что?
14.01.2014 | 23:53 | AsSalam | ↑

Eugen_MPZ: «Развлекаясь форексом я пользовался и волновой системой Эллиотта, которая есть суть фракталы, и линиями фибоначи, которые строятся по числам фибоначи и не задумывался даже близко про золотое сечение.»

На самом деле, когда мы имеем дело с осязаемым миром, числа Фибоначчи намного чаще встречаются, чем иррациональное число золотого сечения. И на рынках форекс, и в архитектуре, и в живой природе. Последовательность Фибоначчи, если ее изобразить в виде спирали и наложить на спираль золотого сечения, почти совпадает с последней. ПОЧТИ. Потому что первые несколько завитков спирали Фибоначчи будут совсем невпопад, но чем дальше, тем ближе и ближе к золотому сечению. Я как-то размышляла, почему тварный мир использует Фибоначчи, а не золотое сечение в чистом виде, и мне тогда пришла картинка.

Представьте себе строй солдат, который движется из бесконечности в бесконечность. Все они маршируют в одном ритме. На обочине дороге стоит человек и ждет, когда строй приблизится, чтобы присоединиться и идти вместе со всеми. Вот строй дошел до того места, где стоит человек. Он покидает обочину и делает несколько первых шагов, подстраиваясь под ритм строя. Эти несколько первых шагов будут невпопад — то слишком большими, то слишком мелкими. Чем дальше человек движется вместе со строем, тем лучше он повторяет общий ритм.

Золотосеченная спираль исходит из бесконечности и уходит в бесконечность. Проявленный мир, куда мы все попали, не может начинать с бесконечных величин. Он начинает с единицы! Единица — это та самая «обочина», с которой человек в нашей картинке начинает приближаться к строю солдат. Классический пример последовательности Фибоначчи: oдин кролик, два кролика, три кролика и так далее. 1.618 кролика вряд ли принесут потомство, да? А вот два уже могут :)
Поэтому первые несколько «шагов» спираль Фибоначчи делает, то приближаясь, то отдаляясь от 1.618. На уровне больших цифр уже неважно, какую именно последовательность использовать — поэтому форексные рынки ее и применяют.




assalam786
May. 3rd, 2015 09:29 pm (UTC)
Eugen_MPZ: Интересно, а если " колбасу разрезать по золотому сечению" пока она еще свежая, — может, дольше не протухнет?:)
А в отношении " хрущевок", мне кажется, тоже не так уж все плохо: с применением чуть более качественных материалов и привлечением к отделке талантливых декораторов- дизайнеров да с соответствующим правильным ландшафтом вокруг эти простые домишки могли бы себе быть вполне гармоничными.
Во всяком случае, куда более гармоничными, чем те чудовища современной архитектуры, что строились в постперестроечной Москве, да и сейчас еще иногда… там про золотое сечение речь, наверное, вообще не шла…
15.01.2014 | 22:35 | AsSalam | ↑

К вопросу о том, почему некоторые вещи, созданные исключительно с применением пропорции золотого сечения, не выглядят такими уж красивыми. Мне как-то попадалось изображение интерьера такого дома — и удивило то, что он действительно не казался шедевром гармонии. Дюрер, который в какой-то период своей жизни был сильно увлечен золотым сечением и пытался создать идеальный образ человека с его помощью, после долгих попыток пришел к выводу, что красота — все же нечто более сложное.

Одна из причин может быть в принципе вариативности: в живых существах небольшие отклонения от золотой пропорции — скорее правило, чем исключение.
Золотая пропорция существует только в среднем, НА УРОВНЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА. Или, если угодно, на уровне Архетипа — Матрицы вида, как сказал бы Дон Хуан. Так, если измерить, скажем, пропорцию предплечья к плечу у тысячи человек, она ни у одного человека не будет строго равна золотой. Она будет слегка больше или слегка меньше, но В СРЕДНЕМ очень близка к числу ф. В этом смысл генетического разнообразия — отклонения есть у всех, но у всех разные.
Природа исследует разные возможности и предоставляет определенную гибкость биологическим видам. Она использует принцип вариативности также для продолжения рода — подсознательно нам будут казаться красивыми и привлекательными именно те люди, у которых «отклонения» от золотой середины противоположны нашим. То есть когда при сочетании может получиться потомство, очень близкое к золотому стандарту.
Интересно, что такая же вариативность существует на галактическом уровне. Расстояния планет Солнечной системы друг от друга, например, варьируют в диапазоне от 1 до 2 (если принять расстояние от Солнца до Меркурия за единицу), но их СРЕДНЕЕ значение равно 1.6187.
Ну вот, а теперь, как обещано, суфийская притча о значении принципа вариативности для нахождения золотой середины :)

Это история о старой женщине, которая обладала секретом изумительно вкусных пирожков с абрикосовой начинкой. Люди в точности повторяли ее рецепт, но пирожки у них почему-то не получались такими вкусными. Когда женщина, наконец, открыла свой секрет, оказалось, что для начинки она использовала абрикосы, которые ей разрешали собирать в своих садах соседи. Старушка собирала только те плоды, которые были либо уже перезревшими, либо еще недозревшими. Сочетание того и другого и давало неповторимый вкус начинки.

livejournal
Apr. 17th, 2016 08:53 am (UTC)
О ГРАВИТАЦИИ, ФОРМЕ ЛЮБВИ
Пользователь vvprohvatilov сослался на вашу запись в своей записи «О ГРАВИТАЦИИ, ФОРМЕ ЛЮБВИ» в контексте: [...] По мнению Дэна, этосакральная геометрия, основанная на фрактальности и пропорции золотого сечения [...]
livejournal
Apr. 17th, 2016 03:29 pm (UTC)
Альтернативная реальность: О гравитации, форме любви.
Пользователь black_box_365 сослался на вашу запись в своей записи «Альтернативная реальность: О гравитации, форме любви.» в контексте: [...] По мнению Дэна, это сакральная геометрия, основанная на фрактальности и пропорции золотого сечения [...]
livejournal
Dec. 14th, 2016 02:10 pm (UTC)
САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДНК
Пользователь perlynk сослался на вашу запись в своей записи «САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДНК» в контексте: [...] во Вселенной выбирает в качестве «единого языка» и «космического ГОСТа» [...]
livejournal
Apr. 29th, 2017 06:56 am (UTC)
ТАЙНА ВОДЫ
Пользователь varka8 сослался на вашу запись в своей записи «ТАЙНА ВОДЫ» в контексте: [...] т около 108 о, а соотношение расстояний между атомами очень близко к пропорции Золотого Сечения [...]
livejournal
Apr. 29th, 2017 08:22 am (UTC)
САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДНК
Пользователь trutazizi сослался на вашу запись в своей записи «САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДНК» в контексте: [...] во Вселенной выбирает в качестве «единого языка» и «космического ГОСТа» [...]
livejournal
Apr. 29th, 2017 08:28 am (UTC)
О ГРАВИТАЦИИ, ФОРМЕ ЛЮБВИ
Пользователь trutazizi сослался на вашу запись в своей записи «О ГРАВИТАЦИИ, ФОРМЕ ЛЮБВИ» в контексте: [...] По мнению Дэна, это сакральная геометрия, основанная на фрактальности и пропорции золотого сечения [...]
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars