?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как части тела Божьего мы - женщины, мужчины,
Адаму свыше данной жизни плод единый.
Когда один из членов тела страждет, болен,
Другой не может быть в бесчувствии доволен.
Тебя, кому на боль чужую наплевать,
Скажи, как можно человеком называть?

Саади, Гулистан («Цветочный сад»)
(перевод АсСалам)

В большинстве идеологических и религиозных систем, с которыми имеет дело современное общество, человек, думающий о других, оберегающий ближних от боли и вреда, становится образцом нравственности и морали. А состояние постоянного служения людям, когда интересы других ставятся выше собственных  – уже практически святость, недостижимый идеал.

В глазах же великого персидского поэта 13-го века Саади из Шираза, как и других суфиев, служение ближнему, сострадание и забота о других – не достижение и не добродетель, а лишь обычное состояние того, кто вправе называть себя Человеком. Это состояние – не более чем минимум, первая ступень. Если ученик не дошел даже до нее – он пребывает на уровне, который суфии считают дочеловеческим.  

Тот, кто прошел через подлинное переживание Единства, не предполагает, но – знает, что причиняя боль ближнему, он ранит сам себя. Развитое и очищенное тонкое тело попросту не даст человеку проявлять ненависть и злость, отзываясь острой физической болью на любые импульсы такого рода, идущие от самости.


Отпечатки в «Пещере Рук», Аргентина, сделанные около 13-ти тысяч лет назад. Эту фотографию когда-то поместил наш Учитель, предложив нам вместе поразмышлять над ней. Каждый из нас видел в отпечатках рук разное, но многие почувствовали, что Учитель хотел этим сказать. Эти руки – как части тела единого организма, который представляет из себя человечество. Как пальцы на руке, мы связаны друг с другом, даже если внешне кажется, что мы отдельны. Если один из «пальцев» вдруг загорится ненавистью к другим и почему-то захочет причинить им боль или уничтожить, вспыхнет болью вся рука! Даже мысль о другом человеке, сообществе, народе, посланная с ненавистью - убивает. И наоборот, поддерживая ближнего, отдавая ему любовь, человек спасает и себя.
Это не геройство, не добродетель. Это нормально.
Нормально, потому что мы люди.
Если мы - люди...

Tags:

Recent Posts from This Journal

  • САД ХАКИМА САНАИ (IV)

    Сколь он долог, наш путь от «ничто» до Творца, не изведаем мы до тех пор, пока хваткою мертвою к самости льнём, мы путями…

  • ПЕРЕКРЕСТЬЕ

    Я отлично осознаю, что ставя к заметке тег «сверхъестественные способности», я цепляю читателя за невидимый, но вполне реальный крючок.…

  • САД ХАКИМА САНАИ (III)

    Двумя ушами внемлет ум, Любовь – всегда одним. Ему уверенность слышна, Сомненье - слышно им. Покуда меч не бросишь свой, Не стать тебе…

  • ДЕВА, ЕДИНОРОГ И ОРГАН СВЕРХЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

    Послание Традиции не нацелено на некую «элитную» категорию людей – таковой не существует и не может существовать. Оно направлено на…

  • ВОЛК И ШЕРСТЯНЫЕ ЧЕТКИ

    Эта замечательная маленькая история включена в книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Авторство рукописи,…

  • НАФС И СНОВИДЕНИЯ

    Где тот Учитель, кто узнаёт зверя по этим приметам несовершенства и оснащает учеников щитом, спасающим от бедствий?.. (Рузбихан, персидский…

  • ОБЪЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ И АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

    ...Как повествуются в галактических летописях, когда-то люди на планете Земля, подобно всем остальным существам Великого Мегалокосмоса с тремя…

  • ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: НАСЛЕДНЫЙ ПРИНЦ, СОБАКА И НАСТАВНИК

    ...В тридевятом царстве, в пещере на вершине горы среди дремучего леса живет маленький наследный принц. В это убежище ребенка спрятал его Наставник…

  • СКОЛЬКО ТИПОВ ЛЮДЕЙ НУЖНО ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ГРУППЫ?

    Преамбула Идриса Шаха к Сказанию о Мушкиле Гуше, которое дервиши рассказывают по четвергам, звучит так : «Когда некоторое число людей…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
assalam786
Apr. 13th, 2018 03:21 am (UTC)
All Adam’s sons are limbs of one another,
Each of the self-same substance as his brothers.
So while one member suffers ache and grief,
The other members cannot win relief.
Thou who are heedless of thy brother’s pain,
It’s not right at all to name thee man.

(Saadi, Gulistan. Translated by E.G.Browne)
alexwind12
Apr. 13th, 2018 07:58 am (UTC)
Как интересно может играть разум: зная, что ненавидеть другого вредно, и внутри не вынося его, внешне подменять благолепием. Ммм?
assalam786
Apr. 13th, 2018 03:23 pm (UTC)
Вы дали практически исчерпывающее описание того, как работает мораль. Она работает в целом, хотя бы для поддержания видимого социального равновесия, как сдерживающий (хотя бы внешне) фактор.

Проблема с ущербностью морали начинается с того момента, когда человек делает заявку на подлинное развитие. Тогда он(а) начинает замечать в себе то, о чем Вы сказали, и это перестает быть ОК. Суфии называют эту стадию развития "Осуждающим Я", которое следует за стадией "Командующего Я". Эта стадия может длиться от семи до двенадцати лет.

В этот период как раз происходит работа с импульсами низшего я, проявляющимися в виде ненависти, ревности, жадности или зависти - все это стороны одного и того же свойства. И работа заключается в искоренении корневого свойства.
Это свойство действует как завеса, скрывающее от нас подлинное состояние дел - неотдельность нас от всего сущего.
apismellifera27
Apr. 14th, 2018 07:33 pm (UTC)
Нина, правильно ли понимаю, что мораль это заменв внутренней этики?
И результатом работы будет сущность с устойчивой этикой, которой не нужны внешние костыли.
assalam786
Apr. 14th, 2018 09:28 pm (UTC)
Да, мысль была как раз такая. Я как-то даже писала довольно подробно на тему разницы между моралью и совестью в заметке "Нужна ли суфию мораль?" https://assalam786.livejournal.com/16921.html

Примерно так:
Вопрос станет немного более объемным, если на мораль и этику мы посмотрим как на нечто практическое - систему сдерживания животного начала в человеке. На самом базовом уровне развития мораль представляет из себя оптимальную систему сдерживания, тупо блокируя проявления животного начала. Однако с развитием человека трансформируются и системы сдерживания.

В учении суфийского ордена Бекташи, например, это было выражено в идее трех кругов человечества: шариат, тарикат и хакикат.
Шариат — это кодекс правил, созданный Просвещенными для людей внешнего круга с целью остановить проявления низшего «я» и сделать взаимодействие людей между собой более-менее приемлемым. Он включает правовые и моральные нормы, иногда облеченных в религиозную оболочку.

Например, вы сидите у кого-то в гостях перед накрытым столом, и вам ужасно хочется взять пирожок с тарелки. Но остальные гости еще не пришли, и брать пирожок неприлично. Tут хозяйка выходит из комнаты, и у вас возникает внутренний диалог:

Животное "я": Я могу быстро схватить пирожок и съесть… вон их сколько на тарелке… никто и не заметит…
Моральное "я": Но позвольте! истинная леди (настоящий джентльмен) даже в одиночестве должны вести себя так же, как и в обществе!..

Допустим, на сей раз джентльмен/леди в нас побеждает, и пирожок остается нетронутым. Кодекс чести сработал, однако «проблема пирожка» осталась: сдерживая наши низшие проявления, кодекс правил не способен избавить нас от них!

Для того, чтобы не просто сдержать, но и преобразовать низшую природу, нужно перейти в следующий круг. Тарикат (от арабского «тарика», Путь) - сочетание активной работы над собой при помощи указанных Учителем методов (для дервишей Накшбанди, например, это могут, среди прочих, быть Правила Накшбанди), а также прямого воздействия Учителя и среды, которую он создает, на ту часть человека, которая способна развиваться. По мере продвижения по Пути некоторые аспекты человека перестают быть активными. Когда нашего Учителя спросили, на что похоже преобразование из дервиша в суфия, он сказал: «Это похоже на умирание».

Когда в человеке перестает быть активной жадность, его уже не будет соблазнять пирожок, неосторожно оставленный хозяйкой наедине с голодным гостем. «Проблема пирожка» умерла. Кодекс чести больше не актуален — за ненадобностью.

Что происходит за пределами тарикат — в самом внутреннем круге человечества, хакикат (от арабского «хакк», «истина»), я могу сказать только со слов Мастера, потому что мне до этого состояния далеко. В состоянии хакикат человек превзошел любые личные предпочтения и достиг прямого восприятия Истины, поэтому любые его действия выражают только наивысшее благо.




lady_parabellum
Jun. 8th, 2018 12:24 pm (UTC)
Спасибо.
val000
Apr. 13th, 2018 06:19 pm (UTC)
В общем-то да. Способность к со-чувствованию - высшая добродетель. Здесь современная эзотерическая классификация "уровней человечности" с моими поравками.
assalam786
Apr. 13th, 2018 06:34 pm (UTC)
Да, я когда-то читала эту классификацию, и она показалась мне во многом интуитивно приемлемой, хотя и не во всем. Я думаю, что даже один и тот же человек может в разное время жизни проявлять признаки разных "возрастов души".

Но в целом я согласна с Вами, что сочувствие и сострадание приходят по мере того, как душа перестает быть привязана к идее о своей отдельности.
val000
Apr. 13th, 2018 06:43 pm (UTC)
Это подуровни: человек соответствует одному возрасту, но в течение жизни проходит более или менее успешно подуровни (не все - сколько успеет), которые очень похожи на уровни.
assalam786
Apr. 13th, 2018 07:07 pm (UTC)
Да, наверное, в этом тоже есть здравое зерно. Но я еще точно не могу назвать себя Человеком по определению Саади, несмотря на то, что уровень "молодой души" давно преодолела. Так что пока я лишь антропоморфный гуманоид планеты Земля :)
maxim8888888888
Apr. 15th, 2018 12:46 pm (UTC)
Здравствуйте подскажите пожалуйста как можно встретиться с Учителем в москве и есть ли группа которая практикует?
assalam786
Apr. 15th, 2018 06:02 pm (UTC)
Здравствуйте, Максим. С Учителем моей ветви Традиции в Москве встретиться невозможно, к сожалению, поскольку он живет в западном полушарии. Я тоже живу не в России. Группа в Москве, тем не менее, есть. О том, каким образом обновляется и работает подготовительная группа этого сообщества, я писала очень подробно здесь:
https://assalam786.livejournal.com/66039.html
Если то, что Вы прочтете, Вас не смутит, тогда можно прочитать еще две заметки:
https://assalam786.livejournal.com/66517.html
https://assalam786.livejournal.com/66568.html
Если по ходу чтения у Вас возникнут вопросы, я постараюсь ответить на них так, как смогу. Можно помещать комментарии прямо под заметками, чтобы легче было понять контекст вопроса.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars