?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мастер скрыт в своей мастерской.
(Руми)


...Помните суфийскую шахматную игру на нескольких досках, поставленных одна над другой? Возможность хода в этой чрезвычайно сложной игре сильно ограничена, потому что ходить можно только на клетку, не занятую ни на одном из уровней. Однако если расположить совершенно пустую доску где-то между ними, шансы сделать ход значительно возрастают. Суфийский Учитель Омар Али-Шах, рассказавший об этой игре, в качестве аналогии клетки из пустой доски привел карточного джокера, в некоторых играх служащего заменой любой карты.

Это сравнение совершенно не случайно.



Джокер, который ведет свое происхождение от Шута (Дурака) колоды Таро – фигура, всегда стоявшая особняком от всех остальных карт.


Карта Шута (Дурака) в самой ранней, «марсельской» колоде Таро

Ни джокер, ни Шут не принадлежат ни к одной из четырех мастей. Номер, присвоенный Шуту в колоде Таро - ноль. В главе о символике Таро из книги «Новая модель Вселенной» П.Д.Успенский помещает карту Дурака в центр, вокруг которого треугольником расположен 21 козырь – старшие арканы Таро, и далее квадратом младшие арканы четырех мастей, эквивалент знакомых нам игральных карт:



Успенский считал, что треугольник старших арканов представляет Божественную Троицу, мир идей, тогда как квадрат малых арканов - четыре стихии, видимый мир явлений. Это расположение подтверждает русский эзотерик Владимир Шмаков, предпринявший глубокое исследование Таро в «Священной книге Тота» (вышеприведенная иллюстрация - из этой книги).

Если принять расположение Успенского как верное, что я и делаю, то карту Дурака в колоде Таро совершенно уместно назвать аналогичной мистической 65-й клетке шахматной доски, никогда не проявляющейся, но всегда присутствующей  - подобно Мастеру, сокрытому в своeй мастерской.

Действительно, сама по себе карта Дурака не стоит ничего, ее как бы не существует, а ее парадоксальное всемогущество проявляется только тогда, когда она вовлекается в игру. В этом случае ее сила равняется или превосходит номинал карты, с которой она вступает в соперничество.

Выбор Дурака в качестве всепобеждающей фигуры видится по меньшей мере странным, не так ли? Столь же странным представляется упорное предпочтение народным фольклором Ивана-Дурака всем другим персонажам сказок, ведь он оказывается мудрее и прозорливее своих соперников – всемогущих царей и злых чародеев.

Выходит, Дурак вовсе не так прост, как кажется?..

*****

Мастер герметической науки - алхимии, родившийся в 19-м веке (и, возможно, по сей день находящийся среди нас), который писал под псевдонимом Фулканелли, в книге «Философские обители» дает подробное описание одного барельефа на старинном доме в Тьере – жилище средневекового алхимика. Фулканелли пишет:

«Этот большой, сработанный неумело, на скорую руку барельеф, сильно покоробившийся от возраста и непогоды, представляет собой высокого Лесного жителя в одежде из шкур, сшитых поперёк и шерстью наружу. ... Загадочно, чуть отстранённо улыбаясь, он опирается на длинную палку с уродливой, покрытой капюшоном головой старухи на конце.


Лесной житель на фасаде дома в Тьере

Для выяснения смысла большой фигуры следует обратить внимание прежде всего на женскую голову. Стянутая капюшоном голова на палке — пластическое выражение Матери-дуры (Mère folle). Так во времена весёлого пародийного праздника Осла называли в народе высших должностных лиц и магистров некоторых тайных обществ. Мать-дура олицетворяет саму герметическую науку во всей её широте. Эта наука дарует целокупное знание тому, кто посвящает себя ей, и потому Лесной житель на фасаде тьерского дома в действительности Мудрец, опирающийся на Мудрость, сухую палку, посох Матери-дуры. Этот простой человек с косматыми волосами и неухоженной бородой, человек природный, чьи традиционные знания научают его презирать суетность и легковесность несчастных безумцев, мнящих себя мудрецами, возвышается над людьми, как и над грудой камней, которую он попирает ногами. Он озарённый, на которого нисшёл свет, низошло духовное озарение. Под маской спокойствия и безмятежности он хранит безмолвие, скрывает свою тайну от досужего любопытства снующих туда-сюда участников человеческой комедии. Он представляет собой античного Миста (от греческого Μύστης, глава посвящённых), греческое воплощение мистического знания.

Но наряду с эзотерической функцией, которая демонстрирует, каким должен быть алхимик — учёным, нищим духом, внимательным исследователем природы, которой он старается всегда подражать, как обезьяна подражает человеку, — Лесной житель несёт в себе и другую. Эта вторая функция дополняет первую, ведь дурак или шут — эмблема сынов Гермеса — воскрешает в памяти самого Меркурия, единственную истинную материю Мудрецов.

Это тот самый artifex in opere Гимна христианской Церкви, творец, скрытый в творении, всё способный совершить с помощью алхимика. Он — абсолютный Мастер Делания, неведомый работник, который трудится не покладая рук, тайный агент, преданный слуга Философа. ...

В одном старом альманахе [...], есть среди иллюстраций одна весьма странная гравюра. На ней нарисован скелет, а вокруг него — изображения, на которых устанавливается связь планет с «частями тела, которыми те управляют». И если Солнце на рисунке обращает на нас свой сияющий лик, а Луна — свой чеканный профиль в виде полумесяца, то Меркурий предстает перед нами в качестве придворного шута. На голове у него шутовской колпак с длинными ушами — как у капителей под фигурками, — а в руках кадуцей, похожий на шутовской жезл. Во избежание путаницы художник не поленился под каждым знаком планеты написать её название. Получился символический образ, которым в средневековье выражали эзотерический смысл небесного Меркурия, или ртути Мудрецов. ...



Справа: карта Дурака из наиболее распространенного в наше время Таро Райдера-Уэйта, сопоставленная со средневековым изображением Гермеса-Меркурия (слева)

Нет ничего удивительного в том, что должность придворного шута — а многие из шутов вошли в историю, — имеет герметическое происхождение. Это доказывает их нелепый пёстрый наряд — в частности, пузырь за поясом, который они называли фонарём, — их остроты, розыгрыши, а также редкая привилегия, связывающая их с философами: безнаказанно говорить правду в лицо сильным мира сего. И наконец, значение Меркурия, из-за непостоянства и летучести прозванного шутом (дураком) Великого Делания, находит своё подтверждение в первом аркане колоды Таро — фигуре Шута (Дурака) или Алхимика.

Кроме того, шутовской жезл [...] ничем не отличается от кадуцея. ... У Момоса [греческого бога насмешки и порицания]и Гермеса в руках одно и то же орудие — характерный знак Ртути. Нарисуйте круг на конце вертикального отрезка, прибавьте к кругу два рога, и вы получите тайный знак, каким средневековые алхимики обозначали философскую ртуть. А ведь этот знак, достаточно точно воспроизводящий и шутовской жезл, и кадуцей, известен с незапамятных времён. ...



Источник иллюстрации

Некоторые оккультисты помещают Шута (Алхимика) в конце колоды, после представляющей «Мир» двадцать первой карты, которой приписывают наибольшую значимость. Подобный порядок был бы допустим — аркан Шута оказался бы без номера, как бы вне ряда, — если бы мы не знали, что Таро, полный иероглиф Великого Делания, соответствует двадцати одной операции, или стадии, через которые проходит философская ртуть, прежде чем достигнуть конечного совершенства Эликсира».


К этому исчерпывающему описанию, данному Мастером относительно герметического значения карты Шута, добавить почти нечего. Заслуживает внимания, однако, еще пара деталей, касающихся происхождения самого шутовского костюма и прозвищ, закрепившихся за его обладателями.

Арабско-семитский трехбуквенный корень, присутствующий в слове арк’а — «дурак» или ракуа’ — «безумный», также есть в слове ру'ат — шахматная доска. Возможно, это объясняет шахматную клетку в костюме шутов и арлекинов. «Это последнее значение очень важно в связи с шахматным рисунком полов в некоторых местах собраний дервишей, а также в ложах Вольных Каменщиков». (Кеннетт Джонсон. Феномен Фулканелли)


Карта Дурака из т.н. «Таро Брейгеля», созданного
по мотивам картин этого фламандского художника 16-го в.


Во введении к книге «Суфии» Идрис Шах пишет о дервишах средневековья, путешествовавших в заплатанной одежде и обучавших с помощью знаков или непонятных слов:

«Такие суфии, - пишет Шах, - не были основателями формальных школ, но они выполняли функцию передачи суфийского послания людям тех стран, через которые они проходили. Сохранились сведения о том, что эти странные люди проявили себя в Испании и во всей Европе. Между прочим, такого учителя, проделывающего странные движения, называли по-арабски «аглик» (множественное число «аглакин» (aglaqin); в просторечии же «г» поменялось на «р», а арабское «к» - на соответствующее европейское произношение, и слово стало звучать как «арлакин» или «арлекин»). Это обозначение основано на игре арабских слов, означающих «большая дверь» и «спутанная речь».

Интересно, что почти в то же самое время, когда дервиши в одежде из разноцветных заплаток через мавританскую Испанию распространялись по Европе, на Руси появились их собратья - скоморохи, чьи смешные колпаки с колокольчиками, сшитые из разноцветных лоскутов костюмы и раскрашенные лица очень напоминали аналогичные атрибуты персонажей нашего исследования.


Джокер в виде скомороха. Карты «Черный палех», 1967

Одна из версий происхождения слова «скоморох» - от маскара, искаженного арабского масихара, «опьяненные» - так называли дервишей. (Кстати, слово «маскара», которым сейчас называют тушь для ресниц, тоже от дервишей-масихара, которые раскрашивали свои лица). Примечательна и манера взаимодействия скоморохов с окружающими - под маской шута и идиота пробуждать спящих людей гротескными или абсурдными высказываниями, выталкивая их мышление из привычной колеи. При этом самое раннее изображение скоморохов встречается не где-нибудь, а на фреске в Софии Киевской, старейшем духовном центре Руси, рядом с иконами. Если бы скоморохи не играли важнейшей роли в передачи живого учения - разве поместил бы их художник-схимник среди святая святых?

Разделённый на четыре четверти разноцветный костюм – непременный атрибут шута и арлекина. Те, кто знает, как подбираются цвета для суфийской накидки-хирки, не может не увидеть в этом дважды противопоставленном сочетании аналогичного принципа. В костюме арлекина, как и на халате дервиша, противопоставляются те цвета, которые при слиянии дают белый (или черный) цвет. Такие цвета называются комплементарными. Как и другие инструменты суфия, его одеяние несет закодированное послание и является средством обучения.



В алхимической диаграмме четырех стихий, которую мы рассматривали, говоря об изначальном варианте шахмат для четырех игроков, элементы обозначались двумя парами комплементарных цветов – красно-зеленой и желто-фиолетовой. Такими же чаще всего были сочетания цветов в костюмах арлекинов, которые и символизировали Шута-Алхимика или квинтэссенцию, чье место - в невидимом центре четверки элементов.



Одеяния, по сути похожие на домино средневековых шутов, в наше время можно встретить лишь у некоторых сообществ дервишей. Одно из таких сообществ в Египте по сей день исполняет танец, называемый танура, похожий на кружение дервишей-мевлеви. Считается, что традиция этого танца уходит корнями в 13-й век.


Источник фотографии

Да и сами карты Таро, где и появился Шут, кстати, пришли в Европу из Египта – прототипом первых колод Таро были так называемые мамлюкские карты.

Но это уже следующая тема.




Posts from This Journal by “тайное знание” Tag

Comments

assalam786
Oct. 1st, 2018 04:56 pm (UTC)
Неубедительно, Валерий. Насчет ушей у Гермеса - не мои слова, это цитата Фулканелли. (К тому же уши - у шута на колпаке. А крылья - действительно у Гермеса).

Иван-Дурак, как и Емеля, и Балда, может быть отражением менталитета, конечно, но какого менталитета? За этим стоит идея: простота и близость к природе, характерная для человеческой сущности, побеждает изощренность рассудка. (Кстати, Идрис Шах приводил русские сказки о Балде в качестве примера обучающих историй по типу дервишеских). Точно так же Ходжа Насреддин, используя абсурдные подчас методы, побеждает людей, и более высоких его по положению, и более ученых.

В общем, увы, Валерий, делаю вывод - все-таки эмоциональный выпад был с Вашей стороны :)

Не смею далее отрывать Вас от работы.
kuznetsov_sf
Oct. 1st, 2018 07:31 pm (UTC)
Немного про уши и крылья: у Дурака из старинной колоды Висконти-Сфорци нет "ушей", но зато полно перьев в шевелюре, а где есть перья, там где-то рядом и крылья). f2.png
У этого старомиланского Дурака нет особой "разноцветности" в одежде, но зато есть вполне "дервишские" заплатки (на левом плече, например).

kuznetsov_sf
Oct. 1st, 2018 07:58 pm (UTC)
Собака (арабск."калб"/сердце?) у ног Дурака - интересно она удерживает его от падения в пропасть или напротив толкает его в бездну? Непонятно однако))
собака.png
"Калб ар-рай" - "собака пастуха"-так древние арабские астрономы называли бету Змееносца.http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/arabastr.htm
Древние греки ассоциировали созвездие Змееносца с Асклепием, который "шёл, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею"... Отсюда "посох Асклепия" - сучковатая палка обвитая двумя змеями - который очень напоминает вышеупомянутый кадуцей... Такая вот история с географией (и астрономией).

Edited at 2018-10-01 08:58 pm (UTC)
assalam786
Oct. 2nd, 2018 02:10 am (UTC)
Интересная история с географией, спасибо, Сергей :) Я тоже думала про собаку, которую часто изображают на карте Шута. В марсельском Таро она как бы дразнит Дурака, хватает его зубами за штаны. А в поздних вариантах тоже хватает, но таким образом удерживая на краю бездны. Не исключено, что это все-таки позднее добавление, не берусь судить. У Меркурия ассоциативное животное - петух, не собака.

История со змеями и Асклепием тоже явно символическая. Связь с кадуцеем действительно очевидная.


yuliya3d
Oct. 2nd, 2018 03:04 pm (UTC)
'В разных регионах Индии, например, на юге в Тамилнаду и на востоке в Ориссе, широко распространен культ Бхайравы, гневной формы Шивы. Рядом с Бхайравой изображается собака, которая является его ваханой (транспортным средством). Также существует поверье, что сам Бхайрава воплощается в облике собаки.
Менее распространенная форма Шивы, известная под именем Кхандоба, имеет такие же атрибуты. Эти божества появляются в непальском буддизме как Ямантака, разгневанный бог, побеждающий силы смерти.
Примечательно, что в ведической литературе, которая, как правило, считается древнейшей литературой Индии, многие божества имеют собак в качестве компаньонов. Спутница Индры, одного из главнейших ведических богов, - сука по имени Сарама. Она родила двоих сыновей (сарамея), которые в свою очередь стали компаньонами и посланниками Ямы, бога смерти.
Существуют свидетельства о том, что Варуна, бог воды, который первоначально занимал очень высокое место в ведическом пантеоне, имел собаку. Кроме того, четыре главные ведические книги – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа – символически проявляются в форме четырех собак четырех разных окрасов, которые сопровождают Даттатрейю.
Одна из самых запоминающихся историй о собаках в индийской литературе повествует о героических братьях Пандавах из Махабхараты. Когда царь Дхармараджа (Юдхиштхира), его братья их семьи отправились в свой последний путь в Гималаи, все они погибли, и остался один Юдхиштхира со своей спутницей собакой. Они поднялись на вершину горы, и там их приветствовал бог Индра в своей колеснице. Индра восхвалял Юдхиштхиру за его доблестные деяния и сказал, что он заслужил место в раю. Он пригласил царя взойти на колесницу и увидел, что Юдхиштхира подозвал своего собачьего друга. Однако, Индра запротестовал. Он сказал, что собаки не допускаются на небеса.
Услышав это, Дхармараджа Юдхиштхира сказал, что он не может бросить такого верного спутника, который зависел от него. Он заявил, что предпочитает остаться на земле, чем отказаться от своей собаки. В этот момент собака превратилась в Ямараджу, бога смерти и Дхармы, который испытывал его. Таким образом Юдхиштхира с честью прошел свое последнее испытание и отправился в рай.
В тантрических традициях, когда проводят агнихотру (обряд огненного жертвоприношения), обращают внимание на животных, которые после завершения обряда подходят к участникам или встречаются на пути. Считается, что остатки жертвенных подношений нужно предложить этим животным. Если после агнихотры подходит собака и принимает пищу, то это говорит о том, что Шива пришел в облике собаки и дал понять, что он принял подношение. В таких случаях собака может есть даже нетипичную для нее пищу, оставшуюся после агнихотры: например, фрукты и злаки.
В Непале существует пятидневный фестиваль Тихар, известный в Индии как Дипавали. На второй день Тихара, в день Нарака Чатурдаши, проводится Кукур пуджа (или Кхича пуджа) – поклонение собакам, которых считают представителями Ямараджа, бога смерти. Люди надевают на собак цветочные гирлянды, ставят им тилаку и угощают вкусной едой."
http://www.atmaville.org/sites/default/files/bhairava-and-dog.jpg
assalam786
Oct. 2nd, 2018 06:48 pm (UTC)
Собака вообще замечательное животное. В каком-то смысле, все дервиши - собаки Бога.

СУФИЙ, НАЗВАВШИЙ СЕБЯ СОБАКОЙ

Дервиш Мауляна, глава ордена Накшбандийа и один из величайших его учителей, мирно сидел в своем завийя (зал учения), когда к нему ворвался разъяренный фанатик, выкрикивая:

-- Ты, собака, сидишь здесь, в окружении учеников, послушных тебе во всем! Я же призываю людей добиваться божественной милости, отказаться от всего и молиться, как предписано нам свыше.
При слове "собака" несколько ищущих поднялись, чтобы вышвырнуть фанатика вон.

-- Постойте, -- воскликнул Мауляна, -- собака и впрямь неплохое слово. Я воистину собака, во всем послушная хозяину. Подобно собаке, я знаками пытаюсь разъяснить овцам, чего хочет наш Хозяин. Подобно собаке, я бросаюсь на воров и разбойников. И виляю хвостом от радости при приближении Товарищей моего Хозяина. Лай, виляние, любовь -- это наши качества и они такие же как и качества собаки; ибо наш Хозяин не лает и не виляет хвостом, для этого у него есть мы.
kuznetsov_sf
Oct. 2nd, 2018 07:39 pm (UTC)
Несколько слов из приведенной ниже истории никак не помещаются у меня в голове :"собака находилась на определенной стадии Пути")))

СОБАКА, ПАЛКА И СУФИИ

Однажды один человек в суфийской одежде шел по дороге. Встретив на пути собаку, он сильно ударил ее своим посохом. Пес, завизжав от боли, побежал к великому мудрецу Абу Саиду. Кинувшись к нему в ноги и выставив пораненную лапу вперед, он все рассказал и попросил быть судьей между ним и тем суфием, который обошелся с ним столь жестоко.
Мудрец призвал к себе обоих. Он сказал суфию:
-- О, безголовый! Как посмел ты так поступить с бессловесной тварью?! Посмотри, что ты натворил!
-- Я тут не причем, -- возразил суфий, -- во всем виновата собака. Ударил я ее не из простой прихоти, а потому, что она запачкала мою одежду.
Но пес все же считал себя несправедливо обиженным, и тогда несравненный мудрец сказал ему:
-- Чтобы тебе не хранить обиду до Великого Суда, позволь мне дать тебе компенсацию за твои страдания.
Собака ответила:
-- О мудрый и великий! Когда я увидела этого человека в одежде суфия, я подумала, что он не причинит мне вреда. Если бы я увидела, что он в обычной одежде, я, разумеется, постаралась бы его обойти. Единственная моя вина в том, что я предположила, будто внешние атрибуты служителя истины -- гарантия безопасности. Если ты желаешь его наказать, отбери у него одеяние избранных, лиши его права носить костюм человека праведности...
Собака сама находилась на определенной ступени Пути. Было бы ошибкой думать, что человек должен быть лучше ее.
assalam786
Oct. 3rd, 2018 02:52 am (UTC)
Может быть, собака в этой истории представляет тот аспект в человеке, который "натаскан" реагировать на определенные внешние стимулы - его обусловленность. Этот аспект не в состоянии распознать внутренние, истинные свойства в людях и явлениях. Обусловленность не "видит", она просто ставит галочки в ментальном формуляре. Если на человеке одежда суфия - он суфий, и все тут. И "человек реагирующий" в этом смысле действительно ничем не лучше собаки.
kuznetsov_sf
Oct. 1st, 2018 08:54 pm (UTC)
"...может быть отражением менталитета, конечно, но какого менталитета?" - в цитате из Ключевского важно принимать во внимание ее вторую часть: "...один любит притворяться дураком, а другой притворяться умным" Что называется - почувствуй разницу...

Edited at 2018-10-01 08:57 pm (UTC)
assalam786
Oct. 2nd, 2018 02:27 am (UTC)
С нашим менталитетом, кстати, слишком умным быть некомфортно - фраза "ты что, самый умный?" на русском звучит осуждающе, а в английском, например, она в таком контексте бессмысленна (потому что разве может быть что-то плохое в том, если человек умный?).
kuznetsov_sf
Oct. 2nd, 2018 05:30 pm (UTC)
На мой взгляд в вопросе "ты что, самый умный?" акцент нужно делать не комфорте самого "умника" а на том, насколько комфортно рядом с ним окружающим, пусть даже менее умным, его собратьям)). Т.е. если "умный" позволяет себе игнорировать этот самый"комфорт собеседников",то возможно и лавры "самого умного" присвоил себе незаслуженно))). На что ему, его менее умные собеседники и указывают, со свойственной многим простакам прямотой).
Что касается вопроса " что разве может быть что-то плохое в том, если человек умный?"... это же был риторический вопрос? Верно? Я просто подумал: сколько гадостей в этом мире сделано очень умными людьми... Вот атомная бомба например.

Edited at 2018-10-02 06:00 pm (UTC)
assalam786
Oct. 2nd, 2018 06:09 pm (UTC)
Да, риторический вопрос скорее. Сам-то по себе ум неплох - все действительно зависит от того, как человек использует свой ум, и насколько он делает его основанием для чувства превосходства.

Кроме ума, требуется еще один ингредиент, который делает человека мудрым :)

Расхожая цитата анонимного автора в Интернете:

"Ум без любви делает человека хитрым.
Приветливость без любви делает человека лицемером.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Власть без любви делает человека насильником.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом."

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars