?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЛИЛА АЙСАВА

То, что открыл нам Халил, наш ключ к сокровищнице Магриба, не всегда оказывается доступным взору не только приезжих, но и местных жителей. Мы попадали в места, куда не водят туристов, и становились участниками событий, в которых не бывает посторонних зрителей.

Одно из таких событий - лила Айсава, суфийское радение в ночь четверга.


Начало церемонии. Члены тайфы (группы) Айсава в традиционной одежде исполняют зикр, Фес, Марокко (здесь и далее фото- и видеоматериалы мои)

Сколько-нибудь значимых источников на русском языке о марокканском братстве Айсава просто нет, поэтому я приведу о них сведения, которые мне удалось услышать от Халила и найти самой. 

Айсава (Исава, Исавийя) – суфийское братство, последователи которого распространены в Марокко и других странах Северной Африки. Название братства идет от имени его основателя, суфийского святого 16-го века Сиди Мохаммеда бен-Исы, также называемого «Совершенным Шейхом» - Шейх аль-Камил. Центром братства является завийя в городе Мекнес, Марокко.

Лила означает «ночь», так называют ритуал вхождения в транс при помощи сочетания ритма и пения, который братья Айсава проводят для духовного исцеления, очищения и, если требуется, экзорцизма.


Надо сказать, традиционные общины имели хорошее представление о психической гигиене.

Те, кто слышал о дервишах маламати, знают, что их специфическое служение заключалось в извлечении и нейтрализации отрицательной энергии, которая время от времени накапливается в человеческих сообществах. Целью было не дать негативу достигнуть взрывоопасного уровня. Маламати действовали разными методами, но чаще всего провоцировали осуждение, вызывая поток негативной энергии в отношении себя, а затем, пропуская через себя негатив, уравновешивали его таким же количеством позитивной энергии или «заземляли» отрицательный заряд.

Айсава, как и маламати, эффективно «вытряхивают» из людей накопленные негативные эмоции, психическое и физическое напряжение (в традиционном мировосприятии эти сгустки энергии персонифицируются как «джинны»), только используют они для этого сочетания ритмов, движения и молитвы. Слаженная тайфа (группа) дервишей Айсава - проводник бараки основателя братства, Шейха Аль-Камила, своей позитивной силой нейтрализует выбрасываемую людьми в процессе очищения отрицательную энергию.

*****

Марокканский суфизм – весьма своеобразное явление. Тайфа магрибских дервишей – музыкальная группа. Где-то в других местах суфийские группы для достижения гармонизации собираются на беседы, совместные чтения, радения или медитации, строят что-то или плов готовят. В Магрибе они музицируют. Инструменты обучения и работы марокканских тарикатов – звук и ритм. Вместо обычных сухбата (общения), хилвата (уединения) или муракабы (созерцания) группа магрибских дервишей играет и поет.



Человек, назначенный руководителем группы – его называют мукаддам, является одновременно самым опытным и самым умелым музыкантом. Он должен в совершенстве владеть всеми инструментами, хорошо петь и знать движения священных танцев. Для того, чтобы стать мукаддамом, дервишу необходимо много лет учиться не только духовным практикам, но и всему вышеуказанному, а затем его квалификация должна быть подтверждена советом старейшин Айсава. Только после этого он может руководить другими и принимать в группу новых учеников - хаддама (буквально «служителей»). Мукаддам руководит всей церемонией лилы от начала до конца, играет ведущую партию и подает сигналы остальным участникам, когда вступать, прекращать игру или менять инструмент. Вторым по значимости человеком в группе является зеккар – тот, кто ведет зикр.


Мукаддам всегда находится в центре группы, задавая ритм на двойном барабане, который называется табла. Справа от него находится зеккар, человек, ведущий зикр.



Ударные инструменты, которые использовали братья Айсава в церемонии, где мы участвовали. Все инструменты делаются только из естественных материалов – кожи, традиционных металлов, керамики и дерева, что обеспечивает нужное качество колебаний. Г.И.Гурджиев называл это качество  «оживляющими вибрациями» - теми, что действуют на наше тело помимо движения сжатого воздуха.


В группе обычно бывает от двенадцати до двадцати учеников. (На нашей церемонии присутствовало лишь пять музыкантов, поскольку скромные размеры нашего рияда – традиционной гостиницы в самом сердце медины Феса – большего не позволяли). Старших по возрасту и опытных членов группы называют факирами, они уже не играют на инструментах, но принимают участие в зикре. Собрания группы проходят у мукаддама, дом которого становится завийей для данной общины. Когда дервиши «спелись», достигли единства и гармонии, став единым целым, они – тайфа, звено в цепи преемственности, проводник бараки основателя ордена, Шейха Аль-Камила.

Служители готовы осуществлять служение.

Церемония, называемая лила Айсава или лила суфийя – «суфийская ночь» - проводится по приглашению отдельных семей или соседских общин и действительно может занять всю ночь, с десяти вечера до рассвета. В нашем случае она была не столь долгой и длилась с девяти до полуночи. Церемония обычно состоит из трех частей – зикра, «изгнания джиннов» (млук) и апогея ночи – хадра. Каждая из частей длится около двух часов (у нас они были ограничены до часа).

Суфийская ночь начинается с зикра. У каждой тайфы есть свой уникальный репертуар духовных поэм – касыд, читаемых под ритмическую музыку. Большинство из поэм были сложены в 17-м веке на основе мистических формул, данных в откровении Шейху Аль-Камилу. По сути, это сакральные гимны, прославляющие Всевышнего, Пророка, основателя братства и других святых, да освятит Господь их тайну. Касыды, читаемые поэтами нараспев, впоследствии стали сопровождаться ритмической игрой на инструментах, что способствовало их распространению и приятию жителями Магриба.

Вот видео отрывка зикра, которым начинается лила:


В основе музыки зикра Айсава, как и вообще всей североафриканской музыки, лежит изощренный узор полиритмии – нескольких разных ритмов, наложенных друг на друга. Хаотическим этот рисунок кажется лишь неискушенному слушателю: в основе полиритмов Айсава и других орденов Магриба лежит сложная система, основанная на противопоставлении мужского и женского начал и уже известном нам принципе комплементарности.

Музыканты тайфы делятся на две взаимодополняющие части: первая ведет ритмические партии, называемые «женскими», другая – «мужскими». Одинаковые инструменты объединяются в пары. Один из музыкантов играет фиксированный ритм, неизменный и повторяющийся; он называется «матерью ритма» - хаджия. На этой основе второй музыкант «вышивает» сложный ритмический рисунок, меняющийся и полный импровизаций. Он называется звак, что буквально и означает «вышивка».

Только один музыкант может одновременно играть и мужскую, и женскую партии на двойном барабане, табла, - это мукаддам, демонстрирующий верх виртуозности. Не случайно он всегда находится в центре группы.


На этой схеме, приведенной французским исследователем братства Айсава, антропологом и музыкантом Мехди Набти, указано, как музыканты группы, играющие на одинаковых инструментах, разделяются по принципу комплементарности на «женские» и «мужские» партии. В центе всегда находится мукаддам, который может исполнять обе партии одновременно и является воплощением уравновешивающей силы.


На нашей церемонии мукаддам, насколько я в состоянии была наблюдать, на двойном барабане обычно задавал полиритм 2/3 (где на каждые 3 такта одной ритмической линии приходится 2 такта другой). Как и все ритмы Магриба, это комплементарный полиритм – сочетание четной (женской) и нечетной (мужской) линий. Два дервиша слева от него играли «женские» партии с постоянным ритмом (но отличным друг от друга), а два дервиша справа импровизировали. Все это вместе сходилось в очень сложный ритмический рисунок.

Именно полиритмия – тот инструмент, который вводит участников лилы в состояние транса.

Дело в том, что в каждом из нас действует механизм, который распознает окружающие нас ритмы, выделяет из них главный и настраивается на него. Наш мозг естественным образом синхронизирует свою доминирующую частоту с главным ритмом в нашем окружении, хотя мы этого не осознаем.

В случае музыкальной полиритмии разные ритмы конкурируют за ресурсы внимания, и оно оказывается неспособным определить, какая из ритмических линий является доминирующей. В механизме настройки происходит что-то вроде перегрузки, и он «зависает», а в фильтрах, созданных Эго (суфии называют его нафс) для контроля за входящим потоком информации, возникают бреши. В этот момент стимулы, которые обычно блокируются Эго, свободно проникают в оказавшиеся на время доступными области восприятия.

В состоянии транса или измененного состояния восприятия люди ведут себя, чувствуют и мыслят совсем не так, как обычно. Нередко к ним приходят неожиданные образы, они «слышат» мысли окружающих и чувствуют их эмоции. Часто люди в состоянии транса начинают вести себя более расслабленно и свободно физически, их движения менее подвержены контролю рассудка и социальных рамок. Люди становятся способными выражать подавленные эмоции, сбрасывать накопившееся напряжение через ритмические движения и танец.

Как раз для этого предназначена вторая часть церемонии – млук, или изгнание джиннов. Как говорят, этот ритуал стал частью лилы относительно недавно – в 19-м веке, под влиянием местных языческих традиций Северной Африки, и, судя по всему, вызванный потребностями той самой психической гигиены. В обществах, где свобода выражения, особенно у женщин, сильно подавляется религиозными и социальными предписаниями, это весьма насущная проблема.


Мбахра – ритуальная бронзовая курильница, обязательный атрибут
церемонии лилы. В ней жгут дерево алоэ, которое, как считается,
обладает очистительными и изгоняющими демонов силами.


Во время части церемонии, называемой млук, при помощи магических заклинаний «джинны» вызываются наружу, так как считается, что, заслышав призыв, они подталкивают людей, которые ими одержимы, поближе к музыкантам. Чаще всего это женщины, страдающие от различных эмоциональных расстройств, особенно истерии, причем в этой части церемонии им позволяется снимать обычно покрывающий голову платок и распускать волосы. Айсава усиливают темп и звук ударных, женщины начинают совершать повторяющиеся движения телом и головой до тех пор, пока не упадут в изнеможении. Считается, что в момент полного лишения сил наступило избавление от джинна. Музыканты соблюдают полную невозмутимость и отрешенность, в некоторых случаях замыкая круг вокруг пациента и продолжая церемонию.   

В нашем случае джиннов то ли не сильно заклинали, то ли их просто не было, но как-то обошлось без драмы. Никто не падал, хотя мы все, конечно, включая женщин, в этой фазе чувствовали себя очень свободно и раскрепощенно.

Однажды я уже описывала процесс изгнания «джиннов», которому была свидетелем. Человек, который его осуществлял, сказал, что перед тем, как он будет способен что-либо нам передать, он должен провести очищение наших эмоций и психики. Именно так были устроены многие суфийские ритуалы –  одна из их составляющих обязательно имела целью очистить низшее «я» от накопившегося эмоционального и ментального напряжения через его нагнетание, а затем катарсис. Но, как часто бывает, в имитаторских культах катарсис стал считаться концом процесса. Это можно сравнить с тем, как если бы воду вскипятили и отставили в сторону, вместо того, чтобы заваривать чай. Как сказал мой Друг, «зато как свисток у чайника свистел!»        

Однако после катарсического очищения наступает апогей и самая важная фаза лилы – она называется хадра, что означает «Присутствие». В той или иной форме хадра – часть почти всех традиционных суфийских церемоний Алжира, Туниса и в особенности Марокко. Хотя форма ее различна, суть остается неизменной – это выражение состояния мистического единения.

Почему так важен общий ритм и общий танец? Помните, о чем мы говорили чуть раньше: о механизме, который синхронизирует доминирующую частоту мозговых волн с главным ритмом в нашем окружении? Оказывается, при участии в общем действии, где используется музыка и движения, ритмические колебания нашего мозга синхронизируются не только с ритмом музыки, но и друг с другом. (Это доказано экспериментами). Не только в поэтическом смысле, но и в самом буквальном мы становимся одним целым.

Но и это еще не все. Оказывается, синхронизация ритмов мозга усиливается, когда люди при этом прикасаются друг к другу – например, берутся за руки. Вот для чего водили хороводы!

В этой части ритуала Айсава встают и разделяются на две группы, одна из которых продолжает играть на инструментах, а другая, сняв обувь, встает в полукруг и, обнявшись за плечи, начинает своеобразный танец. Движения танца очень просты – верхняя часть тела наклоняется вперед и назад, при этом на некоторые из тактов произносятся слова зикра (никуда без полиритмов!) Айсава поощряют всех присутствующих принять участие в танце, к которому мы с радостью присоединяемся...

С этого момента я не очень помню, кто, что и как делал - помню только ощущение, для которого не хватит книги, но достаточно всего двух слов: «Суфий – Один». Нет ни мужчин, ни женщин, ни детей; нет ни русских, ни берберов; ни старых, ни молодых, ни худых, ни толстых, ни умных, ни глупых – есть только Душа, и смысл Ее - в Ней самой.


Рассветный Фес – вид с крыши нашего рияда, утро после лилы

*****

Как тридцать птиц Аттара, ищущие таинственного птичьего короля Симурга, и обнаружившие, что они сами и есть Симург, мы, приехавшие искать Присутствие за тридевять земель, поняли, что Присутствие – это мы и есть. Трудно передать чувство любви и благодарности братьям, открывшим для нас этот опыт.

Но это еще не все сокровища Магриба, открытые Халилом...
Продолжение здесь.









Posts from This Journal by “суфийская музыка” Tag

Comments

chilikina
Nov. 30th, 2018 02:14 am (UTC)
Гурджиев учил что вредно выражать негативные эмоции. научится этому один из первых шагов в своем развитии. Потому как на них уходит много энергии и ее не остается на нужные процессы - формирование астрального и остальных тел. и тут я вижу противоречие зачем суфиям делать "кровопускания" джинов у народа? или я чего-то не понимаю
assalam786
Nov. 30th, 2018 03:28 am (UTC)
Гурджиев, насколько я помню, говорил не столько о вреде выражения негативных эмоций, сколько о том, что их нельзя питать и поощрять. Это вопрос способности помнить себя. Если человек может себя вспомнить в момент негативного чувства, он сделал первый шаг к тому, чтобы его остановить, обуздать.

Мы буквально вчера разговаривали с одним собеседником о том, что давать выражение негативным эмоциям - самопотакание, однако подавлять их также вредно, потому что, накопленные, они становятся ядом, вызывая болезни. Высокое давление, сердечные болезни, рак и т.д. - все вызываются в течение долгого времени подавляемыми негативными эмоциями или стрессом. Традиционная медицина об этом прекрасно знала.

Когда речь идет о традиционных целительских ритуалах вроде того, который проводят Айсава, они имеют более широкий контекст - они избавляют от психического напряжения, вызываемого не только подавленными эмоциями, но и другими причинами (например, истерия у женщин почти в ста процентах случаев вызывается проблемами с половой энергией).
Это действительно похоже на ситуацию нагнетаемого давления в закрытом сосуде - если напряжение не снять, произойдет взрыв. Церемонии вроде описанных фактически стравливают избыточное давление в контролируемом режиме.

Айсава работают не с учениками, а с обычными людьми, которые могут быть не способными работать над собой методами Школы. Это не столько обучение, сколько исцеление. Впрочем, и ученики тоже время от времени нуждаются в подобных очистительных процедурах, ведь никто из нас не свят.

Edited at 2018-11-30 03:30 am (UTC)
chilikina
Nov. 30th, 2018 07:49 pm (UTC)
спасибо за ответ.
у меня сложилось впечатление что гурджиев учил не накапливать негатив чтобы потом его не утилизировать.
например успенский писал что было упражнение выбрать человека который больше всего раздражает каким либо своим качеством и научится терпеть его проявления
а половой центр высший и не имеет двойственности +/-, все искажения идут от 3 низших поэтому работать надо с ними.
мне видится что целительство это для простых людей, которые находятся полностью под властью эмоций, страхов, фантазий, мышечных напряжений и прочих автоматизмов.
гурджиев рассказывал что в время танцев дервиши совершают мысленные упражнения и следят за эмоциями. владеют 3 центрами уровне высочайшего искусства. и бъющиеся в истерике женщины как то выпадают из этой картины.
а сама музыка и схема к ней очень интересна.
assalam786
Nov. 30th, 2018 08:50 pm (UTC)
Ритуал Айсава действительно является служением (вазифа), проводимым дервишами для обычных людей. Он отличается от упражнений, описанных Гурджиевым, которые давались и даются только ученикам. Отличается он и от радений, которые происходят внутри собственного круга дервишей. Поэтому сравнивать одно с другими было бы некорректно.

Половой центр действительно не имеет положительной и отрицательной сторон, однако энергия полового центра, если она не задействуется по назначению, может становиться ядом, отравляющим физический организм. Она также может переливаться в другие центры (например, эмоциональный), вызывая лихорадочное возбуждение или расстройства (истерия - одно из них).

Что касается использования взаимодействия с негативными проявлениями людей, то механизм, описанный Гурджиевым, был основан на силе "трения", возникающей между двумя противостоящими силами - силой негативного воздействия эмоции (гнева, раздражения, обиды) и противостоящей ей сознательной силой. Это трение как бы "высекает искру", третью силу, которая и ведет к предолению негативного, к выходу на новый уровень.

Я не думаю, что метод Гурджиева имеет какое-либо отношение к описанному ритуалу Айсава. Здесь совсем другой механизм используется, и совсем другие силы.




Edited at 2018-12-02 03:17 am (UTC)

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars