?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Марракеш называют «морским перлом, переброшенным Богом через Атласские горы». И в самом деле, этот город  – жемчужина Магриба, да не простая жемчужина, а розовая! Некоторые считают, что название «Марракеш» происходит от берберского мракеш, что означает одновременно и «красивый», и «красный» (кстати, как в выражении «Красная Москва»).


Панорама Марракеша на фоне Атласских гор (фото из Интернета)

Это чистая правда: я никогда раньше не видела, чтобы весь город был в оттенках красного. Дома, городские стены и мечети - одинаково кирпично-розовые, возведенные из красноземов окрестных долин.


Узкие улицы медины – старого города Марракеша, все именно такого цвета
(здесь и далее фотографии мои или моих Друзей)


Когда-то Марракеш был столицей одноименного королевства, включавшего большую часть Магриба и мавританскую Испанию – Гренаду, Кордову и Севилью. Два главных города Магриба - Фес и Марракеш, как Питер с Москвой, всегда состязались за звание столицы – то один брал верх, то другой.  Однако имя Марокко дал все же последний - от испанского Marracues, как называли его испанцы. (Может быть, поэтому и цвет марокканского флага – красный, что для мусульманской страны нетипично?)

Но не столько как «красный город» прославился Марракеш, сколько как Город Семи Святых (Сабату Риджаль, буквально «семерых мужей»). Хотя здесь нашли упокоение более двухсот суфийских святых, самыми почитаемыми из них являются семеро. Конечно, теперь ищущие исцеления, благословения и духовной силы великих старцев прибывают уже не на верблюдах через пустыню, а на поездах, автобусах и даже самолетах, - как мы.      

Марокканцы очень ревниво относятся к своим святыням, и западному человеку попасть внутрь мавзолеев Семи практически невозможно, ни уговорами, ни за деньги. Такое отношение кажется очень странным тем, кто ездил в Среднюю Азию или Турцию, кто помнит открытые двери мазаров и радушие местных жителей к гостям, какой бы те ни были веры. Поэтому нам несказанно повезло, что нашим «ключом» к запертым дверям были суфий Халил и его друг, лицензированный гид Марракеша, с чьей общей помощью мы смогли посетить почти всех семерых святых. Одно из святилищ открывали специально для нас, несмотря на ремонт... и даже фотографии сделать кое-где удалось, хотя официально и это не разрешено.

Да простят нас жители Магриба за такую вольность, и да послужит благодать Сабату Риджаль, к которой приобщатся мои уважаемые читатели, нам оправданием.

Итак...


Хотя существует установленный порядок, которому следовали пилигримы в Марракеше, посвящая один из дней недели каждому из семи святых, Халил немного изменил этот порядок, учитывая ограниченность во времени – у нас было всего два дня. Мы начали паломничество с самого большого и самого важного святилища - мавзолея Сиди бель-Аббаса ас-Себти, почитаемого покровителем города. («Сиди», от арабского сейиди, означает «учитель» и предваряет имена многих магрибских суфиев). Халил сказал нам, что чувствует личную глубокую связь именно с Сиди бель-Аббасом, и рассказал нам его историю:

Сиди бель-Аббас родился в Себте на Гибралтаре. В детстве он проявлял необычайные способности к учебе, однако после смерти отца мать вынуждена была отдать сына на обучение к ткачу, чтобы прокормить семью с младшими братьями. Мальчик, однако, улучив любой удобный момент, убегал от ткача, чтобы присутствовать на уроках. В конце концов имам, преподававший в школе, стал из своих средств помогать семье способного ученика, чтобы мать позволила сыну учиться.

Выучившись, Сиди бель-Аббас стал богословом, однако через некоторое время разочаровался в книжном знании. Прибыв в окрестности Марракеша, он поселился в пещере на холме недалеко от горы Гелиз, проводя все время в созерцании и спускаясь к людям только для пятничной молитвы в мечети. Слава его как целителя и молитвенника быстро дошла до правителя города, который попросил Сиди бель-Аббаса вылечить его сестру, больную эпилепсией. Святой согласился, и сестра султана поправилась. Тогда восхищенный правитель принялся уговаривать спасителя стать его советником и возглавить медресе, но Сиди бель-Аббас неизменно отказывался, а затем и вовсе перестал наведываться в Марракеш.

Когда все уже почти забыли о нем, почти через сорок лет святой отшельник внезапно вновь появился в городе. Он сказал, что прийти сюда его вынудило бедственное положение городских слепых. Дело в том, что, по традиции, именно слепые в Магрибе были хафизами – чтецами Корана, знавшими на память всю священную Книгу. На городских улицах, в мечетях и мазарах днями напролет звучали голоса слепых сказителей. (И по сей день это так, пение хафизов омывает скученную и невероятно шумную медину Марракеша, как родниковая вода).

Сиди бель-Аббас сказал, что он вынужден был прийти, потому что слепые чтецы – спасение для города, хотя люди и не понимают этого. Сердца горожан очерствели, они перестали подавать милостыню слепым, и те вынуждены были скитаться в поисках пропитания. А это значило, утверждал святой, что город, лишенный звучания священной Книги, ждала беда.

Рассказывают, что Сиди бель-Аббас, выйдя на торговую площадь, поднял в руке кусок хлеба и громко спросил: «Кто купит этот хлеб за сотню дирхемов?» Люди принялись потешаться над стариком, спрашивая, неужели тот хлеб из золота, что стоит так дорого? Святой спокойно ответил, что его хлеб намного дороже золота, ибо он содержит благодать – бараку, а всякий, кто его купит, получит в сотню раз больше того, что потратил. Никто не принял слова старца всерьез, кроме одного лавочника, который из любопытства решил проверить, так ли это. Сиди бель-Аббас продал ему хлеб с одним условием: десятую часть того, что торговец выручит сверх своей обычной дневной выручки, тот должен будет отдавать слепым, а полученные деньги старец тут же раздал нищим.

На всеобщее изумление, дела торговца пошли в гору так быстро, что он действительно в короткое время получил во много крат больше, чем отдал старику. Согласно уговору, десятую часть внезапно свалившейся на него прибыли лавочник отдавал нищим чтецам.

В следующий раз, когда Сиди бель-Аббас появился в городе, и опять поднял свой кусок хлеба, от желающих купить его за любые деньги не было отбоя. Тем, кто купил хлеб, вновь сопутствовала необычайная удача. Так пошла традиция отдавать десятую часть прибыли слепым, и пение священой Книги вновь зазвучало на улицах и площадях. С годами целые гильдии торговцев стали с гордостью называть себя «Аббасийя» - теми, кто следует завету старца помогать незрячим чтецам и, благодаря этому, находится под покровительством Сиди бель-Аббаса.

На средства гильдий Аббасийя после смерти старца в 13-м веке были построены мавзолей и мечеть, рядом с которыми расположен большой приют для слепых и убогих, и все это действует и процветает по сей день, вот уже девять столетий.

Так работает барака - она дается тем, кто может преумножить ее.


Слева – у входа в мавзолей Сиди бель-Аббаса. Справа – часть внутреннего дворика мавзолея.


По моим субъективным ощущениям, место упокоения Сиди бель-Аббаса было наиболее сильным по воздействию из всех семи, и его не хотелось покидать. Людей внутри поначалу было не очень много. Как и везде на Востоке, паломники в мазаре, сняв обувь у входа, садятся прямо на пол, на расстеленные повсюду ковры, вдоль покрытых мозаикой стен – мужчины с одной стороны, женщины с детьми - с другой. Халил, следуя традиции, устроился, скрестив ноги, у символического надгробия и стал читать суры из Корана, а мы через Звук погрузились в Сущность, когда-то почтившую эти края в облике святого старца.


Витражи в мавзолее Сиди бель-Аббаса

Внутри мавзолея было неописуемо красиво, и стояла приятная прохлада. После гремящей мотоциклами, знойной и суетной медины с ее земными попечениями это место показалось настоящим раем. Впрочем, таким оно и было... Кто-то из паломников прошел вокруг, разбрызгивая из флакончика розовую воду и раздавая ее всем желающим, чтобы можно было освежить руки и лицо. Пение Халила в сочетании с прекрасными узорами витражей и мозаичных стен в какой-то момент сместили обычное восприятие, и я увидела многочисленные вспышки бело-голубого света, поднимавшиеся от всех предметов вокруг. Особенно много их было вокруг надгробия, почти совсем неприметного под зеленым покрывалом с вышитыми золотом каллиграфическими надписями.

...Я когда-то писала о такого рода восприятии. (Кстати, занятно, что из всего моего журнала указанная страница – чемпион по посещаемости через Интернет-поисковики. Клювые слова поиска: «вижу вспышки света с закрытыми глазами», «что означает белый, (синий, красный, зеленый, фиолетовый) цвет при закрытых глазах?» и т.д. Для меня это неопровержимое свидетельство, что людей, обладающих подобным восприятием, намного больше, чем считается, просто не все любят от этом говорить).

Бело-голубоватое свечение воспринимается не физическим, но иным органом зрения, потому что можно видеть его и с закрытыми, и с открытыми глазами. Оно присутствует повсюду, но в святых местах его больше, оно там «гуще» и ярче. Хотя реальность феномена для меня бесспорна, природа его не до конца понятна. Впрочем, предположения есть... 

*****

Мавзолей второго святого, к которому мы направились, тоже находился за пределами стен медины, прямо на старом кладбище. Он принадлежит Сиди Абу-Кассиму ас-Сухайли. Как рассказал нам Халил, Сиди ас-Сухайли родился в Андалузии, откуда позже перебрался в Марракеш. В возрасте семнадцати лет его постигла трагедия – он потерял зрение. Несмотря на это, юноша продолжал обучение и стал не только известным ученым-языковедом и поэтом, но и талантливым музыкантом. Слепой суфий пользовался всеобщим уважением и даже был советником у султана. Спустя несколько лет после его смерти в 1195 г., на месте его упокоения, прямо на городском кладбище возвели этот мавзолей.


Здание с зеленой крышей – мавзолей Сиди ас-Сухайли

Место упокоения Сиди ас-Сухайли – вполне ожидаемо, было островком тишины в городе. Вход на кладбище охранял вооруженный солдат, но, поговорив с Халилом, он пропустил нас, предварительно окинув придирчивым взглядом. Внутри мавзолея было очень светло и уютно, и, кроме нашей группы, там никого не было. Даже хранитель отлучился куда-то, и мы сидели, слушая негромкий зикр Халила и громкое пение птиц, доносящееся с улицы. Птичьи голоса как нельзя лучше дополняли чувство безмятежности, радости и покоя, которое мы все почувствовали в этом месте.


Слева – вход в мавзолей Сиди ас-Сухайли и внутренний дворик. Справа - скромное надгробие внутри мавзолея

*****

На следующий день наш путь к остальным святым Марракеша лежал уже внутри городских стен, вдоль очень узких, шумных и довольно грязных улиц медины. В некоторых местах переулки сужались настолько, что, стоя посередине, можно было дотянуться руками до стен с обеих сторон. Для людей, страдающим боязнью закрытых пространств, многочасовой поход по медине – непростое испытание. К тому же, хотя и двоим бывает непросто разойтись на такой улице, вдоль нее непрерывно движется толпа людей, снуют мотоциклисты без глушителей и ослики – традиционное транспортное средство, оставляющее следы своей жизнедеятельности тут и там.

Различий между тротуаром и проезжей частью нет. Идти можно только цепочкой – один за другим, стараясь не отстать, не затеряться в толпе и не наступить на... следы жизнедеятельности. Надо сказать, все это - замечательная практика по сонастройке группы, потому что каждый должен думать обо всех, и все - как один :) То, что мы прошли за один день почти всю медину, и при этом никто не попал под мотоцикл и не потерялся – во многом заслуга нашего марракешского гида, шедшего впереди и задающего правильный ритм, и Халила, завершающего цепочку и вылавливающего заглядевшихся на соблазны восточного базара «потеряшек».

Наш гид, как выяснилось, буквально за день до этого вернулся из хаджа – паломничества в Мекку, и был явно польщен, когда мы уважительно обращались к нему Хаджи. Во окружающем шуме, жаре и суете медины он сохранял серьезность и спокойствие, даже отрешенность, на удивление ровно отмеряя шаги в заданном ритме. Этот ритм как будто создавал «зеленый коридор», раздвигая толпу. Поскольку мы старались не отставать от него ни на шаг, мы также невольно восприняли этот медитативный ритм. Я потом спросила Хаджи, произносил ли он молитву, когда шел, и он сказал, что так – всю дорогу.


Наш марракешский гид - Хаджи


Так, в ритме зикра Хаджи, мы, почти не устав, и обошли всю медину...

Продолжение истории о семи святых Марракеша – в Части 2.








Posts from This Journal by “тонкие энергии” Tag

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
val000
Dec. 9th, 2018 05:21 pm (UTC)
Замечательный рассказ!

У меня один из друзей начал видеть подобные огни. К сожалению, он решил, что это признак его просветления. Я не смог его переубедить :(
assalam786
Dec. 9th, 2018 05:30 pm (UTC)
Спасибо, Валерий. Да, когда такое открывается, оно производит очень глубокое впечатление, и человеку часто хочется рассказать всем о своей исключительности :)

Это, действительно, признак увеличения диапазона чувствительности тонких органов восприятия, которое приходит как побочный эффект работы над собой, однако само по себе еще не значит, что человек духовно преобразился. Иногда чувствительность увеличивается спонтанно, под влиянием чрезвычайных обстоятельств или болезни, у людей, которые вообще не занимаются духовными практиками.
val000
Dec. 9th, 2018 05:40 pm (UTC)
Он сначала начитался Крайона, а потом начал слушать его лекции. Тут его и прорвало: и цвета, и слёзы счастья, и ощущение Благодати.

Читал я его - человек деньги делает. Я только не понимаю, как это может стимулировать подобный эффект. Есть люди видящие звуки в цвете. Это как-то связано с зонами мозга, отвечающими за сенсорику. Ну это бывает, понятно, но чтоб так сильно... Я боялся, что у него микроинсульт.
assalam786
Dec. 9th, 2018 05:55 pm (UTC)
Ну да, слезы счастья... Сентиментальность (низшие эмоции), нередко принимаются за нечто другое, "глубокое". Хотя с ощущением благодати, может быть, не так все однозначно.

Я расскажу одну историю про Крайона. Ирина Хоар, ближайшая ученица Аги (в прошлом году она покинула этот мир в возрасте 101 год), как-то очень увлекалась книгами Ли Кэрролла, который называл себя ченнеллером Крайона. Когда она была в одной из поездок с Агой в Мексике, она решила задать ему вопрос, а правда ли все то, что пишет Ли Кэрролл? Ага спросил ее, сколько она готова заплатить за ответ на этот вопрос? Ирина посчитала, сколько у нее было с собой, там оказалось около тысячи долларов, и сказала, что готова отдать все.
Тогда Ага сказал ей, что да, сущность Крайон действительно реальна, и Ли Кэрролл не врет.

Мои родители - большие поклонники Ли Кэрролла, поэтому, когда он приезжал в Канаду однажды, они попросили меня сходить на его лекцию и подписать книжку. Я пошла, хотя предвзято отношусь ко всем ченнеллерам (есть грех предвзятости), и, неожиданно, Ли Кэрролл мне очень понравился. Я не Ага, не могу сказать, есть Крайон или нет, но сам Ли - очень мудрый, мягкий и самоироничный человек с замечательным чувством юмора.

Может ли книга вызвать усиление чувствительности? Мой опыт говорит, что да, потому что я впервые начала видеть цвет (синий) во время чтения Агни-Йоги, мне тогда было 26 лет.

А транзакционный подход к "духовности" действительно непривлекательная вещь, я Вас понимаю.

val000
Dec. 9th, 2018 06:17 pm (UTC)
Я неплохо отношусь к ченеллерам, но не считаю их высокодуховными людьми - не пророки - не тот уровень контакта. Но Кэрола я дочитал до фразы (по памяти) "Они отталкнулись друг от друга, как противоположные полюса магнита".

Я понимаю, что он записывает, как может, но элементарное образование всё же нужно иметь. Может он ещё что там перепутал :)

А Крайон безусловно существует, если есть о нём представление. Потусторонние сущности создаются и поддерживаются очень легко, но это не уровень Исуса Христа.
assalam786
Dec. 9th, 2018 06:36 pm (UTC)
Я тоже не думаю, что ченнелинг и просветленность неотделимы друг от друга. У ченнелера просто "окошко открыто" почему-то, причем далеко не всегда сущности, которые передают что-то через ченнелера, действительно высокие. Некоторые из них вполне локального, планетарно-демиургического масштаба, и Крайон называет себя одним из таких. Хотя и этот уровень, конечно, на много этажей выше человеческого.

Пророки передают откровения из уровней не ниже, чем архангелических.

Ли Кэрролл - звукоинженер по образованию, и я не думаю, что он сказал бы такое о полюсах магнита. Может быть, перевод неправильный, не знаю.

val000
Dec. 9th, 2018 06:47 pm (UTC)
Может быть и перевод, а может и заклинило. Не думаю, что ченнелерство имеет прямое отношение к просветлению. Всё таки просветление как минимум связано с возможностью "хлопка одной ладонью".
assalam786
Dec. 9th, 2018 08:20 pm (UTC)
Да, я согласна с Вами. Ченнелерство - как окошко, через которое проникает свет, причем не всегда от солнца, а просветление - когда уже нет ни дома, ни окон, а только одно солнце.
pantarose
Dec. 14th, 2018 01:43 pm (UTC)
просветление
Великолепный и точный для меня образ просветления! Сама однажды самонадеянно приняла маленький просвет в окне за просветление). Конечно просветление трансформация, а не эпизоды - важен факт постоянства состояния света (плюс знания и любви - то есть действия). Люди ликуют даже от маленького лучика из щели. Что уж говорить о большем. Спасибо большое, Нина! От Вас свет истины в каждом слове - для меня точно!
assalam786
Dec. 14th, 2018 11:50 pm (UTC)
Re: просветление
Эпизоды - уже предвкушение чего-то большего. Как говорил Гаутама Будда: "Каждый шаг к просветлению - это само просветление".
alexsufi
Dec. 9th, 2018 09:27 pm (UTC)
Мир Вам и Милость, и Благословения Всевышнего! Во Имя Господа Милостивого и Милосердного. СпасиБо за Ваши труды. С недавних пор с моим телом происходят странные вещи - всякий раз, когда я нахожусь в спокойном состоянии и изучаю какой-нибудь материал связанный с Учителями или Путём, то в основании позвоночника возникает импульс "тока", который заставляет непроизвольно вздрагивать всё тело. Вот и в этот раз, глядя на мавзолей Сиди ас-Сухайли, происходит то же самое. Пусть Всевышний простит меня.
assalam786
Dec. 9th, 2018 10:31 pm (UTC)
Барака, Йа-Шахим! Я не думаю, что Вам стоит просить прощения за это. Просто Ваше тело становится более чувствительным, а "импульс тока" возникает как результат подключения к высоким вибрациям (представьте радар, который подает сигнал о том, что им обнаружен источник излучения. Ага называл этот феномен lock-on). У разных людей это по-разному проявляется, и в разное время, но в этом нет ничего греховного. Греховным было бы сделать возросшую чувствительность предметом гордыни, но в Вашем случае, я думаю, это не проблема. Наше тело любит свет и любит Бога, и если его приучить к высоким энергиям, оно ни за что не согласится больше довольствоваться низшими удовольствиями.
(Anonymous)
Dec. 10th, 2018 08:12 pm (UTC)
Читаю в ФБ одну мадам ‎Milla Akulova-Brik‎ (она же Radio Drakensberge)- позиционирует себя определенной силой. Сижу читаю ее тексты в последнее время и понимаю, что это я уже читала и фотографии видела. А это, Нина, Ваши тексты и фотографии без указания авторства переделанные под свое авторство. Случайно прокомментировала, что, дескать, знакомые фотографии. Смотрю, а меня она заблокировала.
assalam786
Dec. 10th, 2018 08:34 pm (UTC)
(Веселый смайлик) Ну, раз появился контрафакт, значит, продукт чего-то стоил и хорошо себя зарекомендовал :)
Надеюсь, ее читатели получают какую-то пользу от сказанного. Ведь в сущности неважно, кто сказал, через кого было передано. Главное - в сути.

Я вообще не сильно пекусь о своем копирайте, если все слова копируются как есть, пусть даже под чужим именем.

Хуже гораздо, когда люди передают сказанное мной неточно, при этом утверждая, что это слова АсСалам. Тогда потом не докажешь, что ты не верблюд :)
Впрочем, я и на это уже давно не раздражаюсь.

Спасибо за информацию, позабавили :)


(Anonymous)
Dec. 11th, 2018 06:46 am (UTC)
Меня позабавили две вещи: скорость, с которой заблокировали (пока была в раздумьях, у кого видела текст ранее) и постоянное негодование мадам в отношении тех, кто когда-либо репостил ее посты.
Предчувствие в отношении человека меня не обмануло.
А так, да, посредством нее с большим количеством людей Вы, Нина, поделились знаниями.
Спасибо. Буду ждать новых заметок.
assalam786
Dec. 11th, 2018 02:10 pm (UTC)
Может быть, даже не столько я лично таким странным образом поделилась знаниями, сколько тот поток, в котором я лишь небольшой ручеек. 😀
ankor618
Dec. 18th, 2018 05:38 pm (UTC)
Спа си Бо, Нина! Во время прочтения Вашего поста заново посетил эти места! Так что Марокко продолжается! С детства Новый год у меня (да и у многих) ассоциируется с марокканскими мандаринами, а теперь вот еще один подарок из этих мест. Теперь я уже по-взрослому верю в деда Мороза, потому что знаю кто он...;)
assalam786
Dec. 18th, 2018 06:36 pm (UTC)
Саша, в этом весь Йад-Дашт, когда открываешь банку с законсервиванными в Марокко мандаринами и чувствуешь пусть не полностью то же самое, но все равно живое и вкусное :)

Барака спряталась в маленьких ниточках воспоминаний, и хотя они вроде бы незначительные сами по себе, все вместе воссоздают ковер переживания.
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars