?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало в Части 1 и 2

Суфии считают, что их деятельность производит и концентрирует нечто, сравнимое с центростремительной или магнитной силой, притягивающей подобное себе отовсюду. Фокусом такой силы в каждом данном времени и месте служит человек, которого называют Кутб-аз-заман Столп, Ось или Магнит века. То, что привлекает людей к суфийскому Учителю, имеет природу магнита, хотя сами искатели могут объяснять это притяжение какими угодно рациональными причинами.

Кутба или Столп Века также сравнивают со стволом дерева  – проводником жизненной эссенции от почвы. Дерево – эзотерическая Традиция, чьи корни скрыты, ибо лежат за пределами земного плана. Из «почвы» корни черпают силу жизни, и эта сила через стволы дерева передается ветвям, где созревает плод Учения. Каждая часть дерева действует в согласии с другими частями, чтобы дерево могло жить и расти. Сообщества искателей и учеников – как ветви, через которые барака – тонкая сущность Кутба - передается всему человечеству в данное время.   

Трое из Семи святых покровителей Марракеша были Кутбами своего века. Они связаны в магрибскую линию преемственности-силсила Джазулийя, основателем которой был Сиди Мохаммед Бен-Слиман аль-Джазули.

Сиди аль-Джазули считают патриархом марокканского суфизма: он оставил множество последователей, основав более десятка центров (называемых завийи). Он был автором книг и поэм, среди которых особой известностью в исламском мире - от Марокко до Малайзии - до сих пор пользуется его собрание гимнов Пророку Далаиль аль-Хайрат («Путеводитель благодеяний»).

Сведений о его жизни сохранилось не очень много, и все они основаны на рассказах и легендах, записанных уже в последующих поколениях. Он был бербером из кочевого рода Джазула, откуда и происходит его имя.

Известно, что в юности Сиди аль-Джазули учился в медресе в Фесе, где вам могут до сих пор показать маленькую келью, в которой он жил. В медресе юноша вел очень уединенный образ жизни, проводя много часов в одиночестве и покидая келью лишь для того, чтобы посещать занятия. Ученики медресе жили чрезвычайно скромно, получая маленькую буханку хлеба в качестве дневного пайка. Если кому-то из студентов перепадала еда или деньги от пожертвователей, ими принято было делиться с товарищами. Поэтому когда аль-Джазули, находясь в своей комнате, запирал дверь, не позволяя никому заходить туда, среди студентов поползли слухи о том, что он прячет там деньги. Слухи дошли до его отца, и тот решил приехать в Фес, чтобы выяснить, что же происходит. Когда дверь кельи открыли, все увидели слово «смерть», которым были исписаны стены. Отец понял, что его сын проходил духовную стадию покаяния (таубат), когда человек заставляет все свои низшие импульсы умереть, быть поглощенными Высшим Я. Повернувшись к служителю медресе, отец сказал: «Видите ли вы, где он, и где мы?»

Спустя годы, когда Сиди аль-Джазули стал суфийским Учителем, он сделал таубат – стадию покаяния, укрощения низшего «я», которую так или иначе проходит каждый дервиш, первым обязательным этапом обучения. Искателю, желавшему стать Джазулийя, в качестве символа прощания с прошлой жизнью сбривали волосы на макушке (называемые «волосами неверия») в виде тонзуры, как у средневековых монахов или паломников в Мекку. После этого он должен был пройти сорокадневный пост в уединении, и если выдерживал испытание, то, принеся клятву верности (байят), становился факиром – так называли вновь принятых учеников. Факир носил халат, покрытый заплатами, войлочную шапку, посох и суму. Его главными практиками были покаяние (таубат) и поминание Бога (зикр).

Само по себе принятие в ученики Сиди аль-Джазули, конечно, не делало факира суфием. Другим важным методом работы было избавление от дисгармонии, как внутри себя, так и между членами круга дервишей, чтобы достичь отношений братства. Для того, чтобы уничтожить чувство собственной важности, которое могло еще оставаться в факире, ему давались практики, направленные на приобретение десяти качеств, составлявшие суть пути Джазулийя. Для их объяснения использовался пример собаки.

Согласно Сиди аль-Джазули, пес имеет десять достойных подражания атрибутов, которыми также должен обладать искренний ученик:

(1) пес бодрствует большую часть ночи - это атрибут тех, кто любит Бога;

(2) он не жалуется ни на холод, ни на зной - это признак терпения (сабр);

(3) когда пес умирает, он не оставляет после себя ничего это атрибут отказавшихся от земных приобретений;

(4) он не носит в себе ни обид, ни ненависти; это – качество тех, кто имеет веру;

(5) он не печалится, оставаясь один, и не зависит ни от кого -  это признак самодостаточности;

(6) пес ест все, что ему дают, и доволен тем, кто получил – это атрибут довольного (радийя);

(7) ему негде преклонить голову – это атрибут странников Божиих;

(8) пес спит в любом месте, что ему подойдет – это признак тех, кто удовлетворен малым;

(9) найдя хозяина, пес никогда не держит на него зла, даже если тот накажет его или не накормит вовремя; это – качество познавших Истину;

(10) он всегда голоден – это атрибут добродетельных. 

Когда в Магриб вторглись завоеватели из Испании и Португалии, завийи Сиди аль-Джазули стали оплотом сопротивления, а сам он – вдохновителем освободительной борьбы. В 1471 г. святой умер внезапно, во время молитвы в мечети – предполагают, что он был отравлен вражеским лазутчиком.

Почти сразу после того, как тело Сиди аль-Джазули завернули в погребальный саван, его останки оказались в руках одного из местых бедуинских кланов и помещены в переносной ковчег, который племя, как талисман, носило во время военных походов. Все биографы в один голос утверждают, что за время, пока ковчег находился во власти клана, те не проиграли ни одного сражения.     

В 1525 году тело Сиди аль-Джазули, не тронутое тленом, перевезли в Марракеш и похоронили в выстроенном для этой цели мавзолее. Известно, что могила святого находится глубоко под стеной за гробницей, поэтому последователи Джазулийя отдают дань памяти святого, повернувшись к левой стене, - за тем местом, где обычно сидит хранитель мавзолея.


С
лева: внутри мавзолея Сиди аль-Джазули. Справа – рядом с входом в мавзолей
(здесь и далее фото мои или моих Друзей)

*****

Преемником бараки Сиди аль-Джазули стал его ученик, уроженец Марракеша по имени Сиди Абдель-Азиз ат-Тебаа. Обратив внимание на юношу с необычайной способностью к «алхимии сердца» - интуитивному пониманию человеческой природы, Учитель выразил намерение видеть его своим преемником. «Достаточно взглянуть на этого человека, чтобы понять, кто он такой», - сказал Сиди аль-Джазули. Поскольку Учитель был уже в преклонном возрасте, он поручил ат-Тебаа одному из своих учеников из Феса. За ним Сиди ат-Тебаа последовал в окрестности Феса, где в течение нескольких лет рубил лес и пас скот, пока поручитель не счел его готовым к Работе.

К этому времени шейх аль-Джазули перешел в лучший мир, и Сиди ат-Тебаа, вернувшись в Марракеш, продолжил его линию преемственности, став во главе ордена Джазулийя. По роду занятий Сиди ат-Тебаа был ткачом и торговцем шелком, следуя семейной традиции, поэтому среди его последователей были в основном ремесленники, торговцы и рабочий люд. Сиди ат-Тебаа считал важным для суфия «быть в мире, но не от мира», то есть выполнять свой долг перед семьей и обществом, но не в ущерб своим обязанностям перед собственной душой и своим Создателем. Среди его учеников было много мастеровых, ремесленников и торговцев.


Мудрый. Работа Людвига Дойча, 1901


Сиди ат-Тебаа перешел в лучший мир в 1508 г.
Его гробница внутри мавзолея окружена четырьмя железными цепями, что, согласно полученному нами объяснению, охраняет мавзолей от загрязнения мирскими миазмами. Механизм этой защиты для меня остается непонятным, но не могу не отметить, что, поскольку мавзолей находится на городской улице, шум и суета которой проникают внутрь него, защита ему точно не помешала бы.


У входа в мавзолей Сиди ат-Тебаа

Это очень небольшое помещение, скорее даже закуток в несколько квадратных метров, которое, когда мы все устроились, оказалось почти целиком заполненным.
Мы побыли там не очень долго и отправились отдать дань почтения следующему святому в линии преемственности Джазулийя.

*****

История жизни третьего суфия в линии преемственности Джазулийя - Сиди Абу Мохаммеда Абдаллаха аль-Газвани, такова:

Сиди аль-Газвани родился в кочевом племени Газван, в семье дервиша-маламати. Темпераментного, гордого и харизматичного юношу его первый суфийский учитель назвал «неистовым бедуином». Отправившись в Марракеш, аль-Газвани поступил в ученики к Сиди ат-Тебаа. Чтобы урезонить крутой нрав «неистового бедуина» и научить его смирению, Учитель не давал ему никаких заданий или наставлений, кроме приказания работать в саду и поле и ухаживать за животными. За этими занятиями аль-Газвани провел десять лет, пока дух самоуверенности и гордости не покинул его.

После этого Сиди ат-Тебаа отправил его в качестве своего представителя на родину аль-Газвани. После смерти Учителя к аль-Газвани прибыла группа его последователей, которые сказали, что во время общей молитвы услышали голос аль-Газвани, ведущий их. Расценив это как знак, прибывшие попросили аль-Газвани стать во главе Джазулийя.


Философ. Работа Людвига Дойча, 1905


Сиди аль-Газвани также был Кутбом суфиев своего времени. Один из его ближайших учеников, описывая свое первое впечатление о нем, говорил: «Он словно был окружен сиянием, как будто его существо было огромным. От лика его исходил свет. Когда я впервые увидел на него, я сказал себе: «Он есть Он» («Ху ва Ху»).

В одной из историй о жизни святого рассказывается следующее. По ложному обвинению завистника из клерикальных кругов Сиди аль-Газвани был схвачен и в цепях доставлен в Фес ко двору местного правителя. Тогдашний муфтий, высшее духовное лицо Феса, будучи уже очень старым и больным, неспособным даже ходить, проезжая на носилках мимо городской тюрьмы, неожиданно почувствовал облегчение своих страданий. Предполагая, что причиной такого чуда была барака человека, находящегося в стенах тюрьмы, муфтий приказал носильщикам навести справки и, выяснив, что в тюрьме в это время находился Сиди аль-Газвани, добился свидания с ним. Получив благословение святого, муфтий объявил, что завтра покинет этот мир, «ибо Господь обещал мне, что не возьмет мою душу до тех пор, пока я не удостоюсь встречи с Его избранным. Сегодня, наконец, Он даровал мне счастье лицезреть одного из них».  

История того, как Сиди аль-Газвани был отпущен из Феса, также достойна упоминания. В 1515 году Фес постигла страшная засуха, какая случается раз в сто лет. Все каналы, доставлявшие воду в Фес, пересохли, за исключением одного, который был прорыт когда-то по указанию Сиди аль-Газвани и принадлежал суфийской общине. Правитель Феса предложил Сиди аль-Газвани и его собратьям свободу в обмен на возможность пользоваться каналом, благодаря чему те смогли вернуться в Марракеш, где Учитель провел остаток своих дней.

Наиболее драматичный из эпизодов его жизни, которые причисляют к чудесам, произошел в 1524 году во время осады Марракеша силами враждебного султана из Феса. Неприятельские войска непрерывно стреляли по городским стенам из пушек так, что жители начали опасаться за свои жизни. Видя, что ситуация становится критической, Сиди аль-Газвани и его старшие ученики выехали навстречу неприятелю, чтобы попытаться договориться о перемирии. Остановившись посередине между двумя враждующими сторонами, Сиди аль-Газвани почувствовал, что находится под прицелом аркебуз врага. Одна из пуль ударила его в точку над сердцем и прожгла дыру в его шерстяной накидке, однако расплющилась, лишь слегка опалив кожу. Держа горячий кусок свинца в пальцах, Сиди аль-Газвани произнес: «Это конец войны!» и повернул назад к городу. На следующий день вражеский султан получил известие о том, что его племянник поднял против него мятеж в Фесе. Боясь потерять трон, он развернул свои войска и отступил от города, никогда больше не угрожая Марракешу.   

Последователи Сиди аль-Газвани называли себя «людьми отзвука». Истоком данного самоназвания послужила идея «колокола», которую Сиди аль-Газвани использовал в объяснение сущности Кутба, Оси Времени. Образ звучащего колокола, вызывающего отзвук - ответную реверберацию - в других колоколах, был, по-видимому, взят из хадисов, где Пророк Мохаммед (да освятит Господь его тайну) описывает, что откровение низошло на него подобно «звону колокола».

Согласно Сиди аль-Газвани, изначальным колоколом является сам Логос, отзвук раскатов которого воспринимают в откровении пророки. Этот всепронизывающий звук создает тончайшую музыку или гармоники, слышимые каждым святым в соответствии с его уровнем и способностью. Кутб, Ось века – тот, кто транслирует и усиливает мелодию этих гармоник для всех «людей отзвука».     

Сиди аль-Газвани был взят Создателем в 1528 г., но призыв его колокола не остается неуслышанным, и ни время, ни расстояния не могут стать для него преградой – пока появляются на свете «люди отзвука».


Вход в мавзолей Сиди аль-Газвани

*****

Мы познакомились с историями Семи Святых Марракеша, и все они оказались на удивление разными:

-       проживший сорок лет в уединении аскет;

-         ученый судья из рода голубых кровей;

-         прокаженный мученик;

-         торговец шелком;

-         прославленный автор гимнов о Пророке;

-         слепой поэт и музыкант;

-         «неистовый бедуин» и чудотворец.

Кто-то из семерых учил и имел сотни учеников, кто-то жил отшельником вдали от людей. Чье-то имя известно во многих странах, чье-то - помнят лишь в той общине, которой он служил. Кто-то был советником у власть-предержащих, кто-то, наоборот, возглавлял сопротивление. Один занимался торговлей и ратовал за усердие в делах этого мира, другие отказывались от земных привязанностей и умерщвляли плоть.

Есть ли между ними общее, и может ли вообще хоть что-то их объединять?

Ответ - да и да.

Внешняя канва жизни суфийского Мастера не всегда отражает его истинную сущность. То, что святой делает для своего сообщества и для всего мира, часто остается незаметным для стороннего наблюдателя.

Мастер Традиции не просто передает формальное знание и техники. Он учит бОльшему, чем образ жизни или мышления.

В некоторых случаях суфии могут использовать данную им силу для проекции учения, для целительства, для решения определенных мирских задач и т.д. В других случаях Мастер может вообще не учить, не лечить и не преследовать целей в обычном смысле этого слова. Его значение в том, что он есть, такой, какой есть – Совершенный Человек, Инсан-и-Камил, и через совершенство его сущности, как через линзу, на землю проецируется свет.

Без этого света жизнь человеческого сообщества была бы невозможна. Этот свет не уходит с телом Мастера, поэтому, как сказал Сиди Юсуф Бен-Али, в смерти их нет ничего, о чем стоило бы печалиться, ибо «те, кто любит Бога, всегда живы».
















Posts from This Journal by “работа в группе” Tag

  • СКОЛЬКО ТИПОВ ЛЮДЕЙ НУЖНО ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ГРУППЫ?

    Преамбула Идриса Шаха к Сказанию о Мушкиле Гуше, которое дервиши рассказывают по четвергам, звучит так : «Когда некоторое число людей…

  • ДЕСЯТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧЕНИКА (Часть 2)

    Начало в Части 1 Продолжение заметки об обязанностях ученика из списка Идриса Шаха (жирным шрифтом выделены слова Шаха, курсивом – мои…

  • ДЕСЯТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧЕНИКА (Часть 1)

    Человек, вступающий на путь суфийского обучения или только обдумывающий этот непростой шаг, как правило, задает себе или другим вопрос: что это…

  • Как мы находимся

    Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, — сказал Маленький принц, - поэтому они не знают покоя, бросаются то…

  • О ВИРТУАЛЬНЫХ ГРУППАХ

    Мысли, изложенные в этой заметке – результат опыта совместной работы в «виртуальных» группах на форумах и в социальных сетях, в…

  • ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИИ

    Попытаюсь записать несколько мыслей относительно вопроса, с которым также нередко сталкиваюсь: есть ли различие между обучением женщин и мужчин в…

  • О СУФИЙСКОЙ ИНИЦИАЦИИ

    Не так давно в одном из обсуждений был поднят вопрос об инициации в суфизме. Существует ли у дервишей нечто, подобное масонскому обряду посвящения?…

  • НАМАГНИЧИВАНИЕ

    В предыдущей заметке я писала о том, что наша привычка к грубым стимулам не позволяет нам реагировать на более тонкие влияния и воздействия…

  • БЕЗ КНУТА И ПРЯНИКА... и другие особенности суфийского обучения

    Продолжаем плодоносную тему ошибок и неправильных подходов к обучению в суфийских группах (которую я развиваю с никогда не угасающей надеждой на то,…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
alexsufi
Dec. 27th, 2018 08:33 pm (UTC)
Мир Вам и Милость, и Благословения Всевышнего! СпасиБо за Ваши труды!
assalam786
Dec. 27th, 2018 08:38 pm (UTC)
Ва алейкум ассалам, брат. И Вам спасибо и наилучшие пожелания всех благ Его в наступающем году!
Евгений Богданов
Dec. 31st, 2018 01:18 pm (UTC)
Нина, Спасибо Вам за труды! С праздником ! Пусть у Вас все сбудется что пожелаете !)
assalam786
Dec. 31st, 2018 05:58 pm (UTC)
Спасибо Вам, Евгений! Пусть сбудется все, что Прямым Путем приведет нас ближе к нашему Отцу-Бесконечности. С Любовью.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars