assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

ЭННЕАГРАММА – МАГРИБСКАЯ ВЕРСИЯ

Словно океан, омывает Эннеада все числа...

(Никомах Герасский, древнегреческий математик)

...Мы ехали из Феса в Рабат, совершая крюк в лишнюю сотню километров, с единственной целью – увидеть ее, девятиричную диаграмму на Башне Хасана.


Башня Хасана (Тур-Хасан) в Рабате, Марокко (здесь и далее фото мои)


Мы знали о ней из книги суфийского Мастера Идриса Шаха, и, попав в Марокко, не могли не посетить ее. Вот что писал о ней Шах:  

«Вопрос: В течение многих лет я пытаюсь проследить, что означают и как используются символические фигуры; особенно меня интересует девятиугольная фигура — эннеаграмма. Почему мне не удалось отыскать изображение этой фигуры в оккультной и иной подобной литературе? И что она означает, если к ней вообще применимо такое понятие?

Ответ: Двумя, вроде бы короткими вопросами, включающими в себя очень много аспектов, вы на самом деле поднимаете один большой вопрос. Как вы скоро увидите, я отвечу на него в том же фрагментарном стиле, в котором он задан, ибо здесь мы не располагаем ни временем, ни возможностью рассматривать его полностью. Поэтому запомните следующую информацию, так как она чрезвычайно важна. Эннеагон, или девятиугольная фигура, отнюдь не тайна для «оккультных» кругов Запада. Например, я помню, что его изображение встречается в одном манускрипте из библиотеки Гренобля. Вы искали недостаточно хорошо. В Европу эннеагон попал с каббалой, основанной на хорошо известном труде древнеарабского философа Ибн аль-Лейха, и этот факт упоминается в «Наследии Ислама», в главе о математике. Таким образом, упомянутая фигура отнюдь не была тайной и в средневековых кругах.

Однако очень важно знать следующее: девятиугольная фигура может быть представлена многими способами. Один из примеров — дверь в форме девятичастной фигуры в Тур-Хасане (Башня Хасана) возле Рабата в Марокко.  Другой, крайне важный для запоминания аспект состоит в том, что и диаграмма, и то, что она символизирует, передается при помощи еще одного дополнительного элемента на чертеже. Например, восьмиугольная диаграмма, имеющая в центре свободное пространство (образованное наложением двух квадратов), используется как закодированная форма эннеаграммы. Однако вы поймете, в каком направлении следует искать, только если будете находиться в гармонии со смыслом эннеаграммы (и великой диаграммы, частью которой она является). Нелепо просто разыскивать знакомые изображения девятиугольника, которые по формальным признакам вы могли бы признать своей «эннеаграммой». Числа и диаграммы имеют для нас смысл только в том случае, если мы связаны с их подлинной сутью. Иначе ситуация подобна поиску идеи, или «сути», семени, когда вы способны узнать только виноградную косточку и полагаете, что, «семя» не будет найдено, покуда вам не встретится одна из косточек». (Идрис Шах. СИМВОЛЫ, ОСОБЕННО ЭННЕАГОН, из книги «Командующее Я»)


*****

...Существуют два языка, доступные человеку, которые могут описать Вселенную в виде, наиболее близком к истинному: поэзия и математика. Первый предназначен для образного восприятия, второй – для постижения разумом. Числа составляют буквы этого второго священного языка, и математику, в ее высшем аспекте, можно назвать мистицизмом, замаскированным под интеллектуальное знание. Язык чисел не подвластен сменам эпох и цивилизаций. Ни культурные различия, ни системы верований, ни технический прогресс не изменят того факта, что три плюс шесть равно девять. Тот, кто постигает язык сакральной математики, овладевает тем же Знанием, к которому имели доступ древние Посвященные, записавшие его в виде символов и чисел...

Одна из суфийских Школ Мудрости, подобно пифагорейцам и платоникам использовавшая язык чисел в качестве средства овладения и передачи тайного Знания, достигла своего расцвета в 12-м веке в области, охватывавшей Магриб – Северную Африку и мавританскую Испанию. Покровителем Школы был султан Альмохадов Якуб Аль-Мансур - фигура чрезвычайно интересная.


Флаг Альмохадов – шахматная доска на красном фоне. Как мы ранее обсуждали, шахматы были созданы в качестве магического инструмента и средства обучения Посвященными как часть древней системы передачи Знания («кода 64»). Числовой код шахматной доски и ходы фигур отражают устройство и законы материального космоса. То, что шахматный символ был помещен на флаге Альмохадов, не является случайным и указывает на их связь с людьми Традиции.

Итак, чем был примечателен султан Якуб Аль-Мансур? Во-первых, его эпоху называют «блистательной» и наиболее благополучной за всю династию. Во-вторых, в окружении Аль-Мансура было целое сообщество суфиев: в частности, советником просвещенного правителя был испанский суфий Ибн-Рушд (Аверроэс), чьи труды легли в основу западноевропейской философской мысли, а лечащим врачом и доверенным лицом – другой знаменитый суфий, Ибн-Туфайль (чью повесть о Хай Ибн-Якзане, ставшую прообразом «Робинзона Крузо», мы когда-то обсуждали, говоря о противопоставлении сущности и личности). Связано ли «во-первых» с «во-вторых»? Я думаю, так.

Есть еще и в-третьих: именно Якуб Аль-Мансур был вдохновителем строительства трех одинаковых башен-минаретов в ключевых городах его империи – Аль-Кутубии в Марракеше, Хиральды в Севилье и Тур-Хасана в Рабате (последняя осталась недостроенной из-за смерти Аль-Мансура).


Слева направо: первоначальный вид севильской Хиральды (реконструкция), минарет Аль-Кутубия в Марракеше, Башня Хасана в Рабате


Расположенные вдоль одной линии и на расстоянии почти одинаковом друг от друга, эти три объекта невольно вызывают ассоциацию с передающими станциями в распределительной цепи. Башни, несомненно, были самыми высокими сооружениями Магриба в то время. Как утверждают современники, золотые сферы на их вершинах были видны с расстояния больше дня пути от этих городов. (В Марракеше до сих пор существует городской закон, запрещающий строить здания выше минарета Аль-Кутубия, так что «станция» все так же «транслирует» на всю округу). Все башни чудом уцелели во время землетрясений, случившихся за прошедшие века, хотя мечети, построенные при них, подверглись сильным разрушениям.

Имя суфия, возводившего три башни по единому образцу, осталось неизвестным, как это часто бывало среди средневековых Мастеров-Строителей, хотя некоторые источники утверждают, что его звали Джабир, и что он был бербером. Геометрические диаграммы были помещены на всех трех башнях, но все разные. Мне показалось интересным, что на Аль-Кутубии и Хиральде больше «женских» диаграмм с четным количеством элементов, тогда как диаграммы на Башне Хасана чаще нечетные («мужские») и имеют выраженный центр.

*****

...И вот мы стоим перед Башней Хасана под моросящим дождем, обдуваемые свежим ветром с атлантического побережья, на котором расположен Рабат, и пытаемся разобраться, о каком же символе писал Шах. Дело в том, что диаграмм на Башне Хасана не одна, а как минимум три - по одной на каждой стороне (за исключением четвертой, что обращена к морю). Двери в виде девятиричной фигуры мы категорически не нашли, однако одна из трех диаграмм была расположена над входом в башню. Мы предположили, что Шах писал именно о ней.

Символ, окружающий декоративную арку над входом, действительно содержал девять элементов-«лепестков», каждый из которых, в свою очередь, состоял из семи меньших «лепестков». Центральный элемент диаграммы был расположен наверху, и его особый статус отмечен узким окном, по обеим сторонам от которого находились по четыре других элемента.  

В этом каменном узоре было некоторое концептуальное сходство с вариантом эннеаграммы, представленной Западу талантливым учеником Г.И.Гурджиева, П.Д.Успенским, хотя и неполное. Гурджиевская эннеаграмма - девятиричный символ, иллюстрирующий взаимосвязь Закона Октав (Закона Семиричности) с Троицей, Законом Трех:


Из книги П.Д.Успенского:

Нужно понять, что эннеаграмма – это универсальный символ. В эннеаграмму можно заключить всё знание, и с её помощью можно его истолковать. В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, т.е. понимает, только то, что он способен заключить в эннеаграмму. То, что он не в состоянии заключить в эннеаграмму, он не понимает. Для человека, способного ею пользоваться, эннеаграмма делает совершенно ненужными книги и библиотеки. Всё можно заключить в эннеаграмму и прочесть в ней. Человек может оказаться в пустыне в полном одиночестве и, начертив на песке энеаграмму, сумеет прочесть в ней вечные законы вселенной, причём всякий раз узнает нечто новое, ранее ему не известное.
Если встречаются два человека, принадлежащих к различным школам, они начертят эннеаграмму и с её помощью установят, кто из них знает больше и, следовательно, кто из них учитель, а кто – ученик. Эннеаграмма – фундаментальный иероглиф универсального языка, который имеет столько же значений, сколько существует уровней людей.
Эннеаграмма – это вечное движение, то самое вечное движение, которое люди искали с глубочайшей древности и никак не могли найти. ...Но, конечно, необходимо уметь читать эту диаграмму. Понимание этого символа и умение им пользоваться даёт человеку очень большую силу. Это и есть вечное движение, а также философский камень алхимиков. (П.Д.Успенский. "В поисках чудесного", глава 14)

Из лекции Георгия Гурджиева об эннеаграмме:

Эннеаграмма, по сути - символ октавы. Начало и конец ее встречаются в вершине треугольника, в точке 9, где замыкается круг, звуча в непрерывном аккорде цикла, как два «До» октавы. Следующее «До» завершает предыдущий и начинает новый круг. Весь символ в его совокупности также является «До», чем-то, существующим как целое. Он изолирован от того, что его окружает, и содержит внутри себя все необходимое для своего существования. Каждая из семи нот в другом масштабе также является целой октавой. Отдельные точки деления круга символизируют последовательные этапы самообновляющегося процесса. Вместе с двумя внешними импульсами, которые заполняют то, что мы называем «интервалами» в октаве, они составляют девять элементов. Интервалы между «Ми» и «Фа», а также между «Си» и «До», которые нельзя заполнить энергией действующего процесса и которые требуют внешнего «толчка», внешней помощи, в силу самого этого факта связывают одни процессы с другими. Нота «До», вершина, отмеченная цифрой 9, входя в треугольник 9-3-6, связывающий три точки, не входящие в период, связывает в одно Закон Семи и Закон Трех.

Над «эннеаграммой» Башни Хасана находится еще один узор, состоящий из трех полукруглых частей, каждая из которых имеет семь лепестков. Центральная часть выделена окном в виде замочной скважины. Сочетание трех и семи в этом орнаменте несомненно намеренное.

Точно такое же навершие из трех частей есть и на другой стороне Башни Хасана. Только лепестков здесь уже не по семь, а по девять! Центральная часть этой троицы также подчеркнута окном-замочной скважиной. А чуть ниже узорная арка содержит 21 лепесток – 3 раза по 7, снова сочетание тройки и семерки, и, конечно, снова не случайно.


Узор под ней состоит из восьми частей в форме ромбов. Почему частей не семь и не девять, как логично было бы сделать в сочетании с вышеперечисленным, а восемь?

Тут, видимо, самое время вспомнить то, что Идрис Шах писал о восьмичастной фигуре, которая используется как закодированная форма эннеаграммы. Идея в том, что каждая восьмерка содержит в себе девятку – иногда видимую, в форме пустого пространства в центре октагональной фигуры, иногда скрытую, как число 65 в 64-х клетках шахматной доски) – обще-примиряющее решение для всех чисел.

Это очевидно из данной иллюстрации: сумма любой из четырех пар чисел на противоположных концах октагона равна 9 (2+7, 3+6, 4+5 и 8+1). Поэтому 9 скрыто присутствует в каждом восьмиугольнике или любом другом восьмеричном узоре. Если сложить все числа от 1 до 8, мы получим 36, 3+6=9, то есть весь октагон есть не что иное, как девятка. Если расширить это наблюдение до общефилософского, то можно сказать, что множественность всегда сводится к Единству. «Словно океан, омывает Эннеада все числа»... Мы думаем, что вселеная состоит из противоположностей, но это только потому, что мы видим лишь следствия, не изначальную причину.

Идея «скрытой девятки» полагается суфиями настолько важной, что на обложках первых изданий книг Идриса Шаха, опубликованных издательством «Октагон», на самом видном месте упорно помещался восьмеричный символ с явно или не явно присутствующим девятым элементом в середине:

Важность символов, основанных на девяти и восьми, также подчеркивал брат Идриса Шаха, Омар Али-Шах. Он говорил о том, что «идея, выражаемая арабской цифрой 8, иным образом представлена в символе Инь-Ян, а точка в середине ее на пересечении двух кругов представляет солнечное сплетение человека».

В книге «Суфизм как терапия» Омар Али-Шаха пишется, что 75-80% геометрических узоров суфийской Традиции основаны на восьмерке и девятке, либо произведениях или степенях этих чисел. Если внимательно всмотреться в узор ковра или мозаики мавританского стиля, например, то можно обнаружить, что они основаны на производных восьмерки. Восьмерка появляется в различных вариантах – в результате деления, по 2 или 4, или умножения  – в виде 16,32,64 и т.д. Девятка также делится или умножается, до самых больших чисел. Производные или степени 9 и 8 трудно обнаружить в ковре, например, потому что они могут использоваться при вычислении числа узлов на единицу площади, однако код, запечатленный при помощи чисел, является частью эффекта воздействия объекта Традиции, и, наряду с геометрическим орнаментом и материалом, позволяет ему функционировать на многих уровнях.

...Но вернемся в Рабат, к Башне Хасана. На третьей стороне башни - такое же навершие из трех полукругов с девятью лепестками и окном в центре, как и на второй. А вот под аркой находится, пожалуй, самый интересный узор, состоящий из семи квадратов, в двух из которых находятся окна.

Он напомнил мне когда-то виденную эннеаграмму, но не ту, что открыл Западу Г.И.Гурджиев.

Эту версию эннеаграммы в конце прошлого века разработал Марко Родин (Marko Rodin), американец болгарского происхождения, называя свою диаграмму ни много ни мало «математическим отпечатком пальцев Бога» и «самым великим из Божественных Имен». Родин утверждает, что открытый им символ, при правильном понимании, способен дать доступ к неисчерпаемой энергии «нулевой точки». Примечательно, что источники Марко Родина были также близки к суфийским, как и у Георгия Гурджиева, узнавшем об эннеаграмме от суфийского братства Сармун.  Эта тема, несомненно, достойна продолжения, потому что...

...мы ехали в Рабат с одной-единственной целью – увидеть Диаграмму. Точнее, нам так казалось тогда. На самом деле это она хотела увидеть нас, ведь диаграммы Традиции помещаются в сфере нашего обозрения не для того, чтобы мы смотрели на них, но для того, чтобы они смотрели на нас. Это звучит странно.. но не для тех, кто понимает, что наши понятия об объекте и субъекте, наблюдателе и наблюдаемом - искажение реальности. В Реальности существует только Один субъект.

Девятиричный символ есть отражение Истины, разговаривающее с таким же отражением Истины внутри нас. Приехав в Рабат и поместив себя в ее сфере видимости, мы всего лишь помогли этому разговору состояться.

Или, скорее, начаться : )






Tags: Идрис Шах, эннеаграмма
Subscribe

Posts from This Journal “эннеаграмма” Tag

  • ЭННЕАГРАММА - ВЕРСИЯ МАРКО РОДИНА

    Многоликий девятиричный символ, о котором я так часто пишу, открыл одно из своих лиц Марко Родину ( Marko Rodin ) , американцу с болгарскими…

  • НУМЕРОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ: АБСУРД ИЛИ КЛЮЧ К ТАЙНЕ ЧИСЕЛ?

    Чтобы перейти к следующей теме, необходимо разобраться вот с чем: В эзотерических системах существует метод, называемый нумерологическим…

  • НИКОЛА ТЕСЛА И ЭННЕАГОН

    ...Интуиция есть нечто, выходящее за пределы знания. Мы, несомненно, имеем определенную, более тонкую материю, которая дает нам возможность…

  • ВНУТРЕННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК - КАК ЭТО РАБОТАЕТ

    Как показало обсуждение предыдущего поста, с девятиугольником Николы Тесла нам разбираться еще рано... Для начала необходимо сделать дополнительные…

  • НОНАГРАММА АТАНАСИУСА КИРХЕРА

    В мире есть Семь, и в мире есть Три... БГ Как обещала Вам, уважаемый собеседник, я постепенно подбираюсь к объяснению того, каким образом…

  • С ЧЕТВЕРГА НА ПЯТНИЦУ

    Всех с ночью Мушкила Гуши! Эту сказку можно читать всю жизнь, и всю жизнь что-то новое открывать. Другие сказки тоже, но сказание о Мушкиле Гуше…

  • АЗ-ЗАБАТ

    Управляется мир Четырьмя и Семью. Раб магических чисел — смиряюсь и пью. Все равно семь планет и четыре стихии В грош не ставят свободную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments