assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

ВОЛК И ШЕРСТЯНЫЕ ЧЕТКИ

Эта замечательная маленькая история включена в книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Авторство рукописи, датируемой второй половиной 19 в., не установлено, хотя его приписывали и иеросхимонаху Амвросию Оптинскому, и самому Феофану Затворнику. Ясно одно: этот выдающийся человек не только проявлял все знаки того, что мы обычно называем «святостью», но также был отмечен даром Слова.

Распевным, завораживающе-ритмичным слогом неизвестный Странник передает свой опыт вхождения в то, что отцы-анахореты называли «умным деланием» или «духовным трезвением». Практика, корни которой уходят во времена, когда христианское учение еще было мистической Школой, удивительно схожа с суфийским зикром. Она была унаследована от подвижников Египта и Синая монашескими общинами Афона и Святой Земли, а оттуда принесена Божьими странниками в русские обители и скиты Валаама и Сарова, Оптины и Киева.

Наш Странник, научившись у старца-схимника словам «умной» молитвы, которые произносятся вначале языком, а затем только сердцем, отправляется в долгое странствие по святым местам России. С собой у него лишь мешок сухарей, две книги – Святое Писание и «Добротолюбие», да шерстяные четки, доставшиеся ему в наследство от наставника. По пути со Странником приключаются разные чудные случаи и происшествия, и одно из них мне хотелось бы привести здесь как замечательный образ укрощения низшей, животной природы.

Итак, слово Страннику:

...Однажды зимою под вечер шел я один леском в одну деревню ночевать, которая уже была версты за две в виду. Вдруг напал и кинулся на меня большой волк. У меня были в руках старцевы шерстяные четки (я всегда имел их при себе). Вот и я отмахнул этими четками волка. И что же? Четки вырвались у меня из рук и зацепились как-то прямо за шею волка, волк бросился от меня прочь и, прыгнувши чрез терновый куст, запутался задними лапами в кусту, а четками-то зацепился за сук сухого дерева, да и начал биться; но высвободиться ему было неудобно, ибо четки стянули ему шею. Я с верою перекрестился, да и пошел с намерением волка высвободить; а более для того, что думал, если он оборвет четки да убежит с ними, то и драгоценные мои четки пропадут. Только что я подошел и взялся за четки, действительно волк прервал их и побежал без вести.

Итак я, поблагодарив Бога и помянув блаженного старца моего, благополучно дошел до деревни; пришел на постоялый двор и выпросился ночевать. Вошел в избу. В переднем углу за столом сидели двое, один старичок, другой толстый средних лет, по виду как будто не простые. Они кушали чай. Я спросил мужика, бывшего при их лошади, кто они такие? Тот сказал мне, что старичок учитель народного училища, а другой писарь земского суда: оба благородные. Я везу их на ярмарку, верстах в 20-ти отсюда.

Посидевши несколько, я выпросил у бабы иголку с ниткой, подошел к свечке, да и стал сшивать разорванные мои четки. Писарь посмотрел, да и говорит: видно ты прилежно бил поклоны, что и четки-то разорвал?

— Не я разорвал, а волк…

— Как, разве волки-то молятся, — сказал, засмеявшись, писарь.

Я рассказал им подробно, как было дело, и как драгоценны для меня сии четки. Писарь опять засмеялся и стал говорить: у вас, пустосвятов, всегда чудеса! А что тут святого? Просто ты швырнул в него, а волк испугался да ушел; ведь и собаки и волки швырков боятся, и зацепиться в лесу немудрено; мало ли что бывает на свете, так всему и верить, что чудеса? Услышавши это, учитель начал с ним разговор: не заключайте, сударь, так! Вам неизвестна ученая часть… А я вижу в повествовании этого мужика таинство натуры и чувственной и духовной…

— Как же это так? — спросил писарь.

— А вот видите: вы хотя не имеете дальнейшего образования, но конечно изволили учить краткую священную историю Ветхого и Нового завета, изданную по вопросам и ответам для училищ… Помните ли, что когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека. Вот таинство натуры духовной!.. Сию силу, по преемству естественно ощущают все животные и доныне, и ощущают посредством обоняния; ибо нос у всех зверей и животных есть главнейшее орудие чувств. Вот таинство натуры чувственной!..


Пустынник и медведь. Художник Михаил Нестеров, 1925 г.

Эта история о волке («вот таинство натуры чувственной»), вначале обездвиженном простыми нитяными четками, а затем оставившем в покое Странника («вот таинство натуры духовной»), не просто занимательна, но и содержит особое питание для потайных слоев нашего ума. И даже разъяснение, данное старичком учителем мужланистому писарю, воспринимающему мир исключительно рассудочно, не мешает тонкому образу проникнуть туда, куда нужно.

Вот ссылка на Рассказы Странника. Вдруг кому пригодится :)
Tags: отшельники
Subscribe

Posts from This Journal “отшельники” Tag

  • СТАРЕЦ БЕЗГНЕВНЫЙ И БЕЗЗАВИСТНЫЙ

    В чистый четверг кануна светлого Христова Воскресения хотелось бы поделиться небольшим отрывком из замечательной, хотя и малоизвестной, повести…

  • Кто придумывал русские сказки?

    Часть 1. Скоморохи В детстве я очень любила читать сказки - русские и других народов. Почему-то мне всегда было интересно, кто их придумывал и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments