assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

КОНТАКТ ЧЕРЕЗ ГАРМОНИЮ

На прошлой неделе мы с уважаемыми Собеседниками все вместе поучаствовали в игровой ситуации, где продвинутая раса Синих Птиц должна была войти в контакт и, преодолевая фильтры обусловленности, передать жизненно важные знания расе птицеобразных, чьи коммуникационные способности были существенно более ограниченными.


Изображение на папирусе Тота-Гермеса в образе человека-птицы с головой ибиса

Поскольку мы легко отождествляемся с положительными и утонченными персонажами историй, раса птиц была представлена высокоразвитой и обладающей сверхспособностями: таким образом Собеседники охотнее вошли в игру. (Ведь разве мы подсознательно не противопоставляем себя тем, кого не относим к собственному сообществу: «мы» - правильные и развитые, и «они» - нуждающиеся как минимум в хорошем наставлении? :)

Наверное, все участники беседы поняли, что было искомым в этой игре: гармонизация. Работа групп Традиции начинается с гармонизации. Поэтому искренне порадовало, что почти все предложенные варианты, за редким исключением, предполагали ненасильственное, конструктивное и гармоничное взаимодействие.

...В смысле приобретения навыков гармонизации мне очень много дал опыт взаимодействия с людьми из различных суфийских или гурджиевских групп в соцсетях, куда меня добавляли мои Друзья.

Это были разные сообщества - схожим в них был только довольно заметный уклон восприятия. Некоторые группы были более религиозно-ориентированными, состоящими преимущественно из представителей определенных географических областей; другие – наоборот, сторонились религиозных терминов, зато любили разбирать, иногда в мельчайших деталях, различные «техники». Еще были группы эмоционально-центрированных людей, предпочитающих стимулы в виде музыки, танцев, стихов (особенно если там повторялись слова «любовь» и «сердце»); другие же, наоборот, собирали «книжников», людей неплохо образованных: они разбирали книги на цитаты и потом состязались, кто виртуознее ввернет цитату в споре. В той группе очень любили время от времени наступать друг другу «на любимые мозоли» и устраивать большие околоэзотерические раздраи, так как считалось, что трения между участниками группы полезны для их развития, а любое оживление лучше, чем тишина. Одна только группа, пожалуй, была не однобокой: у нее просто был совершенно беспорядочный состав, со столь же хаотическими и часто бессмысленными обсуждениями.  

Первая моя мысль после изучения материалов и комментариев в каждой новой группе была, разумеется: «Господи, чем же я могу тут помочь»? (Подразумевалось, конечно, «я, представитель высокоразумной, утонченной расы среди островных аборигенов» :)))) «Мне так хорошо в моем собственном сообществе, среди Друзей, которые понимают с полуслова, с кем мы единодушны во взглядах, во вкусах.. зачем искать от добра добра?» Но данное Друзьям обещание помочь нужно было держать, а для этого потребовалось выйти из зоны комфорта и искать способы взаимодействия и гармонизации ... за чем я и провела девять весьма небесполезных лет.

Какие способы гармонизации оказались наиболее действенными? Именно те, что описали многие Собеседники (всем, кто принял участие, огромное спасибо! :)

Во-первых, как и Синим Птицам в нашей истории, нужно было потратить некоторое время, чтобы изучить каждое сообщество, с которым предстояло гармонизироваться – их состав, предпочтения, язык, который они используют (академический/разговорный/ироничный, в конце концов даже, насколько хорошо русским владеют), какие источники цитируют, какие ссылки дают, кто их идолы/идеалы, на что реагируют лайками, а на что гневными комментариями и т.д., и т.п.

Для каждой группы эти вещи оказывались разными, до диаметрально противоположных. Поэтому правы были уважаемые magistr605, Роман К. и другие Собеседники – в каждом сообществе необходим индивидуальный подход, специально подобранные материалы и инструменты, компромиссный язык.

...Как-то наблюдала за тем, как пара-тройка моих Друзей, наверное, искренне желая добра «островным аборигенам», пыталась ломиться со своим уставом в чужой монастырь и лепить в лоб всем подряд цитаты братьев Шахов: про имитационные школы; про ложных суфиев и недоучек, не получивших мандат на обучение людей; про обычную сентиментальность, принятую за «высокие чувства», про когда-то имевшие смысл действия, ставшие простым ритуалом, про танцы кружащихся дервишей, иронически названные «ансамблем песни и пляски», и так далее.

Как вы думаете, чего добились мои Друзья? Правильно, им как следует нащёлкали клювами, но дело даже не в этом... Я помню, как тогда сказала одному из горе-провокаторов: «У каждого из них есть фильтры восприятия, отличные от твоих, которые сильно гремят, если их задеть, и то же самое послание, которое ты пытаешься доставить, поднимая шум, можно передать так, чтобы фильтры даже не звякнули. Послание должно растворять фильтры изнутри, не бить по ним снаружи».

Как говорил суфийский Учитель Омар Али-Шах (Ага):  «Гармония представляет из себя реальную силу, и все же вы не являетесь куда-то с дубинкой со словами: «Сейчас я вас тут всех сгармонизирую!», потому что это уже  дисгармония. ... Вы не насаждаете гармонию в бескомпромиссном режиме. Вы приходите к гармонии, только используя сбалансированый подход и зная, что как сила, так и мягкость могут быть одинаково гармоничными в разных обстоятельствах. Резкие методы, нацеленные на скорый результат, часто ведут к крайностям». (Из книги «Суфизм для сегодняшнего дня» Омара Али-Шаха, глава 3. Здесь и в нижеприведенных цитатах - мой перевод)

...Когда я читаю эти слова Аги, вспоминаю глубоко уважаемого мной дервиша Виктора Олсуфьева, который никогда не боялся идти напролом, один против всех во «вражеском» окружении, и как будто даже искал конфликта, все время бросая вызов своими категоричными высказываниями на форумах с суфийской или гурджиевской тематикой. Даже в своей виртуальной эпитафии он сравнил себя с бойцом.

Я искренне ценю бойцовский дух в целом и личное бесстрашие Виктора в частности. Правда. Но глядя на тех, с кем он воевал, когда развенчивал «имитаторов», ложные «школы» (он называл их «шопы»), которые продолжают заниматься ровно тем же, чем и раньше, ровно так же, - а Виктора уже нет с нами, я не могу не задаваться вопросом: а стоила ли свеч игра? Стоили ли многолетние трения, конфликты и сопровождающая их дисгармония тех жизненных сил, которые могли бы быть потрачены на уникальные эзотерические исследования, которыми Виктор занимался? Можно ли было использовать более гармоничные методы, чтобы донести то же самое послание? Если это была попытка идти путем порицания, путем дервишей маламати, то почему вызванные дисгармония и хаос не были полностью нейтрализованы их инициатором? Может быть, не получилось? Может быть, для методов маламати требуется нечто бОльшее, чем просто желание, пусть даже самое благое?

Я не предлагаю ответов. Мой опыт показывает, однако, что, бросив вызов, швырнув людям в лицо правду, мы заставляем их Эго, - а Эго у всех  устроено так, что всеми силами стремится сохранить свою нерушимость, status quo, - выставить что-то вроде щита для любого взаимодействия. Таким образом мы теряем даже малый шанс выстроить доверительные отношения...     

...А без доверия, как подчеркнул уважаемый pati_s_son, не получится даже начать передавать какую-то важную информацию.

Если доверие установлено, можно переходить к следующему шагу: им чаще всего является нахождение общего языка, общей основы для взаимодействия. Как в математике: чтобы сложить две дроби с разными знаменателями, нужно вначале найти общий знаменатель. Уважаемая narghiz777 отметила, что иногда тем, кто знает больше, и чья «вибрация» выше, приходится понижать ее до уровня, доступного противоположной стороне, что отражено и в народной мудрости: «с волками жить, по-волчьи выть». Или щёлкать...

Затем, постепенно, можно усложнять язык и утончать уровень коммуникации.

В некоторых случаях, как предположили уважаемые carlosandy и n_basova, бывает необходимо создание чего-то вроде промежуточного языка (вариация общего знаменателя). Найдя нейтральную территорию, общую основу, доступную обеим сторонам - «музыку для тех, кто не может петь, но может щёлкать клювом», можно передавать хотя бы часть послания через ритм, частоту, манеру речи.

По этому поводу Ага говорил в одной из своих лекций:

«Поскольку существует обусловленность, географические и другие причины различий, люди иногда спрашивают: «Как вообще возможно сгармонизироваться с теми-то и теми-то?» Ответ зависит от того, что понимать под гармонизацией. К примеру, взять британский камерный оркестр или оркестр, играющий в летних парках: два человека, фортепиано и контрабас, или что-то в этом роде. Если вы им предложите: «А не сгармонизироваться ли вам с бразильской группой, играющей самбу?», они выразят большие сомнения в такой возможности и будут правы, - если мыслят исключительно в ключе музыкального жанра. Но одновременно они также будут неправы, потому что и британцы, и бразильцы - музыканты, и могут отступить от привычного: «Мы играем только самбу», или «Мы - Голубая Лагуна» и прочее. Им всем нужно забыть об устоявшихся шаблонах и вернуться к основам: темп, ритм, то, другое, третье... Тогда, если им необходимо сгармонизироваться в музыкальном смысле, на этом уровне они смогут найти общий язык. ...

Вы обнаруживаете, что, в сущности, в процессе гармонизации нет ничего сложного - это нахождение общих идей, ценностей, намерений». (Гармония, 1986)

Поскольку на музыкальных инструментах я не играю, для меня в смысле поиска общей основы оказался ценным опять-таки опыт взаимодействия в соцсетевых сообществах:

...Например, в той самой группе, где цитаты Идриса Шаха об имитаторах суфизма в свое время вызвали шумную полемику, впоследствии на «ура» пошли рассказы о паломничествах к известным в Средней Азии суфийским святым, а также истории из их жизни, изложенные увлекательно, простым языком, с местным колоритом и подчеркнутым уважением к культурным традициям. Самое интересное, что в эти заметки я вставляла многочисленные истории об этих суфиях, взятые из книг Шаха, и никаких проблем в восприятии таких отрывков не возникло. Кто-то даже после этого взялся читать книги собранных Шахом суфийских сказок...

В другой группе, достаточно разнообразной с точки зрения географии участников, но состоящей в основном из людей чувства, не склонных к теоретизированию или разбору технических вопросов, отлично воспринимались стихи суфийских классиков. При этом можно было внизу добавить пару строчек, поясняющих, чтО на самом деле имел в виду поэт, немного приоткрывая завесу над знанием, иногда достаточно техническим, скрытым за поэтическими символами... И может быть даже кое-где удалось заставить участников групп задуматься над тем, что бывает любовь и Любовь, или, как выразился уважаемый ar444, возможно «достижение высших состояний без применения "возлюбленной кукурузы"» - или без обычных человеческих эмоций, принятых за нечто более возвышенное.

В конце концов, любая группа, которая заявляла о себе как о суфийской, как минимум, признавала в качестве авторитетов великих суфиев – Руми, Хайяма. В тех группах, где знали чуть больше, - также Хафиза, Джами, Саади. А значит, используя высказывания этих Учителей, можно было создать основу для коммуникации, и от нее осторожно двигаться дальше.

Данный опыт подтверждают слова Аги:

«Как вызвать некоторую реакцию или ответ от другого сообщества? Когда у вас есть знание, на что они отзываются, что побуждает их к действию, что является для них стимулом, на что они реагируют, - это тоже своего рода признание их гармонии или гармонии их деятельности, какой бы смешной она вам ни казалась. Вы ничего не потеряете, если откорректируете ваш подход таким образом, который был бы для них приемлем. Это не значит поступаться принципами: это понимание основы, на которой они гармонизируются, и встраивание в их ритм. И вы, со своей стороны, вправе надеяться на такое же отношение с их стороны».

Конечно, бывали такие сообщества, гармонизация с которыми была для меня лично невозможна – в случае, если взгляды были слишком ортодоксальными, если культивировалась нетерпимость и т.д. Тогда, как в том анекдоте, посмотрев на «лицо» и поняв, что «столько я не выпью» - слишком большая разница во взглядах, и тратить время в попытках гармонизации нецелесообразно, я через некоторое время тихо, по-английски, эвакуировалась из группы, помня совет Аги: «Если люди, с которыми вы взаимодействуете, настолько дисгармоничны сами по себе или в отношении к вам, лучше всего просто их игнорировать».

Но вернемся к хорошим примерам. Знаете, что может служить практически универсальным посредником в гармонизации? Во всех – буквально во всех! - сообществах, где я участвовала, их члены - независимо от пола, возраста, национальности, веры и убеждений, прекрасно реагировали на сказки, анекдоты о Ходже Насреддине и другие суфийские обучающие истории...    

Сказка (или «сказ»), как отметил уважаемый veda2025, - действительно один из наиболее удобных инструментов обучения, с блеском проскальзывающий сквозь фильтры обусловленности. Раз уж на то пошло, то и сама история про Синиц Птиц – тоже из этого арсенала ;)

Конечно, важны не только сами истории, но также КТО и КАК их рассказывает. Обучение, как отметила уважаемая megera2012, происходит во многом благодаря самому присутствию обучающего: параллельно с вербальной коммуникацией всегда происходит прямая трансляция опыта, и менее гармоничное становится более гармоничным, благодаря особому аромату (о котором мы говорили с уважаемым alexsufi – атмосфере, которая возникает вокруг человека, уже достигшего гармонии).

Гармонизация – всегда обоюдный процесс. Наши Собеседники отмечали, что Синие Птицы получили не меньшую пользу от опыта, чем их островные партнеры.

«Вы обнаруживаете, - говорит Ага, - что однo из самых больших преимуществ гармонии в том, что она не только позволяет установить более прочные отношения между группами и отдельными людьми, но и помогает умерить нетерпимость и достичь лучшего понимания того, чем занимаются другие группы, а также их точек зрения. … Чем больше вы узнаёте о них, тем больше вы гармонизируетесь с ними; тем больше вы понимаете их действия и реакции на ваши стимулы, … а также то, как вы можете влиять на них и помогать процессу их мышления; как вы можете способствовать их развитию; помогать им справиться с той или иной проблемой: личной, групповой, общей для их национальности и т.д.; каким образом вы вместе можете начать мыслить, в определенных фундаментально важных вещах, словно единое существо». …

Как лаконично выразил ту же мысль в нашем обсуждении уважаемый Денис Б.: «они научились слышать друг друга».

...Для меня наиболее ценным в моем девятилетнем опыте гармонизации с различными сообществами (включая Живой Журнал) было именно это – способность понять, что у каждой группы есть что-то, чему я могу научиться. Кто-то лучше знал восточную специфику, практики и обычаи традиционных орденов, или мог читать по-арабски и по-персидски – языки, на которых я даже клювом не щёлкаю J. Любвеобильные поклонники поэзии нередко оказывались смиренными и доброжелательными людьми, а те, что лупили друг друга цитатами, часто демонстрировали эрудицию, остроумие и высокий интеллект.

Так или иначе, пройдя через многолетний опыт попыток гармонизации, приобретя новые знания и множество Друзей, я в какой-то момент осознала, что не стало «нас», правильных и разумных, и «их» - «островных аборигенов». Остались только «мы» - части Единого Существа, каждый для чего-то нужный, как глаза, уши, ноги, хобот и хвост слона...

*****

На этом мы расстаемся с Синими Птицами и Птицеобразными: последние, несомненно, с помощью своих друзей научатся летать и спасут островную расу от исчезновения.

Тема гармонии, однако, этой историей только начата. Продолжение о гармонии внутри человека и в обучающей группе здесь.













Tags: Олсуфьев, Омар Али-Шах, работа в группе
Subscribe

Posts from This Journal “Омар Али-Шах” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments