assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

ОМАР АЛИ-ШАХ О ГАРМОНИИ В ЧЕЛОВЕКЕ И В ГРУППE

«Вопрос: Насколько долго на самом деле длится процесс развития человека?
Ответ: Столько, сколько потребуется для того, чтобы учитель, каждый человек в отдельности и группа в целом достигли нужной гармонии. В ваших терминах это может быть десять минут или десять лет — возможно, больше, возможно, меньше».
(Идрис Шах. Из книги «Командующее Я»)

«К вам приходят два человека. Одному приснился рай, другому - ад. Они спрашивают, что из этого реальность. Каков правильный ответ? Ответ таков: присутствовать на беседах Учителя, пока не достигнута гармония».
(Руми)



После появления предыдущей заметки о гармонизации мне написал Друг: «Я уже перестаю удивляться "совпадениям"))). Сейчас читаю книгу Омар Али-Шахa «Суфизм сегодня», как раз главу о гармонии и коммуникации. И тут появляются Ваши посты в Журнале, которые дополняют и иллюстрируют читаемое. Это только у меня такое? Или это такая "волна" событий идет?»

Я бы сказала, что если таких «совпадений» нет - что-то пошло не так. J Наблюдаемое Вами и другими Собеседниками явление - «сверхнормальное, но не сверхъестественное»; так работает слаженность или созвучие ментальных волн, - иначе говоря, результат гармонизации.

Я открою вам одну тайну. Главные секреты суфиев скрыты в словах и методах, которые менее всего привлекают ищущих тайн. Думаете, нет? Тогда попрошу вас перечитать две цитаты, вынесенные в эпиграф. Бьюсь об заклад, что они не показались вам ни архиважными, ни сверхинтересными. J И тем не менее, именно гармонияключ, открывающий дверь в чудесное.

Суфийский Учитель Омар Али-Шах (Ага) отмечал, что людей, особенно в западных культурах, нередко привлекают методы достижения чего-либо через конфликт, борьбу и последующий катарсис. Вызывание внутренних противоречий в учениках и в группах через трения и дисгармонию - подход, используемый (и, к сожалению, нередко злоупотребляемый) теми, кто считает себя духовными учителями, хотя такие методы далеко не всегда ведут к желаемому результату и могут нанести вред при неосторожном обращении. (В частности, речь шла о некомпетентном применении суфийского метода шока, таккан).

Ага говорил, что, если бы его попросили в двух словах дать определение Традиции, он сказал бы: «гармоническое развитие».

Слово «гармонизация» не вызывает у нас большого энтузиазма, потому что - «тут все понятно», и вроде нет ничего мистического. Однако аналогичным образом «все понятно» и со словом «золото», но все ли мы богаты?


Фрагмент обложки книги Омара Али-Шаха «Суфизм для сегодняшнего дня»
(
Sufism for Today)

*****
…Итак, ниже я помещаю несколько переведенных мной отрывков из книги Аги «Суфизм для сегодняшнего дня» (Sufism for Today), а также из его лекций ученикам, посвященных теме достижения гармонии внутри индивидуума и между участниками обучающей группы:


«Гармонию определяют по-разному. Есть музыкальная или тоновая гармония. Есть общественная гармония – мирное сосуществования с соседями. Есть гармония в профессиональной сфере, когда вы ладите с коллегами по работе, и так далее. Существует много видов гармонии, но самый важный из них - достижение гармонии внутри себя, потому что от нее все начинается.

Вы обнаружите, что с достижением гармонии приходит развитие. Эти два понятия тесно переплетены, и одно всегда ведет за собой другое. Если внутри вас, вашей семьи, вашей группы присутствует дисгармония, развитие замедляется, поскольку вы все время заняты установлением хотя бы минимальной гармонии. (*1)

Когда я говорю о гармонии в контексте идей Традиции, все примерно представляют, что означает это слово — совместимость, дружба, работа в общем ритме и просто гармоничное бытие. Люди говорят: «Да мы в целом в гармонии, у нас отсутствуют разногласия, мы не ссоримся». Нет: отсутствие несогласия, споров и ссор само по себе еще не означает того, о чем я говорю. Тот тип гармонии, который я имею в виду, означает достижение общих целей, идей, формирование общего отношения, с тем, чтобы гармония могла использоваться.

Это не негативная ситуация, когда присутствует явная дисгармония; не нулевая ситуация, где просто нет несогласия. Я говорю о позитивной ситуации, которая предполагает нечто весьма специфическое - присутствие гармонии и использование ее в качестве инструмента.

Поэтому гармония - не просто абстрактное понятие. «Согласны ли вы, братья и сестры, что мы все в гармонии? Да? Тогда переходим ко второму пункту повестки». (*5)

...Целью деятельности человека в Традиции, а также смыслом соблюдения ее дисциплины является внутреннее преобразование, трансформация. Если ученик способен выполнить то, что от него требуется, если он достигает определенного уровня внутренней гармонии, гармонии с другими людьми в группе, это уже кое-что. Ставить слишком возвышенную цель – «я хочу постичь Жизнь» – значит поднять планку слишком высоко. Человек должен шаг за шагом, постепенно приближаться к пониманию, чем является его собственная жизнь, что такое гармония, что такое убеждения и вера, – очень постепенно. Если же он стремится к тому, что находится на несколько ступеней выше, он будет в постоянном разочаровании относительно самого себя. Человек будет обвинять себя, Традицию, меня. Его гармония в отношениях с самим собой будет нарушена, так как он требует от себя слишком многого. (*1)

Существуют упражнения, материалы для чтения и другие виды деятельности, цель которых - установление гармонии с различными вещами: местами, периодами времени и т.д. Работая над достижением гармонии, человек не должен увлекаться каким-то одним видом гармонии в ущерб другим, потому что это ведет к дисбалансу. Гармония - это баланс. Крайности вносят диссонанс, как дисгармоничные звуки в музыке, несочетающиеся цвета или материалы, каждый из которых в отдельности вполне хорош в своем собственном контексте. Вы не можете заставить их сочетаться насильно, вы не можете достичь гармонии, консонанса силой. (*2)

Техника достижения гармонии схожа с тем, как создается способность расслабляться. Бесполезно действовать нахрапом: «Я сгармонизируюсь с этой вещью или этим человеком, ситуацией и пр., чего бы это ни стоило», потому что данные обстоятельства могут не требовать такого рода гармонизации.

Гармония, правильная гармония, следует абсолютно естественному ритмическому порядку. Вы можете называть этот порядок космическим, галактическим или еще каким-то. Циклы гармонической активности сочетаются друг с другом. Вы не можете нарушить или ускорить их темп. Если какая-то вещь находится в гармонии с естественным развитием, то она обязательно будет сгармонизирована, но не применением силы. ... Гармонию нельзя форсировать. Нечто может быть приведено к созвучию только в совокупности с другими вещами, которые неотделимы от него. (*5)

...Возьмем, к примеру, музыкальную аналогию. У вас есть оркестр из 48-ми человек. Они играют симфонию, и один из них вдруг решает: «Мне не нравится такая гармония» и начинает играть другую ноту. Это дисгармонизирует усилия всего оркестра. Данный человек - часть общей гармонии, иначе его бы не было в оркестре. Или представить, что кто-то из музыкантов вдруг вышел бы и заявил: «Прошу прощения, я не хочу играть на скрипке, я хочу играть на бонго. У вас тут нет для этого возможностей, поэтому я отправляюсь куда-то еще», - прекрасно, нет проблем. Но если человек становится частью общей гармонии, он должен ей следовать. Это не значит, что он является ее заложником – «если я нарушу ритм, то буду наказан», или что-то в этом роде, вовсе нет. (*1)

Гармонизация не означает гомогенизацию, превращение в однородную массу, без учета культурных традиций, расы, семейной истории и т.д. Каждый входит в общее созвучие таким образом, каким может и в состоянии это сделать, и это становится легче по мере того, как человек укрепляет гармонию внутри самого себя. (*3)

Гармония - не всегда приятная вещь, поскольку иногда она является вопросом дисциплины, которой человек следует для того, чтобы оставаться в гармонии. Она может идти против каких-то черт человеческого характера, потому что некоторые люди, бывает, не очень старательны или ленивы и не любят напрягаться. Они как бы едут с выключенным двигателем, не прилагая усилий, просто по инерции – но этого недостаточно. Если они понимают свою мотивацию, и если их мотивы позитивны и ясны им самим, то эти люди должны быть в состоянии сконцентрировать максимум позитивной энергии, присутствующей в каждом; нет никого, в ком бы негативное перевешивало позитивное, за крайне редкими исключениями. (*4)

… Конечно, бывают ситуации, в которых человек чувствует определенную внутреннюю дисгармонию. Она может быть вызвана эмоциональными, профессиональными, экономическими или любыми другими причинами. Но каждый должен стараться приложить усилие для того, чтобы не только быть гармоничным внутри себя, но и привнести гармонию в группу или в рабочий коллектив, потому что это оказывает влияние на общую ситуацию. (*1)

Когда человек действует в рамках гармонии, это создает вокруг него то, что можно назвать магнитным потоком.

[Тема своеобразного силового поля, создаваемого центростремительной силой, притягивающей подобную ей силу повсюду, которое появляется в результате деятельности суфийских Школ, была ранее рассмотрена здесь].

Данная сила не всегда проявляется внешне в том смысле, что человек входит в ситуацию с гармоничным намерением, и все падают от восторга при одном виде его «ауры», или что-то в этом роде. Знание о вашем полезном намерении вы держите при себе, для всех остальных оно остается тайным. Вы не обязательно будете в состоянии замечать и видеть, когда и как работает намерение, потому что оно может действовать так, что вы не увидите и не узнаете. (*3)

В контексте группы каждый человек являет собой одно из звеньев цепи. И, конечно, каждое звено зависит от других звеньев - не только в смысле прилагаемого усилия, но и в смысле того, что мы называем гармонией поступательного движения. В ситуации группы мы пытаемся достичь того, что я называю гармоникой группы. Это единый уровень эффективности, энергии и функционирования.

В качестве аналогии опять можно привести оркестр, который состоит из множества исполнителей, играющих на разных инструментах. Чтобы получить благозвучную мелодию, они должны сгармонизировать свое исполнение. … Гармония, достигаемая группой, создает волну энергии определенной частоты. Для того, чтобы эта волна могла объединиться с подобной волной другой группы, обе группы должны оперировать на гармонике точно заданной частоты. Когда это достигнуто, энергия может передаваться в обоих направлениях.

Если энергия, производимая различными группами, циркулирует свободно и эффективно, она привлекает позитивную энергию самой Традиции. Тогда вы имеете соединение позитивных энергий, которые становятся доступными группам и отдельным людям, и которыми необходимо учиться овладевать с наибольшей пользой. Вначале группы учатся тому, как действовать совместно, как говорить друг с другом, как вместе делать упражнения. Когда они всему этому научились и создали необходимый фундамент, их можно обучать тому, как производить и принимать больше энергии, а затем - что не менее важно - как ее использовать. (*6)

Если мы говорим о гармонии как о волне, то, по определению, ее энергия должна быть конструктивной, в противном случае она вносила бы хаос и деструкцию. Она передается на частоте, которая может вызвать в принимающей стороне эффект отзыва, резонанса. Если как передающая, так и принимающая стороны оперируют на одной длине волны, у них не будет проблем с коммуникацией, с установлением гармонических отношений. Вы не можете диктовать то, как будет получаться и использоваться гармоническая энергия; однако, если вы действуете с намерением быть в гармонии и таким образом, который считаете гармоничным, результатом обязательно будет гармония. (*3)

…В обычной повседневной жизни мы инстиктивно поступаем именно так. Если вы собираетесь на важную встречу или деловую конференцию, вы не надеваете ласты и каску: вы подсознательно стараетесь соответствовать обстановке. Да, это поверхностная гармония, но все же гармония: ваше намерение считаться с людьми и ситуацией. Далее, вы надеваете костюм или что-то подходящее с точки зрения одежды, внешнего вида. Вы, скорее всего, также постараетесь разговаривать в манере, приемлемой с точки зрения языка и тем для беседы. Ваше намерение может также быть усилено, если вы скажете себе: «Мне нравится большинство из этих людей, поэтому я хочу провести как можно более доброжелательную, полезную для всех, интересную и вдохновляющую беседу или обсуждение». Это еще один плюс к позитиву гармоничной ситуации.

Если вы говорите: «Да, но я собираюсь внести элемент диссонанса, так как хочу подвергнуть критике кого-то или что-то, касающееся их деятельности», или «Я намерен выразить категорическое несогласие с тем, что происходит». В таком случае, как согласовать то, что я привел себя во внешнюю гармонию, оделся подобающим образом, использовал подходящую манеру речи и т.д., и при этом собираюсь внести ноту дисгармонии, поскольку имею что возразить или покритиковать? Что с этим делать? 
Ответ на данный вопрос состоит из двух частей. Во-первых, вызвано ли намерение привнести ноту диссонанса исключительно дисгармоничными мотивами? Например, «я просто хочу испортить эту встречу!», или же мое намерение искренне и действительно основано на желании внести конструктивное критическое замечание, которое, как я считаю, необходимо для создания бОльшей гармонии в текущей ситуации, конкретной группе или в ее деятельности?

Определившись с этой частью, спросите себя: «Хорошо: могу ли ли, внося эту ноту разногласия, попытаться при этом усиленно спроецировать намерение гармонии, так, чтобы, когда мое критическое высказывание будет сделано, его воздействие было бы несколько смягчено моим очевидным намерением усилить гармонию в группе или в ситуации?» Если вы подготовили почву, сохраняя дух гармонии, и, судя по реакции и другим сигналам, люди, вовлеченные в ситуацию, понимают, что ваши намерения действительно гармоничны, тогда воздействие критики не создаст нежелательных последствий в виде дисгармонии. 

Если же ваше намерение не совсем ясно вам самим, вы должны быть очень осторожны с тем, что пытаетесь высказать. Если ваше высказывание основано лишь на субъективных представлениях о том, что требуется человеку, группе или данной ситуации, вы находитесь на весьма ненадежной почве, поскольку воображение иногда подсовывает нам неоправданные идеи: «Неплохо бы тут всех хорошенько встряхнуть», «Любая встряска лучше, чем ничего», «Какое-никакое движение лучше, чем отсутствие движения». Все эти идеи исходят из неверных предпосылок.

Я уверен, каждый из нас встречал людей, чья попытка привлечь внимание в местном пабе или еще где-то чаще всего выражается в том, чтобы выдать что-нибудь вызывающее, неподобающее, навлекающее осуждение, враждебное или шокирующее – необязательно из-за того, что наши герои слегка перебрали, просто таков их способ показать себя. Знаете, эта их знаменитая фраза: «Вот уж не знаю, я с вами не согласен!», и пошло-поехало, он зацепился за идею, за возможность поразглагольствовать, он привлекает к себе внимание: это все проявления чувства собственной важности. 

Таков пример того, как человек вносит дисгармонию без всякой причины, не думая о долгосрочных последствиях своих действий. (*3)

Следует упомянуть некоторые вещи, стоящие на пути развития или укрепления единства группы или связи между группами - это конкуренция, соревновательность, зависть, борьба за так называемую власть или авторитет. К сожалению, это очень деструктивный фактор, потому что он разрушает гармонию, он нарушает эффективность и единство намерения. (*7)

Не нужно бросаться на амбразуру: «Я ненавижу моего соседа, но все равно сгармонизируюсь с ним». Вы можете сгармонизироваться с соседом наилучшим для обоих способом, просто игнорируя его. Гармония транслирует и создает еще бОльшую гармонию. Беспокойный ум, напряженность и фрустрации дисгармоничны, но все они поддаются действию гармонии. (*2)
Не нужно впадать в одержимость, пытаясь гармонизировать всё и вся.

Я приведу аналогию с земледельцем:  в один год он сажаeт на своих полях корнеплоды и пшеницу или еще что-нибудь, а одно из полей оставляет под паром. Если бы фермер параноидально пытался следовать идее, что все поля всегда должны приносить урожай, он бы был постоянно озабочен тем, чтобы все засеять, и иногда производил бы больше урожая, чем ему на самом деле нужно.  … Но если фермер решает, что какое-то из полей в этом году будет оставлено под паром, - земля отдохнет, и это принесет пользу всем. Таким образом, эта, по видимости бездействующая, земля - тоже часть общего плана.
Земледелец не беспокоится о том, что она бездействует, он помнит о ней и имеет ее в виду. Если в течение года кто-то приходит к нему с хорошей идеей о том, как можно задействовать оставленную под паром землю, земледелец оценивает ситуацию и решает, как может ее использовать наилучшим образом. ...  Он не носится сломя голову, пытаясь во что бы то ни стало использовать данную землю. Он также не игнорирует ее, говоря: «Ну, сейчас я не могу придумать, что с ней сделать, но, может быть, появятся какие-то варианты». Нет. Если он правильно спланировал, то подготовка гармоничной ситуации, контекста или места естественным образом привлечет гармонию. (*5)

Функция секрета Традиции очень проста. Она заключается в том, - и я сейчас говорю  именно о функции, - чтобы помочь нам найти гармонию внутри себя и внутри группы. Лишь в атмосфере гармонии тайны Традиции могут проявить себя и раскрыться, как цветок». (*6)





__________________
*1 - Организация и преемственность в Традиции, 1994
*2 - «Суфизм для сегодняшнего дня», глава 3 «Определение и распознавание гармонии»
*3 - «Суфизм для сегодняшнего дня», глава 4 «Нахождение гармонии в индивидуальных ситуациях и внутри группы»
*4 - Объединенное действие, 1992
*5 - Гармония, 1986
*6 - Традиция как отражение галактической гармонии, 1988
*7 – из лекции, 1997
__________________

Продолжение об отношениях между суфийскими орденами здесь.
О Школах Традиции как отражении галактической гармонии здесь.








Tags: Омар Али-Шах, работа в группе
Subscribe

Posts from This Journal “работа в группе” Tag

  • КОНТАКТ ЧЕРЕЗ ГАРМОНИЮ

    На прошлой неделе мы с уважаемыми Собеседниками все вместе поучаствовали в игровой ситуации, где продвинутая раса Синих Птиц должна была войти в…

  • ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: КОНТАКТ

    …На архипелаге островов посреди океана проживает сообщество птицеобразных существ, наделенных некоторым уровнем интеллекта. Когда-то, в…

  • СКОЛЬКО ТИПОВ ЛЮДЕЙ НУЖНО ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ГРУППЫ?

    Преамбула Идриса Шаха к Сказанию о Мушкиле Гуше, которое дервиши рассказывают по четвергам, звучит так : «Когда некоторое число людей…

  • СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 3

    Начало в Части 1 и 2 Суфии считают, что их деятельность производит и концентрирует нечто, сравнимое с центростремительной или магнитной силой…

  • ДЕСЯТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧЕНИКА (Часть 2)

    Начало в Части 1 Продолжение заметки об обязанностях ученика из списка Идриса Шаха (жирным шрифтом выделены слова Шаха, курсивом – мои…

  • ДЕСЯТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧЕНИКА (Часть 1)

    Человек, вступающий на путь суфийского обучения или только обдумывающий этот непростой шаг, как правило, задает себе или другим вопрос: что это…

  • Как мы находимся

    Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего они ищут, — сказал Маленький принц, - поэтому они не знают покоя, бросаются то…

  • О ВИРТУАЛЬНЫХ ГРУППАХ

    Мысли, изложенные в этой заметке – результат опыта совместной работы в «виртуальных» группах на форумах и в социальных сетях, в…

  • ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИИ

    Попытаюсь записать несколько мыслей относительно вопроса, с которым также нередко сталкиваюсь: есть ли различие между обучением женщин и мужчин в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments