assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

УЧИТЕЛЬ ТАМЕРЛАНА И ЧЕТЫРЕ СКРЫТЫХ АБДАЛА

...Пути-дороги путешествия по Ирану привели нас в Тайбад, маленький городок почти у самой границы с Афганистаном. Этот суровый и пустынный край, где почти всегда дуют ветры, сейчас стал почти что местом ссылки. Когда-то, однако, он был процветающим городом, через который проходили караваны, и большим суфийским центром. Здесь в 14-м веке учил великий мистик Хорасана Зайнуддин Тайбади, и именно к месту упокоения святого мы ехали за благословением.


...Рассказывают, что когда Тамерлан шел походом на Герат, он остановился в Тайбаде и послал своего человека к Зайнуддину Тайбади, чтобы спросить его, почему тот не выразил свое почтение покорителю мира. Суфий передал завоевателю такие слова:

«У меня до Тамерлана дела нет. Если у Тамерлана есть дело до меня, пусть приходит сам».

Правитель, пораженный ответом, все же вынужден был отправиться к шейху. Впоследствии он рассказывал, что во всех других случаях при встречах с теми, кто называли себя людьми знания, он замечал в них признаки страха, только при встрече с Тайбади страх испытывал сам Тамерлан.

Шейх Тайбади заставил правителя встать на колени и положил руки на его спину. Тамерлану, как он потом рассказывал, показалось, что небо упало на землю, и что он придавлен между ними. Выслушав наставления шейха, Тамерлан спросил, зачем он не наставлял таким же образом своего государя, гератского князя, предававшегося запрещенным удовольствиям. Тайбади ответил: «Мы наставляли его, но он не послушался, и Бог послал вас на него. Теперь мы говорим вам; если вы не послушаетесь, Бог назначит другого и над вами».

Тамерлан сказал потом, что он видел много дервишей; каждый из них говорил что-то, думая лишь о себе, но шейх Зайнуддин говорил, не заботясь о себе
(так изложено в книге «Царствование Тимура» востоковеда 19-го века Василия Бартольда).


Вход в ханаку Тайбади

...Мавзолей великого святого Тайбада, когда-то бывший суфийской ханакой, где жили дервиши, сейчас пустынен и заброшен. На фотографии видно, как поблекла и кое-где обвалилась прекрасная эмалированная плитка величественного айвана-арки, как прорастает трава сквозь каменные плиты двора...


Ухоженным выглядело только каменное надгробие с красивым обелиском.



Рядом с ним выросли два дерева, - или их специально посадили – так дервиши делали во времена монгольского завоевания, да и после тоже, чтобы не оскверняли могилы ушедших Мастеров, чтобы разросшиеся корни затрудняли доступ будущих вандалов к святым мощам.


Наш Проводник, удивительный человек, выбравший сопровождать нас в этом паломничестве-зиярате, обладает даром духовидения. Он показывает нам на обрубок ствола рядом с надгробием – если сесть на него и положить руку на каменную плиту, можно войти в контакт с тонкой сущностью шейха. Друзья входят в медитацию, усевшись вокруг. Я становлюсь рядом.

Краем глаза я вижу, что наш Проводник подзывает меня к неказистому помосту, возведенному из простых кирпичей в дальнем углу мазара. Я иду туда, и он указывает на простое надгробие посередине этого сооружения – там сохранилось несколько надписей, указывающих, что похороненный там суфий был сподвижником, возможно, даже родственником шейха Тайбади. Я киваю и смотрю на Проводника с немым вопросом, поскольку уже знаю, что он не стал бы выдёргивать меня из зикра без повода.


Проводник указывает на четыре угла этого помоста и говорит:

«Здесь покоятся еще четыре человека, в четырех углах».

Я не вижу ни надгробий, ни надписей.

«Их и нет», - говорит Проводник.

Я спрашиваю, откуда он знает, что кто-то похоронен здесь, и он отвечает:

«Я их вижу, они стоят передо мной. Эти люди и были настоящими Учителями Хорасана. Никто не знал о том, кто они такие, они всегда были в тени, и все же они были главными».

Я спрашиваю, можно ли узнать, кто они, но Проводник отвечает:

«Я пытался спросить, но они показывают мне, что уста их запечатаны», - он проводит пальцем по губам замыкающим жестом...

...И в моей памяти вспыхивает воспоминание об истории из жизни суфия Абдул-Кадира Гилани, великого Учителя Персии, приведенной в «Сказках дервишей» Идриса Шаха:

«Однажды три шейха - из Хорасана, Ирака и Египта, прибыли в ханаку Учителя Гилани по пути из паломничества в Мекку со своими проводниками, неотесанными погонщиками мулов. В пути богословы были до крайности измучены грубостью своих проводников и хотели поскорее избавиться от них. Когда шейхи подошли к дому Абдул-Кадира, он, против своего обыкновения, вышел к ним навстречу. Ни единым жестом приветствия он не обменялся с погонщиками, но ночью шейхи вдруг совершенно случайно стали свидетелями того, как Абдул-Кадир пожелал спокойной ночи их проводникам, а когда те почтительно прощались с ним, поцеловал их руки. Богословы были изумлены и поняли, что эти трое, в отличие от них самих, - скрытые шейхи дервишей. Они последовали за погонщиками и попытались было завязать с ними беседу, но глава погонщиков грубо осадил их: «Идите прочь с вашими молитвами и бормотаниями и оставьте нас в покое. Мы простые погонщики и не хотим иметь с этим дело».

Такова суть скрытых суфиев».    


Может быть, такова была суть тайных шейхов Хорасана?..

Сидя в нише кирпичной стены вокруг мазара и глядя на место упокоения четырех безымянных Абдалов-Преображенных, я размышляю – сколько же их еще было, прошедших неузнанными и непризнанными, несших бремя Работы, плоды которой мы пожинаем, но о трудности которой мы даже не имеем представления, - истинных Учителей Века?..

Продолжение рассказов о нашем путешествии: встреча с дервишем в Харакане.














Tags: #954f72, караваны
Subscribe

Posts from This Journal “караваны” Tag

  • ЗУРХАНЕ И ПУТЬ РЫЦАРЯ

    Суфийское обучение можно встретить практически в любом виде, однако среди множества форм, принимаемых суфийскими Школами, Путь Рыцаря упоминается…

  • ШИБЛИ

    Однажды некий человек сказал Байазиду Бистами , что уже тридцать лет, как он молится и постится, но всё напрасно. Байазид ответил, что и за…

  • БАЙАЗИД БИСТАМИ

    Понимание Преображенных отличается от того, что люди мира называют знанием. Знание обычного человека – подражательное, использующеe шаблоны и…

  • ДУХОВНАЯ АЛХИМИЯ АХМАДА ИЗ ДЖАМА

    «Для работы над собой нужна энергия. Ни один человек не может совершать усилия без этой энергии. ... В мире есть люди, но их очень мало,…

  • МАВЗОЛЕЙ АБУЛЬ-ХАСАНА ХАРАКАНИ И ДЕРВИШ АЛИ ИРФАНИ

    ...В первый день приезда в Иран я спросила нашего Проводника, сможем ли мы встретиться с персидскими дервишами. Он ответил, что сейчас в Иране…

  • ВОЛШЕБНЫЙ КОВЁР ИРАНА. ПРОВОДНИК

    В октябре этого года мы с Друзьями побывали в паломничестве по суфийским местам Ирана, проехав почти всю страну от Шираза и Исфахана на юге до…

  • СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 3

    Начало в Части 1 и 2 Суфии считают, что их деятельность производит и концентрирует нечто, сравнимое с центростремительной или магнитной силой…

  • СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 2

    ...Будем обнимать гробницы их, потому что даже гробницы мучеников могут иметь великую силу... (Св. Иоанн Златоуст) В Части 1 я начала…

  • СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 1.

    Марракеш называют «морским перлом, переброшенным Богом через Атласские горы». И в самом деле, этот город – жемчужина Магриба, да…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments