assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Category:

О «СОЗНАТЕЛЬНЫХ ТРУДАХ И НАМЕРЕННЫХ СТРАДАНИЯХ»

Я помещаю эту небольшую заметку накануне Страстной седмицы, венчающей сорок дней Великого поста, - самой важной недели христианского календаря, когда в память о страданиях Христа ограничения в еде и других телесных хотениях соблюдаются особенно строго.


И.Крамской. Христос в пустыне, 1872. На картине изображён Иисус во время сорокадневного поста в пустыне, куда он удалился после своего крещения в реке Иордан.


В наши дни слово «страдать» чаще используют в смысле «мучиться, испытывать боль, лишения», однако в древнерусском оно имело значение «стараться, добиваться, применять усилие», происходя от праславянского корня страда - «сбор урожая». Пост, как и другие практики Традиции, временно ограничивающие тело в базовых желаниях, не имеют целью заставить человека мучиться, но создают для него условия «осознанного страдания» (старания, усилия), благодаря которым он может «собрать урожай» - преосуществить в себе высшие субстанции.

Как и в случае сбора урожая, важным является время для приложения сознательных усилий. Оно выбирается Традицией в тех точках сочетания земных и солнечных циклов, где эти старания максимизируются, как бы попадая на «волну».  

В заголовке я поместила слова «сознательные труды и намеренные страдания» в кавычки, поскольку это выражение Г.И.Гурджиева, и оно хорошо известно тем из Собеседников, кто знаком с его идеями. В книге «Взгляды из реального мира», в частности, речь идёт о тонких веществах или субстанциях астрального тела, которые не образуются автоматически, но «приобретаются лишь посредством сознательной работы и намеренного страдания».
Гурджиев продолжает: «Одна из этих субстанций формируется, когда мы страдаем. А страдаем мы всякий раз, когда лишены механического спокойствия. Есть разные виды страдания. Например, я хочу что-то вам сказать, но чувствую, что лучше ничего не говорить. Одна сторона хочет сказать, другая хочет хранить молчание. Борьба производит некоторую субстанцию. Постепенно эта субстанция собирается в определенном месте».

Данную мысль, алхимическую по сути - о рождении новой силы как результата трения, взаимодействия противоположностей, борьбы между «да» и «нет», - приводит ученик Гурджиева, П.Д.Успенский: «Если человек дает свободу всем своим желаниям, если потворствует им, в нём не возникнет внутренней борьбы, "трения", пламени. Но если он, ради достижения определенной цели, борется с препятствиями в виде своих желаний, тогда он создаёт пламя, которое постепенно преобразует его внутренний мир в единое целое» («В поисках чудесного», глава 2).

Гурджиев разделяет обычное, бессознательное, страдание и осознанное страдание. Первый вид бесполезен для внутренней работы, зато осознанное сопротивление желаниям низшего «я» порождает новый вид энергии: «Страдание первого рода не даёт результатов. Например, когда вы страдаете от голода, потому что у вас нет денег на хлеб. А вот если у вас есть хлеб, и вы не едите его и страдаете, - это лучше» («Взгляды из реального мира»). Таким образом, осознанное страдание не имеет ничего общего с мазохизмом или ментальностью жертвы, его следует понимать скорее как усилие, предпринимаемое намеренно.

Важно осознать, что приложение усилий – неизбежность, обязанность для человека, условие его эволюции. Если человек отказывается от внутренней работы, связанной с ограничением желаний и, как следствие, страданием, жизнь поставит его в ситуации, где он вынужден будет страдать поневоле.

По словам Гурджиева, «работа в том и заключается, чтобы подвергать себя временным страданиям ради освобождения от страдания вечного. Но люди боятся страдания. Они желают удовольствия сейчас же, раз и навсегда. Они не хотят понять, что удовольствие есть принадлежность рая, что его нужно заработать. И это так не в силу каких-то случайных или внутренних законов морали, а потому, что если человек получает удовольствие, не заработав его, он не сумеет удержать его, и удовольствие превратится в страдание». («В поисках чудесного», глава 17).

Конечно, ведя обычную жизнь, мы не можем избежать ни боли, ни страданий. Каждому человеческому существу их отмеряно столько, что нет нужды искать или навлекать на себя страдания, как это иногда неправильно понимают. Однако можно и нужно трансмутировать силу страдания, даваемую нам в помощь во внутренней работе, в полезную энергию, при помощи алхимического ингредиента - осознанности.

Сознательный труд противостояния желаниям тела и импульсам эго является нашим долгом перед Создателем. Гурджиев в «Рассказах Вельзевула своему внуку» называет эту обязанность придуманным им словом партк-долг-дьюти, составленным из трёх слов, каждое из которых означает «долг» на армянском, русском и английском языках.

Если мы, встречая боль, душевную или физическую, заглушаем её, подавляем или отворачиваемся, отказываясь работать с ней – боль не смогла выполнить своё предназначение, а значит, она не уйдет или вернётся снова, возможно, более сильной. Но если мы, испытывая боль, «поворачиваемся к ней лицом», осознавая, что она дана нам как помощник в очищении; если мы, претерпевая, принимаем страдание как средство работы над собой, - она станет ступенью нашего восхождения. И мы, поднявшись на эту ступень, отправимся дальше, а боль уйдёт, поскольку станет ненужной.

В этом смысле пост или любое добровольное отрешение от желаний (малое страдание) – очень мудрая упреждающая тактика («путь хитреца», если угодно): если человек с готовностью и смирением принимает малую стражду, ему не придётся нести бремя стражды великой.

(Кстати, в этом одно из значений евангельской фразы Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф, 5:39). Согласно толкованию Иоанна Златоуста, это высказывание имеет смысл гораздо более глубокий, чем простое указание отказаться от мщения: Христос хотел сказать, что человек не должен смущаться страданием. Отвечая терпением и смирением на малое страдание, мы упреждаем большее зло).

Всем, кто подходит к самой трудной неделе страды, - искренние пожелания терпения и упорства в усилиях и преосуществления стражд.

 






Tags: Гурджиев, Пасха
Subscribe

Posts from This Journal “Пасха” Tag

  • ТАЙНЫЙ ОГОНЬ: ЧАСТЬ 2. АЛХИМИЯ И СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР

    Два месяца, следующие за равноденствиями, средневековые алхимики - Мастера Великого Делания - считали особым временем. Как обсуждалось в Части 1,…

  • НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ. ЧАСТЬ 6. ЧУДЕСНОЕ ЯЙЦО

    Начало в Части 1, Части 2, Части 3, Части 4, Части 5. Посмотрите на яйцо. Оно ниспровергает все богословские школы и религиозные учения на…

  • О символике Пасхи

    ...Как-то в один из прошлых лет я смотрела по телевизору православную пасхальную службу в Храме Христа Спасителя. Чем дальше я смотрела, тем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

Posts from This Journal “Пасха” Tag

  • ТАЙНЫЙ ОГОНЬ: ЧАСТЬ 2. АЛХИМИЯ И СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР

    Два месяца, следующие за равноденствиями, средневековые алхимики - Мастера Великого Делания - считали особым временем. Как обсуждалось в Части 1,…

  • НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ. ЧАСТЬ 6. ЧУДЕСНОЕ ЯЙЦО

    Начало в Части 1, Части 2, Части 3, Части 4, Части 5. Посмотрите на яйцо. Оно ниспровергает все богословские школы и религиозные учения на…

  • О символике Пасхи

    ...Как-то в один из прошлых лет я смотрела по телевизору православную пасхальную службу в Храме Христа Спасителя. Чем дальше я смотрела, тем…