assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Categories:

«НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО»

Суфий Калабади слышал эту историю от самого Фариси:

- Мой путь лежал через пустыню, и меня так мучила жажда, что я почувствовал, что не могу дальше идти. Я сел на песок, и, вспомнив, что я слышал, что перед смертью от жажды у человека начинают слезиться глаза, стал ждать, когда это случится.

Вдруг я услышал шорох и увидел, как серебряная змейка скользит по песку по направлению ко мне. Я вскочил и побежал, несмотря на свое бессилие, слыша за спиной ее шипение. Очень скоро я добежал до источника воды. Змея, преследовавшая меня, исчезла. Я напился и был спасен.

Фариси, когда опустился на землю, не был оставлен без помощи, хотя так ему казалось. А змея послужила ему источником спасения. (Герой этой истории из сборника Идриса Шаха «Искатель Истины» - Салман-и-Фариси из Исфахана, легендарная фигура и первый суфий Персии).

Опасность, спасающая от ещё большей опасности... Я вспомнила эту историю в разговоре с одним из Друзей по поводу случившегося с ним неприятного происшествия:

Однажды, когда мой Друг работал с каким-то металлическим прибором, небольшая деталь с силой отскочила и разбила левое стекло его очков. Маленький осколок стекла попал ему в глаз – понадобилась немедленная операция. Пока извлекали осколок и исследовали глаз, врач-офтальмолог обнаружил патологические изменения в левом глазе, никак не связанные с попаданием осколка, и заодно провёл дополнительную операцию. Мой Друг – доктор по профессии, а также брамин из древнего индийского рода врачей и целителей. По его словам, если бы не этот несчастный случай и не своевременное обнаружение скрытой патологии, он мог со временем просто ослепнуть на левый глаз. Интересно, что при исследовании правого глаза никакой патологии не нашли, и то, что злосчастная деталька попала в левое стекло, он тоже расценивал не иначе, как руку Провидения. В общем, история закончилась благополучно. С глазами моего Друга теперь всё в порядке – и, как ни странно, благодаря прямому вмешательству события, которое в обычном случае расценивается как «несчастный случай».

Другой случай из знакомых мне, демонстрирующий смысл русской поговорки «Не было бы счастья, да несчастье помогло»:

Один из наших родственников, молодой человек, путешествовал с другом в Индии. Из-за обычной для этой страны ненадежности транспорта с понятием расписания весьма условным они опоздали на поезд, который отправлялся раз в три дня. Друзья сильно сокрушались о том, что пропали билеты, которые нельзя было сдать, и что придется сидеть в жарком вонючем отеле, а не следовать разработанному маршруту. Вскоре из новостей они узнали, что поезд, на котором они должны были ехать, потерпел крушение, и многие пассажиры погибли. После этого друзья навсегда изменили отношение к «сломанным планам» и «выходящим из-под контроля обстоятельствам».

Случаи такого рода, произошедшие со мной, не были столь драматичными, однако тоже имели сильное обучающее воздействие.  

Один из них произошел в ранней молодости, когда мы, молодая семья, пытались обменять квартиры между городами. (Да, сейчас это звучит странно, но тогда купить или продать квартиру было невозможно, а обмен был вопросом ожидания и везения). Много месяцев не могли найти вариант, и вот, наконец, нашли, и другой стороне всё подошло. Разумеется, молодая семья - в счастливом ожидании, строит планы, как всё обустроить. Когда все документы уже были готовы, мнительная бабулька, с которой мы обменивались, вдруг решила, что её хотят обмануть, и отказалась от сделки. Конечно, мы сильно расстроились. Мы же тогда не знали, что через год появится вариант обмена намного лучший, да ещё прямо рядом с домом, где тогда мы жили с родителями, а сложится всё быстро и легко. Я помню, мы тогда заочно благодарили бабульку за её подозрительность, которая сберегла нас для гораздо лучшего исхода событий.     

И с поиском работы в моей жизни была ситуация, когда, попав под сокращение, я вынуждена была перейти в другую отрасль. Это тогда казалось мне неудачей, но, как показали дальнейшие события, на самом деле вело к более благоприятному положению в будущем.

Я уверена, что каждый из нас, особенно те, кто постарше, вспомнят пару-тройку аналогичных случаев из жизни, когда то, что на первый взгляд расценивалось как неудача, несчастье, провал – на самом деле предотвращало худший ход событий, спасало, оберегало от поспешных действий или готовило для чего-то лучшего. Тогда понимаешь смысл другой русской пословицы – «всё, что Богом ни делается, - к лучшему».         

...Человек несётся на огромной скорости по лесной дороге и вдруг видит знак, запрещающий дальнейшее движение. Водитель раздосадован, он проклинает того, кто поставил знак, ведь теперь ему придётся разворачиваться и искать объезд, однако он не подозревает, что дорогу впереди разворотило оползнем, и, не будь запрещающего знака, он мог бы пострадать. Человек в машине не видит дальше поворота. Состояние всей дороги, однако, видно с патрульного вертолёта, и именно оттуда отдаются команды выставить знак «стоп».

Человек в машине – наше одномерное восприятие времени как линейного движения от причины к следствию. Человек в патрульном вертолёте – тот аспект нашего Высшего Я, который мы называем «судьбой» или Провидением. Он способен обозревать события на много миль вперед, во всей их многовариантности.

Именно он ставит запрещающий знак или знак объезда.

*****

Видение судьбы, прошлых или будущих событий, недоступное нам, обычным людям, может быть, однако, присуще человеку Знания, поскольку его связь с Высшим Я постоянна и бесперебойна. Можно сказать, что вИдение событий Мастерами столь же всеохватнее нашего, насколько возможность обзора человека в патрульном вертолёте шире, чем у человека в машине, едущей по лесной дороге. Действия Мастеров, нередко кажущиеся внешнему наблюдателю необъяснимо жёсткими и даже жестокими, основаны на этом знании, поэтому всегда имеют целью высшее благо.

Нижеследующая история из сборника Идриса Шаха: «Сказки дервишей» иллюстрирует это:

«Есть поговорка: "Жестокость" человека знания лучше "доброты" глупца. ...

Некий всадник, проезжая однажды по дороге, издали увидел, как маленькая ядовитая змея вползла в раскрытый рот спящего на земле человека. Всадник понял, что, если несчастному позволить спать дальше, яд наверняка убьёт его. Подхлестнув своего коня, он в одно мгновение оказался возле спящего и что есть силы стал стегать его кнутом, пока тот не вскочил на ноги с вытаращенными от страха глазами. Не давая ему времени опомниться, всадник погнал его к дереву, под которым валялось множество гнилых яблок, и заставил его их есть, потом ударами кнута пригнал его к реке и приказал пить воду большими глотками.

Человек то и дело пытался удрать от мучителя.

- Что я тебе сделал, о враг рода человеческого?! - стонал несчастный, захлебываясь водой. - За что ты издеваешься надо мной?!

Но всадник был неумолим. До самых сумерек он истязал человека, и в конце концов тот, теряя сознание, упал на землю, его стало рвать, и вместе с гнильем и водой он выплюнул змею.

Только тогда спасённый понял, какая ему угрожала опасность, и стал просить у своего избавителя прощения.

В таком же положении находимся и мы. Читая этот рассказ, не принимайте буквального за аллегорию и не ищите аллегории в том, что должно быть понятно буквально. Тот, кто наделён знанием, несет на себе ответственность. Не имеющий знания живет только своими предположениями.

Спасенный человек сказал всаднику: "Если бы ты сразу объяснил мне, в чём дело, я принял бы твоё лечение с большой охотой".


Всадник в Джайпуре. Художник В.В.Верещагин, ок.1880 г.


Всадник ответил: "Если бы я рассказал тебе все с самого начала, ты бы мне все равно не поверил, или тебя сковал бы страх, или ты убежал бы, или, наконец, снова заснул, ища забвения, и тогда было бы уже слишком поздно".

Сказав это, таинственный всадник пришпорил коня и ускакал прочь. ...

Историю "Всадник и змея" приводил Руми. Даже сегодня многим людям придется не по душе идея рассказа. Тем не менее, эту идею в той или иной форме принимают все суфии. В комментарии на рассказ Хайдар Гул сказал только следующее: "Существует предел, который человечеству вредно переступать, завеса, скрывающая истину, чтобы не повредить тем, чей ум закрыт".»

*****

Пример того, как ум, неспособный различать высшие аспекты реальности, препятствует пониманию истинной сути событий, можно найти в истории о Пророке Моисее и Хидре, изложенной в коранической суре Аль-Кахф, «Пещера». Хидр – великая мистическая сущность, которая, как считают суфии, является в облике святого во всякое время, когда человечеству необходимо восстановить связь с Учением, и передаёт истинное знание Посвящённым. В коранической притче Хидр представляет Высшее Я человека, тогда как Моисей – обычный, рассудочный ум, воспринимающий лишь внешнюю канву событий.

Итак, согласно этой истории, Моисей пришёл к Хидру, прося научить его праведному пути. Хидр ответил: «У тебя не хватит терпения быть рядом со мной, о Моисей. Я владею знанием от Всевышнего, которое тебе неведомо». Моисей обещал быть терпеливым и наблюдать. Хидр согласился взять его с собой в путешествие при условии, что Моисей не будет спрашивать ни о чём, что покажется ему странным, пока Хидр сам не поведает ему об этом.

Когда Хидр и Моисей шли по берегу моря, с ними поравнялось судно, и они попросили кормчего взять их с собой. Признав в Хидре праведника, кормчий взял их на борт, не потребовав оплаты. Оказавшись на судне, Хидр, не промолвив ни слова, выломал одну из досок. Моисей не сдержался: «Как ты мог ответить злом на добро, намеренно сделав пробоину и подвергая жизнь этих людей опасности?» – спросил он Хидра.

«Я же предупреждал, что у тебя не хватит терпения и выдержки путешествовать со мной, Моисей», – ответил Хидр.

Позже, расставаясь с Моисеем, Хидр объяснил причину странного поступка. Как оказалось, правитель той страны вскоре после описанных событий должен был издать указ силой отнимать все неповрежденные корабли. Провидя будущие события, Хидр проделал дыру в днище и таким образом спас судно от царской реквизиции.

*****

Другие обучающие истории суфиев показывают, что скрытое благо, приносимое кажущимся несчастьем, лежит не в сфере обычной реальности, но в области внутреннего совершенствования. В книге Гулистан («Розовый Сад») великого персидского суфия Саади можно найти одну из таких историй, смысл которой не понимается большинством переводчиков, и поэтому неверно передаётся. Саади пишет:

«Я увидел святого, сидящего на берегу моря, который пострадал от нападения дикого леопарда. Раны его не могло залечить ни одно лекарство. Невзирая на своё состояние, в течение всех долгих дней своей стражды святой благодарил Бога Всемогущего и Славного.

Его спросили: «За что же ты возносишь благодарения?»

Он ответил: «Я возношу благодарения за то, что, хвала Господу, я страдаю от недуга, но не от прегрешения».

(из версии перевода «Гулистана» Саади Омаром Али-Шахом)

Глубокий смысл этой притчи трудно постичь, исходя из понимания блага как блага для тела. Таково понимание обычных людей: всё, что плохо для тела, есть зло, и что это за Бог, который причиняет боль?

Когда б я был творцом, владыкой мирозданья,
Я небо древнее низверг бы с основанья,
И создал новое - такое, под которым
Вмиг исполнялись бы все добрые желанья.


(Омар Хайям, рубаи в переводе В.Державина)

Однако святой, повстречавшийся Саади, уже вместил понимание, что боль тела может быть дана для того, что предотвратить гибель души, влекомую склонностью осуждать, ненавидеть, гордыней и богоборчеством, стремлением подавлять, убивать или сбивать с Прямого Пути.  Если у души есть такие наклонности, то данное телу страдание воистину является спасением души: правильно принятое, оно способно очистить и возвысить её. Оно - как змея, выводящая путника к источнику жизни.   

Противоречивыми бывают пути, которыми нас ведёт то, что мы называем судьбой. Они часто неисповедимы для человеческого ума, и нужно просто принять со спокойствием и доверием то, что делается для нас Всепроникающим.

*****

Когда Хидр сделал пробоину в перевозившей их с Моисеем лодке, прилетела маленькая птичка и, сев на край судна, отпила из моря. Хидр сказал: «Смотри, Моисей: знание, которое мы способны вместить, по сравнению со знанием Всевышнего подобно капле воды, оставшейся на клюве этой птички, после того, как она отпила из моря».









Tags: Провидение, добро и зло
Subscribe

Posts from This Journal “Провидение” Tag

  • БОГ СТАВИТ ПОДНОЖКУ

    Возвращаясь к теме о поверхностных суждениях, которые мы часто выносим относительно того, что считаем "благом" и что "злом" для…

  • "НЕПРАВИЛЬНО ЗАДАН ВОПРОС"

    ..и не будет ответа, Потому что не задан вопрос... БГ Тот, кто не доверяет своим суждениям, обречен стать мудрым. И.Шах В продолжение темы о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

Posts from This Journal “Провидение” Tag

  • БОГ СТАВИТ ПОДНОЖКУ

    Возвращаясь к теме о поверхностных суждениях, которые мы часто выносим относительно того, что считаем "благом" и что "злом" для…

  • "НЕПРАВИЛЬНО ЗАДАН ВОПРОС"

    ..и не будет ответа, Потому что не задан вопрос... БГ Тот, кто не доверяет своим суждениям, обречен стать мудрым. И.Шах В продолжение темы о…