assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

Category:

СУФИИ И ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ: ЧАСТЬ 1

...В каждом из нас живет мудрое древнее око, проникающее в прошлое, будущее и скрытое.

Оно пробуждается, когда закрыты оба обычных глаза.   

Всевидящее око – свидетель нашей уникальной истории или неповторимого Узора.

Этот Узор, сокрытый в бессознательном, соткан из той же ткани, что и наши сны…



Возвращение из путешествия. Художник Гилберт Уильямс (Gilbert Williams)


Психоанализ и глубинная психология считают сновидения «королевским путем» (via regia) к бессознательному. Так говорил Карл Юнг, цитируя Зигмунда Фрейда, писавшего в предисловии к книге «Толкование сновидений»: «Толкование сновидений - via regia к пониманию бессознательных процессов ума».

Сейчас никого не удивляет, если психотерапевт просит пациента рассказать о своих снах и помогает ему в процессе их «прочтения». Не все знают, однако, что задолго до Фрейда и Юнга толкование сновидений использовалось суфийскими учителями для диагностики состояния искателя и предписания тех или иных практик.

В книге «Путь суфиев» Идрис Шах пишет: «Западные востоковеды и другие исследователи отмечают, например, что Джалалуддин Руми, Хаким Санаи из Хорaсана, Aль-Газали из Персии и Ибн-Араби из Испании в своих работах упоминали психологические состояния и психотерапевтические методы, ставшие предметом изучения на Западе лишь в свете открытий последнего времени и потому именуемые «фрейдистскими», «юнгианскими» и т.д.».

Данное замечание Шаха относится, в частности, к таким направлениям, как сомнология и онейрология, или наукам о сне и сновидениях. Многие из «открытий» в этой области были сделаны еще в средневековой Андалузии 12-го века. В 1940-е и 50-е годы, когда работы Фрейда переводились на арабский язык, переводчики напрямую использовали термины из работ Ибн-Араби для выражения таких идей как «бессознательное» и т.д.

Суфии всегда полагали, что в человеке изначально присутствует способность видеть истину о своем положении, но эта способность скрыта завесой, мешающей мыслеформам быть отраженными в зеркале дневного сознания. Тем не менее, нечто в нас неудержимо стремится озвучить собственную историю, сделать ее осознанной. Если мы не предпринимаем таких усилий в обычном состоянии, внутреннее «я» все равно будет вновь и вновь пытаться рассказать ее себе – во снах.

Странное бремя... Как будто во мне
Тысячи глаз, не закрытых во сне...
(П.Г.Антокольский)



Сон. Художник Елена Котляркер


Бессознательное все время говорит с нами. Оно хочет быть услышанным.

Иранский психотерапевт Н.Пезешкиан пишет об этом так: «Во сне мы рассказываем истории, но только самим себе. …Возможно, именно в сновидениях воображение получает для себя то поле деятельности, которого нет для него в повседневной жизни, где преобладает рассудок. Сновидения, таким образом, – это […] индивидуальные мифологии» (из книги «Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия»).

Но если во сне мы и так все себе рассказываем, зачем нужно толкование? Почему суфии придавали ему такое значение?

Затем, что истории сновидений не составлены из прямого текста. Почти никогда. Со словами вообще имеет дело только половина нашего мозга, но это именно та половина, в которой мы пребываем, проснувшись. Речь другой половины («птичий язык»), на котором внутреннее существо транслирует свои послания, зачастую непонятна нам и нуждается в переводе.

Джалалуддин Руми, великий суфийский поэт и учитель, пишет по этому поводу: «Когда вам снится, что вы едете на лошади, это означает, что вы достигнете своей цели. Но какова связь между лошадью и целью? Если во сне вы получаете монеты высокого достоинства, это означает, что вы услышите истинные и мудрые слова ученого человека, однако какое отношение монеты имеют к словам? Дела этого мира – сон, «сей мир – грезы сновидящего», и истинное значение этих видений совершенно другое в ином мире. Объяснение им может быть дано лишь Божественным толкователем, ибо тайны всех вещей явлены ему».   

Человек Знания, понимающий этот особый язык непроявленного мира, может толковать сновидения.

В книге «Путь суфиев» Идриса Шаха есть загадочная фраза: «Признаком Истинно Направленных является не только способность к вызыванию образа - Накш, но и правильное истолкование этого образа - искусство, называемое тасвир (осмысление изображения)».

Этот отрывок многих озадачивает, а пояснения к нему Шах не дает, поэтому попробуем разобраться.

Во-первых, что такое «вызывание образаНакш»? Это любой процесс, использующий символодраму для связи с бессознательным. Он может быть организован в виде психологического квеста, похожего на наше совместное путешествие в Нигделандию. Он может включать использование нарративов – символических повествований в виде сказок или фабул. В конце концов, это может быть погружение в состояние интроспекции или глубокого созерцания, в котором происходит встреча с символическим посланием из подсознания.

В книге «Учителя Гурджиева», написанной под псевдонимом Рафаэль Лефорт (предположительно Омаром Али-Шахом), есть интересный эпизод. В нем шейх суфийского ордена Мевлеви в Конье проводит главного героя через опыт «вызывания образа». Шейх предлагает Рафаэлю присоединиться к вечерней медитации с несколькими дервишами Мевлеви, а затем описать послание, полученное в этом особом состоянии, другому суфию - Хассану Кербали из Мешхеда для получения толкования.

Лефорт пишет:

«...Вечером после ужина меня привели в комнату, где сидело около десятка людей. Они были одеты в западные костюмы и сидели на маленьких ковриках, на голове у каждого была белая тюбетейка, вышитая белым шелком. Мне дали тюбетейку и пригласили сесть на свободное место в круге. Через несколько минут раздалась барабанная дробь, и жалобные звуки флейты нарушили безмолвие. Стараясь ни о чем не думать, я закрыл глаза и позволил музыке войти в меня. Музыка и настойчивые удары в барабан гипнотизировали меня, и мне казалось, что я скольжу в пространстве к яркой звезде, испускающей лучи разных цветов. Мягко журчащий речитатив «Ху, Ху» вошел в мое сознание, и я присоединился к нему скорее по собственному стремлению, нежели из чувства обязанности.

Прошло несколько минут, звезда становилась ярче, и на фоне музыки и пения я услышал голос, повторяющий стих нараспев по-персидски. Я читал эту фразу много раз ранее и знал ее. Это был зачин из «Маснави» Руми: "Услышь свирели тростниковой стон...". Снова и снова голос повторял одно и то же изречение, и наконец я направился обратно к земле, а сияние звезды уменьшилось.

Настало утро. ... «Несколько минут» моей медитации в действительности оказались несколькими часами. Был ли это гипноз? Но зачем? Какой смысл был в нем? Голову мою поначалу переполняли вопросы, но затем я расслабился. Ведь моя задача заключалась в том, чтобы запомнить и описать свой опыт, а не заниматься субъективными догадками.

Хассан Кербали был эмалировщиком на базаре Тилла Шахи в Мешхеде. Я рассказал о своем переживании. Он внимательно выслушал. Когда я закончил, он поднял глаза: «Эта фраза - ваш паспорт. Разные участники той группы слышали разные слова, согласно их способности понимать. Вам следует начать с основ, не спеша и терпеливо. Вы должны прислушаться к зову свирели. Если вам удастся это сделать, не оглядываясь назад, если вы сумеете полностью принять то, что вам предстоит, то сможете пойти дальше на пути к пониманию. Если же вы позволите своему незрелому и лишь пробуждающемуся сознанию цепляться за старые идеи и самопотакание интеллекту, вы упустите ту возможность, которая у вас действительно есть сейчас».

Для истолкования послания, «вызванного» особым состоянием искателя, Хассан Кербали применил искусство, которое Идрис Шах назвал тасвир или «осмысление изображения».

Арабское слово тасвир означает «изображение, картинка или символ». В средневековой Турции, Персии и Индии словом тасвир называли полупрозрачные фигурки театра теней, вырезанные из бумаги. Направляя на фигурки свет и проецируя изображения на экран из ткани, операторы театра теней создавали иллюзию реальности.



Операторы традиционного театра теней в Турции


Если убрать экран, зритель увидел бы самого оператора, а не иллюзорные картинки.

Если бы наше подлинное Я не было скрыто завесой, оно отражало бы суть вещей в зеркале нашего сознания, и не нужно было бы никаких толкований. Но поскольку наш «оператор» спрятан за экраном, он вынужден проецировать свои послания в виде картинок или изображений, поэтому человек в сновидении видит не саму вещь, а лишь символ или знак какой-либо вещи - тасвир.





Продолжая аналогию с театром теней...В обычное время экран скрыт занавесом, который открывается только на время представления. Если занавес опущен, мы не можем видеть даже теней фигурок на экране.

Когда люди находятся в так называемом бодрствующем состоянии, «театральный занавес» между запредельным миром и обычной действительностью опущен. Как только мы засыпаем или входим в особое состояние транса, занавес поднимается, входная дверь в театр теней запирается на засов, и на экране появляются изображения - тасвир.

В книге «Алхимия счастья» суфийский Мастер Аль-Газали пишет, что во сне закрываются пять дверей постижения обыденного, то есть пять чувств, и открывается дверь запредельного. Эта же мысль встречается в аллегорической повести «История об изгнании на запад» суфийского мистика Сухраварди, писавшего, что завесы души в виде пяти внешних и пяти внутренних чувств (осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса) частично приподнимаются во сне. И тот, и другой суфии исходят из идеи коранической строфы, говорящей, что Бог призывает души человеческие к себе не только в посмертии, но и во время сна (39:42).

Во время сна, но не всякого сна...

В «Мекканских откровениях» Ибн-Араби пишет, что сон со сновидениями представляет только один из двух видов сна. Он перемежается другим видом – глубоким сном без сновидений, который дается телу для его отдыха и восстановления. (Это, кстати, полностью соответствует современным представлениям ученых-сомнологов о двух стадиях сна – медленного, без снов, и быстрого, со сновидениями).

Во время стадии со сновидениями, пишет Ибн-Араби, становится возможным контакт человека с его душой и передача посланий от нее. Это происходит через посредство того, что суфий называет «казной воображения» (хазинат аль-хайял), где хранятся шаблоны или архетипы всевозможных земных форм, к которым имеет доступ конкретный человек.

Мы можем сравнить эти шаблоны с набором бумажных фигурок-тасвир театра теней.





Когда мы спим, душа посещает эту сокровищницу и изучает «реквизит», подбирая для выражения своего послания то, что кажется ей наиболее подходящим. Даже такие абстрактные понятия, как Бог или Традиция, могут получить символическую форму в «казне воображения», часто в антропоморфном виде.

Мне во снах соборный образ энергии Традиции или одухотворяющей сущности - бараки – чаще всего приходит в лице конкретного человека, моего Учителя Арифа Али-Шаха. До того, как я встретила Арифа, это нередко был образ Идриса Шаха. Это не значит, конечно, что Идрис Шах или мой Учитель буквально являются ко мне во снах – просто их облик из моей «казны воображения» душа находит наиболее подходящими для выражения послания о Традиции.   

Казалось бы, чем плох такой способ коммуникации? Проблема, однако, в том, что внутреннее существо-«оператор» ограничено теми фигурками-тасвир, которые есть в реквизите нашего «театра теней», а также качеством экрана. Тасвир не так уж много, и они не всегда идеально подходят к передаваемому посланию. То, что находится в личной «казне воображения», зависит от опыта человека, его ментальных возможностей («базы данных»), а также развития его органов чувств. Поэтому одно и то же послание может быть передано сотней различных способов разным людям, с неодинаковой степенью точности.



Добро пожаловать домой. Художник Гилберт Уильямс


В подтверждение этого Ибн-Араби пишет, например, что слепые от рождения люди не могут воспринимать визуальные образы в снах, а глухие не могут слышать во сне. (И это действительно так: согласно современным исследованиям, люди, рожденные слепыми, не «видят» сны в форме и цвете, но прочитывают знаки сновидения через осязание, обоняние или слух. Хотя большинство людей с нормальным зрением видят черно-белые сны, приблизительно каждый пятый сновидит в цвете, что отличает личности творческие и обладающие богатым воображением).

Проще говоря, душа во сне использует то, что есть в «реквизите» органов чувств тела. Аль-Газали пишет, что послания, получаемые во снах, чаще всего облечены в одеяния воспоминаний или известных образов. Импринты, вызываемые из памяти сновидящего, соответствуют не внешнему облику событий, но их внутренней сути.

Иначе говоря, при толковании сновидений важна не форма, в которой проявляется знак, а то чувство или ассоциация, какие послание призвано было пробудить. Образ дерева в лесу, увиденный во сне, например, может вызывать совершенно разные ассоциации у лесоруба, плотника или любителя природы. Поэтому, хотя и существуют общечеловеческие архетипические образы, толкование снов – искусство тонкое и требующее индивидуального подхода.

Символы в сновидениях важны не только сами по себе, но и в связи друг с другом. В этом смысле всевозможные сонники и собрания толкований снов, популярные как в прошлом, так и сейчас – инструмент, мягко говоря, ненадежный.

Однажды я писала о том, как мы обсуждали с марокканским суфием ордена Кадири по имени Халил то значение, какое Кадири придают снам и видениям. Халил сказал, что существуют разные виды сновидений, и не все из них равнозначны по качеству послания. Обычные сновидения – результат проработки дневных впечатлений, полученных ранее эмоциональных импринтов или психологических травм, сигналов от физического тела и т.д. Это, так сказать, сфера обычной психотерапии и медицины.

Есть и другие сны, приходящие от сущности человека, его Высшего Я. Они случаются не столь часто, но остаются в памяти надолго, порой навсегда. В них, как правило, содержится указание, даже императив, побуждение к действию. Послания духа бывают прямыми и не нуждаются в интерпретации. По словам Халила, такие сновидения приходят чаще всего от полуночи до трех или четырех часов утра, до рассвета.



Море видений. Художник Гилберт Уильямс


То, что Халил сообщил нам о времени сновидений, возможно, имеет связь с высказыванием (хадисом) Пророка Мухаммада (мир ему!): «Наиболее правдивые сны — на рассвете». Согласно воспоминаниям учеников, он спрашивал их каждое утро об их снах и растолковывал их значение. При этом он советовал ученикам не рассказывать сны случайным людям, но лишь тем, кто достаточно опытен и мудр, чтобы проникнуть в их значение.

Чтение знаков может производить человек, видящий суть вещей – замысел оператора, который скрыт за изображениями-тасвир на экране сознания. Если же завесы нет вообще, то в зеркале сознания отражается сама вещь в ее истинном виде, и толкования не нужны.

Чем более развит орган тонкого восприятия, тем прямее послания духа, которые искатель получает во сне или в видениях, и тем менее они нуждаются в интерпретации.

Сухраварди пишет, что когда завеса неведения спадает полностью, знаки горнего мира отражаются в зеркале души беспрепятственно, поэтому пророкам и святым видения являются не во снах, а в состоянии бодрствования. Подобным образом высказывается и Аль-Газали: то, что обычные люди видят в провидческих снах, пророки зрят наяву.

И хотя нам до этого еще очень далеко, многие из дервишей отмечают, что их восприятие «мира по ту сторону» по мере продвижения на Пути перемещается из снов в бодрствующее состояние.

****

Завершая первую часть темы сновидений, мы возвращаемся к тому, с чего начали. Действительно, в подходах суфиев и психологов есть много общего. И те, и другие полагаются на метод интроспекции и имеют дело не с проявленной частью психики (личностью), но с ее скрытым аспектом (называемым сущностью, бессознательным, подсознанием и т.д.). Однако в психологии сновидения считаются преимущественно результатом взаимоотношений или физиологии, тогда как суфии относят некоторые сны к источнику за пределами данного измерения.

Есть и другое принципиальное отличие. Психотерапия работает над тем, чтобы модифицировать и улушить эго. Суфийские методы предназначены для подчинения эго высшим аспектам души. Желание психолога – довести обычную жизнь клиента до приемлемого уровня, устраняя или корректируя наиболее заметные дисфункции эго. Желание искателя — подняться на ступень выше обычного существования. Это невозможно сделать, не установив союз с внутренним Я, оставив понятие отдельного эгоистического «себя».

Пациент есть пациент, ученик есть ученик.

...Руми в своих произведениях сравнивает искателя с руинами, скрывающими сокровище. Пациент психотерапевта пытается подлатать руины, сделать их худо-бедно приемлемыми для существования. Суфий будет побуждать ученика искать сокровище под руинами, чтобы используя его, построить дворец невиданной красоты...

В продолжение разговора о толковании сновидений, перед второй его частью, я помещаю небольшую интерлюдию под названием Сон о четырех дервишах.

Продолжение в части 2.




Tags: нафсанийаталинсанийат, сновидения
Subscribe

Posts from This Journal “сновидения” Tag

  • СУФИИ И ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ: ЧАСТЬ 2

    Верьте снам. В них - тайная дверь в вечность. (Халил Джебран) Суфии читают умы, которые не в силах прочесть себя сами. (Бахауддин Накшбанд)…

  • СОН О ЧЕТЫРЕХ ДЕРВИШАХ

    Мы созданы из вещества того же, Что наши сны. И сном окружена Вся наша маленькая жизнь... (Уильям Шейкспир, «Буря») В эту важную…

  • НАФС И СНОВИДЕНИЯ

    Где тот Учитель, кто узнаёт зверя по этим приметам несовершенства и оснащает учеников щитом, спасающим от бедствий?.. (Рузбихан, персидский…

  • О ГАДАНИИ И ЗНАКАХ

    ...Следуй за белым кроликом! Сегодня в одном из обсуждений стихов Хафиза возникла тема о гадании. Как известно, книги с поэмами Хафиза на Востоке…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

Posts from This Journal “сновидения” Tag

  • СУФИИ И ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ: ЧАСТЬ 2

    Верьте снам. В них - тайная дверь в вечность. (Халил Джебран) Суфии читают умы, которые не в силах прочесть себя сами. (Бахауддин Накшбанд)…

  • СОН О ЧЕТЫРЕХ ДЕРВИШАХ

    Мы созданы из вещества того же, Что наши сны. И сном окружена Вся наша маленькая жизнь... (Уильям Шейкспир, «Буря») В эту важную…

  • НАФС И СНОВИДЕНИЯ

    Где тот Учитель, кто узнаёт зверя по этим приметам несовершенства и оснащает учеников щитом, спасающим от бедствий?.. (Рузбихан, персидский…

  • О ГАДАНИИ И ЗНАКАХ

    ...Следуй за белым кроликом! Сегодня в одном из обсуждений стихов Хафиза возникла тема о гадании. Как известно, книги с поэмами Хафиза на Востоке…