assalam786 (assalam786) wrote,
assalam786
assalam786

СУФИЙСКИЙ «ХРАМ СНА»

В книге «Люди тайны», написанной под псевдонимом Эрнест Скотт и в свое время вышедшей в издательстве Идриса Шаха «Октагон-Пресс», упоминался «опыт изучения современным доктором традиционной формы медицины, практикуемой афганскими суфиями». Суфийский метод включал в себя гипноз, но был далек от простого устранения симптомов заболевания с помощью постгипнотического внушения. Он напоминал классическое описание древней техники «Храма сна», которое полагали лишь метафорическим.



Храм мира. Художник Арилд Розенкранц (Arild Rosenkrantz), 1930


Храмы сна или Асклепионы, посвященные богу медицины Асклепию, были распространенной формой духовного целительства в Древней Греции и Риме. Вероятно, эта традиция попала туда из Египта и Ближнего Востока, где возникла не позднее 3-го тысячелетия до н.э. В храмах сна излечивались не только душевные, но и физические недуги (нередко также имеющие психосоматическую основу). Исцеление включало ритуальное пение, погружение пациента в состояние гипнотического транса или сна, а также вызывание (инкубацию) провидческих снов. Интерпретируя символы таких сновидений, врачеватель назначал лечение.

Интересное упоминание о древних храмах гипнотерапии можно найти в книге Георгия Гурджиева «Рассказы Вельзевула». По его словам, когда-то люди Земли не имели странного психического свойства, позволяющего приводить их в гипнотическое состояние. Но по ряду причин космического характера сознание людей еще в ранний период их истории стало раздваиваться, и в них постепенно оформились два совершенно различных, ничего общего между собой не имеющих сознания – так называемое «бодрствующее сознание» и подсознание. Второе, по мнению Гурджиева, представляет собой истинное сознание человека, которое, однако, остается неразвитым в большинстве людей.

Представители древних цивилизаций создали отрасль науки, распространившуюся позднее по всей планете под наименованием «неответственное проявление личности». Выяснив, что, используя гипноз, можно избавиться от некоторых негативных свойств «бодрствующего» сознания, их ученые начали искать способы для намеренного вызывания трансового состояния и нашли возможность делать это при помощи субстанции тонкого тела, в новое время названной «животным магнетизмом». Процесс приведения в гипнотическое состояние, пишет далее Гурджиев, древние цивилизации считали священным и производили только в особых храмах.

Много веков спустя эта отрасль знания опять начала было возрождаться Францем Месмерoм, который во время экспериментов обнаружил двойственность сознания людей. По мнению Гурджиева, если бы Месмерa не объявили шарлатаном, этот скромный и честный ученый возродил бы науку, в древности заменявшую медицину и психотерапию, при посредстве которой современное человечество могло бы избавиться от нежелательных свойств своей психики.

И действительно, как пишет Идрис Шах, древняя наука о свойствах психики, называемая нафсанийаталинсанийат или «психоантропология», существовала на Востоке. Она дошла и до нашего времени в некоторых суфийских общинах, использующих приемы, схожие с медицинским гипнозом. Считается, что действующим фактором при таком излечении является не личность целителя - тот лишь служит каналом для проявления силы, которую суфии называют баракой или благодатью...

...Но вернемся к книге «Люди тайны», упомянутой в самом начале.
Судя по всему, доктором, в 60-х годах прошлого века изучавшим методы гипноза афганских суфиев, был Джафар Халладжи. Он написал статью «Особые техники исцеления в Центральной Азии» (Jafar Hallaji. Specialized Techniques in Central Asia), включенную в 1979 году в сборник «Мир суфиев» (The World of the Sufi) издательства «Октагон-Пресс». Ранее я уже помещала перевод небольшого отрывка из этой работы. Поскольку статья пока не опубликована на русском языке, я решила сделать ее перевод и поместить здесь:

«Краткое содержание: Во время поездки в Афганистан в 1961 году автору позволили наблюдать гипнотерапевтические техники мистической общины, полностью изолированной от влияний западной медицины. Члены полумонашеского суфийского сообщества, практикующего данные методы, отличаются от большинства целителей и религиозных деятелей тем, что не пытаются взимать плату за лечение или проповедовать свое учение. Суфии исцеляют физические и психосоматические расстройства при помощи метода, напоминающего месмеризм, и утверждают, что ими излечиваются даже такие болезни, как туберкулез и рак. Я наблюдал сеансы лечения восемнадцати пациентов. Всем пациентам были предоставлены кровати в клинике, состоящей из одного помещения, после чего каждый из них был введен в гипнотическое состояние в течение времени, варьирующегося от 10 до 20 минут. Ритмическое пение молитв, приглушенный свет, пассы руками и фиксация взгляда на одном объекте играли определенную роль в этом процессе. Попытки проверить, находится ли пациент в гипнотическом трансе и насколько глубоко, не предпринимались. Пятнадцать из наблюдаемых пациентов заявили, что вылечились сразу после сеанса; проверка эффективности лечения в одном из случаев не могла быть осуществлена на месте; двое пациентов не почувствовали эффекта от лечения. Позднее автору сообщили, что эти двое людей, не поддавшихся лечению при первом сеансе, затем обратились повторно и были излечены.

*****

Во время пребывания в Афганистане весной 1961 года я имел возможность наблюдать применение гипноза в среде людей, принадлежащих к древней культуре. Я полагаю, что нижеследующее изложение моего опыта может внести вклад в изучение природы гипнотерапии на примере народов, относительно мало затронутых современной цивилизацией, и, таким образом, пролить свет на применение данной техники в исторические времена.

Сообщество, которое я наблюдал, следует полумонашескому образу жизни и относится к суфиям ордена Накшбанди. Их мировоззрение имеет сходство с общинами йогов в Индии в том смысле, что ставит на первое место развитие сознания и тела, в то время как сверхъестественные элементы исключаются из практик. Тем не менее, исторически суфизм создал солидный корпус литературы трансцендентного характера, и большинство мистических поэтов классического периода, писавших на персидском, тюркском и урду, были действующими суфиями.

Подготовка действующих суфиев осуществляется приватно, доступна только избранным ученикам и, как утверждается, являет из себя единственное в своем роде «оккультное» обучение. Его целью служит формирование «совершенного человека» с полностью развитым сознанием и телом. Ученики должны доказать свою готовность, обучаясь и проходя испытания. Многих суфиев называют хаким (целитель), и это означает, что данный человек прошел 16-летний курс обучения своему искусству.

Описание работы суфийского врачевателя и является главной целью данной статьи.

В общине, которую я наблюдал, «клиника» открывается вечером каждого четверга до проведения радений и групповых практик, которые включают физические упражнения для всего тела. В состав клиники входят 60 опытных практиков суфийских методов. Детальный процессс подготовки таких врачевателей не был мне раскрыт. Суфии не приветствуют попытки исследования их искусства, так как официальная медицина не принимает их род деятельности. Поначалу они даже не хотели, чтобы я наблюдал за тем, как проводят лечение в клинике, поскольку опасались, что я представляю официальную проверку. Однако, когда эти трудности были преодолены, Пир-Хаким (старший целитель), человек в возрасте около шестидесяти лет, в сопровождении шести младших врачевателей согласился провести меня в место, где осуществлялось лечение.

Клиника была большим, побеленным известью зданием, состоящим из одной большой комнаты и нескольких комнат поменьше. Помещения были неярко освещены масляными лампами, свешивающимися с потолка на цепях. Вдоль стен большой комнаты стояли кровати с панцирными сетками, покрытые одеялами из хлопка. В тот вечер, когда я присутствовал в клинике, там было 18 пациентов-мужчин в возрасте приблизительно от 18 до 50 лет. Среди болезней, на которые они жаловались, были бессонница, головные боли, несварение желудка, отсутствие аппетита, импотенция, неопределенные страхи и боль в спине. Состав пациентов был представлен в основном земледельцами и кочевниками семитских или кавказских корней, большинство из которых были людьми необразованными.

Каждый пациент осматривался старшим целителем и его помощниками в одной из небольших комнат, после чего ему предоставляли место в клинике. После того, как больному определяли кровать, он ложился на спину и, не отрываясь, смотрел на одну из восьмиугольных фигур, прикрепленных к потолку. Эти восьмиугольные фигуры были украшены эннеаграммой. Старший целитель и его ассистенты подходили к каждому пациенту по очереди. Пока остальные члены группы нараспев повторяли слоги «Йа-Хуууу, Йа-Хакк!», старший целитель простирал руки ладонями вниз горизонтально над пациентом. Целитель делал ритмичные пассы руками вдоль тела больного от глаз до пальцев ног, держа ладони на расстоянии шести дюймов от тела. Техника напоминала подобную у месмеристов. Неотъемлемой частью процедуры было то, что главный целитель ритмично дул на пациента со скоростью два выдоха в секунду. Именно из-за этого аспекта процедуры ее называют «чуф» — дыхание. Гипнотерапевтический эффект данной процедуры, по-видимому, усиливается релаксацией всего тела, теплом комнаты, концентрацией пациента на диаграмме и чередованием света и темноты в момент, когда целитель проводил руками над лицом пациента.

Субъекты достигали гипнотического состояния в течение около шести минут. В случаях с более молодыми пациентами требовалось порядка 12 минут; в случаях с пациентами старше сорока лет обычным было время до 20 минут. Не все пациенты закрывали глаза. Скорее, более резкие вдохи и прекращение мелких телодвижений свидетельствовали о наступлении у них гипнотического сна. При этом врачеватели не делали попыток убедиться в факте введения пациента в гипноз и в том, насколько он был глубоким.

После достаточно продолжительного времени, которое потребовалось, чтобы провести сеанс с каждым из пациентов, группа целителей устроилась на скамье посреди комнаты, пока в помещение вносили дополнительные источники света. Врачевателям раздали чай, и в течение следующего получаса они вели между собой негромкую беседу. Меня заверили в том, что пациенты пребывают в бессознательном состоянии, хотя никаких вербальных команд засыпать им не давалось. Целители также сообщили мне, что пациенты не знали о том, каков будет характер лечения, перед тем, как обратились в клинику, поскольку все больные, ранее получившие здесь исцеление, были предупреждены, что не должны рассказывать никому - под страхом рецидива их заболевания, - о том, каким образом осуществлялась терапия.

После завершения получасового перерыва целители вновь осмотрели каждого из пациентов по очереди. Если больной не вздрагивал от звука удара в небольшой гонг над его головой, старший целитель, читая симптомы его заболевания, записанные на листе бумаги, сообщал больному, что целительная сила бараки входит в него, будет продолжать свою работу в нем, излечивая недуг любым возможным способом, и завершит исцеление до момента его пробуждения. Это утверждение было повторено пять раз. Во время данной фазы лечебной процедуры старший целитель сделал два замечания оккультного характера. Первое из них было о том, что их клиника является Хайкал-и-Хаб  - Храмом Сна [буквально «Храм Дыхания»], а вторым утверждалось, что излечение произошло благодаря целительной силе, дарованной святостью основателя суфийского ордена, шейха Бахауддина Накшбанда.

Однако в случае, если пациент вздрагивал или шевелился от удара в гонг, ему говорили, что в конце процедуры он должен встать и вернуться в следующий четверг для продолжения лечения; до окончания процедуры ему было велено лежать спокойно. Из присутствующих больных по всем признакам лишь двое не вошли в состоянии гипноза.

В конце всех пациентов разбудили легким потряхиванием за плечо и попросили встать. Затем каждый из них поцеловал руку старшего целителя, и их препроводили в другое помещение, где накормили ужином и предложили остаться до утра.



Таинственный портал. Художник Арилд Розенкранц


Мандат на обучение данной технике по-прежнему принадлежит роду Хашимитов (из которого происходил Мухаммад), и в настоящее время тремя старейшинами, владеющими мандатом, являются трое мужчин – потомков этого рода: князи Икбал Али-Шах, Идрис Шах и Омар Али-Шах. Их знания и способность к гипнотерапии, таким образом, имеют три источника: то, что они являются действующими суфиями, имеющими доступ к целительной силе Бахауддина; то, что они вожди племенного образования, и то, что они - сейиды, потомки Мухаммада.

На следующий день пациенты были вновь осмотрены на предмет симптомов болезни, и пятнадцать из них заявили, что излечились. Шестнадцатый, страдавший импотенцией, оставил суждение о своем состоянии до возвращения в деревню.

По сообщению, полученному позже, два случая, которые не были излечены сразу, были подтвергнуты дальнейшим сеансам гипнотерапии. Утверждалось, что их недуги – бессонница и мигрень – полностью прошли.

Суфийский метод лечения отличается от большинства других методов религиозного исцеления в определенных аспектах. Несмотря на то, что врачеватели рассматриваются как святые люди, я не наблюдал никакой пропаганды суфизма среди пациентов. Сами целители считают, что их метод отличается от техник исцеления, основанных на вере и практикуемых среди ортодоксальных последователей ислама, - в том смысле, что суфии не ожидают от пациентов непременной веры в то, что они будут излечены. Далее, хотя считается, что врачеватели могут получать вознаграждение за свои услуги, на самом деле они не принимают подарков свыше того количества еды, которое может поместиться в ладони одной руки.

Как сообщил старший целитель, применением суфийских методов успешно излечивались от рака, туберкулеза и отравления ядом, хотя иногда было необходимо подвергнуть пациента введению в гипноз более трехсот раз, прежде чем лечение могло возыметь действие. Также утверждалось, что многие пациенты, прибегшие к суфийским методам лечения, до этого безуспешно пытались лечиться у докторов, обучавшихся на Западе.

Насколько мне удалось узнать, никто из членов общины не проходил обучение гипнозу в том виде, как он применяется на Западе, и никто из врачевателей не знал иностранных языков, владея лишь персидским. Книги в их библиотеке были исключительно томами классической персидской поэзии. Старший целитель утверждал, что их метод исцеления уходит корнями в 12-й век, но использовался и до этого некоторыми суфийскими Мастерами. Данная гипнотерапевтическая техника была привезена в Афганистан семьей потомков Пророка Мухаммада. Такое утверждение может быть в некоторой степени подкреплено историческим свидетельством о том, что Мухаммад однажды ввел своего соратника и зятя Али (впоследствии четвертого халифа) в состояние транса, благодаря чему смог безболезненно удалить обломок копья из бедра Али».

(стр.155-161)

*****

На этом мы завершаем тему снов и сновидений, но в продолжение темы о передаче бараки и способности к исцелению в следующей заметке мы поговорим о том, кто такие Люди Крова, а также о тайне механизма их преемственности.




Tags: Гурджиев, Идрис Шах, барака, нафсанийаталинсанийат
Subscribe

Posts from This Journal “барака” Tag

  • ЛЮДИ КРОВА

    Путь суфиев дошел до нас через Людей Крова (потомков Пророка Мухаммада). Все же нельзя сказать, что он был передан просто по линии кровного родства.…

  • СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 2

    ...Будем обнимать гробницы их, потому что даже гробницы мучеников могут иметь великую силу... (Св. Иоанн Златоуст) В Части 1 я начала…

  • ЗНАЧЕНИЕ ФИНИКОВ

    Сегодня четверг, ночь, когда происходит суфийское радение- муракаба и когда, как сказано в истории о Мушкиле Гуше, нужно съесть немного фиников и…

  • ПРИПРАВЛЕННАЯ МАННА

    И тебя украдут, если с Другом не будешь сидеть, И в цепях продадут, как на рынке рабов уведённых. Я стихом соловьиным крылатым сердцам буду петь,…

  • ФИНИКОВАЯ КОСТОЧКА АРСЛАНА-БАБА

    Работа производит Сладкую Эссенцию (Амал мисазад йак Заат-и-Ширин) девиз братства Сармун ("Пчел") ...Среди дервишей Средней Азии…

  • УТОНЧЕННОСТЬ

    Так нелегко остановить Злых мыслей о других поток, Слепая жизни круговерть Несет их без конца и края. И только дружба с тем, кто смог Натуру зверя…

  • "Сезам, откройся!" или Молитвенная барака

    Помните, как в сказке об Али-Бабе и сорока разбойниках главный герой, Али-Баба, наткнулся на пещеру с сокровищами? Вход в пещеру чудесным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Posts from This Journal “барака” Tag

  • ЛЮДИ КРОВА

    Путь суфиев дошел до нас через Людей Крова (потомков Пророка Мухаммада). Все же нельзя сказать, что он был передан просто по линии кровного родства.…

  • СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 2

    ...Будем обнимать гробницы их, потому что даже гробницы мучеников могут иметь великую силу... (Св. Иоанн Златоуст) В Части 1 я начала…

  • ЗНАЧЕНИЕ ФИНИКОВ

    Сегодня четверг, ночь, когда происходит суфийское радение- муракаба и когда, как сказано в истории о Мушкиле Гуше, нужно съесть немного фиников и…

  • ПРИПРАВЛЕННАЯ МАННА

    И тебя украдут, если с Другом не будешь сидеть, И в цепях продадут, как на рынке рабов уведённых. Я стихом соловьиным крылатым сердцам буду петь,…

  • ФИНИКОВАЯ КОСТОЧКА АРСЛАНА-БАБА

    Работа производит Сладкую Эссенцию (Амал мисазад йак Заат-и-Ширин) девиз братства Сармун ("Пчел") ...Среди дервишей Средней Азии…

  • УТОНЧЕННОСТЬ

    Так нелегко остановить Злых мыслей о других поток, Слепая жизни круговерть Несет их без конца и края. И только дружба с тем, кто смог Натуру зверя…

  • "Сезам, откройся!" или Молитвенная барака

    Помните, как в сказке об Али-Бабе и сорока разбойниках главный герой, Али-Баба, наткнулся на пещеру с сокровищами? Вход в пещеру чудесным…