СКАЗАНИЕ О БЕЛОМ СОКОЛЕ

И снова мы в гостях у сказки... На сей раз повествование пойдет на языке внутренних образов дорогого Друга по имени Белый Сокол. Доброжелательное участие Собеседников в продолжении истории, как и в предыдущем нашем совместном опыте, всячески приветствуется.


...В некотором царстве, в град-столице на боярском подворье появился маленький сокол. Мать и отец его с другими ловчими птицами жили в большой клети, кормились с боярской руки и сокольничим обучены были охотиться на фазана, лису и другого мелкого зверя. Ждала сия участь и нашего сокола, уродись он таким, как все.

Но он был птицей диковинной.

Перья его с рожденья были белыми, словно кипень, словно первый снег и полевые лилии. Однако особенным юный сокол себя никак не чувствовал. Не ведал птенец и того, что ловчих птиц о белом оперенье велено было по достижении года отдавать в обучение придворному сокольничему для государевой охоты, и что уготованная ему судьба была необычайной – сидеть на плече самого царя-батюшки и есть с царской руки. Даже именем наречь мог его лишь тот, кому назначен он был по праву, а пока звали его просто - Белый Сокол. 

Рос белоснежный слёток там же, где и сородичи его - ловчие соколы да ястребы, челиги да кречеты – в клетях на потешном дворе. Лишь только он оперился, сработали Белому Соколу красивый наряд: на голову его надели кожаный клобучок, прикрывавший глаза, а ноги связали шелковыми обножами. К левой ноге сокола, кроме того, прикрепили длинный шнур, которым ловчий привязывал его к присаде-перекладине, чтобы не вылетал из клети. Когда же сокольничий забирал сокола во двор для научения ловле, пристегивал он шнур к своей перчатке из кожи.




Collapse )

ЛЕЧЕБНЫЕ ЗАГОВОРЫ: ГИПНОТЕРАПИЯ ИЛИ МАГИЯ?

...Встану, благословясь, выйду, помолясь,
Из дверей в двери, из ворот в ворота,
Выйду в чисто поле, широкое раздолье,
Оборочусь к востоку лицом, к западу тылом.
В чистом поле - море-океан,
На море-океане, на острове Буяне
Стоит бел-горюч камень Алатырь.
На Алатырь-камне – храм,
В храме – ангел Божий.
Скажет он слово –
Забьют из Алатырь-камня
Ручьи бегучие, ключи кипучие.
Как смоют они пенья, коренья,
Пески да серые каменья,
Так и с раба Божьего все хвори уйдут:
С ясных очей,
С могучих плечей,
С черных бровей,
С алых кровей,
С чистого тела,
С ретивого сердца,
С буйной головы,
С резвых ноженек,
С белых рученек.
Как с гуся вода, так с раба Божьего хворь –
В пеньё, в кореньё,
Камнем ей накрыться,
Землей завалиться,
Мохом-травой зарасти.
Не я помогаю, не я пособляю, а ангел Божий.
Будьте слова мои крепки и лепки, тверже камня.
Аминь.



Место силы в горней обители. Работа немецкой художницы Бригитт Джост (Brigitte Jost)


Приходилось ли вам слышать нечто похожее? Может быть, в деревне у бабушки, может, еще где-то... Это был обобщенный пример лечебного нарратива – ритмически организованного повествования, которое в старину применяли для исцеления специально подготовленные субъекты народной медицины и психотерапии. В зависимости от местности, где они практиковали, этих людей называли знахарками (знахарями) или «знаткими людьми», ведуньями или шептуньями, а применяемые ими традиционные или авторские нарративы - заговорами, приговорами, нашептываниями или «словом вещным и чародейным».

Источниками исцеляющего эффекта заговора были как гипнотерапевтические приемы, так и способность целителя действовать в сфере метафизического. Гипнотерапевтическое действие заговора основано на сочетании приемов звукописи – особенно рифмы и ритма.
Collapse )

РЫЦАРЬ СИНИЙ ПЛАЩ

Нижеследующее повествование было составлено для Друга на языке образов, пришедших к нему из его внутреннего мира во время путешествия в Нигделандию. Оно заканчивается на самом важном месте, с которого наш Друг сможет достроить его таким, каким хотел бы видеть. Искренняя и дружеская помощь Собеседников, как и в прошлый раз, приветствуется : -)

...В некотором царстве, в некотором государстве в один прекрасный день в семье рыцаря родился наследник. Почти сразу после его рождения рыцарь ушел в военный поход, и больше о нем никогда не слышали. Семье воина пришлось нелегко, и его маленький сын был часто предоставлен самому себе.

Когда мальчик был еще младенцем, его сердце проникало в то, чего не видели людские глаза. Он знал, что был вовсе не человеческим ребенком, а цветком из ослепительно-белого света. Из серединки этого цветка, который располагался у него в груди и походил на лучистый шар, причудливыми волнами изливалось сияние, окутывающее младенца с головы до ног. Сияние было живым - оно было самой любовью. Младенец играл с этим живым светом и разговаривал с ним без слов. Он был счастлив.

Но, по традиции рода рыцарей, как только мальчик научился говорить, на него надели маленькие доспехи и отдали обучаться ратному делу. Сияние цветка не могло пробиться сквозь сталь кольчуги, а когда ее снимали вечером, мальчик сразу же засыпал от усталости, не помня ни о чем. Постепенно ребенок стал юношей и совсем забыл о лучистом цветке внутри него. Он так привык быть закованным в железо, что доспехи стали его вторым телом. Он научился тому, как защищаться и нападать, но кроме этого мало что умел.


Бессмертный рыцарь. Художник Фрейдун Рассули (Иран)

Collapse )

АНГЕЛ МОЙ

Ангел мой, будь со мной,
Ты впереди, я за тобой...
(из песни)      


В канун Дня Влюбленных пишу - конечно, о том, кого люблю. Рано или поздно каждый Искатель встречает его, своего Ангела. Его (или ее) зовут по-разному - Водителем, Хранителем, Высшим Я, Божественным Я или еще как-то. Духовный Учитель на земле необходим, чтобы способствовать этой встрече и препоручить ученика его собственному высшему водительству.



Встреча. Художник Фрейдун Рассули (Freydoon  Rassouli)


Видят Ангела тоже по-разному – иногда в человеческом облике, иногда нет. Пророк Моисей увидел его в форме охваченного пламенем тернового куста - неопалимой купины. Пророку Мухаммаду ﷺ Ангел являлся иногда в облике реально существовавшего в его окружении человека – необычайно красивого юноши по имени Дихья Аль-Калби, а иногда в облике крылатого архангела Гавриила. Великому суфийскому поэту Хафизу Ширази во время ночного радения Ангел явился в невыразимо прекрасном женском образе.
Collapse )

КАК ЙАШИН ВОЛШЕБНЫЙ ИСТОЧНИК ИСКАЛ

Эта волшебная сказка-дастан – не совсем обычная. Она была составлена специально для Друга на языке образов, пришедших из его внутреннего существа во время нашего путешествия в Нигделандию, а также из продолжения им легенды о зачарованном страже. Повествование дастана намеренно не окончено и предполагает многовариантность своего развития. Задача Друга будет заключаться в том, чтобы продолжить сказку такой, какой бы он хотел ее видеть.

Поскольку наш Друг не возражает, если кто-то из Собеседников захочет поучаствовать в дополнении повествования, дружеская помощь приветствуется – конечно, при условии, что вами движет чувство братства, сострадание и намерение блага. Присутствие трех данных алхимических ингредиентов и есть основа волшебства. Если сейчас вы не ощущаете данных сущностных побуждений, можно просто остаться наблюдателем.

Итак, отправляемся в сказку-дастан...         

*****

...Жили-были в одном селе государства Кукон старик со своею старушкой. Держали они огород да стадо овец, так и жили – не тужили. Однажды, обходя грядки, заметил старик, что из-под капустного кочана исходит странное сияние. Заглянув под лист, увидел он маленького зайчонка и такого же крошечного мальчика, не больше ладошки. Необычайный свет шел от них обоих, и был он чисто-белым, словно молния.

Завернул старик обоих в подол халата и принес домой, показал старушке, сказав: «Посмотри-ка, что за чудо - послал нам Бог сынка со товарищем. Пусть растут у нас в доме, согревают нас своим светом в старости». Подивилась старушка на чудесных ребенка да зайчонка и с радостью согласилась. Мальчика назвали Йашин, что означает «молния», а зайчонка звали просто «заяц».    

Росли зайчик и Йашин не по дням, а по часам, и были не-разлей-вода. Через год первый превратился во взрослого зайца, а второй стал юношей, ладным да смышленым, вот только росточка остался маленького - не больше локтя. Но Йашин не горевал, а везде поспевал верхом на зайце, резвее ветра и быстрее молнии.


Collapse )

НАРРАТИВЫ И ЖИЗНЬ: РАССКАЗЫВАЯ СЕБЕ СВОЮ ИСТОРИЮ

- Старик, отчего ты сидишь здесь?
-  Да вот, рассказываю себе свою историю...
Сказание о Мушкиле Гуше»)

Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов (повествований). …Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее выстраивает. …Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим.
(Джером Брунер, основоположник нарративной психологии)


Меня иногда спрашивают: и все же, суфизм – это вероучение или психология? Следуя по стопам Винни-Пуха, одним махом деконструировавшего бинер мышления, я отвечаю: «И то, и другое!» Ибо, что ни говори, сакральный ведмед нашего детства прав: мёд сгущенкой не испортишь. Как и изучение юнгианской психологии в современных духовных семинариях не мешает последующему отправлению культа их выпускниками.

И все же... Суфизм – не вероучение и не психология, хотя ни тот, ни другой элементы ему не чужды. Суфии не ставят психотерапевтические заплатки на пошатнувшиеся самости, не просят верить им и не убеждают: они обучают путем создания переживания, помогающего человеку перейти на другой уровень мышления. В этом процессе используется все, что работает: обучающие истории, сказки и даже анекдоты. Метод напоминает процедуру, которую современные психологи называют символодрамой, хотя и не тождествен ей. Подобное обучение может быть похоже на развлечение и игру, но ожившие символы - не самоцель, а инструмент, снимающий контроль Эго.





Зачем в обучении нужны аллегории? Отчего бы не сказать человеку прямым текстом, что ему следует изменить в себе? Затем, что мы себя не знаем. Многие из Собеседников убедились в этом, пройдя через опыт путешествия в стране Нигделандии. А почему мы не знаем себя? Потому что не хотим. А если вдруг узнаем, то старательно скрываем обнаруженное за самообманом, потому что так удобнее - не нужно меняться. Символодрама просачивается сквозь завесу самообмана, поскольку разыгрывается с использованием особого языка архетипов, хорошо считываемого сущностью. Развивая активное воображение, можно не только понимать этот язык, но и передавать сообщения внутреннему существу.
Collapse )

ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: ЛЕГЕНДА О ЗАЧАРОВАННОМ СТРАЖЕ

В этой сказке, составленной по мотивам «Легенды о зачарованном страже», версия которой включена в книгу Вашингтона Ирвинга «Альгамбра», что-то пошло не так. Прочтя ее, трудно избавиться от мысли, что эта сказка, архетипические персонажи которой как будто пришли из суфийских обучающих историй, должна была закончиться иначе. Я предлагаю Собеседникам, прочитав ее, поделиться своими вариантами счастливого окончания. Кто знает, может быть, общими усилиями мы и и перерасскажем ее так, как она должна была бы звучать. Итак...

...По арабскому преданию, когда Всевышний предложил царю Соломону за его преданность любую милость, тот избрал мудрость, и с неба в ответ на его просьбу упал перстень с печатью. В этом талисмане была тайна знания и благоденствия, и с помощью него можно было повелевать людьми и джиннами. Царство Соломона ширилось и процветало, но с годами правитель стал уделять все больше внимания земным попечениям и забывать своего Господа, поэтому Всевышний решил забрать у царя перстень. Однажды Соломон случайно уронил талисман в море и тут же стал обычным из людей. Покаянье и молитва вернули ему милость Божью: перстень отыскался в брюхе рыбы, и правитель вновь обрел небесные дары.

Говорят, что перстень с Соломоновой печатью по сей день пребывает в нашем мире и хранит свою исконную силу, будь он погребен на дне морском или в пыльном сундуке. Время от времени он являет себя человеку особых душевных качеств, даруя возможность распорядиться им по воле его Создателя. Наша история, приключившаяся в мистической Альгамбре – как раз о таком случае...


Сэмюэл Колмен. Холм Альгамбры (19 в.)

Collapse )

АРХЕТИПЫ И МЫ

...Представим себе волшебную шахматную игру, которая происходит синхронно на двух досках, поставленных одна над другой. Игрок передвигает шахматы только на верхней доске, однако фигуры на нижней доске таинственным образом повторяют все движения, происходящие уровнем выше. Упоминания о подобных играх сохранились в старинных легендах, и мы однажды говорили о них.

Теперь усложним образ и представим, что доска и фигуры на верхнем уровне – виртуальные и незримые, а на нижнем – трехмерные и материальные. Последние приводятся в движение подобием того, что мы назвали бы «дистанционным управлением» между уровнями.

Резонный вопрос: где находятся виртуальные фигуры и доска? Скорее всего, мы предположили бы, что в каких-то областях информационного пространства (как сейчас говорят, в «облаке»).

Существуют ли виртуальные фигуры реально? Конечно.

Являются ли они первопричиной того, что происходит на материальной доске? Еще как.

Может ли тот, кто овладел доступом к виртуальной части доски, предсказать, как будет разворачиваться партия в ее воплощенной части? Несомненно.  

И наконец: зная, как управлять виртуальными фигурами, может ли игрок изменить ход шахматной партии в 3D?

 
Художник Зигфрид Задемак (Siegfried Zademack)

...В нашем предыдущем путешествии мы исследовали неизведанные области собственного внутреннего пространства - «Нигделандии». Пришло время поведать, что это название - «Страна Нигде» или На-Коджа-Абад – пришло к нам из 12-го века, от Шихаб-ад-дина Сухраварди, самого мистического суфия Персии. Так он обозначал реальность, которую иранские гностики называли «восьмой сферой» - областью, находящейся за пределами семи сфер чувственного опыта.
Collapse )

ПУТЕШЕСТВИЕ В НИГДЕЛАНДИЮ

Двенадцать дней Святок не случайно были выбраны традицией для гаданий и попыток заглянуть в надсознательное. Это время, когда приоткрывается дверь, через которую рацио может проникнуть в неописуемые миры, лежащие за его пределами – или, как иногда говорят, нелокальный аспект сознания в голографической Вселенной. Что значит нелокальный? То и значит, что он находится везде и в то же время нигде – это «Нигде-Ландия».

Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны особой,
О которой мы поем...

Нелокальность - не единственная особенность сказочной страны, которой нет на картах. Есть еще парадокс – Нигделандия одна, и в то же время у каждого она своя. Проводником в родной для вас Нигделандии будет ваше внутреннее существо, и наступающие дни святок мы посвятим квесту, предмет которого – мы сами. Конечно, виртуальное путешествие - всего лишь игра, сказка, поэтому не следует воспринимать ее слишком серьезно, но – сказка ложь, да в нее... играет вся голографическая Вселенная : )   

Итак, если вы путешествуете с нами, предлагаю достать листок бумаги и ручку (планшет, телефон или любое другое средство записи). Мы будем попадать в разные сказочные ситуации и отвечать на вопросы, и задача играющего - просто записывать то, что первым приходит в голову. В нашей сказке возможно все, поэтому включить воображение – можно и нужно. Это очень важно – фиксировать именно мгновенную мысль или образ, какими бы странными, дикими или неприемлемыми они ни казались на второй взгляд.

...Дело в том, что за нашим проводником – внутренним Я – всегда тенью следует цензор, которого иногда называют «Командующим Я». У нас есть буквально полсекунды на контакт с внутренним Я до того, как цензор введет купюры и выдаст одобренную им версию «достойного» ответа. Но ведь мы хотим узнать нечто неизведанное о себе, не так ли? Версия автопортрета с купюрами у нас и так есть – просто взгляните на свою страницу в соцсети :) Мой Учитель назвал имидж, который мы создаем в соцсетях, «a direct link to Commanding Self» (прямой ссылкой на Командующее Я). Но это не то, что мы ищем, правда?

Следует заметить, что некоторым легче «слышать» то, что они представляют, как если бы им кто-то говорил это; другим легко визуализировать воображаемое в виде образа. И то, и другое – приемлемо, главное – искренность и спонтанность.

Время и пространство Нигделандии отличны от наших, поэтому нет смысла искать связь между предлагаемыми сказочными ситуациями - ее может и не быть. Не следует и заглядывать в комментарии до завершения ответов на все вопросы, если мы хотим остаться объективными. И еще: в нашем квесте нет и не может быть неправильных ответов.

На все про все вам понадобится 25-35 минут. Для того, чтобы получить обратную связь после того, как все ответы будут записаны, я предлагаю поделиться ответами в комментариях (не личным сообщением, пожалуйста). Комментировать можно как анонимный собеседник: цель не в том, чтобы другие узнали что-то о вас, а в том, чтобы вы узнали что-то о себе. Я обещаю подробно разобрать как минимум десять первых комментариев, после чего помещу общий ключ.

Ну что, в путь?


Автор иллюстрации – японский художник Акия Кагеичи (Akiya Kageichi)
Collapse )

ПЯТЬ И ШЕСТЬ

Тот, кто соединил гексаграмму и пентаграмму, наполовину раскрыл священную тайну. (Элифас Леви)
‎                                                        

Первым языком Творения был язык чисел.

В изначальном тексте Евангелия от Иоанна на греческом языке говорится: «В начале был Логос...», что означает не только «слово», но и «рацио, соотношение». В коранической суре передана та же мысль: «Воистину, Мы сотворили всякую вещь в совершенной мере и пропорции» (54:49). За кажущейся сложностью природных явлений скрыта единая канва, запечатленная языком математического кода. «Геометрия была до сотворения вещей, вечных, как Божественный Дух; ...она - Творец, и именно она дала ключи к созданию мира», - писал Иоганн Кеплер в «Мировой гармонии».

Тайнопись математического кода задает правила игры для мира проявления, среди которых отношение между Пятью и Шестью стоит особняком. Усвоивший его постигает грань между упорядоченной структурой и живой системой. Водораздел между предбиотическим существованием и биологической жизнью лежит на стыке пятиугольника и шестиугольника, в поворотной точке, где Дух - Адам вкушает протянутое Евой - Животворным Началом яблоко, плод пентагональной симметрии жизни...



Разрез яблока и кристаллическая решетка бериллия - типичные проявления пятиугольной и шестиугольной симметрии в живой и «неживой» природе

...Три года назад в комментарии к одной заметке я пообещала написать о том, почему великие Посвященные Традиции считали столь важным понимание связи между пентаграммой и гексаграммой. Разговор возник в связи с интригующей деталью фронтисписа книги Атанасиуса Кирхера «Арифмология», где мудрец в восточной одежде держит раскрытую книгу без текста, но с двумя символами – пятиугольником и шестиугольником.




Иезуит Атанасиус Кирхер был одним из тех специально обученных эмиссаров Традиции, кто в своем веке выполнял роль живого хранилища Знания, поэтому каждый символ этой гравюры скрывает глубокий смысл. Некоторые из кодов Кирхера мы уже пытались дешифровать ранее, и, по-видимому, незримый таймер, ведающий соблюдением закона «обещанного три года ждут», собрал возможности для выполнения обещания рассказать о пентаграмме и гексаграмме здесь и сейчас.

Итак..
Collapse )