Category: животные

Category was added automatically. Read all entries about "животные".

О ДЫХАНИИ: МОСТ ОТ ФИЗИКИ К ПСИХИКЕ

Я уже затрагивала тему дыхательных практик здесь – о том, что дыхание напрямую влияет на метаболизм, участвуя в производстве высших субстанций в процессе внутренней алхимии. Сегодня я хочу продолжить о двух других аспектах дыхания в практиках Традиции: о связи дыхания и эмоций и косвенных методах управления дыханием.

Как писал Борис Муравьев, один из учеников Гурджиева, нервно-мышечная система грудной клетки человека уникальна тем, что может управляться по двум каналам: инстинктивно-автоматическому (чаще всего мы не осознаем, как дышим) и осознанному. Возможность перехода от одного способа к другому создает мост внутри нашего организма от физиологических к психическим функциям. Этот мост – не единственный, однако он один из наиболее важных.

Ученикам на суфийском Пути всегда напоминают, что мост дыхания – дорога с двусторонним движением.

Когда мы боимся или впадаем в гнев, наше дыхание автоматически учащается и переходит в верхнюю часть легких – эмоции управляют дыханием. Мы все хорошо знакомы с этим свойством моста дыхания. То, с чем мы практически не знакомы, хотя и слышали много раз об этом – это обратная связь через мост дыхания, когда осознанное управление дыханием влияет на эмоциональное состояние. Когда перед экзаменом нам говорят: «Расслабьтесь и дышите глубоко» - это как раз тот самый случай. К сожалению, не многие действительно могут сознательно управлять дыханием в течение достаточно долгого времени, однако, если овладеть этой техникой, она по-настоящему работает.

В связи с этим мне вспоминается одна история, услышанная от человека, увлекавшегося подводным плаванием. Однажды на далеких островах южного моря этот человек исследовал обитателей коралловых рифов, как вдруг увидел вдалеке тень акулы. Акул он раньше не встречал, поэтому впал в сильную панику. Сердце его начало бешено стучать, а дыхание участилось. Как будто почувствовав его страх, акула стала делать круги поближе. И тут он вспомнил о том, что животные, особенно хищные, хорошо ощущают эманации страха, и стал, преодолевая себя, дышать очень медленно. Он почувствовал, как его сердцебиение нормализовалось, а страх стал исчезать. Как только человек перестал эманировать страх, акула и вправду как будто потеряла его со своих радаров, потому что остановилась, сделала пару витков в недоумении и, развернувшись, уплыла в неизвестном направлении.

Для меня смысл этой фабулы, которую я часто вспоминала потом, был таким: чтобы тебя не съели акулы эмоций, нужно правильно дышать.

Управлять дыханием можно осознанно, однако это очень трудно и требует специальной тренировки. Можно также создать специальные виды практик, которые были бы безопасны и всем доступны, и при которых дыхание косвенно направлялось бы в русло правильного ритма и паттерна. И такие практики были созданы и многим известны – например, разные виды ритмических упражнений, включая китайскую гимнастику тайцзи-цюань.

Дыхание при правильном выполнении данных упражнений без всякого сознательного форсирования находит нужный ритм, поскольку ум отвлечен на выполнение движения.

Тайцзи-цюань и ритмические упражнения, конечно, далеко не единственный метод, косвенно регулирующий дыхание. В техниках внутренней алхимии тот же результат достигается другим путем — полной неподвижностью и расслаблением мышц. Однако людям некоторых типов просто сесть и расслабиться – невыполнимо трудно, поэтому для них динамическая медитация может быть единственным доступным методом. Учитель предписывает то или иное в зависимости от темперамента и типа ученика или группы учеников.



Радение дервишей (источник иллюстрации)

В своей собственной истории я начала как раз с практик внутренней циркуляции энергии в состоянии полной неподвижности и расслабленности, тайцзи-цюань была гораздо позже. К одному и тому же результату, одному и тому же ритму дыхания я в разное время пришла двумя разными путями: «от покоя» и «от движения». Оба метода работают.


Более того, я также обнаружила, что можно добиться выработки внутри себя нужного ритма дыхания, не делая вообще ничего, а просто наблюдая за движениями Мастера. (Это происходит в следствие того, что при наблюдении за движениями других людей наш мозг посылает к мышцам и всем внутренним системам имитационные микро-импульсы, аналогичные нормальным двигательным импульсам, только в разы слабее).

Но и это еще не все.

В православной монастырской традиции, и особенно в ее российской ветви, косвенным упражнением по управлению дыханием является, в частности, литургическое пение. В некоторых монастырях, например, Киево-Печерской лавре, практиковались особые речитативы, исполняемые в полный голос. Это были одновременно упражнения на концентрацию и правильное дыхание, объединявшие в себе физический, умственный и духовный аспекты.

УРОК МОРСКОГО СКАТА (ЙАД-ДАШТАН)

Йад-даштан - так называется одно из правил дервишей Накшбанди: практика "возвращения в ощущение", момент времени или обстоятельства, связанные с особыми, меняющими нас изнутри, впечатлениями.

.....Как-то, во время отпуска на Ямайке, мне довелось попасть в океанариум на открытом воздухе. Кататься на дельфинах было слишком дорого, зато можно было спуститься в небольшой, отгороженный от открытого моря вольерчик и, стоя по плечи в воде, совершенно бесплатно подержать в руках настоящего морского ската. Конечно, скат был не электрический, а из тех, которые жалят, как медузы, и у него — точнее, у неё — жало на хвосте было предусмотрительно удалено. Скат оказался очень большой и тяжелый — огромный плоский блин темно-серого цвета килограмм на десять, с мощным и непрестанно молотящим воду хвостом.

Эта самка ската нервничала, потому что не любила, когда студент-ямаец, подрабатывающий в океанариуме, вылавливал ее из укрытия под пирсом, чтобы дать подержать туристам. Студент осторожно передал мне ската с рук на руки, и сказал, что ее нужно держать как можно ровнее, иначе она начнет нервничать. У нее было нежное, мягкое брюшко белого цвета, совершенно ровное и на ощупь приятное. До сих пор помню это ощущение на моих предплечьях. Ее голова, плавно переходящая в туловище, была почти у моего лица, и я могла видеть ее глаза. Они ничего не выражали, по нашим понятиям, однако у меня было совершенно четкое ощущение, что она меня рассматривает и оценивает. Я в этот момент пыталась найти оптимальное для нее ровное положение, приспособиться к ней. Я ей мысленно сказала: «Покажи, как тебя держать», и медленно меняла положение рук — когда ей становилось удобно, она переставала дергать хвостом и затихала. В море была легкая волна, и мне нужно было чуть-чуть двигаться вместе со скатом на руках, чтобы она все время оставалась параллельно поверхности. Через некоторое время мы друг к другу приспособились, и я почувствовала, что она успокоилась.

Вот с этим моментом у меня связано необычное ощущение, которое я до того момента никогда не испытывала. Это ощущение центрировалось в средней части тела, где-то в районе солнечного сплетения. Через этот центр я и скат были непосредственно связаны друг с другом, а также со всеми живыми существами в море и на суше. Мы были частью чего-то единого, и никто из нас не был лучше другого. Это даже нельзя было назвать чувством безусловной любви, потому что выражение «безусловная любовь» подразумевает отношение к чему-то внешнему, отдельному, а мы в тот момент не были отдельными друг от друга. Самка ската показала мне, где находится этот центр знания о единстве всего сущего, и как через этот центр можно легко найти "общий знаменатель" между любыми двумя живыми существами. С нахождением в этом центре у меня на эмоциональном уровне связано одно из наиболее интенсивных в жизни ощущений счастья и покоя. Сейчас, возвращаясь в тот момент в прошлом, я снова его испытываю. Это и есть "возвращение ощущения" - йад-даштан.

Через этот центр связи со мной самка ската сказала, что я могу осторожно погладить ее по брюшку, и я тихонько ее гладила, едва касаясь пальцами. Она была совершенно тихой, ни одного движения хвостом, немигающие глаза по прежнему смотрели на меня сквозь воду. Я чувствовала то, что чувствует она, через наш центр связи — мои движения ей были приятны, как, наверное, приятно прикосновение песка или камешков, переворачиваемых волнами.

Теперь, когда я знала, где находится этот центр связи со всем живым, я могла вспомнить, где он находится, и в общении с другими живыми существами. За исключением большинства людей, к сожалению…

Но это не значит, что мы, гуманоиды Земли, безнадежны. Всегда есть надежда, что меньшие братья помогут нам вспомнить.

Гармоническая Включительность

                                                           Где дверь, ведущая к Богу?

                                                           В звуке собачьего лая,
                                                            В звоне молотка,
                                                            В капле дождя,
                                                            В лице каждого,
                                                            Кого я вижу.



Вам что-то напомнил этот стих Хафиза, дорогой Собеседник, но Вы не могли понять, что это было. Мне тоже Хафиз почти беспокояще возвращал отзвук какого-то ускользающего воспоминания, внутреннего знания, никак не поднимающегося на поверхность дневного ума.

И потом я вспомнила. 

Точнее, у меня в памяти всплыла картинка. Несколько лет тому назад я была на обучении у Дэна Винтера, очень странного ученого-неформала, решившего соединить мистику с физикой. Я уже несколько раз про него писала, в частности, про его «формулу любви».

Дэн не причисляет себя к суфиям, но когда-то контактировал с группами последователей Гурджиева, поэтому был осведомлен о некоторых суфийских практиках.

На одном из занятий он объяснял нам, что такое «гармоническая включительность» (harmonic inclusiveness) и почему она важна. (Ниже мне придется вдаться в некоторые технические детали, но я постараюсь не усложнять).

В медицинской науке существует термин «вариабельность сердечного ритма». В западных медицинских справочниках он фигурирует как HRV или heart rate variability. Как оказывается, в ЭКГ здорового человека сердечный ритм варьируется, создавая определенный рисунок – не ровную однообразную синусоиду, а кривую с то широкими, то узкими волнами. То есть продолжительность времени между биениями сердца – длина волны - меняется от удара к удару. Скажем, одна волна, одно биение – три единицы, следующая – три с четвертью, третья – три с половиной, и так далее. Дойдя до определенного предела, длина сердечной волны начинает снова убывать, в такой же последовательности - три с половиной, три с четвертью, три единицы и так далее. Таким образом, у сердечного ритма нет неизменной частоты и длины волны, как у электрического тока. Сердце бьется в определенном диапазоне частот.

(Это немного странно, правда, как если бы вы слушали музыку, и музыка начиналась бы в одном ритме, медленном и плавном, а потом ритм бы убыстрялся и убыстрялся, и, дойдя до кульминации, стал бы снова замедляться?

Или не странно? Может даже знакомо? Например, что-то вроде этого?

Это можно назвать «вариабельностью ритма».

Медики выяснили (хотя и не смогли объяснить), что чем больше вариабельность сердечного ритма человека, тем здоровее его сердце, и тем больше у человека шансов прожить долгую жизнь.

На этой иллюстрации (взяла у Дэна здесь) изображены три ЭКГ – самая крутая отражает работу здорового сердца, потому что включает максимальный диапазон частот, максимальную вариабельность. Две другие – более плоские, потому что имеют намного меньшую вариабельность – практически не дотягиваются до высоких частот.



Так вот, почему сим вопросом заинтересовался Дэн Винтер с его мистической физикой?

Дэн предположил, что вариабельность сердечного ритма связана со стремлением человеческого сердца сонастроиться с максимальным количеством других сердец во Вселенной. В его понятии «сонастроиться» означает не совпадение частот – потому что частоте сердца человека совпасть с частотой сердца кита или кузнечика не представляется возможным даже при большом старании. «Сонастроиться» означает определенное гармоническое соотношение частот, определенную пропорцию. И – как неожиданно, правда? – это гармоническое соотношение, по гипотезе Дэна, связано с пропорцией золотого сечения – 1,618.... Например, Ваше сердце может иметь в своем диапазоне частоту, которая будет соответствовать какой-то из частот сердцебиения Вашей собаки в пропорции, ну например, квадратный корень из 1,618.

В идеале сердце человека должно достичь такой вариабельности ритма, чтобы охватить спектр колебаний всех живых существ, планет и звезд. Это Дэн Винтер и назвал «гармонической включительностью». Гармоническая включительность не должна быть трудной, потому что все объекты на Земле и в космосе стремятся к колебаниям, гармоничным с пропорцией золотого сечения.

(Пропорция золотого сечения – это "свободно конвертируемая валюта" Вселенной. Вас допустят к безграничному энергетическому взаимодействию, если ваш энергетический пакет "сконвертирован" в пропорции золотого сечения.

Золотое сечение также есть тот язык, на которым большие и малые объекты «разговаривают» друг с другом. Это тот язык, на котором планеты и Солнце договариваются, как им взаимно гармонизировать свои орбиты. Это тот язык, на котором листья дерева договариваются, как им располагаться, чтобы не заслонять друг от друга солнечный свет. И это тот самый язык, на котором сердца всех живых существ договариваются, как им стучать в гармонии, чтобы их вибрации взаимно усиливались, а не взаимно аннулировались!)

Возвращаясь к медицине. Медики выяснили, что такие факторы как беспокойство, стресс, депрессия ведут к сужению диапазона частот сердечного ритма и снижению вариабельности. С точки зрения теории гармонической включительности, человек «зацикливается» на определенной частоте и отгораживается от всего остального мира, отказываясь взаимодействовать с огромным спектром живых и неживых объектов.  

Дэн, помнится, тогда предложил желающим из группы выступить в роли подопытных кроликов и проверить свою вариабельность. Многие попробовали, я в том числе. Результаты были в основном у всех неплохие, но почему-то у многих была исключена какая-то область довольно низких частот. То есть как если бы сердце билость в ритме 3,4,5, а потом сразу перепрыгивало через пару-тройку частот к 8, пропуская целую область. Дэн предположил, что это свойственно тем, кто работает в офисах – железобетонных коробках. Резонанс с какими-то низкими частотами, издаваемыми искусственными сооружениями или приборами, блокируется организмом в качестве самозащиты. Однако одновременно он блокирует и целый спектр взаимодействия...

В общем, Дэн говорил о медитации и других практиках в качестве средства расширения диапазона. Там много чего обсуждалось, но я хочу остановиться только на одной вещи, поскольку она напрямую связана с суфийскими ритмическими упражнениями, на которые он обратил внимание.        

Это отрывок из фильма «Встречи с замечательными людьми», священные танцы в суфийской обители.

Если внимательно следить за действиями участников, можно заметить, что они совершают движения, в которых разные части тела движутся с разной частотой.  В приведенном ролике (второй танец) мужчины выполняют ритмические передвижения по сцене – один ритм, кроме того, они движут правой рукой во втором ритме, левой рукой в третьем – не круговые движения, а что-то вроде взмахов, головой - в четвертом ритме. Но мало того, даже пальцы правой и левой рук у них движутся в разных ритмах!

Чтобы выполнить даже самые простые из этих упражнений, нужна очень большая концентрация. Но кроме того, ведь люди должны были настроиться одновременно на множество разных частот. Может быть, так тренируется вариабельность и гармоническая включительность?

В принципе, суфийские ритмические упражнение не исключительная практика такого рода. Тайцзи-цюань использует похожий принцип.

Но я вот подумала - упражнения, конечно, хорошо, замечательно. Но разве не то же самое будет, если в солнечный летний день сесть на скамейку в парке - даже если он в центре города - и одну часть внимания направить на играющих детей, вторую - на пение птицы слева, или белку, бегающую туда-сюда, третью - на шум реки за спиной, четвертую - на крики футболистов, вышедших погонять мяч в обеденный перерыв, пятую - на воспоминание о Друге, шестую - на ощущение движения Силы в теле от воздействия солнца и всех впечатлений от номера один до номера семь, седьмую.. ну на что-нибудь, главное, чтобы внимания хватило...


Возвращаясь к тому, с чего мы начали. Почему нам снова и снова вспоминалось стихотворение Хафиза?

Лай собаки - колебания определенной частоты
Стук молотка - чей-то ритм, частота,

Шум дождя - колебания третьей частоты
и много-много других вибраций, ежесекундно получаемых нами от разных объектов во Вселенной.


По рассказам учеников Руми, он впервые начал кружиться в танце, который впоследствии стал знаком ордена Мевлеви - кружащихся дервишей, под ритм стука молотка своего любимого ученика, серебрянных дел мастера, мастерская которого находилась рядом с ханакой Руми.

Может быть, гармонически включая все в стук нашего сердца, мы открываем дверь Богу?

Суфии о сексе, или за что слона потрогал Фрейд

Жизнь передается половым путем. (Автор неизвестен)


Один из собеседников выразил интерес к высказываниям суфиев о сексе, его роли и месте в жизни человека. Честно говоря, вопрос немного озадачил, потому что напрямую в суфийских текстах никаких указаний по этому поводу нет. Нет их и в неопубликованной литературе (записях лекций). Ничего по этому поводу не говорят и известные мне учителя. За неимением источников, которые можно цитировать, придется делиться личными соображениями (которые, естественно, не более чем). Так что не взыщите....

Мне тоже приходила в голову мысль - почему эта тема аккуратно обходится стороной. Ну подумаешь - нормальная биологическая потребность, как еда там, дыхание. Сложность в том, что в нашем высокоструктурированном обществе на вопрос о сексе наслоилось столько всяких других вопросов - моральных, социальных, имущественных даже, что выразить определенную позицию в этом вопросе, не задев при этом вагон и маленькую тележку "непрофильных" проблем, невозможно. Еще и религиозные ценности задеть можно, не дай Бог. Вероятно, это одна из причин.

Еще одна причина, возможно, в том, что обсуждение вопросов о сексе в повседневном общении не принято, что выливается в неоправданно повышенный интерес. Такого интереса нет, к примеру, к вопросам еды - другой нормальной функции.

Возникают разные странные формы стимуляции, связанные с репродуктивной функцией, которые даже смешно представить в отношении других функций организма. Ну, например, вы приходите в ресторан, к вам подходит официант, приносит какое-то очень вкусное и аппетитное блюдо, вертит его перед вашим носом и так, и сяк, так что у вас уже слюни текут. А в самый разгар вашего пищеварительного сокоотделения официант кланяется и уносит блюдо несъеденным. Странно, да? А на стриптиз смотреть не странно? Или еще страннее - сидит человек перед компьютером, ищет на Интернете изображения блюд - одно другого аппетитнее. Или, еще хуже, смотрит видео, как другие люди перед его глазами эти блюда поедают... Знакомо? Суфии думают, что если ты голоден, лучше спокойно съесть свой обед и жить дальше. И нечего сидеть голодным и думать о еде днями и ночами. Ага (Омар Али-Шах) как-то в лекции сказал, что если какая-то естественная потребность вас отвлекает от медитации - кофе, например, ну очень захотелось выпить - лучше отложить медитацию, удовлетворить свою потребность, благополучно забыть о ней и приступить к медитации уже полностью готовым. Практический, в общем, подход.

С другой стороны, начиная с 20-го века, слишком многие вещи пытаются объяснить с точки зрения сексуальной мотивации. Помните известную притчу о слепцах и слоне? Несколько слепцов ощупывали слона, пытаясь выяснить, на что он похож. Тот, кто потрогал слона за хвост, сказал, что слон похож на веревку. Потрогавший слона за ногу, подумал, что слон - это колонна, и т.д. Известный психолог и суфий Роберт Орнстейн написал, что последователи Зигмунда Фрейда - это те из слепцов, которые потрогали слона за гениталии. И приняли небольшую часть за целое...  


Иллюстрация Стефана Турка

В суфийском учении половая функция - часть того, что называется "животным нафсом" - та часть души, которая связана с биологическими рефлексами и мотивами. А животный нафс, как известно, хороший слуга, но очень плохой хозяин. Этим, в сущности, все сказано. Известно, что монашество в суфизме не поощряется, и дервиши, как правило, заводят семью. Наш учитель имеет семью, и, насколько я могу судить, вполне благополучную. В традиционном варианте, дервиши периодически удалялись от мира на некоторое время, в течение которого практиковали воздержание от мирских потребностей - однако после этого всегда возвращались к нормальной жизни.  В современной редакции Традиции на западе даже и этого нет - человек учится, находясь в обычных условиях, как правило, без экстрима. Среди моих Друзей нет ни одного, кто намеренно экспериментировал бы с сексуальной энергией, воздержанием и т.д.

По-моему, суфийские учителя в этом вопросе идут другим путем. Помните такой анекдот: приходит пациент к врачу и жалуется. "Доктор, меня ухо беспокоит - ну сил нет. И то пробовал, и другое - не помогает". Доктор: "Ну что ж, вынужден Вас огорчить - ухо придется отрезать". Пациент огорчен, идет к другому доктору и просит назначить ему такое лечение, чтобы ухо отрезать не надо было. Тот осматривает ухо и выписывает ему лекарство. Пациент обрадовался: "Доктор, и что, вот я попью лекарство, и ухо пройдет?" Доктор: "Попьете лекарство, и ухо само отвалится."

Ухо в данном случае - это не сам секс, конечно, а неоправданно повышенная озабоченность вопросами секса. Когда в человеке животный нафс - это все (или почти все), что там есть вообще, вопросы секса имеют непропорционально большую значимость в мыслях и чувствах человека. По мере роста других аспектов души эти вопросы отодвигаются все дальше и дальше в приоритетности. Хотя сам секс при этом не только не страдает, а может даже стать лучше, потому что пациент становится честнее с самим собой относительно того, что он хочет. Трудно поверить, да? Доказать не могу, но за "базар", извините за новорусский вульгаризм, отвечаю.

Доктор, рекомендующий ухо отрезать - это как те практики, которые пытаются с непропорционально развитым животным нафсом бороться путем конфронтации и отказа от его функций вообще. Суфийский же доктор прописывает лекарство - конкретные виды практик, благодаря которым в сущности пациента растут новые силы, способные поставить нафс на соответствующее ему место. Если это происходит, животный нафс удовлетворяет свои потребности в пределах необходимого и достаточного, и не занимает своими фантазиями все свободное время пациента. Короче, "оно" постепенно само отваливается... 

В конце концов, ну хватит же нам уже с господином Фрейдом держать бедного слона за... сами знаете что. Слон-то, он воооона какой большой :-)

Привет Мартышке: почему я не чувствую "этого"?

"Одна из проблем в поощрении понимания людей очень простого слова ... "Энергия" - это стремление, особенно на Западе, уравнить слово "энергия" с движением, скоростью, оживлением, производством чего-то. "Я хочу видеть это, слышать это, знать это". Вы должны преодолеть эти барьеры или препятствия, потому что в 85%-95% случаев, когда человек получает, использует или производит полезную энергию, у него отсутствует сознательный механизм, с помощью которого он может судить об объеме, а тем более качестве, этой энергии".
(Из неопубликованной лекции Омара Али-Шаха  "Качество, производство, передача и использование энергии в Традиции")


Помните старый мультфильм про Мартышку, Слона и Удава? Все начинается с того, что Удав просит Слона передать Мартышке привет. Обрадованная Мартышка закрывает глаза и в предвкушении подставляет не только руки, но даже ноги (ведь привет-то был обещан не просто большой, а еще и "горячий"!) Не увидя ничего в протянутых конечностях, Мартышка сердится на Слона за "потерю" привета, и раз за разом посылает его назад к Удаву.

Это я к чему? К тому, что многие искатели, слыша о неких тонких влияниях, которые на них оказываются через разного рода контакты с эзотерической Традицией, неосознанно, как и Мартышка, ждут чего-то "большого и горячего" - в общем, того, что можно почувствовать через обычное восприятие. Когда этого не происходит, они сердятся на "Слона", средство передачи, или даже на "Удава" - того, кто передает приветы. Некоторые думают, что с ними самими что-то не так.

Так вот. Когда "привет" передается, он ВСЕГДА доставляется туда, куда нужно и оказывает именно то действие, на которое рассчитан. Хотя и не на протянутые для этого руки, а тем более ноги. Тогда, спросит Мартышка, почему я его не чувствую? Потому что в человеческом существе отсутствуют связь между сознанием и органом, который это "получение" регистрирует.

Это можно объяснить, только придется зайти издалека. По аналогии с другим процессом, когда некоторое воздействие вызывает полноценную двигательную реакцию, при этом оставаясь "невидимым" для зрительного центра. Сигналы, полученные глазом, обычно обрабатываются в определенной части зрительной зоны коры головного мозга. Если эта зона повреждена, пациент ничего не видит, даже если его глаза здоровы. Однако тот же пациент может без труда схватить протянутый ему предмет, а также определить выражение лица собеседника, особенно если это гнев. Вопрос как, если перед глазами у него сплошная чернота?

Оказывается, в среднем мозге существует еще один, эволюционно очень древний, зрительный центр, который у людей точно такой же, как у рептилий. Он, к примеру, напрявляет язык лягушки к насекомому в воздухе с точностью до миллиметра. Пациент не лжет, когда говорит, что не видит ничего. Древний, амфибианский зрительный центр не имеет связи с высшими познавательными структурами мозга, поэтому зрительные образы туда не доходят. Однако в обход сознания, зрительные воздействия, полученные амфибианским мозгом, идут прямо в мозжечок (который расшифровывает эмоции), и моторный участок коры головного мозга (который направляет руку точно к предмету). Так, несмотря на то, что связь сознания с высшим зрительным органом отсутствует, воздействие воспринимается и "доходит куда нужно".    

Орган, воспринимающий тонкие влияния, исходящие от Традиции, в искателе есть - иначе он не был бы искателем. Однако связь его с дневным сознанием может отсутствовать или быть чрезвычайно слабой. Причина этого - дизайн свыше. Но это тема другого сообщения.

А в заключении я хочу опять вернуться к старому мультфильму и вспомнить тот момент, когда Мартышка смогла получить привет Удава. Это произошло не раньше, чем когда она, наконец, перестала искать "привет" в своих руках, а почувствовала его воздействие в своем сердце.

А мы?


ПОЧЕМУ "ПРИВЕТ" САМ СЕБЯ ЗАЩИЩАЕТ?

Мой вклад в данный вопрос будет сведен к переводу из лекции Омара Али-Шаха, упомянутой выше:

"Возвращаясь к вопросу об энергии. Она здесь для того, чтобы ее получали и (или) использовали. Вы не просто собираете ее в кучу. Во-первых, она неосязаемая. Так, вы не можете пойти и купить мешок или коробку с ней и держать ее в углу у себя дома, чтобы каждый раз, когда вы идете на встречу группы или делаете упражнение, добавлять энергию в этот мешок или коробку, ожидая, что рано или поздно она наполнится. Это не так. Вы знаете фразу "секрет сам себя охраняет" - так же и энергия. Вы не можете использовать энергию без необходимости, поэтому не можете ею злоупотребить. "Я пропустил свой автобус, поэтому использую-ка я немного энергии, чтобы его остановить и догнать!" Вы скажете, да это же смешно. Нет, совсем не смешно. Именно так люди и будут пытаться использовать энергию, это я вам обещаю. ... Они сделают все, что угодно, чтобы добиться своего, получить это сейчас, добиться внимания. Если вы дадите им контроль над энергией, которую они могут использовать, то, кроме как выигрывать лотерею каждую неделю, что еще они будут намереваться делать с ее помощью? Я вам отвечу: все, что угодно.

Поэтому, для того, чтобы защитить энергию, которая очень ценна и производится с усилием, и сделать ее доступной только в обстоятельствах необходимости, она должна быть неосязаемой, невидимой, невоспринимаемой.

Вы никогда не должны забывать, что с первого дня существования Традиция была сознательно выстроена. Она не является чем-то абстрактным. Это самое естественное подключение всех естественных сил в галактике, более естественное, чем что-либо еще. Поэтому она оперирует в гармонии с теми обитателями галактики, кто производит или получает ее."

Маша и Медведь: передача знания несовершенными носителями

О том, каким образом обучающие элементы передаются через сказки

Согласно исследованиям, проведенным психологом Р.Орнстейном (одним из соратников Идриса Шаха), правое полушарие мозга, находящееся в "спящем" режиме при чтении технических текстов, "просыпается" и становится чрезвычайно активным при прослушивании сказок. Правое полушарие отвечает за считывание символов, образов и восприятие мира как целого. Оно не понимает букв и слов. У него другой язык. Именно правое полушарие отвечает за интуицию и прямое знание.

Левое полушарие, как известно, мыслит логически и последовательно, по алгоритму - как компьютер. Поскольку все мы, начиная с рождения, учимся практически исключительно с помощью вербальных методов, наше правое полушарие (то, где может зародиться способность к прямому знанию), остается малоразвитым. Если что-то там и происходит, мы об этом почти не знаем - может быть, только через сновидения иногда, или смутные ощущения.

Вопрос для Мастера, который вынужден работать с таким материалом: как, имея сильнейший барьер в виде доминирующего стража - левого полушария с его линейным, "плоским" мышлением, заглушающим или искажающим любую информацию, которую оно не способно перевести в знакомые алгоритмы, передать ученику "питание" и обучающие элементы в правое полушарие?

Придется воспользоваться методом, примененным Машей в известной сказке о Маше и медведе.

Итак, Маше нужно добраться до бабушки и дедушки, к которым медведь ее ни за что не отпустит. Медведь (грубое, примитивное мышление - в общем, мы с вами) силен, и запросто может съесть Машу (способность сверхличностного, прямого знания)..... но у него есть одна проблема. Медведь не способен выйти за пределы линейности своего мышления. Именно этим и воспользуется Маша, чтобы добраться до места назначения.

В детстве я всегда боялась - а вдруг медведь заподозрит, что Маша на самом деле не осталась дома, и захочет проверить, что у него в коробе? То-то и оно, что НИКОГДА не проверит. В его алгоритме же черным по белому записано - Маша осталась дома. А в коробе - пирожки. И никаких гвоздей! Да и что там еще может быть?

Так же и со сказками. Человек их слушает - обращает внимание на сюжет, мораль, вовлекается эмоционально и т.д. Медведь же точно знает - он несет пирожки! В каком-то смысле, так оно и есть... Пирожки тоже в дело употребить можно. И сюжет, и мораль, и типажи сказок сами по себе тоже могут быть полезны и интересны. Но бабушке-то с дедушкой не пирожки нужны, а Маша - внучка их родная!

А между тем, что бы ни думал медведь, в коробе тихой сапой едет сама Маша - обучающие элементы и особая благодать сказок, незамеченные примитивным сознанием, доходят в ту часть мозга, где они впоследствии могут дать всходы.

Так вот, когда всходы появятся (альтернативное мышление ученика окрепнет), Маша выйдет из короба прямо у дома бабушки с дедушкой - а медведю останется только убраться восвояси... Он уже никогда не будет Машиным стражем.

А кто не верит - проверьте, что у вас в коробе! И не говорите, что там только пирожки :-)