Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

ШАХМАТНЫЙ ЭТЮД № 2: 65-Я КЛЕТКА

Все является частью дуальности, и все обладает полярностью. Каждая вещь имеет противоположную ей пару. Противоположности являются равными по природе, но обладают различными знаками. Крайности притягивают друг друга, поэтому всякая истина является лишь одной стороной истины, и все парадоксы имеют примиряющее их решение.
(Герметическая книга «Кибалион»)



...Однажды ко двору иранского царя Нуширвана прибыли гости из Индии со странным посланием. Они показали царю диковинную игру с доской из 64-х клеток и 32-мя фигурами, и заявили, что если персидские мудрецы без подсказок и описаний разгадают правила этой игры, индийский император навсегда освободит народ Нуширвана от тяжелой дани...

...Так начинается история о Бозоргмире, человеке Знания, расшифровавшем «генетический код» шахмат. Ее изложил в эпосе Шахнаме, «Книге царей», персидский историк и поэт Фирдоуси (935–1020), живший спустя четыреста лет позже описываемых событий, но полагавшийся на сведения предшественников.

«О царь, отдай же приказание тем из мужей, кто силен в науках, расположить пред собою шахматную доску и рассудить меж ними, как раскрыть правила сей благородной игры; как распознать каждую фигуру по имени, установить их движения на доске и те клетки, по которым они ходят; изучить ход пешек, слонов и других частей сей армии, ладей и коней, равно как визиря (ферзя) и короля», - так излагает Фирдоуси речь индийских посланников.

Как говорится далее в легенде, среди ученых людей Персии нашелся один мудрец по имени Бозоргмир, сумевший раскрыть секрет шахмат, потратив на это всего один день и одну ночь. Фирдоуси не описывает ходы фигур, найденные Бозоргмиром, но упоминает все их названия и начальные расположения на доске: на центральных позициях король и ферзь, далее слоны, кони и ладьи, и впереди ряд пешек.


На этой иллюстрации из манускрипта «Шахнаме» Фирдоуси, Бозоргмир сидит напротив индийского посланника (последний традиционно изображался в виде нищего факира, независимо от ранга и рода занятий), демонстрируя игру восседающему на троне царю Нуширвану. Иран (предположительно Исфахан), ок. 1330–40 (Источник)

История из Шахнаме указывает на замечательный факт: ни один человек, даже легендарный мудрец, не смог бы без предварительной информации раскрыть правила игры, если бы правила эти были произвольными, если бы они не подчинялись строгому математическому принципу, единому нумерологическому коду. А такой код в шахматах есть, и имея его, можно восстановить игру в первозданном виде – возможно, именно такой, какой она была передана Гермесом-Енохом-Идрисом (в суфийских трактатах эта сущность указывается как прародитель шахматной игры). Те из уважаемых Собеседников, кто принимал участие в обсуждении предыдущего этюда, имели возможность убедиться в этом на собственном опыте, пытаясь повторить ход рассуждений Бозоргмира.
Collapse )

НЕ ПРОСТО ШАХМАТЫ, ИЛИ КТО ИГРАЕТ В ДЖУМАНДЖИ?

...Весь мир — шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром). Это одна большая-пребольшая партия. ..Как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту игру! Я даже согласна быть пешкой, только бы меня взяли... Хотя, конечно, больше всего мне хотелось бы стать королевой!                                      
(Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»)


...Эта история начинается, когда дети находят на чердаке странную старинную игру. Ни о чем не подозревая, один из них бросает игральную кость, и фигурка на доске неожиданно начинает двигаться сама по себе. То, что происходит далее, нельзя назвать иначе как магией – мир игры открывает дверь в иную реальность, порождающую цепь фантастических событий. Теперь главная задача героев – закончить начатую игру...



...Так разворачивается сюжет известного фильма Джуманджи, снятого в 90-х годах прошлого века. Я смотрела его давно и почти ничего не помню, кроме этой сцены, когда элементы игры оживают, открывая вход в иное измерение. Движущаяся сама по себе игральная фигурка до сих пор стоит у меня перед глазами, задевая струну в архетипической памяти. Сюжет голливудского блокбастера нежданно приоткрыл край объективной истины: существуют игры, которые  намного больше, чем игры...
Collapse )

ХАЙ ИБН-ЯКЗАН: «ЖИВОЙ, СЫН БОДРСТВУЮЩЕГО»

...Есть, как говорят наши благие предшественники, в Индийском океане некий необитаемый остров, что, благодаря своему положению под экватором, обладает самым полным предрасположением для жизни. Напротив того острова, говорят они, находится другой – огромных размеров и населенный людьми, в коем жил царь весьма гордый и ревнивый. У царя была сестра, красоты столь ослепительной, что, не найдя ни в ком достойного ей супруга, самодержец отказывал всем, кто добивался ее руки. Был у царя приближенный по имени Якзан. Втайне от царя, он связал себя с его сестрой брачными узами, кои допускались принятым у них тогда вероучением, и та родила от него сына.

В страхе, что тайна ее обнаружится, и царь уничтожит дитя, уложила царская сестра чадо свое в крепко сколоченный ларь и, с сердцем, изнывающим от нежности и трепета, с наступлением ночи понесла его к берегу моря. Прощаясь с ребенком, она сказала: «Боже Всемилостивый! Предаю чадо благой воле Твоей, из страха пред царем свирепым, жестокосердным и своевластным. Так будь же с ним и не покидай его, о милостивейший из милосердных!» С тем и ввергла она дитя свое в море.

Случилось так, что ларь прибило к берегу того самого необитаемого острова. Крики ребенка дошли до слуха газели, что потеряла перед тем детеныша. И стала газель с тех пор пестовать человеческое дитя и вскармливать, оберегая от напастей, пока ребенок не вырос...

...Так начинается история о Хайе ибн-Якзане, что на арабском и семитских языках означает «Живой, сын Бодрствующего». В этом варианте она была рассказана мавританским суфием Абу-Бакром Ибн-Туфайлем (больше известным на западе под именем Абубацер), родом из Кадиса, служившем врачом и визирем у правителей Андалусии и Марокко в 12-м веке. До Ибн-Туфайля о Хайе ибн-Якзане рассказывал также Ибн-Сина (Авиценна), однако сюжеты их историй и сами главные герои значительно отличаются.

Повесть Ибн-Туфайля через мавританскую Испанию стала широко известной в Европе и, как полагают, легла в основу романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». (Возможно, принадлежность Дефо к европейской Традиции через орден Вольных Каменщиков сыграла в этом ключевую роль).

Но вернемся к истории спасенного ребенка, которого Ибн-Туфайль и назвал Хай ибн-Якзан...

Collapse )

УММ-АЛЬ-КИССА, ИЛИ МАТРИЦА ИСТОРИЙ

Предваряя данную тему, в прошлой заметке мы обсуждали гипотетическую ситуацию, где необходимо было передать важное сообщение другу, попавшему за решетку - так, чтобы друг понял смысл сообщения, а часовой - нет. Искренняя благодарность всем Собеседникам за находчивые и разнообразные ответы: оказалось, почти все перечисленные вами способы используются суфиями для того, чтобы передать скрытое послание внутреннему существу человека. Некоторые из них будут упомянуты далее.

Итак, под «тюремщиком» суфии подразумевают особенности мышления, которые удерживают способные к развитию части нашего существа в заточении. Из такой самосозданной тюрьмы трудно выбраться, поскольку мы даже не осознаем факт своего заключения. Тюремщик - часть нас самих, и это - наиболее надежная защита, о которой он только мог мечтать. Cуфии называют данный аспект «Командующее Я», нафс-и-аммара, или просто нафс.

Collapse )

СЕШЕТ

При обсуждении заметки о единой основе геометрии двух великих пирамид - в Египте и в Мексике, мой Друг сказал: «Я застрял в стереотипе, что математиками могут быть только мужчины». Дело в том, дорогой Друг, что мы все застряли в этом стереотипе, и причина - не в неравенстве полов, a в аспекте сознания, связанном с левым полушарием мозга, который все человечество на несколько тысяч лет приняло как доминирующий.

Однако так было не всегда

…Когда-то, около 5-6 тысяч лет назад, в Древнем Египте покровительницей науки чисел, геометрии, астрономии, определения ориентации зданий, строительства храмов, исчисления времени и письменности было женское божество по имени Сешет (Сесат, Сешат или Сешeта).

Сешет - очень древняя богиня, часто именуемая «Изначальной», и иероглифический символ, обознающий ее имя - один из самых старых. Появление Сешет относится к самым ранним этапам древнеегипетской цивилизации. У нее не было отдельных храмов и святилищ, хотя, судя по некоторым косвенным сведениям, существовали жрицы Сешет.


Этот рельеф из храма Амона в Луксоре относится к периоду около 1250 г. до н.э. и изображает Сешет, записывающую годы правления фараона на твердой ости из пальмового листа. Весьма примечателен семичастный символ над головой Сешет - ее отличительный знак. Возможно, он является указанием на Закон Семи или октав, основу всех космических законов. В середине семилепесткового символа - изображение пентаграммы. Cпустя 750 лет после того, как луксорский скульптур вырезал этот знак математического совершенства и квинтэссенцию Золотой Пропорции, Пифагор использовал тот же символ в качестве опознавательного знака для последователей тайного учения о числах, принесенного им из Египта.

Collapse )

ТЕОТИУАКАН: «ФАКТОР Н(2)О», ИЛИ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В СТЕПЯХ АНАУАКА

Продолжение. Начало темы здесь.

...Мастер нашей линии советовал при посещении места или объекта, в прошлом связанного с Традицией Знания, стараться рассматривать его с различных точек зрения, и в физическом cмысле, и в смысле восприятия. Он говорил, что следует быть открытым и гибким, менять положение и ментальный ракурс, из которых мы наблюдаем объект, «пригласить его к взаимодействию с вами» (слова Аги, суфия Омара Али-Шаха). Кстати, он сам был в Теотиуакане неоднократно, замечая, что далеко не все из того, что говорят археологи, соответствует истинному положению дел, и что объекты в Новом Свете, подобные ему, ждут времени, когда «будут заново открыты».

Следуя этому указанию, мы рассмотрели Теотиуакан с как можно большего числа точек зрения, пройдя вдоль него и взобравшись на все три пирамиды. Это действительно привело к нескольким интересным наблюдениям, которые трудно сделать, просто рассматривая фотографии. Например, такое: главная часть города когда-то была покрыта водой, как в Венеции или Амстердаме, иначе просто невозможно объяснить некоторые особенности его дизайна и планировки.

Мы прошли вдоль всего главного проспекта города, так называемой Дороги Мертвых, и, как пользователь, докладываю следующее. Дойдя до середины, «дорога» уперлась в каменную стену прямоугольного резервуара. Чтобы пройти дальше к пирамиде Солнца, нам пришлось забраться на стену и идти по тропинке в обход, там и тут перелезая через многочисленные остатки каменных строений и по ходу фотографируя растущие вокруг кактусы. За первым резервуаром оказался следующий, уровнем чуть выше, за ним еще один...  целый каскад обнесенных каменными стенами бассейнов, следующих друг за другом в соответствии с уклоном «Дороги» и снабженных шлюзами. Как они расположены, отмечено красными стрелками на этой фотографии, которую я сделала уже с Пирамиды Солнца.


Система резервуаров для регулировки стока воды вдоль главного канала
(здесь и далее мои фотографии, если не указано иное).

О «процессиях тысяч людей вдоль Дороги Мертвых для совершения религиозных церемоний у Пирамиды Луны», после нашего похода читать без улыбки невозможно – хотела бы я посмотреть, как авторы этих слов пробирались бы полдороги от точки А - Пирамиды Кетцалькоатля, к точке Б – Пирамиде Луны в буквальном смысле слова по пампасам. То есть добраться-то можно, конечно, но вот чтоб так дружно, толпой товарищей и с флагами, как на майской демонстрации по улице Ленина  – это нет.

Collapse )

ТЕОТИУАКАН: «ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ», ИЛИ НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ АРХЕОЛОГАМ

...Ясное, безветренное и уже жаркое ноябрьское утро в долине Мехико. Мы стоим на ступенях Пирамиды Луны древнего поселения, названного нашедшими его ацтеками Теотиуакан «город, где люди становятся богами». С места, где мы стоим, открывается захватывающий вид на Пирамиду Солнца (название также не аутентичное, ацтекское), третью по величине в древнем мире. На фоне совершенно чистого неба, редкого для долины Мехико с ее смогом, хорошо видно, насколько гармонично пирамида повторяет очертания горы Серро-Патлачике на заднем плане.


Пирамида Солнца (здесь и далее снимки, сделанные мной, если не указано иное)

Collapse )

БРАТСТВО САРМУН-«ПЧЕЛ» И ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ ТРАДИЦИИ

Знание не может принадлежать многим, тем более всем.
Такую идею высказал П.Д.Успенский в книге «В поисках чудесного», излагая учение Г.И.Гурджиева. Далее он продолжает о том, что знание материально, то есть в данном месте и в данное время существует определённое его количество. Если это ограниченное количество распределить между миллионами людей, каждый индивид получит очень немного, и эта малая толика знания ничего не переменит ни в его жизни, ни в его понимании. Хотя такое положение вещей кажется несправедливым, фактически, большинство людей сами не стремятся ни к какому знанию и не пытаются приобрести даже ту малую часть, которая им доступна.

Приобретение или передача истинного знания требует огромного труда как со стороны того, кто получает, так и со стороны того, кто даёт. Однако передать знание силой невозможно - тот, кто желает получить знание, должен приложить первоначальные усилия сам. В то же время важно понять, что человек может взять знания только у тех, кто им обладает.

Идеи о том, что знание подобно субстанции, которую можно хранить и распространять, Гурджиевым, по-видимому, были восприняты во время его пребывания в монастыре Братства Сармун.

В книге «Встречи с замечательными людьми» Гурджиев рассказывал о раскопках, произведенных им с товарищем в руинах древней столицы Армении - Ани, где они нашли несколько пергаментов, в которых упоминалось Братство Сармун. Согласно древнеармянской книге Мерхават, Сармунское Братство, также называемое «внутренним кругом человечества», впервые появилось в древнем Вавилоне в III тысячелетии до н.э.

Несколько последующих лет Гурджиев провел в поисках таинственного братства, и, наконец, в 1898 году из Бухары, при помощи проводников и с завязанными глазами, они с другом попали в главный монастырь Братства Сармун на севере Афганистана - основной источник самых глубоких откровений Гурджиева, переданных им символов (в частности, эннеаграммы) и священных танцев.


Николай Рерих. «Горная обитель», 1933
Collapse )

НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ. ЧАСТЬ 7. РАКОВИНЫ, ТЫКВЫ И «МОРСКИЕ КОКОСЫ»

Завершающая часть. Начало в Частях 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Казалось бы, что общего у этих трех вещей? Однако оно есть: все они когда-то были неотъемлемым атрибутом странствующих дервишей.

«...Заходили иногда во двор странные люди в высоких колпаках  - бродячие дервиши... Их халаты были подпоясаны платками-поясами, на которых висели разные предметы, среди них – обязательно огромные раковины из Индийского океана, четки и полая половина тыквы – чаша для подаяния». (Г.Козловская. «Шахерезада – тысяча и одно воспоминание» - мемуары о годах, проведенных в ссылке в Ташкенте в 1930-х годах).


Узбекские дервиши с фляжками для воды из тыквы-горлянки на ремешке,
чашами для подаяний на цепочке (называемыми кашкуль) и прочими атрибутами.

Нетрудно представить, что тот, кто «все свое носит с собой», не возьмет ничего лишнего. Все оставленное прошло испытание на ценность и полезность. Однако для человека Знания ценность и утилитарность предмета - не всегда одно и то жe, a функциональность его вещей может быть совсем иного порядка...
Collapse )

НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ. ЧАСТЬ 6. ЧУДЕСНОЕ ЯЙЦО

Начало в Части 1, Части 2, Части 3, Части 4, Части 5.


Посмотрите на яйцо. Оно ниспровергает все богословские школы и религиозные учения на свете. (Дидро)

Интерес к этой теме возник у меня во время турецкого каравана, пять лет тому назад. Тогда в нескольких стамбульских мечетях, а также в мавзолеях суфийских святых мы с друзьями заметили большие яйцеобразные предметы, свешивающиеся на цепочке из центральной точки купола или помещенные в арках вдоль стен. Рассмотрев странные артефакты, мы пришли к выводу, что часть из них были похожи на страусиные яйца, вставленные в металлическую оправу, а часть были просто имитациями, сделанными из мрамора, оникса или металла.


Страусиное яйцо в металлической оправе в Голубой Мечети, Стамбул

Впоследствии aналогичные предметы нам встречались в теккиях боснийских дервишей  – иногда яйца были окрашены в тот цвет, с которым ассоциировала себя данная суфийская община (как страусиное яйцо голубого цвета на фотографии внизу справа, которую мы сделали в боснийской теккии).



Ни в первом, ни во втором случае никто так и не смог нам объяснить, для чего они служат. Ответы «для красоты» или «от мышей и пауков» не показались мне убедительными, а аргумент «так было всегда» породил вопрос: a почему?
И я решила разобраться.

Collapse )