Category: история

СЕШЕТ

При обсуждении заметки о единой основе геометрии двух великих пирамид - в Египте и в Мексике, мой Друг сказал: «Я застрял в стереотипе, что математиками могут быть только мужчины». Дело в том, дорогой Друг, что мы все застряли в этом стереотипе, и причина - не в неравенстве полов, a в аспекте сознания, связанном с левым полушарием мозга, который все человечество на несколько тысяч лет приняло как доминирующий.

Однако так было не всегда

…Когда-то, около 5-6 тысяч лет назад, в Древнем Египте покровительницей науки чисел, геометрии, астрономии, определения ориентации зданий, строительства храмов, исчисления времени и письменности было женское божество по имени Сешет (Сесат, Сешат или Сешeта).

Сешет - очень древняя богиня, часто именуемая «Изначальной», и иероглифический символ, обознающий ее имя - один из самых старых. Появление Сешет относится к самым ранним этапам древнеегипетской цивилизации. У нее не было отдельных храмов и святилищ, хотя, судя по некоторым косвенным сведениям, существовали жрицы Сешет.


Этот рельеф из храма Амона в Луксоре относится к периоду около 1250 г. до н.э. и изображает Сешет, записывающую годы правления фараона на твердой ости из пальмового листа. Весьма примечателен семичастный символ над головой Сешет - ее отличительный знак. Возможно, он является указанием на Закон Семи или октав, основу всех космических законов. В середине семилепесткового символа - изображение пентаграммы. Cпустя 750 лет после того, как луксорский скульптур вырезал этот знак математического совершенства и квинтэссенцию Золотой Пропорции, Пифагор использовал тот же символ в качестве опознавательного знака для последователей тайного учения о числах, принесенного им из Египта.

Collapse )

ТЕОТИУАКАН: «ФАКТОР Н(2)О», ИЛИ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В СТЕПЯХ АНАУАКА

Продолжение. Начало темы здесь.

...Мастер нашей линии советовал при посещении места или объекта, в прошлом связанного с Традицией Знания, стараться рассматривать его с различных точек зрения, и в физическом cмысле, и в смысле восприятия. Он говорил, что следует быть открытым и гибким, менять положение и ментальный ракурс, из которых мы наблюдаем объект, «пригласить его к взаимодействию с вами» (слова Аги, суфия Омара Али-Шаха). Кстати, он сам был в Теотиуакане неоднократно, замечая, что далеко не все из того, что говорят археологи, соответствует истинному положению дел, и что объекты в Новом Свете, подобные ему, ждут времени, когда «будут заново открыты».

Следуя этому указанию, мы рассмотрели Теотиуакан с как можно большего числа точек зрения, пройдя вдоль него и взобравшись на все три пирамиды. Это действительно привело к нескольким интересным наблюдениям, которые трудно сделать, просто рассматривая фотографии. Например, такое: главная часть города когда-то была покрыта водой, как в Венеции или Амстердаме, иначе просто невозможно объяснить некоторые особенности его дизайна и планировки.

Мы прошли вдоль всего главного проспекта города, так называемой Дороги Мертвых, и, как пользователь, докладываю следующее. Дойдя до середины, «дорога» уперлась в каменную стену прямоугольного резервуара. Чтобы пройти дальше к пирамиде Солнца, нам пришлось забраться на стену и идти по тропинке в обход, там и тут перелезая через многочисленные остатки каменных строений и по ходу фотографируя растущие вокруг кактусы. За первым резервуаром оказался следующий, уровнем чуть выше, за ним еще один...  целый каскад обнесенных каменными стенами бассейнов, следующих друг за другом в соответствии с уклоном «Дороги» и снабженных шлюзами. Как они расположены, отмечено красными стрелками на этой фотографии, которую я сделала уже с Пирамиды Солнца.


Система резервуаров для регулировки стока воды вдоль главного канала
(здесь и далее мои фотографии, если не указано иное).

О «процессиях тысяч людей вдоль Дороги Мертвых для совершения религиозных церемоний у Пирамиды Луны», после нашего похода читать без улыбки невозможно – хотела бы я посмотреть, как авторы этих слов пробирались бы полдороги от точки А - Пирамиды Кетцалькоатля, к точке Б – Пирамиде Луны в буквальном смысле слова по пампасам. То есть добраться-то можно, конечно, но вот чтоб так дружно, толпой товарищей и с флагами, как на майской демонстрации по улице Ленина  – это нет.

Collapse )

ТЕОТИУАКАН: «ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ», ИЛИ НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ АРХЕОЛОГАМ

...Ясное, безветренное и уже жаркое ноябрьское утро в долине Мехико. Мы стоим на ступенях Пирамиды Луны древнего поселения, названного нашедшими его ацтеками Теотиуакан «город, где люди становятся богами». С места, где мы стоим, открывается захватывающий вид на Пирамиду Солнца (название также не аутентичное, ацтекское), третью по величине в древнем мире. На фоне совершенно чистого неба, редкого для долины Мехико с ее смогом, хорошо видно, насколько гармонично пирамида повторяет очертания горы Серро-Патлачике на заднем плане.


Пирамида Солнца (здесь и далее снимки, сделанные мной, если не указано иное)

Collapse )

БРАТСТВО САРМУН-«ПЧЕЛ» И ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ ТРАДИЦИИ

Знание не может принадлежать многим, тем более всем.
Такую идею высказал П.Д.Успенский в книге «В поисках чудесного», излагая учение Г.И.Гурджиева. Далее он продолжает о том, что знание материально, то есть в данном месте и в данное время существует определённое его количество. Если это ограниченное количество распределить между миллионами людей, каждый индивид получит очень немного, и эта малая толика знания ничего не переменит ни в его жизни, ни в его понимании. Хотя такое положение вещей кажется несправедливым, фактически, большинство людей сами не стремятся ни к какому знанию и не пытаются приобрести даже ту малую часть, которая им доступна.

Приобретение или передача истинного знания требует огромного труда как со стороны того, кто получает, так и со стороны того, кто даёт. Однако передать знание силой невозможно - тот, кто желает получить знание, должен приложить первоначальные усилия сам. В то же время важно понять, что человек может взять знания только у тех, кто им обладает.

Идеи о том, что знание подобно субстанции, которую можно хранить и распространять, Гурджиевым, по-видимому, были восприняты во время его пребывания в монастыре Братства Сармун.

В книге «Встречи с замечательными людьми» Гурджиев рассказывал о раскопках, произведенных им с товарищем в руинах древней столицы Армении - Ани, где они нашли несколько пергаментов, в которых упоминалось Братство Сармун. Согласно древнеармянской книге Мерхават, Сармунское Братство, также называемое «внутренним кругом человечества», впервые появилось в древнем Вавилоне в III тысячелетии до н.э.

Несколько последующих лет Гурджиев провел в поисках таинственного братства, и, наконец, в 1898 году из Бухары, при помощи проводников и с завязанными глазами, они с другом попали в главный монастырь Братства Сармун на севере Афганистана - основной источник самых глубоких откровений Гурджиева, переданных им символов (в частности, эннеаграммы) и священных танцев.


Николай Рерих. «Горная обитель», 1933
Collapse )

НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ. ЧАСТЬ 7. РАКОВИНЫ, ТЫКВЫ И «МОРСКИЕ КОКОСЫ»

Завершающая часть. Начало в Частях 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Казалось бы, что общего у этих трех вещей? Однако оно есть: все они когда-то были неотъемлемым атрибутом странствующих дервишей.

«...Заходили иногда во двор странные люди в высоких колпаках  - бродячие дервиши... Их халаты были подпоясаны платками-поясами, на которых висели разные предметы, среди них – обязательно огромные раковины из Индийского океана, четки и полая половина тыквы – чаша для подаяния». (Г.Козловская. «Шахерезада – тысяча и одно воспоминание» - мемуары о годах, проведенных в ссылке в Ташкенте в 1930-х годах).


Узбекские дервиши с фляжками для воды из тыквы-горлянки на ремешке,
чашами для подаяний на цепочке (называемыми кашкуль) и прочими атрибутами.

Нетрудно представить, что тот, кто «все свое носит с собой», не возьмет ничего лишнего. Все оставленное прошло испытание на ценность и полезность. Однако для человека Знания ценность и утилитарность предмета - не всегда одно и то жe, a функциональность его вещей может быть совсем иного порядка...
Collapse )

НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ. ЧАСТЬ 6. ЧУДЕСНОЕ ЯЙЦО

Начало в Части 1, Части 2, Части 3, Части 4, Части 5.


Посмотрите на яйцо. Оно ниспровергает все богословские школы и религиозные учения на свете. (Дидро)

Интерес к этой теме возник у меня во время турецкого каравана, пять лет тому назад. Тогда в нескольких стамбульских мечетях, а также в мавзолеях суфийских святых мы с друзьями заметили большие яйцеобразные предметы, свешивающиеся на цепочке из центральной точки купола или помещенные в арках вдоль стен. Рассмотрев странные артефакты, мы пришли к выводу, что часть из них были похожи на страусиные яйца, вставленные в металлическую оправу, а часть были просто имитациями, сделанными из мрамора, оникса или металла.


Страусиное яйцо в металлической оправе в Голубой Мечети, Стамбул

Впоследствии aналогичные предметы нам встречались в теккиях боснийских дервишей  – иногда яйца были окрашены в тот цвет, с которым ассоциировала себя данная суфийская община. Ни в первом, ни во втором случае никто так и не смог нам объяснить, для чего они служат. Ответы «для красоты» или «от мышей и пауков» не показались мне убедительными, а аргумент «так было всегда» породил вопрос: a почему?
И я решила разобраться.

Collapse )

НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ: ЧАСТЬ 2. МЕДНАЯ КОМНАТА ШАХА

Начало в Части 1.

Ученик Идриса Шаха, одного из великих суфийских Учителей прошлого века, в книге воспоминаний писал:

В доме Шаха в Сент-Джон-Вуд была комната на самом верху, облицованная медными листами. Это было сделано с целью создать пространство, защищенное от любых внешних вибраций. Судя по всему, лучше всего для данной цели подходило золото, но это было бы слишком дорого. Позднее, уже в Лэнгтоне, эти медные листы на деревянных бобинах были сложены в подвале. (О.Хоар. «Все и ничего»)

Подобные сведения мне приходилось слышать и от других учеников Шаха, и меня очень интриговала эта почти сказочная «медная комната». Зачем она ему была нужна?
Collapse )

БУХАРА-И-ШАРИФ, «БЛАГОРОДНАЯ БУХАРА»

Так с почтением называют Бухару, отдавая дань ее уникальной роли в духовной жизни народов Средней Азии (и не только). Как утверждал Георгий Гурджиев, «для того, чтобы понять тайную суть учения ислама, нет нужды ехать в Мекку, гораздо больше можно найти в Бухаре». Роль духовного портала, который в свое время выполняла Мекка, в определенный момент истории действительно переместился в Бухару, где успешно действовал  веками и, в некотором смысле, действует до нашего времени.

Портал бухарского медресе


Collapse )

СЕМЬ ПИРОВ БУХАРЫ: ЧАСТЬ 2. ХОДЖА АРИФ РЕВГАРИ

В начале 13-го века Центральную Азию опрокинула волна монгольского нашествия. Орды Чингисхана сравнивали с землей целые города, поголовно истребляя жителей. Многотысячелетняя цивилизация оказалась на грани гибели.

В условиях надвигавшейся катастрофы, которую Учителя суфийской Традиции, как известно, предвидели и последствия которой предсказывали, было принято решение сосредоточить усилия одновременно по трем разным направлениям (так делалось всегда, и так делается сейчас). Первая часть суфиев переселилась в местности, не затронутые военными действиями, где учение могло быть сохранено на все еще благоприятной почве. Так поступил отец Джалаледдина Руми, перебравшийся с семьей из Балха в Конью. Суфийский поэт Саади также покинул родину, перебравшись в Багдад, тогда еще безопасный.

Вторая часть суфиев осталась противостоять завоевателям: при защите Хорезма был убит Наджмуддин Кубра, от рук монголов погиб Фаридуддин Аттар, не покинувший родного города, хотя и отославший предварительно всех своих учеников в безопасные места.

Третья группа осталась в захваченных городах, для того, чтобы исподволь направлять действия завоевателей в нужное русло, сохраняя и укрепляя, где возможно, суфийское наследие и влияние.

По Божьей воле, Бухаре было предназначено остаться одним из островков, где достижения цивилизации и учения удалось сохранить, и, судя по некоторым источникам, это произошло во многом благодаря предвидению Учителей Ходжагана.  Незадолго до смерти Ходжа Абдул-Халик Гиждувани призвал двух своих ближайших учеников, Ходжу Аyлия и Ходжу Арифа Ревгари, и велел им попытаться убедить всех членов Ходжагана перебраться в Бухару.

Ходжа Ариф Ревгари, тогда еще относительно молодого возраста, встал во главе Ходжаган и оставался в этой роли во времена монгольского нашествия. Он родился и жил в окрестностях Бухары, селении Ревгар. Согласно народному преданию, Чингисхан остановился в этой деревне, прежде чем осадить Бухару.  Основная часть жителей в страхе покинула свои дома, только Ходжа Ариф остался и спокойно работал на ткацком станке. Чингисхана удивила его невозмутимость и мастерство, с которым он работал. Он спросил Ревгари, как ему это удается. Ходжа Ариф ответил: "Мое внешнее внимание сосредоточено на работе, а внутреннее – на Истине. Я не трачу силы на беспокойство о том, что происходит вокруг меня". Чингисхан был настолько поражен таким ответом, что распорядился не трогать жителей деревни, и велел Ходже Арифу ехать с ним в Бухару.
Collapse )

ЧЕРНЫЙ СВЕТ

Дар тарики тарикат («Путь сокрыт в темноте»)
                                                      Суфийский афоризм






О теме Черного Света меня заставил задуматься опыт, полученный во время прошлогодней поездки в один из современных центров Традиции в Южной Америке.

«Дария Нур» - так называется теккия, расположенная в небольшой удобной ложбинке на вершине горной гряды среди субтропических джунглей. Дария-и-Нур – имя одного из самых крупных в мире алмазов, которым когда-то владели императоры династии Великих Моголов. В переводе с персидского оно означает «Море Света».

Теккия в Дария Нур уникальна тем, что состоит из двух частей - верхней, находящейся на поверхности земли, и нижней — скрытой. В подземную часть теккии никогда не проникает солнечный свет. В нее ведет узкий темный коридор, который вечерами во влажном горном климате часто наполняется туманом, что придает поздним медитациям весьма мистический антураж.

Мне не давал покоя вопрос: почему именно это, самое что ни на есть темное, место назвали «Морем Света»? Мое недоумение разделяли и Друзья, многим из которых идея медитировать в полной темноте не очень нравилась, так как духовный свет они ассоциировали со светом физическим... и нередко я медитировала в темной теккии в полном одиночестве.


Вход в подземную теккию

Со временем я поняла, что предназначение подземной теккии совершенно невозможно понять, если не пересмотреть в корне все наши представления о том, что такое свет.

В предыдущей заметке я приводила одно из положений герметической науки о том, что видимый белый свет – лишь следствие воздействия эманаций Солнца на атмосферу Земли, в результате которого содержащийся в ней Универсальный Элемент распадается на составляющие его три части – активную, пассивную и нейтральную («От одного света – три света»). В этом процессе высвобождается скрытый огонь, содержащийся в любой материи, что и порождает свет. Сами же солнечные эманации никак не проявляют себя в отсутствии взаимодействия с материей, поэтому можно сказать, что они черны как ночь.

Эзотерическая Традиция утверждает: источник всего проявленного – скрытое. Белый свет сокрыт в Черном. При определеном воздействии, тьма рождает свет. «Путь сокрыт в Темноте».

Символически эта идея была представлена Черной Девой, локально проявляющейся как египетская Изида или Черные Мадонны готических соборов, появившиеся в Европе после походов тамплиеров. В данном случае черный цвет Дев не имеет ничего общего с идеей смерти или разложения, как предполагают (богиня Кали – из совершенно другой песни). Не имеет черный цвет Дев также отношения и ни к чему инфернальному и нечистому. Он символизирует тот самый непроявленный, «непорочный» Черный Свет, в котором белый свет скрыт, подобно младенцу в материнском лоне.


Черная Мадонна Шартрского собора



В суфийской Традиции этот парадокс двойственности и одновременно единства, который не вместить нашему разуму, постигают посредством повторений двух из 99-ти имен Бога – Йа-Захир (внешний, проявленный) и Йа-Батин (скрытый, тайный).  Идея двойственности в единстве также выражается в суфийских ритуалах чередованием света и темноты (самая важная часть зикра всегда проводится в темноте). «Шахматные» полы с черно-белой плиткой изначально были чертой суфийских теккий, в том числе и на западе. В свое время они даже служили своего рода опознавательным знаком сообществ Традиции. То же самое можно сказать о черно-белых костюмах-домино придворных шутов, чье вызывающее поведение напоминало о дервишах-маламати, скрыто несущих свет.

Слово черный в суфийской Традиции никогда не имело отрицательной коннотации: наоборот, оно всегда ассоциировалось с сокровенным, тайным, мудростью, так как арабский корень ФХМ, означающий «черный», также имеет значения «знания», «понимания». Согласно книге «Суфии» Идриса Шаха, суфийский термин "рас-аль-фахмат" (глава знания) обозначает процесс мышления человека, чье сознание было преображено до совершенства.

******

Замыкая круг: именно эту двойственность Черного и Белого света воплощает сдвоенная теккия в Дария Нур, с описания которой я и начала заметку. Полностью изолированная от солнца, подземная теккия создает идеальные условия для того, чтобы испытать прямое воздействие Черного Света. (В этой связи интересно заметить, что средневековые алхимики также помещали свои печи-атаноры в места, куда не попадал солнечный свет - об этом есть сведения в книгах Фулканелли).

Специфическое воздействие «скрытого небесного огня», согласно герметическому знанию, является наиболее эффективным в определенных точках сочетания солнечного и земного циклов - например, в период, когда Солнце проходит через созвездия Овна и Тельца.
Это время, как правило, соответствует празднованию Пасхи, и именно во время нашей пасхальной встречи прошлого года я и оказалась в Дария Нур. А о том, каким образом подействовало на меня пребывание в подземной теккии во время Пасхи, я, возможно, напишу позже, в подходящее время.