Category: космос

Алхимия и магический квадрат - Часть 2

Продолжение. Начало в Части 1

Отдели землю от огня, тонкое от грубого   

осторожно и с большим искусством. Эта вещь
восходит от земли к небу и снова нисходит на
землю, воспринимая силу как высших, так и
низших областей мира.

Гермес Трисмегист “Изумрудная Скрижаль”

Прежде чем приступить к изложению второй части, хотелось бы сделать одно ключевое пояснение. Когда речь идет об алхимии как Великом Делании, мы имеем дело не с физической материей, а с духом, содержащимся в материи, который и стоит за превращением простых металлов в благородные. Как утверждает Фулканелли (здесь и далее цитаты из книги «Философские обители»): «Сами вещества друг на друга не действуют, активную роль в данном случае выполняют духи веществ. Для алхимиков духи соответствуют вполне реальным, хотя с физической точки зрения почти нематериальным тонким влияниям».

Джабир в своей Сумме совершенств магистерия (Summa perfectionis Маgisterii) пишет о воздействии духов на вещества следующее: «О сын нашего учения, если вы хотите подвергнуть тела тем или иным изменениям, сделать это можно лишь с помощью духов. Когда духи закрепляются на телах, те теряют свою форму и природу, становятся другими. При последующем разделении духи либо удаляются одни (тогда тела, на которых те фиксировались, остаются как были), либо вместе с телами».

Суть Великого Делания – выделение и сгущение духа в том, что называется эликсир или философский камень, который, несмотря на своё неоспоримое металлическое происхождение, состоит не только из металла. Фулканелли пишет: «Именно эту душу, дух, огонь, собранный, сконцентрированный, сгущённый в самой чистой, самой стойкой, самой совершенной из земных субстанций, мы называем нашим камнем. ... Поначалу наша субстанция больше земная, чем небесная. Искусство [алхимия] вкупе с естеством должны сделать её более небесной, чем земной. ... Дух, готовый высвободиться, как только получит такую возможность, не может просто взять и покинуть тело. Из чистых частиц, которые он собирает вокруг себя, дух творит себе другую одежду, более приличествующую его природе и более послушную его воле. Ею он пользуется как неким новым носителем».

Иначе говоря, философский камень – это материальный носитель, до максимума насыщенный духом огненного свойства, жизненной силой, извлеченной из минералов.

Согласно герметическому учению (названному так по имени Гермеса Трисмегиста – или Меркурия  Трижды Великого), минералы и металлы, в определенном смысле, живые. Жизненная сила или дух, в них содержащиеся, способствуют эволюции металлов из простых, низших форм, таких, как свинец, в высшие – серебро и золото. Согласно Фулканелли, «огненное начало, материальное и духовное, благодаря своему универсальному действию способно усваиваться во всех трёх царствах естества. Оно оказывает влияние как на животных и растения, так и на внутреннюю структуру минералов и металлов».

Подобно растению, которое растет, дает цветы и плоды, металл «созревает» в содержащей его горной породе под влиянием космических лучей, достигая своей кульминации в золоте – высшей и не подверженной разрушению форме, достижимой для минеральной формы жизни.  Процесс эволюции металла, конечно, очень долог и может быть приостановлен из-за неблагоприятных факторов – нарушения целостности пласта, попадания воды и т.д.

Исходя из этого положения, алхимики считают,  что можно извлечь и сгустить жизненную силу минерала до такой степени, что эта сила при воздействии на низшие металлы за считанные минуты способствует прохождению ими эволюции от простого металла к золоту.

По описаниям, сделанным Адептами герметической науки, Великое Делание – Магистерий - состоит из трех фаз: подготовка первичной материи, разложение первичной материи и получение философского камня, трансмутация металлов с его помощью. Описания первого Делания – приготовления философского Меркурия или первоматерии - самые туманные и запутанные, поскольку тайна того, какие материалы используются для этого – наиболее охраняемая из всех. Но, повторюсь, для нас не важны практические детали и рецепты, нам важно понять принцип того, как соединяются активные и пассивные элементы для создания третьего – философского Меркурия.



Эта иллюстрация – первый ключ Василия Валентина.  На ней изображены мужское и женское начала («красный мужчина и белая женщина»), исходные субстанции для приготовления первоматерии. Рядом с ними находятся Сатурн в образе старика с косой и волк, один из символов сурьмы. Алхимические «сурьма» и «свинец» (Сатурн) обозначают исходные вещества, подвергающиеся обработке; следует учитывать, что они могли совершенно не соответствовать обычным сурьме и свинцу. Также совсем не обязательно, что именно Сатурн в магическом квадрате Фламеля означает один из компонентов Делания, хотя теоретически и это не исключается. Волк прыгает над огнем – намек на то, что одно из двух веществ летучее.

Как писал о двух изначальных субстанциях Фулканелли, это «материальное выражение двух естеств, внешне схожих, но с противоположными свойствами, именно их Мастер должен избрать, приступая к работе. От их соединения с учётом некоторых тайных правил рождается двойное смешанное вещество, которое Мудрецы называли андрогином, гермафродитом или Зерцалом Искусства. Именно эта сущность, наделенная одновременно положительными и отрицательными качествами и содержащая в себе свой собственный реагент, лежит в основе Великого Делания».

«Минеральные производители Меркурия, обеспечивающие его питание, рост и жизнь вообще, должны быть выбраны очень тщательно и подвергнуты скрупулёзной обработке. Теоретически взять можно всё что угодно, однако некоторые вещества по своей природе чрезвычайно далеки от активного металлического естества и не подойдут нам либо из-за их нечистоты, либо из-за того, что их созревание застопорилось или зашло слишком далеко. К первой категории относятся горные породы, камни, металлоиды, ко второй — золото и серебро. В металлоидах необходимому нам агенту не хватает силы, поэтому они непригодны для наших целей. А вот в золоте и серебре искать его вообще бессмысленно: он был отделён от этих совершенных веществ сразу после их появления на физическом плане».

«Вместе с наиболее щедрыми герметическими авторами мы заявляем, что двух веществ достаточно для проведения Магистерия от начала до конца. ... Если признать, что существует третье вещество, то оно должно образовываться при соединении и разложении первых двух. Сколько бы вы ни старались, сколько бы экспериментов ни ставили, вы не обнаружите других исходных веществ для получения камня, кроме этих двух, которые именуются началами и из которых образуют третье, наследующее качества и свойства своих родителей».

Судя по некоторым намекам, которые Фулканелли оставил в нескольких местах, оба изначальных вещества можно извлечь из одной горной породы, которую он описывает снова и снова, используя разные образы и сравнения, но никогда не называя напрямую. «Надо признать, что этот злосчастный субъект обижен от природы, недаром его олицетворяют безобразные чудовища: дракон, змей, вампир, дьявол, тараска. Вид у него и впрямь малопривлекательный. Чёрный, в чешуйках, зачастую покрытый красными точками или рыхлым блекло-жёлтым слоем, с сильным тошнотворным запахом, который Философы называют токсичным и ядовитым, он пачкает руки и вообще как бы совмещает в себе всё самое омерзительное. Однако этот презираемый невеждами изначальный субъект Мудрецовединственный источник небесной воды, наш первый Меркурий и великий алкагест. Он — верный слуга и соль земли».

«Погляди внимательно на двух драконов, — пишет Фламель, — это истинные начала Философии, которых Мудрецы не отваживались показать даже своим собственным детям. Внизу, без крыльев, твёрдое вещество, самец, вверху летучее вещество, чёрная и сокрытая самка, которая на несколько месяцев возьмёт верх. Первый — Сера, или, точнее, теплота и сухость, вторая — Ртуть, или холод и сырость».

Из двух этих грубых компонентов путем сублимации получают очищенные активный и пассивный элементы.

«Осторожно извлеките соль металлов, не разрушая её, — пишет другой Мастер Делания - Космополит, — и эта соль даст белый и красный камень. Весь секрет тут заключается в соли, из которой получают наш совершенный эликсир». Под «солью» Космополит также подразумевает дух, живой элемент вещества (помните, как говорил Иисус, «вы – соль земли»).

Вот что пишет Фулканелли о получении активного, мужского компонента первого Делания: «Сначала надо обратить вещество в пепел, прокалить, сжечь все гетерогенные неогнестойкие компоненты, так чтобы осталась лишь несгораемая чистая главная соль, с которой пламя не в состоянии совладать. Мудрецы дали ей имя Серы, первичного агента или философского золота».

Серой ее назвали из-за положительного заряда, который данная субстанция привносит в уравнение. На магическом квадрате Фламеля этот очищенный мужской компонент первого Делания обозначен знаком Марса. Ему соответствует в квадрате чисел цифра 7 или (+2). Я предполагаю - хотя мне не удалось это нигде подтвердить напрямую - что 7 производится путем сублимации, сгущения из 6. Числу 6 в магическом квадрате соответствует знак, похожий на знак Марса, только с крестом наверху. У числа 6 заряд равен (+1). У числа 7 заряд больше – уже (+2).

Что же пишется по поводу другого компонента первого Делания – женского, пассивного?

«Сурьма Мудрецов, исходный материал, извлечённый непосредственно из рудника, «не есть, собственно, минерал, а тем более металл, учит Филалет; но, не относясь ни к минералам, ни к металлам, она, тем не менее, занимает среднее положение между ними. Сурьма Мудрецов — вещество летучее, но не дух, поскольку она, как и металл, сжижается на огне. Она — хаос, из которого рождаются все металлы», металлический и минеральный цветок, первая роза, на самом деле чёрная, которая пребывает в нашем дольнем мире как частица стихийного хаоса. Из этого цветка цветков мы перво-наперво извлекаем наш иней — дух, который носился над водами, и белое облачение ангелов... Это она, соединившись с философским золотом, становится металлической планетой Меркурием.... Именно сурьма Мудрецов, а не обыкновенная сурьма, есть корень, субъект или ось Великого Делания».

В квадрате Фламеля этот компонент обозначен знаком Венеры, которой соответствует число 3 (-2). Теперь самое время вспомнить горизонтальную ось магического квадрата

7                         5                         3

или

+2                      0                        -2

или

Марс             Меркурий           Венера

При соединении двух очищенных компонентов – мужского и женского, духов Марса и Венеры, получается такое уравнение:

-2 + 2 = 0

И тот, и другой элементы должны исчезнуть, трансформироваться в третий.

Как мы уже выяснили выше, 0 (или 5), центр магического квадрата, соответствует Меркурию – искомой первоматерии. Рождение Меркурия в результате смерти двух противостоящих сил изображено на втором ключе Василия Валентина:




На этой иллюстрации изображен Гермес или Меркурий с двумя кадуцеями в руках. Над головой у рожденного Меркурия – его астрологический знак. Слева и справа от него – Солнце и Луна, которые он содержит в себе. Они пока внизу – значит, скрытые, непроявленные. Двое сражающихся рыцарей означают два противоборствующих начала, в результате смерти которых рождается Меркурий. Ожесточенная схватка – намек на бурные химические реакции, ведущие к появлению философского Меркурия. Кадуцеи в руках Меркурия с двумя змеями означают соединение двух начал (змей или драконов) для порождения третьего. Двойные крылья – за спиной Меркурия и у его ног - означают двойной Меркурий или Ребис, сочетающий в себе как материальную, так и духовную природу, в отличие от обычного меркурия - ртути.

Фулканелли пишет: «Это вещество ... не что иное, как меркурий Философов, обладающий двойной природой и двойными свойствами, частью — твёрдый и материальный, частью — летучий и духовный; его одного достаточно, чтобы начать, завершить наш труд и приумножить его результаты. Это единственная необходимая нам материя, и нет нужды искать другую. Надо знать, дабы не блуждать в потёмках, что герметические авторы именно с Меркурия и её получения обычно начинают свои трактаты. Меркурий — золотая жила и корень золота, между тем сама ртуть как металл совершенно не нужна и не пригодна для нашего случая».

«Филалет справедливо утверждает, что наш меркурий едва ли минерал, но ещё меньше металл, так как содержит в себе лишь дух или семя металла, материальная же его основа напрочь лишена свойств минерала. Это, однако, ... соль металла (так как любой камень — соль) и соль нашего камня, так как камень Философов, то есть Меркурий, о котором здесь идёт речь, есть субъект философского камня».

«Лиможон де Сен-Дидье высказывает основополагающую мысль, когда утверждает, что «камень Философов рождается от разложения двух веществ». Добавим, что философский камень — или наш Меркурий, собственно его материя — возникает в результате борьбы, умерщвления и разложения двух противоположных начал. Мы видим, что основные операции нашего искусства заключаются в порождении двумя началами третьего, и что это порождение зависит от предварительного распада обоих агентов».

Итак, исчезли и +2 и -2, взаимно уничтожившись в 0. Что же происходит дальше?

Дальше происходит смерть самого Меркурия в результате длительного процесса разложения или путрефакции первичной материи. В ключах Василия Валентина эта стадия изображена иллюстрацией со скелетом и свечой – символом медленного огня, использующегося при разложении. Сухое дерево на заднем плане – тоже символ смерти первоматерии.



Фулканелли так пишет об этой стадии: «Да и сама философская ртуть, единственная субстанция Магистерия, ничего не породит, если не умрёт, не подвергнется ферментации и путрефакции в конце первой стадии Делания».

«Философский ребис, в состав которого входит семя, надо разложить, чтобы породить новое вещество сходной природы, но способное самопроизвольно прирастать в весе, объёме и силе. Заключённый в нём животворный, бессмертный, всегда готовый проявлять своё действие дух ждёт только распада вещества, его расчленения, чтобы приступить к очистке, а затем к восстановлению преображённой огнём субстанции».

О путрефакции, стадиях разложения первоматерии и появляющихся при этом цветах уже было достаточно подробно написано ранее вот здесь, поэтому останавливаться на этом я не буду, однако стоит еще раз подчеркнуть один очень важный момент.

Переход философского Меркурия – первоматерии – в философский камень должен происходить в определенной точке сочетания космической и земной октав, когда «небесный огонь» становится доступным Земле. Астрологически этот момент соответствует прохождению Солнца через созвездие Овна.

Вот что пишет про этот огонь Фулканелли: «Этот духовный огонь, приявший форму и воплотившийся в соль, и есть скрытая Сера, скрытая, потому что в ходе процесса никогда не являет себя видимой взору. ...

Филалет утверждает, что в скрытом состоянии этот огонь содержится в чреве Агнца или Овна (Aries), созвездия, которое Солнце пересекает в апреле. Добавим для пущей ясности, что на щите у Овна, «таящего в себе магическую сталь», образ герметической печати, светило с шестью лучами. Следовательно, именно в этом всем известном отчасти полезном веществе мы отыскиваем таинственный солнечный огонь, летучую соль и духовную серу, другими словами, проникающий во тьму вещей небесный огонь, без которого ничего нельзя сделать и который ничем нельзя заменить».

Процесс трансформации философского Меркурия можно видеть на одном из ключей Василия Валентина:



Здесь изображены король в красном и королева в белом, чьи руки соединяет епископ. Следует отметить, что король и королева пока не разделены, они составляют одно целое. Солнце и Луна справа и слева от фигур указывают на то, какие начала они представляют. Радуга символизирует сменяющие друг друга цвета, видимые в процессе воздействия огня, а печь с горящим огнем указывает на «небесный огонь» - необходимый компонент этой стадии.

После разложения процесс под действием стихийного огня идет одним из двух путей – малым или большим Магистерием, получением белого и красного эликсиров. Белый эликсир превращает простые металлы в серебро, а красный – в золото. Иногда эти два пути символически изображаются двумя розами соответствующих цветов.

Про красный эликсир Фулканелли пишет: «Термин философский камень на сакральном языке означает камень со знаком солнца. Этому солнечному знаку свойствен различный по яркости красный цвет, как говорит об этом Василий Валентин: «Цвет его от алого с малиновым оттенком до рубинового с гранатовым оттенком; веса же в нём больше, чем количества».

В диаграмме Фламеля белый и красный эликсиры обозначены знаками, находящимися на позиции 1 и 9 (или -4 и +4) магического квадрата.

При получении философского Меркурия математически мы вышли на 0. Теперь путем разделения, или выделения из нуля двух его составляющих (-4) и (+4) мы получаем духи Луны и Солнца, которые, воздействуя на материю, превращают их в металлические серебро и золото, и, таким образом, являются белым и красным эликсирами.  Чтобы легче понять как произошло это разделение, нужно вспомнить вертикальную ось магического квадрата

9

5

1

или, иначе говоря,

+4

0

-4


Уравнение выглядит так:

0 = -4 +4

Или - разложением Меркурия получаем Луну и Солнце.

На мой взгляд, именно эту идею Василий Валентин зашифровал в девятом ключе:



Мужчина символизирует красный эликсир и Солнце (на это указывает Феникс на его голове), женщина – Луну и белый эликсир (заяц на ее голове - символ богини Дианы или Луны). Ворон, сидящий над ними – символ разложения первоматерии - указывает на процесс, которым эти два духа светил должны быть разделены. Головы мужчины и женщины направлены в разные стороны, намек на противоположные позиции, в которых Солнце и Луна находятся по отношению к Меркурию в магическом квадрате.

Соединенные, мужчина и женщина расположены над кругом с тремя змеями и тремя сердцами, означающими первоматерию в неразложенном виде, объединяющей и Меркурий, и Луну, и Солнце.

Весь процесс Великого Делания, от начала до конца, математически можно записать так:

-2 + 2 = 0 = -4 + 4

или – «Марс и Венера, соединяясь, образуют Меркурий, который, под воздействием небесного огня, разделяется на Луну и Солнце».

Я не знаю, и, скорее всего, никогда не узнаю, как же действительно получали свой эликсир Великие Адепты, какие материалы, инструменты и приемы они использовали. Но это неважно. Зато можно попробовать - хотя бы попытаться - узнать, что представляют из себя Марс, Венера, Луна и Солнце внутри нас, потому что истинная цель Великого Делания – сделать возможным внутреннее преобразование.

И вообще, как сказал Хафиз:

Человеком разумным будет назван лишь тот,
Кто беспомощность золота быстро поймет.

Алхимия и магический квадрат - Часть 1

Вы, безрассудно беспечные, - вы не золото,
Чтобы, однажды засыпанных землей,
Кто-то откапывал вас обратно.

Омар Хайям

Я не ставила перед собой задачу раскрыть тайны химических ингредиентов и практических операций, использовавшихся Адептами алхимии - Великого Делания, поскольку получение металлического золота меня никогда не интересовало.  Интересен был принцип и последовательность шагов «отделения грубого от тонкого» для получения субстанции высшей возгонки - эликсира, поскольку этот принцип универсален. Как вверху, так и внизу. Как в реторте, так и в магическом квадрате.

Как в магическом квадрате, так и в человеке!

Погружение в алхимию – один из путей, методов обучения. Это приобщение к работе, которую проделали Великие Мастера, к бараке, созданной их трудами. Алхимия, как и сакральная геометрия, и математика – средство открыть глаза нашего сердца на то, что нет ничего, кроме Единого  – таухид. Потому что, как бы красиво наш разум ни говорил о Единстве, в сердце мы язычники, мы поклоняемся идолам; двойственность въелась в нас и застит нам глаза...

Как писал Руми, алхимия - это язык. Магический квадрат, изложенный на языке алхимии, так же хорош, как и изложенный на языке чисел. Вы спросите, зачем влезать в тонкости, которые вряд ли кому-либо в наше время нужны?  Материал малопонятен и, скорее всего, неинтересен  большинству собеседников, и я не питаю иллюзий по этому поводу. Но по некоторым причинам знание такого рода нужно периодически оживлять, реинтродуцировать в систему, как исчезнувшие биологические виды. Почему бы и не здесь? Чем дальше от «алхимиков», тем лучше....

Для данного сообщения, состоящего из двух частей, были использованы три источника. Каждый из этих источников способен передать знание в одну из трех областей человеческого существа. Соединение знания из трех областей воедино дает возможность встать на путь, ведущий к познанию сути Великого Делания.

Первый источник – это две книги Адепта алхимии двадцатого века, известного под псевдонимом Фулканелли. Про одну из них, «Тайны готических соборов», я немного писала ранее вот здесь . Вторая книга - «Философские обители» - возможно, лучшая и наиболее подробная из когда-либо написанных об алхимии – будет основным источником для области, которую мы назовем «рассудком».

Вторым источником будут иллюстрации к «Двенадцати ключам» другого великого Адепта - христианского монаха по имени Василий Валентин. Есть мнение, что самих по себе иллюстраций Василия Валентина достаточно, чтобы проникнуть в суть Магистерия. Однако та часть нашего восприятия, которая «считывает» визуальные образы и с их помощью связывается с Архетипом образа – стоящей за ним Реальностью, к сожалению, не настолько развита в нас, чтобы полностью исключить помощь других видов познания. Поэтому будем работать с тем, что есть... Как в той суфийской истории: одноногий заберется на плечи слепому и будет указывать дорогу. Так что вместе они, хоть и увечные, глядишь, как-нибудь доковыляют до цели!

Третим источником будет всего одна диаграмма, состоящая из символов. Обучение с помощью символов является наиболее быстрым и эффективным, но для этого необходима определенная способность. Известно, что суфийский Мастер Ахмад Йасави некоторых своих учеников обучал без слов, просто время от времени показывая им некоторые символы и предметы. Некоторый свет на природу этого вида познания проливает вот такой отрывок из книги «Люди тайны» Э.Скотта:

То, что называется прямым восприятием, является одной из возможных способностей развитого человека, но на Западе, в отличие, например, от ясновидения и телепатии, прямое восприятие неизвестно в форме, практикуемой суфиями, и в литературе западного оккультизма этому явлению нет подходящего названия.

Оно включает в себя установление ментального контакта с другим «целым» - материальным или иным – и его «прочтение», чтобы получить данные о природе, а также о прошлом, настоящем или будущем этого «целого». Подобное знание суфии называют «направленностью», а «считывание» происходит в форме, согласующейся с культурными образами и идиомами воспринимающего, а не в форме, свойственной объекту восприятия. (стр.291)

Мы, конечно, до тех учеников Йасави не тянем - нам символов мало, а нужны разные подпорки и шпаргалки, но....с  одного интересного символа мы все же, помолясь, начнем. Этот символ – магический квадрат, только особого рода.

На гравюре Атанасиуса Кирхера, рядом с магическим квадратом девяти, который держит ангел, изображена небесная сфера с планетами, Солнцем и Луной. Меня всегда занимал вопрос о соотвествии чисел магического квадрата и символов планет и металлов. То, что такое соответствие есть, никогда не вызывало сомнений, а когда я увидела квадрат на гравюре Кирхера рядом с небесными светилами, их совсем не осталось – случайностью это быть не могло. Но найти соответствие никак не получалось – ошибочными были предположения, что ключом может быть последовательность расположения планет на небесной сфере, или названия дней недели в английском языке (они названы в честь разных планет, например, Sunday – Sun, Monday – Moon и т.д.) Я оказалась в тупике, и на некоторое время вопрос пришлось отложить.

Выход на ответ, как нередко бывает, пришел с неожиданной стороны, а именно, со стороны алхимии. Совершенно случайно, изучая один вопрос, я наткнулась на вот такую иллюстрацию из средневекового алхимического манускрипта, которая вызвала молниеносное ощущение «попадания на золотоносную жилу»:

Как выяснилось в ходе дальнейших поисков, автором диаграммы из девяти знаков, расположенных в форме квадрата, и вправду был никто иной, как великий алхимик Никола Фламель.

Чтобы лучше понять эту схему, необходимо знать, что неотъемлемой частью знания в средние века была концепция о соответствии друг другу выраженных стадий различных явлений – цветов, чисел, небесных тел, металлов, минералов и т.д. Таким образом, например, каждому из основных металлов (серебро, свинец, медь, олово, ртуть, железо, золото) соответствовало  небесное тело (Луна, Сатурн, Венера, Юпитер, Меркурий, Марс, Солнце). По этой причине в алхимии, в частности, общепринятыми символами для обозначения металлов были астрологические знаки планет. (Впоследствии мы увидим, что за символами стояли совсем не физические металлы и не небесные тела, а нечто более таинственное и неуловимое – соль или духи металлов.)      

Схема из манускрипта была соответствием, которое, выходит,  я давно искала.

Если кто-то из собеседников вплотную работал с магическим квадратом и знает свойства всех его девяти элементов, то он или она сразу поймет характер этого соответствия. С небольшой перестановкой  данная схема превращается в магический квадрат, в котором вместо чисел от одного до девяти фигурируют духи планет и металлов.

Занятно, что вскоре после того, как я наткнулась на диаграмму Фламеля и предположила, что алхимики пользовались магическим квадратом как теоретической схемой для преобразования сущности металлов, на глаза попалось подтверждение этого в книге «Люди тайны», глава 6 «Алхимия: скрытый путь»:

Одним из безусловных достижений Джабира  [арабского алхимика Джабира ибн-Хайяна] было открытие им формулы, из которой можно вывести различные соотношения. Одной из таких опубликованных им таблиц оказывается «магический квадрат», известный еще неоплатоникам, и как считает Холмъярд, этот квадрат имел особые ассоциации для суфийского мистического общества, членом которого Джабир являлся.

Интересно, что взаимное расположение символов планет (металлов) в данной схеме довольно наглядно объясняет, почему сами эти символы выглядят именно так, а не иначе.  В дальнейшем мы увидим, почему. Современное написание астрологических знаков настолько искажено, что изначальную их суть уже почти невозможно увидеть. Практически все объяснения, которые можно найти в общедоступных источниках о происхождении символов планет кажутся наивными или «притянутыми за уши». Реальным источником, по идее, должен являться этот магический квадрат или подобная ему диаграмма.

Единственный из известных мне авторов, хоть как-то указавший на истинную суть происхождения символов планет – это человек, публиковавший свои работы под псевдонимом «Доктор Папюс».

В главе «Алхимия» книги «Оккультизм, магия и гипноз» (стр.86) он пишет следующее:

«Есть и другие знаки, употреблявшиеся посвященными и которые необходимо знать; это знаки, изображающие планеты. Они тем более необходимы, что каждый из них может быть объяснен посредством качественной геометрии, о чем мы сейчас будем говорить. [...]

Активное и пассивное начала изображаются в планетах Солнцем (круг) и Луной (полумесяц). Их взаимодействие дает начало четырем элементам, изображаемым крестом.

Сатурн – это Луна, над которой господствуют стихии



Юпитер – это стихии, над которыми господствует Луна


Марс – огненная часть зодиакального знака Овна, действующего на Солнце


Венера – есть Солнце, владычествующее над стихиями


Меркурий, наконец, является синтезом всех вышеприведенных знаков и содержит в себе Солнце, Луну и стихии»



Далее, рассматривая математический магический квадрат и сравнивая его с квадратом из алхимического манускрипта, мы сможем, если и не расшифровать до конца, то, по крайней мере, лучше понять истинное значение эзотерического кода, которым когда-то были записаны знаки планет.

Итак, посмотрим вначале на квадрат из чисел.

4       9       2

3       5       7

8       1       6

В таком виде магический квадрат приводит и Идрис Шах в книге «Суфии». Там же содержится описание математических свойств этой универсальной диаграммы.  Они всем известны – сумма цифр квадрата по всем диагоналям, а также горизонтальным и вертикальным рядам равна 15.

Встречается квадрат и в таком виде, перевернутом:

2       9       4

7       5       3

6       1       8

Его называют "квадратом Парацельса", поскольку такую версию магического квадрата использовал этот знаменитый Мастер алхимии и спагирии. Есть основания полагать, что Фламель использовал именно квадрат Парацельса – но суть диаграммы при этом нисколько не меняется.

Многие годы работая с магическим квадратом в рамках изучения геомантических карт, я нашла, что его математический смысл легче усваивается, если записать числа в таком виде:

-1       +4       -3

-2         0       +2

+3       -4       +1

Данное преобразование становится понятным, если принять во внимание, что цифра 5 в магическом квадрате является «единой точкой отсчета» - то есть средним арифметическим для всех окружающих ее чисел. 5 – среднее между 4 и 6, между 3 и 7, между 9 и 1, между 8 и 2. Пятерка в магическом квадрате  – начало координат. Все изменения происходят по четырем осям вокруг нее, она сама остается незатронутой переменами. (Я здесь пытаюсь словами выразить «чувство диаграммы», в надежде передать то, что приходит без слов с ее изучением).

Заменяя пятерку на ноль, а все остальные числа на разность между пятеркой и этим числом, мы можем преобразовать магический квадрат так, чтобы выразить древнюю идею в рамках более близкого нам современного математического языка, где применяются положительные и отрицательные величины. Таким образом, мы наглядно увидим, что суммарный «заряд» в любой диагонали, вертикали или горизонтали магического квадрата полностью сбалансирован, иначе говоря, равен нулю!

(Древние отрицательные величины не использовали, поэтому квадрат был составлен только из положительных чисел).

Итак, диаграмма выражает идею сбалансированной целостности, суммарный заряд которой равен нулю.  Внутри целостности, однако, существуют части, обладающие определенным «зарядом», положительным или отрицательным. Величина и знак заряда отличаются от части к части. Заряды частей нейтрализуют друг друга, или, если хотите, являются комплементарными, как синий и оранжевый цвета, например.

Если говорить об алхимиках, то присутствие «заряда» - положительной или отрицательной сил - в определенном минерале они обозначали с помощью понятий «Серы» или «Ртути». Согласно герметическому знанию, все минералы и металлы были созданы из разных комбинаций Серы или Ртути, или, иначе говоря, при разных сочетаниях положительного (активного) и отрицательного (пассивного) начал. Учитывая то, что в средние века не использовали, как в современной химии, знаков (+) и (–) для обозначения положительности и отрицательности, использование терминов Сера и Ртуть становится более понятным. Главное – не путать их с обычными серой и ртутью.

Теперь, немного зная о том, какие идеи выражает магический квадрат из чисел, мы можем вернуться к квадрату алхимических символов Фламеля и рассмотреть некоторые символы в отдельности.

Начнем с Меркурия. (Под Меркурием мы здесь будем подразумевать не планету и не металл - ртуть, хотя и то, и другое находятся с нашим, «философским», как называли его алхимики, Меркурием в определенном соответствии.)  Философский Меркурий – это чистое свойство, дух металла. Он в фигуре Фламеля находится в центре, как и цифра 5 (или 0) в квадрате чисел. Как мы видели выше у Папюса, Меркурий является синтезом всех остальных знаков и содержит в себе Солнце, Луну и все четыре элемента. Меркурий и есть точка отсчета, начало координат, первоматерия Великого Делания. Все металлы происходят от Меркурия, и любые их преобразования происходят через эту нулевую точку – стадию первоматерии.

Солнце, которому из металлов соответствует золото, обычно обозначают кругом или окружностью с еще одним небольшим кружком внутри. На диаграмме Фламеля такого знака нет, зато есть знак философского эликсира, превращающего металлы в золото - круг с крестом наверху и каким-то знаком внутри. Он находится на месте цифры 9 (+4) – точке максимума активной, положительной силы.

Луну, которой соответствует серебро, обозначают полумесяцем. У Фламеля Луна там, где ей и положено быть – противоположно Солнцу, на месте цифры 1 (-4). Правда, под ней нарисовано светило или звезда. То есть это не просто Луна, это, скорее, ее дух - белый эликсир, который превращает металлы в серебро. Символ лунного белого эликсира находится в позиции максимума пассивной, отрицательной силы.

Интересно обратить внимание на вертикальную ось Солнце – Меркурий – Луна (+4 – 0 – (-4)). Мы к ней вернемся в дальнейшем для объяснения преобразований духов металлов.   

Знаки Марса и Венеры всем отлично знакомы, поэтому не буду долго распространяться. Число, соответствующее Марсу в магическом квадрате – 7 (+2), Венере – 3 (-2). И в мифологии, и в астрологии Марс (Вулкан) и Венера являются противоположными началами, непреодолимо притягивающими друг друга, чтобы породить третье - Меркурия.

Таким образом, еще одна интересная ось: Марс – Меркурий – Венера (+2 – 0 – (-2)). К ней мы тоже вернемся.

В обеих осях магического квадрата красота заключается в симметрии и равенстве зарядов:

+4 и -4,

+2 и -2

Мог бы, например, Марс сочетаться с Луной? В принципе да, но Марс для Луны слабоват. А Венера с Зевсом (то бишь Солнцем)? И здесь силы тоже не равные – Зевс намного мощнее. Поэтому каждый из них притягивает лишь адекватного ему партнера.

Однако вернемся от вопросов матримониальных к нашему предмету – символам. Юпитер и Сатурн у Фламеля, в соответствии с описанием, данным Папюсом, обозначены знаками, где Луна находится в первом случае над, а во втором под крестом, обозначающим четыре стихии. Возможно, не случайно, что при этом они должны располагаться симметрично с двух сторон от Меркурия. Стрелка символа Марса тоже, в соответствии с описанием Папюса, «указывает на Солнце», что подтверждается его положением в квадрате Фламеля.

Невольно закрадывается мысль – если бы кто-то создал все эти символы в рамках магического квадрата и не хотел афишировать саму диаграмму, то он бы мог оставить  указания в самих знаках, как именно по отношению друг к другу они должны располагаться. Так чтобы, когда понадобится, диаграмму, как головоломку-пазл, понимающий человек вроде Фламеля мог бы собрать из видимо не связанных частей в одно целое.

Остались еще два знака, которых не найти в обычных астрологических справочниках, поскольку они обозначают исключительно алхимические субстанции. Здесь достаточно будет указать следующее: одному из них, похожему на Марс, только с крестом сверху, соответствует цифра 6 магического квадрата, или +1. То есть он содержит активное начало, Серу металлов, но не настолько сильную, как у Марса. Путем сублимации этой активной силы возможно получение 7 из 6, или +2 из +1.

Ну вот, все герои нашей драмы на сцене. Об их приключениях мы узнаем из продолжения в части 2.

«КОСМИЧЕСКИЙ ГОСТ»: Часть IV. ЗРИ В КОРЕНЬ!

Часть IВ предыдущих частях цикла «Космический ГОСТ» мы пришли к выводу, что одной пропорции золотого сечения для создания сакрального объекта было явно недостаточно. Помимо него, Строители особо выделяли еще несколько Божественных соотношений, все из которых являлись иррациональными числами (т.е. такими, которые невозможно выразить целым числом, зато очень удобно выражать геометрически).

Эти числа - корень из 2, корень из 3 и корень из 5.

Если говорить максимально просто, то корень из 2 – это диагональ квадрата со стороной 1, а корень из 3 – диагональ куба, полученного из того же квадрата. Поскольку куб – третье измерение квадрата, то там, где есть корень из 2, всегда где-то маячит и корень из 3.

Если соединить два квадрата, то диагональ полученного прямоугольника будет равна корню из 5.

Любой чертеж Строителей, сделанный Ad Quadratum - «от квадрата» автоматически был связан с этими пропорциями. А квадрат - так же, как и его производное – восьмиугольник-октагон, Строители уважали повсеместно. Крестово-купольные храмы, которые пришли на Русь из Византии и поныне являются самым распространенным типом православных церквей, в своем плане имеют квадратную, восьмиугольную или крестообразную форму. Поэтому, когда увидите крестово-купольную церковь  – будьте уверены, что вы имеете дело с пропорцией корня из 2, а чаще всего также корня из 3 и корня из 5:


Внешний вид и план крестово-купольного типа церкви

По принципу «от квадрата» спроектированы также многие современные суфийские теккии, имеющие в плане форму октагона.

А вот какие сакральные пропорции имели храмы, созданные Ad Triangulum – «от треугольника»? Треугольники часто присутствовали в готическом стиле.


Ad Triangulum в Миланском Соборе

Готический собор создавался Строителями как материальное воплощение верховных Законов, главным из которых является Закон Трех. Геометрическим выражением Святой Троицы служит, само собой, равносторонний треугольник.  Он содержит корень из 3:

Кроме того, если соединить два равносторонних треугольника основаниями и принять сторону треугольников за 1, то расстояние от вершины одного треугольника до вершины другого будет равно корню из 3. А если соединить не два, а шесть равносторонних треугольников, мы получим, разумеется, шестиугольник-гексагон – он был еще одной очень популярной у Строителей формой. Длина от стороны до стороны гексагона равна корню из 3.

Отношения корня из 2, корня из 3 и корня из 5 появлялись сразу же, как только Мастер-Строитель проводил циркулем первую окружность, а затем из любой ее точки чертил окружность такого же радиуса. На пересечении двух окружностей тут же рождались два квадрата (корень из 2 и корень из 5) и два равносторонних треугольника (корень из 3). Что из этого реестра дальше выбирал Мастер –  было делом знания, необходимости и эстетических предпочтений.

Вот, собственно, и вся наука о корнях из 2, 3, 5.  Ну, почти вся...   : ) Дело за малым – как всегда, понять, почему эти пропорции считались всеми Строителями, начиная с египтян, сакральными.

В книгах по священной геометрии обычно пишут, что золотое сечение неотделимо от жизни во всех ее проявлениях, тогда как корень из 2 и корень из 3 тесно связаны с материей, физическим миром.  Однако далее этого объяснение обычно не идет, а нас, естественно, интересует именно вопрос «почему».

Подсказку нам может дать знание о принципах строения материи.

Структуры, в которых присутствуют пропорции корня из 2 и корня из 3 – а это, собственно, все возможные производные от квадрата и треугольника: куб, шестиугольник-гексагон, тетраэдр и так далее  - часто встречаются в кристаллических решетках металлов и минералов. Красивый пример из школьного учебника – гексагональная молекулярная решетка металла бериллия:

Природа выбирает геометрию корня из 2 и корня из 3 (квадрата и гексагона) из-за их свойства создавать то, что в молекулярной физике называется плотно-упакованной структурой. Плотно-упакованной является такая структура, в которой на единице площади или объема размещено наибольшее количество атомов. Действительно, если вы попытаетесь на плоскости положить шары одинакового размера таким образом, чтобы они прилегали друг к другу максимально плотно, вы неизбежно получите гексагональную структуру. Если вы захотите то же самое проделать в трех измерениях, вы получите куб. Поэтому существует два основных вида плотноупакованных структур – кубические и гексагональные.

Что это означает? Это означает, что Мать-Природа для своих материальных творений использует те же самые принципы, что и Строители – Ad Quadratum и Ad Triangulum!

Таким образом в материи создаются кратчайшие из возможных расстояний между атомами, и осуществляется один из важнейших принципов материального Творения, который называется принципом наименьшего действия. Принцип наименьшего действия является одним из ключевых положений современной физики, применяемым в квантовой механике и теории квантовых полей. Его суть была выражена еще Аристотелем: «Природа ничего не делает напрасно и во всех своих проявлениях избирает кратчайший или легчайший путь».

«Легчайший» путь плотной упаковки вещества состоит в минимизации энергии, затрачиваемой атомами на связи между собой.  Плотно-упакованные структуры наилучшим образом приспособлены к внешним воздействиям, поскольку действие стрессового фактора равномерно распределяется внутри всей структуры благодаря одинаковым расстояниям между атомами.

(Если кто-то из собеседников захочет узнать о плотно-упакованных структурах подробнее, можно если не прочитать, то хотя бы картинки посмотреть  вот в этом техническом тексте)

Подсказку о значении сакральных пропорций нам может дать также знание о волновых процессах.

В предыдущей части «Космического ГОСТа» мы говорили о том,  что оптимальным соотношением, усиливающим взаимодействие максимального количества волн во вселенной, является пропорция золотого сечения. Как оказывается, соотношением, при котором взаимодействие волн не усиливается, а наоборот, минимизируется (т.е. происходит изоляция, уменьшение внешних проявлений энергии волны), является корень из 2 и вообще весь степенной ряд числа 2: кубический корень из 2, квадратный корень из 2, само число 2 и т.д. Это видно на приведенном графике, где на оси абсцисс отложены значения пропорций, а на оси ординат – сила результирующей волны. Пропорция золотого сечения дает одно из наибольших значений конструктивной интерференции, тогда как значения степеней корня из 2 дают противоположные результаты (источник)

Таким образом, если пропорция золотого сечения позволяет живым творениям усиливать выделяемую энергию и распределять ее (что является неотъемлемым условием жизни), то пропорции корня из 2 и корня из 3, присущие структуре так называемой «неживой» материи, применяются там, где энергию необходимо изолировать и сохранить.

Говоря простым языком, если вы хотите поделиться энергией, вы создаете пентаграмму (единственный многоугольник, где пропорция золотого сечения содержится в чистом виде) или золотосеченный прямоугольник. И наоборот, чтобы инКУБировать, сохранить энергию, вы изолируете ее в виде куба, треугольника или гексагона.  А чаще всего в чертежах Строителей присутствовали все перечисленные элементы.

Почему?

Существует такая суфийская притча: у одного щедрого человека была очень скупая жена, и он обратился к дервишу с просьбой отучить ее от скупости, поскольку сам ничего не мог с этим поделать. Дервиш пришел к ним домой и спросил женщину о причинах ее скупости. Женщина ответила: «Я скупа, потому что мой муж - транжира!» Дервиш, показав женщине ладонь, сжатую в кулак, спросил ее: «Что будет, если человек все время будет ходить с такой рукой?» Женщина ответила: «Это уродство». Тогда дервиш разжал кулак, выпрямил ладонь и спросил мужа: «А если он все время будет ходить вот так?» Тот ответил: «Это тоже было бы ненормальным». Дервиш молча ушел, а семья с той поры, усвоив урок, научилась находить правильное соотношение трат и накопления.

Распределение и отдача энергии в любой системе настолько же важны, как и ее сохранение. Сжатие сердечной мышцы так же важно, как и расслабление – ведь сердце не может биться, будучи все время сжатым или все время расслабленным. Наша ДНК также выполняет как функции сохранения энергии, так и ее распределения, поэтому если посмотреть на структуру спирали ДНК в поперечном разрезе, она представляет из себя чередующиеся пентаграммы, золотосеченные прямоугольники и гексаграммы. Тот же принцип применим ко всем другим системам, включая такие сложные, как сакральные строения, созданные Традицией одновременно для накопления и распределения энергии.

Возможно, поэтому на уже знакомой нам гравюре Атанасиуса Кирхера мудрец в восточной одежде в нижнем левом углу держит на коленях раскрытую книгу, в которой противопоставлены два символа – пентаграмма и гексаграмма, причем одна рука старца сомкнута, а другая раскрыта и обращена ладонью вверх?

Продолжение в части 5