Category: литература

СПИСОК КНИГ

Xотелось бы оставить для интересующихся список книг о суфийской Традиции и о Четвертом Пути. О рекомендуемых книгах меня часто спрашивают, и я советую именно эти, с полным осознанием, что на вкус и цвет... Не считая приведенный список ни исчерпывающим, ни исключительным, должна сказать, что некоторые из этих книг были для меня даром пробуждения, некоторые учили, каким нужно быть, другие - каким быть не нужно... а потому все - бесценны.

Если кто-то захочет добавить к списку - be my guest.


Дервиши, Иран. Фото: Гарольд Уэстон, 1921 г.  (источник)

Collapse )

КАМЕНЬ ИЗ РУДНИКОВ СВЕТА

Когда Божественное знание открывается тебе, твое намерение сливается с высшим намерением, и твоя внутренняя сущность более не принимает ничего иного. Люди говорят, что ты совершаешь чудеса. Им кажется, что чудеса исходят от тебя, однако и источник чуда, и намерение его совершить принадлежат Творцу.

Абдул-Кадир Гилани, суфийский святой 12 в., основатель ордена Кадири

Под «Камнем Философов» обычно понимают очищенный дух металлов, Меркурий Трижды Великий, сконцентрированный в преображенной материи и способный превращать простые металлы в серебро и золото.
Однако исчерпывается ли природа Камня его металлической ипостасью?

Как пишет в главе «Философский Камень» книги «Суфии» Идрис Шах, Традиция использует символ Камня или Эликсира для обозначения состояния сознания, полученного посредством концентрации. После того, как сознание сгущено и трансформировано известным образом (путем объединения Трех Сил, - активной, пассивной и нейтральной: Серы, Ртути и Соли), результатом будет сила, чья несокрушимость подобна камню.

Данное состояние возможно передать другому человеку с целью исцеления, и последний выздоровеет, ибо этот тайный «Камень», сконцентрированный в преображенном сознании, является источником и сущностью самой жизни.


Иллюстрация к книге Арифа Али-Шаха «Рудники света», художник Оскар Чичони. Книга Арифа рассказывает о Свете. Свете, который принадлежит всем. Это история о маленьком принце, который отправился со своими друзьями в трудное и полное опасностей путешествие к самым истокам, в рудники Света, чтобы вернуть Свет людям.

Collapse )

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МАНСУРА

Я есмь Любимый мной,

Тот, Кто любим – есмь Я,

Дух о двух ликах,

телом скрыт от глаз.

Его ты видишь, когда смотришь на меня,

А зришь Его - обоих видишь нас.


Мансур Аль-Халладж
(стихотворный перевод – АсСалам, здесь и далее)

Мансур Аль-Халладж – один из суфийских святых, чьей кровью оплачена цена Учения для многих поколений дервишей. Он был казнен ортодоксальным духовенством в 922 г. как еретик, за слова «Я Есмь Истина!» («Ана аль-Хакк!»), сказанные в порыве мистического слияния. 

Фарид ад-дин Аттар, называвший Аль-Халладжа своим духовным покровителем, начинает рассказ о нем с комментария:

«Меня не перестает удивлять, как люди, верующие, что речение пылающего куста купины [обращение Бога к Моисею] «Я Есмь Господь» исходит от Бога Всемогущего,- как те же самые люди за слова «Я есмь Истина» отправляют Халладжа на плаху? Вместите же, что устами великих святых, произносящих подобные слова в состоянии экстаза, говорит Всевышний, тогда как самость их в это мгновение мертва».

Руми в Маснaви пишет:

Слова «Я есмь Истина» из уст Мансура – лучи света,

из уст же фараона «Я есмь Господь» - слова сатрапа.

*****

Буквально имя «Халладж» означает «чесальщик шерсти», что, вроде бы, указывало на распространенное в те времена ремесло. Чесальщики раскладывали необработанную шерсть на особой щети (деревянной щетке) и затем расчесывали другой щетью, повторяя процесс раз за разом, пока тяжелая и свалянная шерсть на щети полностью не очищалась от прилипшей грязи, узелков и комков, и не превращалась в вытянутые, воздушные волокна. Отсюда подлинный смысл имени Халладж или Халладж аль-Асрар, данного Мансуру, которое в системе Традиции означало «очищающий сердца человечества для принятия таинств».

(Одна из версий происхождения слова «суфии» - от суф, шерсть.
Когда «шерсть» очищена от грязи и упорядочена в тонкие, воздушные нити Чесальщиком Аль-Халладжем, ее можно прясть. Тогда приходит Прядильщик, Аль-Газали, скручивающий шерсть в нити. Книги Аль-Газали будут предавать огню проводники той же силы, которая отняла жизнь у Халладжа, но это не поможет, потому что нити Учения уже будут спрядены и переданы Ткачу, Аль-Нассаджу (Мастеру Ходжаган Азизану Али из Бухары). И наконец, когда ткань соткана, она будет вручена Мастеру Узора – Бахауддину Накшбанду, кто нитями из золота нанесет Накш-Узор на основу Учения...)

Collapse )

СЕМЬ ДОЛИН АТТАРА

Не вечный образ твой, не преходящий.
Лик подлинный свой человек не знает,
Зрит облик в зеркале ненастоящий –
Мираж, что гладь металла отражает.

Пред зеркалами тяжело вздыхаешь,
Поверхность гладкую дыханием туманя.
Дыханье скрой – как если ты ныряешь,
Подобно перл ловцу, в безбрежном океане.

Разрушит даже малое движенье
Мелькнувший в зеркале твой образ настоящий.
Бездвижный и с дыханьем в затаеньи,
Не мертвым будь,
не бодрствующим,
не спящим.
Не будь ничем.
Ведь то, чего желаешь,
Что ты искал, все обойдя на свете,
Обрящешь, только если потеряешь
себя в Возлюбленном...
Ты просто станешь этим.

Фарид-ад-дин Аттар
(перевод АсСалам)


Вид из окна теккии, Дарья-Нур, Бразилия, 2015

Следует понимать, что метафоры в стихах суфийских поэтов - не только красивый оборот речи. Они - оставленная нам карта Пути, описание внутренних процессов, руководство к действию. Поэзия Аттара, его Работа (амал) и его практика – неразъемлемое целое.

Фарид-aд-дин Аттар родился в окрестностях Нишапура - одного из духовных центров Персии того времени. Считается, что псевдоним «Аттар», что означает «фармацевт» или «парфюмер», происходит от его профессиональной принадлежности (в средние века изготовлением духов и лекарств занимались одни и те же люди). Однако, как мы знаем, происхождение прозвищ великих суфиев не случайно и всегда отражает их особую роль в системе Традиции. На тайном языке суфиев Аттар означает «Алхимик» или «Мастер Эссенций» - тот, кто извлекает экстракт, вытяжку из первичного сырья, осуществляет алхимическое преобразование обычных субстанций в эссенции духа. Упражнения, где используется задержка дыхания - часть практик внутренней алхимии.
Collapse )

САД ХАКИМА САНАИ (I)

Когда луч солнца упадет на воду,

Рябь волн, его стократно отражая,

Причудливый узор из света с ходу

На стены бросит, бликами мерцая.

Но помни: ведь и это отраженье,

Хоть и вторичное - от Солнца света.

Творца единого - все в мире преломленье,

Тот счастлив человек, кто понял это.

Хаким Санаи, из «Окруженного стеной сада Истины»
(перевод мой)


Гур-Эмир, Самарканд (фото мое)

Collapse )

УММ-АЛЬ-КИССА, ИЛИ МАТРИЦА ИСТОРИЙ

Предваряя данную тему, в прошлой заметке мы обсуждали гипотетическую ситуацию, где необходимо было передать важное сообщение другу, попавшему за решетку - так, чтобы друг понял смысл сообщения, а часовой - нет. Искренняя благодарность всем Собеседникам за находчивые и разнообразные ответы: оказалось, почти все перечисленные вами способы используются суфиями для того, чтобы передать скрытое послание внутреннему существу человека. Некоторые из них будут упомянуты далее.

Итак, под «тюремщиком» суфии подразумевают особенности мышления, которые удерживают способные к развитию части нашего существа в заточении. Из такой самосозданной тюрьмы трудно выбраться, поскольку мы даже не осознаем факт своего заключения. Тюремщик - часть нас самих, и это - наиболее надежная защита, о которой он только мог мечтать. Cуфии называют данный аспект «Командующее Я», нафс-и-аммара, или просто нафс.

Collapse )

КВАДРАТУРА КРУГА: ПЕРВЫЙ МАСОНСКИЙ КЛЮЧ

Геометрия притягивает душу к истине и являет суть картины мира.

(Платон)


Я изучаю сакральную геометрию в течение двадцати лет и могу сказать, что она не так сложна, как кажется (впрочем, по словам Леонардо Да Винчи, «простота – верх сложности»). Когда ученик усваивает, как разумом, так и чувством, суть окружности, прямой линии и нескольких пропорций – √2, √3 и √5, числа пи (π), числа фи (ф) или Золотой Пропорции – он овладевает основами этой науки.

Если человеческое сознание в состоянии хоть как-то приобщиться к тайнам жизни и тайнам Вселенной, то сакральная геометрия – наилучшее средство для этого. Изучение ее – путь к примирению разума и интуиции, единственный способ заставить голову принять то, что и так знает сердце. А что, собственно, знает сердце?

Что все в мире едино и создано по одному Узору, а мы – часть этого Узора.

*****

В сакральной геометрии, как и в Творении, все начинается с круга.

Круг представляет духовный мир до его схождения в материю. Окружность имеет одну-единственную сторону, все точки которой находятся в одинаковом положении относительно центра. Окружность или сфера содержит все возможные формы и все возможные соотношения. Это Яйцеклетка Творения или человеческая яйцеклетка – неважно. А что такое яйцеклетка? - только возможность жизни...  Но еще не жизнь.

Единый Дух никогда не выйдет в проявление, просто бесконечно расширяясь. Яйцеклетка никогда не станет полноценной жизнью, просто увеличиваясь в размерах. Чтобы начать жить, и то, и другое должны разделиться, дифференцироваться. И Дух, и яйцеклетка начинают делиться: вначале надвое, затем еще надвое, еще... пока не образуется восемь маленьких сфер – первичных клеток.

(Этот процесс красиво показан в книге Друнвало Мелхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни». Я считаю Друнвало своим учителем сакральной геометрии, не только благодаря его книгам, но и опыту участия в его семинаре. Он – очень древний и высокий дух, с полностью развитой сущностью и «внутренним оком». Я всегда буду у Великого Геометра в долгу за все, что было получено от этой по-детски чистой, мудрой и щедрой души).



Процесс деления первичной сферы Духа, отраженный в делении яйцеклетки

Collapse )

БРАТСТВО САРМУН-«ПЧЕЛ» И ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ ТРАДИЦИИ

Знание не может принадлежать многим, тем более всем.
Такую идею высказал П.Д.Успенский в книге «В поисках чудесного», излагая учение Г.И.Гурджиева. Далее он продолжает о том, что знание материально, то есть в данном месте и в данное время существует определённое его количество. Если это ограниченное количество распределить между миллионами людей, каждый индивид получит очень немного, и эта малая толика знания ничего не переменит ни в его жизни, ни в его понимании. Хотя такое положение вещей кажется несправедливым, фактически, большинство людей сами не стремятся ни к какому знанию и не пытаются приобрести даже ту малую часть, которая им доступна.

Приобретение или передача истинного знания требует огромного труда как со стороны того, кто получает, так и со стороны того, кто даёт. Однако передать знание силой невозможно - тот, кто желает получить знание, должен приложить первоначальные усилия сам. В то же время важно понять, что человек может взять знания только у тех, кто им обладает.

Идеи о том, что знание подобно субстанции, которую можно хранить и распространять, Гурджиевым, по-видимому, были восприняты во время его пребывания в монастыре Братства Сармун.

В книге «Встречи с замечательными людьми» Гурджиев рассказывал о раскопках, произведенных им с товарищем в руинах древней столицы Армении - Ани, где они нашли несколько пергаментов, в которых упоминалось Братство Сармун. Согласно древнеармянской книге Мерхават, Сармунское Братство, также называемое «внутренним кругом человечества», впервые появилось в древнем Вавилоне в III тысячелетии до н.э.

Несколько последующих лет Гурджиев провел в поисках таинственного братства, и, наконец, в 1898 году из Бухары, при помощи проводников и с завязанными глазами, они с другом попали в главный монастырь Братства Сармун на севере Афганистана - основной источник самых глубоких откровений Гурджиева, переданных им символов (в частности, эннеаграммы) и священных танцев.


Николай Рерих. «Горная обитель», 1933
Collapse )

О РАЗНОГЛАСИЯХ МЕЖДУ СУФИЯМИ

Вещи, кажущиеся противоположными, нередко работают сообща.
(Джалаледдин Руми)

Никакая птица не полетит с одним крылом.
(пословица североамериканских индейцев)


Беседовали с Другом на тему «разногласий» между братьями Идрисом Шахом и Омаром Али-Шахом (Агой), которые в свое время вызвали много толков и предположений.

Факты, действительно имевшие место, таковы: в определенное время братья, до этого учившие вместе, поставили перед каждым из учеников вопрос: продолжать обучение либо с одним из них, либо с другим. Вскоре Идрис Шах и вовсе прекратил работу с группами и сосредоточился на деятельности, которую можно назвать скорее просветительской: написании и издании книг, чтении лекций, преимущественно в университетской среде, создании фильмов, интервью на радио и в прессе и т.д. В то же время Омар Али-Шах полностью сосредоточился на работе с группами, которые в те десятилетия стали быстро расти, и на деятельности, связанной с этим: караваны, встречи, организация международного сообщества целителей, постройка теккий и т.д. В эти десятилетия Ага больше не писал книг, хотя записи его бесед с учениками были отредактированы и изданы как отдельные книги.

Братья очень скупо комментировали то, что со стороны выглядело как полное размежевание. Ага лишь сказал, что они с братом «согласились не соглашаться» по ряду вопросов.

В ответ на различные предположения по поводу разделения в методах и стиле обучения Шахов, которые мне доводилось встречать, считаю должным заметить, что разногласия среди великих суфиев далеко не были исключением.

Collapse )

РУБАИ ХАФИЗА

Рубаи, что означает на арабском «учетверенный» – стихотворный жанр, появившийся в 9-м веке в Самарканде. Основой его стали народные четверостишия, ходившие в персоязычных сообществах. Благодаря своей краткости, доходящей до афористичности, а также способности передавать почти не поддающуюся словесному выражению тонкость смысла в изящном и лаконичном формате, рубайят стали излюбленным инструментом великих суфийских поэтов - Омара Хайяма, Саади, Руми и, конечно же, Хафиза.

Простота рубаи обманчива. Каждый из них – филигранная работа, продукт не только вдохновения, но и кропотливого труда, где каждая строчка тщательно подобрана и подогнана к заданной структуре. Можно назвать эту структуру суфийским термином Накш, что означает «дизайн», «импринт» или «отпечаток». Чем совершеннее стихотворение воплощает Накш, тем глубже его воздействие, и тем лучше оно впечатывается в память. Накш суфийских поэтических произведений всегда следует особой геометрии. У рубаи – своя геометрия, а, к примеру, у газели и касыды – другая.

Посмотрим, что это за геометрия у рубаи?

Возьмем для примера первый рубаи Хафиза:

В помышленьях моих, кроме Лика Любимого, нет ничего,
Позабыв обо всем, устремляюсь я к свету луча Твоего.
Погружаясь во сны, люди мира забвенье находят,
Лишь меня смутных грез забытье не берет одного.

(русский перевод АсСалам)
Collapse )