Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

Три равно Один

Мой Возлюбленный - Триедин,
Троица он, и все же один,
Троичность, что есть проявленье всего,
На деле - не более Одного.


Ибн-Араби, суфийский поэт 13-го века


Нижеприведенная фотография была сделана в Нотр-Дам де Пари (Соборе Парижской Богоматери). Как известно, собор был духовным центром одного из сообществ герметической Традиции в течение ряда веков. А именно, центром уникальной Школы, чьим методом обучения и образного выражения Учения о внутренней трансформации человека была алхимия. Нотр-Дам де Пари буквально пропитан алхимическим духом и полон символов, имеющих алхимическое происхождение. (Если кто-то интересуется, более подробно об этом можно прочитать у Фулканелли в "Тайне готических соборов" ).  В данном сообщении мне хотелось бы немного рассказать только об одном изображении в Нотр-Дам, которое имеет прямое отношение к вопросу о Трех Силах, или, если хотите, гурджиевской формуле С + O + N = H.

Эта скульптура, отлитая из бронзы, находится в одном из притворов собора, и представляет собой, насколько я могла воспринять, квинтэссенцию алхимического учения. (Если когда-нибудь попадете в Нотр-Дам, или другой средневековый собор Европы, имеющий связь с Традицией, не придавайте большого значения надписям для туристов - они часто только вводят в заблуждение. Попробуйте установить контакт с силой этого места - она действует безошибочно. Помните, как говорил Насреддин: "Ты кому веришь больше - мне или ослу?")

В основании скульптуры располагается Дракон, крылатый Змей, символизирующий первичную материю, подвергающуюся алхимической трансформации. Над ним находятся фигуры двенадцати апостолов Христа, двенадцати базовых качеств, или состояний, которые можно рассматривать как символ двенадцати стадий алхимического процесса. Еще выше располагаются четыре фигуры - они не очень хорошо различимы на фотографии, поэтому я их опишу. Это головы Льва, Быка, Орла и Ангела - так называемых "Четырех Живых Существ" (Four Living Creatures) Нового Завета. К ним мы вернемся, чуть позже. И, наконец, увенчивает скульптуру фигура расправившего крылья орла - символ эликсира, философского камня, результата внутренней работы Алхимика.





А вот еще более древняя скульптура из Лувра - это знаменитый так называемый крылатый бык из Ассирии. Такие фигуры стояли у входов в храм, и даже у городских ворот - они были символическими (и фактическими) защитниками и хранителями тонкой энергии города. Интересно, что у него пять ног - то есть если смотреть сбоку, кажется, что он движется, а если спереди, то кажется, что стоит неподвижно. Хранитель в движении и неподвижен в то же самое время. Гениальное средство передачи идеи, что нечто существует одновременно во времени и вне времени.

Но сейчас не об этом. Сейчас я просто хочу обратить внимание собеседников на то, что хранители имели черты нескольких живых существ - голову Льва, тело Быка, крылья Орла и лицо Ангела (рога над головой в древней Месопотамии изображались только как знак небесных или святых существ - аналогично нимбу святых в средневековом искусстве). Таким образом, они были Совершенными Существами, синтезировавшими качества, символически обозначенными тремя животными - силой и упорством Быка, страстностью и бесстрашием Льва, зоркостью и видением Орла.




Теперь давайте посмотрим на третье изображение. Эта та самая листовка, которую описал П.Д.Успенский в "Поисках чудесного". Де Зальцман нарисовал ее в Тифлисе по инструкциям Г.И.Гурджиева, а Беннетт использовал на своих лекциях. Последние, впрочем, я бы читала, как говорится, с щепоткой соли, хотя там тоже много интересных вещей. Фотография очень плохого качества - но другой у меня, к сожалению, нет, поэтому опишу, что там изображено.

В центре находится круг, сформированный уроборосом - змеем, кусающим собственный хвост - символом любого циклического процесса. Внутри круга находится эннеаграмма, какой ее привел Успенский в своей книге. В вершинах треугольника 3-6-9 на эннеаграмме расположены три новозаветные Живые Существа - Лев (в точке 3), Бык (в точке 6), Орел (в точке 9). В каком-то смысле можно воспринимать их как выражение трех сил в человеке - чувств (эмоции), ощущений (тело) и разума (интеллект). От Орла видны только крылья и чуть-чуть голова, потому что его заслоняет лицо Ангела - четвертого Живого Существа.
Справа и слева от круга находятся символы двух противоборствующих сил в природе и в человеке - Дьявол и Архангел (может быть, Люцифер и Архангел Михаил?) - что занимательно, однако, оба с крыльями.

Лев и Бык на эннеаграмме также изображены в позах противостояния, они как бы сталкиваются лбами. Орел находится между ними в уравновешивающей позиции. Все три Живых Существа, с другой стороны, изображены так, как если бы все они были частями Ангела. Ангел как бы обнимает, вбирает в себя всех остальных. Если бы была возможность поместить изображение не на плоскость, а в трехмерном пространстве, Ангел был бы вершиной тетраэдра, расположенной в плоскости выше остальных трех точек, но равно связанной со всеми из них.




Не знаю, как вы, а я прочитала это так:

"Три Живыx Существа, находящиеся в правильном соотношении, порождают четвертое - Ангела, содержащего всех трех, но не являющегося ни одним из них."

Либо так: "Три Силы, сгармонизированные правильным образом и задействованные в правильное время, порождают результат, синтез Трех Сил - Одно".


"Над твердью голубой есть город золотой...."

О функции предметов и объектов Традиции - Омар Али-Шах

Перевод из книги Омара Али-Шаха "Суфийская Традиция на Западе"


Глава XV. Функции предметов и объектов Традиции


Область, на протяжении долгого времени вызывавшая множество вопросов, касается различных предметов, используемых в Традиции, как то: тасби (четки), посохи, кашкули, чаши и т.д. Мы объединим их в одно целое и назовем «предметы» или «объекты».

Характер подобных вопросов обычно варьируется от «Действуют ли эти предметы?» до «Каково их назначение? Каким образом они действуют? Как человек или группа могут использовать их для того, чтобы лучше функционировать?» и даже «А они вообще работают или нет?» [...]

Некоторым из вас кое-что известно о различных вышеупомянутых объектах, и о том, что они имеют свое назначение в Традиции. Некоторые объекты действуют в специфическом контексте и особым образом, некоторые имеют общее применение или используются различным образом в зависимости от обстоятельств.

Будь то тасби, кашкуль, посох, халат, подсвечник, чаша или шкатулка – все они имеют нечто общее. Их общим знаменателем не обязательно является антикварность, поскольку некоторые из таких предметов могли быть созданы и в наш век мастерами, принадлежащими Традиции или связанными с ней. Даже если объекты были изготовлены на заказ, всем им присуще одно качество – материалы, использованные для их изготовления, были естественными.

Объяснение этого факта не в том, что производители и пользователи были против использования пластика, за увеличение озона в атмосфере или что-то в этом роде. Причина намного проще: если вы посмотрите на функцию данных объектов, то сразу поймете, почему применялись натуральные материалы. Будь то камень, дерево или другие материалы вроде рога, слоновой кости, клыков и т.п. – природный материал имеет способность удерживать, впитывать и отдавать энергию, которую использует в контексте своей деятельности человек. Поскольку большинство людей тоже часть природы, логично предположить, что они хорошо взаимодействуют с естественными материалами, не только в тактильном или визуальном смысле, но и в других смыслах. [...]

Хотя различные виды энергии могут содержаться, инкапсулироваться и даже переноситься в пластиковых емкостях и предметах, все же невозможно получить тот 99,99% эффект, который дает естественный материал. Поэтому выбираются материалы, доступные в естественном окружении, эффект от использования которых выверен опытом. [...]

Определенный материал - например, некоторые породы дерева - могут быть предпочтительны для изготовления четок-тасби. Такие тасби более теплые, не только в переносном, но и в простом физическом смысле, и нагреваются в руках быстрее, чем тасби, сделанные из камня. Данные характеристики, безусловно, происходят от разницы между тем, как природой производится дерево, и как производится камень.

Вы спросите: «Вы говорите, что следует использовать натуральные материалы, но почему одни материалы предпочтительнее других? Когда? Как? Почему? Поделитесь с нами всем, особенно секретами».

Я поделюсь некоторыми сведениями, но, конечно, не секретами. Материал, который используется для предмета, зависит от назначения предмета. Например, когда изготавливают повседневные предметы вроде шкатулки, чаши или подсвечника, то классические три материала, которые для них используются – это латунь, медь и серебро. Когда предметы сделаны с должным мастерством, они не только внешне привлекательны, но и в металлургическом смысле хорошо слажены, что означает – металлы в них не подавляют друг друга химически.

Так почему же именно эти три металла, почему не один либо другой из них? Может быть и один из них либо другой, например, предмет может быть целиком сделан из латуни, меди или серебра. Однако была выведена формула, согласно которой эти три материала усиливают действие друг друга. Иначе говоря, совместное действие этих трех металлов равняется чему-то вроде Х в третьей степени.

Повторюсь, то, как они действуют, довольно интересная вещь. Они обладают немедленным, краткосрочным и долгосрочным действием. Кстати, в этом смысле можно также включить в обсуждение данной темы такие объекты, как известные места, здания, а также сады. С нашей точки зрения они также являются объектами, поскольку были созданы с определенной целью людьми, которые затем ввели их в эксплуатацию.

Поэтому, например, вы можете столкнуться с объектом, который был создан в соответствии с определенными направлениями, из определенных материалов, в применении к конкретному месту, с целью отдавать, удерживать или притягивать энергию.

Вы также можете столкнуться с такого же рода объектами, которые были изготовлены и отправлены для распределения, продажи или рассеяния в конкретном сообществе с целью повлиять на какую-то часть этого сообщества, в конкретном месте - либо немедленно, либо в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

Возможно встроить в объект то, что называется «временной механизм», т.е. день или заданное время, когда объект начнет отдавать энергию в своем непосредственном окружении или в более широком, космическом смысле, в бОльшем масштабе. Объект может транслировать или рассеивать энергию в течение заданного времени, после чего выключаться и/или включаться вновь, в соответствии с тем, как его запрограммировали.

(Нижеприведенные иллюстрации не были включены в книгу и даются для общего сведения)

Персидская чаша-"шифа". Такие чаши используются дервишами для ритуалов, связанных с исцелением





Дервиш-рифаи ("воющий" дервиш) со всеми атрибутами -
узловатым посохом, четками и амулетами, в шапке-кулох и халате




Некоторые места или сады время от времени подвергаются особого рода общей проверке, дабы убедиться в том, что они функционируют должным образом, или выяснить, не требуется ли дополнительная настройка.

Возвращаясь к теме металлов, вы нередко будете сталкиваться с этими повторяющимися вариациями сочетания трех металлов.

Отвечая на вопрос, который нередко задают, о том, можно ли их идентифицировать? Да, если вы знаете, что ищете.

Все ли из них содержат энергию? Является ли энергия исчерпаемой?   

Энергия в некоторых объектах исчерпывается, и они могут быть снова заряжены. Некоторые из объектов содержат энергию, но при этом не обязательно отдают ее в данное время.

Другая многократно обсуждаемая тема – какой материал лучше использовать для тасби. Эта тема неоднократно поднималась, в связи с этим мне вспомнилось, как в Стамбуле мне предлагали красные пластиковые четки с криком «Шамаксуд! Шамаксуд!»

Шамаксуд – очень действенный и полезный камень для тасби.  В некоторых обстоятельствах, в руках правильного человека, при правильных условиях, с правильным намерением, он лучше, чем некоторые другие виды камней. Если не это есть обеспечение необходимых условий, то тогда что?

«Все должны стремиться достать тасби из камня Шамаксуд»: это понятное стремление, однако опять же, любой хороший естественный материал, выполняющий свою функцию, при его правильном использовании будет работать так же хорошо в нормальных условиях. Естество и качество материала не изменяются, когда его обрабатывают для изготовления тасби, чаши или шкатулки, однако исконное качество материала усиливается. Но для начала это качество должно присутствовать: в таком случае оно увеличивается во много крат в сравнении с размером предмета и его коммерческой ценностью.

Все уравнение сходится или не сходится в той степени, в которой предмет способен получать и удерживать заряд энергии, и насколько он может получать и отдавать ее при любых обстоятельствах, при этом не обязательно проявляя это каким-либо видимым образом. [...]

Поэтому я говорю, что для того, чтобы выполнять свою задачу, объекты совсем не обязательно должны искриться или сверкать огнями, или парить над землей, поскольку это привлекало бы ненужное внимание.

Создатели и дизайнеры этих объектов, таким образом, умели выбирать естественные материалы, которые можно было легко найти в местностях, где они должны были функционировать. Не обязательно было вырубать кусок горы весом в сто тонн из Петры и тащить его в Гренландию на благо каждого гренландского эскимоса. Для блага эскимосов вполне достаточно было использовать местный камень или другой материал, доступный в данном месте. Главным моментом была энергоемкость материала, который должен был впитывать, удерживать и отдавать энергию - при определенных обстоятельствах - отдельному человеку, сообществу, континенту - в зависимости от того, для чего созрели условия.

Мастера-ремесленники, работавшие над такими объектами как на Востоке, так и на Западе, были, как правило, весьма искусны в своем деле, и их изделия, само собой, нередко либо подделывались, либо просто копировались, по той простой причине, что они были очень красивы по форме и геометрическим пропорциям, и люди хотели их воспроизводить. Поэтому нередко спрашивают – какой предмет подлинный, а какой просто копия – «у меня есть шкатулка, у меня есть чаша, а они из Традиции? Использовали ли их или нет?»

Как очень общее правило можно порекомендовать такое: если предмет хорошо сделан, вы можете сказать с достаточной долей уверенности, что он был изготовлен мастером из гильдии, связанной с Традицией, и в той или иной форме предмет действует, или будет действовать. Это очень приблизительная рекомендация.

Если предмет сделан не очень хорошо, как, к примеру, в случаях с «туристическим» видом продукции, это не обязательно означает, что предмет не действует. Во-первых, это потому, что если некто захотел бы поместить, пустить в использование или рассеять объекты Традиции как можно более широко, то, если бы он был ограничен только прекрасными предметами тонкой работы, у него возникли бы трудности: а) с наличием такого количества мастеров; б) стоимостью подобных изделий; в) с тем, будут ли такие вещи соответствовать вкусу какого-нибудь водителя автобуса из Кройдона* или Бронкса.

Вы скажете: «Да к черту этих водителей автобусов из Кройдона!» Но может так получиться, что именно этот водитель автобуса отправляется куда-нибудь в путешествие и хочет купить сувенир, а при этом некто хочет поместить объект в Кройдоне. Следует сказать, что идея о том, что некто может хотеть поместить объект в Кройдоне, не должна вас смущать. Так вот, этот кройдонский водитель автобуса, как и другие водители автобусов из Кройдона, вероятно, не очень восприимчив, так сказать, к «высокому искусству», поэтому он, скорее всего, приобретет какого-нибудь кожаного верблюдика в Порт-Саиде или где-то еще, привезет домой и поставит на камин. Можно считать или не считать эту вещь никчемной безделушкой, однако и она может выполнять функцию.     

Поэтому ответ на вопрос, возможно ли производить полезные объекты массовым способом, является положительным. Существенный момент, однако, в том, что предметы должны быть изготовлены из натурального материала. Можно массово производить объекты для конкретной функции или для одноразовой задачи, или любой цели, существенной в данное время.

Вы не можете устанавливать ограничения, основанные на культурном уровне или образовании: «Мы произведем эти прекрасные и сложные предметы в надежде, что Балда из Кройдона купит один из них, увезет к себе и трансформирует жизнь Кройдона». Нет, вы не можете делать на это ставку – я никогда не делаю ставки на что-либо, кроме разумных вероятностей.

Поэтому да, можно производить предметы массово. При массовом производстве уровень качества предметов наверняка понизится, до определенных пределов. Но, опять-таки, возможно, вы сможете продать сто верблюдиков, которые поедут в сто разных домов.

Говоря таким образом, я не вторгаюсь в область сверъестественного. Я просто хочу сказать, что осознанное восприятие того, что объект действует, не является необходимым. Если кто-то покупает или находит что-то, ему было бы хорошо знать, что объект был сделан с определенным назначением. И я смею вас заверить, что любой объект, который вы найдете - независимо от того, будет ли он с Запада или Востока – если он сделан с определенным качеством и приложением чувства, имеет отношение к Традиции.

Таким образом, «должны ли мы покрывать себя тасби, халатами, носить с собой кашкуль, посохи и т.д.»? Да ради Бога. Не выходите только слишком часто в таком виде на улицу, а то во второй или третий раз на вас нападут или арестуют.

Не нужно украшать себя этими объектами, как новогоднюю елку. Один или два предмета, используемые разумно-незаметным способом, вполне достаточны для должного действия, но, опять-таки, мы в данном случае говорим о качестве, а не о количестве.

Если у вас есть шкатулка, чаша, хирка, тасби – они могут действовать в разное время и одновременно на разных уровнях. Они могут принадлежать вам или кому-то другому. Вам не обязательно владеть этим объектом или даже видеть его, для того, чтобы энергия, которую он содержит, вам передавалась.

Теперь вопрос: а зачем вообще, если угодно, их иметь?

Они выполняют необходимую функцию, и можно в любой момент определить, где они и правильно ли работают. Вы можете использовать их для отслеживания. Поэтому некто не обязательно должен ехать в восточный Кройдон, чтобы стучать в окно в Кройдоне или что-то в этом роде.

Если в восточном Кройдоне помещен объект, и если он несет функцию, которую должен выполнить, то в нем был установлен своего рода спусковой механизм, который может быть запущен либо уже был запущен, для того, чтобы объект мог данную функцию выполнить. Точно так же, как можно проверять работу садов, зданий или течения воды, можно проверять и качество функционирования объектов.

Поскольку большинство из этих объектов являются неживыми, то, если они были созданы с целью функционирования при определенных обстоятельствах, их действие, в следствие их неодушевленности, к счастью, весьма предсказуемо.

Они не то, что эти ваши восхитительно свободные и демократичные человеческие существа, которые могут делать все, что угодно, при каких угодно обстоятельствах – эти вещи, если хотите, работают, как машины. Они действуют безотказно - запускается механизм, заставляющий их работать в заданный момент, и именно в этот момент они начинают свою работу. Объекты не будут думать: «Ой, я не знаю – что-то на улице дождь идет, отложу-ка я до завтра». Нет, они действуют, поэтому на них можно полностью положиться и не нужно беспокоиться, нравится им это или нет. [...] Как я уже отметил, пара-тройка из них могут иногда требовать, чтобы их немного поднастроили, но это вполне выполнимо.

Поэтому функционирование объектов – это известная и признанная вещь, и вопрос, в каком месте комнаты, здания или теккии они должны располагаться, или где они лучше всего работают, опять же, довольно прост.

Для этого можно применить такое правило: если у вас есть предмет, который, как вы знаете или предполагаете, относится к Традиции, и вы хотите поставить его в комнате или теккии, или в своем офисе, или где-нибудь в доме, попытайтесь поместить его в разные точки комнаты и определить, где он подходит наилучшим образом.

Вы можете судить о том, насколько положение подходящее для предмета, с любой точки зрения: направления на север или юг, освещенности солнцем или нахождения в тени, и т.д. Но что бы вы ни делали – делайте это в гармонии с предметом и до тех пор, пока не будете удовлетворены выбором.

Не говорите: «Я буду передвигать его туда и сюда до тех пор, когда, может быть, в один прекрасный день...» Нет, передвиньте предмет пару раз, но не меняйте его положения ежесекундно, пока, наконец, не бросите его в изнеможении и не скажете: «Ну все, баста!», потому как это не самый лучший способ найти решение. Поэкспериментируйте с ним: поскольку предмет неодушевлен, он найдет через вас свой путь к месту, где будет правильно расположен.

Существует намного более подробная информация об объектах, качествах поверхностей, материалах, текстилях, которую я не предполагаю передавать прямо сейчас, но надеюсь, мы затронем эти темы в будущем.


--------------------------------
*Кройдон - предместье Лондона. Когда-то был очень тихим спальным районом, хотя в последние десятилетия немало крупных компаний перенесли туда офисы




Тасби из камня Шамаксуд (Shamaksud или Shah Maksud). Шамаксуд - азиатское название минерала, который встречается в Средней и Центральной Азии, обычно зеленого или зеленовато-серого цвета. Отличается тем, что всегда прохладен на ощупь, независимо от температуры окружающей среды. Очень красиво смотрится на фоне глубокого красного цвета