Category: медицина

Придется дать тебе лекарство

Преодолей соблазн сказать неправду
О том, что с Богом ты в разлуке пребываешь,
Иначе дать придется нам тебе лекарство.

В бескрайнем море, где живем мы, словно рыбы,
Есть многое, что взгляду неподвластно.

Послушай, есть ведь даже там больницы
Для тех безумных, что все время повторяют:

«От моря я отделен, независим,
А Бог — как может Он всегда быть рядом
И к телу нашему неслышно прикасаться?»


Хафиз

(из сборника переводов Хафиза на английский Д.Ладински "Дар")
Перевод © Ассалам, 2014


Иллюстрация Стефана Турка

Омар Али-Шах. ИОНИЗАЦИЯ (отрывок из книги "Суфизм как терапия")

В продолжение темы о суфийских теккиях, место для которых специально выбиралось рядом с источниками текущей воды, начатой здесь, привожу перевод отрывка из книги Аги с некоторыми объяснениями, касающимися феномена и пользы ионизации:

Насыщение отрицательно заряженными ионами может и должно использоваться в любом контексте, особенно в терапевтическом: включая все, от хирургического лечения до психологии и психотерапии.  Практическая польза от активной ионизации [здесь и далее имеется в виду ионизация при помощи отрицательно заряженных ионов] хорошо известна, и существуют клинические отчеты и тесты, подтверждающие это.

Область, которая интересует конкретно нас, относится к иным, более глубоким, эффектам ионизации.

Ионизация производит и поддерживает особую энергетическую атмосферу, действуя как несущая волна для энергий. Так же, как существуют звуковые и световые волны, существуют и волны, несущие другие энергии. Отрицательно заряженные ионы очищают и полируют эти линии сообщения, а также постоянно проверяют их состояние, развивают и поддерживают их.

Далее - там, где работает эффективный ионизатор, создается микроклимат. Этот микроклимат существует в гигантских масштабах в некоторых частях мира. Он весьма ощутим в Альгамбре, Гранада, где естественные материалы сочетаются с растениями, цветами и деревьями, дополняя друг друга, а вода выступает в качестве катализатора. Как вы знаете, текущая вода производит область ионизации. В таком микроклимате создаются условия для очищения всех систем тела, его можно сравнить с психическим пылесосом.



Октагональный фонтан в Альгамбре, Гранада

Я хотел бы посоветовать, чтобы ионизатор использовался с конкретным целевым назначением в теккиях, а также в помещениях, где проводится терапия: комнатах, где консультируют пациентов, операционных, приемных и т.д. Почему я упомянул приемные? В приемных действует то, что называется  фактор ожидания. «Так или иначе, этот специалист поможет мне. Отлично», либо: «Этот человек будет сверлить мне зуб или еще что-то, и это будет ужасно».

Присутствие сильной ионизации в ситуации ожидания означает, что ее эффект будет усилен, поскольку человек находится в том, что мы называем «первобытным состоянием» ожидания или страха.

Таким образом вы создаете подготовительный микроклимат перед самой терапией и во время терапии. Часть вашей терапии уже происходит в приемной, поэтому я настоятельно рекомендую использование там ионизаторов.

Я бы также широко рекомендовал их использование дома, насколько это возможно: преимущественно в спальнях, детских, а также там, где готовится пища.


Перевод из книги: Омар Али-Шах. Суфизм как терапия (Sufism as Therapy), с.42-43

Омар Али-Шах. ПРОБУЖДЕНИЕ СУЩНОСТИ (отрывок из книги "Суфизм как терапия")

Сущность разговаривает, или общается, с другой сущностью посредством совершенно неизвестного, иного, нежели привычный нам, языка. В этой коммуникации не может быть сознательного недопонимания или искажения, поскольку она осуществляется на иной частоте и не в обличии слов обычного языка. Фактически это вибрация, передача на уровне истинной человеческой природы в форме волны с общей для всех людей частотой.

Когда я говорю «общей», я имею в виду, что не существует различий в частоте этой волны между бразильцами, аргентинцами, немцами, французами и т.д. В противном случае мы имели бы дело с полной путаницей.

Если быть более точным и конкретным, следует назвать ее даже не волной, а обертоном, поскольку, будучи нотой или обертоном, это нечто - абсолютно фиксированное, без всякой погрешности. Используя общий пример, с какими бы музыкантами в мире вам ни пришлось иметь дело, если вы скажете, что вот это - нота «до» такой-то высоты, они поймут, что имеется в виду конкретное звучание - ни выше, ни ниже.

Таким образом, наша сущность осуществляет коммуникацию и получает ответный сигнал в рамках очень специфического обертона, и прекрасно распознает своего абонента. Данный аппарат принятия и отправки сигнала - или обертон - является фундаментальной и функциональной частью нашей сущности.  Если этот аппарат не используется правильным образом и по своему назначению, он может оставаться в спящем состоянии в течение поколений и даже веков. Он не теряется, не разрушается и не повреждается, просто остается как есть.

Но даже если этот аппарат пребывает в спящем состоянии, он, в то же время, остается чувствительным и чутким к сигналам, подаваемым в правильном обертоне.

Это – одна из причин использования нами фразы о том, что люди в Традиции становятся «пробужденными». Люди действительно пробуждаются таким образом, и чем чаще используется данная функция, тем более знакомой она становится, тем с большей пользой она может быть применена.
Ею невозможно злоупотребить, подвергнуть перенапряжению или использовать слишком часто, поскольку у нее есть защита в форме целой серии фильтров, предотвращающих проникновение любого негативного или злонамеренного влияния.

Информация и энергия может передаваться сущности определенными специфическими путями. Вы можете питать ее, предлагая ей информацию или энергию, которую она распознает как полезную. Что означает, разумеется, что вы должны поставить себя в положение контакта с источниками такой энергии и полезной информации.

И затем, уловив тот факт, что вы пробуждаетесь, ваша сущность, используя свои собственные методы, также развернет вас в направлении нужной информации и энергии.

Имеются также другие методы, с помощью которых учитель может, как принято говорить, «насильно» или «внутривенно» вливать питание в это внутреннее существо. Одна из причин, почему учитель может решиться на данное действие – это увеличить возможности человека.

Следует заметить, для тех, кто подумал об этом, что список заявлений на применение данной техники уже заполнен. К слову: кто-то упоминал о том, что они читали о методе Традиции, который называется методом Шаттари, также известном как «ускоренный».

Такой метод действительно существует, однако, перед тем как вы начнете записываться на него, послушайте такую историю.

Жил некогда один шейх Шаттари, к которому пришел соискатель и спросил: «Примете ли вы меня в качестве ученика, следующего путем Шаттари?»
Шейх ответил: «Да, но тебе следует хорошенько подумать об этом. Иди посиди в той комнате, а я тебя позову». Ученик пошел в указанную комнату и просидел там два или три дня, после чего пришел слуга и сказал: «Шейх примет тебя в официальной комнате для приемов». Ученик был очень рад, поскольку думал, что это будет чудесный опыт, к тому же это произойдет в парадном зале шейха. Он оделся в свои лучшие одежды и пошел. Когда ученик зашел в огромный зал для приемов, то увидел, что шейх сидит на кипе ковров, а вокруг повсюду рассыпан пепел, тлеющие угли, и все такое.  Ученик спросил у слуги: «Неужели шейху удобно сидеть в этой комнате, полной пепла и тлеющих углей?» «Нет, нет, - ответил слуга. – Это не пепел. Это все, что осталось от соискателей, которые не прошли испытания».
Вот мы и не знаем, что произошло с намерением того ученика обучаться по методу Шаттари.
.....
Обертон коммуникации с вашей сущностью и вашим сознательным физическим существом должен быть не только правильно установлен, но и регулярно использоваться, чтобы линия оставалась, то, что мы называем, «чистой». Это часть того, что называют «знать себя».

Перевод из книги: Омар Али-Шах. Суфизм как терапия (Sufism as Therapy), с.93-96

ИЗГНАНИЕ СУЩНОСТЕЙ

Как-то собеседник задал вопрос: "Я неоднократно слышал о том, что суфии изгоняют из человека джиннов. Как понимать, какого рода эти сущности — джинны, существуют ли они в действительности, можно ли говорить о том, что они вселяются в людей, и может ли кто-то их изгонять. Может ли человек самостоятельно понять, имеются ли у него эти (паразитирующие?) сущности, поставить себе предварительный диагноз, так сказать?"

Поставить себе диагноз человек может не всегда. Паразитирующих же тонких сущностей много всяких видов, как и в физическом мире. Бывают простые, почти бессознательные — как рыбы-прилипалы. Они, можно сказать, вступают с человеком даже в некий симбиоз — как выразился один хороший человек, они «eat the death out of you» — "выедают из вас смерть", поскольку питаются низкими, разлагающимися субстанциями. Если какая-то часть энергетического тела функционирует неправильно, в ней образуется застой, а в тихом омуте, как известно, находит себе экологическую нишу кто?…
Естественно, лучше, когда энергии циркулируют правильно, и нет ни застоя, ни экологических ниш.

Мне как-то довелось наблюдать изгнание «сущностей». Человек с большой буквы, который это делал, не является суфием, хотя и был некоторое время с ними в контакте. У Человека были две особенности, без которых заниматься экзорцизмом было бы просто опасно.

Во-первых, его нормальным состоянием является состояние безусловной любви и сострадания. Он сострадает сущностям в той же степени, что и людям. Его эмоциональное тело свободно от страха, и хотя ему уже далеко за шестьдесят, у него глаза и смех, как у ребенка. «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змии» - это про него.

Во-вторых, он был проводником очень мощной силы, и эта сила не была его личной, скорее, он ей служил. По-видимому, эта сила каким-то образом взаимодействовала с электромагнитными полями, поскольку вокруг него постоянно выходили из строя электроприборы, и пару раз вырубалось электричество. Владельцы помещения разводили руками - они такое видели в первый раз.

Действие по извлечению сущностей, свидетелем которого я являлась, продолжалось около пяти часов. В течение первых двух часов присутствующим велели определенным тоном голоса пропевать ряд формул, одной из которых была «аллилуйя». «Сущности» начали вылезать где-то на третий час. Скажу вам от всего сердца, это было зрелище не для слабонервных.

Аллилуйю мы не останавливали, а Человек вытаскивал сущностей и отправлял их… ну уж не знаю куда, - по его словам, «в мир, из которого они по ошибке попали сюда и затерялись». Он разговаривал с ними, как с детьми, уговаривал их уйти туда, где им будет лучше. Он не заставлял их отвечать ему голосом одержимого больного, как делают некоторые католические священники-экзорцисты для усиления драматического эффекта. Человек сказал, что это безответственно по отношению к больному. Он относился к сущностям с жалостью, как к потерявшимся собакам, которые с радостью бегут обратно, как только завидят дом. Хотя, по словам Человека, бывают и сознательные сущности с развитым интеллектом, которые вполне отдают себе отчет в том, что происходит, и не хотят уходить. На это у Человека были свои методы. По его словам, лучше всего с такими сознательными сущностями работает Архангел Михаил.

Наблюдение: по большей части сущности были извлечены из людей, которые занимались целительством. Целитель открывается полю больного, а там много чего может быть, поэтому ему необходимо сознательно защищаться от вторжений.

В группе людей, с которыми я работала, сущностей не было. Мы просто пели аллилуйя и старались не очень смотреть на то, что происходило вокруг. Сущностей я воспринимаю только как сгустки энергии, я не вижу их как монстров или что-то в этом роде. Пока пели аллилуйю, страшно мне не было, хотя потом ночью было жутковато.

А вот другому человеку из группы родом с Украины, «повезло» — он видел «сущностей» именно как существ — животных или рептилий. Он вообще был способным и много чего видел — ауру, например. Так вот, я взглянула на него после нашего марафона — бедняга был бледнее простыни. Он сказал, что наблюдал, как Человек буквально вытащил, как шнуры, из его соседа, несколько «змей» и отправил их в какой-то объект, похожий на пирамиду. И тому подобное…

Невольно вспоминаешь дервишескую историю про слепого, которого женили на уродливой женщине. Врач хотел его вылечить, но родственики женщины сказали врачу: «Зачем? Он же прозреет и ТАКОЕ увидит!» Иногда думаешь: хвала Господу, забравшему у нас видение тонкого мира!

Описываемое мной действо происходило в Северной Америке. Человек сказал, что лечит людей таким образом уже много лет (хотя это не основной вид его деятельности), и с каждым годом сущностей становится все меньше. По его словам, в Южной Америке явление одержимости распространено больше, чем в Северной. Судить об истинности этих слов, естественно, не могу, просто привожу их как слышала.

Бояться сущностей, по-моему, нет смысла. Эмоциональная гигиена и работа над собой просто не оставляют им «экологической ниши». Единственный способ предотвратить их приживание - в том, чтобы неуклонно, последовательно поддерживать в себе поток света. В чистом и стремительном потоке где им удержаться?

"НЕ КИПЯТИТЕ СЕРДЦЕ, НЕ КИПЯТИТЕ ГОЛОВУ"

Хочу затронуть тему техники безопасности и нахождения баланса при наступлении необычных физических и душевных состояний. Подобные проблемы в какой-то момент практик испытывают многие искатели, работающие над собой внутри школ, и не только. Пишу потому, что данные проблемы могут возникать у людей, не работающих под руководством учителя, спонтанно или как результат самообучения.

Я буду писать, исходя из собственного опыта. У других людей опыт может быть иным - если кому-то из собеседников есть чем поделиться, милости прошу это сделать в комментариях.

Наверное, стоит начать с того, что необычные состояния или особые восприятия могут быть связаны с резким повышением уровня и качества энергий в системе человека. Это может быть результатом донорского «вливания», либо того, что система сама начинает функционировать по-иному под влиянием толчка извне — но как бы то ни было, человек получает новый опыт, который для него может быть неизвестным и от того пугающим.

Я помню, когда мне было двадцать с лишним лет, я начала читать "Агни-Йогу", и впервые в жизни стала видеть синее пламя как с открытыми, так и закрытыми глазами - фотизмы, как их называют научно. Если бы я тогда не нашла объяснение этому явлению, то подумала бы, что у меня едет крыша.

Даже у здорового человека при выполнении некоторых развивающих практик (дыхательных и физических упражнений, медитаций и т.д.) физическое тело с непривычки может испытывать стресс и неприятные ощущения — усиленное сердцебиение, «приливы» в голове или в области груди, как бы сжатие или переполнение в разных областях тела. Иногда может быть чувство жара в какой-то части тела. Может быть также видение сильно пульсирующих цветовых пятен перед глазами.

Причиной этих ощущений является неподходящая для усиленных потоков энергии «инфраструктура». В наших телах, и в физических, и тонких, накоплено очень много шлаков, которые формируют заторы и блоки на пути прохождения энергии. Пока поток слабый, тоненький ручеек через заторы кое-как пробивается. Хорошего мало, конечно, но до тех пор, пока ручеек течет, тело худо-бедно существует. А теперь представим, что ручеек (благодаря полученной «донорской» энергии или новым практикам) стал полноводной рекой. Пробить многолетние шлаковые заторы река сразу не может, поэтому «наводняет» некоторые области тела. Наводнение создает болезнь, чаще всего воспалительного характера.

У дервишей даже термин такой есть - "суфийский грипп": различные физические недомогания, сопутствующих процессу очищения всего комплекса тел ученика. Один из моих канадских Друзей рассказывал, например, такую историю.

Будучи еще молодым человеком, он поехал в Турцию к Музаффару-эффенди, тогдашней главе дервишей Джеррахи-Халвети. Моему Другу было дано благословение и зикр (задание повторять определенную формулу). Вернувшись на родину, мой Друг начал практиковать зикр и через короткое время сильно заболел воспалением легких. Воспаление не поддавалось никакому лечению и длилось несколько месяцев. В один момент Другу показалось, что он не выживет, настолько большой была потеря энергии. Проблема была в том, что у него были сужены все каналы в теле, кроме тех, что находились в грудной области, где энергия и скапливалась, вызывая избыточный "огонь" и воспаление. Однако, слава Богу, все прошло, и он с тех пор никогда так сильно не болел.

«Пробивание» каналов в теле и «сухих русел» происходит в течение многих лет. Иногда человек испытывает неприятные ощущения в разных частях тела, а врачи ничего не находят. Это может быть связано с новой энергией, прокладывающей путь в теле. Единственный способ, который мне известен — не останавливать поток, не отказываться полностью от предписанных практик. Рано или поздно, затор пробьется.

(Конечно, здесь речь не идет о клинических случаях, где помогает только медицина).

Данные явления временны, поскольку организм приспособливается к усилению потоков, хотя и не сразу. Пока это происходит, нужно беречь себя, не форсировать работу с энергиями. Я помню, мне в свое время, задолго до занятий суфийскими практиками, очень помог один совет мастеров цигун для начинающих: «Не кипятить голову, не кипятить сердце». То есть как только начинаются ощущения напряжения и переполнения энергией в голове или усиленное сердцебиение, следует временно приостановить упражнение и вернуться к нему, только когда все успокоится.

Приливы и подобные вещи могут случиться и спонтанно. Если прилив в голове и возникает сильно напряжение, лучше не лежать, а сесть или встать. Ни в коем случае не паниковать, наоборот, найти способ успокоиться и взять эмоции под контроль. Очень помогает молитва или зикр, или даже какая-нибудь фраза - любая - повторение которой успокаивает.

Учащенное сердцебиение очень хорошо стабилизируется глубоким дыханием и сменой положения тела.

Омар Али-Шах (Ага) говорил, что в теле есть специальные шлюзы для выброса избыточной энергии, и здоровое тело регулирует данный процесс. Выходы действительно есть — на ладонях, на кончиках пальцев, на ступнях, между лопатками и в других местах. Еще очень помогает визуализация того, как избыточная или "горячая" энергия уходит через ступни и ладони в землю, и земля ее нейтрализует. Главное, не сдаваться чувству страха, которое нередко приходит с новыми ощущениями от физического тела, которому кажется, что оно полностью теряет контроль и не справляется с тем, что пытается вместить.

А вместить ему придется очень много.


Священный огонь. Художник Алекс Грей (Alex Gray) (источник иллюстрации)

Я помню, как мне довольно долго — на протяжении нескольких лет — снились сны, где я, как Алиса в стране чудес, пыталась пролезть в какой-то очень узкий лаз со страхом застрять там, или наоборот, взбиралась по какой-то лестнице, у которой не хватало ступенек, либо целых пролетов, и казалось, вот-вот упаду. Просыпалась оттого, что все сжималось внутри. Со временем эти сны и этот страх ушли без следа.

Сила подобного страха физического тела, как правило, не оправдана и преувеличена. Зато в ситуации «на грани» возникает одна очень редкая возможность. Человек может почувствовать, что в нем есть нечто — совершенно спокойное, уверенное и отрешенное.
И это "нечто" берет управление телом и эмоциями в свои руки и преодолевает страх.

Гармоническая Включительность

                                                           Где дверь, ведущая к Богу?

                                                           В звуке собачьего лая,
                                                            В звоне молотка,
                                                            В капле дождя,
                                                            В лице каждого,
                                                            Кого я вижу.



Вам что-то напомнил этот стих Хафиза, дорогой Собеседник, но Вы не могли понять, что это было. Мне тоже Хафиз почти беспокояще возвращал отзвук какого-то ускользающего воспоминания, внутреннего знания, никак не поднимающегося на поверхность дневного ума.

И потом я вспомнила. 

Точнее, у меня в памяти всплыла картинка. Несколько лет тому назад я была на обучении у Дэна Винтера, очень странного ученого-неформала, решившего соединить мистику с физикой. Я уже несколько раз про него писала, в частности, про его «формулу любви».

Дэн не причисляет себя к суфиям, но когда-то контактировал с группами последователей Гурджиева, поэтому был осведомлен о некоторых суфийских практиках.

На одном из занятий он объяснял нам, что такое «гармоническая включительность» (harmonic inclusiveness) и почему она важна. (Ниже мне придется вдаться в некоторые технические детали, но я постараюсь не усложнять).

В медицинской науке существует термин «вариабельность сердечного ритма». В западных медицинских справочниках он фигурирует как HRV или heart rate variability. Как оказывается, в ЭКГ здорового человека сердечный ритм варьируется, создавая определенный рисунок – не ровную однообразную синусоиду, а кривую с то широкими, то узкими волнами. То есть продолжительность времени между биениями сердца – длина волны - меняется от удара к удару. Скажем, одна волна, одно биение – три единицы, следующая – три с четвертью, третья – три с половиной, и так далее. Дойдя до определенного предела, длина сердечной волны начинает снова убывать, в такой же последовательности - три с половиной, три с четвертью, три единицы и так далее. Таким образом, у сердечного ритма нет неизменной частоты и длины волны, как у электрического тока. Сердце бьется в определенном диапазоне частот.

(Это немного странно, правда, как если бы вы слушали музыку, и музыка начиналась бы в одном ритме, медленном и плавном, а потом ритм бы убыстрялся и убыстрялся, и, дойдя до кульминации, стал бы снова замедляться?

Или не странно? Может даже знакомо? Например, что-то вроде этого?

Это можно назвать «вариабельностью ритма».

Медики выяснили (хотя и не смогли объяснить), что чем больше вариабельность сердечного ритма человека, тем здоровее его сердце, и тем больше у человека шансов прожить долгую жизнь.

На этой иллюстрации (взяла у Дэна здесь) изображены три ЭКГ – самая крутая отражает работу здорового сердца, потому что включает максимальный диапазон частот, максимальную вариабельность. Две другие – более плоские, потому что имеют намного меньшую вариабельность – практически не дотягиваются до высоких частот.



Так вот, почему сим вопросом заинтересовался Дэн Винтер с его мистической физикой?

Дэн предположил, что вариабельность сердечного ритма связана со стремлением человеческого сердца сонастроиться с максимальным количеством других сердец во Вселенной. В его понятии «сонастроиться» означает не совпадение частот – потому что частоте сердца человека совпасть с частотой сердца кита или кузнечика не представляется возможным даже при большом старании. «Сонастроиться» означает определенное гармоническое соотношение частот, определенную пропорцию. И – как неожиданно, правда? – это гармоническое соотношение, по гипотезе Дэна, связано с пропорцией золотого сечения – 1,618.... Например, Ваше сердце может иметь в своем диапазоне частоту, которая будет соответствовать какой-то из частот сердцебиения Вашей собаки в пропорции, ну например, квадратный корень из 1,618.

В идеале сердце человека должно достичь такой вариабельности ритма, чтобы охватить спектр колебаний всех живых существ, планет и звезд. Это Дэн Винтер и назвал «гармонической включительностью». Гармоническая включительность не должна быть трудной, потому что все объекты на Земле и в космосе стремятся к колебаниям, гармоничным с пропорцией золотого сечения.

(Пропорция золотого сечения – это "свободно конвертируемая валюта" Вселенной. Вас допустят к безграничному энергетическому взаимодействию, если ваш энергетический пакет "сконвертирован" в пропорции золотого сечения.

Золотое сечение также есть тот язык, на которым большие и малые объекты «разговаривают» друг с другом. Это тот язык, на котором планеты и Солнце договариваются, как им взаимно гармонизировать свои орбиты. Это тот язык, на котором листья дерева договариваются, как им располагаться, чтобы не заслонять друг от друга солнечный свет. И это тот самый язык, на котором сердца всех живых существ договариваются, как им стучать в гармонии, чтобы их вибрации взаимно усиливались, а не взаимно аннулировались!)

Возвращаясь к медицине. Медики выяснили, что такие факторы как беспокойство, стресс, депрессия ведут к сужению диапазона частот сердечного ритма и снижению вариабельности. С точки зрения теории гармонической включительности, человек «зацикливается» на определенной частоте и отгораживается от всего остального мира, отказываясь взаимодействовать с огромным спектром живых и неживых объектов.  

Дэн, помнится, тогда предложил желающим из группы выступить в роли подопытных кроликов и проверить свою вариабельность. Многие попробовали, я в том числе. Результаты были в основном у всех неплохие, но почему-то у многих была исключена какая-то область довольно низких частот. То есть как если бы сердце билость в ритме 3,4,5, а потом сразу перепрыгивало через пару-тройку частот к 8, пропуская целую область. Дэн предположил, что это свойственно тем, кто работает в офисах – железобетонных коробках. Резонанс с какими-то низкими частотами, издаваемыми искусственными сооружениями или приборами, блокируется организмом в качестве самозащиты. Однако одновременно он блокирует и целый спектр взаимодействия...

В общем, Дэн говорил о медитации и других практиках в качестве средства расширения диапазона. Там много чего обсуждалось, но я хочу остановиться только на одной вещи, поскольку она напрямую связана с суфийскими ритмическими упражнениями, на которые он обратил внимание.        

Это отрывок из фильма «Встречи с замечательными людьми», священные танцы в суфийской обители.

Если внимательно следить за действиями участников, можно заметить, что они совершают движения, в которых разные части тела движутся с разной частотой.  В приведенном ролике (второй танец) мужчины выполняют ритмические передвижения по сцене – один ритм, кроме того, они движут правой рукой во втором ритме, левой рукой в третьем – не круговые движения, а что-то вроде взмахов, головой - в четвертом ритме. Но мало того, даже пальцы правой и левой рук у них движутся в разных ритмах!

Чтобы выполнить даже самые простые из этих упражнений, нужна очень большая концентрация. Но кроме того, ведь люди должны были настроиться одновременно на множество разных частот. Может быть, так тренируется вариабельность и гармоническая включительность?

В принципе, суфийские ритмические упражнение не исключительная практика такого рода. Тайцзи-цюань использует похожий принцип.

Но я вот подумала - упражнения, конечно, хорошо, замечательно. Но разве не то же самое будет, если в солнечный летний день сесть на скамейку в парке - даже если он в центре города - и одну часть внимания направить на играющих детей, вторую - на пение птицы слева, или белку, бегающую туда-сюда, третью - на шум реки за спиной, четвертую - на крики футболистов, вышедших погонять мяч в обеденный перерыв, пятую - на воспоминание о Друге, шестую - на ощущение движения Силы в теле от воздействия солнца и всех впечатлений от номера один до номера семь, седьмую.. ну на что-нибудь, главное, чтобы внимания хватило...


Возвращаясь к тому, с чего мы начали. Почему нам снова и снова вспоминалось стихотворение Хафиза?

Лай собаки - колебания определенной частоты
Стук молотка - чей-то ритм, частота,

Шум дождя - колебания третьей частоты
и много-много других вибраций, ежесекундно получаемых нами от разных объектов во Вселенной.


По рассказам учеников Руми, он впервые начал кружиться в танце, который впоследствии стал знаком ордена Мевлеви - кружащихся дервишей, под ритм стука молотка своего любимого ученика, серебрянных дел мастера, мастерская которого находилась рядом с ханакой Руми.

Может быть, гармонически включая все в стук нашего сердца, мы открываем дверь Богу?

Суфии о сексе, или за что слона потрогал Фрейд

Жизнь передается половым путем. (Автор неизвестен)


Один из собеседников выразил интерес к высказываниям суфиев о сексе, его роли и месте в жизни человека. Честно говоря, вопрос немного озадачил, потому что напрямую в суфийских текстах никаких указаний по этому поводу нет. Нет их и в неопубликованной литературе (записях лекций). Ничего по этому поводу не говорят и известные мне учителя. За неимением источников, которые можно цитировать, придется делиться личными соображениями (которые, естественно, не более чем). Так что не взыщите....

Мне тоже приходила в голову мысль - почему эта тема аккуратно обходится стороной. Ну подумаешь - нормальная биологическая потребность, как еда там, дыхание. Сложность в том, что в нашем высокоструктурированном обществе на вопрос о сексе наслоилось столько всяких других вопросов - моральных, социальных, имущественных даже, что выразить определенную позицию в этом вопросе, не задев при этом вагон и маленькую тележку "непрофильных" проблем, невозможно. Еще и религиозные ценности задеть можно, не дай Бог. Вероятно, это одна из причин.

Еще одна причина, возможно, в том, что обсуждение вопросов о сексе в повседневном общении не принято, что выливается в неоправданно повышенный интерес. Такого интереса нет, к примеру, к вопросам еды - другой нормальной функции.

Возникают разные странные формы стимуляции, связанные с репродуктивной функцией, которые даже смешно представить в отношении других функций организма. Ну, например, вы приходите в ресторан, к вам подходит официант, приносит какое-то очень вкусное и аппетитное блюдо, вертит его перед вашим носом и так, и сяк, так что у вас уже слюни текут. А в самый разгар вашего пищеварительного сокоотделения официант кланяется и уносит блюдо несъеденным. Странно, да? А на стриптиз смотреть не странно? Или еще страннее - сидит человек перед компьютером, ищет на Интернете изображения блюд - одно другого аппетитнее. Или, еще хуже, смотрит видео, как другие люди перед его глазами эти блюда поедают... Знакомо? Суфии думают, что если ты голоден, лучше спокойно съесть свой обед и жить дальше. И нечего сидеть голодным и думать о еде днями и ночами. Ага (Омар Али-Шах) как-то в лекции сказал, что если какая-то естественная потребность вас отвлекает от медитации - кофе, например, ну очень захотелось выпить - лучше отложить медитацию, удовлетворить свою потребность, благополучно забыть о ней и приступить к медитации уже полностью готовым. Практический, в общем, подход.

С другой стороны, начиная с 20-го века, слишком многие вещи пытаются объяснить с точки зрения сексуальной мотивации. Помните известную притчу о слепцах и слоне? Несколько слепцов ощупывали слона, пытаясь выяснить, на что он похож. Тот, кто потрогал слона за хвост, сказал, что слон похож на веревку. Потрогавший слона за ногу, подумал, что слон - это колонна, и т.д. Известный психолог и суфий Роберт Орнстейн написал, что последователи Зигмунда Фрейда - это те из слепцов, которые потрогали слона за гениталии. И приняли небольшую часть за целое...  


Иллюстрация Стефана Турка

В суфийском учении половая функция - часть того, что называется "животным нафсом" - та часть души, которая связана с биологическими рефлексами и мотивами. А животный нафс, как известно, хороший слуга, но очень плохой хозяин. Этим, в сущности, все сказано. Известно, что монашество в суфизме не поощряется, и дервиши, как правило, заводят семью. Наш учитель имеет семью, и, насколько я могу судить, вполне благополучную. В традиционном варианте, дервиши периодически удалялись от мира на некоторое время, в течение которого практиковали воздержание от мирских потребностей - однако после этого всегда возвращались к нормальной жизни.  В современной редакции Традиции на западе даже и этого нет - человек учится, находясь в обычных условиях, как правило, без экстрима. Среди моих Друзей нет ни одного, кто намеренно экспериментировал бы с сексуальной энергией, воздержанием и т.д.

По-моему, суфийские учителя в этом вопросе идут другим путем. Помните такой анекдот: приходит пациент к врачу и жалуется. "Доктор, меня ухо беспокоит - ну сил нет. И то пробовал, и другое - не помогает". Доктор: "Ну что ж, вынужден Вас огорчить - ухо придется отрезать". Пациент огорчен, идет к другому доктору и просит назначить ему такое лечение, чтобы ухо отрезать не надо было. Тот осматривает ухо и выписывает ему лекарство. Пациент обрадовался: "Доктор, и что, вот я попью лекарство, и ухо пройдет?" Доктор: "Попьете лекарство, и ухо само отвалится."

Ухо в данном случае - это не сам секс, конечно, а неоправданно повышенная озабоченность вопросами секса. Когда в человеке животный нафс - это все (или почти все), что там есть вообще, вопросы секса имеют непропорционально большую значимость в мыслях и чувствах человека. По мере роста других аспектов души эти вопросы отодвигаются все дальше и дальше в приоритетности. Хотя сам секс при этом не только не страдает, а может даже стать лучше, потому что пациент становится честнее с самим собой относительно того, что он хочет. Трудно поверить, да? Доказать не могу, но за "базар", извините за новорусский вульгаризм, отвечаю.

Доктор, рекомендующий ухо отрезать - это как те практики, которые пытаются с непропорционально развитым животным нафсом бороться путем конфронтации и отказа от его функций вообще. Суфийский же доктор прописывает лекарство - конкретные виды практик, благодаря которым в сущности пациента растут новые силы, способные поставить нафс на соответствующее ему место. Если это происходит, животный нафс удовлетворяет свои потребности в пределах необходимого и достаточного, и не занимает своими фантазиями все свободное время пациента. Короче, "оно" постепенно само отваливается... 

В конце концов, ну хватит же нам уже с господином Фрейдом держать бедного слона за... сами знаете что. Слон-то, он воооона какой большой :-)