Category: медицина

Category was added automatically. Read all entries about "медицина".

СУФИИ О ЗДОРОВЬЕ

Тема целительских практик суфиев на этой неделе всплыла в разговоре с одним из уважаемых Собеседников, поэтому я подумала, что будет уместно привести здесь запись обсуждения, состоявшегося на форуме сайта издательства Эннеагон некоторое время назад.

Вопрос: Интересно узнать, как относятся к своему здоровью суфии. Я нигде не слышал, чтобы кто-то из них умер от какой-нибудь тяжелой болезни. При этом также где-то читал, что когда человек достиг, тело начинает само разрушаться. С возрастом болезни догоняют, а какой то действительно оздоровительной системы не найти, та же йога вещь в себе и к тому же интерпретируемая кто во что горазд и не понятно из каких источников. Суфии делились различными общеукрепляющими упражнениями даже с обычными искателями, пример из О.М. Берка «Среди дервишей». Где бы можно было почерпнуть что нибудь полезного из этой области?

Ответ: Относительно вопроса здоровья в суфийских источниках можно встретить совершенно разные точки зрения, вплоть до противоположных. Очень характерной является, например, позиция, описанная Карлом Веттом в книге «Дневник дервиша», на примере отношения к своей болезни старого шейха одного из турецких дервишеских орденов.

«Больной [шейх] лежал на матрасе на полу. Он был очень слаб, и голос его еле слышен, но когда Бей представил ему меня как ученика с Запада, его глаза засияли, и он крепко сжал мою руку. Мы говорили о его болезни. Бей предложил ему услуги своего доктора, но шейх предпочел предоставить себя помощи Аллаха.

“Эти болезни — просто трюки, которые с нами проделывает Бог", — сказал он, и рассказал нам о своем предшественнике, который часто бывал очень болен. Султан отправил к нему своего собственного доктора в сопровождении дворецкого с просьбой, чтобы больной шейх позволил лечить себя. Вначале шейх обсудил этот вопрос со своей болезнью. В результате он сообщил своим гостям, что пообщался с духом своей болезни и пришел к выводу, что они должны быть вместе. Они привыкли друг к другу, сказал он, и если болезнь сейчас выгнать из тела, он может заполучить другую, которая будет еще хуже. Шейх попросил гостей выразить его благодарность султану и сообщить, что он предпочитает оставить свою болезнь как есть.

«Я отношусь к этому так же, как и мой предшественник. Я благодарю вас от всего сердца за ваше желание помочь мне, но если Аллах послал мне эту болезнь, то, должно быть, это его намерение, чтобы через недуг я смог приблизиться к Нему. Если я преуспею в этом, то Он непременно освободит меня от боли».
(с.171)

Многие суфии считают, что болезнь дается Богом и является частью предопределения свыше, как и продолжительность жизни. Однако что такое «жизнь», и что такое «смерть» в понимании суфия? В этом весь вопрос.

Ирина Твиди в книге «Огненная бездна» писала о том, как астрологи предсказывали смерть ее суфийскому Учителю, Бхай Сахибу, в год, когда он получил инициацию от своего Учителя, и были изумлены, что он дожил до преклонных лет, несмотря на многолетнюю болезнь печени, от которой умерли и его отец, и его дед. Ирина заметила, что, согласно некоторым книгам, когда кто-то на Пути, все предсказания неправильны, ибо человек берет свою судьбу в собственные руки.

«Может быть, может быть, — сказал он [Бхай Сахиб] задумчиво. — Но также может быть, что вопрос смерти неправильно истолкован.
Поняла. Адхикара [
инициация] может означать смерть Я… но не тела.
Сказала ему, что думаю, что через болезнь он преодолел еще один барьер.
— Ты права, это так.

— Бхай Сахиб, можно спросить что-то у вас?
— Спрашивай.
— В то время, когда вы болели, внезапно постигла истину, что вы на самом деле не здесь.
— Я всегда не здесь, — улыбнулся он слабо.
— Нет, это не совсем то, что я имею в виду. Хочу сказать, что то, что мы видим здесь, относится к майявирупа (иллюзия тела), и только одна часть действует на этом плане.
— Ты права, ты вполне права.
— Это как если бы вам необходимо оставаться в теле определенное время, выполняя необходимую связь, но вы сами больше не здесь.
— Вполне верно.
» (с.234)

Что касается разрушения физического тела, когда человек достигает некоторого уровня духовного развития, то об этом тоже говорил Бхай Сахиб: «Это из-за вибраций. Они становятся сильнее, так что тело не может вынести их. На определенной ступени развития тело болеет непрерывно. Это тайна, которую люди не знают. Они думают, что становятся совершеннее, здоровее. Так происходит только вначале, но не на последних ступенях. Мы не должны забывать, что у нас обычное тело, предназначенное служить нам в этом мире. В начале Пути мы еще способны заботиться о нашем теле и уме, но в конце наше тело и ум остаются позади, как совсем неважные». (с.243)

Идрис Шах, который, кстати, в течение долгих лет страдал серьезным заболеванием сердца, от которого впоследствии и умер, писал где-то (к сожалению, не помню источника): «Если человек верит в загробную жизнь, неизмеримо лучшую по сравнению с земной, то отчего он так отчаянно пытается продлить свое существование здесь?»

Космический корабль, достигая некоторой заданной высоты, отделяет от себя ту часть, которая помогла ему добраться до данной отметки, но сейчас является только помехой дальнейшему движению. Жалеет ли экипаж корабля о той части, которая отделилась?

Вряд ли, ведь путешествие продолжается.

*****

Итак, мы рассмотрели первую сторону парадокса отношения суфиев к вопросам здоровья — то, что болезнь предопределена и дается человеку свыше (как говорят, болезнь — это язык, которым с человеком разговаривает Бог).

Однако, создав болезни, Творец также создал средства избавления от них — лекарства и врачей. Поэтому вторая сторона парадокса заключается в том, что многие члены сообществ Традиции занимались и занимаются целительством, и так было на протяжении обозримой истории.

Одни из самых ранних известных в Европе трудов по медицине принадлежали суфию Ибн Сине (Авиценне). Рука об руку с тамплиерами в походах на Восток шел дружественный им орден госпитальеров, чья миссия заключалась в оказании врачебной помощи паломникам. Одной из главных провозглашенных целей Братства «Креста и Розы» — ордена розенкрейцеров — было «исцеление больных и уничтожение болезней». В некоторых странах Восточной Европы, где существовали суфийские общины, преимущественно принадлежащие к орденам Бекташи и Накшбанди — Албании, Боснии, Болгарии — дервишей прежде всего знают как народных целителей.

Если говорить о настоящем времени, то в группах той ветви Традиции, к которой я отношусь, например, по моим наблюдениям, от 20 до 50 процентов людей, чей род занятий можно отнести к различного рода целительству. Все это ведь тоже говорит об отношении суфиев к здоровью?

Внешне используемые ими методы могут сильно отличаться друг от друга — от вполне традиционных до экзотических и экспериментальных. Внутренне все целители Традиции используют то, что можно назвать суфийской целительской баракой: фактор, действующий на сущность пациента и работающий с причиной болезни на глубинном уровне.

Этот фактор существует объективно, однако суфийские общины целителей проводят совместную и скоординированную работу по его концентрации — «собиранию». В сущности, методы не отличаются от аналогичной Pаботы (вазифа) суфийских общин в более общем ключе, но, все же, они более узко направлены.


Эта диаграмма используется для фокусировки намерения во время зикра Йа-Шифа (Целитель), который выполняют для всех, кто нуждается в исцелении.

Целитель должен обладать способностью правильно подключаться к исцеляющей энергии. Для того, чтобы этот фактор действовал, необходимо установление особого контакта между пациентом и целителем. Именно поэтому в суфийской истории о лечении зернами граната старый врач говорил своему ученику о том, что пациенту нужно не только лекарство, ему нужно время:

Один ученик пришел в дом к некоему суфийскому врачу и попросил обучить его врачебному искусству.
         "У тебя не хватит терпения наблюдать за тем, чему следует обучаться в нашем деле", — сказал суфий. Но юноша умолял суфия, и тот взялся за обучение.
         Спустя несколько лет молодой человек почувствовал, что готов применить на практике кое-что из усвоенного в науке врачевания. Однажды к дому суфия направился какой-то человек. Увидев его еще издали, суфий сказал:
         "К нам идет больной. Его можно исцелить гранатами".
         "Вы поставили диагаоз, — сказал ученик, — позвольте же мне назначить ему курс лечения, и таким образом сделать половину работы".
         "Хорошо, — ответил суфий, — но только помни, что любое действие должно служить также и иллюстрацией".
         Как только пациент подошел к дому, ученик встретил его, завел в дом и сказал: "Ты болен. Тебе нужны гранаты".
         "Гранаты?! - завопил больной. — Сам ты гранат!" И в гневе выбежал вон.
         Молодой человек спросил учителя, как понимать этот случай.
         "Смысл этого случая я проиллюстрирую, когда представится другой подходящий случай", — ответил суфий.
         Вскоре после этого ученик и учитель сидели перед домом, как вдруг мастер поднял голову и увидел приближавшегося к ним человека.
         "Ну вот, сейчас ты получишь обещанную иллюстрацию, — сказал суфий, — к нам идет человек, которого можно исцелитъ гранатами".
         Пациента пригласили в дом, и доктор сказал ему: "Я вижу, у вас очень непростая и редкая болезнь... Вам нужна особая диета. Вам надо есть нечто круглое, с маленькими зернышками внутри, что-то такое, что произрастае
т естественным образом... Может быть, апельсин? Нет, пожалуй, цвет не тот. Лимон? Нет, не подойдет - слишком кислый... А! Нашел – гранат!
         Пациент радостно поблагодарил врача и ушел весьма удовлетворенный.
         "Мастер, но почему вы сразу не сказали, что ему необходимо есть гранаты?" — спросил ученик.
         Суфий ответил: "Потому, что он нуждался также во времени, а не только в гранатах".

(из сборника Идриса Шаха "Наблюдение за покровом")

Некоторые суфийские Учителя (хотя далеко не все) консультировали своих учеников по вопросам, связанным с физическим здоровьем. Омар Али-Шах (Ага) нередко это делал. Один из моих Друзей, бывший довольно близким другом, не только учеником, Аги, рассказывал, что у него болела голова, а причину не могли найти. Ага между делом в каком-то, не относящемся к здоровью, разговоре посоветовал ему проверить шею — когда мой Друг это сделал, обнаружилось, что у него была серьезная проблема с лимфоузлом, которая угрожала его жизни, если бы не была вовремя решена. Сейчас Другу уже за семьдесят, и кто знает, дожил ли бы он до сего дня, если бы не помощь Аги.

С другой стороны, по воспоминаниям другой женщины из группы, она постоянно жаловалась Аге на больную ногу, но никакого облегчения не наступало. Когда она, обидевшись, спросила Агу, почему же он ей не помогает, не прекратит страдания, Ага выстроил большую группу учеников и сказал: «Сделайте шаг вперед те, у кого ничего не болит». Все до одного остались на месте.
После этого женщина научилась смотреть на свою проблему несколько иначе...

*****
Ну вот, обе стороны суфийского отношения к вопросам здоровья более или менее обозначены. Все, что остается сделать - это вместить две эти, кажущиeся противоположными, точки зрения, в одну цельную картину, чтобы дать истинному пониманию возможность войти в нас.

И, исходя из этого, жить и действовать :)

Свойства растений и трав

Встань у травы, смотри, как растет трава.
Она не знает слова "любовь",
Однако любовь травы не меньше твоей любви.
Забудь о словах и стань травой...
(БГ)



Старец часто брал с собой Владимира в лес, для помощи в сборе трав и корней,  при случае, между делом, делая короткие замечания об их свойствах и применении в лечении той или иной болезни. Он сказал, что от всех недугов можно найти лекарственное растение в пределах нескольких километров от того места, где живет человек. Это средство будет самым действенным – нет смысла везти лекарства с другого конца земли. Жаль, что далеко не всегда люди знают об этих средствах, или не знают, как их правильно применять. Это инстинктивное знание, однако, присуще даже домашним животным, которые, заболев, убегают в лес и безошибочно находят траву, которая им помогает.  На животных все заживает быстро, потому что у их болезней нет душевных причин, они не умеют унывать и ненавидеть. Природа предусматривает все – создав болезнь, Творец  одновременно создал и лекарство от него.    

Собирая листья или цветы, Старец никогда не обрывал их полностью с одного растения, оставляя не меньше половины. Он сказал Владимиру: «Олень, заяц или другой зверь в обычных условиях никогда не объест листья или ветки до конца, сохраняя жизнь растению. Человек утратил это природное чувство, поэтому должен помнить, когда остановиться. Полностью съедаются только плоды – плод предназначен быть съеденным, чтобы семена разносились по лесу. Оставляй всегда несколько плодов несобранными – для лесных жителей».

Владимир заметил, что когда он подолгу находился около некоторых растений, собирая материал для лекарств, ему становилось лучше, чувства успокаивались, боль его уходила, и состояние улучшалось. Он спросил об этом Старца, и тот сказал: «Правильно, тебя исцеляет пребывание в тонком теле растений. Врачует не тело растения, а дух, пребывающий в нем. Поэтому я говорю людям, что беру их с собой собирать травы, но на самом деле даю им возможность побыть с духом растения. Не все это могут понять, а это часть лечения».   
В лес за травами Старец предпочитал ходить в сухую погоду и всегда носил только обувь с кожаными  или матерчатыми подошвами («чтобы токи земли входили беспрепятственно»). Движения Старца были выверенными и точными, походка бесшумной и пружинистой.  Идя по траве, он ступал осторожно, только слегка приминая ее, не ломая стеблей. 

Наблюдая за ним, Владимир с удивлением отметил для себя, что когда Старец  двигался, он, казалось, не знал усталости. Владимир как-то спросил Старца, почему это так, и тот ответил:

«Если человек при ходьбе отвлекается на беспорядочные мысли и чувства, спешит, тогда сила вытекает из него, и он быстро устает.  Можно во время ходьбы ступать так, что сила будет не уходить, а наоборот, притекать к ступням от земли, тогда долгие походы не только не вызовут усталости, а  наоборот, зарядят тело энергией». Когда Владимир попросил Старца научить его такому способу ходьбы, тот покачал головой и сказал, что это приходит само собой, когда человек освобождается от суеты мыслей и чувств, и когда его дыхание при ходьбе находит нужный ритм. «Дальше тело само будет знать, что делать». 

Каждый день, Владимир, помогая Старцу, узнавал что-то новое о том, что составляло его работу. Кору деревьев для исцеляющих отваров Старец срезал с молодых деревьев весной, когда растения еще спали, но уже полнились соками. Корни он выкапывал осенью, после того, как опадали листья, и вся сила растения уходила в корень. Плоды, ягоды и семена собирал полностью созревшими, на пике их силы, но по возможности до наступления заморозков. Листья и головки цветов – во время полного цветения («когда растение готово к продолжению жизни»), после чего быстро высушивал их, развесив пучками или разложив в сухом тенистом месте на чистом куске ткани.

Помимо совместных походов в лес, Владимир также начал помогать Старцу  в изготовлении лекарств. Из свежих или сухих трав Старец  изготавливал эссенции, растирая их в однородную массу, а затем настаивая на винном спирте в течение несколько дней и перегоняя в специальном аппарате.  Как заметил Старец, спирт, который он делал из виноградного вина, также является живой эссенцией с качеством наивысшим из возможных для растительного царства, поэтому лучше всего подходит для изготовления лекарств.

Оставшиеся после извлечения соков выжимки растений Старец просушивал и прокаливал, до тех пор, пока они не становились тонким светло-серым пеплом. Этот пепел, который Старец называл «солью», он растирал в ступке и в течение двух недель пропитывал ранее извлеченной эссенцией. Таким образом получалось «совершенное лекарство» или растительный эликсир, которое нужно было принимать в разбавленном виде очень маленькими порциями. Старец научил Владимира проверять качество эликсира, помещая небольшое количество лекарства на нагретую медную пластину. Если вещество плавилось, как воск, не дымясь, значит, все было сделано, как надо.  Готовый эликсир Владимир по указанию Старца помещал в посуду из темного стекла для предохранения от солнечных лучей.

От Старца Владимир также узнал, что эссенции растений, используемые в обычной медицине, содержат только два элемента из трех необходимых для подлинного эликсира. «Соль» была третьим элементом, о важности которого не знают современные фармацевты, но который когда-то был частью тайного знания, передаваемого изустно, от учителя к ученику.

Люди Знания, подобные  Парацельсу, мастеру науки исцеления, сказал Старец, считали, что целительные свойства растений, как и минералов, происходят от растворенного в них духа -вездесущей жизненной силы, которую можно извлекать и сгущать в эссенцию. Дух, содержащийся в растениях и минералах, ничем не отличается от духа, придающего жизненные силы человеку. Причиной любой болезни, по словам Старца, является недостаток жизненного духа в том или ином органе.  Сгущенный дух растений, введенный в организм в качестве лекарства, способен временно восполнить этот недостаток и помочь больному органу восстановиться.

Старец также сказал, что предпочитает дикие растения для своих лекарств, несмотря на то, что в саду у него росли разные целебные травы. Он объяснил это тем, что дикие растения содержат больше жизненного духа, чем выращенные, поскольку растут только в тех местах, где концентрация природной силы, которую растение извлекает в эссенцию, самое большое. В неподходящем месте семя растения просто не взойдет. Удобрения и хорошая почва увеличивают только тело растения, которое остается в сухом остатке - «соли», но никак не улучшают его целебной силы. При пересадке из естественной для диких растений среды, они, если и приживаются, нередко теряют целебные свойства.  Поэтому лекарства, сделанные из растений, выращенных на плантациях, приносят мало пользы.


*****

Благодаря вдохновляющему поощрению моих дорогих Друзей, повесть об ученике мага, - отрывок из которой был приведен выше, - задуманная и начатая три года назад, была, наконец, закончена.  К сожалению, формат ЖЖ не позволяет размещать большие тексты, но полный вариант повести можно найти здесь.

Двенадцать граней (отрывок)

Еще один небольшой отрывок из повести, которая, я надеюсь, скоро будет закончена. Причина, по которой я привожу его сейчас, имеет отношение к Узору, выстраиваемому в течение последних месяцев. Через какое-то время Узор, а также место этого отрывка в нем, станут совершенно понятны.

Предыстория нижеследующего эпизода: молодой человек, переживший несчастную любовь и тяжело заболевший, попадает в дом к целителю-травнику. Его благодетель оказывается врачевателем не только тел, но и душ, настоящим алхимиком и Учителем.

********

Однажды Старец сказал, что лекарственное растение для Владимира можно будет собирать сегодня, и что оно растет в двух километрах от дома Старца, куда они должны будут добраться по лесу, росшему вокруг дачного поселка. Он добавил, что собрать  растение нужно будет быстро, в течение часа после полудня.

Владимир спросил, почему именно это растение должно ему помочь, и получил такой ответ:
 «Тело света человека похоже на радугу, и если оно здорово, в нем есть все цвета и оттенки. В твоем теле света почти не присутствует один цвет, поэтому оно болеет. Этот цвет можно временно восполнить извне, чтобы твое тело вспомнило, как быть в равновесии.  Если и душа твоя за это время выздоровеет, то болезнь больше не вернется. У камней, животных, растений могут быть нужные нам цвета, хотя некоторые из них настолько совершенны, что их цвет – белый, потому что все цвета радуги в них слиты в один. Такие растения редки, как живая вода, они лечат все. Трава, которая тебе поможет, светится желтым, хотя не все видят этот свет».

Старец подвел Владимира к грядкам, на которых росли лекарственные травы и показал на один из небольших кустов с мелкими лиловыми цветами, собранными в конусообразные соцветия.

«Это растение помогает от внутренних язв. Какой цвет ты видишь?» - спросил Старец.
«Как какой? – удивился Владимир. – Лиловый».
«А если закрыть глаза?»

Владимир попробовал закрыть глаза, но, кроме серой темноты, ничего не видел. Он открыл глаза и попробовал их расфокусировать, как делал с изображениями, в которые была спрятана трехмерная картинка, но все равно не увидел ничего.

«Невидимый цвет у этого растения – желтый, он стоит вокруг этого куста, как туман, - сказал Старец. – Как раз тот цвет, которого тебе сейчас недостает».
«И что, этот цвет на самом деле существует?»
«В каком-то смысле да. Так – в виде цвета – видится главное качество растения. Я так вижу, потому что внетелесное зрение у меня развито лучше, чем слух. Кто-то цвет растений и камней не может видеть, зато может слышать – как звук, музыку.  Состояние тела человека он тоже слышит, как мелодию, и определяет, где именно искажение, какой ноты не хватает.  А потом просто находит то, чего не достает. По звуку. Понимаешь?»
Владимир попытался настроиться на «звук» травы, но кроме пения птиц и шелеста листьев, ничего не услышал.  Старец улыбнулся:
«Мы с тобой похожи, поэтому, как и я, ты вряд ли услышишь, но можешь увидеть». В ответ на удивленное выражение лица Владимира Старец только слегка кивнул, улыбаясь.

Владимир спросил о том, почему они должны собрать растение в определенное время дня, но Старец сказал, что объяснит это при случае в другой раз, и закончил беседу.

******

Kогда они, выкопав корни нужного Владимиру растения, возвращались домой, Старец вдруг остановил Владимира в саду около одного занимательного сооружения.

Эта странная вещь всегда вызывалa у Владимира любопытство. В центре площадки, выложенной квадратными плитками черного и белого цветов,  стояла каменная сфера с двенадцатью большими круглыми отверстиями, расположенными по всей поверхности сферы. Внутри нее находилась еще одна сфера, тоже с двенадцатью отверстиями, только чуть поменьше, а внутри второй – еще одна, самая маленькая. Вторая и третья сферы были гладко отполированы и могли вращаться внутри внешней.

Старец рассказал, что это устройство было изготовлено мастером-каменщиком из большого куска цельной породы по его указаниям.  Каменщик несколько месяцев жил у Старца, и работа над непонятным устройством была частью его лечения. Как объяснил Старец, «пока человек вытесывал эту вещь из камня, ее прообраз, минуя расстроенный рассудок человека, соединился с его подлинным существом и исправил искажения, вызвавшие болезнь».

Владимир, конечно, спросил, что это был за прообраз. Старец ответил, что он был известен с давних времен, до появления письменной истории.  Время от времени небольшие каменные сферы с двенадцатью отверстиями, похожие на эту, находят в разных частях Земли. Никто не знает, что это такое, хотя предположения делаются самые нелепые.  На самом же деле - это модель Вселенной,  созданная с точки зрения тех, кто обитает на планете.

Двенадцать отверстий представляют плоскости двенадцатигранника. Тело Земли - подобие такого двенадцатигранника.  Старец показал на самую маленькую из трех сфер каменной модели – внутренний шар с двенадцатью отверстиями: «Этот шар – Земля. Oн может вращаться, подобно тому, как планета вращается вокруг своей оси».

Затем Старец показал на вторую сферу, среднюю: «Это другой двенадцатигранник, тело Солнца. Земля, как и другие планеты, находятся в теле Солнца».

Третья сфера, самая внешняя, по словам Старца, представляла собой Млечный Путь.

«Это тоже двенадцатигранник,  который,  с точки зрения нас, жителей Земли, практически не меняет положения, потому что Солнце движется вокруг галактического центра крайне медленно – миллионы и миллионы лет. Поэтому внешний, самый большой шар с отверстиями, представляющий сферу Млечного Пути, неподвижно закреплен на гранитном основании.  Что такое Земля? Это двенадцатигранник в двенадцатиграннике в двенадцатиграннике... и так далее. Теперь предположим, - продолжал Старец, - что каждая из двенадцати граней служит как бы линзой, собирающей особые лучи, соответствующие некоторому цвету. Скажем, пусть вот эта грань, - он указал на одно из отверстий самого маленького, внутреннего шара, - будет желтой.  Такого же цвета, как скрытый цвет той травы, корни которой мы для тебя сегодня собирали в лесу. Пока понятно?»

Владимир кивнул.
Затем Старец начал поворачивать вторую сферу, побольше, и установил ее таким образом, что одно из ее отверстий встало точно напротив отверстия маленького шара. Он спросил: «Что произойдет, когда Земля повернется  внутри сферы Солнца таким образом, что желтая грань земного двенадцатигранника окажется на одной линии с желтой гранью солнечного?»

Владимир ответил: «Наверное, желтый цвет в земной сфере усилится».

Старец  кивнул: «Теперь ты можешь сам ответить на вопрос, почему растения нужно собирать в определенное время. Скажем, тебе для выздоровления нужно растение известного цвета. Чтобы застать растение в самой его силе, нужно собрать его в тo время суток, когда этот луч в сфере Земли усилен».  

«Откуда известно такое время?»

«Для этого нужно знать свойства растений и свойства лучей, а также время их действия на Землю. Кроме того, известно, что излучения планет, Луны и Солнца влияют на растения по-разному. Некоторые травы больше связаны с Солнцем, другие с Луной, Венерой и так далее.
Все предыдущие недели ты принимал общеукрепляющее средство, которое я даю всем больным, пока они не изготовят свое собственное, только им подходящее, лекарство. Общеукрепляющий сбор состоит из вытяжек семи трав, родственных семи небесным телам, поэтому он поддерживает все органы тела и укрепляет его защиту. Ты уже сейчас чувствуешь себя гораздо лучше. Однако особое лекарство, которое ты изготовишь сам, будет гораздо действеннее, потому что предназначено для больного органа, и поможет тебе полностью выздороветь».

«Как тебе стало известно о влиянии планет на растения?» - спросил Владимир.

«Не только это. То, о чем я тебе рассказываю - исконное и очень точное знание, оно существует в памяти земли, к которой разрешено приобщиться каждому, кто выполняет такую же роль, как и я. Мать хочет, чтобы ее дети были здоровы, и помогает всем, кто помогает ее детям».

«Это знание где-то записано?»

«Записано, но не в том виде, к какому ты привык. Нет никакой необходимости записывать его на бумаге или выбивать на скрижалях.... Разве что вот таких, - Старец, улыбнувшись, указал на каменное сооружение. – Те, кому необходимо это знание, не могут не найти к нему дорогу. Если оно им действительно необходимо.... И если они смогут его правильно применить».

«Ты сказал «каждый, кто выполняет такую же роль, как и я», - что ты имел в виду?»
«Я делаю то, что делаю, потому что кто-то, в данный момент времени и в данном месте, должен выполнять эту работу.  Меня никто не искал и не готовил.  Это происходит не так. Происходит так, как будто водоворот затягивает сухой лист, уносимый потоком.  По каким-то причинам меня сочли подходящим, и течение моей жизни было притянуто в поток работы, так же точно, как небольшой приток рано или поздно впадает в большую реку. Старец – это работа. Встроившись в поток работы,  я отдал себя ее влиянию. Работа создала необходимость, необходимость привлекла умение, знаниe и уверенность. Работа сделала меня. Когда придет мое время идти дальше, работа сделает кого-то еще – и он научится тому же, просто встав в поток того, что я делал».

«Мне всегда казалось, что для такой работы, как у тебя, человека должны учить и готовить. Мне кажется, что такие сложные знания не могут прийти сами. А еще мне кажется, что целитель лечит, потому что знает. А из твоих слов получается, что целитель знает как лечить, потому что больному это нужно. Выходит, нужда больного притягивает знание целителя?»

«Причина и следствие не всегда находятся на привычных местах. Жизнь – совсем не то, чем кажется, Володя».
Владимир попытался вспомнить, где он уже слышал это, но не смог...

****

Полный текст повести "Старец" здесь

Придется дать тебе лекарство

Преодолей соблазн сказать неправду
О том, что с Богом ты в разлуке пребываешь,
Иначе дать придется нам тебе лекарство.

В бескрайнем море, где живем мы, словно рыбы,
Есть многое, что взгляду неподвластно.

Послушай, есть ведь даже там больницы
Для тех безумных, что все время повторяют:

«От моря я отделен, независим,
А Бог — как может Он всегда быть рядом
И к телу нашему неслышно прикасаться?»


Хафиз

(из сборника переводов Хафиза на английский Д.Ладински "Дар")
Перевод © Ассалам, 2014


Иллюстрация Стефана Турка

Омар Али-Шах. ИОНИЗАЦИЯ (отрывок из книги "Суфизм как терапия")

В продолжение темы о суфийских теккиях, место для которых специально выбиралось рядом с источниками текущей воды, начатой здесь, привожу перевод отрывка из книги Аги с некоторыми объяснениями, касающимися феномена и пользы ионизации:

Насыщение отрицательно заряженными ионами может и должно использоваться в любом контексте, особенно в терапевтическом: включая все, от хирургического лечения до психологии и психотерапии.  Практическая польза от активной ионизации [здесь и далее имеется в виду ионизация при помощи отрицательно заряженных ионов] хорошо известна, и существуют клинические отчеты и тесты, подтверждающие это.

Область, которая интересует конкретно нас, относится к иным, более глубоким, эффектам ионизации.

Ионизация производит и поддерживает особую энергетическую атмосферу, действуя как несущая волна для энергий. Так же, как существуют звуковые и световые волны, существуют и волны, несущие другие энергии. Отрицательно заряженные ионы очищают и полируют эти линии сообщения, а также постоянно проверяют их состояние, развивают и поддерживают их.

Далее - там, где работает эффективный ионизатор, создается микроклимат. Этот микроклимат существует в гигантских масштабах в некоторых частях мира. Он весьма ощутим в Альгамбре, Гранада, где естественные материалы сочетаются с растениями, цветами и деревьями, дополняя друг друга, а вода выступает в качестве катализатора. Как вы знаете, текущая вода производит область ионизации. В таком микроклимате создаются условия для очищения всех систем тела, его можно сравнить с психическим пылесосом.



Октагональный фонтан в Альгамбре, Гранада

Я хотел бы посоветовать, чтобы ионизатор использовался с конкретным целевым назначением в теккиях, а также в помещениях, где проводится терапия: комнатах, где консультируют пациентов, операционных, приемных и т.д. Почему я упомянул приемные? В приемных действует то, что называется  фактор ожидания. «Так или иначе, этот специалист поможет мне. Отлично», либо: «Этот человек будет сверлить мне зуб или еще что-то, и это будет ужасно».

Присутствие сильной ионизации в ситуации ожидания означает, что ее эффект будет усилен, поскольку человек находится в том, что мы называем «первобытным состоянием» ожидания или страха.

Таким образом вы создаете подготовительный микроклимат перед самой терапией и во время терапии. Часть вашей терапии уже происходит в приемной, поэтому я настоятельно рекомендую использование там ионизаторов.

Я бы также широко рекомендовал их использование дома, насколько это возможно: преимущественно в спальнях, детских, а также там, где готовится пища.


Перевод из книги: Омар Али-Шах. Суфизм как терапия (Sufism as Therapy), с.42-43

Омар Али-Шах. ПРОБУЖДЕНИЕ СУЩНОСТИ (отрывок из книги "Суфизм как терапия")

Сущность разговаривает, или общается, с другой сущностью посредством совершенно неизвестного, иного, нежели привычный нам, языка. В этой коммуникации не может быть сознательного недопонимания или искажения, поскольку она осуществляется на иной частоте и не в обличии слов обычного языка. Фактически это вибрация, передача на уровне истинной человеческой природы в форме волны с общей для всех людей частотой.

Когда я говорю «общей», я имею в виду, что не существует различий в частоте этой волны между бразильцами, аргентинцами, немцами, французами и т.д. В противном случае мы имели бы дело с полной путаницей.

Если быть более точным и конкретным, следует назвать ее даже не волной, а обертоном, поскольку, будучи нотой или обертоном, это нечто - абсолютно фиксированное, без всякой погрешности. Используя общий пример, с какими бы музыкантами в мире вам ни пришлось иметь дело, если вы скажете, что вот это - нота «до» такой-то высоты, они поймут, что имеется в виду конкретное звучание - ни выше, ни ниже.

Таким образом, наша сущность осуществляет коммуникацию и получает ответный сигнал в рамках очень специфического обертона, и прекрасно распознает своего абонента. Данный аппарат принятия и отправки сигнала - или обертон - является фундаментальной и функциональной частью нашей сущности.  Если этот аппарат не используется правильным образом и по своему назначению, он может оставаться в спящем состоянии в течение поколений и даже веков. Он не теряется, не разрушается и не повреждается, просто остается как есть.

Но даже если этот аппарат пребывает в спящем состоянии, он, в то же время, остается чувствительным и чутким к сигналам, подаваемым в правильном обертоне.

Это – одна из причин использования нами фразы о том, что люди в Традиции становятся «пробужденными». Люди действительно пробуждаются таким образом, и чем чаще используется данная функция, тем более знакомой она становится, тем с большей пользой она может быть применена.
Ею невозможно злоупотребить, подвергнуть перенапряжению или использовать слишком часто, поскольку у нее есть защита в форме целой серии фильтров, предотвращающих проникновение любого негативного или злонамеренного влияния.

Информация и энергия может передаваться сущности определенными специфическими путями. Вы можете питать ее, предлагая ей информацию или энергию, которую она распознает как полезную. Что означает, разумеется, что вы должны поставить себя в положение контакта с источниками такой энергии и полезной информации.

И затем, уловив тот факт, что вы пробуждаетесь, ваша сущность, используя свои собственные методы, также развернет вас в направлении нужной информации и энергии.

Имеются также другие методы, с помощью которых учитель может, как принято говорить, «насильно» или «внутривенно» вливать питание в это внутреннее существо. Одна из причин, почему учитель может решиться на данное действие – это увеличить возможности человека.

Следует заметить, для тех, кто подумал об этом, что список заявлений на применение данной техники уже заполнен. К слову: кто-то упоминал о том, что они читали о методе Традиции, который называется методом Шаттари, также известном как «ускоренный».

Такой метод действительно существует, однако, перед тем как вы начнете записываться на него, послушайте такую историю.

Жил некогда один шейх Шаттари, к которому пришел соискатель и спросил: «Примете ли вы меня в качестве ученика, следующего путем Шаттари?»
Шейх ответил: «Да, но тебе следует хорошенько подумать об этом. Иди посиди в той комнате, а я тебя позову». Ученик пошел в указанную комнату и просидел там два или три дня, после чего пришел слуга и сказал: «Шейх примет тебя в официальной комнате для приемов». Ученик был очень рад, поскольку думал, что это будет чудесный опыт, к тому же это произойдет в парадном зале шейха. Он оделся в свои лучшие одежды и пошел. Когда ученик зашел в огромный зал для приемов, то увидел, что шейх сидит на кипе ковров, а вокруг повсюду рассыпан пепел, тлеющие угли, и все такое.  Ученик спросил у слуги: «Неужели шейху удобно сидеть в этой комнате, полной пепла и тлеющих углей?» «Нет, нет, - ответил слуга. – Это не пепел. Это все, что осталось от соискателей, которые не прошли испытания».
Вот мы и не знаем, что произошло с намерением того ученика обучаться по методу Шаттари.
.....
Обертон коммуникации с вашей сущностью и вашим сознательным физическим существом должен быть не только правильно установлен, но и регулярно использоваться, чтобы линия оставалась, то, что мы называем, «чистой». Это часть того, что называют «знать себя».

Перевод из книги: Омар Али-Шах. Суфизм как терапия (Sufism as Therapy), с.93-96

ИЗГНАНИЕ СУЩНОСТЕЙ

Как-то собеседник задал вопрос: "Я неоднократно слышал о том, что суфии изгоняют из человека джиннов. Как понимать, какого рода эти сущности — джинны, существуют ли они в действительности, можно ли говорить о том, что они вселяются в людей, и может ли кто-то их изгонять. Может ли человек самостоятельно понять, имеются ли у него эти (паразитирующие?) сущности, поставить себе предварительный диагноз, так сказать?"

Поставить себе диагноз человек может не всегда. Паразитирующих же тонких сущностей много всяких видов, как и в физическом мире. Бывают простые, почти бессознательные — как рыбы-прилипалы. Они, можно сказать, вступают с человеком даже в некий симбиоз — как выразился один хороший человек, они «eat the death out of you» — "выедают из вас смерть", поскольку питаются низкими, разлагающимися субстанциями. Если какая-то часть энергетического тела функционирует неправильно, в ней образуется застой, а в тихом омуте, как известно, находит себе экологическую нишу кто?…
Естественно, лучше, когда энергии циркулируют правильно, и нет ни застоя, ни экологических ниш.

Мне как-то довелось наблюдать изгнание «сущностей». Человек с большой буквы, который это делал, не является суфием, хотя и был некоторое время с ними в контакте. У Человека были две особенности, без которых заниматься экзорцизмом было бы просто опасно.

Во-первых, его нормальным состоянием является состояние безусловной любви и сострадания. Он сострадает сущностям в той же степени, что и людям. Его эмоциональное тело свободно от страха, и хотя ему уже далеко за шестьдесят, у него глаза и смех, как у ребенка. «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змии» - это про него.

Во-вторых, он был проводником очень мощной силы, и эта сила не была его личной, скорее, он ей служил. По-видимому, эта сила каким-то образом взаимодействовала с электромагнитными полями, поскольку вокруг него постоянно выходили из строя электроприборы, и пару раз вырубалось электричество. Владельцы помещения разводили руками - они такое видели в первый раз.

Действие по извлечению сущностей, свидетелем которого я являлась, продолжалось около пяти часов. В течение первых двух часов присутствующим велели определенным тоном голоса пропевать ряд формул, одной из которых была «аллилуйя». «Сущности» начали вылезать где-то на третий час. Скажу вам от всего сердца, это было зрелище не для слабонервных.

Аллилуйю мы не останавливали, а Человек вытаскивал сущностей и отправлял их… ну уж не знаю куда, - по его словам, «в мир, из которого они по ошибке попали сюда и затерялись». Он разговаривал с ними, как с детьми, уговаривал их уйти туда, где им будет лучше. Он не заставлял их отвечать ему голосом одержимого больного, как делают некоторые католические священники-экзорцисты для усиления драматического эффекта. Человек сказал, что это безответственно по отношению к больному. Он относился к сущностям с жалостью, как к потерявшимся собакам, которые с радостью бегут обратно, как только завидят дом. Хотя, по словам Человека, бывают и сознательные сущности с развитым интеллектом, которые вполне отдают себе отчет в том, что происходит, и не хотят уходить. На это у Человека были свои методы. По его словам, лучше всего с такими сознательными сущностями работает Архангел Михаил.

Наблюдение: по большей части сущности были извлечены из людей, которые занимались целительством. Целитель открывается полю больного, а там много чего может быть, поэтому ему необходимо сознательно защищаться от вторжений.

В группе людей, с которыми я работала, сущностей не было. Мы просто пели аллилуйя и старались не очень смотреть на то, что происходило вокруг. Сущностей я воспринимаю только как сгустки энергии, я не вижу их как монстров или что-то в этом роде. Пока пели аллилуйю, страшно мне не было, хотя потом ночью было жутковато.

А вот другому человеку из группы родом с Украины, «повезло» — он видел «сущностей» именно как существ — животных или рептилий. Он вообще был способным и много чего видел — ауру, например. Так вот, я взглянула на него после нашего марафона — бедняга был бледнее простыни. Он сказал, что наблюдал, как Человек буквально вытащил, как шнуры, из его соседа, несколько «змей» и отправил их в какой-то объект, похожий на пирамиду. И тому подобное…

Невольно вспоминаешь дервишескую историю про слепого, которого женили на уродливой женщине. Врач хотел его вылечить, но родственики женщины сказали врачу: «Зачем? Он же прозреет и ТАКОЕ увидит!» Иногда думаешь: хвала Господу, забравшему у нас видение тонкого мира!

Описываемое мной действо происходило в Северной Америке. Человек сказал, что лечит людей таким образом уже много лет (хотя это не основной вид его деятельности), и с каждым годом сущностей становится все меньше. По его словам, в Южной Америке явление одержимости распространено больше, чем в Северной. Судить об истинности этих слов, естественно, не могу, просто привожу их как слышала.

Бояться сущностей, по-моему, нет смысла. Эмоциональная гигиена и работа над собой просто не оставляют им «экологической ниши». Единственный способ предотвратить их приживание - в том, чтобы неуклонно, последовательно поддерживать в себе поток света. В чистом и стремительном потоке где им удержаться?

"НЕ КИПЯТИТЕ СЕРДЦЕ, НЕ КИПЯТИТЕ ГОЛОВУ"

Хочу затронуть тему техники безопасности и нахождения баланса при наступлении необычных физических и душевных состояний. Подобные проблемы в какой-то момент практик испытывают многие искатели, работающие над собой внутри школ, и не только. Пишу потому, что данные проблемы могут возникать у людей, не работающих под руководством учителя, спонтанно или как результат самообучения.

Я буду писать, исходя из собственного опыта. У других людей опыт может быть иным - если кому-то из собеседников есть чем поделиться, милости прошу это сделать в комментариях.

Наверное, стоит начать с того, что необычные состояния или особые восприятия могут быть связаны с резким повышением уровня и качества энергий в системе человека. Это может быть результатом донорского «вливания», либо того, что система сама начинает функционировать по-иному под влиянием толчка извне — но как бы то ни было, человек получает новый опыт, который для него может быть неизвестным и от того пугающим.

Я помню, когда мне было двадцать с лишним лет, я начала читать "Агни-Йогу", и впервые в жизни стала видеть синее пламя как с открытыми, так и закрытыми глазами - фотизмы, как их называют научно. Если бы я тогда не нашла объяснение этому явлению, то подумала бы, что у меня едет крыша.

Даже у здорового человека при выполнении некоторых развивающих практик (дыхательных и физических упражнений, медитаций и т.д.) физическое тело с непривычки может испытывать стресс и неприятные ощущения — усиленное сердцебиение, «приливы» в голове или в области груди, как бы сжатие или переполнение в разных областях тела. Иногда может быть чувство жара в какой-то части тела. Может быть также видение сильно пульсирующих цветовых пятен перед глазами.

Причиной этих ощущений является неподходящая для усиленных потоков энергии «инфраструктура». В наших телах, и в физических, и тонких, накоплено очень много шлаков, которые формируют заторы и блоки на пути прохождения энергии. Пока поток слабый, тоненький ручеек через заторы кое-как пробивается. Хорошего мало, конечно, но до тех пор, пока ручеек течет, тело худо-бедно существует. А теперь представим, что ручеек (благодаря полученной «донорской» энергии или новым практикам) стал полноводной рекой. Пробить многолетние шлаковые заторы река сразу не может, поэтому «наводняет» некоторые области тела. Наводнение создает болезнь, чаще всего воспалительного характера.

У дервишей даже термин такой есть - "суфийский грипп": различные физические недомогания, сопутствующих процессу очищения всего комплекса тел ученика. Один из моих канадских Друзей рассказывал, например, такую историю.

Будучи еще молодым человеком, он поехал в Турцию к Музаффару-эффенди, тогдашней главе дервишей Джеррахи-Халвети. Моему Другу было дано благословение и зикр (задание повторять определенную формулу). Вернувшись на родину, мой Друг начал практиковать зикр и через короткое время сильно заболел воспалением легких. Воспаление не поддавалось никакому лечению и длилось несколько месяцев. В один момент Другу показалось, что он не выживет, настолько большой была потеря энергии. Проблема была в том, что у него были сужены все каналы в теле, кроме тех, что находились в грудной области, где энергия и скапливалась, вызывая избыточный "огонь" и воспаление. Однако, слава Богу, все прошло, и он с тех пор никогда так сильно не болел.

«Пробивание» каналов в теле и «сухих русел» происходит в течение многих лет. Иногда человек испытывает неприятные ощущения в разных частях тела, а врачи ничего не находят. Это может быть связано с новой энергией, прокладывающей путь в теле. Единственный способ, который мне известен — не останавливать поток, не отказываться полностью от предписанных практик. Рано или поздно, затор пробьется.

(Конечно, здесь речь не идет о клинических случаях, где помогает только медицина).

Данные явления временны, поскольку организм приспособливается к усилению потоков, хотя и не сразу. Пока это происходит, нужно беречь себя, не форсировать работу с энергиями. Я помню, мне в свое время, задолго до занятий суфийскими практиками, очень помог один совет мастеров цигун для начинающих: «Не кипятить голову, не кипятить сердце». То есть как только начинаются ощущения напряжения и переполнения энергией в голове или усиленное сердцебиение, следует временно приостановить упражнение и вернуться к нему, только когда все успокоится.

Приливы и подобные вещи могут случиться и спонтанно. Если прилив в голове и возникает сильно напряжение, лучше не лежать, а сесть или встать. Ни в коем случае не паниковать, наоборот, найти способ успокоиться и взять эмоции под контроль. Очень помогает молитва или зикр, или даже какая-нибудь фраза - любая - повторение которой успокаивает.

Учащенное сердцебиение очень хорошо стабилизируется глубоким дыханием и сменой положения тела.

Омар Али-Шах (Ага) говорил, что в теле есть специальные шлюзы для выброса избыточной энергии, и здоровое тело регулирует данный процесс. Выходы действительно есть — на ладонях, на кончиках пальцев, на ступнях, между лопатками и в других местах. Еще очень помогает визуализация того, как избыточная или "горячая" энергия уходит через ступни и ладони в землю, и земля ее нейтрализует. Главное, не сдаваться чувству страха, которое нередко приходит с новыми ощущениями от физического тела, которому кажется, что оно полностью теряет контроль и не справляется с тем, что пытается вместить.

А вместить ему придется очень много.


Священный огонь. Художник Алекс Грей (Alex Gray) (источник иллюстрации)

Я помню, как мне довольно долго — на протяжении нескольких лет — снились сны, где я, как Алиса в стране чудес, пыталась пролезть в какой-то очень узкий лаз со страхом застрять там, или наоборот, взбиралась по какой-то лестнице, у которой не хватало ступенек, либо целых пролетов, и казалось, вот-вот упаду. Просыпалась оттого, что все сжималось внутри. Со временем эти сны и этот страх ушли без следа.

Сила подобного страха физического тела, как правило, не оправдана и преувеличена. Зато в ситуации «на грани» возникает одна очень редкая возможность. Человек может почувствовать, что в нем есть нечто — совершенно спокойное, уверенное и отрешенное.
И это "нечто" берет управление телом и эмоциями в свои руки и преодолевает страх.

Гармоническая Включительность

                                                           Где дверь, ведущая к Богу?

                                                           В звуке собачьего лая,
                                                            В звоне молотка,
                                                            В капле дождя,
                                                            В лице каждого,
                                                            Кого я вижу.



Вам что-то напомнил этот стих Хафиза, дорогой Собеседник, но Вы не могли понять, что это было. Мне тоже Хафиз почти беспокояще возвращал отзвук какого-то ускользающего воспоминания, внутреннего знания, никак не поднимающегося на поверхность дневного ума.

И потом я вспомнила. 

Точнее, у меня в памяти всплыла картинка. Несколько лет тому назад я была на обучении у Дэна Винтера, очень странного ученого-неформала, решившего соединить мистику с физикой. Я уже несколько раз про него писала, в частности, про его «формулу любви».

Дэн не причисляет себя к суфиям, но когда-то контактировал с группами последователей Гурджиева, поэтому был осведомлен о некоторых суфийских практиках.

На одном из занятий он объяснял нам, что такое «гармоническая включительность» (harmonic inclusiveness) и почему она важна. (Ниже мне придется вдаться в некоторые технические детали, но я постараюсь не усложнять).

В медицинской науке существует термин «вариабельность сердечного ритма». В западных медицинских справочниках он фигурирует как HRV или heart rate variability. Как оказывается, в ЭКГ здорового человека сердечный ритм варьируется, создавая определенный рисунок – не ровную однообразную синусоиду, а кривую с то широкими, то узкими волнами. То есть продолжительность времени между биениями сердца – длина волны - меняется от удара к удару. Скажем, одна волна, одно биение – три единицы, следующая – три с четвертью, третья – три с половиной, и так далее. Дойдя до определенного предела, длина сердечной волны начинает снова убывать, в такой же последовательности - три с половиной, три с четвертью, три единицы и так далее. Таким образом, у сердечного ритма нет неизменной частоты и длины волны, как у электрического тока. Сердце бьется в определенном диапазоне частот.

(Это немного странно, правда, как если бы вы слушали музыку, и музыка начиналась бы в одном ритме, медленном и плавном, а потом ритм бы убыстрялся и убыстрялся, и, дойдя до кульминации, стал бы снова замедляться?

Или не странно? Может даже знакомо? Например, что-то вроде этого?

Это можно назвать «вариабельностью ритма».

Медики выяснили (хотя и не смогли объяснить), что чем больше вариабельность сердечного ритма человека, тем здоровее его сердце, и тем больше у человека шансов прожить долгую жизнь.

На этой иллюстрации (взяла у Дэна здесь) изображены три ЭКГ – самая крутая отражает работу здорового сердца, потому что включает максимальный диапазон частот, максимальную вариабельность. Две другие – более плоские, потому что имеют намного меньшую вариабельность – практически не дотягиваются до высоких частот.



Так вот, почему сим вопросом заинтересовался Дэн Винтер с его мистической физикой?

Дэн предположил, что вариабельность сердечного ритма связана со стремлением человеческого сердца сонастроиться с максимальным количеством других сердец во Вселенной. В его понятии «сонастроиться» означает не совпадение частот – потому что частоте сердца человека совпасть с частотой сердца кита или кузнечика не представляется возможным даже при большом старании. «Сонастроиться» означает определенное гармоническое соотношение частот, определенную пропорцию. И – как неожиданно, правда? – это гармоническое соотношение, по гипотезе Дэна, связано с пропорцией золотого сечения – 1,618.... Например, Ваше сердце может иметь в своем диапазоне частоту, которая будет соответствовать какой-то из частот сердцебиения Вашей собаки в пропорции, ну например, квадратный корень из 1,618.

В идеале сердце человека должно достичь такой вариабельности ритма, чтобы охватить спектр колебаний всех живых существ, планет и звезд. Это Дэн Винтер и назвал «гармонической включительностью». Гармоническая включительность не должна быть трудной, потому что все объекты на Земле и в космосе стремятся к колебаниям, гармоничным с пропорцией золотого сечения.

(Пропорция золотого сечения – это "свободно конвертируемая валюта" Вселенной. Вас допустят к безграничному энергетическому взаимодействию, если ваш энергетический пакет "сконвертирован" в пропорции золотого сечения.

Золотое сечение также есть тот язык, на которым большие и малые объекты «разговаривают» друг с другом. Это тот язык, на котором планеты и Солнце договариваются, как им взаимно гармонизировать свои орбиты. Это тот язык, на котором листья дерева договариваются, как им располагаться, чтобы не заслонять друг от друга солнечный свет. И это тот самый язык, на котором сердца всех живых существ договариваются, как им стучать в гармонии, чтобы их вибрации взаимно усиливались, а не взаимно аннулировались!)

Возвращаясь к медицине. Медики выяснили, что такие факторы как беспокойство, стресс, депрессия ведут к сужению диапазона частот сердечного ритма и снижению вариабельности. С точки зрения теории гармонической включительности, человек «зацикливается» на определенной частоте и отгораживается от всего остального мира, отказываясь взаимодействовать с огромным спектром живых и неживых объектов.  

Дэн, помнится, тогда предложил желающим из группы выступить в роли подопытных кроликов и проверить свою вариабельность. Многие попробовали, я в том числе. Результаты были в основном у всех неплохие, но почему-то у многих была исключена какая-то область довольно низких частот. То есть как если бы сердце билость в ритме 3,4,5, а потом сразу перепрыгивало через пару-тройку частот к 8, пропуская целую область. Дэн предположил, что это свойственно тем, кто работает в офисах – железобетонных коробках. Резонанс с какими-то низкими частотами, издаваемыми искусственными сооружениями или приборами, блокируется организмом в качестве самозащиты. Однако одновременно он блокирует и целый спектр взаимодействия...

В общем, Дэн говорил о медитации и других практиках в качестве средства расширения диапазона. Там много чего обсуждалось, но я хочу остановиться только на одной вещи, поскольку она напрямую связана с суфийскими ритмическими упражнениями, на которые он обратил внимание.        

Это отрывок из фильма «Встречи с замечательными людьми», священные танцы в суфийской обители.

Если внимательно следить за действиями участников, можно заметить, что они совершают движения, в которых разные части тела движутся с разной частотой.  В приведенном ролике (второй танец) мужчины выполняют ритмические передвижения по сцене – один ритм, кроме того, они движут правой рукой во втором ритме, левой рукой в третьем – не круговые движения, а что-то вроде взмахов, головой - в четвертом ритме. Но мало того, даже пальцы правой и левой рук у них движутся в разных ритмах!

Чтобы выполнить даже самые простые из этих упражнений, нужна очень большая концентрация. Но кроме того, ведь люди должны были настроиться одновременно на множество разных частот. Может быть, так тренируется вариабельность и гармоническая включительность?

В принципе, суфийские ритмические упражнение не исключительная практика такого рода. Тайцзи-цюань использует похожий принцип.

Но я вот подумала - упражнения, конечно, хорошо, замечательно. Но разве не то же самое будет, если в солнечный летний день сесть на скамейку в парке - даже если он в центре города - и одну часть внимания направить на играющих детей, вторую - на пение птицы слева, или белку, бегающую туда-сюда, третью - на шум реки за спиной, четвертую - на крики футболистов, вышедших погонять мяч в обеденный перерыв, пятую - на воспоминание о Друге, шестую - на ощущение движения Силы в теле от воздействия солнца и всех впечатлений от номера один до номера семь, седьмую.. ну на что-нибудь, главное, чтобы внимания хватило...


Возвращаясь к тому, с чего мы начали. Почему нам снова и снова вспоминалось стихотворение Хафиза?

Лай собаки - колебания определенной частоты
Стук молотка - чей-то ритм, частота,

Шум дождя - колебания третьей частоты
и много-много других вибраций, ежесекундно получаемых нами от разных объектов во Вселенной.


По рассказам учеников Руми, он впервые начал кружиться в танце, который впоследствии стал знаком ордена Мевлеви - кружащихся дервишей, под ритм стука молотка своего любимого ученика, серебрянных дел мастера, мастерская которого находилась рядом с ханакой Руми.

Может быть, гармонически включая все в стук нашего сердца, мы открываем дверь Богу?