Category: музыка

ВНУТРЕННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК - КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Как показало обсуждение предыдущего поста, с девятиугольником Николы Тесла нам разбираться еще рано...  Для начала необходимо сделать дополнительные пояснения относительно того, как работает Закон Семи в сочетании с Законом Трех. Надеюсь, что данное пояснение также поможет увидеть связь двух символов – эннеаграммы Гурджиева-Успенского и нонаграммы иезуита Атанасиуса Кирхера.

Я буду использовать только одну девятиугольную схему (заранее извиняюсь за качество, я в графике не специалист).




Это диаграмма оптимального сочетания трех октав. Первую октаву я обозначила красным цветом и цифрой 1:

До1  Ре1   Ми1   Интервал1   Фа1  Соль1   Ля1   Си1   Интервал1

Вторую  - синим цветом и цифрой 2:

До2   Ре2   Ми2   Интервал2   Фа2   Соль2   Ля2   Си2   Интервал2

Третью – зеленым цветом и цифрой 3:

До3   Ре3   Ми3   Интервал3   Фа3   Соль3   Ля3   Си3   Интервал3

Вторая октава соединяется с первой в точке между Ми1 и Фа1. Третья октава входит во вторую также в точке ее интервала между Ми2 и Фа2.
Что это дает? Это дает следующее:

- в первой октаве первый интервал заполняется внешним импульсом от До2
- во второй октаве первый интервал заполняется внешним импульсом от До3
- в третьей октаве первый интервал заполняется внешним импульсом от До1 (нового цикла).

Это означает, что все первые интервалы во всех трех октавах проходятся без отклонений от первоначального импульса.

Идем дальше:

- второй интервал первой октавы заполняется внешним импульсом от Соль2
- второй интервал второй октавы заполняется внешним импульсом от Соль3
- второй интервал третьей октавы заполняется внешним импульсом от Соль1(нового цикла)

Это означает, что и все вторые интервалы во всех трех октавах проходятся без отклонений от первоначального импульса.

Таким, и только таким образом, какой-либо процесс может быть успешно проведен с получением первоначально ожидаемого результата и минимальными отклонениями. 

Три октавы сдвинуты по фазе друг относительно друга под углом 120 градусов. Три их первых ноты – До1, До2 и До3 - создают «внутренний треугольник» совершенной эннеаграммы, по определению Гурджиева.

Каждая из октав представляет из себя семиричность, воплощая Закон Семи. Три октавы в вышеописанном сочетании представляют из себя триаду из утверждающей, отрицающей и нейтрализующей сил, воплощая Закон Трех.  Из приведенной диаграммы совершенно очевидно, что Закон Семи выполняется только при одновременном действии Закона Трех.

Теперь, думаю, можно переходить к схемам Теслы, что постараюсь сделать в следующей заметке.

НОНАГРАММА АТАНАСИУСА КИРХЕРА

В мире есть Семь, и в мире есть Три...
БГ



Как обещала Вам, уважаемый собеседник, я постепенно подбираюсь к объяснению того, каким образом алхимическая фабрика человеческого тела может производить наивысшую возможную для нее субстанцию. Эта категория материи, как мы говорили, делает возможным появление у человека необычных способностей, присущих только Мастерам.

Однако для того, чтобы подойти к этому вопросу, нужно по дороге выяснить еще пару вещей, причем обе не самые легкие. (Мне для их понимания понадобилось около пятнадцати лет).

Первая из них, которую я попробую затронуть сегодня - это взаимосвязь Закона Трех и Закона Семи. Считается, что эннеаграмма - символ, наиболее точно отражающий данное сочетание, и изучая его, можно познать совместное действие двух законов. Это действительно так.

Однако существует менее известный символ, еще более точно раскрывающий эту связь. Чуть далее мы увидим, какой.

Как писал Успенский, из-за наличия двух интервалов в каждой октаве, в которых колебания естественным образом замедляются, а октава останавливается или отклоняется от первоначального направления, для правильного завершения октавы необходимы два  "толчка" или внешних импульса, приходящих от других октав. Эти импульсы должны входить в октаву не где-нибудь, а в местах, обозначенных точками 3 и 6.





Вопрос: возможно ли "вечное движение", то есть такое соединение октав, при котором они бы взаимно "толкали" друг друга в точках 3 и 6? Оказывается, такое соединение возможно, при ряде условий.

Во-первых, октав должно быть минимум три.

Во-вторых, октавы должны быть сдвинуты относительно друг друга по фазе на 120 градусов. Чтобы это представить визуально, глядя на вышеприведенную схему, можно сказать, что вторая октава должна в точке 3 войти своей нотой "до", или точкой 9.

Во-третьих, у всех трех октав должна быть одинаковая частота - то есть они должны проходить от пункта до пункта примерно с одинаковой скоростью, чтобы нужная нота одной октавы попадала как раз в интервал другой.

Примерно так:



На нижеприведенной схеме три октавы соединены именно по такому принципу. Заметьте, что это уже не одна эннеаграмма, а три, наложенные друг на друга. Сдвиг по фазе между первой и второй октавами, так же, как и между второй и третьей будет равен 120-ти градусам.  

Эта схема встречалась в средневековых рукописях под названием нонаграмма. Наиболее известным ее изображением является верхняя часть фронтисписа книги "Арифмология" Атанасиуса Кирхера, немецкого иезуита и Посвященного Традиции, жившего в 17 в:




Каждый из трех треугольников нонаграммы представляет одну из Трех Сил. Треугольник 123 - пассивную силу, 456 - нейтральную и 789 - активную. Кроме того, внутри себя, каждый из треугольников сам состоит из Трех Сил. Например, треугольник 123: двойка является средним арифметическим между 1 и 3, и представляет нейтральную силу внутри своего треугольника, единица - отрицающую (минус 1), тройка - утверждающую (плюс 1). То же самое в остальных двух треугольниках.

Таким образом, нонаграмма выражает идею об уравновешенности трех взаимодействующих сил. Как утверждал Гурджиев, все явления представляют собой эннеаграмму, но не у всякой эннеаграммы есть внутренний треугольник. Девятиконечная фигура Кирхера показывает, каким образом должны сочетаться три циклических явления, чтобы образовывать внутренний треугольник.

При помощи обычного аналитического ума понять нонаграмму, так же как и эннеаграмму, невозможно. Как и все другие символы подобного рода, она была создана для восприятия высшим интеллектуальным центром, скорость которого во множество раз превышает скорость работы нашего разума. Однако даже время, проведенное за обычными размышлениями и рассмотрением этого символа, поможет в его дальнейшем понимании, которое приходит как визуальный образ, озарение.

Чем диаграмма Кирхера может практически помочь искателю Знания?

Во-первых, этот символ, сочетающий Закон Трех и Семи (Девяти), показывает, что абсолютно необходимо, как писал Успенский со слов Гурджиева, сочетать три линии в Работе. Вернее, три октавы, определенным образом сгармонизированные. К примеру, первая октава - индивидуальная работа, вторая - работа в группе, третья - работа для всей эзотерической Традиции. Обязательно нужны все три.  Ритм работы (недельный, годовой) в сообществах Традиции строится таким образом, чтобы сгармонизировать три октавы. (Более подробно об этом здесь).

Во-вторых, диаграмма Кирхера поможет нам понять, каким образом должны сочетаться три октавы пищи (обычная пища, воздух и.... еще один вид) в алхимическом процессе внутренней трансформации веществ, чтобы произвести искомую нами наивысшую субстанцию, Эликсир Жизни, о чем продолжение через одну тему.

А в следующей теме мы посмотрим, как использовал нонаграмму Никола Тесла.

«А КСТАТИ, О ПТИЧКАХ...» ИЛИ АКУСТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ В ТРАДИЦИИ

О теме этой заметки я задумалась когда-то во время упражнения в одной из наших теккий в Андалузии - классической теккии мавританского типа, с бассейнами, системой водоканалов и, конечно, роскошным садом. Стояла жара, все окна открыты, и было хорошо слышно пение птиц и лягушек. В нем чувствовался определенный ритм, в который отлично укладывался ритм зикра. Я подумала, что это не случайно, и в этот момент заиграла на флейте-нэй одна из наших Друзей, находящихся в саду. Я хорошо помню мелодию - это был "Хиказ", музыка, дошедшая со времен Руми. Так вот, когда женщина заиграла, весь остальной "концерт" за окном, сделав паузу на некоторое время, вскоре пристроился к ритму "Хиказа", и стал "подпевать". Вернувшись домой из той поездки, я стала исследовать вопрос о биоакустике и нашла то, что излагаю сейчас в письменном виде.

В теме О суфийском садоводстве, я кратко упоминала том, что правильно сгармонизированная акустическая среда считалась одним из наиболее важных рабочих инструментов в суфийской теккии. В это нередко вкладывались значительные усилия: чтобы привлечь в пространство вокруг теккии птиц, земноводных и насекомых, нужно было, чтобы там росли деревья и другие растения. В засушливом климате - например, в Испании, на Ближнем Востоке и в Средней Азии - это невозможно без искусственного орошения. И такие вложения делались. Зачем, спрашивается?

Одну из причин мы уже рассматривали,  обсуждая воздействие ионизации, создаваемой текущей водой, на физическое и умственное состояние. Древние знали об этом.

Но это была далеко не единственная причина. Согласно принципу максимизации, которому суфии неукоснительно следуют, качественное влияние должно транслироваться через несколько каналов одновременно:  не только через форму, цвет, чередование света и темноты, но и звуковое сопровождение.  По личному опыту, суфийские центры, окруженные садами с правильным акустическим ландшафтом, оказывают неизмеримо более глубокое (и всегда предсказуемое, как в любом объективном искусстве) воздействие, чем обычные культовые объекты.  Без звукового сопровождения они подобны немому кино – тоже смотреть можно, в общем, но насколько богаче кино со звуком!

Что же такое правильный акустический ландшафт?

Современная наука только начала подходить к формулировке этого знания, которое внутри Традиции существовало на протяжении многих столетий. Зачинателями направления, называемого иногда экологией звукового ландшафта (soundscape ecology) или акустической экологией, в 70-х годах прошлого века стали два композитора и исследователя – канадец Мюррей Шейфер (Murray Schafer) и американец Берни Кроз (Bernie Krause).

Последний, в частности, известен своей гипотезой акустических ниш, согласно которой живые существа конкретной среды обитания всегда находят свое уникальное место - «акустическую нишу» - в спектре частот и/или во временнОм спектре. Проще говоря, любое насекомое, птица или животное находят такую звуковую частоту, которая отличает их от всех остальных видов, и издают ее только в том временнОм промежутке, который не занят никем другим. Причина проста – все хотят, чтобы их услышали!

(Это как бы негласный договор между живыми существами о том, чтобы их звуковые вибрации взаимно гармонизировались, а не взаимно заглушались. Мы уже видели, как Вселенная использует этот механизм взаимной гармонизации в заметке о Золотом Сечении).

Опытным композиторам известно, что для достижения беспрепятственного резонанса каждый инструмент в оркестре должен обладать своим уникальным голосом и местом в общем спектре. Правильный акустический ландшафт, аналогичным образом, представляет из себя совершенную, динамически сбалансированную по частотному спектру и времени «исполнения» каждой партии, звуковую систему. Поддержание баланса в этой системе настолько важно, что, когда один из видов по какой-то причине выбывает из нее (временно или постоянно), эту нишу тут же заполняет другой, с подходящей звуковой «подписью». Свято место пусто не бывает... Show must go on...

Гипотеза акустических ниш подтверждается обычным опытом: когда на природе мы слушаем пение птиц, лягушек или кузнечиков, трудно не заметить, что звучание каждого из них сгармонизировано в отношении не только естественных звуков среды: ветра, журчания воды, шума листвы, но также в отношении других участников «концерта»  - и в частоте, и в просодии (ритме).

У каждого сада, парка или леса – свой, уникальный «оркестр» (или даже несколько). Как пишет Берни Кроз в своей статье : «В течение ряда лет, многократно возвращаясь на места наших наблюдений, при анализе записей с каждого места мы обнаруживали удивительное био-акустическое постоянство: такое же, какое мы находим при сравнении отпечатков пальца одного и того же человека».

Вероятно, когда образуется пробел, разрыв в этой сбалансированной целостности, у кого-то из живых существ возникает непреодолимое стремление его заполнить....даже у такого, как волк-оборотень из рассказа Пелевина:

Саша прислушался. Сначала был слышен только качавший листву ветер и треск ночных насекомых, а потом до его слуха донеслось что-то похожее на далекое пение или музыку — так бывает, когда неясно, что звучит: инструмент или голос. Заметив этот звук, Саша отделил его от остальных, и звук стал расти, став через некоторое время достаточно громким, чтобы можно было слушать его без напряжения.[...] Мелодия, которую слышал Саша, была чудесной, но в ней были какие-то досадные провалы, какие-то пустоты. Он вдруг понял, что может заполнить их своим голосом, и завыл — сначала тихо, а потом громче, подняв вверх пасть и забыв про все остальное — тогда, слившись с его воем, мелодия стала совершенной.
Саша заметил, что рядом с его голосом появились другие — они были совсем разными, но ничуть не мешали друг другу. Как будто несколько растений вились вокруг общего стержня или нити — и все были непохожи
.
(В.Пелевин. «Проблемы верволка в средней полосе»)

******
Возвращаясь к предмету нашего рассмотрения: какова причина усилий для создания правильного акустического ландшафта? Вероятно, она схожа с причиной, почему мы не просто слушаем отдельных музыкантов, но собираем их в большой слаженный оркестр.
Возможно, она также схожа с причиной, почему мы предпочитаем стереозвук монозвуку, а кинофильмы 3D двумерному изображению - они обеспечивают совершенно иное качество пищи впечатлений, необходимой высшим частям всех наших центров.
И наиболее вероятно, что нахождение внутри такой среды дает нам прямое переживание состояния, в котором мы так редко пребываем, и которое описывается всего двумя словами: ГАРМОНИЯ и БАЛАНС.


"Парламент птиц", иллюстрация к одноименной поэме Фарид-ад-дин Аттара

ДЕД МОРОЗ, ДАРЫ ПРИНОСЯЩИЙ

Итак, мы вновь на пороге зимнего солнцестояния – момента, после которого свет в северном полушарии начинает прибывать, а тьма - убывать.

Для каждого из нас это также время перехода от ноты «Си» старого года к ноте «До» новой годовой октавы. Как мы знаем, в этом интервале отсутствует полутон, и, для того, чтобы октава нашего развития не сходила на нет, а, наоборот, продолжалась по восходящей, необходимо воздействие дополнительной силы, «толчок», или внешний импульс, заполняющий этот интервал.  Субъективно, к концу года многие из нас в самом деле чувствуют некоторое замедление - апатию, упадок сил и нехватку энергии.

Особые обряды и празднования, устраиваемые практически во всех традиционных культурах во время незадолго до или после зимнего солнцестояния (христианское Рождество, иудейская Ханукка, североевропейский Йоль, китайский Дун-чжи, славянская Коляда и т.д.), на практике и создают особый импульс, вливание энергии, необходимой для перехода в новую октаву.

На мой взгляд, во всех этих ритуалах, как бы ни отличалась друг от друга их обрядовая сторона, наиболее важными являются три вещи:

- отстранение, на время, от круговорота повседневных забот («остановка времени»);
- обращение к Высшим Силам - в той форме, которая принята в той или иной культуре;
- идея «принятия даров», выражающаяся во взаимных подарках.

По поводу «принятия даров», сопровождающих западные религиозные праздники - такие, как Рождество или Пасха, наш Учитель как-то сделал интересное замечание. Я не помню его дословно, но смысл был в том, что человечество в такие моменты годового цикла на самом деле получает доступ к особым дарам или энергиям, и что действительно существует некий «агент» - посредник, эти дары передающий. Так что за фигурами Деда Мороза, Санта-Клауса или трех волхвов (приносящих дары в латиноамериканской традиции) стоит явление - или посредник - намного большего масштаба.

Давать определения этим энергиям – не мое дело, однако я могу привлечь внимание собеседников к паре фактов.

Согласно учению даосов, дни зимнего и летнего солнцестояния являются наиболее плодотворными для вбирания энергии или «дыхания» Солнца. В другие дни это тоже можно практиковать, но особой силой обладают именно дни солнцестояний, что я могу подтвердить, исходя из собственного опыта.

Второй факт – из иного времени и места. Древняя цивилизация строителей мегалитов, подобных Стоунхенджу, создавала во многих местах Европы, Азии и обеих Америк построенные из натуральных материалов объекты, которые условно можно назвать «обсерваториями» - хотя, возможно, более точным было бы название «приемники и аккумуляторы». Многие из этих объектов были ориентированы на точку восхода или заката Солнца в день зимнего солнцестояния.



Наиболее интересным из этих объектов, на мой взгляд, является «астрономическая обсерватория» в Ньюгранж (Newgrange), Ирландия, построенная более 5000 лет назад.



Это уникальное сооружение, похожее на курган, внутри не имеет ничего, кроме узкого прохода, упирающегося в крестообразную камеру. В камере находится алтарный камень.




План Ньюгранжа: вверху вид сбоку, ниже вид сверху и справа план прохода в камеру

Один раз в году, во время зимнего солнцестояния, первый солнечный луч, появляющийся с восходом солнца, проникает в специальное окошко над входом в сооружение, освещая весь 18-метровый проход в течение около 20 минут, и попадает прямо на алтарный камень в камере.  Сейчас это происходит через 4 минуты после восхода солнца, однако 5000 лет назад, когда сооружение возводили, ось Земли находилась в несколько другом положении, и луч попадал на алтарный камень ровно в момент восхода. То есть расчет древними строителями был сделан более чем точный.


Путь солнечного луча от входа до крестообразной камеры с алтарным камнем

Вопрос, зачем им нужно было тратить столько ресурсов, чтобы выделить и уловить этот луч всего на несколько минут в течение максимум 4-5 дней в году? Историки отвечают:  чтобы точно знать момент наступления солнцестояния и проводить соответствующие ритуалы поклонения Солнцу. Может быть, так оно тоже было, конечно, но, мне кажется, одними ритуалами дело не ограничивалось.

Я полагаю, что дело в особой энергии, приходящей с солнечными лучами в этот переходный момент годового цикла, о которой знали, по-видимому, не только даосы, но и более древние цивилизации. Думаю, что не только знали, но и умели накапливать и использовать.

Христианская традиция сохранила это знание о небесном или «благодатном» огне, нисходящем на Землю в определенные временные промежутки – например, во всем известном пасхальном ритуале в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Герметическая Традиция также утверждает, что алхимическая трансформация возможна только при инициации с помощью «небесного огня», который становится доступен Земле при определенном астрономическом ракурсе.

Возможно, вхождение «небесного огня» особого рода в октаву нашего развития во время зимнего солнцестояния как раз и дает импульс, необходимый нам для прохождения интервала? Ответить можно только предположительно, но, так или иначе, уверена, что день стоит того, чтобы его отмечали.

Посему поздравляю собеседников с зимним Солнцеворотом и желаю праздничного настроения и величественного звучания новой «До»!
 

ТЕМА СОКОЛА

Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать за тем, как сокол, внезапно падая с неба, в мгновение ока хватает добычу? Он редко ошибается. Рассчитывает ли сокол путь к своей цели?
Совсем нет.
Он выпускает нечто вроде луча - невидимой нити - из середины тела и заземляет его в своей цели. Затем, не прилагая усилий, сокол стремительно скатывается вдоль этой струны, отдавая себя силе земного притяжения.

*****

Видели ли вы когда-либо, как взаимная любовь рождается между двумя людьми? Бывает ли она вскормлена рассудком или здравым смыслом? Совсем нет.
Два сердца встречаются и, через какое-то время, между ними формируется подобие струны - невидимой нити. Не прилагая усилий, влюбленные соединяются в одно целое, следуя этой нити и отдавая себя силе притяжения противоположностей.

******

Как мы поддерживаем контакт с Источником Учения? Стуча в двери, покупая билеты, посылая письма?
Совсем нет.
Незримая для искателя, в нем живет струна - невидимая нить - соединяющая его существо с Магнитом Века. И когда сердце искателя входит в гармонию с Магнитом, оно притягивается вдоль силовой линии к самому Сердцу Магнита... без всяких усилий, отдавая себя силе Любви.

Так говорил Сокол.


*******************************
Мелодию к этому видео, которая называется "Тема Сокола" написал Ариф Али-Шах в соавторстве с Аббсом Абдали.

*******************************





... А это сокол-канюк, прилетевший ко мне в гости на следующий день после написания этой заметки.
Именно этот вид сокола я имела в виду, когда ее писала. Канюки никогда не прилетают к жилищам людей.
Мистика....

С ЧЕТВЕРГА НА ПЯТНИЦУ

Всех с ночью Мушкила Гуши!

Эту сказку можно читать всю жизнь, и всю жизнь что-то новое открывать. Другие сказки тоже, но сказание о Мушкиле Гуше — особенно. Рассказывать же ее, как это делаем мы, по очереди, небольшими отрывками — тоже совершенно другое обучающее упражнение, чем просто чтение. Слушая, как ее рассказывают другие (и что они из нее запомнили) и сравнивая с тем, что запомнил ты сам, дает исключительно интересную информацию о тебе, а также о других. Как и почти все суфийские истории, эта история является пробным камнем - она показывает рассказчикам не то, что в ней есть, а то, что находится в них самих.

Поскольку рассказывается сказка о Мушкиле Гуше по очереди, и предыдущий рассказчик может остановиться в любом месте, а ты должен продолжить рассказ именно отсюда, то бывает очень полезно подумать над этим местом — в нем всегда есть что-то конкретно для тебя в данный момент.

Мне как-то все время попадался один и тот же отрывок — там, где дровосек сидит, привязанный к столбу, вдруг вспоминает про то, что сегодня четверг, и к его ногам тут же падает монета прохожего. Попадался и попадался отрывок… пока меня не осенило, что это ключевое место в сказке. Чтобы понять, о чем я хочу сказать ниже, нужно быть немного знакомым со структурой эннеаграммы. (Более подробно прочитать об эннеаграмме можно у П.Д.Успенского в "Поисках чудесного").



Начинается процесс в точке 9 (нота "до").  Итак, дочь дровосека сказала ему, что ей хочется совсем другой еды, тем самым подтолкнув дровосека на определенное усилие. Изначальный толчок был, таким образом, дан тем, что обозначено как "дочь дровосека". Некоторые считают, что это внутреннее я человека, его сущность.

Далее процесс развивается от точки 9 до точки 1 (от ноты "до" до ноты "ре") естественным образом, следуя первоначальному импульсу. Дровосек идет в горы, рубит свои дрова и так далее по тексту, вплоть до момента, когда он слышит голос, который призывает его оставить дрова и следовать за ним.

Переход к следующей ноте - "ми" - от точки 1 к точке 2, совершается на силе исходного импульса. Дровосек оставляет дрова и следует за голосом. Пока движение действительно идет как бы "под уклон" - то есть само собой, следуя своей собственной инерции.

И вот тут, между точками 2 и 4 (нотами "ми" и "фа") происходит остановка в движении дровосека. Он полностью потерян, он не знает, куда идти дальше, его мучает голод и жажда. Он застрял! Он дошел до места интервала. Все, что дровосек мог сделать сам, было им сделано. В этом месте процесса вероятность его отката к точке 9, возврата "назад к дровам", вполне вероятна.

Однако здесь вероятно и другое.

Именно в этом месте возможно вхождение в октаву дровосека дополнительного фактора, обозначенного треугольником 3 - 6 - 9. Вхождение это сможет дать дровосеку необходимый толчок для прохождения интервала и помочь дойти до точки 4 (ноты "фа"). Короче говоря, дровосек "уперся в лестницу" - добрался до помощи высшей силы, которая вошла в его октаву "поиска еды" в месте интервала.

Смог ли бы дровосек "упереться в лестницу" в какой-либо из предыдущих стадий - между точками 9 и 1 или 1 и 2? Нет, потому что тогда дровосек еще не исчерпал возможностей своей собственной октавы, разворачивающейся в соответствии с присущей ей внутренней логикой. Он еще не был в состоянии отчаяния.

Почему голос попросил дровосека рассказать свою историю? Чтобы оценить, возможно ли такое "вхождение" одной октавы в другую. Оценил, что возможно, и лестница была предоставлена.   

Далее процесс развивался уже благодаря толчку высшей силы.

Второе место вхождения фактора, обозначенного треугольником 3 - 6 - 9, это место, так сказать, максимального и моментального воздействия его на октаву дровосека. Это место в эннеаграмме — между точками 5 и 7 — самый короткий путь между двумя точками во всей диаграмме, всего один шаг (попробуйте сами посчитать, ради любопытства, сколько шагов нужно сделать, чтобы по линиям добраться от любой точки до непосредственно следующей — от 1 до 2 — два шага, от 2 до 4 — пять шагов, от 4 до 5 — три шага, и т.д).

Это место соответствует ночи с четверга на пятницу в октаве недели. В этот важный момент расстояние между причиной и следствием минимально - как только дровосек вспомнил о том, что сегодня ночь четверга, к его ногам тут же упала монета. Интересно, да?

Может быть, поэтому сны, которые снятся в ночь с четверга на пятницу, считаются вещими?

ВИБРАЦИЯ СВЯЩЕННОЙ КНИГИ

Некоторые части священных книг - таких, как Псалтырь Библии и практически весь Коран - были созданы не для записи сведений, но для передачи определенной звуковой вибрации.

Идрис Шах писал, что Коран был дан свыше для произнесения различных его стихов особым тоном голоса в определенное время годового, недельного и суточного циклов. Эту традицию, идущую от Пророка, неукоснительно соблюдает исламский мир. Те из нас, кто живет или путешествовал в мусульманских странах, хорошо знают, как голосами муэдзинов с высоты минаретов данная вибрация в указанные часы пронизывает всю округу.

То же самое можно сказать о библейских псалмах, собранных в Псалтыри, создание которых приписывают царю Давиду  — читать их про себя перед сном или даже с кафедры, как обычную проповедь — на грани абсурда. Их надо распевать, передавая присущую им волну — ту, на которой находился патриарх Давид или другой вдохновленный свыше человек, их записавший.

Среди христианских конфессий данную традицию в неприкосновенности сохранила православная церковь.

Преподобный Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время, как руками прял волну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря на определенное занятие - печь каждый день просфоры для монастыря - успевал прочитывать в день всю Псалтырь; о блаженном Феодоре рассказывается, что он в своей пещере молол жито для братии и в тоже время пел псалмы "изусть". Чтением и пением Псалтыря в монастырях строгой жизни братия занимались беспрерывно. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907)

В православном обряде и поныне одно из главных мест занимает литургия – сочетание пения, ритуала и чтения.
Священное пение приобретает более глубокий смысл, если рассматривать понятие «звук» не просто как колебания воздуха, но в универсальном, вселенском смысле. Интересный отрывок из книги Д.Хайкса по этому поводу:

«В начале был звук – или Логос, если предпочитаете…», - это замечание Георгия Ивановича Гурджиева, наряду с другими высказываниями о священном пении, приводится в книге Пола Дьюка. Будучи студентом консерватории, он познакомился с Гурджиевым в Москве незадолго до Первой Мировой войны. Он описывает практическую демонстрацию, последовавшую за этими словами: Гурджиев положил руку студента себе на грудь и особым образом начал читать нараспев молитву, произнося весь текст на одном длинном дыхании, на одной ноте. По словам молодого человека, его руку словно ударило током. Несомненно, что искусство пения – священная наука, которой Гурджиев владел в совершенстве.

Гурджиев говорил, что Логос был «звуком. Первым звуком. Глубочайшим звуком. Можно назвать его мировой тоникой… Суть в том, что когда еще не было языка, не могло быть никаких слов и не могло быть никаких имен в обычном понимании… Поупражняясь, вы сможете производить слышимое эхо этого звука, так как каждая октава повторяет на другом уровне любую другую октаву…»

Физик Дэвид Бом даже выдвинул предположение, что творение осуществилось посредством энергий, объединенных взаимосвязями гармонических рядов. С его точки зрения, подобная гармонизация несопоставимых энергий дала возможность объединенной волне «совокупности» на своем пике создать Вселенную. Таким образом, начало Вселенной, а следовательно, и жизни, не было чистой случайностью, но результатом объединения гармонизирующих сил в бесконечно обширном масштабе. Эхо этого первого момента раздается до сих пор. Не случайно, что такие астрономы и физики, как Доминик Пруст и Басараб Николеску, вместо того, чтобы определять эту первичную вибрацию термином «Большой Взрыв», используют понятие «Великий Звук».

Возможно, это не только музыка сфер; возможно, музыкальные законы служат проявлению Бытия Непроявленного. В этом смысле музыку можно рассматривать, как гармоническое движение энергии, а музыкальные законы – помимо их обычного использования на нашей планете – как несущие волны творения.

В музыке, благодаря тому, что Гурджиев называл «законом октав» — посредством которого соотносится и сонастраивается «то, что наверху» и «то, что внизу» — гармонические ряды служат источником мелодии, гармонии и ритма."


Цель вибрации, запечатленной в священных книгах в виде гимнов и псалмов – сонастройка того, что внизу, с тем, что наверху. В разное время дня, недели и года требуется разная настройка, чтобы поставить нас, человечество, в правильную позицию в гармоническом ряду. Те же, кто сохраняет и передает это древнее знание для нас, поистине являются инструментами Гармонии и, поэтому, соратниками Творца...


Гармония мира, 1806 г.

АЗ-ЗАБАТ

Управляется мир Четырьмя и Семью.
Раб магических чисел — смиряюсь и пью.
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!

Омар Хайям


Рабом, однако, можно и не быть — если знать, в какие моменты и чем именно компенсировать влияние аспектов семиричности. Или какую из недостающих сил привлекать в данный момент. Или когда просто выпасть в осадок и ждать.

...Сегодня вторник, особый день (точнее, вечер) для дервишей нашей линии. Второй особый день - четверг. Почему именно вторник и четверг, а не другие дни недели, были выбраны для выполнения предписанных практик? Для того, чтобы это понять, необходимо иметь базовые знания об эннеаграмме, девятиступенчатом символе, описанном П.Д.Успенским со слов Г.И.Гурджиева в главе 14 его книги "В поисках чудесного".



Если разместить недельный цикл искателя (под которым я подразумеваю процесс его духовного развития, а не просто рабочую неделю) на эннеаграмме, начиная с воскресенья (9), таким образом

1- понедельник
2- вторник
4- среда
5 - четверг
7- пятница
8 - суббота,

то в точках между вторником и средой (2 и 4), а также четвергом и пятницей (5 и 7) возникают две уникальные возможности для взаимодействия (вхождения) в недельную октаву искателя двух других октав. Две эти уникальные возможности, которые мы назовем арабским словом Аз-Забат, возникают в ночь со вторника на среду и с четверга на пятницу, в точках, обозначенных 3 и 6.  В двух этих моментах недельного цикла воздействие внешних сил на октаву искателя может быть наиболее мощным и действенным.

Что такое Аз-Забат? Аз-Забат означает «благоприятный случай для проявления силы» («forceful occasion»).

Первый из двух таких моментов в цикле недели - между вторником и средой - представляет собой первый интервал октавы, начало отклонения процесса от изначального направления. Если в этом месте процессу не дан толчок извне, корректирующий импульс, октава продолжит отклоняться или остановится. Дополнительная октава - индивидуальные упражнения, латаиф, входит в октаву искателя в месте интервала, таким образом обеспечивая необходимый толчок и переход к следующей ноте.

Второй момент - между четвергом и пятницей - не является интервалом, однако представляет собой наиболее оптимальное место для вхождения внешней октавы. (Действие «толчка» в «неправильном» месте очень хорошо объяснил Успенский в книге «В поисках чудесного», глава 14, которую я не буду повторять).

Единственное, что я могу добавить к объяснению Успенского, это то, что, судя по всему, в точке 6 воздействие октав друг на друга является взаимным, и это очень важный момент. Как правило, именно в четверг в большинстве суфийских групп выполняются групповые радения и практики. В этом месте с октавой искателя взаимодействует мощная октава Традиции, и наоборот - искатель также имеет возможность входа в октаву работы Традиции.

Существуют и октавы большего масштаба, в которых задействован искатель - например, годовые циклы. Они организованы по точно такому же принципу, и их можно наложить на эннеаграмму с двумя местами вхождений внешних влияний-толчков. Когда-то именно таким образом было определено время основных религиозных праздников - и в иудейской, и в христианской, и в мусульманской традициях. Это время определялось, исходя из оптимального сочетания земной и небесных октав. Правда, сейчас уже далеко не все помнят об изначальном смысле такого выбора...

НАСТРОЙКА ЧЕЛОВЕКА - ЕГИПЕТСКИЙ УАС

Те, кто бывали в Египте или в музеях, где представлены древнеегипетские артефакты, наверное, видели изображение вот такого предмета:



Он называется уас (was). Ни один музей толком не знает, как использовали этот металлический жезл с двузубой вилкой на конце. То, что можно прочитать по этому вопросу в Википедии или в музейных путеводителях - использование жезла как символа чего-то там - мне, лично, кажется неубедительным и притянутым за уши. Древние египтяне были очень практической цивилизацией и обладали весьма развитыми технологиями, связанными с использованием невидимых (но вполне материальных) сил. Поэтому простой символикой, я думаю, тут не обойдешься...

Мне довелось слышать от одного человека, мнению которого я доверяю, предположение, что уас применяли как камертон, в целях вибрационной калибровки. Только настраивали им не музыкальные инструменты, а человеков! Он предположил, что ударяя по двузубой части жезла (или стуча жезлом о землю), египтяне вызывали его вибрацию, после чего заостренную верхнюю часть жезла приставляли к определенным точкам на теле. Таким образом, нужная вибрация передавалась телу, обеспечивая искомую "настройку".

Ранее, в этой заметке я вкратце писала об акутонике - современном направлении в лечении людей, вибрационной медицине. Как и акупунктура, акутоника использует воздействие на ключевые точки в энергетических меридианах человека. Только производится воздействие не иглами, а с помощью звуковых колебаний специальных металлических камертонов, похожих на двузубые вилки:


Применяемые в акутонике камертоны

Вибрационное воздействие на точки и меридианы посредством акутонических камертонов мне как-то довелось испытать на себе. Одна из моих канадских друзей (не из Традиции, а просто хороший человек, несущий свою нелегкую службу медсестры «ракового корпуса») тогда изучала этот предмет, что называется, «для себя», и я согласилась быть одним из ее подопытных добровольцев. Это было совсем не больно, а даже наоборот :) А по ходу дела было интересно многое узнать об этом направлении.

Согласно теоретическим основам акутоники, каждый орган, часть тела и энергетический меридиан имеют вибрацию определенной частоты. Если орган нездоров, его можно вылечить, воздействуя гармоничной ему вибрацией. Можно подобрать камертон, соответствующий конкретной частоте органа, а можно использовать универсальный гармонизатор - например, камертон, вибрационная сигнатура которого имеет характеристики золотого сечения.

Я предполагаю, что уас был именно такого рода универсальным гармонизирующим камертоном.

Эта гипотеза мне кажется вполне убедительной, поскольку хорошо сочетается с древним знанием о вибрациях, сохраняемым в суфийской Традиции. В «Рассказах Вельзевула» Гурджиева среднеазиатский дервиш Хаджи Асвац Трув, настроив струны своего музыкального инструмента в точном соответствии с законами колебаний, предписанными древней восточной наукой, изучал воздействие этих колебаний на живые организмы в горной пещере, изолированной от внешних влияний.  Я уверена, что в основе этого персонажа лежал реальный прототип - суфий, от которого Гурджиев узнал некоторые сведения о воздействии вибрациями.

На какую же частоту был настроен уас-камертон египетских жрецов? Вот это самый интересный вопрос, и я пока не знаю на него ответа.

НЕМНОГО ОБ АБДЖАДЕ

Системой абджад широко пользуются на Востоке для шифрования, передачи тайных значений слов, изготовления амулетов и других магических инструментов. Использовали абджад и суфии.

Как известно, код абджад предполагает, что каждой букве арабского алфавита соответствует определенное число.
Данный принцип легче рассмотреть на примере, который Идрис Шах приводит в книге "Суфии", главе про великого суфийского поэта Аттара:

"Аттар - это псевдоним поэта, означающий в переводе "Химик" или "Парфюмер". Большинство историков считает, что он избрал это имя потому, что его отец владел аптекой, но суфийская традиция гласит, что в этом слове скрыт тайный смысл. Применив обычный способ расшифровки с помощью системы Абджад, известной почти любому человеку, знающему арабский или персидский языки, мы можем заменить буквы слова "Аттар" следующими цифрами:

А (айн) = 70; Та = 9; Та = 9; Алиф = 1; Ра = 200.

Эти буквы необходимо привести в определенный порядок в соответствии с правилами семитской орфографии. Хисаб аль-Джамаль (обычный способ подстановки букв и цифр) является простейшей формой употребления системы, применявшейся во многих поэтических псевдонимах. При этом необходимо, прежде всего, сложить числовые значения букв (70 + 9 + 9 + 1 + 200), что дает в сумме число 289. Для получения нового "скрытого" трехбуквенного арабского корня следует (опять же в соответствии с обычными методами) разложить сумму на десятки, сотни и единицы: 289 = 200 +80+9.

Эти цифры соответствуют следующим буквам:
200 = Р; 80 = Ф; 9 = Т.


Теперь необходимо найти по словарю те слова, которые соответствуют какой-либо комбинации из этих трех букв. Арабские словари составляются по корневой системе, поэтому сделать это будет нетрудно.Из трех полученных букв можно составить такие корни: РФТ, РТФ, ФРТ, ФТР, ТФР и ТРФ.
Единственным корнем, значения которого связаны с религиозными, внутренними или тайными вещами, является ФТР."

Ну и далее Шах объясняет многогранные значения корня ФТР.


В ходе перекодировки из корня АТР получился, путем "алгебраического", как выразился Идрис Шах, преобразования, совсем другой корень.

Мне долго не давал покоя вопрос - причем здесь алгебра? По какому принципу буквам присваивались числовые значения? И есть ли за этим какой-то более глубокий смысл, помимо чисто механического? Одна идея по поводу данного вопроса посетила меня во время наблюдения за звукозаписывающей аппаратурой - там, знаете, бывает такой экранчик, а на нем записываемая музыка отображается в виде осциллирующего графика.

Звук, обозначенный арабской (или любой другой) буквой - это колебание, акустическая энергия. Эту энергию можно представить в виде графика, математической функции. Разные звуки имеют разный уровень акустической энергии, соответственно, графики их функций будут выглядить по-разному. Точно так же по-разному будут выглядеть акустические графики отдельных слов - сочетаний звуков.  Вопрос: как сравнить акустическую энергию двух слов? По-видимому, нужно суммировать значения энергии составляющих эти слова звуков, посчитав интеграл функции.



На этой картинке площадь, закрашенная синим и желтым цветами, является интегралом функции f (x).  Представим (чисто для примера), что функция f (x) на этом рисунке изображает колебания звука при произнесении слова "Аттар". Интеграл функции слова "Аттар" будет представлять его акустическую энергию. Мы знаем, что он равен 289.

Теперь, зная, чему равен интеграл функции "Аттар", мы вполне можем найти эквивалентные функции, интеграл которых также равен 289. Одно из них было обозначено в цитате Идриса Шаха - это корень РТФ. Пусть при этом звуковой график корня РТФ будет выглядеть совсем по-другому, например, вот так:



Интеграл этой функции закрашен серым цветом и обозначен буквой s.

Графики двух функций внешне совершенно не похожи друг на друга, так же, как не похожи звучания двух слов с разными звуковыми колебаниями. Но у них есть общий знаменатель - суммарное энергетическая составляющая, или интеграл. В энергетическом смысле корень АТР эквивалентен корню РТФ, поскольку интегралы их звуковых функций равны.

Если у кого-то трудности с алгеброй, могу проиллюстрировать то же самое на примере геометрии.

Представьте, что у вас 289 кубиков. Каждый кубик соответствует единице измерения акустической энергии. Вы можете построить из кубиков разные геометрические фигуры. Например, что-то похожее на квадрат. Пусть эта геометрическая фигура соответствует имени «Аттар». Потом вы разбиваете эту фигуру опять на кубики и из них же выкладываете другое слово — соответствующее корню РТФ. Это будет уже не квадрат, а, скажем, крест. Кубиков все равно 289, а восприятие явления уже другое.

Почему суфии применяли (и применяют) абджад? Для шифрования и передачи тайных посланий - да, безусловно... но не это главное.

Абджад - пример того, как суфийские техники применяются для достижения того, что называется «холистическое (целостное) восприятие». Одна из черт холистического мышления — это когда непохожие явления воспринимаются как частные проявления единого целого.

Звук, цвет, тактильное и зрительное воздействие, производимые явлением — суть одна и та же вибрация, воспринятая разными органами чувств. Как научиться воспринимать сущностную вибрацию явления, не «застревая» на его внешних атрибутах? Нужны специальные упражнения, позволяющие с этой сущностной вибрацией соприкоснуться.

Суфийская кодировка (и раскодировка) по системе абджад была направлена на развитие данной способности. Когда человек имеет дело с глубинным качеством явления, которое я обозначила математически понятием «интеграла функции звука», он активизирует ту самую зону своего мозга, которая отвечает за целостное, холистическое восприятие.