Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

СИНКОПА

Этой заметкой о латиноамериканской музыке я продолжу (и, думаю, на ней и завершу) мою кубинскую тему :)

Итак, валяясь на белом песочке под кокосовыми пальмами и погружаясь в ритмы карибской музыки, я, конечно, мало о чем была в состоянии размышлять, но парочка вопросов где-то в прихожей сознания все же шевелились... и вот до чего дошевелились:

Вопрос первый:

Почему латиноамериканская музыка такая зажигательная? Почему тело под нее начинает непроизвольно двигаться и дергаться? Обычно говорят: ну, как же - она же такая ритмичная! Ритмичная - да, но ведь марш – еще более ритмичный, однако многие ли из нас бросаются маршировать, заслыша «Прощание славянки»? А вот под какую-нибудь самбу или румбу ноги сами, хочешь-не хочешь, пускаются в пляс. Разве нет?
В чем же дело?

Парадоксально, но секрет непреодолимой двигательной привлекательности латинской музыки кроется в ее диссонансе!
Дело в том, что практически все южно-американские музыкальные жанры используют прием, который называется синкопой или синкопированием. Это разновидность музыкального диссонанса, только не мелодического, а ритмического.

Например, когда один из инструментов (ударный) играет не в том же ритме, что и остальные, а отстает от них совсем чуть-чуть, на пол-такта – это разновидность синкопы. Отстающий инструмент как бы все время «играет в догонялки» с товарищами по оркестру. В том месте, где по ритмическому рисунку должен быть бит, возникает почти незаметная заминка, полусекундная задержка.

Для инстинктивно-двигательного центра, в котором процессы и реакции происходят в течение миллисекунд, пол-секунды - это огромная куча времени. В эту кучу времени наш инстинктивный центр, который прекрасно отслеживает ритмы, 1) засекает отсутствие бита и 2) отдает команду двигательному центру восполнить это отсутствие, компенсировать его при помощи движения. Вот почему тело под зажигательную латину двигается или, скорее, даже дергается, как бы «само», механически.

Чем сильнее в человеке доминирует двигательный центр, и чем лучше развито чувство ритма (как у черной расы, например), тем безусловнее на него действует ритмический диссонанс. Механизм всегда работает, так же, как работает «внутренний певец», исправляющий диссонансы гармонические. Только ритмический диссонанс включает не внутреннего певца, а скорее "внутреннего барабанщика".



Вопрос второй:

Почему бытует представление о латиноамериканской музыке (и танцах) как об эротичных, пробуждающих сексуальное влечение? Откровенные костюмы и воинственный макияж – только часть объяснения. Главная же причина – также в подсознательном воздействии, которое оказывает на наш инстинктивный центр то самое синкопирование, ритмическая задержка на полтакта. Тот, кто танцевал латину, наверное, помнит, что в этих танцах «ноги догоняют тело», а нижняя часть тела всегда слегка отстает от верхней. Этот прием запрещается методикой классического европейского танца, так как считается вульгарным, однако именно он придает латине эротичность, потому что ровно таким же образом - с синкопой в полтакта - партнеры двигаются во время полового акта.

Вопрос третий,

а точнее наблюдение над собой. Латинские ритмы очень эффективно расслабляют, помогают избавиться от эмоционального напряжения и навязчивых мыслей... кстати, может быть, поэтому жители этих мест все поголовно страдают «синдромом маньяна» - все откладывать на завтра? Ну, как бы то ни было... Оказывается, и эффект легкого транса от латинской музыки также вызывается синкопированием, ей присущим!

В этой работе описывается процесс введения пациента в гипнотический транс одновременными усилиями двух гипнотизеров - метод, называемый «двойным наведением».  Цель гипноза – приглушение или остановка аналитического ума, чтобы обеспечить воздействие терапии непосредственно на глубинные слои сознания (сущность) пациента. Одной из разновидностей двойного наведения является сочетание взаимодополняющих невербальных воздействий - синкопированность, когда гипнотизеры работают в одном и том же ритме, но один на полтакта отстает от другого. Двойное наведение само по себе затормаживает аналитические процессы путем их перегрузки одновременными стимулами.  И, как оказывается, синкопированная схема еще более эффективно останавливает поверхностное сознание – то, что суфии называют Командующим Я.
Так же точно, тихой сапой (точнее, синкопой) нас вводят в подобие транса ритмы самбы или регги.

****

В течение недели я наблюдала за людьми, чьи ноги, руки и головы непроизвольно дергались под воздействием музыкальных ритмов, и в этом процессе ко мне пришло ясное осознание того, как с музыкой работают суфии, а также для чего они это делают.

В книге «Все и ничего» Оливер Хоар описывает такой эпизод обучения Идрисом Шахом его родителей, Ирины и Реджинальда Хоаров:

В один из последующих визитов Шах принес запись афганской музыки, и проиграл ее на высокой громкости. Когда запись закончилась, он спросил родителей, каково, по их мнению, предназначение этой музыки. Они не имели понятия. Тогда он спросил, какие чувства музыка вызвала в них? Моя мать ответила, что ей захотелось вскочить и пуститься в пляс. «Вот именно», - сказал Шах. Затем он дал пояснения: подобная ритмичная, очень динамичная музыка создавалась, чтобы использоваться особым образом. Она исполнялась на публичных собраниях, и суфийские ученики должны были отстраниться от эмоционального и физического эффекта музыки, в то же время, продолжая слушать ее. Она была эффективным методом обучения внутреннему механизму отстранения, который в дальнейшем можно использовать в любой ситуации.

Надо сказать, что наблюдая за своими реакциями, я пришла к выводу, что, в принципе, могу вполне эффективно отстраняться от механического воздействия синкопированного ритма, если не на инстинктивный центр, то, по крайней мере, на двигательный. Я была в состоянии «включать» или «выключать» вовлеченность в музыкальный ритм моего тела и эмоций. (К сожалению, пока не могу сказать такого о более сложных стимулах, но – дорогу осилит идущий :)

С другой стороны, хорошо освоив отстранение, человек совершенно не обязательно должен пребывать в нем все время. Смысл ведь не в постоянном отстранении от стимулов, смысл в умении применять отстранение, когда необходимо. Когда необходимости нет – почему же не отдаться полностью музыке или танцу? Иногда это так весело :)

Вот и Хафиз так думает:

И каждое дитя когда-то знало Бога -
Не Бога из запретов,
И не Бога из имен,
Не Бога, кто все время нечто странное творит.
Четыре слова есть всего у того Бога,
Он, повторяя их, дитю на ухо говорит:
«Иди, танцуй со Мной!»

Иди, танцуй.

НИКОЛА ТЕСЛА И ЭННЕАГОН

...Интуиция есть нечто, выходящее за пределы знания. Мы, несомненно, имеем определенную, более тонкую материю, которая дает нам возможность постигать истины, когда логическая дедукция или любое другое волевое усилие мозга тщетны.
Никола Тесла

Наличие «шестого чувства» и визионерских способностей у великого ученого прошлого века Николы Теслы не могли отрицать даже его самые скептически настроенные биографы. Как признавал сам ученый, идеи изобретений приходили к нему в особом состоянии сознания, которые начинались со вспышек света, закрывающих картину реальных объектов и заменяющих его мысли. Тесла писал в дневниках, что благодаря этим видениям он может “сконструировать” любой прибор у себя в голове и там же проверить его работоспособность, не прибегая к каким-либо реальным экспериментам.

Переменный ток, электродвигатели, флуоресцентный свет, беспроводная передача энергии, дистанционное управление – лишь небольшой список сделанных Теслой открытий, которые были официально признаны. Записи о ряде других открытий изобретатель сжег еще при жизни, побоявшись, что человечество уничтожит ими себя.

Одним из наиболее важных открытий, принадлежащих Николе Тесле, является трехфазная передача переменного тока, которой в настоящее время пользуется весь мир. (Базовые технические сведения простым языком можно прочитать здесь). 

Как видно из графика, в системе трехфазной передачи три проводника являются каналами для трех линий электрического тока одинаковой частоты, которые достигают своего пика в разное время.





То есть если, скажем, мы возьмем первую линию, обозначенную на рисунке e(A), за начало цикла, то другие две, обозначенные e(В) и e(С), будут сдвинуты относительно первой на одну треть и две трети цикла переменного тока, соответственно. Другими словами, сдвиг по фазе между тремя линиями составляет 120 градусов.

Трехфазная передача повсеместно считается наиболее экономичной: как правило, она в полтора раза более эффективна, чем однофазная. Причина в том, что при однофазной передаче электродвижущая сила падает до нуля три раза за цикл, тогда как при трех фазах она вообще никогда не доходит до нуля, а удерживается на одном и том же уровне в течение всего цикла. Три фазы тока компенсируют друг друга.
Это очень хорошо видно на графике: в любой момент времени, т.е. в любой точке на оси абсцисс, баланс положительных величин равен балансу отрицательных - напряжение постоянно. Передача тока осуществляется наиболее стабильным образом, что позволяет свести потери энергии до минимума.


Число фаз в принципе может быть любым, но для получения всех преимуществ, что даёт многофазная система генерации тока, достаточно трёх. Точки начала циклов e(A), e(В) и e(С) представляют собой внутренний треугольник трехфазной передачи Тесла.

Данная схема настолько напоминает обсуждаемую нами на протяжении трех последних заметок диаграмму оптимального сочетания трех октав-эннеаграмм, что невозможно не заметить общий принцип, лежащий в их основе.

Я не думаю, что Тесла знал об эннеаграмме, хотя все может быть. Я думаю, что он просто «загрузил» эту схему из тех же самых полей сознания, которыми пользовались Раймонд Луллий, Атанасиус Кирхер и Георгий Гурджиев.

       


Каждая из трех линий переменного тока, на первом графике представленная синусоидой, являет собой циклический процесс, разворачивающийся во времени. Любой циклический процесс может быть положен на эннеаграмму. На этой схеме я уподобила три линии переменного тока в трехфазном генераторе трем октавам, начинающимся с До1, До 2 и До3.  Сдвиг по фазе между До1, До2 и До3  также равен 120 градусам. Ранее, при использовании аналогии с музыкальной гаммой, мы убедились в том, что подобное сочетание октав является наиболее оптимальным из возможных, и все октавы успешно завершаются, поскольку и первый, и второй интервалы оказываются заполненными импульсами из других октав.

Можно также посмотреть на числовой аспект сочетания трех октав, каждую из которых можно представить рядом чисел от 1 до 9:



В каждой из девяти точек (или "секторов", как их назвал один из собеседников) на этой схеме, мы находим одну из комбинаций трех чисел:

                                                                                      2, 5, 8
                                                                                      1, 4, 7
                                                                                      3, 6, 9

Число, находящееся в середине каждой группы, представляет собой среднее арифметическое между двумя другими, а разница между ним и двумя другими числами составляет +3 и -3. Если использовать Закон Трех, то можно сказать, что среднее число представляет нейтральную силу, а два другие – утверждающую и отрицающую. В целом же, каждая точка девятиугольника идеально нейтральна или сбалансирована.

Наверняка есть и другие примеры использования внутреннего треугольника в обычной жизни. Если кто-то из собеседников вспомнит, пожалуйста, делитесь.

Идею Трех Сил можно обнаружить не только в области технологий. В этой работе арабского каллиграфа, например, идея октавы и содержащегося в ней внутреннего треугольника выражена не только чрезвычайно точно, но и с удивительной грацией и красотой.
Ею я и завершу мой рассказ.
               

ВНУТРЕННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК - КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Как показало обсуждение предыдущего поста, с девятиугольником Николы Тесла нам разбираться еще рано...  Для начала необходимо сделать дополнительные пояснения относительно того, как работает Закон Семи в сочетании с Законом Трех. Надеюсь, что данное пояснение также поможет увидеть связь двух символов – эннеаграммы Гурджиева-Успенского и нонаграммы иезуита Атанасиуса Кирхера.

Я буду использовать только одну девятиугольную схему (заранее извиняюсь за качество, я в графике не специалист).




Это диаграмма оптимального сочетания трех октав. Первую октаву я обозначила красным цветом и цифрой 1:

До1  Ре1   Ми1   Интервал1   Фа1  Соль1   Ля1   Си1   Интервал1

Вторую  - синим цветом и цифрой 2:

До2   Ре2   Ми2   Интервал2   Фа2   Соль2   Ля2   Си2   Интервал2

Третью – зеленым цветом и цифрой 3:

До3   Ре3   Ми3   Интервал3   Фа3   Соль3   Ля3   Си3   Интервал3

Вторая октава соединяется с первой в точке между Ми1 и Фа1. Третья октава входит во вторую также в точке ее интервала между Ми2 и Фа2.
Что это дает? Это дает следующее:

- в первой октаве первый интервал заполняется внешним импульсом от До2
- во второй октаве первый интервал заполняется внешним импульсом от До3
- в третьей октаве первый интервал заполняется внешним импульсом от До1 (нового цикла).

Это означает, что все первые интервалы во всех трех октавах проходятся без отклонений от первоначального импульса.

Идем дальше:

- второй интервал первой октавы заполняется внешним импульсом от Соль2
- второй интервал второй октавы заполняется внешним импульсом от Соль3
- второй интервал третьей октавы заполняется внешним импульсом от Соль1(нового цикла)

Это означает, что и все вторые интервалы во всех трех октавах проходятся без отклонений от первоначального импульса.

Таким, и только таким образом, какой-либо процесс может быть успешно проведен с получением первоначально ожидаемого результата и минимальными отклонениями. 

Три октавы сдвинуты по фазе друг относительно друга под углом 120 градусов. Три их первых ноты – До1, До2 и До3 - создают «внутренний треугольник» совершенной эннеаграммы, по определению Гурджиева.

Каждая из октав представляет из себя семиричность, воплощая Закон Семи. Три октавы в вышеописанном сочетании представляют из себя триаду из утверждающей, отрицающей и нейтрализующей сил, воплощая Закон Трех.  Из приведенной диаграммы совершенно очевидно, что Закон Семи выполняется только при одновременном действии Закона Трех.

Теперь, думаю, можно переходить к схемам Теслы, что постараюсь сделать в следующей заметке.

НОНАГРАММА АТАНАСИУСА КИРХЕРА

В мире есть Семь, и в мире есть Три...
БГ



Как обещала Вам, уважаемый собеседник, я постепенно подбираюсь к объяснению того, каким образом алхимическая фабрика человеческого тела может производить наивысшую возможную для нее субстанцию. Эта категория материи, как мы говорили, делает возможным появление у человека необычных способностей, присущих только Мастерам.

Однако для того, чтобы подойти к этому вопросу, нужно по дороге выяснить еще пару вещей, причем обе не самые легкие. (Мне для их понимания понадобилось около пятнадцати лет).

Первая из них, которую я попробую затронуть сегодня - это взаимосвязь Закона Трех и Закона Семи. Считается, что эннеаграмма - символ, наиболее точно отражающий данное сочетание, и изучая его, можно познать совместное действие двух законов. Это действительно так.

Однако существует менее известный символ, еще более точно раскрывающий эту связь. Чуть далее мы увидим, какой.

Как писал Успенский, из-за наличия двух интервалов в каждой октаве, в которых колебания естественным образом замедляются, а октава останавливается или отклоняется от первоначального направления, для правильного завершения октавы необходимы два  "толчка" или внешних импульса, приходящих от других октав. Эти импульсы должны входить в октаву не где-нибудь, а в местах, обозначенных точками 3 и 6.





Вопрос: возможно ли "вечное движение", то есть такое соединение октав, при котором они бы взаимно "толкали" друг друга в точках 3 и 6? Оказывается, такое соединение возможно, при ряде условий.

Во-первых, октав должно быть минимум три.

Во-вторых, октавы должны быть сдвинуты относительно друг друга по фазе на 120 градусов. Чтобы это представить визуально, глядя на вышеприведенную схему, можно сказать, что вторая октава должна в точке 3 войти своей нотой "до", или точкой 9.

Во-третьих, у всех трех октав должна быть одинаковая частота - то есть они должны проходить от пункта до пункта примерно с одинаковой скоростью, чтобы нужная нота одной октавы попадала как раз в интервал другой.

Примерно так:



На нижеприведенной схеме три октавы соединены именно по такому принципу. Заметьте, что это уже не одна эннеаграмма, а три, наложенные друг на друга. Сдвиг по фазе между первой и второй октавами, так же, как и между второй и третьей будет равен 120-ти градусам.  

Эта схема встречалась в средневековых рукописях под названием нонаграмма. Наиболее известным ее изображением является верхняя часть фронтисписа книги "Арифмология" Атанасиуса Кирхера, немецкого иезуита и Посвященного Традиции, жившего в 17 в:




Каждый из трех треугольников нонаграммы представляет одну из Трех Сил. Треугольник 123 - пассивную силу, 456 - нейтральную и 789 - активную. Кроме того, внутри себя, каждый из треугольников сам состоит из Трех Сил. Например, треугольник 123: двойка является средним арифметическим между 1 и 3, и представляет нейтральную силу внутри своего треугольника, единица - отрицающую (минус 1), тройка - утверждающую (плюс 1). То же самое в остальных двух треугольниках.

Таким образом, нонаграмма выражает идею об уравновешенности трех взаимодействующих сил. Как утверждал Гурджиев, все явления представляют собой эннеаграмму, но не у всякой эннеаграммы есть внутренний треугольник. Девятиконечная фигура Кирхера показывает, каким образом должны сочетаться три циклических явления, чтобы образовывать внутренний треугольник.

При помощи обычного аналитического ума понять нонаграмму, так же как и эннеаграмму, невозможно. Как и все другие символы подобного рода, она была создана для восприятия высшим интеллектуальным центром, скорость которого во множество раз превышает скорость работы нашего разума. Однако даже время, проведенное за обычными размышлениями и рассмотрением этого символа, поможет в его дальнейшем понимании, которое приходит как визуальный образ, озарение.

Чем диаграмма Кирхера может практически помочь искателю Знания?

Во-первых, этот символ, сочетающий Закон Трех и Семи (Девяти), показывает, что абсолютно необходимо, как писал Успенский со слов Гурджиева, сочетать три линии в Работе. Вернее, три октавы, определенным образом сгармонизированные. К примеру, первая октава - индивидуальная работа, вторая - работа в группе, третья - работа для всей эзотерической Традиции. Обязательно нужны все три.  Ритм работы (недельный, годовой) в сообществах Традиции строится таким образом, чтобы сгармонизировать три октавы. (Более подробно об этом здесь).

Во-вторых, диаграмма Кирхера поможет нам понять, каким образом должны сочетаться три октавы пищи (обычная пища, воздух и.... еще один вид) в алхимическом процессе внутренней трансформации веществ, чтобы произвести искомую нами наивысшую субстанцию, Эликсир Жизни, о чем продолжение через одну тему.

А в следующей теме мы посмотрим, как использовал нонаграмму Никола Тесла.

«А КСТАТИ, О ПТИЧКАХ...» ИЛИ АКУСТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ В ТРАДИЦИИ

О теме этой заметки я задумалась когда-то во время упражнения в одной из наших теккий в Андалузии - классической теккии мавританского типа, с бассейнами, системой водоканалов и, конечно, роскошным садом. Стояла жара, все окна открыты, и было хорошо слышно пение птиц и лягушек. В нем чувствовался определенный ритм, в который отлично укладывался ритм зикра. Я подумала, что это не случайно, и в этот момент заиграла на флейте-нэй одна из наших Друзей, находящихся в саду. Я хорошо помню мелодию - это был "Хиказ", музыка, дошедшая со времен Руми. Так вот, когда женщина заиграла, весь остальной "концерт" за окном, сделав паузу на некоторое время, вскоре пристроился к ритму "Хиказа", и стал "подпевать". Вернувшись домой из той поездки, я стала исследовать вопрос о биоакустике и нашла то, что излагаю сейчас в письменном виде.

В теме О суфийском садоводстве, я кратко упоминала том, что правильно сгармонизированная акустическая среда считалась одним из наиболее важных рабочих инструментов в суфийской теккии. В это нередко вкладывались значительные усилия: чтобы привлечь в пространство вокруг теккии птиц, земноводных и насекомых, нужно было, чтобы там росли деревья и другие растения. В засушливом климате - например, в Испании, на Ближнем Востоке и в Средней Азии - это невозможно без искусственного орошения. И такие вложения делались. Зачем, спрашивается?

Одну из причин мы уже рассматривали,  обсуждая воздействие ионизации, создаваемой текущей водой, на физическое и умственное состояние. Древние знали об этом.

Но это была далеко не единственная причина. Согласно принципу максимизации, которому суфии неукоснительно следуют, качественное влияние должно транслироваться через несколько каналов одновременно:  не только через форму, цвет, чередование света и темноты, но и звуковое сопровождение.  По личному опыту, суфийские центры, окруженные садами с правильным акустическим ландшафтом, оказывают неизмеримо более глубокое (и всегда предсказуемое, как в любом объективном искусстве) воздействие, чем обычные культовые объекты.  Без звукового сопровождения они подобны немому кино – тоже смотреть можно, в общем, но насколько богаче кино со звуком!

Что же такое правильный акустический ландшафт?

Современная наука только начала подходить к формулировке этого знания, которое внутри Традиции существовало на протяжении многих столетий. Зачинателями направления, называемого иногда экологией звукового ландшафта (soundscape ecology) или акустической экологией, в 70-х годах прошлого века стали два композитора и исследователя – канадец Мюррей Шейфер (Murray Schafer) и американец Берни Кроз (Bernie Krause).

Последний, в частности, известен своей гипотезой акустических ниш, согласно которой живые существа конкретной среды обитания всегда находят свое уникальное место - «акустическую нишу» - в спектре частот и/или во временнОм спектре. Проще говоря, любое насекомое, птица или животное находят такую звуковую частоту, которая отличает их от всех остальных видов, и издают ее только в том временнОм промежутке, который не занят никем другим. Причина проста – все хотят, чтобы их услышали!

(Это как бы негласный договор между живыми существами о том, чтобы их звуковые вибрации взаимно гармонизировались, а не взаимно заглушались. Мы уже видели, как Вселенная использует этот механизм взаимной гармонизации в заметке о Золотом Сечении).

Опытным композиторам известно, что для достижения беспрепятственного резонанса каждый инструмент в оркестре должен обладать своим уникальным голосом и местом в общем спектре. Правильный акустический ландшафт, аналогичным образом, представляет из себя совершенную, динамически сбалансированную по частотному спектру и времени «исполнения» каждой партии, звуковую систему. Поддержание баланса в этой системе настолько важно, что, когда один из видов по какой-то причине выбывает из нее (временно или постоянно), эту нишу тут же заполняет другой, с подходящей звуковой «подписью». Свято место пусто не бывает... Show must go on...

Гипотеза акустических ниш подтверждается обычным опытом: когда на природе мы слушаем пение птиц, лягушек или кузнечиков, трудно не заметить, что звучание каждого из них сгармонизировано в отношении не только естественных звуков среды: ветра, журчания воды, шума листвы, но также в отношении других участников «концерта»  - и в частоте, и в просодии (ритме).

У каждого сада, парка или леса – свой, уникальный «оркестр» (или даже несколько). Как пишет Берни Кроз в своей статье : «В течение ряда лет, многократно возвращаясь на места наших наблюдений, при анализе записей с каждого места мы обнаруживали удивительное био-акустическое постоянство: такое же, какое мы находим при сравнении отпечатков пальца одного и того же человека».

Вероятно, когда образуется пробел, разрыв в этой сбалансированной целостности, у кого-то из живых существ возникает непреодолимое стремление его заполнить....даже у такого, как волк-оборотень из рассказа Пелевина:

Саша прислушался. Сначала был слышен только качавший листву ветер и треск ночных насекомых, а потом до его слуха донеслось что-то похожее на далекое пение или музыку — так бывает, когда неясно, что звучит: инструмент или голос. Заметив этот звук, Саша отделил его от остальных, и звук стал расти, став через некоторое время достаточно громким, чтобы можно было слушать его без напряжения.[...] Мелодия, которую слышал Саша, была чудесной, но в ней были какие-то досадные провалы, какие-то пустоты. Он вдруг понял, что может заполнить их своим голосом, и завыл — сначала тихо, а потом громче, подняв вверх пасть и забыв про все остальное — тогда, слившись с его воем, мелодия стала совершенной.
Саша заметил, что рядом с его голосом появились другие — они были совсем разными, но ничуть не мешали друг другу. Как будто несколько растений вились вокруг общего стержня или нити — и все были непохожи
.
(В.Пелевин. «Проблемы верволка в средней полосе»)

******
Возвращаясь к предмету нашего рассмотрения: какова причина усилий для создания правильного акустического ландшафта? Вероятно, она схожа с причиной, почему мы не просто слушаем отдельных музыкантов, но собираем их в большой слаженный оркестр.
Возможно, она также схожа с причиной, почему мы предпочитаем стереозвук монозвуку, а кинофильмы 3D двумерному изображению - они обеспечивают совершенно иное качество пищи впечатлений, необходимой высшим частям всех наших центров.
И наиболее вероятно, что нахождение внутри такой среды дает нам прямое переживание состояния, в котором мы так редко пребываем, и которое описывается всего двумя словами: ГАРМОНИЯ и БАЛАНС.


"Парламент птиц", иллюстрация к одноименной поэме Фарид-ад-дин Аттара

ТЕМА СОКОЛА

Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать за тем, как сокол, внезапно падая с неба, в мгновение ока хватает добычу? Он редко ошибается. Рассчитывает ли сокол путь к своей цели?
Совсем нет.
Он выпускает нечто вроде луча - невидимой нити - из середины тела и заземляет его в своей цели. Затем, не прилагая усилий, сокол стремительно скатывается вдоль этой струны, отдавая себя силе земного притяжения.

*****

Видели ли вы когда-либо, как взаимная любовь рождается между двумя людьми? Бывает ли она вскормлена рассудком или здравым смыслом? Совсем нет.
Два сердца встречаются и, через какое-то время, между ними формируется подобие струны - невидимой нити. Не прилагая усилий, влюбленные соединяются в одно целое, следуя этой нити и отдавая себя силе притяжения противоположностей.

******

Как мы поддерживаем контакт с Источником Учения? Стуча в двери, покупая билеты, посылая письма?
Совсем нет.
Незримая для искателя, в нем живет струна - невидимая нить - соединяющая его существо с Магнитом Века. И когда сердце искателя входит в гармонию с Магнитом, оно притягивается вдоль силовой линии к самому Сердцу Магнита... без всяких усилий, отдавая себя силе Любви.

Так говорил Сокол.


*******************************
Мелодию к этому видео, которая называется "Тема Сокола" написал Ариф Али-Шах в соавторстве с Аббсом Абдали.

*******************************





... А это сокол-канюк, прилетевший ко мне в гости на следующий день после написания этой заметки.
Именно этот вид сокола я имела в виду, когда ее писала. Канюки никогда не прилетают к жилищам людей.
Мистика....

С ЧЕТВЕРГА НА ПЯТНИЦУ

Всех с ночью Мушкила Гуши!

Эту сказку можно читать всю жизнь, и всю жизнь что-то новое открывать. Другие сказки тоже, но сказание о Мушкиле Гуше — особенно. Рассказывать же ее, как это делаем мы, по очереди, небольшими отрывками — тоже совершенно другое обучающее упражнение, чем просто чтение. Слушая, как ее рассказывают другие (и что они из нее запомнили) и сравнивая с тем, что запомнил ты сам, дает исключительно интересную информацию о тебе, а также о других. Как и почти все суфийские истории, эта история является пробным камнем - она показывает рассказчикам не то, что в ней есть, а то, что находится в них самих.

Поскольку рассказывается сказка о Мушкиле Гуше по очереди, и предыдущий рассказчик может остановиться в любом месте, а ты должен продолжить рассказ именно отсюда, то бывает очень полезно подумать над этим местом — в нем всегда есть что-то конкретно для тебя в данный момент.

Мне как-то все время попадался один и тот же отрывок — там, где дровосек сидит, привязанный к столбу, вдруг вспоминает про то, что сегодня четверг, и к его ногам тут же падает монета прохожего. Попадался и попадался отрывок… пока меня не осенило, что это ключевое место в сказке. Чтобы понять, о чем я хочу сказать ниже, нужно быть немного знакомым со структурой эннеаграммы. (Более подробно прочитать об эннеаграмме можно у П.Д.Успенского в "Поисках чудесного").



Начинается процесс в точке 9 (нота "до").  Итак, дочь дровосека сказала ему, что ей хочется совсем другой еды, тем самым подтолкнув дровосека на определенное усилие. Изначальный толчок был, таким образом, дан тем, что обозначено как "дочь дровосека". Некоторые считают, что это внутреннее я человека, его сущность.

Далее процесс развивается от точки 9 до точки 1 (от ноты "до" до ноты "ре") естественным образом, следуя первоначальному импульсу. Дровосек идет в горы, рубит свои дрова и так далее по тексту, вплоть до момента, когда он слышит голос, который призывает его оставить дрова и следовать за ним.

Переход к следующей ноте - "ми" - от точки 1 к точке 2, совершается на силе исходного импульса. Дровосек оставляет дрова и следует за голосом. Пока движение действительно идет как бы "под уклон" - то есть само собой, следуя своей собственной инерции.

И вот тут, между точками 2 и 4 (нотами "ми" и "фа") происходит остановка в движении дровосека. Он полностью потерян, он не знает, куда идти дальше, его мучает голод и жажда. Он застрял! Он дошел до места интервала. Все, что дровосек мог сделать сам, было им сделано. В этом месте процесса вероятность его отката к точке 9, возврата "назад к дровам", вполне вероятна.

Однако здесь вероятно и другое.

Именно в этом месте возможно вхождение в октаву дровосека дополнительного фактора, обозначенного треугольником 3 - 6 - 9. Вхождение это сможет дать дровосеку необходимый толчок для прохождения интервала и помочь дойти до точки 4 (ноты "фа"). Короче говоря, дровосек "уперся в лестницу" - добрался до помощи высшей силы, которая вошла в его октаву "поиска еды" в месте интервала.

Смог ли бы дровосек "упереться в лестницу" в какой-либо из предыдущих стадий - между точками 9 и 1 или 1 и 2? Нет, потому что тогда дровосек еще не исчерпал возможностей своей собственной октавы, разворачивающейся в соответствии с присущей ей внутренней логикой. Он еще не был в состоянии отчаяния.

Почему голос попросил дровосека рассказать свою историю? Чтобы оценить, возможно ли такое "вхождение" одной октавы в другую. Оценил, что возможно, и лестница была предоставлена.   

Далее процесс развивался уже благодаря толчку высшей силы.

Второе место вхождения фактора, обозначенного треугольником 3 - 6 - 9, это место, так сказать, максимального и моментального воздействия его на октаву дровосека. Это место в эннеаграмме — между точками 5 и 7 — самый короткий путь между двумя точками во всей диаграмме, всего один шаг (попробуйте сами посчитать, ради любопытства, сколько шагов нужно сделать, чтобы по линиям добраться от любой точки до непосредственно следующей — от 1 до 2 — два шага, от 2 до 4 — пять шагов, от 4 до 5 — три шага, и т.д).

Это место соответствует ночи с четверга на пятницу в октаве недели. В этот важный момент расстояние между причиной и следствием минимально - как только дровосек вспомнил о том, что сегодня ночь четверга, к его ногам тут же упала монета. Интересно, да?

Может быть, поэтому сны, которые снятся в ночь с четверга на пятницу, считаются вещими?

ПЕСНЬ СУФИЯ

С последним вздохом Твое имя я скажу.
Вся жизнь моя надежде вслед бежит:
Стать пеплом Твоего огня.

Я кубка хмельного вина не попрошу,
Что ангел мог бы мне преподнести.
К чему хотеть вино? Скажи, к чему,
Когда любовь Твоя пьянит меня?

И утром ранним в день последний мой,
Когда я голову из пыли подниму,
То будет лишь, чтобы искать Тебя,
То будет лишь, чтоб быть с Тобой.

ОМАР АЛИ-ШАХ


Перевод © Ассалам, 2014

Примечание переводчика:
Оригинал этой песни был написан суфийским Учителем Омаром Али-Шахом, Агой, на дари - старинном диалекте персидского, на котором говорят в Афганистане, его родине. К сожалению, я не могу привести аудиозапись чтения Агой его произведения на дари, но я постаралась в русском переводе сохранить общее звучание, ритм и каденции оригинала.





AGHA'S SONG


With my last sigh
I shall pronounce Your name.
My life flees after the hope
Of being ashes from Your fire.

I do not want the wine glass
That an angel could give me.
Why want wine
When I am inebriated by Your love?

In the morning of my last day
When I raise my head from the dust,
It shall be to seek You
To be with You.


Omar Ali-Shah

ВИБРАЦИЯ СВЯЩЕННОЙ КНИГИ

Некоторые части священных книг - таких, как Псалтырь Библии и практически весь Коран - были созданы не для записи сведений, но для передачи определенной звуковой вибрации.

Идрис Шах писал, что Коран был дан свыше для произнесения различных его стихов особым тоном голоса в определенное время годового, недельного и суточного циклов. Эту традицию, идущую от Пророка, неукоснительно соблюдает исламский мир. Те из нас, кто живет или путешествовал в мусульманских странах, хорошо знают, как голосами муэдзинов с высоты минаретов данная вибрация в указанные часы пронизывает всю округу.

То же самое можно сказать о библейских псалмах, собранных в Псалтыри, создание которых приписывают царю Давиду  — читать их про себя перед сном или даже с кафедры, как обычную проповедь — на грани абсурда. Их надо распевать, передавая присущую им волну — ту, на которой находился патриарх Давид или другой вдохновленный свыше человек, их записавший.

Среди христианских конфессий данную традицию в неприкосновенности сохранила православная церковь.

Преподобный Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время, как руками прял волну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря на определенное занятие - печь каждый день просфоры для монастыря - успевал прочитывать в день всю Псалтырь; о блаженном Феодоре рассказывается, что он в своей пещере молол жито для братии и в тоже время пел псалмы "изусть". Чтением и пением Псалтыря в монастырях строгой жизни братия занимались беспрерывно. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907)

В православном обряде и поныне одно из главных мест занимает литургия – сочетание пения, ритуала и чтения.
Священное пение приобретает более глубокий смысл, если рассматривать понятие «звук» не просто как колебания воздуха, но в универсальном, вселенском смысле. Интересный отрывок из книги Д.Хайкса по этому поводу:

«В начале был звук – или Логос, если предпочитаете…», - это замечание Георгия Ивановича Гурджиева, наряду с другими высказываниями о священном пении, приводится в книге Пола Дьюка. Будучи студентом консерватории, он познакомился с Гурджиевым в Москве незадолго до Первой Мировой войны. Он описывает практическую демонстрацию, последовавшую за этими словами: Гурджиев положил руку студента себе на грудь и особым образом начал читать нараспев молитву, произнося весь текст на одном длинном дыхании, на одной ноте. По словам молодого человека, его руку словно ударило током. Несомненно, что искусство пения – священная наука, которой Гурджиев владел в совершенстве.

Гурджиев говорил, что Логос был «звуком. Первым звуком. Глубочайшим звуком. Можно назвать его мировой тоникой… Суть в том, что когда еще не было языка, не могло быть никаких слов и не могло быть никаких имен в обычном понимании… Поупражняясь, вы сможете производить слышимое эхо этого звука, так как каждая октава повторяет на другом уровне любую другую октаву…»

Физик Дэвид Бом даже выдвинул предположение, что творение осуществилось посредством энергий, объединенных взаимосвязями гармонических рядов. С его точки зрения, подобная гармонизация несопоставимых энергий дала возможность объединенной волне «совокупности» на своем пике создать Вселенную. Таким образом, начало Вселенной, а следовательно, и жизни, не было чистой случайностью, но результатом объединения гармонизирующих сил в бесконечно обширном масштабе. Эхо этого первого момента раздается до сих пор. Не случайно, что такие астрономы и физики, как Доминик Пруст и Басараб Николеску, вместо того, чтобы определять эту первичную вибрацию термином «Большой Взрыв», используют понятие «Великий Звук».

Возможно, это не только музыка сфер; возможно, музыкальные законы служат проявлению Бытия Непроявленного. В этом смысле музыку можно рассматривать, как гармоническое движение энергии, а музыкальные законы – помимо их обычного использования на нашей планете – как несущие волны творения.

В музыке, благодаря тому, что Гурджиев называл «законом октав» — посредством которого соотносится и сонастраивается «то, что наверху» и «то, что внизу» — гармонические ряды служат источником мелодии, гармонии и ритма."


Цель вибрации, запечатленной в священных книгах в виде гимнов и псалмов – сонастройка того, что внизу, с тем, что наверху. В разное время дня, недели и года требуется разная настройка, чтобы поставить нас, человечество, в правильную позицию в гармоническом ряду. Те же, кто сохраняет и передает это древнее знание для нас, поистине являются инструментами Гармонии и, поэтому, соратниками Творца...


Гармония мира, 1806 г.

АЗ-ЗАБАТ

Управляется мир Четырьмя и Семью.
Раб магических чисел — смиряюсь и пью.
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!

Омар Хайям


Рабом, однако, можно и не быть — если знать, в какие моменты и чем именно компенсировать влияние аспектов семиричности. Или какую из недостающих сил привлекать в данный момент. Или когда просто выпасть в осадок и ждать.

...Сегодня вторник, особый день (точнее, вечер) для дервишей нашей линии. Второй особый день - четверг. Почему именно вторник и четверг, а не другие дни недели, были выбраны для выполнения предписанных практик? Для того, чтобы это понять, необходимо иметь базовые знания об эннеаграмме, девятиступенчатом символе, описанном П.Д.Успенским со слов Г.И.Гурджиева в главе 14 его книги "В поисках чудесного".



Если разместить недельный цикл искателя (под которым я подразумеваю процесс его духовного развития, а не просто рабочую неделю) на эннеаграмме, начиная с воскресенья (9), таким образом

1- понедельник
2- вторник
4- среда
5 - четверг
7- пятница
8 - суббота,

то в точках между вторником и средой (2 и 4), а также четвергом и пятницей (5 и 7) возникают две уникальные возможности для взаимодействия (вхождения) в недельную октаву искателя двух других октав. Две эти уникальные возможности, которые мы назовем арабским словом Аз-Забат, возникают в ночь со вторника на среду и с четверга на пятницу, в точках, обозначенных 3 и 6.  В двух этих моментах недельного цикла воздействие внешних сил на октаву искателя может быть наиболее мощным и действенным.

Что такое Аз-Забат? Аз-Забат означает «благоприятный случай для проявления силы» («forceful occasion»).

Первый из двух таких моментов в цикле недели - между вторником и средой - представляет собой первый интервал октавы, начало отклонения процесса от изначального направления. Если в этом месте процессу не дан толчок извне, корректирующий импульс, октава продолжит отклоняться или остановится. Дополнительная октава - индивидуальные упражнения, латаиф, входит в октаву искателя в месте интервала, таким образом обеспечивая необходимый толчок и переход к следующей ноте.

Второй момент - между четвергом и пятницей - не является интервалом, однако представляет собой наиболее оптимальное место для вхождения внешней октавы. (Действие «толчка» в «неправильном» месте очень хорошо объяснил Успенский в книге «В поисках чудесного», глава 14, которую я не буду повторять).

Единственное, что я могу добавить к объяснению Успенского, это то, что, судя по всему, в точке 6 воздействие октав друг на друга является взаимным, и это очень важный момент. Как правило, именно в четверг в большинстве суфийских групп выполняются групповые радения и практики. В этом месте с октавой искателя взаимодействует мощная октава Традиции, и наоборот - искатель также имеет возможность входа в октаву работы Традиции.

Существуют и октавы большего масштаба, в которых задействован искатель - например, годовые циклы. Они организованы по точно такому же принципу, и их можно наложить на эннеаграмму с двумя местами вхождений внешних влияний-толчков. Когда-то именно таким образом было определено время основных религиозных праздников - и в иудейской, и в христианской, и в мусульманской традициях. Это время определялось, исходя из оптимального сочетания земной и небесных октав. Правда, сейчас уже далеко не все помнят об изначальном смысле такого выбора...