Category: общество

ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: НАСЛЕДНЫЙ ПРИНЦ, СОБАКА И НАСТАВНИК

...В тридевятом царстве, в пещере на вершине горы среди дремучего леса живет маленький наследный принц. В это убежище ребенка спрятал его Наставник после того, как власть в стране захватил тиран, а семья законного правителя была вынуждена бежать за пределы страны. Согласно пророчеству, известному Наставнику, когда принц вырастет и обретет силу, он сможет свергнуть тирана и восстановить справедливое правление.

Наставник каждый день проделывает долгий путь, чтобы навестить маленького принца. Он приносит ему еду и все, необходимое для жизни, однако не может проводить в лесу все время, так как у него много других обязательств.

В качестве охранника к ребенку приставлен пес, предназначенный оберегать его от напастей, подстерегающих беззащитное существо в этом диком месте. Собака наша вовсе не простая, - это сказочный пес с человеческим лицом. Пес понимает речь людей и даже может читать книги.

Пес предан малышу и натаскан на его защиту, - с чем справляется очень хорошо. Однако у сказочной собаки есть одно неприятное свойство – она может не устоять перед соблазном съесть почти всю еду, которую Наставник приносит малышу на день, хотя у пса есть своя еда.

Чтобы маленький принц мог вырасти, стать сильным и восстановить справедливое правление, ему нужно хорошо питаться. В то же время Наставник не может удалить пса, поскольку ребенок слишком слаб, чтобы сам себя защищать.

Вопрос: что мог придумать Наставник для разрешения этой ситуации?

*****

В разное время в течение десяти лет я предлагала подумать над похожей проблемой людям из разных сообществ. Сейчас предлагаю вместе подумать над ней здесь. Единственного правильного решения, конечно, нет. (На самом деле меня всегда поражает, как много вариантов существует). Также нет и «глупых» решений - все, что работает, принимается :)

Надеюсь, что совместное размышление поможет нам плавно перейти в следующую тему...


Фигурка собаки в человеческой маске, терракота. Мексика, 200-800 гг.

СКОЛЬКО ТИПОВ ЛЮДЕЙ НУЖНО ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ГРУППЫ?

Преамбула Идриса Шаха к Сказанию о Мушкиле Гуше, которое дервиши рассказывают по четвергам, звучит так:

«Когда некоторое число людей собралось вместе, и они (из их числа исключаются те, кто вносит дисгармонию) определенным образом сгармонизированы – происходит то, что мы называем событием. Это совсем не то, что в современных культурах обычно понимают под «событием». Там «событием» называют нечто, происходящее и оказывающее на людей впечатление посредством субъективных воздействий. Это «малое событие», потому что оно происходит в ограниченном мире, относится к сфере человеческих отношений, легко воспроизводится, синтезируется, отмечается».

Подлинное событие – результат гармонизации группы, включающей наиболее полный спектр типов людей. Стоит подчеркнуть, что условий два:

1) должны быть представлены все типы,

2) должно присутствовать «нечто», особый вид объединяющей энергии. 

Когда обстоятельства складываются - или организованы - таким образом, что оба данных фактора сходятся в одном месте в одно время, сообщество людей начинает проявлять свойства, которые никогда не были присущи ни одному из его членов, взятых в отдельности. (Это касается виртуальных сообществ в равной мере).

Некоторые считают данное явление чудом, однако правильнее было бы назвать его химией или, точнее, алхимией. Самое чудесное в этом явлении то, что ничего нового не создается - просто восстанавливается Единство.

Событие такого рода можно сравнить с тем, как схождение в одном месте разноцветных лучей определенных частей спектра производит совершенно неожиданный цвет - белый.

Вопрос, сколько должно быть представлено типов, который кажется многим наиболее важным, на самом деле, не является таковым. Даже два или три человека могут перейти в новое качество при правильных условиях, если верить Новому Завету:

..Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф,18:20)



Схождение вместе лучей трех базовых цветов – красного, синего и зеленого - дает белый цвет. Однако можно также получить белый цвет, сочетая лучи лишь двух цветов, - голубого и лилового, - которые являются дополнительными (комплементарными). Ключом здесь является точный подбор цветов. 

Collapse )

64 ТИПА ЛЮДЕЙ И СУЩНОСТНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Важные встречи запланированы душами задолго до того, как тела встретят друг друга. (Пауло Коэльо)

Один встречает кого-то — и влюбляется. А другой встречает того же человека — и отворачивается. Не тело и не культура определяют степень привлекательности человека. В нас заложены врожденные, глубоко скрытые предпочтения. (Бахауддин Валад, отец Руми)


Эту заметку я помещаю здесь в канун Дня Влюбленных по той причине, что в основе притяжения между мужчиной и женщиной всегда лежит магнетизм сущностного типа (отношения по расчету и предпочтения личности мы не рассматриваем, речь именно о сущностном притяжении).

Сколько существует типов людей?

Четыре, как утверждает алхимия, соотнося типы сущности с четырьмя элементами (огонь, воздух, вода, земля)? Или двенадцать, как уточняют астрологи, деля каждый из четырех элементов еще на три подгруппы?

Девять, как утверждают психологи, раскладывая типы на эннеаграмме? Может быть, их сорок восемь, как намекнул Г.И.Гурджиев в беседе, записанной в книге П.Д.Успенского «В поисках чудесного»:

Collapse )

ЭННЕАГРАММА – МАГРИБСКАЯ ВЕРСИЯ

Словно океан, омывает Эннеада все числа...

(Никомах Герасский, древнегреческий математик)

...Мы ехали из Феса в Рабат, совершая крюк в лишнюю сотню километров, с единственной целью – увидеть ее, девятиричную диаграмму на Башне Хасана.


Башня Хасана (Тур-Хасан) в Рабате, Марокко (здесь и далее фото мои)


Мы знали о ней из книги суфийского Мастера Идриса Шаха, и, попав в Марокко, не могли не посетить ее. Вот что писал о ней Шах:  

«Вопрос: В течение многих лет я пытаюсь проследить, что означают и как используются символические фигуры; особенно меня интересует девятиугольная фигура — эннеаграмма. Почему мне не удалось отыскать изображение этой фигуры в оккультной и иной подобной литературе? И что она означает, если к ней вообще применимо такое понятие?

Ответ: Двумя, вроде бы короткими вопросами, включающими в себя очень много аспектов, вы на самом деле поднимаете один большой вопрос. Как вы скоро увидите, я отвечу на него в том же фрагментарном стиле, в котором он задан, ибо здесь мы не располагаем ни временем, ни возможностью рассматривать его полностью. Поэтому запомните следующую информацию, так как она чрезвычайно важна. Эннеагон, или девятиугольная фигура, отнюдь не тайна для «оккультных» кругов Запада. Например, я помню, что его изображение встречается в одном манускрипте из библиотеки Гренобля. Вы искали недостаточно хорошо. В Европу эннеагон попал с каббалой, основанной на хорошо известном труде древнеарабского философа Ибн аль-Лейха, и этот факт упоминается в «Наследии Ислама», в главе о математике. Таким образом, упомянутая фигура отнюдь не была тайной и в средневековых кругах.

Однако очень важно знать следующее: девятиугольная фигура может быть представлена многими способами. Один из примеров — дверь в форме девятичастной фигуры в Тур-Хасане (Башня Хасана) возле Рабата в Марокко.  Другой, крайне важный для запоминания аспект состоит в том, что и диаграмма, и то, что она символизирует, передается при помощи еще одного дополнительного элемента на чертеже. Например, восьмиугольная диаграмма, имеющая в центре свободное пространство (образованное наложением двух квадратов), используется как закодированная форма эннеаграммы. Однако вы поймете, в каком направлении следует искать, только если будете находиться в гармонии со смыслом эннеаграммы (и великой диаграммы, частью которой она является). Нелепо просто разыскивать знакомые изображения девятиугольника, которые по формальным признакам вы могли бы признать своей «эннеаграммой». Числа и диаграммы имеют для нас смысл только в том случае, если мы связаны с их подлинной сутью. Иначе ситуация подобна поиску идеи, или «сути», семени, когда вы способны узнать только виноградную косточку и полагаете, что, «семя» не будет найдено, покуда вам не встретится одна из косточек». (Идрис Шах. СИМВОЛЫ, ОСОБЕННО ЭННЕАГОН, из книги «Командующее Я»)

Collapse )

СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 3

Начало в Части 1 и 2

Суфии считают, что их деятельность производит и концентрирует нечто, сравнимое с центростремительной или магнитной силой, притягивающей подобное себе отовсюду. Фокусом такой силы в каждом данном времени и месте служит человек, которого называют Кутб-аз-заман Столп, Ось или Магнит века. То, что привлекает людей к суфийскому Учителю, имеет природу магнита, хотя сами искатели могут объяснять это притяжение какими угодно рациональными причинами.

Кутба или Столп Века также сравнивают со стволом дерева  – проводником жизненной эссенции от почвы. Дерево – эзотерическая Традиция, чьи корни скрыты, ибо лежат за пределами земного плана. Из «почвы» корни черпают силу жизни, и эта сила через стволы дерева передается ветвям, где созревает плод Учения. Каждая часть дерева действует в согласии с другими частями, чтобы дерево могло жить и расти. Сообщества искателей и учеников – как ветви, через которые барака – тонкая сущность Кутба - передается всему человечеству в данное время.   

Трое из Семи святых покровителей Марракеша были Кутбами своего века. Они связаны в магрибскую линию преемственности-силсила Джазулийя, основателем которой был Сиди Мохаммед Бен-Слиман аль-Джазули.

Collapse )

ХАЛИЛ

Древняя земля Магриба полна сокровищ. Случайный путник может пройти мимо, никогда так и не узнав об их существовании. Словно неприглядные, почти без окон, стены домов медины – старого города, Магриб бережет свои сокровища от праздных и суетных взоров. Лишь тем из искателей, кто ведOм нестерпимой жаждой сердца, заветный ключ откроет дверь в мир за стенами – туда, где за темным проходом открывается пространство света, где путник замрет, завороженный игрой цвета и прихотливых форм, достойных «Тысячи и одной ночи»...


Слева направо: переулок медины, Зерхун; вход в мавзолей Мулай Идриса, Фес; улица в старом городе, Марракеш (здесь и
далее – фотографии мои или публикуемые с разрешения моих Друзей)

Для нас волшебным ключом к сокровищам Магриба стал наш Друг и Проводник, марокканский суфий по имени Халил.


Халил (фотографии Халила и сведения о нем помещаются с его разрешения)

Collapse )

ДЖОКЕР: МУДРОСТЬ ИДИОТОВ

Мастер скрыт в своей мастерской.
(Руми)


...Помните суфийскую шахматную игру на нескольких досках, поставленных одна над другой? Возможность хода в этой чрезвычайно сложной игре сильно ограничена, потому что ходить можно только на клетку, не занятую ни на одном из уровней. Однако если расположить совершенно пустую доску где-то между ними, шансы сделать ход значительно возрастают. Суфийский Учитель Омар Али-Шах, рассказавший об этой игре, в качестве аналогии клетки из пустой доски привел карточного джокера, в некоторых играх служащего заменой любой карты.

Это сравнение совершенно не случайно.



Джокер, который ведет свое происхождение от Шута (Дурака) колоды Таро – фигура, всегда стоявшая особняком от всех остальных карт.


Карта Шута (Дурака) в самой ранней, «марсельской» колоде Таро

Ни джокер, ни Шут не принадлежат ни к одной из четырех мастей. Номер, присвоенный Шуту в колоде Таро - ноль. В главе о символике Таро из книги «Новая модель Вселенной» П.Д.Успенский помещает карту Дурака в центр, вокруг которого треугольником расположен 21 козырь – старшие арканы Таро, и далее квадратом младшие арканы четырех мастей, эквивалент знакомых нам игральных карт:



Успенский считал, что треугольник старших арканов представляет Божественную Троицу, мир идей, тогда как квадрат малых арканов - четыре стихии, видимый мир явлений. Это расположение подтверждает русский эзотерик Владимир Шмаков, предпринявший глубокое исследование Таро в «Священной книге Тота» (вышеприведенная иллюстрация - из этой книги).

Если принять расположение Успенского как верное, что я и делаю, то карту Дурака в колоде Таро совершенно уместно назвать аналогичной мистической 65-й клетке шахматной доски, никогда не проявляющейся, но всегда присутствующей  - подобно Мастеру, сокрытому в своeй мастерской.

Действительно, сама по себе карта Дурака не стоит ничего, ее как бы не существует, а ее парадоксальное всемогущество проявляется только тогда, когда она вовлекается в игру. В этом случае ее сила равняется или превосходит номинал карты, с которой она вступает в соперничество.

Выбор Дурака в качестве всепобеждающей фигуры видится по меньшей мере странным, не так ли? Столь же странным представляется упорное предпочтение народным фольклором Ивана-Дурака всем другим персонажам сказок, ведь он оказывается мудрее и прозорливее своих соперников – всемогущих царей и злых чародеев.

Выходит, Дурак вовсе не так прост, как кажется?..
Collapse )

ШАХМАТНЫЙ ЭТЮД №4: ВОЛЯ, СУДЬБА ИЛИ... ТРЕТЬЯ СИЛА?


Мир я сравнил бы с шахматной доской,
То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой.
Подвигают, притиснут и — побили.
И в темный ящик сунут на покой.

(Омар Хайям, перевод И.Тхоржевского)

Растворение в Боге — это когда человек уподобляется шахматной фигуре в руке Господа и ходит, как изволит Он, Всемогущий; когда человек тонет в море Его единства, лишенный самости и не чувствительный ни к позывам человеческого, ни к своим ответам на них, ввергнутый в истинную близость реальностью Божественного единства, утративший способность ощущать отдельность и действовать своевольно, ибо Бог совершает с ним то, что назначено ему, а именно: чтобы его последнее состояние стало, как первое, и чтобы он стал таким, каким был до прихода в бытие.

(Джунайд Багдади, персидский суфий 9-го века)

Безнадежный фатализм четверостишия Омара Хайяма – не что иное, как прием суфийских Мастеров, которые, доводя до гротеска некоторые свойства ограниченного мышления, делают их очевидными, показывая читателю собственное отражение. Почему вслед за рубаи Хайяма (и в контрасте с ним), приведено высказывание Джунайда, мы увидим чуть позже.  

...Итак, что же управляет жизнью каждого из нас – случай, судьба, личная воля или что-то еще? Действительно ли мы – лишь пешки, разыгрывающие спланированные партии на шахматной доске мира? Можно ли освободиться от ограничений, накладываемых черно-белым миром двойственности? А если да, то как?


Кадр из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный», сцена при дворе польского короля, созданная в духе шахматной партии (источник)

Ответ на этот вопрос «более сложный, чем односложный», и когда-то шахматы были инструментом, помогающим вместить его.

Collapse )

КАМЕНЬ ИЗ РУДНИКОВ СВЕТА

Когда Божественное знание открывается тебе, твое намерение сливается с высшим намерением, и твоя внутренняя сущность более не принимает ничего иного. Люди говорят, что ты совершаешь чудеса. Им кажется, что чудеса исходят от тебя, однако и источник чуда, и намерение его совершить принадлежат Творцу.

Абдул-Кадир Гилани, суфийский святой 12 в., основатель ордена Кадири

Под «Камнем Философов» обычно понимают очищенный дух металлов, Меркурий Трижды Великий, сконцентрированный в преображенной материи и способный превращать простые металлы в серебро и золото.
Однако исчерпывается ли природа Камня его металлической ипостасью?

Как пишет в главе «Философский Камень» книги «Суфии» Идрис Шах, Традиция использует символ Камня или Эликсира для обозначения состояния сознания, полученного посредством концентрации. После того, как сознание сгущено и трансформировано известным образом (путем объединения Трех Сил, - активной, пассивной и нейтральной: Серы, Ртути и Соли), результатом будет сила, чья несокрушимость подобна камню.

Данное состояние возможно передать другому человеку с целью исцеления, и последний выздоровеет, ибо этот тайный «Камень», сконцентрированный в преображенном сознании, является источником и сущностью самой жизни.


Иллюстрация к книге Арифа Али-Шаха «Рудники света», художник Оскар Чичони. Книга Арифа рассказывает о Свете. Свете, который принадлежит всем. Это история о маленьком принце, который отправился со своими друзьями в трудное и полное опасностей путешествие к самым истокам, в рудники Света, чтобы вернуть Свет людям.

Collapse )