Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

АВАТАР

Наверное, не осталось такого человека, кто не посмотрел бы фильм «Аватар», в котором сознание главного героя для выполнения определенной миссии перенесли в созданное при помощи генной инженерии тело с гибридной ДНК человека и жителей далекой планеты. Трехметровый «aватар» - полукошка-полугуманоид - мог функционировать в условиях местного климата и управляться сознанием человека дистанционно, как если бы это было его настоящее тело.


Фрагмент афиши к фильму «Аватар» 

Идея, конечно, вполне в духе научно-фантастического жанра, однако фильм не стал бы столь популярным, если бы не затрагивал в нас глубинное знание об истинной связи тела и сознания.

А в самом деле, можно ли перенести сознание за пределы тела или вселить его в другое тело-«аватара» - гигантских размеров или, наоборот, крошечное? Реально ли это - управлять дополнительной конечностью или сразу двумя телами?

Не спешите говорить нет :)

Чувство владения своим телом столь привычно нам, что мы никогда не задумываемся о нем, принимая как должное. Однако исследования последних десятилетий показывают, что чувство принадлежности к конкретному телу можно изменить при помощи тактильной и зрительной иллюзии. Более того, можно без особого труда убедить сознание человека, что тот:
- полностью вышел из тела,
- поменялся телом с кем-то другим,
- вселился в маленькую куклу или
- вырос до гигантских размеров и т.д.
Collapse )

ТЫ ЕСТЬ ТО

Я - не я,
Я есть тот, кто со мною идет, но кого я не вижу,
О ком ясно я помню порой, а порой забываю.
Кто молчанье хранит и покой, когда всуе болтаю,
И кто мягко прощает, всеблагий, когда ненавижу.
Кто проходит везде, где меня никогда не бывает,
И кто будет стоять, когда наземь паду, умирая.

Хуан Рамон Хименес (1881-1958)
(перевод АсСалам)

…Этa история произошла с одним из наших испаноязычных Друзей в 1975 году, полностью перевернув его последующую жизнь. Всё это случилось, когда с группой однокашников по курсам фотографов он ехал погостить к их преподавателю в его сельский дом...

Ниже - сделанный мной перевод рассказа нашего Друга о произошедшем:

«Мы выехали на нескольких машинах в пятницу днем, и когда наступил вечер, были на полпути. Я сидел на заднем сиденье с совершенно пустой головой, даже не пытаясь следить за банальным разговором моих спутников. Пока машина поднималась по склону холма, я развлекался, глядя на каплю, бежавшую вниз по стеклу, постепенно увеличиваясь; ущелье, где мы проезжали, было голым и пустынным.

Внезапно узкая дорога резко изогнулась влево, неожиданно для водителя, который был отвлечен разговором и не успел сориентироваться; машина соскользнула и кувыркнулась в ущелье. Я весь сжался и закрыл глаза. Это была верная смерть, потому что до дна крутого склона было не меньше ста метров. Я сказал себе: «Все кончено», принимая смерть с удивительной нейтральностью (до этого я боялся смерти, как и подавляющее большинство людей).

В этот момент в моем сознании появился образ Аги [Учителя, Омара Али-Шаха] без какого-либо сознательного намерения с моей стороны. Мимолетный образ, исчезнувший очень быстро и тут же сменившийся как бы кинолентой всей моей жизни, прокрученной на огромной скорости. (Если бы такая картина действительно была снята, фильм длился бы в течение нескольких месяцев непрерывного показа. Было ощущение, словно время остановилось, и падение происходило в сверх-замедленном темпе).
Collapse )

ЧЕЛОВЕК-ГРАММОФОН

Один из лучших учеников Г.И.Гурджиева, Борис Муравьев, в своей книге «Гнозис» писал:

«В понимании нынешней эпохи формирование человека - это, главным образом, формирование его интеллектуального центра ... Интеллектуальный центр ребенка - это tabula rasa, чистая граммофонная пластинка, на которую будет наноситься запись. Вся система обширна, хорошо отрегулирована и вдобавок снабжена механизмом, который доигравшую до конца пластинку тотчас сменяет ближайшей по содержанию. Когда мы слышим и автоматически записываем чью-либо речь, в нас по ассоциации так же автоматически включается воспроизведение соответствующей записи. Так создается и поддерживается тот чисто механический процесс, который называют «диалог». (здесь и далее цитаты из главы 5, том 1)

Во времена Бориса Муравьева ни компьютеров, ни понятия компьютерных файлов еще не было. В век информационных технологий то, что Гурджиев хотел объяснить своим ученикам, передать даже легче при помощи аналогии с файлами-шаблонами, набор которых используются любым офисным работником для стандартных операций. Шаблоны - отличная вещь для своей собственной надобности, ведь они так упрощают работу! Вместо того, чтобы каждый раз создавать новый документ с нуля, мы просто находим в памяти компьютера подходящий шаблон и немного его модифицируем для конкретной ситуации. Красота!

И в нашей собственной ментальной деятельности мы пользуемся точно такими же «файлами-шаблонами», хранящимися в механической части интеллектуального центра. Наша профессиональная память, например, по большей части состоит из таких «файлов», обновляемых по мере получения опыта. Никакой проблемы в этом нет, пока речь идет об обслуживании земных нужд: напротив, это наиболее экономичный способ использования наших ментальных ресурсов. Людей, чья память способна хранить и быстро вызывать из хранилища файлы на обширный круг тем, мы уважительно называем эрудитами или «ходячими энциклопедиями». И в этом тоже нет никакой проблемы.

Проблема возникает, когда мы по привычке используем тот же механизм в овладении совсем другого рода Знанием (например, когда работаем с притчами, обучающими историями), а он там не работает.

Collapse )

ДЕВА, ЕДИНОРОГ И ОРГАН СВЕРХЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Послание Традиции не нацелено на некую «элитную» категорию людей – таковой не существует и не может существовать. Оно направлено на пробуждение особой способности, скрытой в каждом человеке, независимо от места его рождения, воспитания и веры. Весь вопрос лишь в том, насколько данная способность спрятана, и как легко ее «выманить» на свет.

Поскольку слова бессильны для описания данной способности, указания на ее свойства передавались (и передаются) при помощи символов или образов.

*****

...Некоторое время назад Учитель давал нам изображения разных необычных предметов и объектов, предлагая поразмыслить над ними и поделиться соображениями. Однажды он поместил фото из музея со всякими морскими диковинами, среди которых был двухметровый винтообразный «рог» нарвала – кита, обитающего в арктических морях. Под фотографией Учитель поместил короткий комментарий: «...И для романтиков: если он есть у кита, почему его не может быть у лошади?»


Это другая фотография (не та, что поместил Учитель), но на ней тоже запечатлен бивень нарвала

Collapse )

ОБЪЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ И АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

...Как повествуются в галактических летописях, когда-то люди на планете Земля, подобно всем остальным существам Великого Мегалокосмоса с тремя центрами восприятия, с рождения были обладателями того, что называется «подлинное объективное сознание». Такое сознание являет собой не что иное, как искру самой Сущности Божества в человеке. Однако в результате ряда космических пертурбаций, случившихся на Земле в давние времена, произошло смещение баланса общепланетарных сил, а человеческий род подвергся изменениям, в результате которых большинство стало иметь доступ лишь к «автоматическому разуму»...

...Так начинается одна из историй главного героя книги Г.И.Гурджиева «Рассказы Вельзевула своему внуку», древнего инопланетного существа по имени Вельзевул, который за грехи юности Высшим Повелением был сослан в самую отдаленную часть Вселенной - нашу Солнечную систему, а затем прощен и возвращен на родину. За тысячи лет, проведенные на Земле, герой Гурджиева хорошо изучил психику людей, поэтому свидетельствует:

Поскольку каждый землянин по-прежнему несет в себе зачаточные данные для функционирования подлинного разума, у некоторых все же формируется объективное сознание, хотя и чрезвычайно редко. Препятствием этому служит всепроникающее воздействие так называемого «воспитания». В результате обусловливания вместо навыков активного мышления вырабатываются рефлексы, и, как следствие, постепенно атрофируются и исчезают возможности порождения объективного разума, а весь процесс существования людей протекает автоматически...



Восточный бронзовый сосуд в виде фигурки собаки с глазами человека
(Иллюстрация на обложке книги Идриса Шаха «Командующее Я»)

Удивительным является то, что в исключительных случаях некоторые люди планеты Земля все же становятся обладателями чистого разума, свойственного всем трехцентровым существам Вселенной. Например, бывает, что человек попадает с рождения в такие условия, где влияние на него обусловливания является минимальным, благодаря чему имеющиеся в нем зачатки для приобретения объективного сознания не успевают атрофироваться.
Collapse )

ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ: НАСЛЕДНЫЙ ПРИНЦ, СОБАКА И НАСТАВНИК

...В тридевятом царстве, в пещере на вершине горы среди дремучего леса живет маленький наследный принц. В это убежище ребенка спрятал его Наставник после того, как власть в стране захватил тиран, а семья законного правителя была вынуждена бежать за пределы страны. Согласно пророчеству, известному Наставнику, когда принц вырастет и обретет силу, он сможет свергнуть тирана и восстановить справедливое правление.

Наставник каждый день проделывает долгий путь, чтобы навестить маленького принца. Он приносит ему еду и все, необходимое для жизни, однако не может проводить в лесу все время, так как у него много других обязательств.

В качестве охранника к ребенку приставлен пес, предназначенный оберегать его от напастей, подстерегающих беззащитное существо в этом диком месте. Собака наша вовсе не простая, - это сказочный пес с человеческим лицом. Пес понимает речь людей и даже может читать книги.

Пес предан малышу и натаскан на его защиту, - с чем справляется очень хорошо. Однако у сказочной собаки есть одно неприятное свойство – она может не устоять перед соблазном съесть почти всю еду, которую Наставник приносит малышу на день, хотя у пса есть своя еда.

Чтобы маленький принц мог вырасти, стать сильным и восстановить справедливое правление, ему нужно хорошо питаться. В то же время Наставник не может удалить пса, поскольку ребенок слишком слаб, чтобы сам себя защищать.

Вопрос: что мог придумать Наставник для разрешения этой ситуации?

*****

В разное время в течение десяти лет я предлагала подумать над похожей проблемой людям из разных сообществ. Сейчас предлагаю вместе подумать над ней здесь. Единственного правильного решения, конечно, нет. (На самом деле меня всегда поражает, как много вариантов существует). Также нет и «глупых» решений - все, что работает, принимается :)

Надеюсь, что совместное размышление поможет нам плавно перейти в следующую тему...


Фигурка собаки в человеческой маске, терракота. Мексика, 200-800 гг.

СКОЛЬКО ТИПОВ ЛЮДЕЙ НУЖНО ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ГРУППЫ?

Преамбула Идриса Шаха к Сказанию о Мушкиле Гуше, которое дервиши рассказывают по четвергам, звучит так:

«Когда некоторое число людей собралось вместе, и они (из их числа исключаются те, кто вносит дисгармонию) определенным образом сгармонизированы – происходит то, что мы называем событием. Это совсем не то, что в современных культурах обычно понимают под «событием». Там «событием» называют нечто, происходящее и оказывающее на людей впечатление посредством субъективных воздействий. Это «малое событие», потому что оно происходит в ограниченном мире, относится к сфере человеческих отношений, легко воспроизводится, синтезируется, отмечается».

Подлинное событие – результат гармонизации группы, включающей наиболее полный спектр типов людей. Стоит подчеркнуть, что условий два:

1) должны быть представлены все типы,

2) должно присутствовать «нечто», особый вид объединяющей энергии. 

Когда обстоятельства складываются - или организованы - таким образом, что оба данных фактора сходятся в одном месте в одно время, сообщество людей начинает проявлять свойства, которые никогда не были присущи ни одному из его членов, взятых в отдельности. (Это касается виртуальных сообществ в равной мере).

Некоторые считают данное явление чудом, однако правильнее было бы назвать его химией или, точнее, алхимией. Самое чудесное в этом явлении то, что ничего нового не создается - просто восстанавливается Единство.

Событие такого рода можно сравнить с тем, как схождение в одном месте разноцветных лучей определенных частей спектра производит совершенно неожиданный цвет - белый.

Вопрос, сколько должно быть представлено типов, который кажется многим наиболее важным, на самом деле, не является таковым. Даже два или три человека могут перейти в новое качество при правильных условиях, если верить Новому Завету:

..Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф,18:20)



Схождение вместе лучей трех базовых цветов – красного, синего и зеленого - дает белый цвет. Однако можно также получить белый цвет, сочетая лучи лишь двух цветов, - голубого и лилового, - которые являются дополнительными (комплементарными). Ключом здесь является точный подбор цветов. 

Collapse )

64 ТИПА ЛЮДЕЙ И СУЩНОСТНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Важные встречи запланированы душами задолго до того, как тела встретят друг друга. (Пауло Коэльо)

Один встречает кого-то — и влюбляется. А другой встречает того же человека — и отворачивается. Не тело и не культура определяют степень привлекательности человека. В нас заложены врожденные, глубоко скрытые предпочтения. (Бахауддин Валад, отец Руми)


Эту заметку я помещаю здесь в канун Дня Влюбленных по той причине, что в основе притяжения между мужчиной и женщиной всегда лежит магнетизм сущностного типа (отношения по расчету и предпочтения личности мы не рассматриваем, речь именно о сущностном притяжении).

Сколько существует типов людей?

Четыре, как утверждает алхимия, соотнося типы сущности с четырьмя элементами (огонь, воздух, вода, земля)? Или двенадцать, как уточняют астрологи, деля каждый из четырех элементов еще на три подгруппы?

Девять, как утверждают психологи, раскладывая типы на эннеаграмме? Может быть, их сорок восемь, как намекнул Г.И.Гурджиев в беседе, записанной в книге П.Д.Успенского «В поисках чудесного»:

Collapse )

ЭННЕАГРАММА – МАГРИБСКАЯ ВЕРСИЯ

Словно океан, омывает Эннеада все числа...

(Никомах Герасский, древнегреческий математик)

...Мы ехали из Феса в Рабат, совершая крюк в лишнюю сотню километров, с единственной целью – увидеть ее, девятиричную диаграмму на Башне Хасана.


Башня Хасана (Тур-Хасан) в Рабате, Марокко (здесь и далее фото мои)


Мы знали о ней из книги суфийского Мастера Идриса Шаха, и, попав в Марокко, не могли не посетить ее. Вот что писал о ней Шах:  

«Вопрос: В течение многих лет я пытаюсь проследить, что означают и как используются символические фигуры; особенно меня интересует девятиугольная фигура — эннеаграмма. Почему мне не удалось отыскать изображение этой фигуры в оккультной и иной подобной литературе? И что она означает, если к ней вообще применимо такое понятие?

Ответ: Двумя, вроде бы короткими вопросами, включающими в себя очень много аспектов, вы на самом деле поднимаете один большой вопрос. Как вы скоро увидите, я отвечу на него в том же фрагментарном стиле, в котором он задан, ибо здесь мы не располагаем ни временем, ни возможностью рассматривать его полностью. Поэтому запомните следующую информацию, так как она чрезвычайно важна. Эннеагон, или девятиугольная фигура, отнюдь не тайна для «оккультных» кругов Запада. Например, я помню, что его изображение встречается в одном манускрипте из библиотеки Гренобля. Вы искали недостаточно хорошо. В Европу эннеагон попал с каббалой, основанной на хорошо известном труде древнеарабского философа Ибн аль-Лейха, и этот факт упоминается в «Наследии Ислама», в главе о математике. Таким образом, упомянутая фигура отнюдь не была тайной и в средневековых кругах.

Однако очень важно знать следующее: девятиугольная фигура может быть представлена многими способами. Один из примеров — дверь в форме девятичастной фигуры в Тур-Хасане (Башня Хасана) возле Рабата в Марокко.  Другой, крайне важный для запоминания аспект состоит в том, что и диаграмма, и то, что она символизирует, передается при помощи еще одного дополнительного элемента на чертеже. Например, восьмиугольная диаграмма, имеющая в центре свободное пространство (образованное наложением двух квадратов), используется как закодированная форма эннеаграммы. Однако вы поймете, в каком направлении следует искать, только если будете находиться в гармонии со смыслом эннеаграммы (и великой диаграммы, частью которой она является). Нелепо просто разыскивать знакомые изображения девятиугольника, которые по формальным признакам вы могли бы признать своей «эннеаграммой». Числа и диаграммы имеют для нас смысл только в том случае, если мы связаны с их подлинной сутью. Иначе ситуация подобна поиску идеи, или «сути», семени, когда вы способны узнать только виноградную косточку и полагаете, что, «семя» не будет найдено, покуда вам не встретится одна из косточек». (Идрис Шах. СИМВОЛЫ, ОСОБЕННО ЭННЕАГОН, из книги «Командующее Я»)

Collapse )

СЕМЬ СВЯТЫХ МАРРАКЕША: ЧАСТЬ 3

Начало в Части 1 и 2

Суфии считают, что их деятельность производит и концентрирует нечто, сравнимое с центростремительной или магнитной силой, притягивающей подобное себе отовсюду. Фокусом такой силы в каждом данном времени и месте служит человек, которого называют Кутб-аз-заман Столп, Ось или Магнит века. То, что привлекает людей к суфийскому Учителю, имеет природу магнита, хотя сами искатели могут объяснять это притяжение какими угодно рациональными причинами.

Кутба или Столп Века также сравнивают со стволом дерева  – проводником жизненной эссенции от почвы. Дерево – эзотерическая Традиция, чьи корни скрыты, ибо лежат за пределами земного плана. Из «почвы» корни черпают силу жизни, и эта сила через стволы дерева передается ветвям, где созревает плод Учения. Каждая часть дерева действует в согласии с другими частями, чтобы дерево могло жить и расти. Сообщества искателей и учеников – как ветви, через которые барака – тонкая сущность Кутба - передается всему человечеству в данное время.   

Трое из Семи святых покровителей Марракеша были Кутбами своего века. Они связаны в магрибскую линию преемственности-силсила Джазулийя, основателем которой был Сиди Мохаммед Бен-Слиман аль-Джазули.

Collapse )