Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

В караван!

Да, все мы в караване сновидений.
Вот караван, но это сон.
Вот сон, но это караван.
И все же знаем мы, где светлый мир,
А где тюрьма бессмысленных видений.
Дарован в этом луч надежды нам.

Бахауддин Накшбанд (Аль-Шах)



Да оберегут нас Аль-Шах и Хазрат Султан в нашем путешествии на их родину Каср-и-Арифин и Яссы.

Пусть то, что мы должны получить, будет получено,
Пусть то, что мы должны отдать, будем отдано,
А то, что нам дано передать, будет передано тому, кому предназначено.
Пусть то, что можем сделать для себя сами, мы свершим,
А то, что делается для нас, пусть будет сделано.
Во славу Твою.
Аминь.


Дорогие друзья и собеседники, увидимся через месяц, Иншалла.

КРЫЛАТОЕ СЕРДЦЕ СУФИЕВ

Благодари зарю, расправив сердца крылья,
За новый день любви, подаренный тебе.
Халиль Джебран


Мой старший товарищ и Друг по суфийской Традиции однажды рассказывал мне, как он стал дервишем. Молодой американский доктор, не очень много знавший о Востоке, когда-то, в качестве обычного туриста он попал в Стамбул. На моего Друга произвели очень глубокое впечатление Голубая Мечеть и другие места, связанные с суфийской Традицией, о существовании которой он тогда и не подозревал.
В ночь перед возвращением ему приснился сон, в котором он разговаривал с некой сущностью, названной им «ангелом». Он не помнил, о чем была беседа, но хорошо запомнил, что ангел исчез, а на колени моего Друга опустилось сияющее нечто, что, рассмотрев во сне, он запомнил как «крылатое сердце».
С этого события начался его Путь, который через несколько лет привел его к суфийской Традиции.


ИСТОКИ

Этот символ, называемый Крылатым или Летящим Сердцем, стал знаменит как отличительный знак суфиев благодаря Хазрату Инайят Хану, сделавшему Крылатое Сердце с пятиконечной звездой и полумесяцем эмблемой основанного им на западе суфийского движения.





Хотя символ стал известен именно как суфийский, истоки его происхождения намного древнее. Его вариации встречались в разных сообществах эзотерической Традиции. Символ в виде сердца с крыльями можно было, например, обнаружить среди эмблематики братства Строителей, также называвшихся вольными каменщиками.




Иллюстрация из сборника "Символы и Эмблемата" 18-го века. Согласно некоторым источникам, многие из символов, опубликованных в сборнике, имеют алхимическое происхождение.

Оказывается, и в Россию Крылатое Сердце попало еще в средние века, задолго до появления первых последователей суфизма, по-видимому, также через братства посвященных. Его использовали в качестве эмблемы высокопоставленные особы, например, фаворит Петра I, Александр Меншиков.


Элемент росписи потолка во дворце Меншикова

Были ли Петр Великий и его сподвижник членами эзотерического братства, вопрос, конечно, интересный... и хотя предположения по данному вопросу есть, они труднодоказуемы. Доподлинно известно, однако, что главным советником Петра «по науке» был весьма уважаемый им шотландец Якоб Брюс, потомок старинного рода рыцарей-тамплиеров из Рослина, занимающийся, среди прочих наук, алхимией.

Именно в качестве алхимической аллегории Крылатое Сердце, увенчанное короной, было помещено на изразцы 18-го века в Царских палатах Ипатьевского монастыря в Костроме. Ипатьевские изразцы содержат столько алхимических символов, что являют собой уникальное пособие по Великому Деланию.

Например, вот это изображение Крылатого Сердца с замочной скважиной и короной над ним: крылья означают свойства субстанций, превратившихся из плотных и неочищенных в тонкие и невесомые путем возгонки. Сердце является символом самого Меркурия или Гермеса, алхимической квинтэссенции или пятого элемента, «открываемого» ключом усилия. Корона символизирует Царствие Небесное, находящееся внутри нас и обретаемое в результате алхимической трансформации, даруемой упорному искателю, о чем свидетельствуют слова: «Тебе дан ключ».






ЗАЧЕМ СЕРДЦУ КРЫЛЬЯ?




Эта великолепная движущаяся иллюстрация, созданная физиком Дэном Винтером, показывает испускание электромагнитных волн по паттерну, заданному спиралью Золотого Сечения. Для наглядности Дэн использовал две симметричные спирали.

Что еще более всего напоминает этот рисунок, если не Крылатое Сердце?  

Когда путь эмиссии уплотненного заряда (назовите этот заряд «звуком», «светом», «электромагнитными волнами», «эманациями биополя», «аурой» и т.д.) выглядит так, что напоминает суфийский символ Крылатого Сердца, волна способна распространяться практически бесконечно, не встречая препятствий. Геометрия Золотого Сечения, универсального языка, которым общается между собой все живое, открывает волне «путь наименьшего сопротивления».

Именно этому узору (или Накшу, как сказали бы суфии) наше сердце обучается, когда находит ритм, слаженный с ритмами всех других сердец в мире. Именно таким становится электромагнитное поле вокруг нашего сердца, когда мы достигаем состояния духовного блаженства. Поэтому мы можем сказать, что Крылатое Сердце – это сердце, находящееся в гармонии со всем живым.

Как вверху, так и внизу. Как в макрокосмосе, так и в микромире, на уровне клеток.



Это ДНК, вид в разрезе. Как очевидно, она тоже создана в соответствии с геометрией Золотого Сечения, поскольку состоит из череды пятиугольных структур. Пятиугольники и пятиконечные звезды – геометрические формы, богатые на пропорцию Золотого Сечения, как никакие другие, что показано здесь:





Может быть, именно поэтому пятиконечная звезда помещена на Крылатом Сердце суфиев авторами символа, членами тайного братства, хорошо знавшими сакральную геометрию и важность пропорции Золотого Сечения для всей жизни?



На этой иллюстрации Дэн Винтер обозначил спирали Золотого Сечения, проходящие через пятиугольники ДНК, показав Крылатое Сердце, скрытое внутри самой основы жизни – наших клеток. Можно по-новому посмотреть на изречение из Корана «Господь ближе к тебе, чем яремная вена»...

Остается самый главный вопрос: как сделать сердце Летящим?
С него, в сущности, и начинается Путь суфийского ученика...

ЧЕРНЫЙ СВЕТ

Дар тарики тарикат («Путь сокрыт в темноте»)
                                                     Суфийский афоризм



О теме Черного Света меня заставил задуматься опыт, полученный во время прошлогодней поездки в один из современных центров Традиции в Южной Америке.

«Дария Нур» - так называется теккия, расположенная в небольшой удобной ложбинке на вершине горной гряды среди субтропических джунглей. Дария-и-Нур – имя одного из самых крупных в мире алмазов, которым когда-то владели императоры династии Великих Моголов. В переводе с персидского оно означает «Море Света».

Теккия в Дария Нур уникальна тем, что состоит из двух частей - верхней, находящейся на поверхности земли, и нижней — скрытой. В подземную часть теккии никогда не проникает солнечный свет. В нее ведет узкий темный коридор, который вечерами во влажном горном климате часто наполняется туманом, что придает поздним медитациям весьма мистический антураж.

Мне не давал покоя вопрос: почему именно это, самое что ни на есть темное, место назвали «Морем Света»? Мое недоумение разделяли и Друзья, многим из которых идея медитировать в полной темноте не очень нравилась, так как духовный свет они ассоциировали со светом физическим... и нередко я медитировала в темной теккии в полном одиночестве.


Вход в подземную теккию

Со временем я поняла, что предназначение подземной теккии совершенно невозможно понять, если не пересмотреть в корне все наши представления о том, что такое свет.

В предыдущей заметке я приводила одно из положений герметической науки о том, что видимый белый свет – лишь следствие воздействия эманаций Солнца на атмосферу Земли, в результате которого содержащийся в ней Универсальный Элемент распадается на составляющие его три части – активную, пассивную и нейтральную («От одного света – три света»). В этом процессе высвобождается скрытый огонь, содержащийся в любой материи, что и порождает свет. Сами же солнечные эманации никак не проявляют себя в отсутствии взаимодействия с материей, поэтому можно сказать, что они черны как ночь.

Эзотерическая Традиция утверждает: источник всего проявленного – скрытое. Белый свет сокрыт в Черном. При определеном воздействии, тьма рождает свет. «Путь сокрыт в Темноте».

Символически эта идея была представлена Черной Девой, локально проявляющейся как египетская Изида или Черные Мадонны готических соборов, появившиеся в Европе после походов тамплиеров. В данном случае черный цвет Дев не имеет ничего общего с идеей смерти или разложения, как предполагают (богиня Кали – из совершенно другой песни). Не имеет черный цвет Дев также отношения и ни к чему инфернальному и нечистому. Он символизирует тот самый непроявленный, «непорочный» Черный Свет, в котором белый свет скрыт, подобно младенцу в материнском лоне.


Черная Мадонна Шартрского собора




В суфийской Традиции этот парадокс двойственности и одновременно единства, который не вместить нашему разуму, постигают посредством повторений двух из 99-ти имен Бога – Йа-Захир (внешний, проявленный) и Йа-Батин (скрытый, тайный).  Идея двойственности в единстве также выражается в суфийских ритуалах чередованием света и темноты (самая важная часть зикра всегда проводится в темноте). «Шахматные» полы с черно-белой плиткой изначально были чертой суфийских теккий, в том числе и на западе. В свое время они даже служили своего рода опознавательным знаком сообществ Традиции. То же самое можно сказать о черно-белых костюмах-домино придворных шутов, чье вызывающее поведение напоминало о дервишах-маламати, скрыто несущих свет.

Слово черный в суфийской Традиции никогда не имело отрицательной коннотации: наоборот, оно всегда ассоциировалось с сокровенным, тайным, мудростью, так как арабский корень ФХМ, означающий «черный», также имеет значения «знания», «понимания». Согласно книге «Суфии» Идриса Шаха, суфийский термин "рас-аль-фахмат" (глава знания) обозначает процесс мышления человека, чье сознание было преображено до совершенства.

******

Замыкая круг: именно эту двойственность Черного и Белого света воплощает сдвоенная теккия в Дария Нур, с описания которой я и начала заметку. Полностью изолированная от солнца, подземная теккия создает идеальные условия для того, чтобы испытать прямое воздействие Черного Света. (В этой связи интересно заметить, что средневековые алхимики также помещали свои печи-атаноры в места, куда не попадал солнечный свет - об этом есть сведения в книгах Фулканелли).

Специфическое воздействие «скрытого небесного огня», согласно герметическому знанию, является наиболее эффективным в определенных точках сочетания солнечного и земного циклов - например, в период, когда Солнце проходит через созвездия Овна и Тельца.
Это время, как правило, соответствует празднованию Пасхи, и именно во время нашей пасхальной встречи прошлого года я и оказалась в Дария Нур. А о том, каким образом подействовало на меня пребывание в подземной теккии во время Пасхи, я, возможно, напишу позже, в подходящее время.  
 

ГОРГУЛЬИ

Одна из уникальных вещей, за которую я люблю готические храмы - это горгульи, уродливые фантастические существа, глядящие из-под крыш, с фасадов, капителей колонн и даже с крутых башен каменных соборов.

Горгульи — архитектурные детали, имевшие изначально вполне практическое назначение. Они делались вытянутыми и полыми внутри и выполняли функцию водосточных желобов. Правда, находились горгульи почти под крышей, и вода из них била струей прямо на голову прохожих — если кто, не дай Бог, зазевался, потому что воду нужно было отвести от стен как можно дальше, чтобы они не разрушались. Со временем горгульи утратили свое практическое значение как водоотводы, но продолжали использоваться просто как элемент декора.

Часто каменные монстры имели вид устрашающего хищного зверя с человеческим лицом. Как, например, вот такая горгулья из шотландского Рослина, чем-то напоминающая суфийскую статуэтку, изображающую зверя с глазами человека - символ нафса - на обложке книги Идриса Шаха "Командующее Я":



Вопрос, который меня всегда занимал — почему этих неприглядных страшилищ помещали на самых святых храмах города?

Официальная версия церкви — эти существа символизировали людские грехи, темные стороны, служа уроком и напоминанием. В принципе, ответ понятен и вразумителен, однако он не объясняет, почему грехи изображали именно так, а не иначе.

С точки зрения Традиции ответ может быть несколько иным. В то время как Четыре Живых Существа Откровения - Бык, Лев, Орел и Ангел - представляют собой очищенные, совершенные аспекты человека — то, какими должны быть наш интеллектуальный, эмоциональный, физический центр и наше подлинное Я, в нас есть и другая троица (или четверица), являющаяся их искаженным антиподом. Эта четверица, сочетание животного и демонического начал, является образным выражением низших импульсов, правящих человеком в неразвитом состоянии. Как древнеегипетский Сфинкс или ассирийский крылатый бык — символ идеального существа, у которого все центры выполняют свою работу, и выполняют хорошо, так монстры-горгульи — скульптурные символы извращения работы всех центров.

У мантикоры, к примеру, вместо тела быка — тело льва, то есть двигательный центр под властью эмоций, да еще и с жалом скорпиона вместо хвоста — неправильное использование энергии полового центра в сочетании с извращенной работой эмоционального центра превращает половые энергии в яд.



У химеры — тело козла вместо тела быка. Козел — символ похоти в бестиариях. Физический центр находится под полным контролем полового центра. Ниже приведено известное изображение химеры на крыше парижского Норт-Дам.



У василиска — голова петуха, символ ментального центра, управляемого эмоциями (гордыней). Петух - ну никак не орел. Тело драконье, и хвост змеиный — см. выше про неправильную работу полового центра.



Гарпии — существа с женской головой и телом птицы. Работа физического центра подавлена контролем интеллекта.



И так далее.
Компания каменных монстров в средневековье постоянно увеличивалась, и стала целою ратью. Были даже рукописные собрания всех этих несуществующих тварей, называемые бестиариями. Занимательнейшее чтение, за которым я как-то провела почти неделю.

Помимо наглядной, горгульи имели, судя по всему, и другое назначение, которое очень трудно объяснить рационально, но можно понять, если принять во внимание магическое мышление, присущее средневековью. Монстры выполняли что-то вроде функции охранительной и отпугивающей злые силы одновременно.

Это объясняет, например, тот факт, что химер часто помещали в местах, до которых люди даже взглядом достать не могли. Например, в Севильском соборе я видела горгулью настолько высоко над землей, что разглядеть ее детали можно было исключительно через увеличительную функцию камеры. В Шартрском соборе и в Нотр-Дам горгульи и монстры во множестве расположены на крыше, даже на шпиле — но с земли их видно только как маленькие пупырышки. Зачем, казалось бы, располагать тщательно сделанные скульптуры в местах, где их никто не увидит?

Горгульи также никогда не помещались внутри помещения собора. Все негативное выводилось наружу.

Кстати, даже сейчас на Западе перед достаточно современным домом можно нет-нет да и встретить монстрика типа химеры или грифона. От зла охраняет... А мы говорим, "средневековое магическое мышление" :) 

ТЕККИИ И ЗЕМНАЯ АКУПУНКТУРА

Продолжая тему о постройке теккий в непосредственной близости от источников воды, начатую в предыдущих заметках здесь и здесь, хотелось бы также затронуть вопрос о подземных источниках, рядом с которыми и на пересечении которых нередко строились древние храмы.

Вот один из примеров. Это план старинной церкви Вера Крус в Сеговии, построенной тамплиерами в 12-м веке и затем перешедшей под покровительство эзотерического Мальтийского ордена. Извилистые линии на плане показывают направление потоков подземных вод, проходящих под храмом:



Вопрос о том, почему Мастера-Строители выбирали такие места, причем, судя по всему, намеренно, много лет ставил меня в тупик. Сейчас объясню, почему.

Вода, протекая под землей через различные полости, изломы и трещины, создает электромагнитное поле. Характеристики данного поля меняются в зависимости от того, что растворено в воде, насколько быстро она течет, и имеются ли при этом взаимодействия с какими-то другими типами энергий земли. Однако все древние и современные источники по этой теме, начиная от традиций геомантии, лозоходства и фэн-шуй, и заканчивая научными исследованиями, в один голос утверждают, что электромагнитное поле, создаваемое движущимися подземными потоками, оказывает негативное влияние на самочувствие и здоровье людей, которые долго находятся в сфере его действия.

В связи с этим в старые времена в Европе, например, никогда не строили дом на том месте, где лозоискатель указывал наличие подземных вод. В Китае, если специалист по фэн-шуй определял по ряду признаков наличие «водяного дракона» (подземных течений) на земельном участке, строить дом там не рекомендовалось. Почему так?

Дело в том, что у Земли существует естественное электромагнитное поле, которое на поверхности планеты осциллирует со средней частотой 7,83 Герц. Эта частота, известная как частота Шумана, почти идентична средней частоте альфа-волн человеческого мозга. Жизнь на Земле развивалась с этой фоновой частотой, и все существа приспособились существовать в соответствии с ней, делая, конечно, поправку на небольшие отклонения, вызываемые электромагнитными бурями и солнечной активностью. Слабые электромагнитные поля, генерируемые течением воды под землей, создают помехи и искажения этой естественной частоты. Например, в месте прохождения водного потока на глубине 60-150 метров образуются линии напряжения, вибрирующие с частотой до 250 Герц. Интерференция с естественным полем земли особенно сильно выражена в тех местах, где пересекаются два или более подземных водных потока.

Поскольку электрическую полярность имеет почти все в нашем теле, начиная от клеточных мембран и заканчивая белковыми молекулами, то существенные искажения в нашем электромагнитном окружении оказывают сильное воздействие на организм.

Так почему же старинные храмы в Европе, связанные с Традицией, строились именно в тех местах, которых следовало избегать как чумы? Каков был секрет Строителей?

Возможный ответ на этот вопрос пришел во время осмотра некоего артефакта, созданного неизвестной цивилизацией, возможно, имеющей отношение к традиции друидов, и помещенного в подземном тоннеле, прорытом несколько тысяч лет назад на территории селения Равне, современная Босния.



Этот мегалит, сделанный из бетона, состоящего из смеси известняка, песка и мелкого кварца, был помещен в месте, под которым пересекаются одновременно несколько подземных течений. То, что состав мегалита – именно искусственно сделанный бетон, а не природный камень, было установлено в результате экспертизы, проведенной независимо друг от друга двумя научными заведениями.

Как было упомянуто выше, подземные течения, особенно в месте их пересечения, создают электромагнитное поле. Электрическая составляющая этого поля, порожденного в результате взаимодействия молекул движущейся воды со структурой минеральных пород, является положительным вертикальным электрическим полем. Как нам сказал наш гид, из-за содержания частиц кварца в мегалите, который, как известно, обладает электромагнитными свойствами, мегалит служил своего рода рассеивателем и преобразователем, делая воздействие подземных потоков не только не вредящим здоровью, но даже исцеляющим.

Я не специалист по электротехнике, поэтому пришлось поверить нашему гиду на слово, поскольку позже в общедоступных источниках я не нашла ничего, что опровергало бы данное предположение. По субъективным ощущениям, от мегалита шло некоторое воздействие, похожее на покалывание в кончиках пальцев.

Сама идея такого «лечения» геопатогенной зоны далеко не нова. И традиционные, и современные геоманты и специалисты по фэн-шуй используют различные инструменты, типа кристаллов кварца или медных трубок, которые помещаются в местах пересечения подземных потоков, в качестве средств «земной акупунктуры».  

По мнению исследователей, мегалит и был таким средством «акупунктуры». Возможно, и другие известные мегалиты также имели такую функцию, поскольку под многими из них также находили пересекающиеся подземные течения.
 

Если предположение о функции кварцевого мегалита как преобразователя верно, то можно объяснить и загадку того, почему тамплиеры строили храмы в местах, казалось бы, совсем не подходящих для пребывания людей. Сами стены и пол храмов, построенных из песчаника или любого другого камня, содержащего значительное количество частиц кварца, могли являться природными "инструментами акупунктуры", преобразуя негативные для здоровья воздействия в положительные.

Возможно, что где-то в фундаменте этих зданий были установлены и дополнительные средства, но это не всегда легко проверить. Например, в шотландской часовне Рослин в фундаменте был обнаружен сундук, наполненный особым песком, предположительно, привезенным из Иерусалима. Для чего он служил, неизвестно. Вопрос по-прежнему остается открытым.

В конце следует сделать одну оговорку. Электромагнитная составляющая - только узкая часть целого спектра полей, образующихся при течении подземных вод,- тот диапазон, который могут зафиксировать современные приборы. Древние создатели мегалитов, как и современные лозоходцы, не имея амперметров и прочих измерительных инструментов, по-видимому, могли чувствовать более тонкую часть спектра этих полей, которые в разные эпохи и в разных культурах называли по-разному: пневма, ци, прана, мана, ки, врил, Од, Об, Аур, вотан, Фохат и т.д.

Для древних Мастеров определить наличие такой поляризованной энергии было лишь вопросом ощущения, как для нас чувства жара или холода. Даже в наше время существуют особо сенситивные люди, способные определить наличие подземных течений по особому неприятно-тепловатому ощущению, которое у них возникает от поляризованного поля, порождаемого текущей водой. Возможно, в древних цивилизациях подобной сенситивностью обладало больше людей, либо ее специально развивали. Так или иначе, чем больше мы узнаем о древних цивилизациях, тем больше убеждаемся, как мало мы пока можем и знаем.

ВСЕ ЧЕШЕТ СПИНУ

Что Хафиз для тебя?
Ну, пусть буду божественным псом,
Что всю ночь до утра так и чешет свой бок на Луне.

В чем суть мыслей твоих,
Что ты в жизни наделал, дружище —
Мне разницы нет.

Только если тебя вдруг накроет печаль,
Том Хафиза открой в тишине —

Ведь улыбка твоя, дорогой,
Нескончаемо радостна мне.


Хафиз
(из сборника Д.Ладински "Дар")



Scratching My Back

You
Can think of Hafiz as a divine
Old dog

Who just keeps scratching his back
On the Moon.

O, I don’t care about your thoughts
Or what you have ever done,

Just open up this book whenever you are
Sad

For I love the way you
Smile!


Renderings of Hafiz by D.Ladinsky
Перевод © Ассалам, 2014

УРОК МОРСКОГО СКАТА (ЙАД-ДАШТАН)

Йад-даштан - так называется одно из правил дервишей Накшбанди: практика "возвращения в ощущение", момент времени или обстоятельства, связанные с особыми, меняющими нас изнутри, впечатлениями.

.....Как-то, во время отпуска на Ямайке, мне довелось попасть в океанариум на открытом воздухе. Кататься на дельфинах было слишком дорого, зато можно было спуститься в небольшой, отгороженный от открытого моря вольерчик и, стоя по плечи в воде, совершенно бесплатно подержать в руках настоящего морского ската. Конечно, скат был не электрический, а из тех, которые жалят, как медузы, и у него — точнее, у неё — жало на хвосте было предусмотрительно удалено. Скат оказался очень большой и тяжелый — огромный плоский блин темно-серого цвета килограмм на десять, с мощным и непрестанно молотящим воду хвостом.

Эта самка ската нервничала, потому что не любила, когда студент-ямаец, подрабатывающий в океанариуме, вылавливал ее из укрытия под пирсом, чтобы дать подержать туристам. Студент осторожно передал мне ската с рук на руки, и сказал, что ее нужно держать как можно ровнее, иначе она начнет нервничать. У нее было нежное, мягкое брюшко белого цвета, совершенно ровное и на ощупь приятное. До сих пор помню это ощущение на моих предплечьях. Ее голова, плавно переходящая в туловище, была почти у моего лица, и я могла видеть ее глаза. Они ничего не выражали, по нашим понятиям, однако у меня было совершенно четкое ощущение, что она меня рассматривает и оценивает. Я в этот момент пыталась найти оптимальное для нее ровное положение, приспособиться к ней. Я ей мысленно сказала: «Покажи, как тебя держать», и медленно меняла положение рук — когда ей становилось удобно, она переставала дергать хвостом и затихала. В море была легкая волна, и мне нужно было чуть-чуть двигаться вместе со скатом на руках, чтобы она все время оставалась параллельно поверхности. Через некоторое время мы друг к другу приспособились, и я почувствовала, что она успокоилась.

Вот с этим моментом у меня связано необычное ощущение, которое я до того момента никогда не испытывала. Это ощущение центрировалось в средней части тела, где-то в районе солнечного сплетения. Через этот центр я и скат были непосредственно связаны друг с другом, а также со всеми живыми существами в море и на суше. Мы были частью чего-то единого, и никто из нас не был лучше другого. Это даже нельзя было назвать чувством безусловной любви, потому что выражение «безусловная любовь» подразумевает отношение к чему-то внешнему, отдельному, а мы в тот момент не были отдельными друг от друга. Самка ската показала мне, где находится этот центр знания о единстве всего сущего, и как через этот центр можно легко найти "общий знаменатель" между любыми двумя живыми существами. С нахождением в этом центре у меня на эмоциональном уровне связано одно из наиболее интенсивных в жизни ощущений счастья и покоя. Сейчас, возвращаясь в тот момент в прошлом, я снова его испытываю. Это и есть "возвращение ощущения" - йад-даштан.

Через этот центр связи со мной самка ската сказала, что я могу осторожно погладить ее по брюшку, и я тихонько ее гладила, едва касаясь пальцами. Она была совершенно тихой, ни одного движения хвостом, немигающие глаза по прежнему смотрели на меня сквозь воду. Я чувствовала то, что чувствует она, через наш центр связи — мои движения ей были приятны, как, наверное, приятно прикосновение песка или камешков, переворачиваемых волнами.

Теперь, когда я знала, где находится этот центр связи со всем живым, я могла вспомнить, где он находится, и в общении с другими живыми существами. За исключением большинства людей, к сожалению…

Но это не значит, что мы, гуманоиды Земли, безнадежны. Всегда есть надежда, что меньшие братья помогут нам вспомнить.

О сохранении тайны Знания

Попытаюсь выстроить ряд мыслеформ, возникших в связи с замечаниями собеседников на тему тайного Знания, в некую структуру, которую, возможно, пришлась бы по душе вольным каменщикам, Мастерам-Строителям готических соборов. Ну, как бы то ни было…

ЛЕВЫЙ КОНТР-ФОРС

В средние века выдача тайн, считающихся сакральными, могла стоить человеку жизни. Известны исторические свидетельства, когда членов братства Строителей, передавших цеховые секреты непосвященному, предавали смерти. Мера пресечения выглядит неоправданно жестокой, однако если представить, сколько жизней может погубить строитель-недоучка, картина станет объемнее: реальными были случаи, когда уже почти построенные соборы обрушивались, приводя к многочисленным жертвам.

Как утверждают историки, строители ранних готических соборов не делали никаких расчетов – ни физики, ни сопромата тогда не существовало. Их творение было основано на трех вещах: знании геометрии Божественных пропорций, внутреннем наитии и опыте. Это сочетание работало почти мистическим образом: по свидетельствам современных инженеров, параметры — высота, давление веса камня — некоторых готических соборов находятся на грани допустимых по современным техническим стандартам, никогда, однако, не превышая их. Напряжение в камнях соборов в следствие взаимного давления было настолько сильным, что стены их, подобно натянутой струне, издавали вибрацию — порой слышимую. Превысь Строители невидимый предел – и струна порвалась бы.

(Возможно, наличие данной вибрации было одной из причин, почему в соборах запрещены были дисгармоничные звуки, как обсуждалось в одной из предыдущих тем о диссонансе в музыке).

Однако соборы стояли и будут стоять веками. Немецкие бомбардировщики во время второй мировой войны уничтожали целые европейские города подчистую – а готические храмы выжили, пострадав только незначительно.

Как Строители удерживали грань прочности, не зная физических формул?

Просто и одновременно сложно. Архитектура храмов воплощала (не символизировала, как считается, а именно воплощала) сакральные Законы – например, Закон Противоположностей и Закон Трех. Принцип противодействия сил, удерживающий в целости атомы, использовался для того, чтобы делать незыблемыми огромные каменные структуры.

Поясню на примере.

В доготической архитектуре высота стен храма ограничивалась возможностями земли выдержать вес камня, из которого он был сложен. Поэтому здания получались низкими и темными. Готические соборы, напротив, высокие и светлые, с большими окнами. Мастера-Строители достигали этого использованием простого принципа противодействия: благодаря стрельчатым аркам, стены давили не только на землю, но и друг на друга (представьте карточный домик из двух карт). Для усиления эффекта снаружи обе стены также симметрично поддерживали так называемые контр-форсы. (Представьте, что к карточному домику приставили еще по одной карте с каждой стороны). Поскольку давление с обеих сторон было одинаковым, силы двух противоположностей взаимно уравновешивались, обеспечивая устойчивость на века.

В месте, где соединялись две противодействующие силы, закладывался так называемый замкОвый камень. Его значение было очень важным – он являл собой (не просто символизировал) Третью силу. В готических соборах замкОвые камни часто имели круглую полость внутри, воплощая нулевую точку. (Данный момент следует отметить, поскольку далее мы вернемся к нему).

Изложенное выше — лишь один из примеров использования законов, самый простой, а их при возведении храмов было применено множество, методами намного более сложными. Архитектор был не только профессионалом, он был Видящим. Люди, не обладающие таким качеством, не допускались к несению ответственности за жизни людей.

Не охранять от профанации знание, применение которого настолько тонко и напрямую зависит от подключения к внутреннему озарению, было бы абсолютно безответственным.

*****

То же самое относилось к другим герметическим наукам – в частности, к алхимии. Процессы внешней алхимии, строго говоря, являются вмешательством в естественное течение природной эволюции и в некоторой степени нарушают земные законы. Минерал, сущность которого совершенствуется в течение миллионов лет для того, чтобы трансмутировать его из низших металлов в золото, подвергается насильственно ускоренному процессу восхождения в реторте алхимика.

Высшие силы допускали это нарушение, в ограниченном масштабе и для общих эволюционных целей – например, когда золото было необходимо для постройки храмов. (Считается, что алхимическое золото было одним из средств финансирования готических соборов, возведение которых стоило миллиарды долларов в современном эквиваленте. Отсутствие такой необходимости в настоящее время считается одной из причин, почему распространение алхимии сейчас тормозится высшими силами. Следует заметить, однако, что «тормозится» не означает «полностью прекращается»).

Для того, чтобы процесс трансмутации не вышел за пределы, когда он стал бы угрожать тонкому балансу сил на Земле, и чтобы это знание не попало в руки людей, преследующих корыстные интересы, Адепты внешней алхимии тщательно скрывали свое знание, и нередко скрывались (и скрываются) сами.

Что касается внутренней алхимии, то хотя она не является нарушением ни земных, ни Божественных законов, ее практики все же могут быть небезвредными для физического и душевного здоровья, если осуществляются без правильного руководства. Поэтому и этими знаниями невозможно овладеть из доступных источников, в которых некоторые сведения скрываются по причинам техники безопасности.

ПРАВЫЙ КОНТР-ФОРС

Несмотря на перечисленные причины скрывать сакральное Знание, часть сведений о вышеупомянутых священных науках все же всегда оставалась доступной. Нить Ариадны – милосердие Творца, неизменно даваемое тем, кто пытается найти путь в лабиринте. Тот, кому когда-то дали нить, не может просто смотать ее в клубок и унести — он в долгу за то, что получил.

Нить оставлялась различным образом: чаще всего при помощи символов или численно-знаковых (арифмосемиотических) систем. Использование символического языка было необходимо даже не столько из-за стремления скрыть знание от непосвященных, сколько НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ передать его иным способом. Та часть сознания, которая способна понять данные ментальные структуры, не оперирует посредством слов. Как говорил Идрис Шах, некоторые вещи возможно передать человеку только через некое сочетание знаков, звуков и пантомимы. В письменных источниках как второй, так и третий метод исключены. Остаются знаки. «Оживить» знак, превратив его в движущийся образ – дело многолетнего труда искателя.

Несмотря на вышесказанное, передача знания при помощи описания тоже была нередкой — в тех случаях, когда этого требовала специфика предмета. Трудно поверить, что все трактаты по тайным наукам, например, писались с целью добиться славы (они практически никогда не подписывались подлинными именами), либо получить некую выгоду, либо ради мистификации. Хотя не исключено, что и такие тоже бывали. Но что побуждало, например, Адепта алхимии, получившего все, о чем только может мечтать смертный, тратить время и силы на изложение Знания современникам и потомкам?

Как об этом сказал алхимик Фулканелли в «Философских обителях»: «Посвящённые знают, что наша наука, несмотря на свою естественность и простоту, отнюдь не тривиальна, тем более не тривиальны термины, к которым мы прибегаем вслед за нашими учителями. На это следует обратить внимание, эти термины мы тщательно выбираем с целью указать верный путь, предупредить о возможных препятствиях, надеясь тем самым просветить самых прилежных и отвадить слепцов, людей алчных и недостойных». И далее: «Специально для вас, неведомые братья из таинственного солнечного града, мы вознамерились рассказать о различных последовательных стадиях очистки. Мы уверены, что вы оцените нашу попытку предупредить вас об этих рифах, подводных камнях герметического моря, о которые разбилось множество неопытных мореплавателей».

Просветить прилежных, указать верный путь, предупредить о препятствиях… Зачем? Ведь сам Адепт нашел то, что искал, и что составляло предел мечтаний поколений искателей – квинтэссенцию, философский камень — ему хорошо, можно почить в заслуженном покое от трудов всей жизни. Все так, но он видит в тех, кто придет после, своих братьев («неведомых братьев из солнечного града»), и чувствует свой долг перед ними. Он находчив в сокрытии того, что должно быть сокрыто, и в передаче того, что должно быть понято. И он осторожен, очень осторожен, ибо склоняет голову перед священным ужасом…

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ СВОДА

Некоторые сакральные знания скрываются по той причине, что при нынешнем состоянии психики людей их применение могло бы привести к катастрофическим последствиям не только для цивилизации, но и самой Земли. Когда человечество проникло в основу материи – атом, научилось разлагать химические элементы на более простые и, наоборот, синтезировать сложные из простых путем термоядерных реакций, оно тут же стало использовать это знание для создания оружия, даже локальное применение которого имеет последствия для всего земного шара. И это при том, что манипуляции с атомами касаются только проявленных форм материи, не затрагивая самого источника ее существования!

Представляете, какими могли бы быть последствия, если бы какой-то человек, в результате изучения некоей абстрактной диаграммы, вышел бы на решение, способное изменять не только структуры проявленной материи (атом), но и проникать в самый ее источник, первичную субстанцию? (В разное время эту субстанцию называли эфиром, оргоном и так далее, а Георгий Гурджиев в «Вельзевуле» называл ее «эфирокрилно»).
Последствия такого открытия можно было бы сравнить с тем, что кто-то нашел бы способ сдвинуть с места замковый камень из свода готического собора, мгновенно изменив баланс сил и обрушивая один за другим своды собора, как карточные домики. Даже локальные следствия манипуляции с первичной субстанцией могли бы быть таковы, что само существование материи и всего земного плана было бы поставлено под вопрос.

Считается, что в какой-то момент своих исследований Никола Тесла вышел на доступ к энергии, высвобождающейся при смещении баланса двух противодействующих сил, нулевой точки. (Данный случай не относится к опытам Теслы с космическими лучами, которые скорее были использованием силы того, что Гурджиев называл «вездесущий активный элемент Окиданох»). По-видимому, устрашившись возможных последствий этого знания для человечества, Тесла впоследствии уничтожил все записи — нормальный человек, вплотную приблизившийся к пониманию возможных последствий того, к чему он подошел, не может не испытывать ужаса. Все же последующие исследования по данному направлению по тем или иным причинам прекращались, и будут прекращаться.
И слава Богу.

ПРАВАЯ ЧАСТЬ СВОДА

Несмотря на опасность, которую может представлять применение знания, одна из целей овладения им человечества – практическое приложение, улучшение жизни во всех аспектах.

Знание должно быть не просто познано, оно должно быть прожито. Человек познает для того, чтобы изменить жизнь. И наоборот, проживая, он познает. Накопление знания – достойный труд, однако ценность накопленного проявляется во вложении. В противном случае искатель подобен евнуху в гареме, знающему наперечет всех красавиц и способному часами обсуждать их особые качества, но, увы, не имеющему возможности насладиться ни одной из них.

То же самое касается передачи знания. Вы можете втолковывать человеку законы вселенной годами, и ничего не достичь. С другой стороны, вы можете построить храм, в котором сочетание геометрических форм, звука, цвета и ритуала вызовет в нем интенсивный опыт — переживание этих законов посредством "нецеребрального" восприятия. Это произойдет потому, что внешняя структура войдет в резонанс с внутренним аналогом ее в человеке, напрямую активизируя этот спящий код.

Если вы не можете возвести храм, вы можете разбить сад, в котором деревья и травы будут лечить. Вы можете построить дом, стены которого будут излучать силу. Вы можете написать песню или поэму, которые остановят чей-то мир на несколько минут. Вы можете выткать ковер, чей узор ребенок будет рассматривать, засыпая, и этот узор изменит его жизнь. Вы можете сварить кофе или суп, в котором три силы и пять стихий будут в идеальном равновесии. Наконец, вы можете просто быть рядом с человеком в состоянии Присутствия, и его проблемы разрешатся. Вы можете…

Вы можете? Да, если вы способны прожить то, что вы познали.

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ

Цель познания – возвращение домой. Чтобы вернуться домой, человек ищет дорожные указатели, карты и схемы. Когда человек познал Единство, все эти инструменты, приведшие его к дому, становятся не нужными.
Что бы ни познавал человек, он всегда познает свое истинное Я.


Боэтиус Болсверт. Гравюра "Pia Decideria", 1624

НЭЙДАНЬ – ИСКУССТВО ВНУТРЕННЕЙ АЛХИМИИ. ЧАСТЬ 2

Продолжение. Начало в Части 1.

ЧАСТЬ 2. ПРАКТИКА    


Теперь, когда мы получили некоторое представление о принципе внутренней алхимии, можно остановиться на ее практических аспектах. Разумеется, о любых практиках мы можем говорить только в общем, с целью иллюстрации принципа и понимания Единства в многообразии. Для того же, чтобы заниматься внутренней алхимией более основательно, нужно, как знает любой серьезный человек, учиться у специалистов.

Во внешней алхимии субъектом Делания является минеральная первоматерия, а инструментами - печь-атанор и реторты. Во внутренней алхимии все необходимые «инструменты» и субстанции находятся внутри тела практикующего.

В обычном человеке субъекты Делания - субстанции Кань и Ли присутствуют в достаточном количестве, однако находятся в перемешанном, хаотическом состоянии, не образуя связей - подобно водороду и кислороду в атмосферном воздухе, или частицам металла в руде. Что касается локализации этих субстанций, то согласно даосской алхимической традиции, «вода», Кань ассоциируется с почками,  а «огонь», Ли – с сердцем.

(Следует пояснить, что, фактически, под «огнем сердца» даосы понимали комплекс тонких веществ, локализованных в районе солнечного сплетения, а под «водой почек» активные вещества, вырабатываемые репродуктивной системой.  Конечно, есть соблазн приравнять эти активные вещества к гормонам, однако все не так просто – носитель духа еще не есть сам дух!)

Для того, чтобы очистить Кань и Ли и отделить их от примесей, требуется достаточно долгий период подготовительных практик. Он предусматривает оздоровление и очищение отдельных органов тела и затем циклическую циркуляцию энергии по «управляющему каналу» - главному меридиану, проходящему вдоль самой середины тела. Как утверждается в трактате Хуэй-Мин Цзин, "по очищении управляющего канала открываются десять тысяч малых меридианов". Этот процесс может занять несколько лет и, в какой-то степени, соответствует первой стадии получения философского камня средневековых Адептов, когда из хаоса первоматерии путем очистки от посторонних примесей выделялись два субъекта Делания - Венера и Марс.

После того, как Кань и Ли очищены, они могут быть соединены в так называемом «котле» для получения первого эликсира – в даосских трактатах его называют «драгоценной жемчужиной», «цветком лотоса». Это тот самый «росток, способный прожить 1000 лет» из приведенного Шахом отрывка Лю Цзу.

Место, где расположен «котел» - зону между позвоночником и пупком – даосы также называли одним из трех «дворцов» или «полем эликсира» - даньтянь. Именно эту область Лю Цзу имеет в виду, говоря: «Я должен прилежно обрабатывать свое поле». Другая фраза из его трактата: «Рост [духовного ростка] зависит от почвы главного дворца, но орошать его должна вода из более высокого источника» имеет в виду взаимопроникновение «огненной» части (срединной черты) триграммы Кань, которая поступает из органов нижней части тела, и «водной» срединной части Ли, «орошающей почву» сверху, из солнечного сплетения.

Однако даже помещенные в «котел» Кань и Ли не будут реагировать друг с другом. Для их соединения нужен дополнительный фактор.

Как вы полагаете, какой?

Из уроков обычной химии все помнят, что вода состоит из водорода и кислорода. Но в обычных условиях, будучи просто перемешанными, водород и кислород не соединяются с образованием воды. Для того, чтобы они стали «реактивными», требуется третий, дополнительный фактор.

Этот фактор – огонь.

В химических реакциях огонь может использоваться в разных формах, например, в форме искры, способствующей бурному соединению водорода и кислорода с образованием воды и выделением энергии.

Адепты алхимии считают, что трансмутации веществ способствует не физическое тепло огня, а так называемый стихийный огонь или Дух огня. Согласно учению Гермеса, он содержится во всем сотворенном в потенциальном, скрытом виде. Как писал один из Адептов Делания прошлого века под псевдонимом Фулканелли в своей книге «Философские обители»: «Для нас огонь – не следствие горения, а истинная его причина. Горение происходит, когда из грубой материи высвобождается содержащийся в ней огонь». Искра, или внешнее вливание энергии, способствует высвобождению этого внутреннего огня и началу реакции трансмутации.

Во внешней алхимии два вещества, Венера и Марс, извлеченные из первоматерии и очищенные, при помощи нагревания на огне соединяются друг с другом в бурной реакции, взаимно уничтожаясь и образуя новое вещество – философский Меркурий.

Так же точно и во внутренней алхимии Кань и Ли соединяются в одно целое при помощи вводимого из воздуха «огня», нагнетаемого «внутренними мехами» при помощи особого вида дыхания. Выбор правильного режима дыхания очень важен – быстрое и интенсивное «дыхание воина» в определенный момент долно смениться очень легким, почти незаметным «дыханием ученого» - как знает любой, кто когда-либо готовил пищу, от режима огня зависит правильный результат процесса.

Созданное из слившихся в одно двух противоположностей новое вещество - «драгоценная жемчужина» в даосских терминах - далее циркулируется по главному меридиану тела, пропитывая все органы эликсиром с целью насыщения того, что даосы называют «телом души».  Этот этап трансмутации может занять достаточно продолжительное время: Лю Цзу говорит о сроке в девять лет. В течение этого срока, помимо работы над «телом души», практикующий учится дисциплинировать и очищать свой ум и эмоции. Иногда он может видеть, как сгустки негативной энергии, которые он через фильтр своего эмоционального центра нередко воспринимает как монстров, змей и прочую нечисть, покидают его существо.

На втором этапе трансмутации весь процесс переносится на новый уровень, или, по выражению Лю Цзу, корень и ветвь пересаживают «на более высокое небо». Роль «котла» или «среднего поля эликсира» теперь играет область между позвоночником и солнечным сплетением, а в качестве Ли и Кань, только уже гораздо более высокого уровня, используются тонкие субстанции Солнца и Земли. О характере этих субстанций многие, возможно, читали в книге Г.И.Гурджиева «Беседы с учениками»:

«Эманации [есть] у Земли, эманации [есть] у Солнца и эти эманации материальны. Земля имеет атмосферу, которая ограничивает  свои  эманации. Между Землей и Солнцем имеется три вида эманации: эманации Земли идут только на короткую дистанцию, эманации планет идут дальше, но не достигают Солнца. Между нами  и Солнцем существуют три вида материй, каждая обладает различной плотностью. Прежде всего  ближайшая  Земле материя, содержащая ее  эманации; затем  материя, содержащая  эманации  планет;  и  еще  дальше  материя,  где существуют только эманации Солнца».

Практикующий даосскую алхимию втягивает силу Земли через центры, находящиеся на подошвах ног и у основания позвоночника, а тонкие частицы атмосферы Солнца через особую точку на макушке, при помощи силы намерения. «Истинное намерение», по выражению из даосских трактатов, является алхимическим «огнем» данной стадии внутреннего Делания. К этому времени ум практикующего уже достиг внутренней тишины и способности к продолжительной концентрации внимания, необходимой для управления намерением.  Результатом этой фазы трансмутации является слияние Ли и Кань более высокого уровня для зарождения «Божественного младенца» - эмбриона высшего тела.

Далее, на самом высшем этапе практик трансмутации, подросший «Божественный младенец» переселяется в новое «поле эликсира» - так называемый «Хрустальный Дворец», находящийся в центре головы, где расположены гипофиз, гипоталамус и шишковидная железа. В качестве взаимодействующих начал Ли и Кань теперь выступают тонкие энергии звезд – в особенности Полярной звезды и звезд Большой Медведицы - с одной стороны, и эманации Луны – с другой стороны.  (Вообще, даосы придают большое значение излучениям, идущим от Полярной Звезды и созвездия Большой Медведицы - они считают их ключевыми, "отцовскими" для Земли).

В этой связи вновь цитата из «Бесед» Гурджиева: «...За пределами нашего Солнца существуют другие Солнца, которые также имеют эманации и которые рассеивают материи и передают влияния. По ту их сторону находится источник, что мы можем выразить только математически, который также обладает эманациями. Эти высшие зоны находятся вне досягаемости эманации Солнца».

Эти галактические эманации, согласно учению даосов, могут быть усвоены теми, в ком в результате предшествующих этапов Делания проявился «Божественный младенец» - зародыш высшего тела, который способен сам впитывать и трансмутировать их в наитончайшие субстанции внутренней алхимии. Как утверждают авторы даосских трактатов, на этапе зрелости «Божественный младенец» способен отделяться от физического тела и самостоятельно совершать путешествие к Единому Истоку – Дао.  В это новое тело переселяется сознание Адепта в момент физической смерти.

В этом месте небезынтересно будет перечитать отрывок из «Рассказов Вельзевула» Гурджиева, где говорится об этих высших телах:

«А когда этой новой частью этих «двухприродных формаций» [людей, уже обладающих астральным телом] было приобретено все соответствующее, и когда все то функционирование, которое надлежит иметь таким космическим возникновениям, окончательно установилось, тогда эти новые формации, в свою очередь, точно на такой же основе, как в первом случае, и также в условиях определенного изменения функционирования, начали поглощать и ассимилировать в себе такие космические субстанции, которые имели свое возникновение непосредственно из Святейшего Теомертмалогоса [Творца], и в них стали покрываться подобия третьего рода, являющиеся «высшими священными частями» существ и называемые теперь нами «высшими бытийными телами» .

Далее, когда их «высшие бытийные тела» были окончательно покрыты и приобрели все соответствующие функции и, главное, когда стала возможной кристаллизация в них данных для порождения священной функции, именуемой объективным разумом , – каковые данные могут кристаллизоваться исключительно лишь в присутствиях тех космических возникновений, – и когда с этими «Тетартокосмосами», или «существами», происходило так называемое «Раскуарно» [смерть], то есть отделение этих разноприродных «триединых» формаций [тел] друг от друга, только тогда эта «высшая бытийная часть» получала возможность соединиться с Причиной Причин всего ныне сущего, то есть с нашим Святейшим Солнцем-Абсолют, и начинала выполнять назначение, на которое возлагал СВОЮ надежду ЕГО БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ».

НАЧАЛО ДЕЛАНИЯ

Хотя у нас нет возможности подробно останавливаться на технических деталях системы внутренней алхимии, все же один из ее аспектов я хотела бы затронуть, по двум причинам: во-первых, поскольку он всем доступен, и во-вторых, потому что с ним нередко связано неправильное понимание, ведущее к малой эффективности медитативных практик.

Дело в том, что достижение внутреннего молчания ума и чувств, которое многие направления вроде дзэн со временем начали рассматривать как цель и смысл всей системы, изначально было всего лишь промежуточным шагом, условием для пробуждения процесса трансмутации.

Как пишется в даосском трактате Хуэй-Мин Цзин: «Когда начинает рождаться наша субстанция, сознание интуитивно распознает это. Если вы будете сидеть в неподвижности и ничего не делать, вы потеряете возможность собрать ее. Когда субстанция начинает движение в теле, она имеет тенденцию вытекать вовне, поэтому если вы возвернете вспять этот поток, субстанция будет перенаправлена обратно в тело. Если вы намерены учиться взращивать в себе жизнь, вам следует практиковать медитацию в тихой комнате. Тело должно быть подобно дереву, а ум – подобен холодному пеплу. Пусть свет духа будет вашим водителем. [...] Когда неподвижность достигает своей высшей точки, начинается (внутреннее) движение. Это движение есть корень и лист Дао, создателя всех вещей. Когда энергия  начинает вихреобразное движение в полости Единства [место у основания позвоночника], втягивайте ее в себя и не позволяйте жизненной силе утекать вовне. Удерживайте ее, способствуйте ее росту, а затем гармонизируйте и растворяйте ее внутри себя».

Итак, смысл остановки потока мыслей и чувств – в инициировании внутреннего течения энергии.

Здесь, на наш взгляд, также уместно привести отрывок из «Бесед» Гурджиева:

«Чтобы  освободить   себя  от  физико-химических   влияний,  нужно  быть пассивным.  Я повторяю, речь  идет о влияниях  на  эманации атмосферы  тела, чувств,  мышления  и,  у некоторых, также эфира. Чтобы  сопротивляться  этим влияниям,  нужно  быть  пассивным.  Таким   образом,  можно  стать   немного свободнее.  Здесь  вступает в  силу закон  притяжения. Все  притягивает само
себя.  То есть всякая вещь направляется  туда,  где ее  больше. Тому, у кого
много, дают еще больше. У того, у кого мало, изымают даже это малое.


Если я спокоен, то мои эманации имеют вес, так что другие эманации идут
ко мне  и я могу  их впитать  туда, где у меня для них есть место. Но если я
взволнован, то эманации у меня недостаточно, поскольку  они  идут  к другим.
Если  эманации идут ко  мне, то  они  занимают  вакантные места, так как они
нужны там, где пусто.
Эманации остаются  там,  где  господствует  покой, там,  где отсутствие
конфликта, там, где  находится пустое место. Если такого места нет, если все
заполнено, то эманации могут ко мне вернуться, но они либо отскакивают, либо
проходят. Если  я спокоен, то я обладаю пустым местом и могу принять их,  но
если я заполнен, то они не беспокоят меня. Таким образом, в обоих случаях, я
нахожусь в хорошем положении».

(Субъективное ощущение, связанное с вбиранием тонкой субстанции извне через область в основании позвоночника и ее движение внутри тела – возможно, одно из наиболее приятных, испытываемых живым существом. В основании позвоночника создается некое подобие воронки. Она вытягивает симметричную ей воронку в точке на макушке, и между ними образуется что-то вроде трубки, проходящей сквозь все тело, так, что все это вместе становится очень похоже на строение тора).

Процесс привлечения тонкой субстанции внутрь тела позволяет получить достаточное ее количество для Делания.  Это первое необходимое условие для начала трансмутации. Второе условие – правильно подготовленная инфраструктура.  Если реторты дырявые и котел треснутый, их нужно починить. С этого вынуждена начинать любая система саморазвития, и это нормально.

Но понимая это, важно также понимать, что подготовка инструментов, сырья и достижение правильного состояния не являются конечными целями, но лишь началом процесса.

*****

В заключение можно сказать, не сильно преувеличивая, что поднятие внутренних субстанций до уровня эликсира есть смысл существования любого объекта во Вселенной – человека, растения или минерала.  Для этого дух низводит себя в материю – с надеждой довести ее до совершенства изнутри, восходя «сквозь тернии к звездам».  Как сказано у Гермеса Трисмегиста в «Изумрудной Скрижали»:

Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей вселенной.

Сила её остаётся неизрасходованной, когда она превращается в землю.

Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.

Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.

Таким образом ты приобретешь славу всего мира.

Поэтому от тебя отойдёт всякая темнота.

Выполняя свое предназначение таким образом, любое живое существо испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение и удовлетворенность от чувства выполненного долга перед своим Создателем – возможно, одни из немногих видов наслаждения и удовлетворенности, у которых нет обратной стороны.

Только светлая :)

Три равно Один

Мой Возлюбленный - Триедин,
Троица он, и все же один,
Троичность, что есть проявленье всего,
На деле - не более Одного.


Ибн-Араби, суфийский поэт 13-го века


Нижеприведенная фотография была сделана в Нотр-Дам де Пари (Соборе Парижской Богоматери). Как известно, собор был духовным центром одного из сообществ герметической Традиции в течение ряда веков. А именно, центром уникальной Школы, чьим методом обучения и образного выражения Учения о внутренней трансформации человека была алхимия. Нотр-Дам де Пари буквально пропитан алхимическим духом и полон символов, имеющих алхимическое происхождение. (Если кто-то интересуется, более подробно об этом можно прочитать у Фулканелли в "Тайне готических соборов" ).  В данном сообщении мне хотелось бы немного рассказать только об одном изображении в Нотр-Дам, которое имеет прямое отношение к вопросу о Трех Силах, или, если хотите, гурджиевской формуле С + O + N = H.

Эта скульптура, отлитая из бронзы, находится в одном из притворов собора, и представляет собой, насколько я могла воспринять, квинтэссенцию алхимического учения. (Если когда-нибудь попадете в Нотр-Дам, или другой средневековый собор Европы, имеющий связь с Традицией, не придавайте большого значения надписям для туристов - они часто только вводят в заблуждение. Попробуйте установить контакт с силой этого места - она действует безошибочно. Помните, как говорил Насреддин: "Ты кому веришь больше - мне или ослу?")

В основании скульптуры располагается Дракон, крылатый Змей, символизирующий первичную материю, подвергающуюся алхимической трансформации. Над ним находятся фигуры двенадцати апостолов Христа, двенадцати базовых качеств, или состояний, которые можно рассматривать как символ двенадцати стадий алхимического процесса. Еще выше располагаются четыре фигуры - они не очень хорошо различимы на фотографии, поэтому я их опишу. Это головы Льва, Быка, Орла и Ангела - так называемых "Четырех Живых Существ" (Four Living Creatures) Нового Завета. К ним мы вернемся, чуть позже. И, наконец, увенчивает скульптуру фигура расправившего крылья орла - символ эликсира, философского камня, результата внутренней работы Алхимика.





А вот еще более древняя скульптура из Лувра - это знаменитый так называемый крылатый бык из Ассирии. Такие фигуры стояли у входов в храм, и даже у городских ворот - они были символическими (и фактическими) защитниками и хранителями тонкой энергии города. Интересно, что у него пять ног - то есть если смотреть сбоку, кажется, что он движется, а если спереди, то кажется, что стоит неподвижно. Хранитель в движении и неподвижен в то же самое время. Гениальное средство передачи идеи, что нечто существует одновременно во времени и вне времени.

Но сейчас не об этом. Сейчас я просто хочу обратить внимание собеседников на то, что хранители имели черты нескольких живых существ - голову Льва, тело Быка, крылья Орла и лицо Ангела (рога над головой в древней Месопотамии изображались только как знак небесных или святых существ - аналогично нимбу святых в средневековом искусстве). Таким образом, они были Совершенными Существами, синтезировавшими качества, символически обозначенными тремя животными - силой и упорством Быка, страстностью и бесстрашием Льва, зоркостью и видением Орла.




Теперь давайте посмотрим на третье изображение. Эта та самая листовка, которую описал П.Д.Успенский в "Поисках чудесного". Де Зальцман нарисовал ее в Тифлисе по инструкциям Г.И.Гурджиева, а Беннетт использовал на своих лекциях. Последние, впрочем, я бы читала, как говорится, с щепоткой соли, хотя там тоже много интересных вещей. Фотография очень плохого качества - но другой у меня, к сожалению, нет, поэтому опишу, что там изображено.

В центре находится круг, сформированный уроборосом - змеем, кусающим собственный хвост - символом любого циклического процесса. Внутри круга находится эннеаграмма, какой ее привел Успенский в своей книге. В вершинах треугольника 3-6-9 на эннеаграмме расположены три новозаветные Живые Существа - Лев (в точке 3), Бык (в точке 6), Орел (в точке 9). В каком-то смысле можно воспринимать их как выражение трех сил в человеке - чувств (эмоции), ощущений (тело) и разума (интеллект). От Орла видны только крылья и чуть-чуть голова, потому что его заслоняет лицо Ангела - четвертого Живого Существа.
Справа и слева от круга находятся символы двух противоборствующих сил в природе и в человеке - Дьявол и Архангел (может быть, Люцифер и Архангел Михаил?) - что занимательно, однако, оба с крыльями.

Лев и Бык на эннеаграмме также изображены в позах противостояния, они как бы сталкиваются лбами. Орел находится между ними в уравновешивающей позиции. Все три Живых Существа, с другой стороны, изображены так, как если бы все они были частями Ангела. Ангел как бы обнимает, вбирает в себя всех остальных. Если бы была возможность поместить изображение не на плоскость, а в трехмерном пространстве, Ангел был бы вершиной тетраэдра, расположенной в плоскости выше остальных трех точек, но равно связанной со всеми из них.




Не знаю, как вы, а я прочитала это так:

"Три Живыx Существа, находящиеся в правильном соотношении, порождают четвертое - Ангела, содержащего всех трех, но не являющегося ни одним из них."

Либо так: "Три Силы, сгармонизированные правильным образом и задействованные в правильное время, порождают результат, синтез Трех Сил - Одно".


"Над твердью голубой есть город золотой...."