Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Как можно человеком называть?..

Как части тела Божьего мы - женщины, мужчины,
Адаму свыше данной жизни плод единый.
Когда один из членов тела страждет, болен,
Другой не может быть в бесчувствии доволен.
Тебя, кому на боль чужую наплевать,
Скажи, как можно человеком называть?

Саади, Гулистан («Цветочный сад»)
(перевод АсСалам)

В большинстве идеологических и религиозных систем, с которыми имеет дело современное общество, человек, думающий о других, оберегающий ближних от боли и вреда, становится образцом нравственности и морали. А состояние постоянного служения людям, когда интересы других ставятся выше собственных  – уже практически святость, недостижимый идеал.

В глазах же великого персидского поэта 13-го века Саади из Шираза, как и других суфиев, служение ближнему, сострадание и забота о других – не достижение и не добродетель, а лишь обычное состояние того, кто вправе называть себя Человеком. Это состояние – не более чем минимум, первая ступень. Если ученик не дошел даже до нее – он пребывает на уровне, который суфии считают дочеловеческим.

Тот, кто прошел через подлинное переживание Единства, не предполагает, но – знает, что причиняя боль ближнему, он ранит сам себя. Развитое и очищенное тонкое тело попросту не даст человеку проявлять ненависть и злость, отзываясь острой физической болью на любые импульсы такого рода, идущие от самости.


Отпечатки в «Пещере Рук», Аргентина, сделанные около 13-ти тысяч лет назад. Эту фотографию когда-то поместил наш Учитель, предложив нам вместе поразмышлять над ней. Каждый из нас видел в отпечатках рук разное, но многие почувствовали, что Учитель хотел этим сказать. Эти руки – как части тела единого организма, который представляет из себя человечество. Как пальцы на руке, мы связаны друг с другом, даже если внешне кажется, что мы отдельны. Если один из «пальцев» вдруг загорится ненавистью к другим и почему-то захочет причинить им боль или уничтожить, вспыхнет болью вся рука! Даже мысль о другом человеке, сообществе, народе, посланная с ненавистью - убивает. И наоборот, поддерживая ближнего, отдавая ему любовь, человек спасает и себя.
Это не геройство, не добродетель. Это нормально.
Нормально, потому что мы люди.
Если мы - люди...

ЛЮБОВЬ РАБИЙИ

Любовь моя к Тебе о двух основах:
От страсти, и –
достойная Тебя.
В любви от страсти Твое имя вновь и снова
шепчу, Тебя единого любя.
В любви второй Ты мне даруешь чудо,
раскрыв завесы, видеть Лик Живой.
Ни за одну хвалы просить не буду –
Любовь и та, и эта мне даны Тобой.

Рабийя
(стихотворный перевод стихов Рабийи, приводимых здесь и далее - АсСалам)


Рабийя в молитве (кадр из фильма «Рабийя», Турция-Иран, 1993, здесь и ниже)

Рабийя аль-Адавийя - великая женщина-суфий, маленькими босыми ногами протоптавшая человечеству Путь Реализации Через Любовь.

Collapse )

СЕМЬ ДОЛИН АТТАРА

Не вечный образ твой, не преходящий.
Лик подлинный свой человек не знает,
Зрит облик в зеркале ненастоящий –
Мираж, что гладь металла отражает.

Пред зеркалами тяжело вздыхаешь,
Поверхность гладкую дыханием туманя.
Дыханье скрой – как если ты ныряешь,
Подобно перл ловцу, в безбрежном океане.

Разрушит даже малое движенье
Мелькнувший в зеркале твой образ настоящий.
Бездвижный и с дыханьем в затаеньи,
Не мертвым будь,
не бодрствующим,
не спящим.
Не будь ничем.
Ведь то, чего желаешь,
Что ты искал, все обойдя на свете,
Обрящешь, только если потеряешь
себя в Возлюбленном...
Ты просто станешь этим.

Фарид-ад-дин Аттар
(перевод АсСалам)


Вид из окна теккии, Дарья-Нур, Бразилия, 2015

Следует понимать, что метафоры в стихах суфийских поэтов - не только красивый оборот речи. Они - оставленная нам карта Пути, описание внутренних процессов, руководство к действию. Поэзия Аттара, его Работа (амал) и его практика – неразъемлемое целое.

Фарид-aд-дин Аттар родился в окрестностях Нишапура - одного из духовных центров Персии того времени. Считается, что псевдоним «Аттар», что означает «фармацевт» или «парфюмер», происходит от его профессиональной принадлежности (в средние века изготовлением духов и лекарств занимались одни и те же люди). Однако, как мы знаем, происхождение прозвищ великих суфиев не случайно и всегда отражает их особую роль в системе Традиции. На тайном языке суфиев Аттар означает «Алхимик» или «Мастер Эссенций» - тот, кто извлекает экстракт, вытяжку из первичного сырья, осуществляет алхимическое преобразование обычных субстанций в эссенции духа. Упражнения, где используется задержка дыхания - часть практик внутренней алхимии.
Collapse )

ХАЙ ИБН-ЯКЗАН: «ЖИВОЙ, СЫН БОДРСТВУЮЩЕГО»

...Есть, как говорят наши благие предшественники, в Индийском океане некий необитаемый остров, что, благодаря своему положению под экватором, обладает самым полным предрасположением для жизни. Напротив того острова, говорят они, находится другой – огромных размеров и населенный людьми, в коем жил царь весьма гордый и ревнивый. У царя была сестра, красоты столь ослепительной, что, не найдя ни в ком достойного ей супруга, самодержец отказывал всем, кто добивался ее руки. Был у царя приближенный по имени Якзан. Втайне от царя, он связал себя с его сестрой брачными узами, кои допускались принятым у них тогда вероучением, и та родила от него сына.

В страхе, что тайна ее обнаружится, и царь уничтожит дитя, уложила царская сестра чадо свое в крепко сколоченный ларь и, с сердцем, изнывающим от нежности и трепета, с наступлением ночи понесла его к берегу моря. Прощаясь с ребенком, она сказала: «Боже Всемилостивый! Предаю чадо благой воле Твоей, из страха пред царем свирепым, жестокосердным и своевластным. Так будь же с ним и не покидай его, о милостивейший из милосердных!» С тем и ввергла она дитя свое в море.

Случилось так, что ларь прибило к берегу того самого необитаемого острова. Крики ребенка дошли до слуха газели, что потеряла перед тем детеныша. И стала газель с тех пор пестовать человеческое дитя и вскармливать, оберегая от напастей, пока ребенок не вырос...

...Так начинается история о Хайе ибн-Якзане, что на арабском и семитских языках означает «Живой, сын Бодрствующего». В этом варианте она была рассказана мавританским суфием Абу-Бакром Ибн-Туфайлем (больше известным на западе под именем Абубацер), родом из Кадиса, служившем врачом и визирем у правителей Андалусии и Марокко в 12-м веке. До Ибн-Туфайля о Хайе ибн-Якзане рассказывал также Ибн-Сина (Авиценна), однако сюжеты их историй и сами главные герои значительно отличаются.

Повесть Ибн-Туфайля через мавританскую Испанию стала широко известной в Европе и, как полагают, легла в основу романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». (Возможно, принадлежность Дефо к европейской Традиции через орден Вольных Каменщиков сыграла в этом ключевую роль).

Но вернемся к истории спасенного ребенка, которого Ибн-Туфайль и назвал Хай ибн-Якзан...

Collapse )

ГУРДЖИЕВ О ДВУХ ВИДАХ СОЗНАНИЯ

Ни один Искатель не может надеяться на реальные изменения, пока не начнет работу с той частью себя, которую называют сущностью или внутренним существом. Все, через что он проходит до этого момента – увлеченность идеями, сбор информации, чтение и размышление над концепциями - лишь прелюдия, «ослик, который подвозит к двери»... хотя и без «ослика» не обойтись.

В книге «Взгляды из реального мира» Г.И.Гурджиев писал:

«Вам необходимо понять, что в каждом человеке есть две совершенно отдельные части, как бы два разных человека - его сущность и его личность.


Фрагмент тотемного столба салишей, коренной народности западного
побережья Канады. Источник фотографии


Collapse )

СЕШЕТ

При обсуждении заметки о единой основе геометрии двух великих пирамид - в Египте и в Мексике, мой Друг сказал: «Я застрял в стереотипе, что математиками могут быть только мужчины». Дело в том, дорогой Друг, что мы все застряли в этом стереотипе, и причина - не в неравенстве полов, a в аспекте сознания, связанном с левым полушарием мозга, который все человечество на несколько тысяч лет приняло как доминирующий.

Однако так было не всегда

…Когда-то, около 5-6 тысяч лет назад, в Древнем Египте покровительницей науки чисел, геометрии, астрономии, определения ориентации зданий, строительства храмов, исчисления времени и письменности было женское божество по имени Сешет (Сесат, Сешат или Сешeта).

Сешет - очень древняя богиня, часто именуемая «Изначальной», и иероглифический символ, обознающий ее имя - один из самых старых. Появление Сешет относится к самым ранним этапам древнеегипетской цивилизации. У нее не было отдельных храмов и святилищ, хотя, судя по некоторым косвенным сведениям, существовали жрицы Сешет.


Этот рельеф из храма Амона в Луксоре относится к периоду около 1250 г. до н.э. и изображает Сешет, записывающую годы правления фараона на твердой ости из пальмового листа. Весьма примечателен семичастный символ над головой Сешет - ее отличительный знак. Возможно, он является указанием на Закон Семи или октав, основу всех космических законов. В середине семилепесткового символа - изображение пентаграммы. Cпустя 750 лет после того, как луксорский скульптур вырезал этот знак математического совершенства и квинтэссенцию Золотой Пропорции, Пифагор использовал тот же символ в качестве опознавательного знака для последователей тайного учения о числах, принесенного им из Египта.

Collapse )

КВАДРАТУРА КРУГА: ПЕРВЫЙ МАСОНСКИЙ КЛЮЧ

Геометрия притягивает душу к истине и являет суть картины мира.

(Платон)


Я изучаю сакральную геометрию в течение двадцати лет и могу сказать, что она не так сложна, как кажется (впрочем, по словам Леонардо Да Винчи, «простота – верх сложности»). Когда ученик усваивает, как разумом, так и чувством, суть окружности, прямой линии и нескольких пропорций – √2, √3 и √5, числа пи (π), числа фи (ф) или Золотой Пропорции – он овладевает основами этой науки.

Если человеческое сознание в состоянии хоть как-то приобщиться к тайнам жизни и тайнам Вселенной, то сакральная геометрия – наилучшее средство для этого. Изучение ее – путь к примирению разума и интуиции, единственный способ заставить голову принять то, что и так знает сердце. А что, собственно, знает сердце?

Что все в мире едино и создано по одному Узору, а мы – часть этого Узора.

*****

В сакральной геометрии, как и в Творении, все начинается с круга.

Круг представляет духовный мир до его схождения в материю. Окружность имеет одну-единственную сторону, все точки которой находятся в одинаковом положении относительно центра. Окружность или сфера содержит все возможные формы и все возможные соотношения. Это Яйцеклетка Творения или человеческая яйцеклетка – неважно. А что такое яйцеклетка? - только возможность жизни...  Но еще не жизнь.

Единый Дух никогда не выйдет в проявление, просто бесконечно расширяясь. Яйцеклетка никогда не станет полноценной жизнью, просто увеличиваясь в размерах. Чтобы начать жить, и то, и другое должны разделиться, дифференцироваться. И Дух, и яйцеклетка начинают делиться: вначале надвое, затем еще надвое, еще... пока не образуется восемь маленьких сфер – первичных клеток.

(Этот процесс красиво показан в книге Друнвало Мелхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни». Я считаю Друнвало своим учителем сакральной геометрии, не только благодаря его книгам, но и опыту участия в его семинаре. Он – очень древний и высокий дух, с полностью развитой сущностью и «внутренним оком». Я всегда буду у Великого Геометра в долгу за все, что было получено от этой по-детски чистой, мудрой и щедрой души).



Процесс деления первичной сферы Духа, отраженный в делении яйцеклетки

Collapse )

БРАТСТВО САРМУН-«ПЧЕЛ» И ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ ТРАДИЦИИ

Знание не может принадлежать многим, тем более всем.
Такую идею высказал П.Д.Успенский в книге «В поисках чудесного», излагая учение Г.И.Гурджиева. Далее он продолжает о том, что знание материально, то есть в данном месте и в данное время существует определённое его количество. Если это ограниченное количество распределить между миллионами людей, каждый индивид получит очень немного, и эта малая толика знания ничего не переменит ни в его жизни, ни в его понимании. Хотя такое положение вещей кажется несправедливым, фактически, большинство людей сами не стремятся ни к какому знанию и не пытаются приобрести даже ту малую часть, которая им доступна.

Приобретение или передача истинного знания требует огромного труда как со стороны того, кто получает, так и со стороны того, кто даёт. Однако передать знание силой невозможно - тот, кто желает получить знание, должен приложить первоначальные усилия сам. В то же время важно понять, что человек может взять знания только у тех, кто им обладает.

Идеи о том, что знание подобно субстанции, которую можно хранить и распространять, Гурджиевым, по-видимому, были восприняты во время его пребывания в монастыре Братства Сармун.

В книге «Встречи с замечательными людьми» Гурджиев рассказывал о раскопках, произведенных им с товарищем в руинах древней столицы Армении - Ани, где они нашли несколько пергаментов, в которых упоминалось Братство Сармун. Согласно древнеармянской книге Мерхават, Сармунское Братство, также называемое «внутренним кругом человечества», впервые появилось в древнем Вавилоне в III тысячелетии до н.э.

Несколько последующих лет Гурджиев провел в поисках таинственного братства, и, наконец, в 1898 году из Бухары, при помощи проводников и с завязанными глазами, они с другом попали в главный монастырь Братства Сармун на севере Афганистана - основной источник самых глубоких откровений Гурджиева, переданных им символов (в частности, эннеаграммы) и священных танцев.


Николай Рерих. «Горная обитель», 1933
Collapse )

МИСТИЧЕСКАЯ АЛЬГАМБРА: Часть 3. Маленькие cекреты великих Мастеров

Часть 1
Часть 2

ОДУШЕВЛЕННЫЙ КАМЕНЬ

В Части 1 мы говорили о том, что несравненная Альгамбра была построена из самых дешевых материалов - глины, кирпича и штукатурки.  Kак при помощи таких простых средств создавалось место Силы?

Мастера Традиции исходят из того, что энергия, излучаемая человеком в высших состояниях сознания, может быть сохранена и как бы «наслоена» на носители из любых естественных материалов. Благодаря закону притяжения подобного к подобному, место постепенно «одушевляется». Накапливаясь, заряд этой энергии создает задел, доступный другим людям, при условии, что те войдут с ней в гармонию, контакт (lock-on).

Рельефный орнамент на стенах Альгамбры многократно увеличивает площадь их поверхности, что позволяет «наслаивать» гораздо больше.


Collapse )